English version

Рациональное построение

Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Больница с родильным домом в Коммунарке
Россия, Москва, п. Сосенское, поселок Коммунарка, ул. Сосенский Стан, влд. 10/1

Авторский коллектив:
Владимир Плоткин, Ирина Деева, Дмитрий Казаков, Анна Романова, Денис Чернов, Елизавета Боронина, Сергей Киселев, Анна Киселева, Дарья Хомякова, Маргарита Смирнова, Анастасия Ларионова

2016 — 2017 / 1.2017 — 2021

Заказчик: Казённое предприятие «Управление гражданского строительства» (КП «УГС»)
Проект здания новой больницы в Коммунарке выиграл конкурс, проведенный в 2016 году, и затем без существенных отклонений от общей планировочной концепции был реализован победителями – Владимиром Плоткиным и ТПО «Резерв». В июле 2019 он получил архитектурную премию мэра и архсовета Москвы, примерно тогда стало известно, что проект попал в шорт-лист WAF.

Клиника проектировалась и строилась как расширение московской ГКБ №40 – многопрофильная, «самая современная и высокотехнологичная», с новыми возможностями лечения онкобольных, инфарктов и инсультов, экстренными операционными.
Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
Фотография © Илья Иванов / предоставлена ТПО «Резерв»

Больница планировалась прежде всего как место лечения жителей ТиНАО, Южного Бутова, Солнцева и Новопеределкина, районов, где, по словам мэра Москвы, в радиусе 10 км живет порядка 5 млн человек. Здание начали строить в январе 2017; через три года, 27 декабря 2019 торжественно открыли четыре корпуса первой очереди: палатный на 606 коек, главный – лечебно-диагностический, вспомогательный и паталогоанатомический с морфологической и генетической лабораториями. Во вторую очередь планируется завершить детский корпус, роддом и станцию скорой помощи в восточной части территории, их каркасы в основном уже возведены, но работа не закончена.
Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
© ТПО «Резерв»

В марте 2020 больница, едва открывшись, раньше всех других в России начала принимать пациентов с подозрением на Covid-19 и вскоре стала практически символом борьбы с пандемией. В первой половине мая количество пациентов здесь колебалось в районе 500, в конце апреля к северу от медцентра начали строительство быстровозводимого коронавирусного центра, как сообщается, для долечивания пациентов, еще на 500 коек. Кто теперь не знает главврача Коммунарки Дениса Проценко. Да и фасады здания стали более чем узнаваемы, хотя и тонкости архитектурного решения, и планы многопрофильного лечения в разгар эпидемии отошли на второй план – будем надеяться, что все же временно.

Безусловно удачно, что хотя бы половина новой, хорошо оборудованной больницы открылась к началу пандемии, но пока хочется думать, что когда-нибудь жизнь вернется в обычное русло и больница будет работать не в экстренном режиме, а по запланированному здесь изначально множеству медицинских специальностей.

Итак, медицинский комплекс расположен в 4 км от МКАД по Калужскому шоссе, в центре территории, отведенной для Административно-делового центра (АДЦ) Коммунарка – центру управления «протуберанцем» территорий Новой Москвы. Его ближайший сосед – завершенное в 2017 году здание префектуры Троицкого и Новомосковского округов (ТиНАО) – также построено по проекту ТПО «Резерв», оно расположено ближе к шоссе и севернее. В остальном территория, которая с востока граничит со строящейся Коммунарской веткой метро, а в запада с построенной Сокольнической, пока не освоена и, фактически, представляет собой очищенную от растительности стройплощадку будущего.



Между тем генплан предполагал размещение вокруг жилья, распланированного на кварталы, тяготеющие к квадрату со стороной порядка 135 м; часть улиц между ними уже намечена. Участок больницы, вытянутый с севера на юг, занял площадь примерно семи таких квадратов, а ее планировка подхватила матрицу квартальной планировки, хотя и с поправкой в сторону чуть большей компактности и отступа от границ, где, по периметру, намечены открытые парковки.
Генплан. Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
© ТПО «Резерв»

Комплекс состоит из девяти корпусов, выстроенных в три линии. Две из них, по бокам, решены как раскрытые с одной стороны П-образные «рамки», между которыми образуется довольно много дворов и двориков разного типа, от зеленых до полностью замощенных. Идея – в том, чтобы создать разнообразные, но разделенные места для прогулок.

Другая идея чуть более абстрактна, но тоже прочитывается: хотя территории больниц всегда, наверное, будут обносить заборами, архитекторы трактовали ее не как замкнутую в себе «крепость», а, напротив, визуально раскрыли. Так и из окна можно будет смотреть не только на больничный двор, но и, по большей части, наружу.

Центральная линия – ось, или хребет, совпадает с линией улицы, подходящей с севера, от Калужского шоссе и со стороны префектуры. Она представляет собой вереницу трех узких и протяженных корпусов: недостроенного амбулаторного, лечебно-диагностического и вспомогательного. Первый предназначен для лечения без госпитализации, это, в сущности, поликлиника или же КДЦ, место, где больница больше всего общается с городом, – он выдвинут вперед, к самой границе территории; он будет встречать подъезжающих.

Выступающая вперед небольшая 7-этажная башня амбулаторного корпуса похожа на голову некоего существа, особенно если сравнить объемы по сторонам «хребта» с лапами или крыльями. Он не просто выдвинут вперед, но и преодолевает небольшой перепад высот, около метра: в раннем варианте его предлагалось решить в виде мостика, но затем корпус выдвинулся еще дальше.
Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
© ТПО «Резерв»

Завершенный и работающий лечебный корпус – главное место работы врачей – следует по той же центральной линии прямо за амбулаторным. Его фасады в основном стеклянные, он вытянут в глубину, отделен от боковых корпусов проездами, но с четырьмя из них связан закрытыми навесными переходами в двух уровнях.
Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
Фотография © Илья Иванов / предоставлена ТПО «Резерв»

Это существенно облегчает передвижение: лечебный корпус – ядро больницы, и путь в него, насколько возможно, сокращен.
Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке. План 2 этажа
© ТПО «Резерв»

Главный вход в лечебный корпус и вообще в больницу – также устроен с северного торца, прямо за КДЦ, через небольшой тамбур с круглой световой линзой над головой – в двухъярусный вестибюль-атриум. Его пространство почти совершенно белое; балконы, стойка ресепшн и скамейки в основании круглых колонн подчинены обтекаемым формам и подчеркнуты гибкими линиями белого света. Световые полосы также образуют декоративную сетку треугольников на центральном «столбе» – объеме, на лицевую поверхность которого нанесена схема навигации, и который скрывает в себе лифты. Интерьер, светящийся и текучий, может напомнить фойе концертного зала «Зарядье» – отдаленно, конечно, и с поправкой на иные масштаб и функцию.
  • zooming
    1 / 3
    Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 3
    Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 3
    Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
    © ТПО «Резерв»

Два эскалатора ведут из атриума на второй этаж, ко входам к конференц-зал: в нем белый цвет уравновешен черным, изгибы уступают место граненым плоскостям. Панели на потолке, как и слоистая структура стен, визуально расширяют пространство. Уступы поверхностей стен, отделанные штукатуркой золотистого охристого оттенка, подсвечены отраженным светом – он подчеркивает пластику, высвечивает проходы, но, поскольку не слишком ярок, не отвлекает.
Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
© ТПО «Резерв»

Построенный и действующий палатный корпус расположен западнее. Он больше других и в плане напоминает букву Ш – швеллер, вытянутый вдоль всего лечебного корпуса, с тремя палочками-крыльями по сторонам двух дворов. Между лечебным и палатным корпусом – две группы навесных переходов, кроме того, коммуникацию может обеспечить и общий ярус подземного пространства. Дворы между крыльями устроены по-разному: один, северный, полностью открыт, второй занят стилобатом с въездами в приемный блок скорой помощи – внутри он освещен широкими конусами фонарей верхнего света.
Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
© ТПО «Резерв»

На кровле стилобата южного двора запланировано озеленение и возможность прогулок; на нее также ведет лаконичная черная лестница с эффектным скруглением на повороте, в строгой, белой и лаконичной структуре здания она становится заметным акцентом и воспринимается почти как арт-объект.
Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
© ТПО «Резерв»

Собственно образ корпуса построен на тонкой, белой и ориентированной строго вертикально сетке простенков – она, прежде всего, обеспечивает общность со зданием префектуры ТиНАО, подчеркивая единство ансамбля двух зданий, «нанизанных» на общую ось и образующих, в сущности, ядро будущего административного центра.

Здание префектуры меньше, но определенно воспринимается как более значительное благодаря энергичной форме «запятой», которая обращена к больнице круглым цилиндрическим боком, и крупному, объединяющему по два этажа, масштабу сетки.
Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы.
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Форма больничного корпуса проще и практичнее, а сетка ее фасадов, более «человечная» одноэтажная, оживлена солнечным желтым цветом простенков, классическим приемом, который может напомнить «Марсельскую единицу» Ле Корбюзье. Цветные простенки собраны в группы по 2, 4 и 6, распределены по фасадам асимметрично и в перспективе дают цветные пятна.
Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
Фотография © Илья Иванов / предоставлена ТПО «Резерв»

Другое вкрапление цвета возникает от навигационных вставок: каждому корпусу присвоен свой оттенок, палатному корпусу номер 1, – сине-зеленый.
Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
Фотография © Илья Иванов / предоставлена ТПО «Резерв»

Анфас же цвет почти не виден. Но сетку также оживляют паузы – полосы стекла без вертикальной разгранки, и их антиподы, белые прямоугольники, которые появляются вокруг входов и, в основном, на торцах стеклянных лент: как будто бы кто-то смахнул пальцем несколько простенков в сторону, и они собрались на краю. Все это образует на фасадах некую still life, игру сродни музыкальной или математической.
Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
Фотография © Илья Иванов / предоставлена ТПО «Резерв»

Временами возникает более сложная тема: к примеру, внутренние торцевые стены дворов «расслаиваются» крупными зигзагами, которые маскируют и оформляют перепады ярусов – протяженная часть палатного корпуса дважды поднимается с севера на юг.

В зигзагах возникают небольшие террасы, на уровне 2 и 5 этажей, которые тоже, вероятно, дадут врачам и пациентам возможность подышать немного свежим воздухом. Так что, да, все просто, но не то чтобы совсем просто; в рамках системы возможно множество нюансов.
Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
Фотография © Илья Иванов / предоставлена ТПО «Резерв»

Но все же система, заложенная в этих фасадах, требует большой точности и аккуратности. Поэтому выступ техэтажа полностью замаскирован стенкой аттика – именно из-за нее верхний ярус двухэтажный, что выглядит вполне ордерно. Но, главное, никаких лишних выступов совершенно не видно ниоткуда, кроме как сверху, и контур объема отточенно-закончен. Определенно, с коробкой техэтажа поверх впечатление было бы иным.
Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
Фотография © Илья Иванов / предоставлена ТПО «Резерв»

Между тем больница – сложный конгломерат, напомним, здесь 9 корпусов и сданы только 4 из них. Она не могла стать полностью сетчатой, строгую структуру получил корпус, который находится на прямой оси видимости со зданием префектуры, остальные объемы решены иначе. Так, вспомогательный объем за лечебным в глубине территории – бордово-красный, что контрастно оттеняет белизну и стекло. Окна детской больницы и роддома получили широкие квадратные очертания, а силуэт центрального лечебного корпуса – ступенчатый, оживленный, что хорошо заметно рядом со строгим абрисом его западного соседа и подчеркнуто разбросанными по стеклянной поверхности, как будто подвешенными в воздухе, белыми вставками.
  • zooming
    1 / 3
    Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 3
    Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 3
    Абулаторный корпус, проект, 2015. Многопрофильный медицинский центр «Новомосковский» в Коммунарке
    © ТПО «Резерв»

Безусловно, больница такого уровня и степени сложности – город в городе, система с внутренними законами, и чем они разумнее, тем лучше. Больница не репрезентативное здание, более того, ее строят на муниципальные, пусть и столичные, средства, что делает экономию, так или иначе, неизбежной: в случае с медицинским зданием очевидно, что деньги лучше потратить не на дорогие фасады, а на оборудование. Так что здесь мы, определенно, имеем дело с решением, построенным на рациональном подходе – к организации движения при подъезде и внутри, к освещению и к чередованию объемов и дворов. Но рациональность проявляется в том числе и в пропорционировании: в легкой сетке, полном отсутствии визуального давления, «позитиве» желтых проблесков, сиянии высокого белого вестибюля. Сложно сказать, насколько заболевшему человеку важна архитектура. И все же – как хорошо, что здесь не сэкономили на пропорциях. 
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Больница с родильным домом в Коммунарке
Россия, Москва, п. Сосенское, поселок Коммунарка, ул. Сосенский Стан, влд. 10/1

Авторский коллектив:
Владимир Плоткин, Ирина Деева, Дмитрий Казаков, Анна Романова, Денис Чернов, Елизавета Боронина, Сергей Киселев, Анна Киселева, Дарья Хомякова, Маргарита Смирнова, Анастасия Ларионова

2016 — 2017 / 1.2017 — 2021

Заказчик: Казённое предприятие «Управление гражданского строительства» (КП «УГС»)

02 Июня 2020

ТПО «Резерв»: другие проекты
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Белое дерево
ЖК Wine house – один из первых реализованных примеров сотрудничества Владимира Плоткина и Сергея Чобана в одном проекте: вдумчивый, графично-сдержанный диалог старого и нового в центре города: в нескольких «действиях», от XIX века до XXI.
ГТГ: ОМА
Бюро OMA представило проект реконструкции здания Третьяковской галереи на Крымском валу.
Похожие статьи
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.