Архсовет Москвы-67

Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Гостиница Cosmos на Новом Арбате, 2
Россия, Москва, Новый арбат, 2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива В.И. Плоткин, руководитель мастерской С.А. Гусарев; ГАП: Г.В. Кескевич, Н.В. Ромишевская, Д.В. Чернов; архитектор: В.Е. Мамчуровская

2019 — 2020

Заказчик: УК ЛэндПрофит
Причальный
Россия, Москва, Причальный пр-д, 10

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: В. Каняшин
Главный архитектор проекта: М. Дехтяр
Архитекторы: Е. Королёв, М. Приходько, О. Климачёва, В. Сергеева, Ф. Мануковский
Визуализация: А. Московченко

2020 / 2021

Заказчик: АО СЗ «Инспайр»
Гостиница Cosmos 4*, Новый Арбат, 2
Проект: ТПО «Резерв»
Заказчик: УК ЛэндПрофит
Вместимость: 253 номера


Существующее здание построено в 1965 году как АТС и Дом связи. В паре с рестораном «Прага» оно открывает перспективу Нового Арбата, арка в центральной части здания ведет в Мерзляковский переулок. Фасады здания 1960-х годов состоят из «ленточных» окон, в чем перекликаются со строгой стилистикой домов-«книжек» Нового Арбата и в то же время отвечают его техническому назначению. Впрочем, в течение всех последних лет здание было полностью затянуто строительной сеткой и рекламой и после перехода на цифровой формат коммутаторов по назначению не используется.
Гостиница на Новом Арбате, 2
Из презентации ТПО «Резерв»
Гостиница на Новом Арбате, 2
© ТПО «Резерв»

Бывшую АТС планируют реконструировать, превратив в гостиницу. По словам председателя архсовета Сергея Кузнецова, идея рассматривается уже больше двух лет и было предложено достаточно много вариантов. Главный архитектор Москвы также заметил, что он очень рад появлению Владимира Плоткина в качестве проектировщика, и что с ТПО «Резерв» также было перебрано и рассмотрено много различных вариантов, поскольку значение площадки велико. «Показанный проект – это вершина айсберга», – подчеркнул Сергей Кузнецов.
  • zooming
    1 / 3
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 3
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 3
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»

Все геометрические параметры и высотная отметка зафиксированы в ГПЗУ, а наличие охранных зон разрешает только реконструкцию в габаритах существующего здания. С севера к нему торцами подступают три доходных дома, все коммуникации и конструкции подземной части необходимо было сохранить, обустроив между тем под гостиницей механизированную парковку, что повлекло, по словам архитектора, множество сложных решений. Несущие конструкции старого здания предполагается использовать частично, там где это возможно, поскольку существующая высота этажей – 4,5 метра, и шаг колонн – 6 метров, совершенно не подходят для современного гостиничного здания.
Гостиница на Новом Арбате, 2
© ТПО «Резерв»
Гостиница на Новом Арбате, 2
© ТПО «Резерв»

Владимир Плоткин начал представление проекта со значимых акцентов окружения: в прямой видимости Кремль, Сити и гостиница «Украина», рядом особняк Морозова и Моссельпром, все эти объекты – знаковые и характерные для своего времени, по словам архитектора, они «фиксировали временные этапы развития города и даже определяли его направление».

«Я считаю это место достойным появления знакового объекта именно нашего времени. Решение поддержать стилистику Нового Арбата было бы, на мой взгляд, скучным и несправедливым здесь», – подчеркнул автор. Так что один из первых вариантов, с ленточно-полосатым фасадным решением, по словам Владимира Плоткина, архитекторы отвергли практически сразу. Кроме того, планируемый оператор, гостиница «Космос», также тяготел к более смелому и интересному решению, которое было бы созвучно «космическому» названию отеля.
  • zooming
    1 / 1
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»

Было показано восемь вариантов, но на протяжении обсуждения чувствовалось, что их было значительно больше. В качестве итогового архитекторы ТПО «Резерв» предложили самый смелый и пластичный вариант с крупной диагональной сеткой фасада, который Владимир Плоткин назвал экзоскелетом, так как решетка перед структурным остеклением – конструктивно несущая. В нижней части пластина здания с двух сторон «подсечена», освобождая пешеходные пути, арка расширена. 

Торец, обращенный к Кремлю – стеклянный, и раскрывает отличные виды, как из ресторана в верхнем этаже, так и из сгруппированных здесь люксов. Внутри гостиничных номеров крупные диагонали фасада аккуратно вписаны в модуль окна, составленного из одного прямоугольного и одного треугольного стекла.
Гостиница на Новом Арбате, 2
© ТПО «Резерв»
Гостиница на Новом Арбате, 2
© ТПО «Резерв»
Вынос ступенчатой консоли, обращенной к Кремлю, невелик, около 5 метров. На соседнем брандмауэре авторы предложили поместить медиа-фасад, который должен добавить в решение современности и блеска. Кроме того, отражаясь в стекле, исторический дом получит визуальное продолжение, подчеркнул в процессе обсуждения Сергей Кузнецов.
Гостиница на Новом Арбате, 2
© ТПО «Резерв»
Гостиница на Новом Арбате, 2
© ТПО «Резерв»

Первый этаж занят общественными и коммерческими помещениями, во втором предполагается конференц-зона, там же, вероятно, может разместиться фитнес. Выше следуют гостиничные номера, на последнем, 10 этаже расположены рестораны с панорамными видами. Въезд в механизированный двухярусный паркинг и загрузка устроены со стороны Мерзляковского переулка.
  • zooming
    1 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    8 / 8
    Гостиница на Новом Арбате, 2
    © ТПО «Резерв»

Владимир Плоткин предложил на суд коллег два варианта фасада: серебристо-белый и золотисто-медный из рельефных панелей, которые, по признанию автора, ему когда-то посоветовал Сергей Скуратов. Обсуждение проекта – а заседание Архсовета второй раз проходило в дистанционном режиме – было кратким, эксперты поддержали его, высказавшись в пользу медного варианта, причем Михаил Посохин – из-за его цветового отличия от Нового Арбата. Александр Цимайло переспросил, не было ли варианта, в котором объем гостиницы был бы целиком «подсечен» со стороны брандмауэра и последний был бы полностью открыт. Оказалось, такой вариант был, но был отвергнут из-за невозможности существенно изменять утвержденный объем параллелепипеда. Вариант с сеткой на «кремлевском» торце, о котором спросил Андрей Гнездилов, также был отвергнут – из-за слишком жесткого примыкания смелого и крупного современного рисунка к историческому дому, как пояснил Владимир Плоткин, также как и для того, чтобы полностью раскрыть лучшие видовые панорамы. Относительно полоски на углу того же торца автор пояснил, что ее появление вызвано пластическими соображениями: сетка не должна заканчиваться на углу слишком внезапно. Николай Шумаков, охарактеризовал здание так: «Сильное, с новым масштабом, удивительно прочно село на это место», однако высказал сомнение, не будет ли медиа-фасад мешать жителям соседних номеров. Совет поддержал проект в золотисто-медном варианте; резюмируя обсуждение, Сергей Кузнецов пожелал заказчику качественного исполнения. 

***

Многофункциональный комплекс жилой застройки, Причальный пр-д, вл. 8
Проект: АБ «Остоженка»
Заказчик: 
АО СЗ «Инспайр»
Вид с Москвы-реки. Причальный
© АБ Остоженка
Второй вопрос в повестке – многофункциональный жилой комплекс по адресу Причальный проезд, вл. 8 – это новая итерация решения, которое уже рассматривалось и даже было одобрено архсоветом в 2017 году. Тогда проект был разработан UNK project. Но сменился заказчик, был проведен закрытый конкурс, в котором победила «Остоженка». При этом ранее выданное ГПЗУ действует и сейчас, поэтому параметры ЖК прежние. Это очень высокоплотная застройка, но все же, как заверил Сергей Кузнецов, жилье, а не апартаменты.
Вид с Москвы-реки. Причальный
© АБ Остоженка
Вид с Берегового проезда. Причальный
© АБ Остоженка
Участок находится рядом с Шелепихинской набережной, в сторону которой намечается продление Краснопресненской набережной – важной артерии к уже весьма активному девелопменту на бывших промышленных территориях. Соседний участок на набережной занимает ЖК «Сердце Столицы», здесь же рядом ЖК Headliner, ЖК «Кандинский Баухаус», напротив по другую сторону реки – ЖК «Береговой», ЖК «Филиград» – все они входят в ареал так называемого Большого Сити.
Схема благоустройства. Причальный
© АБ Остоженка
Прежнее решение у UNK очерчивало те же самые границы, что и нынешний проект, но было гораздо сложнее и больше раскрыто каре в сторону воды. В предложении «Остоженки» башни образовали более сомкнутую компактную композицию, которая визуально вроде бы проста, но на самом деле потребовала изрядного мастерства.
Двор. Причальный
© АБ Остоженка
«Наша идея была сформировать цельный организм, – пояснил Валерий Каняшин, – который в то же время составлен из самостоятельных объектов-пластин. В каждой из них «зашита» ось симметрии, чтобы ее форма не стала слишком громоздкой. Пластины собраны вокруг общего пространства двора. Группа получилась довольно сильная, она стоит рядом с «Сердцем столицы» и с нижних точек, и с мостов выглядит на его фоне вполне уверенно…».
Вид с Шелепихинской набережной. Причальный
© АБ Остоженка
Четыре корпуса с разной этажностью окружают дворовое пространство, нигде не смыкаясь, но при восприятии накладываясь контурами друг на друга, отчего с разных точек возникают и разные ракурсы. К набережной масса «расходится», объединяя пространство двора с рекреационной зоной вдоль реки, в сторону железной дороги, напротив, смыкается, образуя самый массивный фасад.
  • zooming
    1 / 5
    План на отметке -4,455. Причальный
    © АБ Остоженка
  • zooming
    2 / 5
    План на отметке +0,00. Причальный
    © АБ Остоженка
  • zooming
    3 / 5
    Разрез 1, по корпусам В и D. Причальный
    © АБ Остоженка
  • zooming
    4 / 5
    Разрез 2. По нижнему стилобату по корпусам А и С. Причальный
    © АБ Остоженка
  • zooming
    5 / 5
    Разрез 3. Причальный
    © АБ Остоженка
Образная сторона архитектурного решения комплекса строится на метафоре «земля и небо», имеющей и вполне практическую сторону. Плоскость пластин фрагментируется на верхнюю, более компактную и прозрачную часть, и нижнюю – в облицовке клинкером под терракоту. Этим материалом ЖК в Причальном проезде отдает дань «Сердцу столицы», а самой идеей ярусного построения объемов – Москве-Сити. С ближних ракурсов возникает достаточно богатое ощущение от фасадной плоскости, потому что клинкерная плитка имеет пестрый состав из множества разных оттенков и текстур. Причем в кладке нижней части башен применяется прием отмывки или обратной «растяжки» градиента кверху – т.е. от светлого к темному.
Вид с Причального проезда. Причальный
© АБ Остоженка
Корпуса буквально «спускаются» вдоль рельефа, перепад которого на участке составляет от 5 до 8 метров. Благодаря перепаду в планировке двора выделяются два функциональных уровня – «детский», где преобладают игровые площадки, и «взрослый», с площадками для отдыха. Они соединяются лестницами и открытым амфитеатром, который наряду с множеством других объектов входит во внутреннее благоустройство ЖК.
Двор. Причальный
© АБ Остоженка
Двор расположен на стилобате – в нем находятся два уровня паркинга и уровень общественных функций, расположенных по периметру комплекса. Сюда выходят торговая галерея с входом под аркой со стороны набережной, фитнес, супермаркет, кафе. Офисные помещения, занимающие полуподземный этаж, частично спрятаны в «складки» рельефа.
 
Члены совета единодушно выразили поддержку представленному решению, отметив незаурядное исполнение простыми средствами. «Композиция простая, по хорошему монументальная, читаемая, хотя это колоссальная плотность на небольшом участке», – так откликнулся на проект Сергей Чобан. Владимир Плоткин отметил необычную раскладку градиента со светлым тоном внизу и темным вверху. 

Сергей Скуратов заострил внимание на сложном для данного случая вопросе гипер-масштаба: «Проект, который мы рассматриваем, уже находится в экспертизе – говорить о плотности, к сожалению, бесполезно, как и о том, что можно было бы сделать здание 250 метров высотой и снизить эту плотность на земле, одновременно дав завершение «Сердцу столицы». В целом поддерживаю проект, но сомневаюсь в разделении пополам этой пропорции фасада – высота кирпичной части могла бы быть понижена на этажей 5-6».
Вид с проектируемой эстакады. Причальный
© АБ Остоженка
Проект был одобрен с поправкой на предварительное решение транспортной схемы, поскольку рядом запланировано строительство эстакады и других транспортных объектов, из-за которых текущая схема, вероятно, изменится.
Транспортная схема территории этап 1. Причальный
© АБ Остоженка
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Гостиница Cosmos на Новом Арбате, 2
Россия, Москва, Новый арбат, 2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива В.И. Плоткин, руководитель мастерской С.А. Гусарев; ГАП: Г.В. Кескевич, Н.В. Ромишевская, Д.В. Чернов; архитектор: В.Е. Мамчуровская

2019 — 2020

Заказчик: УК ЛэндПрофит
Причальный
Россия, Москва, Причальный пр-д, 10

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: В. Каняшин
Главный архитектор проекта: М. Дехтяр
Архитекторы: Е. Королёв, М. Приходько, О. Климачёва, В. Сергеева, Ф. Мануковский
Визуализация: А. Московченко

2020 / 2021

Заказчик: АО СЗ «Инспайр»

06 Августа 2020

Похожие статьи
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.