Архсовет Москвы – 73

Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.

mainImg
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
Россия, Москва, Тверской бульвар 27 строение 6

Авторский коллектив:
Аксенов Максим, Балаганская Светлана, Бекетов Иван, Беляев Всеволод, Болдырева Анастасия, Бунина Анна, Васин Глеб, Востронина Анна, Гарбузов Илья, Дараган Денис, Древаль Александра, Дьяконов Никита, Ермолаев Кузьма, Зарицкая Лидия, Иванова Евгения, Каримова Карина, Карпенко Егор, Кирпичева Дарья, Кобалян Алина, Козлов Кирилл, Котельникова Полина, Кравцова Ксения, Малик Карина, Мордвинцева Елизавета, Морина Юлия, Насырова Ольга, Попов Павел, Равилова Асель, Святодух Кристина, Синявский Никита, Султанов Ренат, Сытник Ольга, Тарасов Иван, Титова Екатерина, Тюрякова Анна, Тютюнник Павел, Федин Антон, Хайков Станислав, Хатламаджиян Григорий, Цицварич Эва, Цицилин Всеволод, Чельцов Иван, Чельцов Лаврентий, Черепанова Анастасия, Штанюк Александр, Яблонская Екатерина

2019 — 1.2022
Очередное заседание архитектурного совета Москвы, первое в 2022 году, было посвящено участку в начале Тверского бульвара, дом 27 строение 6, рядом с бывшей Некрасовской библиотекой; от Тверского сквера его отделяет Сытинский переулок.
Участок Тверской бульвар, 27с6, существующее положение, вид сверху
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Как напомнил Петр Кудрявцев, авторы, Александр Цимайло и Николай Ляшенко, работают над задачей достаточно давно: частью предварительных проработок стал проект ВосСоздание под кураторством АБ ЦЛП 2 года назад в рамках «Открытого города» (см. наш отчет; тогда участники предлагали разные варианты фасадов и объемов для регенерации исторических зданий). 
 

Михаил Посохин, в свою очередь, напомнил, что проектирование для рассматриваемого участка ведется уже не меньше 25 лет, сравнив заодно представленный проект Цимайло / Ляшенко с покорением Эвереста – в том смысле, что очень хорош. 

Представляя свое предложение, Александр Цимайло подробно остановился на контексте, как окружающей застройке, так и истории сносов. Показал квартал, снесенный в 1977 году на месте Новопушкинского сквера. Акцентировал характер непарадный второстепенный характер фасадов домов по Сытинскому переулку, в том числе и снесенных на месте рассматриваемого участка – более импозантный фасад с башенками был обращен к Тверской улице, а дома, расположенные по адресу 27с6, были совершенно рядовыми двухэтажными постройками периода историзма. В целом застройка здесь была достаточно ранней, и поэтому невысокой – вереницы 2-этажных, в основном, домов с легкими вариациями штукатурного декора.
Застройка района Новопушкинского сквера
Показано на заседании Архсовета, 19.01.2022
Застройка района Новопушкинского сквера
Показано на заседании Архсовета, 19.01.2022

Сейчас на месте снесенного квартала в глубине участка находится здание площадью 732,3 м2, бывший ресторан «Хлопок», довольно давно обнесенный строительным забором. Леонид Кондрашов назвал участок – деградирующим, а проект полностью соответствующим термину «регенерация». Хотя технически проект числится еще и реконструкцией существующего здания. 

Участком владеет компания Capital Group, ей же принадлежит расположенный в том же квартале особняк А.С. Салтыковой, где до недавнего переноса на Бауманскую улицу располагалась Некрасовская библиотека. В бывшей Некрасовке девелоперы, по их словам, планируют разместить «функции, связанные с едой», проще говоря кафе и рестораны. Новое здание, спроектированное АБ ЦЛП, тоже предназначено для ресторанов – впрочем, функция несколько сложнее, здесь планируется проводить мастер-классы, – но все «связано с едой». Несколько раз было подчеркнуто, что здание – полностью общественное пространство. 
Генплан. Новое здание – кровля черным, терраса 3 этажа серым. Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

В проекте здание 8-ярусное: 4 этажа под землей, 4 этажа над землей. Отступая от юго-западного фасада дома Салтыковой со стороны Большой Бронной – здесь образован въезд-«аппендикс» для пожарной машины, – оно занимает собой весь оставшийся участок. Рядом, тоже с Бронной, устроен въезд в подземную парковку.

Со стороны Сытинского переулка и сквера в месте стыковки с особняком авторы располагают открытую трехмаршевую лестницу, которая ведет во дворик-патио на кровле 3 этажа здания, Ольга Алексакова назвала его «тайной площадью внутри блока».
Фасад по Сытинскому переулку. Справа лестница в патио на кровле 3 этажа. Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Часть двора составляет ряд овальных зенитных фонарей, освещающих атриум в диагонально пересекающимися в его пространстве лестницами. Атриум начинается в минус-первом этаже, где также расположены ресторанные столики. С внутренней стороны 3 этажа фонари вписаны в объемную конструкцию потолка волнистой формы, напоминающую, по словам Александра Цимайло, своды Монье – это один из контекстуальных приемов, примененных в проекте. Овалы зенитных фонарей перекликаются с овалом, обведенным в атриуме вокруг лестниц, в них прочитывается линия, результирующая форму арочных окон фасада снесенного дома по Тверскому бульвару: дом сочетал прямоугольные окна с арочными. Эти скругления, по рисунку совпадающие с линиями арок, – еще один контекстуальный мотив, впрочем, один из самых потаенных. 
Световые фонари и «своды Монье» над атриумом, 3 этаж. Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Вдоль Сытинского переулка в первом этаже авторы предлагают открытую галерею с ресторанными столиками. Со стороны бульвара – проемы окон опущены до уровня мостовой, но предполагается, что, вероятно, они или их часть будет открываться, позволяя войти также и с бульвара. Было специально подчеркнуто, что первый этаж полностью проницаем для прохода и для глаза; здесь проект предусматривает не отдельные рестораны, а фудкорт с «островами» для раздачи еды. На 2 этаже тоже расположен фудкорт, а на 3 – рестораны подороже. В -1 этаже предусмотрены бар и сцена – здесь пространство больше похоже на клуб. 

Обсуждение коснулось галереи первого этажа, которую не сразу заметили, а заметив – приветствовали, и малой ширины тротуаров переулка. Несколько раз прозвучало предложение сделать Сытинский переулок пешеходным постоянно или хотя бы на выходные, поскольку он и без того время от времени бывает перекрыт. 

Сергей Скуратов, заметив, что весной и осенью проезжая часть Тверского бульвара превращается в слякотную жижу, которая летит от машин не только на пешеходов, но и на фасады, рекомендовал как-то защитить фронт 1 яруса здания с этой стороны, – к примеру, сделав галерею и здесь, и углубив ее уровень ниже тротуара. За галереи, расширение тротуаров и пешеходизацию переулка так или иначе высказались почти все участники обсуждения: Андрей Гнездилов, Ольга Алексакова, Владимир Плоткин, Петр Кудрявцев и другие. Александр Асадов предложил, в том случае, если Сытинский переулок удастся сделать пешеходным, «поменять галереи местами»: убрать вдоль переулка и сделать вдоль бульвара. 

Авторы выдержали разрешенную высотную отметку объема; визуально-ландшафтный анализ показал, что здание не видно практически ниоткуда, во всяком случае его видно не больше, чем были видны здания-предшественники. 
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Здесь надо отметить, что Тимур Башкаев настоятельно, вначале в форме вопроса, а затем пожелания, рекомендовал повышать в таких случаях высотность – разрешать большее количество надземных этажей, чем разрешено и реализовано в данном проекте – поскольку морфология окружающей застройки изменилась: предшествующие дома были исключительно фоновыми, а теперь новое здание могло бы стать более акцентным, – уверен архитектор. Леонид Кондрашов, заместитель директора ДКН, напротив, выразил полную удовлетворенность проектом. 

Одно из решений, также обоснованных контекстом – скатная кровля. Авторы сравнивают ее с традиционной фальцевой кровлей по форме и по внешнему виду, особенно в ракурсе, где латунные ламели сливаются в подобие некоей цельной поверхности со скосом. Кровля объединяет 2 этажа, третий и четвертый, в центральной части объема она срезана горизонтально, с трех сторон спускается к краям. 
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
Вид со стороны Тверского бульвара. Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Кровля, точнее говоря оболочка двух верхних этажей – полностью стеклянная с глубоко вынесенными латунными ламелями (так же решены три стены, ограждающие дворик-патио, то есть эта оболочка общая для всех поверхностей верхних ярусов). Как мне показалось, латунная решетка в тех ракурсах, где она не сливается в цельную поверхность, похожа на стропила, не прикрытые кровлей. В то же время вертикальная полоса ламелей образует подобие аттикового яруса над фасадами, которые предполагается облицевать фибробетоном с обобщенным декором полос, обрамляющих окна «в пол». Латунные полоски продолжаются в желобках между модулями окон ради визуального объединения ярусов.
  • zooming
    Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
    © Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
  • zooming
    Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
    © Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
 
Решение кровли вызвало достаточно много вопросов, начиная от золотистого цвета, который, по словам Юлия Борисова, более уместен для церковных куполов, – на что Александр Цимайло ответил, что цвет, вероятнее всего, будет не таким ярким, скорее – патинированным металлом.

Особенно проблемным экспертам показалось то, что кровля – полностью стеклянная. Каким образом убирать снег? Подогревать ли стекло? Не испортят ли компактный силуэт кровли впоследствии вентсистемы?

По словам Александра Цимайло, стекло подогревается естественным образом теплом помещения с внутренней стороны, но стекла также можно подогревать «условно говоря, как в автомобиле». Лишнюю воду планируется собирать в желоб, встроенный в ребро перелома кровли от скоса к фасадной плоскости. Владимир Плоткин признался, что по его опыту эксплуатации зданий со стеклянными кровлями снег поначалу чистят, но впоследствии стекло нередко закрывают, и признал решение рискованным. Александр Асадов заметил, что подогревать кровлю не следует, либо имеет смысл делать это очень точечно, так как иначе образуется ледяная корка; с другой стороны, по словам Александра Асадова, спроектированный им конусный стеклянный купол Центризбиркома в Китай-городе эксплуатируется. Сергей Скуратов напомнил, что в ТЦ «Цветной» инженерные системы испортили вид кровли и подробно расспрашивал авторов о крышных чиллерах, проветривании и вентсистемах – по словам Александра Цимайло, «холодная» часть пространства 4 яруса занята вентсистемами и ничего торчать не будет.

В конечном счете все, однако, пришли к выводу, что при сочетании столь хороших авторов и заказчика все технические проблемы должны быть успешно решены, они всего лишь требуют хорошей технической проработки. 
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Отдельно, и достаточно много обсуждали рекламные конструкции, места для которых в представленном проекте не просматриваются. Здесь мнения разделились самым радикальным образом: по словам Татьяны Гук, якорные арендаторы имеют право требовать места для внешней рекламы на здании, и будут его требовать. Вадим Греков, напротив, подчеркнул, что само здание с качественным архитектурным обликом может быть отличной рекламой и конструкции в данном случае можно ограничить волевым путем. Его поддержал и Сергей Кузнецов, и Сергей Чобан. По словам Сергея Кузнецова, «должна быть концепция размещения инфо-конструкций», если концепции нет, ничего нигде нельзя будет размещать.
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Согласно позиции Сергея Чобана, «...на таких знаковых местах рекламу надо, начиная с определенного уровня, запрещать. Я здесь не вижу никакой рекламы выше первого этажа и тем более на аттике. Иначе здание будет испорчено полностью». По словам архитектора, реклама на здании Тверская, 27с6 должна быть ограничена только первым этажом и только местом между пилонами – Сергей Чобан привел пример Берлина, где размещение рекламы регламентируется, и отметил, что Москва уже «находится на высочайшем уровне, многое достигнуто по упорядочиванию рекламы, и на важных точках можно сделать шаг дальше». 

В остальном проект был принят советом очень доброжелательно – говорилось о высокой планке дизайна, проект назвали элегантным и достойным, тонким и шикарным, поддержали и признали прошедшим совет. Начало строительства запланировано на 2022 год, завершить его планируют в конце 2023.  
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
Россия, Москва, Тверской бульвар 27 строение 6

Авторский коллектив:
Аксенов Максим, Балаганская Светлана, Бекетов Иван, Беляев Всеволод, Болдырева Анастасия, Бунина Анна, Васин Глеб, Востронина Анна, Гарбузов Илья, Дараган Денис, Древаль Александра, Дьяконов Никита, Ермолаев Кузьма, Зарицкая Лидия, Иванова Евгения, Каримова Карина, Карпенко Егор, Кирпичева Дарья, Кобалян Алина, Козлов Кирилл, Котельникова Полина, Кравцова Ксения, Малик Карина, Мордвинцева Елизавета, Морина Юлия, Насырова Ольга, Попов Павел, Равилова Асель, Святодух Кристина, Синявский Никита, Султанов Ренат, Сытник Ольга, Тарасов Иван, Титова Екатерина, Тюрякова Анна, Тютюнник Павел, Федин Антон, Хайков Станислав, Хатламаджиян Григорий, Цицварич Эва, Цицилин Всеволод, Чельцов Иван, Чельцов Лаврентий, Черепанова Анастасия, Штанюк Александр, Яблонская Екатерина

2019 — 1.2022

19 Января 2022

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.