Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива В. Плоткин, руководитель мастерской С. Гусарев; ГАП: Г. Кескевич, Н. Ромишевская, Д. Чернов; архитектор: Н. Гусева
2019 — 2020
/ 2020 — 9.2025
Заказчик: УК ЛэндПрофит
Генпроектировшик стадии П и РД: ыООО «Эталон проект»
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: В. Каняшин
Главный архитектор проекта: М. Дехтяр
Архитекторы: Е. Королёв, М. Приходько, О. Климачёва, В. Сергеева, Ф. Мануковский
Визуализация: А. Московченко
2020
/ 2021
Заказчик: АО СЗ «Инспайр»
Гостиница Cosmos 4*, Новый Арбат, 2
Проект: ТПО «Резерв» Заказчик: УК ЛэндПрофит Вместимость: 253 номера
Существующее здание построено в 1965 году как АТС и Дом связи. В паре с рестораном «Прага» оно открывает перспективу Нового Арбата, арка в центральной части здания ведет в Мерзляковский переулок. Фасады здания 1960-х годов состоят из «ленточных» окон, в чем перекликаются со строгой стилистикой домов-«книжек» Нового Арбата и в то же время отвечают его техническому назначению. Впрочем, в течение всех последних лет здание было полностью затянуто строительной сеткой и рекламой и после перехода на цифровой формат коммутаторов по назначению не используется.
Бывшую АТС планируют реконструировать, превратив в гостиницу. По словам председателя архсовета Сергея Кузнецова, идея рассматривается уже больше двух лет и было предложено достаточно много вариантов. Главный архитектор Москвы также заметил, что он очень рад появлению Владимира Плоткина в качестве проектировщика, и что с ТПО «Резерв» также было перебрано и рассмотрено много различных вариантов, поскольку значение площадки велико. «Показанный проект – это вершина айсберга», – подчеркнул Сергей Кузнецов.
Все геометрические параметры и высотная отметка зафиксированы в ГПЗУ, а наличие охранных зон разрешает только реконструкцию в габаритах существующего здания. С севера к нему торцами подступают три доходных дома, все коммуникации и конструкции подземной части необходимо было сохранить, обустроив между тем под гостиницей механизированную парковку, что повлекло, по словам архитектора, множество сложных решений. Несущие конструкции старого здания предполагается использовать частично, там где это возможно, поскольку существующая высота этажей – 4,5 метра, и шаг колонн – 6 метров, совершенно не подходят для современного гостиничного здания.
Владимир Плоткин начал представление проекта со значимых акцентов окружения: в прямой видимости Кремль, Сити и гостиница «Украина», рядом особняк Морозова и Моссельпром, все эти объекты – знаковые и характерные для своего времени, по словам архитектора, они «фиксировали временные этапы развития города и даже определяли его направление».
«Я считаю это место достойным появления знакового объекта именно нашего времени. Решение поддержать стилистику Нового Арбата было бы, на мой взгляд, скучным и несправедливым здесь», – подчеркнул автор. Так что один из первых вариантов, с ленточно-полосатым фасадным решением, по словам Владимира Плоткина, архитекторы отвергли практически сразу. Кроме того, планируемый оператор, гостиница «Космос», также тяготел к более смелому и интересному решению, которое было бы созвучно «космическому» названию отеля.
Было показано восемь вариантов, но на протяжении обсуждения чувствовалось, что их было значительно больше. В качестве итогового архитекторы ТПО «Резерв» предложили самый смелый и пластичный вариант с крупной диагональной сеткой фасада, который Владимир Плоткин назвал экзоскелетом, так как решетка перед структурным остеклением – конструктивно несущая. В нижней части пластина здания с двух сторон «подсечена», освобождая пешеходные пути, арка расширена.
Торец, обращенный к Кремлю – стеклянный, и раскрывает отличные виды, как из ресторана в верхнем этаже, так и из сгруппированных здесь люксов. Внутри гостиничных номеров крупные диагонали фасада аккуратно вписаны в модуль окна, составленного из одного прямоугольного и одного треугольного стекла.
Вынос ступенчатой консоли, обращенной к Кремлю, невелик, около 5 метров. На соседнем брандмауэре авторы предложили поместить медиа-фасад, который должен добавить в решение современности и блеска. Кроме того, отражаясь в стекле, исторический дом получит визуальное продолжение, подчеркнул в процессе обсуждения Сергей Кузнецов.
Первый этаж занят общественными и коммерческими помещениями, во втором предполагается конференц-зона, там же, вероятно, может разместиться фитнес. Выше следуют гостиничные номера, на последнем, 10 этаже расположены рестораны с панорамными видами. Въезд в механизированный двухярусный паркинг и загрузка устроены со стороны Мерзляковского переулка.
Владимир Плоткин предложил на суд коллег два варианта фасада: серебристо-белый и золотисто-медный из рельефных панелей, которые, по признанию автора, ему когда-то посоветовал Сергей Скуратов. Обсуждение проекта – а заседание Архсовета второй раз проходило в дистанционном режиме – было кратким, эксперты поддержали его, высказавшись в пользу медного варианта, причем Михаил Посохин – из-за его цветового отличия от Нового Арбата. Александр Цимайло переспросил, не было ли варианта, в котором объем гостиницы был бы целиком «подсечен» со стороны брандмауэра и последний был бы полностью открыт. Оказалось, такой вариант был, но был отвергнут из-за невозможности существенно изменять утвержденный объем параллелепипеда. Вариант с сеткой на «кремлевском» торце, о котором спросил Андрей Гнездилов, также был отвергнут – из-за слишком жесткого примыкания смелого и крупного современного рисунка к историческому дому, как пояснил Владимир Плоткин, также как и для того, чтобы полностью раскрыть лучшие видовые панорамы. Относительно полоски на углу того же торца автор пояснил, что ее появление вызвано пластическими соображениями: сетка не должна заканчиваться на углу слишком внезапно. Николай Шумаков, охарактеризовал здание так: «Сильное, с новым масштабом, удивительно прочно село на это место», однако высказал сомнение, не будет ли медиа-фасад мешать жителям соседних номеров. Совет поддержал проект в золотисто-медном варианте; резюмируя обсуждение, Сергей Кузнецов пожелал заказчику качественного исполнения.
***
Многофункциональный комплекс жилой застройки, Причальный пр-д, вл. 8
Второй вопрос в повестке – многофункциональный жилой комплекс по адресу Причальный проезд, вл. 8 – это новая итерация решения, которое уже рассматривалось и даже было одобрено архсоветом в 2017 году. Тогда проект был разработан UNK project. Но сменился заказчик, был проведен закрытый конкурс, в котором победила «Остоженка». При этом ранее выданное ГПЗУ действует и сейчас, поэтому параметры ЖК прежние. Это очень высокоплотная застройка, но все же, как заверил Сергей Кузнецов, жилье, а не апартаменты.
Участок находится рядом с Шелепихинской набережной, в сторону которой намечается продление Краснопресненской набережной – важной артерии к уже весьма активному девелопменту на бывших промышленных территориях. Соседний участок на набережной занимает ЖК «Сердце Столицы», здесь же рядом ЖК Headliner, ЖК «Кандинский Баухаус», напротив по другую сторону реки – ЖК «Береговой», ЖК «Филиград» – все они входят в ареал так называемого Большого Сити.
Прежнее решение у UNK очерчивало те же самые границы, что и нынешний проект, но было гораздо сложнее и больше раскрыто каре в сторону воды. В предложении «Остоженки» башни образовали более сомкнутую компактную композицию, которая визуально вроде бы проста, но на самом деле потребовала изрядного мастерства.
«Наша идея была сформировать цельный организм, – пояснил Валерий Каняшин, – который в то же время составлен из самостоятельных объектов-пластин. В каждой из них «зашита» ось симметрии, чтобы ее форма не стала слишком громоздкой. Пластины собраны вокруг общего пространства двора. Группа получилась довольно сильная, она стоит рядом с «Сердцем столицы» и с нижних точек, и с мостов выглядит на его фоне вполне уверенно…».
Четыре корпуса с разной этажностью окружают дворовое пространство, нигде не смыкаясь, но при восприятии накладываясь контурами друг на друга, отчего с разных точек возникают и разные ракурсы. К набережной масса «расходится», объединяя пространство двора с рекреационной зоной вдоль реки, в сторону железной дороги, напротив, смыкается, образуя самый массивный фасад.
Образная сторона архитектурного решения комплекса строится на метафоре «земля и небо», имеющей и вполне практическую сторону. Плоскость пластин фрагментируется на верхнюю, более компактную и прозрачную часть, и нижнюю – в облицовке клинкером под терракоту. Этим материалом ЖК в Причальном проезде отдает дань «Сердцу столицы», а самой идеей ярусного построения объемов – Москве-Сити. С ближних ракурсов возникает достаточно богатое ощущение от фасадной плоскости, потому что клинкерная плитка имеет пестрый состав из множества разных оттенков и текстур. Причем в кладке нижней части башен применяется прием отмывки или обратной «растяжки» градиента кверху – т.е. от светлого к темному.
Корпуса буквально «спускаются» вдоль рельефа, перепад которого на участке составляет от 5 до 8 метров. Благодаря перепаду в планировке двора выделяются два функциональных уровня – «детский», где преобладают игровые площадки, и «взрослый», с площадками для отдыха. Они соединяются лестницами и открытым амфитеатром, который наряду с множеством других объектов входит во внутреннее благоустройство ЖК.
Двор расположен на стилобате – в нем находятся два уровня паркинга и уровень общественных функций, расположенных по периметру комплекса. Сюда выходят торговая галерея с входом под аркой со стороны набережной, фитнес, супермаркет, кафе. Офисные помещения, занимающие полуподземный этаж, частично спрятаны в «складки» рельефа.
Члены совета единодушно выразили поддержку представленному решению, отметив незаурядное исполнение простыми средствами. «Композиция простая, по хорошему монументальная, читаемая, хотя это колоссальная плотность на небольшом участке», – так откликнулся на проект Сергей Чобан. Владимир Плоткин отметил необычную раскладку градиента со светлым тоном внизу и темным вверху.
Сергей Скуратов заострил внимание на сложном для данного случая вопросе гипер-масштаба: «Проект, который мы рассматриваем, уже находится в экспертизе – говорить о плотности, к сожалению, бесполезно, как и о том, что можно было бы сделать здание 250 метров высотой и снизить эту плотность на земле, одновременно дав завершение «Сердцу столицы». В целом поддерживаю проект, но сомневаюсь в разделении пополам этой пропорции фасада – высота кирпичной части могла бы быть понижена на этажей 5-6».
Вид с проектируемой эстакады. ЖК «Level Причальный»
Проект был одобрен с поправкой на предварительное решение транспортной схемы, поскольку рядом запланировано строительство эстакады и других транспортных объектов, из-за которых текущая схема, вероятно, изменится.
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива В. Плоткин, руководитель мастерской С. Гусарев; ГАП: Г. Кескевич, Н. Ромишевская, Д. Чернов; архитектор: Н. Гусева
2019 — 2020
/ 2020 — 9.2025
Заказчик: УК ЛэндПрофит
Генпроектировшик стадии П и РД: ыООО «Эталон проект»
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: В. Каняшин
Главный архитектор проекта: М. Дехтяр
Архитекторы: Е. Королёв, М. Приходько, О. Климачёва, В. Сергеева, Ф. Мануковский
Визуализация: А. Московченко
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области: 12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Архитектура управления. Как цифровая доска Futurello экономит...
Современное архитектурное бюро тонет в коммуникационном хаосе: тысячи писем, задачи в мессенджерах, замечания в PDF. Российская разработка Futurello предлагает решение – единое пространство для управления проектом.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.