Архсовет Москвы – 73

Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.

mainImg
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
Россия, Москва, Тверской бульвар 27 строение 6

Авторский коллектив:
Аксенов Максим, Балаганская Светлана, Бекетов Иван, Беляев Всеволод, Болдырева Анастасия, Бунина Анна, Васин Глеб, Востронина Анна, Гарбузов Илья, Дараган Денис, Древаль Александра, Дьяконов Никита, Ермолаев Кузьма, Зарицкая Лидия, Иванова Евгения, Каримова Карина, Карпенко Егор, Кирпичева Дарья, Кобалян Алина, Козлов Кирилл, Котельникова Полина, Кравцова Ксения, Малик Карина, Мордвинцева Елизавета, Морина Юлия, Насырова Ольга, Попов Павел, Равилова Асель, Святодух Кристина, Синявский Никита, Султанов Ренат, Сытник Ольга, Тарасов Иван, Титова Екатерина, Тюрякова Анна, Тютюнник Павел, Федин Антон, Хайков Станислав, Хатламаджиян Григорий, Цицварич Эва, Цицилин Всеволод, Чельцов Иван, Чельцов Лаврентий, Черепанова Анастасия, Штанюк Александр, Яблонская Екатерина

2019 — 1.2022
Очередное заседание архитектурного совета Москвы, первое в 2022 году, было посвящено участку в начале Тверского бульвара, дом 27 строение 6, рядом с бывшей Некрасовской библиотекой; от Тверского сквера его отделяет Сытинский переулок.
Участок Тверской бульвар, 27с6, существующее положение, вид сверху
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Как напомнил Петр Кудрявцев, авторы, Александр Цимайло и Николай Ляшенко, работают над задачей достаточно давно: частью предварительных проработок стал проект ВосСоздание под кураторством АБ ЦЛП 2 года назад в рамках «Открытого города» (см. наш отчет; тогда участники предлагали разные варианты фасадов и объемов для регенерации исторических зданий). 
 

Михаил Посохин, в свою очередь, напомнил, что проектирование для рассматриваемого участка ведется уже не меньше 25 лет, сравнив заодно представленный проект Цимайло / Ляшенко с покорением Эвереста – в том смысле, что очень хорош. 

Представляя свое предложение, Александр Цимайло подробно остановился на контексте, как окружающей застройке, так и истории сносов. Показал квартал, снесенный в 1977 году на месте Новопушкинского сквера. Акцентировал характер непарадный второстепенный характер фасадов домов по Сытинскому переулку, в том числе и снесенных на месте рассматриваемого участка – более импозантный фасад с башенками был обращен к Тверской улице, а дома, расположенные по адресу 27с6, были совершенно рядовыми двухэтажными постройками периода историзма. В целом застройка здесь была достаточно ранней, и поэтому невысокой – вереницы 2-этажных, в основном, домов с легкими вариациями штукатурного декора.
Застройка района Новопушкинского сквера
Показано на заседании Архсовета, 19.01.2022
Застройка района Новопушкинского сквера
Показано на заседании Архсовета, 19.01.2022

Сейчас на месте снесенного квартала в глубине участка находится здание площадью 732,3 м2, бывший ресторан «Хлопок», довольно давно обнесенный строительным забором. Леонид Кондрашов назвал участок – деградирующим, а проект полностью соответствующим термину «регенерация». Хотя технически проект числится еще и реконструкцией существующего здания. 

Участком владеет компания Capital Group, ей же принадлежит расположенный в том же квартале особняк А.С. Салтыковой, где до недавнего переноса на Бауманскую улицу располагалась Некрасовская библиотека. В бывшей Некрасовке девелоперы, по их словам, планируют разместить «функции, связанные с едой», проще говоря кафе и рестораны. Новое здание, спроектированное АБ ЦЛП, тоже предназначено для ресторанов – впрочем, функция несколько сложнее, здесь планируется проводить мастер-классы, – но все «связано с едой». Несколько раз было подчеркнуто, что здание – полностью общественное пространство. 
Генплан. Новое здание – кровля черным, терраса 3 этажа серым. Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

В проекте здание 8-ярусное: 4 этажа под землей, 4 этажа над землей. Отступая от юго-западного фасада дома Салтыковой со стороны Большой Бронной – здесь образован въезд-«аппендикс» для пожарной машины, – оно занимает собой весь оставшийся участок. Рядом, тоже с Бронной, устроен въезд в подземную парковку.

Со стороны Сытинского переулка и сквера в месте стыковки с особняком авторы располагают открытую трехмаршевую лестницу, которая ведет во дворик-патио на кровле 3 этажа здания, Ольга Алексакова назвала его «тайной площадью внутри блока».
Фасад по Сытинскому переулку. Справа лестница в патио на кровле 3 этажа. Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Часть двора составляет ряд овальных зенитных фонарей, освещающих атриум в диагонально пересекающимися в его пространстве лестницами. Атриум начинается в минус-первом этаже, где также расположены ресторанные столики. С внутренней стороны 3 этажа фонари вписаны в объемную конструкцию потолка волнистой формы, напоминающую, по словам Александра Цимайло, своды Монье – это один из контекстуальных приемов, примененных в проекте. Овалы зенитных фонарей перекликаются с овалом, обведенным в атриуме вокруг лестниц, в них прочитывается линия, результирующая форму арочных окон фасада снесенного дома по Тверскому бульвару: дом сочетал прямоугольные окна с арочными. Эти скругления, по рисунку совпадающие с линиями арок, – еще один контекстуальный мотив, впрочем, один из самых потаенных. 
Световые фонари и «своды Монье» над атриумом, 3 этаж. Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Вдоль Сытинского переулка в первом этаже авторы предлагают открытую галерею с ресторанными столиками. Со стороны бульвара – проемы окон опущены до уровня мостовой, но предполагается, что, вероятно, они или их часть будет открываться, позволяя войти также и с бульвара. Было специально подчеркнуто, что первый этаж полностью проницаем для прохода и для глаза; здесь проект предусматривает не отдельные рестораны, а фудкорт с «островами» для раздачи еды. На 2 этаже тоже расположен фудкорт, а на 3 – рестораны подороже. В -1 этаже предусмотрены бар и сцена – здесь пространство больше похоже на клуб. 

Обсуждение коснулось галереи первого этажа, которую не сразу заметили, а заметив – приветствовали, и малой ширины тротуаров переулка. Несколько раз прозвучало предложение сделать Сытинский переулок пешеходным постоянно или хотя бы на выходные, поскольку он и без того время от времени бывает перекрыт. 

Сергей Скуратов, заметив, что весной и осенью проезжая часть Тверского бульвара превращается в слякотную жижу, которая летит от машин не только на пешеходов, но и на фасады, рекомендовал как-то защитить фронт 1 яруса здания с этой стороны, – к примеру, сделав галерею и здесь, и углубив ее уровень ниже тротуара. За галереи, расширение тротуаров и пешеходизацию переулка так или иначе высказались почти все участники обсуждения: Андрей Гнездилов, Ольга Алексакова, Владимир Плоткин, Петр Кудрявцев и другие. Александр Асадов предложил, в том случае, если Сытинский переулок удастся сделать пешеходным, «поменять галереи местами»: убрать вдоль переулка и сделать вдоль бульвара. 

Авторы выдержали разрешенную высотную отметку объема; визуально-ландшафтный анализ показал, что здание не видно практически ниоткуда, во всяком случае его видно не больше, чем были видны здания-предшественники. 
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Здесь надо отметить, что Тимур Башкаев настоятельно, вначале в форме вопроса, а затем пожелания, рекомендовал повышать в таких случаях высотность – разрешать большее количество надземных этажей, чем разрешено и реализовано в данном проекте – поскольку морфология окружающей застройки изменилась: предшествующие дома были исключительно фоновыми, а теперь новое здание могло бы стать более акцентным, – уверен архитектор. Леонид Кондрашов, заместитель директора ДКН, напротив, выразил полную удовлетворенность проектом. 

Одно из решений, также обоснованных контекстом – скатная кровля. Авторы сравнивают ее с традиционной фальцевой кровлей по форме и по внешнему виду, особенно в ракурсе, где латунные ламели сливаются в подобие некоей цельной поверхности со скосом. Кровля объединяет 2 этажа, третий и четвертый, в центральной части объема она срезана горизонтально, с трех сторон спускается к краям. 
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
Вид со стороны Тверского бульвара. Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Кровля, точнее говоря оболочка двух верхних этажей – полностью стеклянная с глубоко вынесенными латунными ламелями (так же решены три стены, ограждающие дворик-патио, то есть эта оболочка общая для всех поверхностей верхних ярусов). Как мне показалось, латунная решетка в тех ракурсах, где она не сливается в цельную поверхность, похожа на стропила, не прикрытые кровлей. В то же время вертикальная полоса ламелей образует подобие аттикового яруса над фасадами, которые предполагается облицевать фибробетоном с обобщенным декором полос, обрамляющих окна «в пол». Латунные полоски продолжаются в желобках между модулями окон ради визуального объединения ярусов.
  • zooming
    Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
    © Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
  • zooming
    Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
    © Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
 
Решение кровли вызвало достаточно много вопросов, начиная от золотистого цвета, который, по словам Юлия Борисова, более уместен для церковных куполов, – на что Александр Цимайло ответил, что цвет, вероятнее всего, будет не таким ярким, скорее – патинированным металлом.

Особенно проблемным экспертам показалось то, что кровля – полностью стеклянная. Каким образом убирать снег? Подогревать ли стекло? Не испортят ли компактный силуэт кровли впоследствии вентсистемы?

По словам Александра Цимайло, стекло подогревается естественным образом теплом помещения с внутренней стороны, но стекла также можно подогревать «условно говоря, как в автомобиле». Лишнюю воду планируется собирать в желоб, встроенный в ребро перелома кровли от скоса к фасадной плоскости. Владимир Плоткин признался, что по его опыту эксплуатации зданий со стеклянными кровлями снег поначалу чистят, но впоследствии стекло нередко закрывают, и признал решение рискованным. Александр Асадов заметил, что подогревать кровлю не следует, либо имеет смысл делать это очень точечно, так как иначе образуется ледяная корка; с другой стороны, по словам Александра Асадова, спроектированный им конусный стеклянный купол Центризбиркома в Китай-городе эксплуатируется. Сергей Скуратов напомнил, что в ТЦ «Цветной» инженерные системы испортили вид кровли и подробно расспрашивал авторов о крышных чиллерах, проветривании и вентсистемах – по словам Александра Цимайло, «холодная» часть пространства 4 яруса занята вентсистемами и ничего торчать не будет.

В конечном счете все, однако, пришли к выводу, что при сочетании столь хороших авторов и заказчика все технические проблемы должны быть успешно решены, они всего лишь требуют хорошей технической проработки. 
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Отдельно, и достаточно много обсуждали рекламные конструкции, места для которых в представленном проекте не просматриваются. Здесь мнения разделились самым радикальным образом: по словам Татьяны Гук, якорные арендаторы имеют право требовать места для внешней рекламы на здании, и будут его требовать. Вадим Греков, напротив, подчеркнул, что само здание с качественным архитектурным обликом может быть отличной рекламой и конструкции в данном случае можно ограничить волевым путем. Его поддержал и Сергей Кузнецов, и Сергей Чобан. По словам Сергея Кузнецова, «должна быть концепция размещения инфо-конструкций», если концепции нет, ничего нигде нельзя будет размещать.
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Согласно позиции Сергея Чобана, «...на таких знаковых местах рекламу надо, начиная с определенного уровня, запрещать. Я здесь не вижу никакой рекламы выше первого этажа и тем более на аттике. Иначе здание будет испорчено полностью». По словам архитектора, реклама на здании Тверская, 27с6 должна быть ограничена только первым этажом и только местом между пилонами – Сергей Чобан привел пример Берлина, где размещение рекламы регламентируется, и отметил, что Москва уже «находится на высочайшем уровне, многое достигнуто по упорядочиванию рекламы, и на важных точках можно сделать шаг дальше». 

В остальном проект был принят советом очень доброжелательно – говорилось о высокой планке дизайна, проект назвали элегантным и достойным, тонким и шикарным, поддержали и признали прошедшим совет. Начало строительства запланировано на 2022 год, завершить его планируют в конце 2023.  
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
Россия, Москва, Тверской бульвар 27 строение 6

Авторский коллектив:
Аксенов Максим, Балаганская Светлана, Бекетов Иван, Беляев Всеволод, Болдырева Анастасия, Бунина Анна, Васин Глеб, Востронина Анна, Гарбузов Илья, Дараган Денис, Древаль Александра, Дьяконов Никита, Ермолаев Кузьма, Зарицкая Лидия, Иванова Евгения, Каримова Карина, Карпенко Егор, Кирпичева Дарья, Кобалян Алина, Козлов Кирилл, Котельникова Полина, Кравцова Ксения, Малик Карина, Мордвинцева Елизавета, Морина Юлия, Насырова Ольга, Попов Павел, Равилова Асель, Святодух Кристина, Синявский Никита, Султанов Ренат, Сытник Ольга, Тарасов Иван, Титова Екатерина, Тюрякова Анна, Тютюнник Павел, Федин Антон, Хайков Станислав, Хатламаджиян Григорий, Цицварич Эва, Цицилин Всеволод, Чельцов Иван, Чельцов Лаврентий, Черепанова Анастасия, Штанюк Александр, Яблонская Екатерина

2019 — 1.2022

19 Января 2022

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Пресса: Почему здание СЭВа надо не сносить, а признать памятником
Здание-книжку СЭВа на Новом Арбате собрались комплексно реконструировать. За эвфемизмами скрывается одно — здание с большой степенью вероятности собираются снести. А ведь оно — высшая точка послевоенного советского модернизма, и его надо признать объектом культурного наследия.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.