English version

Небесная тектоника

Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Мастерская:
ТПО «Резерв» http://www.reserve.ru
ГК «ОЛИМПРОЕКТ» http://www.olimproekt.ru/
Проект:
ЖК «Небо»
Россия, Москва, Мичуринский проспект, 56

Авторский коллектив:
Архитекторы: В.Плоткин, С.Гусарев, С.Чернышева, А.Бутусов, А.Шумакова, И.Никуленкова, Ю.Литвиненко, Е.Солонкина
Инженеры: С.Щербина, И.Барабаш, М.Макаров

2017 / 2019 — 11.2020

Девелопер: Capital Group
Заказчик: «Стройпроект»
Сотрудничество: «ГК «Олимпроект» (корректировка проекта)
Три башни ЖК бизнес-класса «Небо», сданного в эксплуатацию только что, в ноябре 2020, расположены в «самой середине» престижного московского юго-запада, между станциями метро Мичуринский проспект и Раменки, в 388 метрах по прямой от трассы Мичуринского проспекта и на границе зеленой зоны, в излучине реки Раменки. В 10 минутах езды – МГУ и несколько крупных парков. Словом, он очень хорошо расположен. К востоку от территории комплекса строится многофункциональный медицинский центр по проекту другого бюро.

Участок – 2,7 га на крайнем западном углу 23 микрорайона Раменок, до начала строительства пустовал. К востоку от него, в составе советского микрорайона, чередуются кирпичные пятиэтажки конца 1950-х, панельные 12-этажки и 14-этажные «башни» начала 1970-х. В центре микрорайона и в двух шагах как от нового комплекса, так и от проспекта – пруд Раменки, довольно большой и окруженный аккуратными травянистыми валами. Микрорайон сложившийся и в целом тихий, а река с высокими заросшими берегами, которая поворачивает под углом, очерчивая естественную природную границу с юго- и северо-запада, создает ощущение встречи городской застройки с каким-то иным миром, как будто здесь внезапно заканчивается Москва. На этой-то границе, в углу поворота реки, и поставлен ЖК «Небо».
Новый комплекс, спроектированный и реализованный Владимиром Плоткиным и ТПО «Резерв» – иного масштаба. Если посмотреть в целом, он где-то в 5 раз выше своего микрорайонного окружения. В двух башнях – 52 этажа, в третьей 51, высота – 176 метров, что всего на 3 метра меньше высотных ограничений по визуально-ландшафтному анализу.

«Небо» – отчетливый акцент, хорошо заметный издали, с Аминьевского шоссе и улицы Лобачевского, а особенно с эстакады проспекта Генерала Дорохова, где он возвышается над деревьями, еще не освоенными девелопментом промзонами и полями городских гаражей. Отсюда его симметричная композция читается очень ясно.
ЖК «Небо», вид с севера, со стороны проспекта Генерала Дорохова
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Юго-запад, как известно, давно и хорошо знаком с высотным жилым строительством. Несколько высотных комплексов строятся и поблизости в радиусе 1-2 километров. Однако сам район Раменки-23 заполнен жилыми домами и кроме того огражден рекой, так что можно предположить, что ЖК «Небо» останется здесь единственной доминантой, флагманом. Что хорошо, поскольку при достаточно большой высотности (не 250 и не 400, но все же почти 200 м) он не «давит» ни при рассмотрении издали, ни вблизи – разве что заставляет поднять глаза. Что, определенно, – заслуга стройных пропорций, обилия стекла и белого цвета, тонкой легкой сетки фасадов.
ЖК «Небо»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Три жилые башни собраны в симметричную композицию на почти квадратном в плане двухъярусном стилобате: две выстроены над рекой вдоль кромки северо-западного фасада, третья поставлена перпендикулярно им по оси симметрии основания. Получается строгая Т-образная композиция, основанная на сопоставлении подобных фигур, со свободным пространством в центре. Решение, характерное для творчества Владимира Плоткина, чьи эксперименты с лаконичной геометрией поворота и зеркалирования, также как и расстановкой подобных фигур в рамках ансабля достаточно хорошо известны (к примеру, так, через поворот подобных фигур, но под углом не 90°, а 180°, решена композиция офиса «Аэрофлота» в Шереметьево).
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    Корпус 1-3. Типовой этаж
    © ТПО «Резерв»

Каждая из башен в плане – не квадрат, а прямоугольник спокойных пропорций 8/10, с небольшими уступами-«талиями» по центру узких сторон. Торцы стеклянные, а протяженные стороны подчинены белой сетке вертикальных пропорций. Линии, вырастающие из той же сетки, подчеркивают ризалиты торцов тонкими белыми обводами, отчего объемы кажутся составленными из двух пластин, склеенных, «как печенье», стеклянной прослойкой.
  • zooming
    ЖК «Небо» со стороны Раменского пруда
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК «Небо» со стороны ул. Лобачевского
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

«Пластинчатость» делает башни стройнее и подчеркивает протяженность их объемов, но не только. Здесь требуется небольшое отступление: дело в том, что, если взглянуть на контекст застройки всего московского юго-запада в целом, несложно заметить разреженную, но связанную общими подходами сеть акцентных зданий советского модернизма, семидесятых и восьмидесятых годов XX века. Среди них Дом туриста на Ленинском проспекте, башни архитектора Евгения Розанова на проспекте Вернадского и здания общежитий МГУ там же. Все они высотные, точечные, башенные; многие экспериментируют с двухчастной пластинчатостью, используя уступ между узкими ризалитами как тонкую стройную вертикаль. Уделяют много внимания стилобатам, которые подчас вырастают из развитых подземных конструкций. Многие из них крестообразны в плане и почти все, исключая разве что меридиональные башни Дома туриста, вторят диагональным линиям проспектов юго-запада, размечая здешние просторы как некая версия плана Вуазен. Эти здания образуют модернистский костяк юго-запада, точки силы, чья энергетика впоследствии не получила развития, а во многом даже заросла хаотично размножившимися «грибами» (по терминологи Дарьи Парамоновой), – но все же еще ощущается.

Так вот, многие свойства модернистских доминант юго-запада Москвы уловлены и интерпретированы в башнях ЖК «Небо». О пластинчатости и стройности башен уже сказано, но и расположение крыльев напоминает крест, с той лишь разницей, что в центре пересечения линий не объем, а пространство, и, кроме того, северное «крыло креста» отстутствует. Характерную композицию здесь как будто разобрали поэлементно, сохранив, однако, основные подходы и направления, так что ЖК «Небо» становится еще одним акцентом юго-западной «сети».
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК «Небо»
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Жест, таким образом, представляется контекстуальным в гигантском масштабе нескольких километров, а не ближайших сотен метров. Хотя некий «якорь» присутствует и поблизости – крестообразный дом 1980 года на Мичуринском проспекте: если смотреть с юга, три башни выглядят его увеличенной версией, разделенной в пространстве.
Проект, встройка, вид с Мичуринского проспекта. Справа жилой дом 1980 года с крестообразным планом. Слева ЖК «Небо»
© ТПО «Резерв»

Здесь можно заметить, что строго-диагональная ориентация участка и, как следствие, домов, поддержана не только линией проспекта и градостроительной сеткой ЮЗАО, но и изгибом реки Раменки, нарисованным природой почти что по линейке.

Поворот 45° к меридиану оказался удобен для естественного освещения квартир: здесь нет стен, обращенных прямо на север, и световой контур башен используется с максимальной эффективностью. Кроме того, расстановка корпусов треугольником со значительным пространством между ними исключает прямой взгляд окна-в-окна, что также правильно для жилого комплекса.
Ситуационный план. ЖК «Небо»
© ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Квартиры сгруппированы по световому контуру вокруг мощного лестнично-лифтового ядра: две лестницы, пять лифтов. Набор предложений разнообразен, вплоть до 4-комнатных квартир, что соответствует бизнес-классу жилья. Высота потолков 3,3 м, в первых этажах 4,5 м. Перед входом лоджия, за ней двусветный вестибюль с ресепшном, сбоку общественная зона с вай-фаем.
  • zooming
    1 / 4
    1 этаж. Корпус 2
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»
  • zooming
    2 / 4
    Типовой этаж. Корпус 2
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»
  • zooming
    3 / 4
    52 этаж. Корпус 2
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»
  • zooming
    4 / 4
    Стилобат на отметке -5,42. ЖК «Небо»
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Но обратимся к стилобату. Он вписан в склон с перепадом высот 8 метров с юго-востока на северо-запад, от жилого района к реке. Поэтому со стороны микрорайона стилобат возвышается над уровнем земли всего на полтора метра, и на первый уровень парковки можно въехать с боковых сторон по прямой, без пандуса. Но поскольку двор приподнят, это естественным образом делает его безопасным и свободным от машин.

От северо-западной кромки стилобата начинается крутой склон к реке, то есть дом, если смотреть с этой стороны от реки, практически вырастает из склона, как своего рода форт, двумя северными башнями, чьи фасады продолжают плоскость стилобата. С этой стороны в два яруса стилобата встроена вереница офисных помещений, вытянутых вдоль северо-западного фасада. Перед ними в нижнем ярусе – протяженная площадка, в верхнем ярусе галерея-балкон, на который ведут открытые лестницы. Таким образом здесь, с тыльной стороны комплекса, над рекой – не задворки, а фрагмент делового городского пространства с собственной рекреационной зоной, выходом на воздух и даже на простор, поскольку вид на реку и «полупромышленный полугород» за ней по-московски неплох, здесь как минимум много деревьев.

В нижние этажи двух башен, центральной и восточной, встроен детский сад кратковременного пребывания, развивающие группы на 75 человек. Между башнями расположена игровая площадка детского сада, а открытый восточный угол стилобата занят циркульной конструкцией с амфитеатром.
Схема генплана. ЖК «Небо»
© ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Благоустройство кровли стилобата, которая служит приватным двором домов – современное, с детскими и спорт-площадками, воркаутом, геопластикой, разнообразными растениями, включая крупные деревья от лип до сосен в специальных углублениях с дренажом. Подняться на стилобат можно по лестницам и пандусам, по которым во двор заезжает и спецтехника. По краям пандусов и пространства двора – белые бетонные огражения, в некоторых местах со стеклянными вставками. Тени деревьев на них – отдельный предмет любования сочетанием природных форм и лаконичного современного дизайна нового фрагмента городского пространства.
  • zooming
    1 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Двор зонирован как вереницами растений, так и бетонными пилонадами, чей очень простой рисунок перекликается с сеткой фасадов и выглядит его логичным продолжением в пространстве.
ЖК «Небо»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Восемнадцать нижних этажей во всех трех башнях объединены вертикально по два, так что сетка белых линий на уровне пешехода, точнее гуляющего жителя, выглядит равномерно-стройной и предсказуемой. Но выше она растягивается градиентным шагом, хотя и не то чтобы плавно: девять этажей объединены в три группы по три, десять следующих в две по пять, и наконец, 15 верхних – сплошные вертикали. Пентхаусы верхних этажей отступают от края террасами, прямые линии сетки продолжаются уже без заполнения, образуя перголу, накрывающую как пентхаусы, так и вентвыходы, маскируя техэтаж и придавая объемам правильную форму. Эти же линии обрамляют торцы, визуально формируя, как мы видели выше, двухчастность объемов. Как будто стеклянные, «мисовского» типа башни организованы тонкой, но жесткой решеткой, которая во многом определяет их восприятие, особенно издали.
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Вертикально ориентированная решетка фасадов в целом характерна для Москвы последнего десятилетия, мы уже видели множество ее вариантов, как классического, так и модернистского плана. В постройках Владимира Плоткина сложилась своя, лаконичная версия сетки: как правило белой или монохромной с редкими вкраплениями яркого цвета. Сравним к примеру фасады Префектуры ТиНАО, офисного здания на улице Красина и двух корпусов в составе ВТБ Арена Парка. В такой трактовке сетка помогает не только придать объему визуальную стройность, вытянуть и «подсобрать» массу – но и ясно позиционировать форму в пространстве, управляя восприятием на оптическом уровне: четко проявленные линии фасада акцентируют все колебания, паузы и повороты, «ведут» глаз за собой и помогают считывать высказывание. Время от времени сетка отступает от объема и образует воздушные структуры: галереи в первых этажах и перголы в верхних.

Все эти приемы работают на общий пластический сюжет и в ЖК «Небо». Но здесь у фасадной сетки есть две особенности. Первая – она растянута по вертикали. Проще всего это объяснить эффектом восприятия: если смотреть снизу вверх, высота ячеек в перспективе сократится и с определенного ракурса, из двора, сетка может показаться равномерной. Но если смотреть на фасады en face, сетка кажется растянутой сверху вниз, то ли под действием гравитации, то ли как эффект таяния: как будто солнце нагрело верхние этажи, и они «поплыли», но внизу ячейки еще не растаяли. Кроме того, полученный эффект, если смотреть на рисунок целиком, напоминает рост ячеек в центральном корпусе ЖК WineHouse.
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Так или иначе, а растянутая сетка, с одной стороны, противоречит правилам классической тектоники середины, верха и низа, притом что сам по себе прием вертикального объединения окон скорее относится к разряду классицизирующих (впрочем, возможно, уверенность в том, что вертикаль – классика, горизонталь модернизм – дело привычки, ведь уже 1970-е неоднократно опровергали это утверждение или во всяком случае экспериментировали с этой антитезой). С другой стороны, трансформация фасадной решетки делает ее «не просто клеткой», а инструментом диалога с городским окружением, а может быть, учитывая риелторское название комплекса, и «с небом» – нельзя же было с таким названием и такой высотностью не откликнуться на соседство небес.
ЖК «Небо»
© ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Вторая особенность состоит в том, что стеклянную поверхность формирует не только стемалит сероватого оттенка в межэтажных перемычках, – рельефная белая сетка в каждой ячейке отчеркнута вставкой черного стекла, похожей на солнечную тень. Причем в сквозных вертикальных уступах на торцах башен широкая черная полоса, похожая на тень, возникает из-за ниш центрального кондционирования, но издали воспринимается как часть общего сюжета, перекликаясь с «отчеркиваниями» в окнах, как «большая» тень с «малыми». (Здесь в скобках надо заметить, что вставки темного стекла светопрозрачные и не уменьшают ширину светового проема, если смотреть изнутри; черные стекла в окнах соответствуют форточкам).
ЖК «Небо»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Прием можно было бы понять как иллюзонистический элемент гризайльной суперграфики, наподобие полос, образующих намек на вертикальные ниши на фасадах ЖК «Чертаново» 2008 года – если бы черные вставки не чередовались в шахматном порядке поэтажно, то слева, то справа.

Чередование, особенно в некоторых ракурсах, где «отчеркивание» воспринимается как часть рельефа, создает впечатление парадокса: ярусы как будто «смотрят» в разные стороны (похожий эффект возникает в 5 корпусе ВТБ Арена Парка), или же кажутся прошитыми по конутуру зигзагообразной строчкой, а может быть, немного «покачиваются», вибрируют – примерно как мираж, особенно если смотреть издали. Что, конечно, напоминает эксперименты оп-арта, особенно хорошо известную картинку с ложным зигзагом.
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Рисунок виден не всегда – при прямом свете почти не заметен, зато при косом, вечернем, заметен хорошо, – и башни, при всей лаконичности решения, выглядят по-разному не только при обходе, точнее объезде, но и изменяются в зависимости от времени суток. Зигзагообразный паттерн возвращает нас и к метафоре таяния: линии фасадной сетки, которые кажутся на первый взгляд прямыми и очень четкими, если не жестковатыми, белое на темном, да в сущности такими прямыми и являются на самом деле – вдруг в ракурсе начинают казаться чуть зигзагообразными, как будто айсберг начал таять. Это довольно интересный эффект, хотя и очень ненавязчиво поданный.

Другой вариант изменения образа – на закате, когда «исчезает» белый цвет, башни также становятся похожи на чикагские небоскребы: вертикали читаются яснее, а перголы превращаются в «классические» аттики.
  • zooming
    ЖК «Небо»
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»
  • zooming
    ЖК «Небо»
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Фасады – стальные и модульные, изготовлены на заводе, что обеспечило качество исполнения, хорошую пожарную безопасность и быстроту сборки. Решение соответствует как высотности, так и бизнес-классу домов.
ЖК «Небо», проект, фрагмент фасада
© ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

В контексте современного московского строительства ЖК «Небо» – высотный, выше привычных 25-35 этажей, ставших нормой для крупных московских ЖК, в частности тех, которые строятся поблизости. По высоте он тяготеет к комплексам в зоне влияния «Большого Сити», – но не небоскреб. Бывают и выше. Строго говоря, не очень ясны аргументы визуального анализа, чьи ограничения здесь соблюдены, и почему нельзя было построить более высокие башни, сделав акцент заметнее. Дома, безусловно, стали доминантой окрестностей, но в то же время балансируют на грани между небоскребом со стальными фасадами и просто высокой московской застройкой. Но очевидно, что если бы тот же объем площадей был бы умещен в более жесткие высотные ограничения на том же участке, получилось бы не так эффектно. Здесь же «до неба», пожалуй, удалось дотянуться. Как и встроиться в градостроительный каркас юго-запада, намеченный авторами семидесятых.
Архитектор:
Владимир Плоткин
Мастерская:
ТПО «Резерв» http://www.reserve.ru
ГК «ОЛИМПРОЕКТ» http://www.olimproekt.ru/
Проект:
ЖК «Небо»
Россия, Москва, Мичуринский проспект, 56

Авторский коллектив:
Архитекторы: В.Плоткин, С.Гусарев, С.Чернышева, А.Бутусов, А.Шумакова, И.Никуленкова, Ю.Литвиненко, Е.Солонкина
Инженеры: С.Щербина, И.Барабаш, М.Макаров

2017 / 2019 — 11.2020

Девелопер: Capital Group
Заказчик: «Стройпроект»
Сотрудничество: «ГК «Олимпроект» (корректировка проекта)

08 Декабря 2020

ТПО «Резерв»: другие проекты
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Похожие статьи
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Технологии и материалы
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Сейчас на главной
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
NF studio разработало технологию образовательного комплекса «Летово. Джуниор» в соответствии с актуальными тенденциями, учитывающими потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.