Современные «стекляшки» проиграли сталинской высотке. Заседание Общественного совета при мэре Москвы 30 января

Прошедший в пятницу Общественный совет положительно ответил на 6 из 7 предложений повестки. На Воздвиженке появится новое книгохранилище РГБ, будет реорганизована территория Краснопресненского района, над станцией метро «Улица 1905 года» вырастут высотки, Измайловский гостиничный комплекс получит новый корпус, в Останкино выстроят медиацентр НТВ, а на Валовой улице все-таки возникнет странное здание, соединяющее хлебозавод с административными службами. Исключением стал лишь высотный комплекс на Кутузовском проспекте, показавшийся там слишком одиноким.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Здание для размещения организаций и служб по обслуживанию населения с подземной автостоянкой и корпусом хлебозавода
Россия, Москва, Валовая, д. 37, стр. 1-6, ЦАО.

Авторский коллектив:
ООО «ТПО Резерв». Архитекторы: Плоткин В.И., Деева И.В., Казаков Д.В., Романова А.С., Анохина Н.Б., Анохин И.А., Колосовский С.И., Шершова М.В.

2007 — 2008

Заказчик: ЗАО "Управление по строительству № 111"

Первым совет рассмотрел новое здание книгохранилища РГБ (Моспроект-5, С.Б. Ткаченко), бывшей Библиотеки им. Ленина, которое планируется построить на месте Воздвиженского монастыря, собор которого, замечательный памятник поздней «нарышкинской» архитектуры, был снесен в 1930-е (Воздвиженка, 7/6). На этом месте сейчас вечный забор с рекламным щитом и подземный переход. Напротив, через улицу – призрак Военторга, душевная боль всей культурной Москвы. Под землей же на месте предполагаемого строительства – целых 3 туннеля метро, которые мешают подземному строительству. Зато, как прозвучало на совете, в здании книгохранилища планируется открыть новый выход из «Боровицкой».

Кстати сказать, идея построить книгохранилище существует с советских времен, но ожила она примерно полтора-два года назад – в августе 2007-го примерно такой же проект («Моспроект-5», Сергей Ткаченко) был показан ОЭРГ, которая больше не собирается. Во всяком случае макет, который продемонстрировали в пятницу, определенно тот же самый. Правда, в самом верхнем его объеме пропилили три неглубоких желобка, которые в 2007 были лишь слегка намечены. Что, вероятно, сделано для облегчения силуэта. ОЭРГ полтора года назад отправила проект не доработку. Тогда прозвучали следующие возражения: новое здание, ограниченное по высоте 32 метрами, слишком хорошо просматривается отовсюду; на этом месте надо провести археологические раскопки (что логично); надо согласовать проект с Метрогипротрансом (тоже логично); и показать Методсовету при Минкульте. Но Методсовет примерно с тех пор как раз и не собирается. Так что показали или нет, осталось неизвестным. К сожалению и о раскопках тоже ничего не известно, а вот это уже печально. Хотелось бы, чтобы были раскопки. Судя по образовавшемуся в проекте выходу из метро, с Метрогипротрансом его, видимо, согласовали. На совете также прозвучало, что новое книгохранилище также будет связано под землей и с основным зданием библиотеки.

Обсуждение проекта сосредоточилось на ландшафтно-визуальном анализе, доказывающем незаметность здания и на архитектурном стиле. Как заверил Александр Кузьмин, с главной панорамной точки обзора – моста напротив Пашкова дома, нового здания видно не будет (что, вероятно, правда – с этой точки зрения его должно загораживать старое книгохранилище «Ленинки», большая серая пластина по Староваганьковскому переулку).
 
Архитектурное решение, представленное на уровне предпроекта, предложило 2 варианта – модернистскую усеченную пирамиду или здание с тонкими пилонами, решенное в эстетике библиотеки В.Щуко / В.Гельфрейха. Юрий Лужков, согласившись в целом с предложением, заинтересовался архитектурным образом и призвал «продолжить линию архитектурных решений 1930-х, что сложило бы весь этот микрорайончик в единый ансамбль». Таким образом проект «прошел», и кажется, в том самом варианте, который эксперты смотрели в 2007-м (ну, или очень-очень похожем).

Следуя принципу удаления от центра, вторым по счету обсуждали развитие градостроительного плана Краснопресненского района (Моспроект-2, М.Г Леонов), единственного из 10 районов ЦАО, вопрос о котором остался неясным из-за включенного в него «Большого Сити». По словам Александра Кузьмина, большая часть района сформировалась, и здесь не планируется никаких вторжений, только капремонт, реставрация, межевание, благоустройство. Преобразуются, главным образом, зоны, примыкающие к железной дороге, производственные участки и 5-тиэтажная застройка. Перепланирование в итоге дает возможность выстроить тут дополнительных 300 тыс. кв. м. жилья. Основная загвоздка – по части транспорта, который не выдерживает заложенного в проекте количества офисных площадей, где только на «Сити» приходится 3 млн. кв.м. Кузьмин видит выход в перепрофилировании офисов, например, в гостиницы. Процесс уже начат, административное здание у Белого дома решили не строить, оставив и модернизировав существующий стадион. На это Юрий Лужков прямо и бесповоротно заявил, что «строить офисные площади на территории Пресни мы вообще не будем», на чем вопрос, собственно, и был исчерпан. Единственное, чем был недоволен мэр, это отсутствием в районе набережных – этим, по словам Юрия Лужкова, и надо заниматься, и средств не жалеть.

Однако беспокойство вызывает и еще одно – судьба уникальных кварталов жилой застройки 1920-х-1930-х, памятников конструктивизма. Неизвестно, попали ли они в зону стабилизации или их будут сносить. Заметим, что часть из них ныне доведена до такого состояния, что по мнению префектуры они восстановлению не подлежат. Александр Кузьмин, между тем, сомнений не развеял, ответив на вопрос как-то неопределенно – часть жилмассивов подлежит капремонту. Что будет с остальными, осталось неясным.

Самым дискутируемым на совете оказался проект высотного комплекса на Пресненском валу, над станцией метро «Улица 1905 года». Вокруг этого места, как выяснилось, спорят уже много лет, еще в горбачевские времена здесь предполагалось строительство русско-английского дома, потом делового центра, последним вариантом, который был вынесен на нынешний совет, стала гостиница с апарт-отелем. Проект мастерской № 5 «Моспроекта-2» представляет собой три каплевидных в плане башни 17-24 этажей, вырастающих из стилобата округлых очертаний. В сравнении с предыдущими вариантами, они заметно понижаются, приближаясь к окружающей жилой застройке. По словам Александра Кузьмина, площадь вокруг метро все-таки тяготеет к старому городу, и за исключением будущего Арабского центра, где этажность подскакивает, подчеркивая проходящее рядом Третье кольцо, в остальных местах она более сдержанна.

Сама по себе возможность строительства чего-то крупного на этой площади не вызвала сомнений у членов совета, а вот насчет того, каким именно оно должно быть, достичь договоренности так и не удалось. По мнению Юрия Платонова, пространственная композиция нынешнего комплекса безнадежно проигрывает по сравнению с «невероятной красоты силуэтом» краснопресненской сталинской высотки: «Мы кроме горизонтальных и скошенных крыш не знаем будто бы ни одного приема, бесконечно тиражируя «Сити»». Платонов призвал отойти от безликого модернизма в пользу более московской, тектоничной композиции. В том, что проектирование идет куда-то не туда, уверен и Александр Кудрявцев. Постоянное неудовлетворение от проектов происходит, по его мнению, оттого, что «здания все время демонстрируются через высоту. Мы идем поперек сложившегося ощущения этого пространства, которое представляет собой скорее воронку, а ее хотят вывернуть наизнанку». Александр Кудрявцев предложил изменить программу, усложнив ее архитектурно. Андрей Боков покритиковал проект за его «недоступность» в смысле отсутствия открытого общественного пространства, что уместно где-нибудь на МКАДе, но никак не в центре города. Юрий Гнедовский со своей стороны предложил найти лучшее решение при помощи конкурса.

Мэр согласился с тем, что для этого места нужно делать что-то серьезное. Вместе с тем он отметил, что принятые объемы возможны, равно как и гостиница в них. Относительно архитектуры Юрий Лужков высказался против очередного небоскреба, «как на Манхеттене», и поддержал идею конкурса. В том, что общественное пространство внизу полезно городу и не мешает работе гостиницы, мэр уверен, указав на опыт удачного решения первого этажа реконструированной гостиницы «Москва».

Следующим обсудили проект развития гостиничного комплекса Измайлово (ПФ "Градо", В.Р. Лутц), построенного к Олимпиаде 1980 года, а потому устаревшего в плане инфраструктуры. Комплекс состоит из 4 корпусов, и владелец хотел бы получить еще один, под апарт-отель. Но поскольку новое здание будет стоять ближе к исторической зоне, церкви Покрова и стенам XVII в., некогда входившим в ансамбль дворца царя Алексея Михайловича – то корпус «положили на бок», получив 11-этажную пластину. Спортивно-рекреационный, общественно-деловой центр и остальные новшества, призванные осовременить советскую инфраструктуру, решили убрать в стилобатную часть, реконструировав ее у существующих корпусов.

Мэр не возражал и проект одобрил, но с поправкой, что на близлежащей Южной аллее разместятся дополнительные парковки. Виктор Логвинов, правда, не усмотрел в проекте архитектурных решений, качественно меняющих унылое окружение в пользу озеленения, например, и предложил над этим поразмыслить.

Самым интересным с собственно архитектурной точки зрения оказался проект медиацентра телекомпании НТВ. Его предполагается возвести на пустующем участке, рядом с останкинским телецентром, между Аргуновской и Новомосковской улицей. Несмотря на обозначенные в повестке «предпроектное предложение к размещению», проект выглядит вполне завершенным. Немецкое бюро Atelier Achatz Architects придумало нечто любопытное. В плане медиацентр – это прямоугольник, но с деформированными, как бы вытянутыми углами, вроде растянутого одеяла. Сторона, обращенная к Новомосковской улице, где расположен вход, срезана волнообразной линией, сверху в нее вставлен слоистый объем – «козырек» входа, который уравновешивается выносом острой угловой «консоли» слева.

На макете объем похож на кристалл или вырубленную глыбу льда с острыми невертикальными гранями. Сам объем распадается на два, как бы врезанных друг в друга и контрастных по своей фактуре и плотности. Его передняя сторона стеклянная, вся перевитая причудливой «паутиной», а «задники», где располагаются студии, сделаны из непрозрачного материала, напоминающего дерево. Здание имеет стеклянную крышу с причудливым «фонарем». Проект в целом красивый, очень европейский, логично подхватывающий тему телецентра, осовременивая ее.

Главный вопрос тут заключался в высоте здания из-за восприятия близлежащей усадьбы Останкино. Но поскольку, как отметил Александр Кузьмин, нынешний вариант медиацентра соответствует параметрам окружающей застройки, никаких возражений он не вызвал, разве только победные возгласы делегации НТВшников.

Единственная неудача постигла проект многофункционального комплекса «Регион» на Кутузовском проспекте (ООО "НАТАЛ", С.Б. Ткаченко). Этот комплекс проектировался в рамках уже выносившейся как-то на совет градостроительной концепции развития всего Кутузовского проспекта и Можайского шоссе, от триумфальной арки и до самого МКАДа, который победил в конкурсе. Однако в ней произошли некоторые изменения: были исключены две запланированные ранее высотки в пользу развития природной территории. Александр Кузьмин продемонстрировал это на макете, выдернув из него два домика – так называемый Дом рыбака и гостиницу на месте автозаправки.

В итоге от задуманных в градостроительной концепции высоток осталось только здание «Региона» рядом с метро «Славянский бульвар», представленное авторами в виде стеклянного слитка треугольной формы, обращенного острой гранью к Кутузовскому проспекту. С резкой критикой его выступил Михаил Посохин, указавший на странность башни, одиноко торчащей посреди пятиэтажной застройки. По мнению Михаила Посохина, есть два варианта развития этой территории, либо все 5-тиэтажки снести и создать новую среду, либо осмысленно формировать силуэт здания, причем не одного, а нескольких. И если уж идти по второму пути, то нужен, по его словам, градостроительный замысел, который мог бы сформировать композицию въезда. К этому замечанию присоединились Юрий Григорьев и Юрий Платонов, удивившийся, почему от работы Москомархитектуры по застройке всего луча сегодня опять пришли к фрагментарному проектированию.

Доводы членов совета убедили Юрия Лужкова отказаться от проекта в таком виде, как «неуместного, непонятного, взрывающего всю градостроительную среду». Александр Кузьмин в свою очередь попросил включить этот объект в совместную с НИиПИ Генплана работу по разработке Кутузовского узла, на что мэр возражать не стал.

И наконец последний объект – здание на Валовой улице Владимира Плоткина (ТПО "Резерв"), уже побывавший на прошлом совете, мэр не глядя постановил по композиции принять, а его функциональную начинку решать архитекторам вместе с префектом.

Проект нового здания РГБ, Воздвиженка 7/6, стр. 3. ООО ЭПИ «Моспроект-5». Арх. Ткаченко С.Б., Суслин Д.Л. Кокошкин А.П.
Проект нового здания РГБ, Воздвиженка 7/6, стр. 3. ООО ЭПИ «Моспроект-5». Арх. Ткаченко С.Б., Суслин Д.Л. Кокошкин А.П.
Проект нового здания РГБ, Воздвиженка 7/6, стр. 3. ООО ЭПИ «Моспроект-5». Арх. Ткаченко С.Б., Суслин Д.Л. Кокошкин А.П. Макет.
Актуализация градостроительного плана развития территории Пресненского района ЦАО. ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина. АРх. Посохин М.М., Остапенко В.С., Боде Б.В.
МФК на Пресненском валу, вл.1/2. ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохиа., маст. №5. Арх. Леонов М.Г., Лелякина И.И. Макет.
МФК на Пресненском валу, вл.1/2. ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохиа., маст. №5. Арх. Леонов М.Г., Лелякина И.И.
МФК на Пресненском валу, вл.1/2. ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохиа., маст. №5. Арх. Леонов М.Г., Лелякина И.И.
Концепция развития туристских гостиничных комплексов в Измайлово, Измайловское ш., 71. ЗАО «ПФ »Градо". Арх. Лутц В.Р., Долгополов А.В., Рублев В.А. и др.
Медиацентр НТВ, Новомосковская ул., вл 18-22. Atelier Achatz Architects (Германия), ОАО «Моспроект». Арх. (сопровождение) Серов Е.Л., Ерохин М.Б. Макет.
Медиацентр НТВ, Новомосковская ул., вл 18-22. Atelier Achatz Architects (Германия), ОАО «Моспроект». Арх. (сопровождение) Серов Е.Л., Ерохин М.Б. Макет.
Медиацентр НТВ, Новомосковская ул., вл 18-22. Atelier Achatz Architects (Германия), ОАО «Моспроект». Арх. (сопровождение) Серов Е.Л., Ерохин М.Б. Макет.
МФК «Легион», Кутузовский проспект, вл. 74. ООО «НАТАЛ». Арх. Ткаченко С.Б., Марова Н.А., Лосев А.Г. Макет.
МФК «Легион», Кутузовский проспект, вл. 74. ООО «НАТАЛ». Арх. Ткаченко С.Б., Марова Н.А., Лосев А.Г.
Градостроительная концепция развития Кутузовского проспекта. Проект-победитель. Макет.
Здание для размещения служб по обсуживанию населения с корпусом хлебозавода, Валовая ул., 37, стр.1-6. ООО «ТПО Резерв». Арх. Плоткин В.И., Деева И.В., Романова А.С. Макет.
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Здание для размещения организаций и служб по обслуживанию населения с подземной автостоянкой и корпусом хлебозавода
Россия, Москва, Валовая, д. 37, стр. 1-6, ЦАО.

Авторский коллектив:
ООО «ТПО Резерв». Архитекторы: Плоткин В.И., Деева И.В., Казаков Д.В., Романова А.С., Анохина Н.Б., Анохин И.А., Колосовский С.И., Шершова М.В.

2007 — 2008

Заказчик: ЗАО "Управление по строительству № 111"

31 Января 2009

ТПО «Резерв»: другие проекты
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.