Архсовет Москвы-67

Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Гостиница Cosmos на Новом Арбате, 2
Россия, Москва, Новый арбат, 2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива В.И. Плоткин, руководитель мастерской С.А. Гусарев; ГАП: Г.В. Кескевич, Н.В. Ромишевская, Д.В. Чернов; архитектор: В.Е. Мамчуровская

2019 — 2020

Заказчик: УК ЛэндПрофит
Причальный
Россия, Москва, Причальный пр-д, 10

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: В. Каняшин
Главный архитектор проекта: М. Дехтяр
Архитекторы: Е. Королёв, М. Приходько, О. Климачёва, В. Сергеева, Ф. Мануковский
Визуализация: А. Московченко

2020 / 2021

Заказчик: АО СЗ «Инспайр»
Гостиница Cosmos 4*, Новый Арбат, 2
Проект: ТПО «Резерв»
Заказчик: УК ЛэндПрофит
Вместимость: 253 номера


Существующее здание построено в 1965 году как АТС и Дом связи. В паре с рестораном «Прага» оно открывает перспективу Нового Арбата, арка в центральной части здания ведет в Мерзляковский переулок. Фасады здания 1960-х годов состоят из «ленточных» окон, в чем перекликаются со строгой стилистикой домов-«книжек» Нового Арбата и в то же время отвечают его техническому назначению. Впрочем, в течение всех последних лет здание было полностью затянуто строительной сеткой и рекламой и после перехода на цифровой формат коммутаторов по назначению не используется.
Гостиница на Новом Арбате, 2
Из презентации ТПО «Резерв»
Гостиница на Новом Арбате, 2
© ТПО «Резерв»

Бывшую АТС планируют реконструировать, превратив в гостиницу. По словам председателя архсовета Сергея Кузнецова, идея рассматривается уже больше двух лет и было предложено достаточно много вариантов. Главный архитектор Москвы также заметил, что он очень рад появлению Владимира Плоткина в качестве проектировщика, и что с ТПО «Резерв» также было перебрано и рассмотрено много различных вариантов, поскольку значение площадки велико. «Показанный проект – это вершина айсберга», – подчеркнул Сергей Кузнецов.
  • zooming
    1 / 3
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 3
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 3
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»

Все геометрические параметры и высотная отметка зафиксированы в ГПЗУ, а наличие охранных зон разрешает только реконструкцию в габаритах существующего здания. С севера к нему торцами подступают три доходных дома, все коммуникации и конструкции подземной части необходимо было сохранить, обустроив между тем под гостиницей механизированную парковку, что повлекло, по словам архитектора, множество сложных решений. Несущие конструкции старого здания предполагается использовать частично, там где это возможно, поскольку существующая высота этажей – 4,5 метра, и шаг колонн – 6 метров, совершенно не подходят для современного гостиничного здания.
Гостиница на Новом Арбате, 2
© ТПО «Резерв»
Гостиница на Новом Арбате, 2
© ТПО «Резерв»

Владимир Плоткин начал представление проекта со значимых акцентов окружения: в прямой видимости Кремль, Сити и гостиница «Украина», рядом особняк Морозова и Моссельпром, все эти объекты – знаковые и характерные для своего времени, по словам архитектора, они «фиксировали временные этапы развития города и даже определяли его направление».

«Я считаю это место достойным появления знакового объекта именно нашего времени. Решение поддержать стилистику Нового Арбата было бы, на мой взгляд, скучным и несправедливым здесь», – подчеркнул автор. Так что один из первых вариантов, с ленточно-полосатым фасадным решением, по словам Владимира Плоткина, архитекторы отвергли практически сразу. Кроме того, планируемый оператор, гостиница «Космос», также тяготел к более смелому и интересному решению, которое было бы созвучно «космическому» названию отеля.
  • zooming
    1 / 1
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»

Было показано восемь вариантов, но на протяжении обсуждения чувствовалось, что их было значительно больше. В качестве итогового архитекторы ТПО «Резерв» предложили самый смелый и пластичный вариант с крупной диагональной сеткой фасада, который Владимир Плоткин назвал экзоскелетом, так как решетка перед структурным остеклением – конструктивно несущая. В нижней части пластина здания с двух сторон «подсечена», освобождая пешеходные пути, арка расширена. 

Торец, обращенный к Кремлю – стеклянный, и раскрывает отличные виды, как из ресторана в верхнем этаже, так и из сгруппированных здесь люксов. Внутри гостиничных номеров крупные диагонали фасада аккуратно вписаны в модуль окна, составленного из одного прямоугольного и одного треугольного стекла.
Гостиница на Новом Арбате, 2
© ТПО «Резерв»
Гостиница на Новом Арбате, 2
© ТПО «Резерв»
Вынос ступенчатой консоли, обращенной к Кремлю, невелик, около 5 метров. На соседнем брандмауэре авторы предложили поместить медиа-фасад, который должен добавить в решение современности и блеска. Кроме того, отражаясь в стекле, исторический дом получит визуальное продолжение, подчеркнул в процессе обсуждения Сергей Кузнецов.
Гостиница на Новом Арбате, 2
© ТПО «Резерв»
Гостиница на Новом Арбате, 2
© ТПО «Резерв»

Первый этаж занят общественными и коммерческими помещениями, во втором предполагается конференц-зона, там же, вероятно, может разместиться фитнес. Выше следуют гостиничные номера, на последнем, 10 этаже расположены рестораны с панорамными видами. Въезд в механизированный двухярусный паркинг и загрузка устроены со стороны Мерзляковского переулка.
  • zooming
    1 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    8 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»

Владимир Плоткин предложил на суд коллег два варианта фасада: серебристо-белый и золотисто-медный из рельефных панелей, которые, по признанию автора, ему когда-то посоветовал Сергей Скуратов. Обсуждение проекта – а заседание Архсовета второй раз проходило в дистанционном режиме – было кратким, эксперты поддержали его, высказавшись в пользу медного варианта, причем Михаил Посохин – из-за его цветового отличия от Нового Арбата. Александр Цимайло переспросил, не было ли варианта, в котором объем гостиницы был бы целиком «подсечен» со стороны брандмауэра и последний был бы полностью открыт. Оказалось, такой вариант был, но был отвергнут из-за невозможности существенно изменять утвержденный объем параллелепипеда. Вариант с сеткой на «кремлевском» торце, о котором спросил Андрей Гнездилов, также был отвергнут – из-за слишком жесткого примыкания смелого и крупного современного рисунка к историческому дому, как пояснил Владимир Плоткин, также как и для того, чтобы полностью раскрыть лучшие видовые панорамы. Относительно полоски на углу того же торца автор пояснил, что ее появление вызвано пластическими соображениями: сетка не должна заканчиваться на углу слишком внезапно. Николай Шумаков, охарактеризовал здание так: «Сильное, с новым масштабом, удивительно прочно село на это место», однако высказал сомнение, не будет ли медиа-фасад мешать жителям соседних номеров. Совет поддержал проект в золотисто-медном варианте; резюмируя обсуждение, Сергей Кузнецов пожелал заказчику качественного исполнения. 

***

Многофункциональный комплекс жилой застройки, Причальный пр-д, вл. 8
Проект: АБ «Остоженка»
Заказчик: 
АО СЗ «Инспайр»
Вид с Москвы-реки. Причальный
© АБ Остоженка
Второй вопрос в повестке – многофункциональный жилой комплекс по адресу Причальный проезд, вл. 8 – это новая итерация решения, которое уже рассматривалось и даже было одобрено архсоветом в 2017 году. Тогда проект был разработан UNK project. Но сменился заказчик, был проведен закрытый конкурс, в котором победила «Остоженка». При этом ранее выданное ГПЗУ действует и сейчас, поэтому параметры ЖК прежние. Это очень высокоплотная застройка, но все же, как заверил Сергей Кузнецов, жилье, а не апартаменты.
Вид с Москвы-реки. Причальный
© АБ Остоженка
Вид с Берегового проезда. Причальный
© АБ Остоженка
Участок находится рядом с Шелепихинской набережной, в сторону которой намечается продление Краснопресненской набережной – важной артерии к уже весьма активному девелопменту на бывших промышленных территориях. Соседний участок на набережной занимает ЖК «Сердце Столицы», здесь же рядом ЖК Headliner, ЖК «Кандинский Баухаус», напротив по другую сторону реки – ЖК «Береговой», ЖК «Филиград» – все они входят в ареал так называемого Большого Сити.
Схема благоустройства. Причальный
© АБ Остоженка
Прежнее решение у UNK очерчивало те же самые границы, что и нынешний проект, но было гораздо сложнее и больше раскрыто каре в сторону воды. В предложении «Остоженки» башни образовали более сомкнутую компактную композицию, которая визуально вроде бы проста, но на самом деле потребовала изрядного мастерства.
Двор. Причальный
© АБ Остоженка
«Наша идея была сформировать цельный организм, – пояснил Валерий Каняшин, – который в то же время составлен из самостоятельных объектов-пластин. В каждой из них «зашита» ось симметрии, чтобы ее форма не стала слишком громоздкой. Пластины собраны вокруг общего пространства двора. Группа получилась довольно сильная, она стоит рядом с «Сердцем столицы» и с нижних точек, и с мостов выглядит на его фоне вполне уверенно…».
Вид с Шелепихинской набережной. Причальный
© АБ Остоженка
Четыре корпуса с разной этажностью окружают дворовое пространство, нигде не смыкаясь, но при восприятии накладываясь контурами друг на друга, отчего с разных точек возникают и разные ракурсы. К набережной масса «расходится», объединяя пространство двора с рекреационной зоной вдоль реки, в сторону железной дороги, напротив, смыкается, образуя самый массивный фасад.
  • zooming
    1 / 5
    План на отметке -4,455. Причальный
    © АБ Остоженка
  • zooming
    2 / 5
    План на отметке +0,00. Причальный
    © АБ Остоженка
  • zooming
    3 / 5
    Разрез 1, по корпусам В и D. Причальный
    © АБ Остоженка
  • zooming
    4 / 5
    Разрез 2. По нижнему стилобату по корпусам А и С. Причальный
    © АБ Остоженка
  • zooming
    5 / 5
    Разрез 3. Причальный
    © АБ Остоженка
Образная сторона архитектурного решения комплекса строится на метафоре «земля и небо», имеющей и вполне практическую сторону. Плоскость пластин фрагментируется на верхнюю, более компактную и прозрачную часть, и нижнюю – в облицовке клинкером под терракоту. Этим материалом ЖК в Причальном проезде отдает дань «Сердцу столицы», а самой идеей ярусного построения объемов – Москве-Сити. С ближних ракурсов возникает достаточно богатое ощущение от фасадной плоскости, потому что клинкерная плитка имеет пестрый состав из множества разных оттенков и текстур. Причем в кладке нижней части башен применяется прием отмывки или обратной «растяжки» градиента кверху – т.е. от светлого к темному.
Вид с Причального проезда. ЖК «Level Причальный»
© АБ Остоженка
Корпуса буквально «спускаются» вдоль рельефа, перепад которого на участке составляет от 5 до 8 метров. Благодаря перепаду в планировке двора выделяются два функциональных уровня – «детский», где преобладают игровые площадки, и «взрослый», с площадками для отдыха. Они соединяются лестницами и открытым амфитеатром, который наряду с множеством других объектов входит во внутреннее благоустройство ЖК.
Двор. Причальный
© АБ Остоженка
Двор расположен на стилобате – в нем находятся два уровня паркинга и уровень общественных функций, расположенных по периметру комплекса. Сюда выходят торговая галерея с входом под аркой со стороны набережной, фитнес, супермаркет, кафе. Офисные помещения, занимающие полуподземный этаж, частично спрятаны в «складки» рельефа.
 
Члены совета единодушно выразили поддержку представленному решению, отметив незаурядное исполнение простыми средствами. «Композиция простая, по хорошему монументальная, читаемая, хотя это колоссальная плотность на небольшом участке», – так откликнулся на проект Сергей Чобан. Владимир Плоткин отметил необычную раскладку градиента со светлым тоном внизу и темным вверху. 

Сергей Скуратов заострил внимание на сложном для данного случая вопросе гипер-масштаба: «Проект, который мы рассматриваем, уже находится в экспертизе – говорить о плотности, к сожалению, бесполезно, как и о том, что можно было бы сделать здание 250 метров высотой и снизить эту плотность на земле, одновременно дав завершение «Сердцу столицы». В целом поддерживаю проект, но сомневаюсь в разделении пополам этой пропорции фасада – высота кирпичной части могла бы быть понижена на этажей 5-6».
Вид с проектируемой эстакады. ЖК «Level Причальный»
© АБ Остоженка
Проект был одобрен с поправкой на предварительное решение транспортной схемы, поскольку рядом запланировано строительство эстакады и других транспортных объектов, из-за которых текущая схема, вероятно, изменится.
Транспортная схема территории этап 1. Причальный
© АБ Остоженка
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Гостиница Cosmos на Новом Арбате, 2
Россия, Москва, Новый арбат, 2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива В.И. Плоткин, руководитель мастерской С.А. Гусарев; ГАП: Г.В. Кескевич, Н.В. Ромишевская, Д.В. Чернов; архитектор: В.Е. Мамчуровская

2019 — 2020

Заказчик: УК ЛэндПрофит
Причальный
Россия, Москва, Причальный пр-д, 10

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: В. Каняшин
Главный архитектор проекта: М. Дехтяр
Архитекторы: Е. Королёв, М. Приходько, О. Климачёва, В. Сергеева, Ф. Мануковский
Визуализация: А. Московченко

2020 / 2021

Заказчик: АО СЗ «Инспайр»

06 Августа 2020

Похожие статьи
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.