English version

Китайская симфония

Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Китайский деловой центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Россия, Москва, улица Вильгельма Пика, 14

Авторский коллектив:
Архитекторы: В. Плоткин, С. Гусарев, А. Пономарев, А. Бутусов, А. Кузнецов, А. Догадкина, К. Диас, Ю. Фадеев, Ю. Арнаутова, Р. Князев, С. Алексанин, Е. Солонкина, А. Шумакова

Инженеры: С. Щербина, А. Тарнополь, С. Зыбарев, В. Андреев, В. Паненков, П. Балашов, Г. Виноградов, М. Дачкина, П. Колосов, Н. Черепухина, Г. Кочанова, А. Ашихмина, С. Журков, О. Кортышко, И. Воскобойников, Е. Шашкова, Е. Куликова

2012 — 2017 / 2019 — 2023

Заказчик: «Парк Хуамин» / АЕКОМ
Китайский деловой центр «Парк Хуамин» – очень серьезный инструмент русско-китайской дружбы, весной в нем останавливался руководитель КНР Си Цзиньпин, когда приезжал в Москву. Идея такого центра была озвучена на самом высшем уровне еще в 2001 году. Проектирование началось позже, и все равно реализованный проект – очень давний, основные решения архитекторы ТПО «Резерв» предложили 10 лет назад, в 2013 году, и доработали в 2017. Но строительство завершилось только сейчас: центр открывали, по частям, несколько раз, сначала весной 2021, потом в октябре 2022, но последние ламели на фасадах смонтировали только весной 2023 года. 

Теперь, через 10 лет после начала проектирования, здание можно считать полностью готовым.
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Пока его строили, местность вокруг радикально изменилась. В 2000-е здесь было довольно пусто: одинокая шайба павильона метро, растительность разной степени дикости, железная дорога и советские микрорайоны на отдалении.
Проект, встройка с видом со стороны павильона метро, 2017 год. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
© ТПО «Резерв»

Сейчас здесь – ТПУ, множество новых жилых кварталов, этажей по 20; цвет в окружающих зданиях преобладает бежевый, а окна объединены по вертикали, так что они напоминают заросли очень крупного тростника. Старый павильон метро застроен торговым центром с офисной башней, а за железной дорогой прошла эстакада Московского северного диаметра.

В суетных зарослях новой застройки здание Парка Хуамин выглядит как инородное тело. Светлое, стеклянное, тонко-полосатое, как нью-йоркский – хотя почему не пекинский? – небоскреб. Впрочем не то чтобы небоскреб, высота офисной части чуть меньше ста метров, для современной Москвы это не высотка. Но оно стоит на возвышении, заметное издали, и отовсюду заметно отличается – прежде всего как емкое стереометрическое высказывание. Мы видим то крупные скругления, то плоскости в разных ракурсах – здание немного похоже на гигантское нецке, энергично рассеченное, но устойчивое. Вертикальные ламели расчерчивают объем лаконично и контрастно – улавливают солнце и усиливают светотень, особенно на изгибах, в ракурсе сгущаются, прямому взгляду открывают стекло, снимают излишки скульптурности и зрительно «собирают» форму. 
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

С самого начала, то есть с 2001 года, Парк Хуамин был задуман, на самом высшем уровне, как инструмент развития международных отношений – фрагмент Китая в Москве, так что едва ли не главной задачей было сделать его образно созвучным дальневосточной культуре.
«Мы погрузились в контекст китайской традиции и изучили современный взгляд на нее – он допускает достаточно свободную трактовку смыслов. Здание мы развернули к востоку – я считаю это решение одним из самых удачных, поскольку восход имеет огромное значение для китайской культуры. Исследование традиционной колористики привело к трем базовым цветам: белому, красному и золотому. За «золото» в нашем случае отвечает натуральная медь, среди ламелей преобладает белый, красный – цвет гранита, которым облицован стилобат. Долго подбирали месторождение и цвет камня.

Другие корректировки, связанные с ментальностью Китая, внес заказчик, компания Хуамин: нас попросили смягчить острые углы, поскольку в традиционной культуре они оцениваются негативно, – так контур здания стал обтекаемым. С другой стороны, заказчик хотел, чтобы фасады были суперсовременными, но строгими и солидными – поэтому мы отказались от динамичных вариантов из числа тех, которые рассматривали в самом начале.

Но одна из главных особенностей центра – он по-настоящему многофункционален. В одном месте собраны офисы, апартаменты, гостиница, два больших конференц-зала, спортивный блок, магазины, кафе и рестораны национальной кухни. Это практически мини-город».
 

В комплексе, действительно, при желании можно комфортно жить и работать, не покидая его. Пять ключевых функций – офисная башня, гостиница, апартаменты, спортивный центр с бассейном и большой конференц-зал – элегантно распределены в рамках треугольного плана, строгого, почти что центрально-симметричного.
Ситуационный план. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
© ТПО «Резерв»

Северную вершину треугольника занимает полукруглая офисная башня, южная часть – трапеция, обрамленная двумя крыльями: слева гостиница, справа апартаменты. Между крыльями разместился четырехсветный атриум – посреди него на сетке опор «подвешен» главный конференц-зал, своего рода ядро комплекса. Он «парит» над просторным вестибюлем 9-метровой высоты, хорошо освещенным через южный фасад; с северной стороны вестибюль обходят два яруса балконов, со второго посетители попадают в конференц-зал. Высота потолка второго яруса – тоже 9 метров, и он дополнительно освещен двумя крупными зенитными фонарями с «шедовым» наклоном к северу. То есть вестибюль улавливает и северное, и южное солнце, он просторный и высокий.
  • zooming
    План 3 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Схема разреза 2-2. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»

Второй конференц-зал расположен в 3-4 этажах под апартаментами, в правом крыле. В уровне 3 этажа, в северной перемычке стилобата и в крыле гостиницы – большой фитнес-центр с бассейном 25-метровой длины, под 6-метровым потолком и еще одним зенитным фонарем. Кровля стилобата озеленена, как и предполагалось в проекте, и служит «пятым фасадом» для гармоничного вида из окон. 

На первом и втором этажах – несколько ресторанов, банк, бутики и деловой центр в крыле апартаментов. Ресторан есть и во 2 этаже офисной башни, туда можно попасть либо пройдя холл насквозь, либо по переходу справа. Два подземных яруса заняты парковкой, в том числе механизированной.
  • zooming
    1 / 10
    План 1 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 10
    План 2 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 10
    План 4 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 10
    План 5 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 10
    План 6 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 10
    План -1 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 10
    План -2 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    8 / 10
    Схема разреза 1-1. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    9 / 10
    Схема разреза 4-4. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    10 / 10
    Схема разреза 3-3. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»

Весь этот набор скомпонован в объеме диалектически, исходя из двух противоположных принципов: разделения и объединения, симметрии и асимметрии. 

Три главных корпуса различаются по высоте: в офисной башне 95 м, высота здания гостиницы 80 м, апартаментов 51 м – у железной дороги расположен самый узкий и высокий объем, вдоль городской улицы высотность ощутимо меньше, комплекс как будто спускается крупными ступеньками. Причем уменьшение высотности продиктовано не только соседством с городской улицей, оно еще и позволяет открыть фасады гостиницы для восточного и юго-восточного солнца, – по словам Владимира Плоткина, восточный свет доступен для 70% помещений комплекса. 
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
© ТПО «Резерв»

Один из самых любопытных приемов объемной композиции, – в нем заключен своего рода градостроительный ребус – это разрез внутреннего бульвара, отделяющий офисную башню от остального комплекса. Бульвар это или не бульвар, решит управляющая компания центра в том смысле, что будет он озеленен и благоустроен или нет, но северная башня с полукруглым линзообразным планом отодвинута от стилобата южной части на 12 метров, осталась только одна «ниточка»: перемычка навесного перехода со стороны улицы Вильгельма Пика. 

Ощущение среза, образующего здесь ущелье манхеттенского типа, возникает прежде всего из-за гладкой поверхности структурного остекления, контрастирующей со стенами, прикрытыми ламелями, как внутреннее и внешнее. И еще потому, что стеклянные плоскости на офисной башне и торце гостиницы, 95 и 80 м высотой, совершенно прямые. Хотя 22-метровой высоты стилобата тоже хватает. Именно здесь особенно силен «эффект Сити», равно как и переклички отражений. 
  • zooming
    Срез-ущелье, он же внутренний бульвар, между гостиницей и офисной башней. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Пространство между стилобатом и офисной башней. Вверху справа здание гостиницы, слева офисная башня, справа по центру стилобат с фитнес-центром, внизу переход от стилобата в офисную башню. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Здесь-то удалось сохранить и острые углы; но главное не это. «Разрез» продолжает оси городских улиц: 1-й улицы Леонова с востока и Березовой аллеи Отрадного с запада, зрительно соединяя, таким образом, территории двух когда-то бывших здесь подмосковных сел. И срез, и полукруг-долька хорошо видны с обеих сторон – к примеру, с Проспекта Мира от ЖК «Триколор», также спроектированного Владимиром Плоткиным – два масштабных объекта одного автора салютуют друг другу на расстоянии двух километров. 

В жизнь города внутренний бульвар не включен, поскольку территория Хуамина отделена забором, и линий исторических дорог тоже не восстанавливает – его роль именно что визуальная: он сращивает оси, существующие в городе сейчас, позволяет посмотреть чуть дальше, в дальнюю перспективу сквозь себя. И это, разумеется, не случайное совпадение, а результат проведенного авторами исследования городского контекста. 
Вид с востока. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
Вид с запада. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Тут можно вспомнить и о восходящем солнце. Если сейчас посмотреть здание на аэрофотосъемке Яндекса с большим приближением, оно там снято как раз в момент, когда солнце просвечивает бульвар насквозь, по прямой, с востока с небольшим уклоном к югу. В западной части парка ложится очень четкая и монументальная тень, и здание кажется чем-то сродни доисторическому дольмену, которые, по одной из версий, ориентированы на то, чтобы ловить солнечные лучи в определенный момент. Только это очень крупный «дольмен», с современным размахом. 

Помимо масштабных жестов, в здании присутствует множество элементов тонкой настройки. К примеру, шаги смены высотности корпусов спроецированы на фасады тонкими горизонтальными разрывами в «штриховке» ламелей, а стилобат проявлен как отдельный элемент, на который установлены объемы гостиницы и апартаментов. Северный торец апартаментов скошен и немного отодвинут, открывая створ для лучей восточного солнца к гостинице и, заодно, вид со стороны Леонова. 
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Между крыльями тоже выстроена перекличка – на фасадах гостиницы чуть выдвинуты вперед два прямоугольника: один повторяет размеры противоположного фасада апартаментов, другой вторит его торцу. Как будто крылья когда-то были одинаковыми, но потом западное надстроили, «утопив» в нем прежний объем. Кроме того салютующие друг другу плоскости расчерчены не белыми, а медными ламелями, что выстраивает при взгляде на главный фасад еще одну, дублирующую перспективу, усиленную благодаря тому, что корпуса поставлены друг к другу под углом, и как следствие довольно энергичную – к парку она раскрывается «книжкой». 
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Это может напомнить другие проекты «Резерва», к примеру, два крыла офиса Аэрофлота, поставленные параллельно, перекликаются друг с другом и отражениями, и прорисованными vis-a-vis белыми полосами. Впрочем, в Хуамине отражениям тоже отведена значительная роль, они ведут свою игру и если присмотреться, плоскостей в этой треугольной композиции оказывается несколько больше, чем видишь поначалу. 

Но главный герой репрезентативного южного фасада – конференц-зал. Он, напомним, «подвешен» в пространстве атриума, вторит трапециевидной форме его плана, а южная стена зала выдвигается из витража блоком на колоннах. Она облицована натуральной медью, блестит этаким червоннным светом, «зажигается» солнцем, которое светит на нее с разных сторон почти весь день, от восхода до заката. Это практически арт-объект, раскрывающий тему солнца. Он поддержан медной плашкой козырька, нанизанного на колонны ниже; козырек не только ритмически уравновешивает входную часть, но и, если вдуматься, знаково отображает положение зала внутри атриума. 
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Уловлению лучей способствуют расставленные в шахматном порядке медные плашки – их хочется сравнить с ламелями, нарезанными на части и установленными в логике строгого паттерна. Они практически «впитывают» свет, усиливают его заметно лучше, чем прохладная плоская поверхность того же материала – именно благодаря медным плашкам возникает эффект сияния. 

И здесь тоже, при подходе из города, очень энергичен угол поворота. 
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Медный фасад обведен асимметричной рамой из светлого известняка: справа, со стороны улицы, она открыта к потоку входящих, а слева «останавливает» его; на уровне первых ярусов здание активнее трансформируется, взаимодействует с городом и людьми.
  • zooming
    1 / 5
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 5
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 5
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 5
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 5
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Если верхние объемы – как скала, обращены к «городу и миру», то тут, внизу, асимметричные смещения, зигзагообразные фасады, балконы, переходы – «море житейское»; аналогию поддерживает изогнутый контур нижнего края ламелей, как будто отпечаток волн.

Этот край слегка маскирует горизонтальную линию края стилобата, а если приблизиться, можно увидеть, что реализован он эффектно, на спайдерных растяжках. 
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Некоторое неприятие лично у меня вызывает «респектабельная» гранитная облицовка стилобата, возникшая по воле заказчика. Первоначально планировалось использовать для стилобата натуральную медь, которая так хорошо «работает» на фасадах – это было бы правильно, в здании, помимо стекла, было бы только два цвета: белый и медный как органичный сплав красного и золотого. Гранит, даже облегченный, утоньшенный частым соседством со стеклом, а местами довольно виртуозно превращенный в круглые и овальные колонны, все же в таком современном здании как будто лишний.

Впрочем, с этим зданием связано немало контрастов, происходящих из особенностей современной китайской культуры, которая, судя по всему, не видит противоречия в простом сопоставлении современного интернационального и совершенно традиционного, – а может быть, даже видит в таком стилевом хладнокровии своего рода достоинство, если не преимущество, исходя из максимы  «пусть цветут все цветы». В панорамах Пекина несложно отыскать ландшафты, где красные лаковые постройки с загнутыми углами черепичных крыш соседствуют не только с небоскребами, но и просто с актуальной архитектурой. Никакого слияния, простое наложение. Так произошло и здесь: и китайский парк, разбитый перед южным фасадом, и интерьеры центра реализованы китайскими авторами. Парк совершенно аутентичен, в нем – расписанная вручную черепица и священные камни, привезенные из Китая; ему вторит форма ограды. Интерьер – скорее по-китайски роскошен.
Вид со стороны китайского сада. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Но вернемся к зданию центра.

Если же сравнить фотографии с проектной графикой – заметно, что ключевые ракурсы тоже очень похожи и основные решения реализованы, как было задумано. 
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»

Здесь, кроме того, достаточно много дорогих технических решений (интересно, что список инженеров в авторском коллективе длиннее, чем архитекторов, хотя обычно бывает наоборот). Из заметных – стекла большого размера, до 11 метров высоту – или вот, медиа-фасад, одна из самых интересных особенностей проекта. 

Ширина внешних белых ламелей – 16 см, и неспроста: в их торцы из молочного стекла встроена управляемая подсветка. Весь фасад может светиться целиком или превращаться в масштабную картину – не так, как на обычных медиаэкранах, которых в городе полно, и один такой тут тоже есть, – а в дискретные полосатые, крупные и обобщенные.
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»

Этот тип медиафасада хочется назвать архитектурным, поскольку он не просто превращает здание в большой телевизор, но развивает его, не подавляя объемное решение полностью; подобный подход Владимир Плоткин реализовал в здании ТЦ «Времена года», там медийная подсветка встроена в точки, равномерно распределенные по металлическим панелям. В данном случае – не точки, а полоски.  

Авторы даже предпосылают проекту логотип, показывающий, что объемы здесь рассматриваются как картины или основа для картин.
  • zooming
    Авторская заставка к проекту. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»

Это должно быть довольно эффектно посреди ночного города, особенно на фоне темного леса запасной территории Ботанического сада. Хорошо видно, что подсветка на торцах ламелей реализована, вот только во включенном виде мне пока не удавалось ее застать. Ну ничего, может быть, когда-нибудь и включат. 

Впрочем тени от строительных кранов соседней площадки, когда они ложатся на ламели, дают в чем-то сходный эффект при солнечном свете днем. 
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Сейчас белые вертикальные ламели, наследники тонких пилонов, организовывавших форму в зданиях классического модернизма, стали довольно-таки популярны в Москве. А в 1990-е и 2000-е прием был почти забыт, редкие архитекторы пользовались им. Так что Парк Хуамин, спроектированный в 2013 и завершенный недавно – впрочем, я назову его окончательно завершенным, когда включат подсветку, – представляется своего рода «мостиком» через десятилетие. С архитектурой современной, но в какой-то степени вневременной из-за высокого уровня обобщения, интернациональной – и учитывающей особенности китайского мышления, «китайской» – и в то же время искусно «прошитой» в московский ландшафт. 

И как же хорошо, что за современную интернациональную часть ансамбля здесь отвечает московский архитектор. Начинаешь уважать свой город. 
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Китайский деловой центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Россия, Москва, улица Вильгельма Пика, 14

Авторский коллектив:
Архитекторы: В. Плоткин, С. Гусарев, А. Пономарев, А. Бутусов, А. Кузнецов, А. Догадкина, К. Диас, Ю. Фадеев, Ю. Арнаутова, Р. Князев, С. Алексанин, Е. Солонкина, А. Шумакова

Инженеры: С. Щербина, А. Тарнополь, С. Зыбарев, В. Андреев, В. Паненков, П. Балашов, Г. Виноградов, М. Дачкина, П. Колосов, Н. Черепухина, Г. Кочанова, А. Ашихмина, С. Журков, О. Кортышко, И. Воскобойников, Е. Шашкова, Е. Куликова

2012 — 2017 / 2019 — 2023

Заказчик: «Парк Хуамин» / АЕКОМ

12 Сентября 2023

ТПО «Резерв»: другие проекты
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Похожие статьи
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.