English version

Китайская симфония

Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Китайский деловой центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Россия, Москва, улица Вильгельма Пика, 14

Авторский коллектив:
Архитекторы: В. Плоткин, С. Гусарев, А. Пономарев, А. Бутусов, А. Кузнецов, А. Догадкина, К. Диас, Ю. Фадеев, Ю. Арнаутова, Р. Князев, С. Алексанин, Е. Солонкина, А. Шумакова

Инженеры: С. Щербина, А. Тарнополь, С. Зыбарев, В. Андреев, В. Паненков, П. Балашов, Г. Виноградов, М. Дачкина, П. Колосов, Н. Черепухина, Г. Кочанова, А. Ашихмина, С. Журков, О. Кортышко, И. Воскобойников, Е. Шашкова, Е. Куликова

2012 — 2017 / 2019 — 2023

Заказчик: «Парк Хуамин» / АЕКОМ
Китайский деловой центр «Парк Хуамин» – очень серьезный инструмент русско-китайской дружбы, весной в нем останавливался руководитель КНР Си Цзиньпин, когда приезжал в Москву. Идея такого центра была озвучена на самом высшем уровне еще в 2001 году. Проектирование началось позже, и все равно реализованный проект – очень давний, основные решения архитекторы ТПО «Резерв» предложили 10 лет назад, в 2013 году, и доработали в 2017. Но строительство завершилось только сейчас: центр открывали, по частям, несколько раз, сначала весной 2021, потом в октябре 2022, но последние ламели на фасадах смонтировали только весной 2023 года. 

Теперь, через 10 лет после начала проектирования, здание можно считать полностью готовым.
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Пока его строили, местность вокруг радикально изменилась. В 2000-е здесь было довольно пусто: одинокая шайба павильона метро, растительность разной степени дикости, железная дорога и советские микрорайоны на отдалении.
Проект, встройка с видом со стороны павильона метро, 2017 год. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
© ТПО «Резерв»

Сейчас здесь – ТПУ, множество новых жилых кварталов, этажей по 20; цвет в окружающих зданиях преобладает бежевый, а окна объединены по вертикали, так что они напоминают заросли очень крупного тростника. Старый павильон метро застроен торговым центром с офисной башней, а за железной дорогой прошла эстакада Московского северного диаметра.

В суетных зарослях новой застройки здание Парка Хуамин выглядит как инородное тело. Светлое, стеклянное, тонко-полосатое, как нью-йоркский – хотя почему не пекинский? – небоскреб. Впрочем не то чтобы небоскреб, высота офисной части чуть меньше ста метров, для современной Москвы это не высотка. Но оно стоит на возвышении, заметное издали, и отовсюду заметно отличается – прежде всего как емкое стереометрическое высказывание. Мы видим то крупные скругления, то плоскости в разных ракурсах – здание немного похоже на гигантское нецке, энергично рассеченное, но устойчивое. Вертикальные ламели расчерчивают объем лаконично и контрастно – улавливают солнце и усиливают светотень, особенно на изгибах, в ракурсе сгущаются, прямому взгляду открывают стекло, снимают излишки скульптурности и зрительно «собирают» форму. 
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

С самого начала, то есть с 2001 года, Парк Хуамин был задуман, на самом высшем уровне, как инструмент развития международных отношений – фрагмент Китая в Москве, так что едва ли не главной задачей было сделать его образно созвучным дальневосточной культуре.
«Мы погрузились в контекст китайской традиции и изучили современный взгляд на нее – он допускает достаточно свободную трактовку смыслов. Здание мы развернули к востоку – я считаю это решение одним из самых удачных, поскольку восход имеет огромное значение для китайской культуры. Исследование традиционной колористики привело к трем базовым цветам: белому, красному и золотому. За «золото» в нашем случае отвечает натуральная медь, среди ламелей преобладает белый, красный – цвет гранита, которым облицован стилобат. Долго подбирали месторождение и цвет камня.

Другие корректировки, связанные с ментальностью Китая, внес заказчик, компания Хуамин: нас попросили смягчить острые углы, поскольку в традиционной культуре они оцениваются негативно, – так контур здания стал обтекаемым. С другой стороны, заказчик хотел, чтобы фасады были суперсовременными, но строгими и солидными – поэтому мы отказались от динамичных вариантов из числа тех, которые рассматривали в самом начале.

Но одна из главных особенностей центра – он по-настоящему многофункционален. В одном месте собраны офисы, апартаменты, гостиница, два больших конференц-зала, спортивный блок, магазины, кафе и рестораны национальной кухни. Это практически мини-город».
 

В комплексе, действительно, при желании можно комфортно жить и работать, не покидая его. Пять ключевых функций – офисная башня, гостиница, апартаменты, спортивный центр с бассейном и большой конференц-зал – элегантно распределены в рамках треугольного плана, строгого, почти что центрально-симметричного.
Ситуационный план. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
© ТПО «Резерв»

Северную вершину треугольника занимает полукруглая офисная башня, южная часть – трапеция, обрамленная двумя крыльями: слева гостиница, справа апартаменты. Между крыльями разместился четырехсветный атриум – посреди него на сетке опор «подвешен» главный конференц-зал, своего рода ядро комплекса. Он «парит» над просторным вестибюлем 9-метровой высоты, хорошо освещенным через южный фасад; с северной стороны вестибюль обходят два яруса балконов, со второго посетители попадают в конференц-зал. Высота потолка второго яруса – тоже 9 метров, и он дополнительно освещен двумя крупными зенитными фонарями с «шедовым» наклоном к северу. То есть вестибюль улавливает и северное, и южное солнце, он просторный и высокий.
  • zooming
    План 3 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Схема разреза 2-2. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»

Второй конференц-зал расположен в 3-4 этажах под апартаментами, в правом крыле. В уровне 3 этажа, в северной перемычке стилобата и в крыле гостиницы – большой фитнес-центр с бассейном 25-метровой длины, под 6-метровым потолком и еще одним зенитным фонарем. Кровля стилобата озеленена, как и предполагалось в проекте, и служит «пятым фасадом» для гармоничного вида из окон. 

На первом и втором этажах – несколько ресторанов, банк, бутики и деловой центр в крыле апартаментов. Ресторан есть и во 2 этаже офисной башни, туда можно попасть либо пройдя холл насквозь, либо по переходу справа. Два подземных яруса заняты парковкой, в том числе механизированной.
  • zooming
    1 / 10
    План 1 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 10
    План 2 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 10
    План 4 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 10
    План 5 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 10
    План 6 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 10
    План -1 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 10
    План -2 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    8 / 10
    Схема разреза 1-1. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    9 / 10
    Схема разреза 4-4. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    10 / 10
    Схема разреза 3-3. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»

Весь этот набор скомпонован в объеме диалектически, исходя из двух противоположных принципов: разделения и объединения, симметрии и асимметрии. 

Три главных корпуса различаются по высоте: в офисной башне 95 м, высота здания гостиницы 80 м, апартаментов 51 м – у железной дороги расположен самый узкий и высокий объем, вдоль городской улицы высотность ощутимо меньше, комплекс как будто спускается крупными ступеньками. Причем уменьшение высотности продиктовано не только соседством с городской улицей, оно еще и позволяет открыть фасады гостиницы для восточного и юго-восточного солнца, – по словам Владимира Плоткина, восточный свет доступен для 70% помещений комплекса. 
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
© ТПО «Резерв»

Один из самых любопытных приемов объемной композиции, – в нем заключен своего рода градостроительный ребус – это разрез внутреннего бульвара, отделяющий офисную башню от остального комплекса. Бульвар это или не бульвар, решит управляющая компания центра в том смысле, что будет он озеленен и благоустроен или нет, но северная башня с полукруглым линзообразным планом отодвинута от стилобата южной части на 12 метров, осталась только одна «ниточка»: перемычка навесного перехода со стороны улицы Вильгельма Пика. 

Ощущение среза, образующего здесь ущелье манхеттенского типа, возникает прежде всего из-за гладкой поверхности структурного остекления, контрастирующей со стенами, прикрытыми ламелями, как внутреннее и внешнее. И еще потому, что стеклянные плоскости на офисной башне и торце гостиницы, 95 и 80 м высотой, совершенно прямые. Хотя 22-метровой высоты стилобата тоже хватает. Именно здесь особенно силен «эффект Сити», равно как и переклички отражений. 
  • zooming
    Срез-ущелье, он же внутренний бульвар, между гостиницей и офисной башней. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Пространство между стилобатом и офисной башней. Вверху справа здание гостиницы, слева офисная башня, справа по центру стилобат с фитнес-центром, внизу переход от стилобата в офисную башню. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Здесь-то удалось сохранить и острые углы; но главное не это. «Разрез» продолжает оси городских улиц: 1-й улицы Леонова с востока и Березовой аллеи Отрадного с запада, зрительно соединяя, таким образом, территории двух когда-то бывших здесь подмосковных сел. И срез, и полукруг-долька хорошо видны с обеих сторон – к примеру, с Проспекта Мира от ЖК «Триколор», также спроектированного Владимиром Плоткиным – два масштабных объекта одного автора салютуют друг другу на расстоянии двух километров. 

В жизнь города внутренний бульвар не включен, поскольку территория Хуамина отделена забором, и линий исторических дорог тоже не восстанавливает – его роль именно что визуальная: он сращивает оси, существующие в городе сейчас, позволяет посмотреть чуть дальше, в дальнюю перспективу сквозь себя. И это, разумеется, не случайное совпадение, а результат проведенного авторами исследования городского контекста. 
Вид с востока. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
Вид с запада. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Тут можно вспомнить и о восходящем солнце. Если сейчас посмотреть здание на аэрофотосъемке Яндекса с большим приближением, оно там снято как раз в момент, когда солнце просвечивает бульвар насквозь, по прямой, с востока с небольшим уклоном к югу. В западной части парка ложится очень четкая и монументальная тень, и здание кажется чем-то сродни доисторическому дольмену, которые, по одной из версий, ориентированы на то, чтобы ловить солнечные лучи в определенный момент. Только это очень крупный «дольмен», с современным размахом. 

Помимо масштабных жестов, в здании присутствует множество элементов тонкой настройки. К примеру, шаги смены высотности корпусов спроецированы на фасады тонкими горизонтальными разрывами в «штриховке» ламелей, а стилобат проявлен как отдельный элемент, на который установлены объемы гостиницы и апартаментов. Северный торец апартаментов скошен и немного отодвинут, открывая створ для лучей восточного солнца к гостинице и, заодно, вид со стороны Леонова. 
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Между крыльями тоже выстроена перекличка – на фасадах гостиницы чуть выдвинуты вперед два прямоугольника: один повторяет размеры противоположного фасада апартаментов, другой вторит его торцу. Как будто крылья когда-то были одинаковыми, но потом западное надстроили, «утопив» в нем прежний объем. Кроме того салютующие друг другу плоскости расчерчены не белыми, а медными ламелями, что выстраивает при взгляде на главный фасад еще одну, дублирующую перспективу, усиленную благодаря тому, что корпуса поставлены друг к другу под углом, и как следствие довольно энергичную – к парку она раскрывается «книжкой». 
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Это может напомнить другие проекты «Резерва», к примеру, два крыла офиса Аэрофлота, поставленные параллельно, перекликаются друг с другом и отражениями, и прорисованными vis-a-vis белыми полосами. Впрочем, в Хуамине отражениям тоже отведена значительная роль, они ведут свою игру и если присмотреться, плоскостей в этой треугольной композиции оказывается несколько больше, чем видишь поначалу. 

Но главный герой репрезентативного южного фасада – конференц-зал. Он, напомним, «подвешен» в пространстве атриума, вторит трапециевидной форме его плана, а южная стена зала выдвигается из витража блоком на колоннах. Она облицована натуральной медью, блестит этаким червоннным светом, «зажигается» солнцем, которое светит на нее с разных сторон почти весь день, от восхода до заката. Это практически арт-объект, раскрывающий тему солнца. Он поддержан медной плашкой козырька, нанизанного на колонны ниже; козырек не только ритмически уравновешивает входную часть, но и, если вдуматься, знаково отображает положение зала внутри атриума. 
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Уловлению лучей способствуют расставленные в шахматном порядке медные плашки – их хочется сравнить с ламелями, нарезанными на части и установленными в логике строгого паттерна. Они практически «впитывают» свет, усиливают его заметно лучше, чем прохладная плоская поверхность того же материала – именно благодаря медным плашкам возникает эффект сияния. 

И здесь тоже, при подходе из города, очень энергичен угол поворота. 
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Медный фасад обведен асимметричной рамой из светлого известняка: справа, со стороны улицы, она открыта к потоку входящих, а слева «останавливает» его; на уровне первых ярусов здание активнее трансформируется, взаимодействует с городом и людьми.
  • zooming
    1 / 5
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 5
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 5
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 5
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 5
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Если верхние объемы – как скала, обращены к «городу и миру», то тут, внизу, асимметричные смещения, зигзагообразные фасады, балконы, переходы – «море житейское»; аналогию поддерживает изогнутый контур нижнего края ламелей, как будто отпечаток волн.

Этот край слегка маскирует горизонтальную линию края стилобата, а если приблизиться, можно увидеть, что реализован он эффектно, на спайдерных растяжках. 
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Некоторое неприятие лично у меня вызывает «респектабельная» гранитная облицовка стилобата, возникшая по воле заказчика. Первоначально планировалось использовать для стилобата натуральную медь, которая так хорошо «работает» на фасадах – это было бы правильно, в здании, помимо стекла, было бы только два цвета: белый и медный как органичный сплав красного и золотого. Гранит, даже облегченный, утоньшенный частым соседством со стеклом, а местами довольно виртуозно превращенный в круглые и овальные колонны, все же в таком современном здании как будто лишний.

Впрочем, с этим зданием связано немало контрастов, происходящих из особенностей современной китайской культуры, которая, судя по всему, не видит противоречия в простом сопоставлении современного интернационального и совершенно традиционного, – а может быть, даже видит в таком стилевом хладнокровии своего рода достоинство, если не преимущество, исходя из максимы  «пусть цветут все цветы». В панорамах Пекина несложно отыскать ландшафты, где красные лаковые постройки с загнутыми углами черепичных крыш соседствуют не только с небоскребами, но и просто с актуальной архитектурой. Никакого слияния, простое наложение. Так произошло и здесь: и китайский парк, разбитый перед южным фасадом, и интерьеры центра реализованы китайскими авторами. Парк совершенно аутентичен, в нем – расписанная вручную черепица и священные камни, привезенные из Китая; ему вторит форма ограды. Интерьер – скорее по-китайски роскошен.
Вид со стороны китайского сада. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Но вернемся к зданию центра.

Если же сравнить фотографии с проектной графикой – заметно, что ключевые ракурсы тоже очень похожи и основные решения реализованы, как было задумано. 
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»

Здесь, кроме того, достаточно много дорогих технических решений (интересно, что список инженеров в авторском коллективе длиннее, чем архитекторов, хотя обычно бывает наоборот). Из заметных – стекла большого размера, до 11 метров высоту – или вот, медиа-фасад, одна из самых интересных особенностей проекта. 

Ширина внешних белых ламелей – 16 см, и неспроста: в их торцы из молочного стекла встроена управляемая подсветка. Весь фасад может светиться целиком или превращаться в масштабную картину – не так, как на обычных медиаэкранах, которых в городе полно, и один такой тут тоже есть, – а в дискретные полосатые, крупные и обобщенные.
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»

Этот тип медиафасада хочется назвать архитектурным, поскольку он не просто превращает здание в большой телевизор, но развивает его, не подавляя объемное решение полностью; подобный подход Владимир Плоткин реализовал в здании ТЦ «Времена года», там медийная подсветка встроена в точки, равномерно распределенные по металлическим панелям. В данном случае – не точки, а полоски.  

Авторы даже предпосылают проекту логотип, показывающий, что объемы здесь рассматриваются как картины или основа для картин.
  • zooming
    Авторская заставка к проекту. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»

Это должно быть довольно эффектно посреди ночного города, особенно на фоне темного леса запасной территории Ботанического сада. Хорошо видно, что подсветка на торцах ламелей реализована, вот только во включенном виде мне пока не удавалось ее застать. Ну ничего, может быть, когда-нибудь и включат. 

Впрочем тени от строительных кранов соседней площадки, когда они ложатся на ламели, дают в чем-то сходный эффект при солнечном свете днем. 
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Сейчас белые вертикальные ламели, наследники тонких пилонов, организовывавших форму в зданиях классического модернизма, стали довольно-таки популярны в Москве. А в 1990-е и 2000-е прием был почти забыт, редкие архитекторы пользовались им. Так что Парк Хуамин, спроектированный в 2013 и завершенный недавно – впрочем, я назову его окончательно завершенным, когда включат подсветку, – представляется своего рода «мостиком» через десятилетие. С архитектурой современной, но в какой-то степени вневременной из-за высокого уровня обобщения, интернациональной – и учитывающей особенности китайского мышления, «китайской» – и в то же время искусно «прошитой» в московский ландшафт. 

И как же хорошо, что за современную интернациональную часть ансамбля здесь отвечает московский архитектор. Начинаешь уважать свой город. 
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Китайский деловой центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Россия, Москва, улица Вильгельма Пика, 14

Авторский коллектив:
Архитекторы: В. Плоткин, С. Гусарев, А. Пономарев, А. Бутусов, А. Кузнецов, А. Догадкина, К. Диас, Ю. Фадеев, Ю. Арнаутова, Р. Князев, С. Алексанин, Е. Солонкина, А. Шумакова

Инженеры: С. Щербина, А. Тарнополь, С. Зыбарев, В. Андреев, В. Паненков, П. Балашов, Г. Виноградов, М. Дачкина, П. Колосов, Н. Черепухина, Г. Кочанова, А. Ашихмина, С. Журков, О. Кортышко, И. Воскобойников, Е. Шашкова, Е. Куликова

2012 — 2017 / 2019 — 2023

Заказчик: «Парк Хуамин» / АЕКОМ

12 Сентября 2023

ТПО «Резерв»: другие проекты
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Похожие статьи
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все его объемы под поросшими травой склонами.
Технологии и материалы
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
Сейчас на главной
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.