English version

Китайская симфония

Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Китайский деловой центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Россия, Москва, улица Вильгельма Пика, 14

Авторский коллектив:
Архитекторы: В. Плоткин, С. Гусарев, А. Пономарев, А. Бутусов, А. Кузнецов, А. Догадкина, К. Диас, Ю. Фадеев, Ю. Арнаутова, Р. Князев, С. Алексанин, Е. Солонкина, А. Шумакова

Инженеры: С. Щербина, А. Тарнополь, С. Зыбарев, В. Андреев, В. Паненков, П. Балашов, Г. Виноградов, М. Дачкина, П. Колосов, Н. Черепухина, Г. Кочанова, А. Ашихмина, С. Журков, О. Кортышко, И. Воскобойников, Е. Шашкова, Е. Куликова

2012 — 2017 / 2019 — 2023

Заказчик: «Парк Хуамин» / АЕКОМ
Китайский деловой центр «Парк Хуамин» – очень серьезный инструмент русско-китайской дружбы, весной в нем останавливался руководитель КНР Си Цзиньпин, когда приезжал в Москву. Идея такого центра была озвучена на самом высшем уровне еще в 2001 году. Проектирование началось позже, и все равно реализованный проект – очень давний, основные решения архитекторы ТПО «Резерв» предложили 10 лет назад, в 2013 году, и доработали в 2017. Но строительство завершилось только сейчас: центр открывали, по частям, несколько раз, сначала весной 2021, потом в октябре 2022, но последние ламели на фасадах смонтировали только весной 2023 года. 

Теперь, через 10 лет после начала проектирования, здание можно считать полностью готовым.
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Пока его строили, местность вокруг радикально изменилась. В 2000-е здесь было довольно пусто: одинокая шайба павильона метро, растительность разной степени дикости, железная дорога и советские микрорайоны на отдалении.
Проект, встройка с видом со стороны павильона метро, 2017 год. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
© ТПО «Резерв»

Сейчас здесь – ТПУ, множество новых жилых кварталов, этажей по 20; цвет в окружающих зданиях преобладает бежевый, а окна объединены по вертикали, так что они напоминают заросли очень крупного тростника. Старый павильон метро застроен торговым центром с офисной башней, а за железной дорогой прошла эстакада Московского северного диаметра.

В суетных зарослях новой застройки здание Парка Хуамин выглядит как инородное тело. Светлое, стеклянное, тонко-полосатое, как нью-йоркский – хотя почему не пекинский? – небоскреб. Впрочем не то чтобы небоскреб, высота офисной части чуть меньше ста метров, для современной Москвы это не высотка. Но оно стоит на возвышении, заметное издали, и отовсюду заметно отличается – прежде всего как емкое стереометрическое высказывание. Мы видим то крупные скругления, то плоскости в разных ракурсах – здание немного похоже на гигантское нецке, энергично рассеченное, но устойчивое. Вертикальные ламели расчерчивают объем лаконично и контрастно – улавливают солнце и усиливают светотень, особенно на изгибах, в ракурсе сгущаются, прямому взгляду открывают стекло, снимают излишки скульптурности и зрительно «собирают» форму. 
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

С самого начала, то есть с 2001 года, Парк Хуамин был задуман, на самом высшем уровне, как инструмент развития международных отношений – фрагмент Китая в Москве, так что едва ли не главной задачей было сделать его образно созвучным дальневосточной культуре.
«Мы погрузились в контекст китайской традиции и изучили современный взгляд на нее – он допускает достаточно свободную трактовку смыслов. Здание мы развернули к востоку – я считаю это решение одним из самых удачных, поскольку восход имеет огромное значение для китайской культуры. Исследование традиционной колористики привело к трем базовым цветам: белому, красному и золотому. За «золото» в нашем случае отвечает натуральная медь, среди ламелей преобладает белый, красный – цвет гранита, которым облицован стилобат. Долго подбирали месторождение и цвет камня.

Другие корректировки, связанные с ментальностью Китая, внес заказчик, компания Хуамин: нас попросили смягчить острые углы, поскольку в традиционной культуре они оцениваются негативно, – так контур здания стал обтекаемым. С другой стороны, заказчик хотел, чтобы фасады были суперсовременными, но строгими и солидными – поэтому мы отказались от динамичных вариантов из числа тех, которые рассматривали в самом начале.

Но одна из главных особенностей центра – он по-настоящему многофункционален. В одном месте собраны офисы, апартаменты, гостиница, два больших конференц-зала, спортивный блок, магазины, кафе и рестораны национальной кухни. Это практически мини-город».
 

В комплексе, действительно, при желании можно комфортно жить и работать, не покидая его. Пять ключевых функций – офисная башня, гостиница, апартаменты, спортивный центр с бассейном и большой конференц-зал – элегантно распределены в рамках треугольного плана, строгого, почти что центрально-симметричного.
Ситуационный план. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
© ТПО «Резерв»

Северную вершину треугольника занимает полукруглая офисная башня, южная часть – трапеция, обрамленная двумя крыльями: слева гостиница, справа апартаменты. Между крыльями разместился четырехсветный атриум – посреди него на сетке опор «подвешен» главный конференц-зал, своего рода ядро комплекса. Он «парит» над просторным вестибюлем 9-метровой высоты, хорошо освещенным через южный фасад; с северной стороны вестибюль обходят два яруса балконов, со второго посетители попадают в конференц-зал. Высота потолка второго яруса – тоже 9 метров, и он дополнительно освещен двумя крупными зенитными фонарями с «шедовым» наклоном к северу. То есть вестибюль улавливает и северное, и южное солнце, он просторный и высокий.
  • zooming
    План 3 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Схема разреза 2-2. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»

Второй конференц-зал расположен в 3-4 этажах под апартаментами, в правом крыле. В уровне 3 этажа, в северной перемычке стилобата и в крыле гостиницы – большой фитнес-центр с бассейном 25-метровой длины, под 6-метровым потолком и еще одним зенитным фонарем. Кровля стилобата озеленена, как и предполагалось в проекте, и служит «пятым фасадом» для гармоничного вида из окон. 

На первом и втором этажах – несколько ресторанов, банк, бутики и деловой центр в крыле апартаментов. Ресторан есть и во 2 этаже офисной башни, туда можно попасть либо пройдя холл насквозь, либо по переходу справа. Два подземных яруса заняты парковкой, в том числе механизированной.
  • zooming
    1 / 10
    План 1 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 10
    План 2 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 10
    План 4 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 10
    План 5 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 10
    План 6 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 10
    План -1 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 10
    План -2 этажа. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    8 / 10
    Схема разреза 1-1. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    9 / 10
    Схема разреза 4-4. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    10 / 10
    Схема разреза 3-3. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»

Весь этот набор скомпонован в объеме диалектически, исходя из двух противоположных принципов: разделения и объединения, симметрии и асимметрии. 

Три главных корпуса различаются по высоте: в офисной башне 95 м, высота здания гостиницы 80 м, апартаментов 51 м – у железной дороги расположен самый узкий и высокий объем, вдоль городской улицы высотность ощутимо меньше, комплекс как будто спускается крупными ступеньками. Причем уменьшение высотности продиктовано не только соседством с городской улицей, оно еще и позволяет открыть фасады гостиницы для восточного и юго-восточного солнца, – по словам Владимира Плоткина, восточный свет доступен для 70% помещений комплекса. 
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
© ТПО «Резерв»

Один из самых любопытных приемов объемной композиции, – в нем заключен своего рода градостроительный ребус – это разрез внутреннего бульвара, отделяющий офисную башню от остального комплекса. Бульвар это или не бульвар, решит управляющая компания центра в том смысле, что будет он озеленен и благоустроен или нет, но северная башня с полукруглым линзообразным планом отодвинута от стилобата южной части на 12 метров, осталась только одна «ниточка»: перемычка навесного перехода со стороны улицы Вильгельма Пика. 

Ощущение среза, образующего здесь ущелье манхеттенского типа, возникает прежде всего из-за гладкой поверхности структурного остекления, контрастирующей со стенами, прикрытыми ламелями, как внутреннее и внешнее. И еще потому, что стеклянные плоскости на офисной башне и торце гостиницы, 95 и 80 м высотой, совершенно прямые. Хотя 22-метровой высоты стилобата тоже хватает. Именно здесь особенно силен «эффект Сити», равно как и переклички отражений. 
  • zooming
    Срез-ущелье, он же внутренний бульвар, между гостиницей и офисной башней. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Пространство между стилобатом и офисной башней. Вверху справа здание гостиницы, слева офисная башня, справа по центру стилобат с фитнес-центром, внизу переход от стилобата в офисную башню. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Здесь-то удалось сохранить и острые углы; но главное не это. «Разрез» продолжает оси городских улиц: 1-й улицы Леонова с востока и Березовой аллеи Отрадного с запада, зрительно соединяя, таким образом, территории двух когда-то бывших здесь подмосковных сел. И срез, и полукруг-долька хорошо видны с обеих сторон – к примеру, с Проспекта Мира от ЖК «Триколор», также спроектированного Владимиром Плоткиным – два масштабных объекта одного автора салютуют друг другу на расстоянии двух километров. 

В жизнь города внутренний бульвар не включен, поскольку территория Хуамина отделена забором, и линий исторических дорог тоже не восстанавливает – его роль именно что визуальная: он сращивает оси, существующие в городе сейчас, позволяет посмотреть чуть дальше, в дальнюю перспективу сквозь себя. И это, разумеется, не случайное совпадение, а результат проведенного авторами исследования городского контекста. 
Вид с востока. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
Вид с запада. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Тут можно вспомнить и о восходящем солнце. Если сейчас посмотреть здание на аэрофотосъемке Яндекса с большим приближением, оно там снято как раз в момент, когда солнце просвечивает бульвар насквозь, по прямой, с востока с небольшим уклоном к югу. В западной части парка ложится очень четкая и монументальная тень, и здание кажется чем-то сродни доисторическому дольмену, которые, по одной из версий, ориентированы на то, чтобы ловить солнечные лучи в определенный момент. Только это очень крупный «дольмен», с современным размахом. 

Помимо масштабных жестов, в здании присутствует множество элементов тонкой настройки. К примеру, шаги смены высотности корпусов спроецированы на фасады тонкими горизонтальными разрывами в «штриховке» ламелей, а стилобат проявлен как отдельный элемент, на который установлены объемы гостиницы и апартаментов. Северный торец апартаментов скошен и немного отодвинут, открывая створ для лучей восточного солнца к гостинице и, заодно, вид со стороны Леонова. 
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Между крыльями тоже выстроена перекличка – на фасадах гостиницы чуть выдвинуты вперед два прямоугольника: один повторяет размеры противоположного фасада апартаментов, другой вторит его торцу. Как будто крылья когда-то были одинаковыми, но потом западное надстроили, «утопив» в нем прежний объем. Кроме того салютующие друг другу плоскости расчерчены не белыми, а медными ламелями, что выстраивает при взгляде на главный фасад еще одну, дублирующую перспективу, усиленную благодаря тому, что корпуса поставлены друг к другу под углом, и как следствие довольно энергичную – к парку она раскрывается «книжкой». 
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Это может напомнить другие проекты «Резерва», к примеру, два крыла офиса Аэрофлота, поставленные параллельно, перекликаются друг с другом и отражениями, и прорисованными vis-a-vis белыми полосами. Впрочем, в Хуамине отражениям тоже отведена значительная роль, они ведут свою игру и если присмотреться, плоскостей в этой треугольной композиции оказывается несколько больше, чем видишь поначалу. 

Но главный герой репрезентативного южного фасада – конференц-зал. Он, напомним, «подвешен» в пространстве атриума, вторит трапециевидной форме его плана, а южная стена зала выдвигается из витража блоком на колоннах. Она облицована натуральной медью, блестит этаким червоннным светом, «зажигается» солнцем, которое светит на нее с разных сторон почти весь день, от восхода до заката. Это практически арт-объект, раскрывающий тему солнца. Он поддержан медной плашкой козырька, нанизанного на колонны ниже; козырек не только ритмически уравновешивает входную часть, но и, если вдуматься, знаково отображает положение зала внутри атриума. 
Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Уловлению лучей способствуют расставленные в шахматном порядке медные плашки – их хочется сравнить с ламелями, нарезанными на части и установленными в логике строгого паттерна. Они практически «впитывают» свет, усиливают его заметно лучше, чем прохладная плоская поверхность того же материала – именно благодаря медным плашкам возникает эффект сияния. 

И здесь тоже, при подходе из города, очень энергичен угол поворота. 
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Медный фасад обведен асимметричной рамой из светлого известняка: справа, со стороны улицы, она открыта к потоку входящих, а слева «останавливает» его; на уровне первых ярусов здание активнее трансформируется, взаимодействует с городом и людьми.
  • zooming
    1 / 5
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 5
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 5
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 5
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 5
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Если верхние объемы – как скала, обращены к «городу и миру», то тут, внизу, асимметричные смещения, зигзагообразные фасады, балконы, переходы – «море житейское»; аналогию поддерживает изогнутый контур нижнего края ламелей, как будто отпечаток волн.

Этот край слегка маскирует горизонтальную линию края стилобата, а если приблизиться, можно увидеть, что реализован он эффектно, на спайдерных растяжках. 
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Некоторое неприятие лично у меня вызывает «респектабельная» гранитная облицовка стилобата, возникшая по воле заказчика. Первоначально планировалось использовать для стилобата натуральную медь, которая так хорошо «работает» на фасадах – это было бы правильно, в здании, помимо стекла, было бы только два цвета: белый и медный как органичный сплав красного и золотого. Гранит, даже облегченный, утоньшенный частым соседством со стеклом, а местами довольно виртуозно превращенный в круглые и овальные колонны, все же в таком современном здании как будто лишний.

Впрочем, с этим зданием связано немало контрастов, происходящих из особенностей современной китайской культуры, которая, судя по всему, не видит противоречия в простом сопоставлении современного интернационального и совершенно традиционного, – а может быть, даже видит в таком стилевом хладнокровии своего рода достоинство, если не преимущество, исходя из максимы  «пусть цветут все цветы». В панорамах Пекина несложно отыскать ландшафты, где красные лаковые постройки с загнутыми углами черепичных крыш соседствуют не только с небоскребами, но и просто с актуальной архитектурой. Никакого слияния, простое наложение. Так произошло и здесь: и китайский парк, разбитый перед южным фасадом, и интерьеры центра реализованы китайскими авторами. Парк совершенно аутентичен, в нем – расписанная вручную черепица и священные камни, привезенные из Китая; ему вторит форма ограды. Интерьер – скорее по-китайски роскошен.
Вид со стороны китайского сада. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Но вернемся к зданию центра.

Если же сравнить фотографии с проектной графикой – заметно, что ключевые ракурсы тоже очень похожи и основные решения реализованы, как было задумано. 
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»

Здесь, кроме того, достаточно много дорогих технических решений (интересно, что список инженеров в авторском коллективе длиннее, чем архитекторов, хотя обычно бывает наоборот). Из заметных – стекла большого размера, до 11 метров высоту – или вот, медиа-фасад, одна из самых интересных особенностей проекта. 

Ширина внешних белых ламелей – 16 см, и неспроста: в их торцы из молочного стекла встроена управляемая подсветка. Весь фасад может светиться целиком или превращаться в масштабную картину – не так, как на обычных медиаэкранах, которых в городе полно, и один такой тут тоже есть, – а в дискретные полосатые, крупные и обобщенные.
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»

Этот тип медиафасада хочется назвать архитектурным, поскольку он не просто превращает здание в большой телевизор, но развивает его, не подавляя объемное решение полностью; подобный подход Владимир Плоткин реализовал в здании ТЦ «Времена года», там медийная подсветка встроена в точки, равномерно распределенные по металлическим панелям. В данном случае – не точки, а полоски.  

Авторы даже предпосылают проекту логотип, показывающий, что объемы здесь рассматриваются как картины или основа для картин.
  • zooming
    Авторская заставка к проекту. Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика, проект, 2013–2017
    © ТПО «Резерв»

Это должно быть довольно эффектно посреди ночного города, особенно на фоне темного леса запасной территории Ботанического сада. Хорошо видно, что подсветка на торцах ламелей реализована, вот только во включенном виде мне пока не удавалось ее застать. Ну ничего, может быть, когда-нибудь и включат. 

Впрочем тени от строительных кранов соседней площадки, когда они ложатся на ламели, дают в чем-то сходный эффект при солнечном свете днем. 
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Бизнес-центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Сейчас белые вертикальные ламели, наследники тонких пилонов, организовывавших форму в зданиях классического модернизма, стали довольно-таки популярны в Москве. А в 1990-е и 2000-е прием был почти забыт, редкие архитекторы пользовались им. Так что Парк Хуамин, спроектированный в 2013 и завершенный недавно – впрочем, я назову его окончательно завершенным, когда включат подсветку, – представляется своего рода «мостиком» через десятилетие. С архитектурой современной, но в какой-то степени вневременной из-за высокого уровня обобщения, интернациональной – и учитывающей особенности китайского мышления, «китайской» – и в то же время искусно «прошитой» в московский ландшафт. 

И как же хорошо, что за современную интернациональную часть ансамбля здесь отвечает московский архитектор. Начинаешь уважать свой город. 
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Китайский деловой центр «Парк Хуамин» на улице Вильгельма Пика
Россия, Москва, улица Вильгельма Пика, 14

Авторский коллектив:
Архитекторы: В. Плоткин, С. Гусарев, А. Пономарев, А. Бутусов, А. Кузнецов, А. Догадкина, К. Диас, Ю. Фадеев, Ю. Арнаутова, Р. Князев, С. Алексанин, Е. Солонкина, А. Шумакова

Инженеры: С. Щербина, А. Тарнополь, С. Зыбарев, В. Андреев, В. Паненков, П. Балашов, Г. Виноградов, М. Дачкина, П. Колосов, Н. Черепухина, Г. Кочанова, А. Ашихмина, С. Журков, О. Кортышко, И. Воскобойников, Е. Шашкова, Е. Куликова

2012 — 2017 / 2019 — 2023

Заказчик: «Парк Хуамин» / АЕКОМ

12 Сентября 2023

ТПО «Резерв»: другие проекты
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Похожие статьи
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Технологии и материалы
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.