English version

Слои и уровни полета

Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Штаб-квартира Объединенной авиастроительной корпорации в Жуковском
Россия, Жуковский

Авторский коллектив:
В. Плоткин, С. Гусарев, А. Травкин, А. Квык, А. Бутусов, А. Кузнецов, Е. Кузнецова, Е. Солонкина, А. Догадкина, Р. Князев

 

2011 — 2016 / 2013 — 2017

Заказчик: ЗАО «Ленинградский Проспект-Инвест»
Штаб-квартира Объединенной авиастроительной компании – здание прозрачное и отражающее, блестящее, летящее и парящее. Элегантно срежиссированное на нескольких простых приемах, дающих в наложении сложность – все как любит наша современная архитектура. Но оно мало известно.
Здание ОАК в Жуковском
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Сложно сказать, почему так произошло. То ли из-за расположения в Подмосковье. То ли потому, что строилось здание долго, 6 лет с 2011 по 2017 год. В процессе руководство ОАК передумало размещать штаб-квартиру в Жуковском, назвав, как одну из причин, нежелание сотрудников выезжать из города; главный офис поместили в Москве на Большой Пионерской, в пространстве вчетверо меньшего размера. В Жуковском, в здании, рассчитанном на 1500 сотрудников, обосновалась, в частности, компания Red Wings. В эксплуатацию здание сдали в 2018 году, но территорию очистили только сейчас – поэтому сейчас и появилась съемка, которую мы вам показываем. 

Тем не менее здание спроектировано и реализовано как штаб-квартира: с необходимыми техническими тонкостями, конференц-залом, 25-метровым бассейном. С планировкой, которая совмещает open space и кабинеты руководства, причем у президентского кабинета реализована открытая терраса с видом на аэродром. А атриум представительски просторен, светел и устроен необычно: он энергично расширяется от входа кверху – практически, распахивается, открывая взгляду «срез» на три этажа высоты, с тонкими колоннами и перекрестием лестничных маршей. 
  • zooming
    Входной атриум. Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Балкон президентского кабинета, обращенный в сторону аэродрома. Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

В 2011 году проект ТПО «Резерв» победил в закрытом конкурсе на штаб-квартиру ОАК.
Идея здания родилась очень быстро в силу того, что в конкурс нас позвали в самый последний момент. Эскиз мы сделали чуть ли не за одну ночь, принесли и выиграли – насколько мне известно, благодаря сходству плана здания с самолетом типа «стелс»...

Причем впоследствии заказчик настоял на том, чтобы первоначальная идея была реализована полностью: и треугольный козырек, похожий на нос самолета, и консоли. Ради их прочности внутри консольной части мы добавили конструкцию ферм.  

Говорящая, летящая форма – это тоже признак штаб-квартиры. Даже ключевой. В данном случае речь не только о контуре плана: все здание похоже на что-то летающее, что прекрасно подходит для офиса группы авиаконструкторских компаний. 

Хотя, конечно, это не здание в форме самолета. Мера абстракции соблюдена, и прежде всего благодаря четкому геометрическому построению. Два почти одинаковых протяженных корпуса: длина 85 м, ширина порядка 20 м, – расходятся симметрично оси, перпендикулярной главной здесь трассе, улице Туполева. Угол схода – 36°, одна десятая полного круга. Интересно, имеет ли этот угол какое-то значение в авиастроении – тут вспоминаются лучи на экранах радаров, но какую-либо конкретику мне найти не удалось; однако известно, что 36° это максимальный угол рассеивания для ламп направленного света, таких, которые создают в пространстве пятно, как от фонарика. 

Два прямоугольных корпуса не стыкуются напрямую – точка схода лучей, образованных их внутренними фасадами, располагается дальше и описывает контур треугольного козырька над большим балконом в южной части здания. 
  • zooming
    План 6 этажа. Штаб-квартира Объединенной авиастроительной компании
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Простое и элегантное построение. Глядя на план, понимаешь: две линии, которые так легко наводят здесь порядок, расставляя по местам пустое и заполненное, пространство и массу, – в данном случае важнее объема, фабулы, пластики, важнее всего вообще. Как-то даже неожиданно осознавать, что все держится на паре линий. Такая, внезапная легкость основы. 

Форма, тем не менее, присутствует: и пластичная, и эффектная, и говорящая тоже. Даже, я бы так сказала, две формы. Первая – основа и материя: те самые два корпуса, составляющие «тело» здания. Примерно половина их объемов по длине – около 40 метров, парит в пространстве двора, опираясь на массивные овальные лестничные башни. Башни пронизывают крылья снизу доверху и выходят на кровлю, зримо обозначая свое присутствие: они видимы и сверху, и снизу, и на просвет, и сбоку, со стороны двора выступают из объема корпусов. Их массивные коммуникационные «трубы» присутствовали в проекте сразу и хорошо видны уже на макете 2011 года. 
  • zooming
    Штаб-квартира Объединенной авиастроительной корпорации в Жуковском
    © ТПО «Резерв» (2011)
  • zooming
    Штаб-квартира Объединенной авиастроительной корпорации в Жуковском
    © ТПО «Резерв» (2011)

Башни – сквозные стержни, этакие столпы. Их пластичные круглящиеся объемы, в отличие от умозрительного осевого построения плана, отвечают за реальность, прочность и устойчивость. Они же берут на себя роль ребер жесткости, обеспечивают возможность выноса консолей на 15 метров вперед, и 13-метровую ширину проездов. На внешнем контуре их поддерживает «жирная точка» – одна колонна круглого сечения, диаметр который несколько больше, чем у колонн основной сетки. На плане башни похожи на глаза, а точки колонн – на модный татуаж. 
  • zooming
    План 1 этажа. Штаб-квартира Объединенной авиастроительной компании
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    План 2 этажа. Штаб-квартира Объединенной авиастроительной компании
    © ТПО «Резерв»

Итак, пространство под половиной длины каждого корпуса проницаемо и для взгляда, и для движения: объемы поставлены на «ноги» – характерный и любимый прием архитектуры XX века, начиная от Корбюзье и Гинзбурга. Первый ярус свободен, во втором лестничные башни соединены с корпусами навесным стеклянным переходом, что позволяет использовать их как удобные альтернативные входы. Переход «прилипает» к третьему этажу, но и тот тоже чуть уже и короче вышележащих. Здесь масса нижних ярусов нарастает, к верху, постепенно. 
Здание ОАК в Жуковском
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Тема развита в продольных фасадах средней части, с четвертого этажа по седьмой: их ленты наклонные, расширяются снизу вверх, образуя на срезе – а срез мы можем наблюдать здесь же, на торцах корпусов – силуэт, похожий на схематически нарисованную елку, перевернутую «вверх ногами».
  • zooming
    Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Решение редкое, пока что нечасто встречается. Похожий силуэт можно увидеть в проекте амбулаторного корпуса больницы в Коммунарке, тоже ТПО «Резерв». 

Наклонные поверхности дробят отражения, добавляют полос, осветляют и оживляют глубокие тени. 
  • zooming
    Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Они же превращают фасад, который мог бы попросту состоять только из ленточных окон, из инертной плоскости в пластический аттракцион. Добавляют интригу. Дополненную ритмом форточек, артикулированных светлыми рамами; первоначально открывающаяся фрамуга должна была занимать большую часть окна, вертикальную, так, чтобы стекло при открывании из наклонного становилось вертикальным; но потом остановились на форточках вверху. На фасадах они тоже немного похожи на глаза; множество глаз.

Если присмотреться, то мы увидим, что угол наклона лент 4–7 этажей – 9° – равен или очень близок углу наклона стен внутренних «оболочек» корпусов со стороны двора. Ну, четвертая часть от тридцати шести градусов основного угла построения плана...
Фасад, вид с севера. Штаб-квартира Объединенной авиастроительной компании
© ТПО «Резерв»

Об этих «внутренних оболочках» надо сказать отдельно – это вторая часть формы.

Если первая – «основа», то вторая больше похожа на некую «накидку» или кожух, наброшенный поверх всех объемов здания. Хочется даже предположить, что первая отвечает за функцию, а вторая за фабулу. Именно «вторая форма» усиливает тему полета, стремления, крыльев, поддерживает сходство с самолетом или птицей. Впрочем она не только наброшена, но и интегрирована, поскольку одна ее часть это диагональные выступы стеклянных стен, прикрытые ламелями, другая решетки пергол на кровлях, третья козырек-«клюв», четвертая – кровля входного атриума, «хвост». 

Цельность фигуры «от носа до хвоста» прочитывается и при взгляде сверху, и на продольном разрезе, где ферма козырька продолжает линию кровли атриума, а «крылья» поднимаются вверх по фасаду. 
Продольный разрез. Штаб-квартира Объединенной авиастроительной компании
© ТПО «Резерв»

Вся фигура в целом, во-первых, состоит из полосатой штриховки: ламели, полоски, складчатая кровля. Во-вторых, она составлена из плоскостей, напоминающих оригами. То ли челнок из космической фантастики с приподнимающимися кверху крыльями, кажется, такие были в «Звездных войнах», то ли бумажный журавлик «приземлился» поверх офиса авиаконструкторов. В принципе, это логично: внутри проектируют самолеты, а здесь некий образ самолета как будто «соткался» из инженерных идей – можно так себе это представить. Сюжет, опять же, присутствовал с первоначальном проекте: внутренний контур «обволакивает» балки корпусов, а те «выстреливают» из кожуха вперед. 
  • zooming
    Штаб-квартира Объединенной авиастроительной корпорации в Жуковском. Перспективный вид
    © ТПО «Резерв» (2011)
  • zooming
    Штаб-квартира Объединенной авиастроительной корпорации в Жуковском. Перспективный вид
    © ТПО «Резерв» (2011)

Ламели на боковых фасадах и перголах к 2022 году были установлены почти полностью – так что «птичий» силуэт отлично прочитывался, как и наложение одной формы на другую, и отражение кровли, дающее в ракурсе дополнительные призрачные крылья. 



Но сейчас ламели на внутренних боковых фасадах почему-то убрали. Будем надеяться, что их вернут и силуэт «крыльев» вернет себе целостность. 

Тем не менее прорезающая фасад диагональ сама по себе обладает «летящим» абрисом, и в ракурсе вида «в прострел» через двор из-под одного корпуса в сторону другого, хорошо заметен оригами-эффект: здание кажется сложенным из нескольких плоскостей, как бумажная – или стеклянно-металлическая – фигура. Надо ли говорить, что и здесь геометрическое построение углов играет свою роль: угол между скосом кровли атриума и диагональю выступа на фасаде – прямой, что дает нам почувствовать взаимосвязь линий и наклона плоскостей, предопределенность построения, где одно цепляется за другое.

Ну и... Наклон кровли атриума похож на наклон трапа космического челнока. 

Хочется сказать – такова его механика. 
Взгляд из-под южного крыла в сторону северного. Здание ОАК в Жуковском
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

А где механика, там и динамика. Внутренний порыв весьма ощутим вне зависимости от наложения штриховки... 

В южной части, где нет консолей, фасады трех нижних «стилобатных» ярусов решены как гармошка треугольных эркеров. Одна половина треугольника «глухая», другая прозрачная. Это один из любимых приемов Владимира Плоткина, отработанный уже в Сколково Парке; да и зубчатый стилобат ЖК «Лица» тоже можно вспомнить. 

В данном случае стеклянные грани развернуты к югу, улавливают и свет, и виды на лес. 
  • zooming
    Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Северо-западный и юго-восточный фасады здания. Проект. Штаб-квартира Объединенной авиастроительной компании
    © ТПО «Резерв»

«Ступенчатая» кровля атриума сродни «гармошке» на фасадах, только тут непрозрачные плоскости горизонтальные, а прозрачные, стеклянные – наклонные (49°) и с подогревом. 
Разрез кровли атриума. Фрагмент. Штаб-квартира Объединенной авиастроительной компании
© ТПО «Резерв»

Если бы все поверхности были стеклянными, горизонтальные бы надо было часто мыть. А так – внутри они белые, а по стеклу вода стекает круглогодично и очищает его. 

Принцип кровли, таким образом, подобен шедовому, но мельче в масштабе. Несмотря на то, что атриум раскрывается к северо-востоку, стеклянные полосы улавливают достаточно света, а белые конструкции внутри рассеивают его. Сложно сказать, следовало ли помещать в торцевых стенах контрельефные контуры самолетов, а вот белые бумеранги, прикрепленные к перекрытию, выглядят весьма уместно. 
  • zooming
    Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Но самое интересное в решении атриума это его визуальная открытость: через стекло фасада образуется связь с улицей, а балконы внутри, срезанные одной плоскостью сечения, как уже было сказано, усиливают ощущение раскрытия – даже «распахивания» – пространства. И одновременно – экспозиции интерьера всей стилобатной части в сечении одной плоскостью. 

Тут примечательно устройство парадной лестницы. С одной стороны, она висит, диагонально расчерчивает центр, с другой – мы ее видим в профиль, тоже как будто в разрезе. В традиционном решении главная лестница в трехсветном вестибюле выглядела бы иначе, по-барочному обнимала бы пространство, вилась бы вокруг него, а тут – простой срез. Но и он создает интригу, только другого плана: перед нами оживает чертеж. Да и само по себе отличие этой мизансцены от «классического» решения тоже увлекает. 
Поперечный разрез (3–3). Штаб-квартира Объединенной авиастроительной компании
© ТПО «Резерв»

Здесь, в южной части трапеции, с первого по третий этаж собраны кафе, столовая и конференц-зал с большими переговорными по сторонам. Важно, что они раскрываются не только в атриум – через внутренние балконы и лестницу, но и наружу. На южном фасаде мы видим балкон, на который можно выйти из столовой и большую, восьмиметровой глубины, террасу при конференц-зале, как раз под тем знаковым козырьком, в котором сходятся два главных луча планировочного построения. 
Продольный разрез. Фрагмент. Штаб-квартира Объединенной авиастроительной компании
© ТПО «Резерв»

Здесь есть и другие открытые террасы: о большом балконе для главного кабинета уже говорилось, но потенциально эксплуатируемыми могут быть и плоская кровля атриума между корпусами, и их крыши. 

Но и это еще не все: штаб-квартиру дополняет фитнес-центр на 78 человек с бассейном 25 х 6 метров. Он вынесен вперед, к улице Туполева, и углублен в землю: раздевалки и спортзалы расположены на уровне подземной парковки, а вот над бассейном возвышается световой фонарь – стеклянная кровля, наклоненная к югу для уловления света; стекло тут с электроподогревом, как и на атриуме. Северный, входной фасад фитнеса тоже полностью стеклянный и обращен к приямку – скошенному склону с пандусом и лестницами.
Продольный разрез. Фрагмент. Здание финтнес-центра. Штаб-квартира Объединенной авиастроительной компании
© ТПО «Резерв»

Так что пространство бассейна получает достаточно, даже много, естественного света. А во дворе образуется любопытная «встреча» двух скошенных поверхностей: одна, ступенчато-полосатая, над атриумом, другая – над бассейном. 
Здание ОАК в Жуковском
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

На фотографиях, с фасадной стороны, можно увидеть выступающую кверху часть фитнес-центра – внизу, между двумя крыльями. Как будто объем фитнеса это клавиша, управляющая движением здания. 
  • zooming
    1 / 7
    Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 7
    Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 7
    Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 7
    Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 7
    Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 7
    Здание ОАК в Жуковском
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 7
    Ситуационная схема. Штаб-квартира Объединенной авиастроительной компании
    © ТПО «Резерв»

Здание ОАК – не будем забывать, что идея родилась почти целиком в конце 2011 года – логично встраивается в ряд других работ Владимира Плоткина. Переклички со штаб-квартирой Аэрофлота (2004–2010) объясняются авиационной темой и статусом штаб-квартиры, но здания не одинаковые: да, там и там можно увидеть крылья, в обоих случаях композиция построена на паре двух корпусов с атриумом, внутренним двором и отражениями, даже опоры лестничных башен под крыльями присутствуют в обоих случаях. Но, во-первых, сам офис Аэрофлота, скомпонованный как «катамаран», укоренен в другом, еще более раннем здании Плоткина, доме в проезде Загорского (1998–1999). Во-вторых, дальше начинаются отличия, и их, в рамках одной парадигмы, достаточно. Парк Хуамин (2012–2023) родственен офису в Жуковском треугольным построением плана и использованием сеток ламелей – своего рода «вуалей», управляющих восприятием формы, работая на целостность фасада. Но есть и целый ряд других перекличек – хотя бы «елочка» из Коммунарки.

Однако складываются-то все эти вещи в новый, индивидуальный образ. Он отличается большей «складчатостью», работой с плоскостями и углами наклона, даже – в рамках своей закрытой, в силу профессиональной специфики компании, территории – открытостью, «распахнутостью» всего здания, и даже тенденцией к послойному построению или даже «расслоению» стеклянно-металлического объема. Если, к примеру, у офиса Аэрофолота носы были острыми, скошенными, то тут оба торца срезаны прямой плоскостью, что заставляет воспринимать их как отрезки чего-то большего, какой-то бесконечной ленты. Да и форма полета в данном случае воспринимается иначе: как то ли взлет, то ли приземление аккуратное, какое-то даже гравиконпенсированное, приземление; а ведь для самолетов эти моменты жизни – самые важные. 
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Штаб-квартира Объединенной авиастроительной корпорации в Жуковском
Россия, Жуковский

Авторский коллектив:
В. Плоткин, С. Гусарев, А. Травкин, А. Квык, А. Бутусов, А. Кузнецов, Е. Кузнецова, Е. Солонкина, А. Догадкина, Р. Князев

 

2011 — 2016 / 2013 — 2017

Заказчик: ЗАО «Ленинградский Проспект-Инвест»

31 Октября 2024

ТПО «Резерв»: другие проекты
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Похожие статьи
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса