English version

Небесная тектоника

Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Мастерская:
ТПО «Резерв» http://www.reserve.ru
ГК «ОЛИМПРОЕКТ» http://www.olimproekt.ru/
Проект:
ЖК «Небо»
Россия, Москва, Мичуринский проспект, 56

Авторский коллектив:
Архитекторы: В.Плоткин, С.Гусарев, С.Чернышева, А.Бутусов, А.Шумакова, И.Никуленкова, Ю.Литвиненко, Е.Солонкина
Инженеры: С.Щербина, И.Барабаш, М.Макаров

2017 / 2019 — 11.2020

Девелопер: Capital Group
Заказчик: «Стройпроект»
Сотрудничество: «ГК «Олимпроект» (корректировка проекта)
Три башни ЖК бизнес-класса «Небо», сданного в эксплуатацию только что, в ноябре 2020, расположены в «самой середине» престижного московского юго-запада, между станциями метро Мичуринский проспект и Раменки, в 388 метрах по прямой от трассы Мичуринского проспекта и на границе зеленой зоны, в излучине реки Раменки. В 10 минутах езды – МГУ и несколько крупных парков. Словом, он очень хорошо расположен. К востоку от территории комплекса строится многофункциональный медицинский центр по проекту другого бюро.

Участок – 2,7 га на крайнем западном углу 23 микрорайона Раменок, до начала строительства пустовал. К востоку от него, в составе советского микрорайона, чередуются кирпичные пятиэтажки конца 1950-х, панельные 12-этажки и 14-этажные «башни» начала 1970-х. В центре микрорайона и в двух шагах как от нового комплекса, так и от проспекта – пруд Раменки, довольно большой и окруженный аккуратными травянистыми валами. Микрорайон сложившийся и в целом тихий, а река с высокими заросшими берегами, которая поворачивает под углом, очерчивая естественную природную границу с юго- и северо-запада, создает ощущение встречи городской застройки с каким-то иным миром, как будто здесь внезапно заканчивается Москва. На этой-то границе, в углу поворота реки, и поставлен ЖК «Небо».
Новый комплекс, спроектированный и реализованный Владимиром Плоткиным и ТПО «Резерв» – иного масштаба. Если посмотреть в целом, он где-то в 5 раз выше своего микрорайонного окружения. В двух башнях – 52 этажа, в третьей 51, высота – 176 метров, что всего на 3 метра меньше высотных ограничений по визуально-ландшафтному анализу.

«Небо» – отчетливый акцент, хорошо заметный издали, с Аминьевского шоссе и улицы Лобачевского, а особенно с эстакады проспекта Генерала Дорохова, где он возвышается над деревьями, еще не освоенными девелопментом промзонами и полями городских гаражей. Отсюда его симметричная композция читается очень ясно.
ЖК «Небо», вид с севера, со стороны проспекта Генерала Дорохова
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Юго-запад, как известно, давно и хорошо знаком с высотным жилым строительством. Несколько высотных комплексов строятся и поблизости в радиусе 1-2 километров. Однако сам район Раменки-23 заполнен жилыми домами и кроме того огражден рекой, так что можно предположить, что ЖК «Небо» останется здесь единственной доминантой, флагманом. Что хорошо, поскольку при достаточно большой высотности (не 250 и не 400, но все же почти 200 м) он не «давит» ни при рассмотрении издали, ни вблизи – разве что заставляет поднять глаза. Что, определенно, – заслуга стройных пропорций, обилия стекла и белого цвета, тонкой легкой сетки фасадов.
ЖК «Небо»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Три жилые башни собраны в симметричную композицию на почти квадратном в плане двухъярусном стилобате: две выстроены над рекой вдоль кромки северо-западного фасада, третья поставлена перпендикулярно им по оси симметрии основания. Получается строгая Т-образная композиция, основанная на сопоставлении подобных фигур, со свободным пространством в центре. Решение, характерное для творчества Владимира Плоткина, чьи эксперименты с лаконичной геометрией поворота и зеркалирования, также как и расстановкой подобных фигур в рамках ансабля достаточно хорошо известны (к примеру, так, через поворот подобных фигур, но под углом не 90°, а 180°, решена композиция офиса «Аэрофлота» в Шереметьево).
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    Корпус 1-3. Типовой этаж
    © ТПО «Резерв»

Каждая из башен в плане – не квадрат, а прямоугольник спокойных пропорций 8/10, с небольшими уступами-«талиями» по центру узких сторон. Торцы стеклянные, а протяженные стороны подчинены белой сетке вертикальных пропорций. Линии, вырастающие из той же сетки, подчеркивают ризалиты торцов тонкими белыми обводами, отчего объемы кажутся составленными из двух пластин, склеенных, «как печенье», стеклянной прослойкой.
  • zooming
    ЖК «Небо» со стороны Раменского пруда
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК «Небо» со стороны ул. Лобачевского
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

«Пластинчатость» делает башни стройнее и подчеркивает протяженность их объемов, но не только. Здесь требуется небольшое отступление: дело в том, что, если взглянуть на контекст застройки всего московского юго-запада в целом, несложно заметить разреженную, но связанную общими подходами сеть акцентных зданий советского модернизма, семидесятых и восьмидесятых годов XX века. Среди них Дом туриста на Ленинском проспекте, башни архитектора Евгения Розанова на проспекте Вернадского и здания общежитий МГУ там же. Все они высотные, точечные, башенные; многие экспериментируют с двухчастной пластинчатостью, используя уступ между узкими ризалитами как тонкую стройную вертикаль. Уделяют много внимания стилобатам, которые подчас вырастают из развитых подземных конструкций. Многие из них крестообразны в плане и почти все, исключая разве что меридиональные башни Дома туриста, вторят диагональным линиям проспектов юго-запада, размечая здешние просторы как некая версия плана Вуазен. Эти здания образуют модернистский костяк юго-запада, точки силы, чья энергетика впоследствии не получила развития, а во многом даже заросла хаотично размножившимися «грибами» (по терминологи Дарьи Парамоновой), – но все же еще ощущается.

Так вот, многие свойства модернистских доминант юго-запада Москвы уловлены и интерпретированы в башнях ЖК «Небо». О пластинчатости и стройности башен уже сказано, но и расположение крыльев напоминает крест, с той лишь разницей, что в центре пересечения линий не объем, а пространство, и, кроме того, северное «крыло креста» отстутствует. Характерную композицию здесь как будто разобрали поэлементно, сохранив, однако, основные подходы и направления, так что ЖК «Небо» становится еще одним акцентом юго-западной «сети».
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК «Небо»
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Жест, таким образом, представляется контекстуальным в гигантском масштабе нескольких километров, а не ближайших сотен метров. Хотя некий «якорь» присутствует и поблизости – крестообразный дом 1980 года на Мичуринском проспекте: если смотреть с юга, три башни выглядят его увеличенной версией, разделенной в пространстве.
Проект, встройка, вид с Мичуринского проспекта. Справа жилой дом 1980 года с крестообразным планом. Слева ЖК «Небо»
© ТПО «Резерв»

Здесь можно заметить, что строго-диагональная ориентация участка и, как следствие, домов, поддержана не только линией проспекта и градостроительной сеткой ЮЗАО, но и изгибом реки Раменки, нарисованным природой почти что по линейке.

Поворот 45° к меридиану оказался удобен для естественного освещения квартир: здесь нет стен, обращенных прямо на север, и световой контур башен используется с максимальной эффективностью. Кроме того, расстановка корпусов треугольником со значительным пространством между ними исключает прямой взгляд окна-в-окна, что также правильно для жилого комплекса.
Ситуационный план. ЖК «Небо»
© ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Квартиры сгруппированы по световому контуру вокруг мощного лестнично-лифтового ядра: две лестницы, пять лифтов. Набор предложений разнообразен, вплоть до 4-комнатных квартир, что соответствует бизнес-классу жилья. Высота потолков 3,3 м, в первых этажах 4,5 м. Перед входом лоджия, за ней двусветный вестибюль с ресепшном, сбоку общественная зона с вай-фаем.
  • zooming
    1 / 4
    1 этаж. Корпус 2
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»
  • zooming
    2 / 4
    Типовой этаж. Корпус 2
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»
  • zooming
    3 / 4
    52 этаж. Корпус 2
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»
  • zooming
    4 / 4
    Стилобат на отметке -5,42. ЖК «Небо»
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Но обратимся к стилобату. Он вписан в склон с перепадом высот 8 метров с юго-востока на северо-запад, от жилого района к реке. Поэтому со стороны микрорайона стилобат возвышается над уровнем земли всего на полтора метра, и на первый уровень парковки можно въехать с боковых сторон по прямой, без пандуса. Но поскольку двор приподнят, это естественным образом делает его безопасным и свободным от машин.

От северо-западной кромки стилобата начинается крутой склон к реке, то есть дом, если смотреть с этой стороны от реки, практически вырастает из склона, как своего рода форт, двумя северными башнями, чьи фасады продолжают плоскость стилобата. С этой стороны в два яруса стилобата встроена вереница офисных помещений, вытянутых вдоль северо-западного фасада. Перед ними в нижнем ярусе – протяженная площадка, в верхнем ярусе галерея-балкон, на который ведут открытые лестницы. Таким образом здесь, с тыльной стороны комплекса, над рекой – не задворки, а фрагмент делового городского пространства с собственной рекреационной зоной, выходом на воздух и даже на простор, поскольку вид на реку и «полупромышленный полугород» за ней по-московски неплох, здесь как минимум много деревьев.

В нижние этажи двух башен, центральной и восточной, встроен детский сад кратковременного пребывания, развивающие группы на 75 человек. Между башнями расположена игровая площадка детского сада, а открытый восточный угол стилобата занят циркульной конструкцией с амфитеатром.
Схема генплана. ЖК «Небо»
© ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Благоустройство кровли стилобата, которая служит приватным двором домов – современное, с детскими и спорт-площадками, воркаутом, геопластикой, разнообразными растениями, включая крупные деревья от лип до сосен в специальных углублениях с дренажом. Подняться на стилобат можно по лестницам и пандусам, по которым во двор заезжает и спецтехника. По краям пандусов и пространства двора – белые бетонные огражения, в некоторых местах со стеклянными вставками. Тени деревьев на них – отдельный предмет любования сочетанием природных форм и лаконичного современного дизайна нового фрагмента городского пространства.
  • zooming
    1 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Двор зонирован как вереницами растений, так и бетонными пилонадами, чей очень простой рисунок перекликается с сеткой фасадов и выглядит его логичным продолжением в пространстве.
ЖК «Небо»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Восемнадцать нижних этажей во всех трех башнях объединены вертикально по два, так что сетка белых линий на уровне пешехода, точнее гуляющего жителя, выглядит равномерно-стройной и предсказуемой. Но выше она растягивается градиентным шагом, хотя и не то чтобы плавно: девять этажей объединены в три группы по три, десять следующих в две по пять, и наконец, 15 верхних – сплошные вертикали. Пентхаусы верхних этажей отступают от края террасами, прямые линии сетки продолжаются уже без заполнения, образуя перголу, накрывающую как пентхаусы, так и вентвыходы, маскируя техэтаж и придавая объемам правильную форму. Эти же линии обрамляют торцы, визуально формируя, как мы видели выше, двухчастность объемов. Как будто стеклянные, «мисовского» типа башни организованы тонкой, но жесткой решеткой, которая во многом определяет их восприятие, особенно издали.
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Вертикально ориентированная решетка фасадов в целом характерна для Москвы последнего десятилетия, мы уже видели множество ее вариантов, как классического, так и модернистского плана. В постройках Владимира Плоткина сложилась своя, лаконичная версия сетки: как правило белой или монохромной с редкими вкраплениями яркого цвета. Сравним к примеру фасады Префектуры ТиНАО, офисного здания на улице Красина и двух корпусов в составе ВТБ Арена Парка. В такой трактовке сетка помогает не только придать объему визуальную стройность, вытянуть и «подсобрать» массу – но и ясно позиционировать форму в пространстве, управляя восприятием на оптическом уровне: четко проявленные линии фасада акцентируют все колебания, паузы и повороты, «ведут» глаз за собой и помогают считывать высказывание. Время от времени сетка отступает от объема и образует воздушные структуры: галереи в первых этажах и перголы в верхних.

Все эти приемы работают на общий пластический сюжет и в ЖК «Небо». Но здесь у фасадной сетки есть две особенности. Первая – она растянута по вертикали. Проще всего это объяснить эффектом восприятия: если смотреть снизу вверх, высота ячеек в перспективе сократится и с определенного ракурса, из двора, сетка может показаться равномерной. Но если смотреть на фасады en face, сетка кажется растянутой сверху вниз, то ли под действием гравитации, то ли как эффект таяния: как будто солнце нагрело верхние этажи, и они «поплыли», но внизу ячейки еще не растаяли. Кроме того, полученный эффект, если смотреть на рисунок целиком, напоминает рост ячеек в центральном корпусе ЖК WineHouse.
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Так или иначе, а растянутая сетка, с одной стороны, противоречит правилам классической тектоники середины, верха и низа, притом что сам по себе прием вертикального объединения окон скорее относится к разряду классицизирующих (впрочем, возможно, уверенность в том, что вертикаль – классика, горизонталь модернизм – дело привычки, ведь уже 1970-е неоднократно опровергали это утверждение или во всяком случае экспериментировали с этой антитезой). С другой стороны, трансформация фасадной решетки делает ее «не просто клеткой», а инструментом диалога с городским окружением, а может быть, учитывая риелторское название комплекса, и «с небом» – нельзя же было с таким названием и такой высотностью не откликнуться на соседство небес.
ЖК «Небо»
© ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Вторая особенность состоит в том, что стеклянную поверхность формирует не только стемалит сероватого оттенка в межэтажных перемычках, – рельефная белая сетка в каждой ячейке отчеркнута вставкой черного стекла, похожей на солнечную тень. Причем в сквозных вертикальных уступах на торцах башен широкая черная полоса, похожая на тень, возникает из-за ниш центрального кондционирования, но издали воспринимается как часть общего сюжета, перекликаясь с «отчеркиваниями» в окнах, как «большая» тень с «малыми». (Здесь в скобках надо заметить, что вставки темного стекла светопрозрачные и не уменьшают ширину светового проема, если смотреть изнутри; черные стекла в окнах соответствуют форточкам).
ЖК «Небо»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Прием можно было бы понять как иллюзонистический элемент гризайльной суперграфики, наподобие полос, образующих намек на вертикальные ниши на фасадах ЖК «Чертаново» 2008 года – если бы черные вставки не чередовались в шахматном порядке поэтажно, то слева, то справа.

Чередование, особенно в некоторых ракурсах, где «отчеркивание» воспринимается как часть рельефа, создает впечатление парадокса: ярусы как будто «смотрят» в разные стороны (похожий эффект возникает в 5 корпусе ВТБ Арена Парка), или же кажутся прошитыми по конутуру зигзагообразной строчкой, а может быть, немного «покачиваются», вибрируют – примерно как мираж, особенно если смотреть издали. Что, конечно, напоминает эксперименты оп-арта, особенно хорошо известную картинку с ложным зигзагом.
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Рисунок виден не всегда – при прямом свете почти не заметен, зато при косом, вечернем, заметен хорошо, – и башни, при всей лаконичности решения, выглядят по-разному не только при обходе, точнее объезде, но и изменяются в зависимости от времени суток. Зигзагообразный паттерн возвращает нас и к метафоре таяния: линии фасадной сетки, которые кажутся на первый взгляд прямыми и очень четкими, если не жестковатыми, белое на темном, да в сущности такими прямыми и являются на самом деле – вдруг в ракурсе начинают казаться чуть зигзагообразными, как будто айсберг начал таять. Это довольно интересный эффект, хотя и очень ненавязчиво поданный.

Другой вариант изменения образа – на закате, когда «исчезает» белый цвет, башни также становятся похожи на чикагские небоскребы: вертикали читаются яснее, а перголы превращаются в «классические» аттики.
  • zooming
    ЖК «Небо»
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»
  • zooming
    ЖК «Небо»
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Фасады – стальные и модульные, изготовлены на заводе, что обеспечило качество исполнения, хорошую пожарную безопасность и быстроту сборки. Решение соответствует как высотности, так и бизнес-классу домов.
ЖК «Небо», проект, фрагмент фасада
© ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

В контексте современного московского строительства ЖК «Небо» – высотный, выше привычных 25-35 этажей, ставших нормой для крупных московских ЖК, в частности тех, которые строятся поблизости. По высоте он тяготеет к комплексам в зоне влияния «Большого Сити», – но не небоскреб. Бывают и выше. Строго говоря, не очень ясны аргументы визуального анализа, чьи ограничения здесь соблюдены, и почему нельзя было построить более высокие башни, сделав акцент заметнее. Дома, безусловно, стали доминантой окрестностей, но в то же время балансируют на грани между небоскребом со стальными фасадами и просто высокой московской застройкой. Но очевидно, что если бы тот же объем площадей был бы умещен в более жесткие высотные ограничения на том же участке, получилось бы не так эффектно. Здесь же «до неба», пожалуй, удалось дотянуться. Как и встроиться в градостроительный каркас юго-запада, намеченный авторами семидесятых.
Архитектор:
Владимир Плоткин
Мастерская:
ТПО «Резерв» http://www.reserve.ru
ГК «ОЛИМПРОЕКТ» http://www.olimproekt.ru/
Проект:
ЖК «Небо»
Россия, Москва, Мичуринский проспект, 56

Авторский коллектив:
Архитекторы: В.Плоткин, С.Гусарев, С.Чернышева, А.Бутусов, А.Шумакова, И.Никуленкова, Ю.Литвиненко, Е.Солонкина
Инженеры: С.Щербина, И.Барабаш, М.Макаров

2017 / 2019 — 11.2020

Девелопер: Capital Group
Заказчик: «Стройпроект»
Сотрудничество: «ГК «Олимпроект» (корректировка проекта)

08 Декабря 2020

ТПО «Резерв»: другие проекты
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Похожие статьи
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.