English version

Небесная тектоника

Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

08 Декабря 2020
mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
ЖК «Небо»
Россия, Москва, Мичуринский проспект, 56

Авторский коллектив:
Архитекторы: В.Плоткин, С.Гусарев, С.Чернышева, А.Бутусов, А.Шумакова, И.Никуленкова, Ю.Литвиненко, Е.Солонкина
Инженеры: С.Щербина, И.Барабаш, М.Макаров

2017 / 2019 — 2020

Девелопер: Capital Group
Заказчик: «Стройпроект»
Сотрудничество: «ГК «Олимпроект» (корректировка проекта)
Три башни ЖК бизнес-класса «Небо», сданного в эксплуатацию только что, в ноябре 2020, расположены в «самой середине» престижного московского юго-запада, между станциями метро Мичуринский проспект и Раменки, в 388 метрах по прямой от трассы Мичуринского проспекта и на границе зеленой зоны, в излучине реки Раменки. В 10 минутах езды – МГУ и несколько крупных парков. Словом, он очень хорошо расположен. К востоку от территории комплекса строится многофункциональный медицинский центр по проекту другого бюро.

Участок – 2,7 га на крайнем западном углу 23 микрорайона Раменок, до начала строительства пустовал. К востоку от него, в составе советского микрорайона, чередуются кирпичные пятиэтажки конца 1950-х, панельные 12-этажки и 14-этажные «башни» начала 1970-х. В центре микрорайона и в двух шагах как от нового комплекса, так и от проспекта – пруд Раменки, довольно большой и окруженный аккуратными травянистыми валами. Микрорайон сложившийся и в целом тихий, а река с высокими заросшими берегами, которая поворачивает под углом, очерчивая естественную природную границу с юго- и северо-запада, создает ощущение встречи городской застройки с каким-то иным миром, как будто здесь внезапно заканчивается Москва. На этой-то границе, в углу поворота реки, и поставлен ЖК «Небо».
Новый комплекс, спроектированный и реализованный Владимиром Плоткиным и ТПО «Резерв» – иного масштаба. Если посмотреть в целом, он где-то в 5 раз выше своего микрорайонного окружения. В двух башнях – 52 этажа, в третьей 51, высота – 176 метров, что всего на 3 метра меньше высотных ограничений по визуально-ландшафтному анализу.

«Небо» – отчетливый акцент, хорошо заметный издали, с Аминьевского шоссе и улицы Лобачевского, а особенно с эстакады проспекта Генерала Дорохова, где он возвышается над деревьями, еще не освоенными девелопментом промзонами и полями городских гаражей. Отсюда его симметричная композция читается очень ясно.
ЖК «Небо», вид с севера, со стороны проспекта Генерала Дорохова
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Юго-запад, как известно, давно и хорошо знаком с высотным жилым строительством. Несколько высотных комплексов строятся и поблизости в радиусе 1-2 километров. Однако сам район Раменки-23 заполнен жилыми домами и кроме того огражден рекой, так что можно предположить, что ЖК «Небо» останется здесь единственной доминантой, флагманом. Что хорошо, поскольку при достаточно большой высотности (не 250 и не 400, но все же почти 200 м) он не «давит» ни при рассмотрении издали, ни вблизи – разве что заставляет поднять глаза. Что, определенно, – заслуга стройных пропорций, обилия стекла и белого цвета, тонкой легкой сетки фасадов.
ЖК «Небо»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Три жилые башни собраны в симметричную композицию на почти квадратном в плане двухъярусном стилобате: две выстроены над рекой вдоль кромки северо-западного фасада, третья поставлена перпендикулярно им по оси симметрии основания. Получается строгая Т-образная композиция, основанная на сопоставлении подобных фигур, со свободным пространством в центре. Решение, характерное для творчества Владимира Плоткина, чьи эксперименты с лаконичной геометрией поворота и зеркалирования, также как и расстановкой подобных фигур в рамках ансабля достаточно хорошо известны (к примеру, так, через поворот подобных фигур, но под углом не 90°, а 180°, решена композиция офиса «Аэрофлота» в Шереметьево).
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    Корпус 1-3. Типовой этаж
    © ТПО «Резерв»

Каждая из башен в плане – не квадрат, а прямоугольник спокойных пропорций 8/10, с небольшими уступами-«талиями» по центру узких сторон. Торцы стеклянные, а протяженные стороны подчинены белой сетке вертикальных пропорций. Линии, вырастающие из той же сетки, подчеркивают ризалиты торцов тонкими белыми обводами, отчего объемы кажутся составленными из двух пластин, склеенных, «как печенье», стеклянной прослойкой.
  • zooming
    ЖК «Небо» со стороны Раменского пруда
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК «Небо» со стороны ул. Лобачевского
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

«Пластинчатость» делает башни стройнее и подчеркивает протяженность их объемов, но не только. Здесь требуется небольшое отступление: дело в том, что, если взглянуть на контекст застройки всего московского юго-запада в целом, несложно заметить разреженную, но связанную общими подходами сеть акцентных зданий советского модернизма, семидесятых и восьмидесятых годов XX века. Среди них Дом туриста на Ленинском проспекте, башни архитектора Евгения Розанова на проспекте Вернадского и здания общежитий МГУ там же. Все они высотные, точечные, башенные; многие экспериментируют с двухчастной пластинчатостью, используя уступ между узкими ризалитами как тонкую стройную вертикаль. Уделяют много внимания стилобатам, которые подчас вырастают из развитых подземных конструкций. Многие из них крестообразны в плане и почти все, исключая разве что меридианальные башни Дома туриста, вторят диагональным линиям проспектов юго-запада, размечая здешние просторы как некая версия плана Вуазен. Эти здания образуют модернистский костяк юго-запада, точки силы, чья энергетика впоследствии не получила развития, а во многом даже заросла хаотично размножившимися «грибами» (по терминологи Дарьи Парамоновой), – но все же еще ощущается.

Так вот, многие свойства модернистских доминант юго-запада Москвы уловлены и интерпретированы в башнях ЖК «Небо». О пластинчатости и стройности башен уже сказано, но и расположение крыльев напоминает крест, с той лишь разницей, что в центре пересечения линий не объем, а пространство, и, кроме того, северное «крыло креста» отстутствует. Характерную композицию здесь как будто разобрали поэлементно, сохранив, однако, основные подходы и направления, так что ЖК «Небо» становится еще одним акцентом юго-западной «сети».
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК «Небо»
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Жест, таким образом, представляется контекстуальным в гигантском масштабе нескольких километров, а не ближайших сотен метров. Хотя некий «якорь» присутствует и поблизости – крестообразный дом 1980 года на Мичуринском проспекте: если смотреть с юга, три башни выглядят его увеличенной версией, разделенной в пространстве.
Проект, встройка, вид с Мичуринского проспекта. Справа жилой дом 1980 года с крестообразным планом. Слева ЖК «Небо»
© ТПО «Резерв»

Здесь можно заметить, что строго-диагональная ориентация участка и, как следствие, домов, поддержана не только линией проспекта и градостроительной сеткой ЮЗАО, но и изгибом реки Раменки, нарисованным природой почти что по линейке.

Поворот 45° к меридиану оказался удобен для естественного освещения квартир: здесь нет стен, обращенных прямо на север, и световой контур башен используется с максимальной эффективностью. Кроме того, расстановка корпусов треугольником со значительным пространством между ними исключает прямой взгляд окна-в-окна, что также правильно для жилого комплекса.
Ситуационный план. ЖК «Небо»
© ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Квартиры сгруппированы по световому контуру вокруг мощного лестнично-лифтового ядра: две лестницы, пять лифтов. Набор предложений разнообразен, вплоть до 4-комнатных квартир, что соответствует бизнес-классу жилья. Высота потолков 3,3 м, в первых этажах 4,5 м. Перед входом лоджия, за ней двусветный вестибюль с ресепшном, сбоку общественная зона с вай-фаем.
  • zooming
    1 / 4
    1 этаж. Корпус 2
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»
  • zooming
    2 / 4
    Типовой этаж. Корпус 2
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»
  • zooming
    3 / 4
    52 этаж. Корпус 2
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»
  • zooming
    4 / 4
    Стилобат на отметке -5,42. ЖК «Небо»
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Но обратимся к стилобату. Он вписан в склон с перепадом высот 8 метров с юго-востока на северо-запад, от жилого района к реке. Поэтому со стороны микрорайона стилобат возвышается над уровнем земли всего на полтора метра, и на первый уровень парковки можно въехать с боковых сторон по прямой, без пандуса. Но поскольку двор приподнят, это естественным образом делает его безопасным и свободным от машин.

От северо-западной кромки стилобата начинается крутой склон к реке, то есть дом, если смотреть с этой стороны от реки, практически вырастает из склона, как своего рода форт, двумя северными башнями, чьи фасады продолжают плоскость стилобата. С этой стороны в два яруса стилобата встроена вереница офисных помещений, вытянутых вдоль северо-западного фасада. Перед ними в нижнем ярусе – протяженная площадка, в верхнем ярусе галерея-балкон, на который ведут открытые лестницы. Таким образом здесь, с тыльной стороны комплекса, над рекой – не задворки, а фрагмент делового городского пространства с собственной рекреационной зоной, выходом на воздух и даже на простор, поскольку вид на реку и «полупромышленный полугород» за ней по-московски неплох, здесь как минимум много деревьев.

В нижние этажи двух башен, центральной и восточной, встроен детский сад кратковременного пребывания, развивающие группы на 75 человек. Между башнями расположена игровая площадка детского сада, а открытый восточный угол стилобата занят циркульной конструкцией с амфитеатром, ориентированным на северо-восток: по косой с него открывается вид и на Раменский пруд.
Схема генплана. ЖК «Небо»
© ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Благоустройство кровли стилобата, которая служит приватным двором домов – современное, с детскими и спорт-площадками, воркаутом, геопластикой, разнообразными растениями, включая крупные деревья от лип до сосен в специальных углублениях с дренажом. Подняться на стилобат можно по лестницам и пандусам, по которым во двор заезжает и спецтехника. По краям пандусов и пространства двора – белые бетонные огражения, в некоторых местах со стеклянными вставками. Тени деревьев на них – отдельный предмет любования сочетанием природных форм и лаконичного современного дизайна нового фрагмента городского пространства.
  • zooming
    1 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 6
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Двор зонирован как вереницами растений, так и бетонными пилонадами, чей очень простой рисунок перекликается с сеткой фасадов и выглядит его логичным продолжением в пространстве.
ЖК «Небо»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Восемнадцать нижних этажей во всех трех башнях объединены вертикально по два, так что сетка белых линий на уровне пешехода, точнее гуляющего жителя, выглядит равномерно-стройной и предсказуемой. Но выше она растягивается градиентным шагом, хотя и не то чтобы плавно: девять этажей объединены в три группы по три, десять следующих в две по пять, и наконец, 15 верхних – сплошные вертикали. Пентхаусы верхних этажей отступают от края террасами, прямые линии сетки продолжаются уже без заполнения, образуя перголу, накрывающую как пентхаусы, так и вентвыходы, маскируя техэтаж и придавая объемам правильную форму. Эти же линии обрамляют торцы, визуально формируя, как мы видели выше, двухчастность объемов. Как будто стеклянные, «мисовского» типа башни организованы тонкой, но жесткой решеткой, которая во многом определяет их восприятие, особенно издали.
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Вертикально ориентированная решетка фасадов в целом характерна для Москвы последнего десятилетия, мы уже видели множество ее вариантов, как классического, так и модернистского плана. В постройках Владимира Плоткина сложилась своя, лаконичная версия сетки: как правило белой или монохромной с редкими вкраплениями яркого цвета. Сравним к примеру фасады Префектуры ТиНАО, офисного здания на улице Красина и двух корпусов в составе ВТБ Арена Парка. В такой трактовке сетка помогает не только придать объему визуальную стройность, вытянуть и «подсобрать» массу – но и ясно позиционировать форму в пространстве, управляя восприятием на оптическом уровне: четко проявленные линии фасада акцентируют все колебания, паузы и повороты, «ведут» глаз за собой и помогают считывать высказывание. Время от времени сетка отступает от объема и образует воздушные структуры: галереи в первых этажах и перголы в верхних.

Все эти приемы работают на общий пластический сюжет и в ЖК «Небо». Но здесь у фасадной сетки есть две особенности. Первая – она растянута по вертикали. Проще всего это объяснить эффектом восприятия: если смотреть снизу вверх, высота ячеек в перспективе сократится и с определенного ракурса, из двора, сетка может показаться равномерной. Но если смотреть на фасады en face, сетка кажется растянутой сверху вниз, то ли под действием гравитации, то ли как эффект таяния: как будто солнце нагрело верхние этажи, и они «поплыли», но внизу ячейки еще не растаяли. Кроме того, полученный эффект, если смотреть на рисунок целиком, напоминает рост ячеек в центральном корпусе ЖК WineHouse.
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Так или иначе, а растянутая сетка, с одной стороны, противоречит правилам классической тектоники середины, верха и низа, притом что сам по себе прием вертикального объединения окон скорее относится к разряду классицизирующих (впрочем, возможно, уверенность в том, что вертикаль – классика, горизонталь модернизм – дело привычки, ведь уже 1970-е неоднократно опровергали это утверждение или во всяком случае экспериментировали с этой антитезой). С другой стороны, трансформация фасадной решетки делает ее «не просто клеткой», а инструментом диалога с городским окружением, а может быть, учитывая риелторское название комплекса, и «с небом» – нельзя же было с таким названием и такой высотностью не откликнуться на соседство небес.
ЖК «Небо»
© ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Вторая особенность состоит в том, что стеклянную поверхность формирует не только стемалит сероватого оттенка в межэтажных перемычках, – рельефная белая сетка в каждой ячейке отчеркнута вставкой черного стекла, похожей на солнечную тень. Причем в сквозных вертикальных уступах на торцах башен широкая черная полоса, похожая на тень, возникает из-за ниш центрального кондционирования, но издали воспринимается как часть общего сюжета, перекликаясь с «отчеркиваниями» в окнах, как «большая» тень с «малыми». (Здесь в скобках надо заметить, что вставки темного стекла светопрозрачные и не уменьшают ширину светового проема, если смотреть изнутри; черные стекла в окнах соответствуют форточкам).
ЖК «Небо»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Прием можно было бы понять как иллюзонистический элемент гризайльной суперграфики, наподобие полос, образующих намек на вертикальные ниши на фасадах ЖК «Чертаново» 2008 года – если бы черные вставки не чередовались в шахматном порядке поэтажно, то слева, то справа.

Чередование, особенно в некоторых ракурсах, где «отчеркивание» воспринимается как часть рельефа, создает впечатление парадокса: ярусы как будто «смотрят» в разные стороны (похожий эффект возникает в 5 корпусе ВТБ Арена Парка), или же кажутся прошитыми по конутуру зигзагообразной строчкой, а может быть, немного «покачиваются», вибрируют – примерно как мираж, особенно если смотреть издали. Что, конечно, напоминает эксперименты оп-арта, особенно хорошо известную картинку с ложным зигзагом.
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «Небо»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлено ТПО «Резерв»

Рисунок виден не всегда – при прямом свете почти не заметен, зато при косом, вечернем, заметен хорошо, – и башни, при всей лаконичности решения, выглядят по-разному не только при обходе, точнее объезде, но и изменяются в зависимости от времени суток. Зигзагообразный паттерн возвращает нас и к метафоре таяния: линии фасадной сетки, которые кажутся на первый взгляд прямыми и очень четкими, если не жестковатыми, белое на темном, да в сущности такими прямыми и являются на самом деле – вдруг в ракурсе начинают казаться чуть зигзагообразными, как будто айсберг начал таять. Это довольно интересный эффект, хотя и очень ненавязчиво поданный.

Другой вариант изменения образа – на закате, когда «исчезает» белый цвет, башни также становятся похожи на чикагские небоскребы: вертикали читаются яснее, а перголы превращаются в «классические» аттики.
  • zooming
    ЖК «Небо»
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»
  • zooming
    ЖК «Небо»
    © ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

Фасады – стальные и модульные, изготовлены на заводе, что обеспечило качество исполнения, хорошую пожарную безопасность и быстроту сборки. Решение соответствует как высотности, так и бизнес-классу домов.
ЖК «Небо», проект, фрагмент фасада
© ТПО «Резерв», ГК «Олимпроект»

В контексте современного московского строительства ЖК «Небо» – высотный, выше привычных 25-35 этажей, ставших нормой для крупных московских ЖК, в частности тех, которые строятся поблизости. По высоте он тяготеет к комплексам в зоне влияния «Большого Сити», – но не небоскреб. Бывают и выше. Строго говоря, не очень ясны аргументы визуального анализа, чьи ограничения здесь соблюдены, и почему нельзя было построить более высокие башни, сделав акцент заметнее. Дома, безусловно, стали доминантой окрестностей, но в то же время балансируют на грани между небоскребом со стальными фасадами и просто высокой московской застройкой. Но очевидно, что если бы тот же объем площадей был бы умещен в более жесткие высотные ограничения на том же участке, получилось бы не так эффектно. Здесь же «до неба», пожалуй, удалось дотянуться. Как и встроиться в градостроительный каркас юго-запада, намеченный авторами семидесятых.

Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
ЖК «Небо»
Россия, Москва, Мичуринский проспект, 56

Авторский коллектив:
Архитекторы: В.Плоткин, С.Гусарев, С.Чернышева, А.Бутусов, А.Шумакова, И.Никуленкова, Ю.Литвиненко, Е.Солонкина
Инженеры: С.Щербина, И.Барабаш, М.Макаров

2017 / 2019 — 2020

Девелопер: Capital Group
Заказчик: «Стройпроект»
Сотрудничество: «ГК «Олимпроект» (корректировка проекта)

08 Декабря 2020

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
Вдыхая новую жизнь
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию развития Центрального парка им. Горького в Красноярске и показываем три проекта-победителя: воплотить в жизнь планируется лучшие идеи из каждого.
Птица и самолеты
Корпус Авиационного университета во Флориде по проекту ikon.5 architects – не просто студенческий центр, но еще и идеальная площадка для наблюдения за небом.
Сделали мостик
Парижская штаб-квартира медиа-группы Le Monde по проекту Snøhetta перекинута как мост над подземными платформами вокзала Аустерлиц.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.