Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете

В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 Неформальное заседание архсовета Москвы прошло вечером 26 ноября в удаленном формате; это второй опыт неформального обсуждения проекта составом экспетров архсовета, первым был разговор о проекте Herzog & de Meuron для территории Бадаевского завода осенью 2019 года.

Обсуждение, инициированное Петром Кудрявцевым, с недавнего времени – членом архсовета Москвы, было посвящено предварительной концепии мастер-плана для ЗИЛа Юг, на которой с декабря 2019 года работает хорошо известная в России голландская компания KCAP. Основанная Петром Кудрявцевым компания Citymakers – соавтор концепции, так что он вел обсуждение и как эксперт архсовета, и как содокладчик проекта. От KCAP проект представляла старший убранист компании Яна Самакаева и ассоциированный партнер компании Михаил Тринкнер. Мастер-план создается на основе проекта планировки, разработанного Институтом Генплана Москвы и утвержденного в 2016 году. Кроме того, в июле 2020 года архсовет утвердил концепцию застройки первой очереди комплекса ЗИЛ-Юг, разработанную Burmoscow Ольги Алексаковой и Юлии Бурдовой. И руководитель работы над ППТ 2016 года Виталий Лутц, и руководительницы Burmoscow участвовали в обсуждении.

Напомним, что ЗИЛ, чья территория в общей сложности занимает около 400 га, а в части ЗИЛ-Юг больше 120 га, – большая и сложная тема. История проектирования городских районов на территории самого большого московского завода длится уже около 10 лет. Напомним, что для территории было разработано и утверждено последовательно два ППТ, один по результатам конкурса и разработок НИ и ПИ Генплана в 2013 году по заказу города, другой в 2016 году по заказу инвесторов. В них были закреплены новые градостротельные идеи, такие как квартальная застройка, приватные дворы, общественные пространства и первые этажи, многофункциональность и прочее. В северно-западной части бывшей заводской территории компания ЛСР сейчас активно строит жилой комплекс ЗИЛАРТ. Недавно там закончено благоустройство набережной по проекту Юрия Григоряна. На территории ЗИЛ-Юг, расположенной к востоку от ЗИЛАРТа, первоначально планировалось сохранить производство автомобилей – от этой идеи отказались где-то в 2014 году. Сейчас Группа «Эталон» проектирует здесь крупный, и, конечно же, многофункциональный жилой район самой современной типологии, рассчитанный на 25 000 жителей. Для этого района и создана рассмотренная на совете концепция мастер-плана.

ППТ ЗИЛ-Юг, 2017
Из альбома KCAP&Citymakers
ППТ ЗИЛ-Юг, 2017
Из альбома KCAP&Citymakers

По словам Петра Кудрявцева, проектировщики придерживаются комплексного подхода, рассматривая территорию по множеству направлений, от данного им ППТ, который стал базой для мастер-плана, до программы вовлечения жителей (для развития которой авторы концепции запустили этим летом медиа-платформу Generation Zil, на базе которой и проходило обсуждение), учитывают социокультурную и функциональную программу, благоустройство, архитектуру и транспорт.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

По словам Яны Самакаевой, голландские авторы вдохновлялись 1960-ми, временем процветания завода ЗИЛ; они хотели бы привнести на территорию нового района «веру в оптимизм и свободу». Сильными сторонами ППТ Института Генплана авторы мастер-плана KCAP назвали: четкую сетку участков, просторные общественные пространства, развитую социальную инфраструктруру внутри района, среднюю плотность и логичное распределение высотности с ростом к реке и станциям метро. Проблемными аспектами ППТ KCAP назвали слабые связи с окружением, в основном через туннели и надземные переходы, изолированность общественных пространств от застройки инфраструктурой, насыщенную трафиком УДС, отсутствие связей между основными центрами притяжения – «магнитами» территории, отсутствие качественного общественного пространства внутри терртории, невысокое разнообразие в предложенных типологиях застройки, отсутствие крупных культурных и функциональных магнитов.
Центральный парк на месте кварталов
В ответ авторы мастер-плана предлагают, прежде всего, добавить к зеленым пространствам, уже заложенным в ППТ, поперечный «Центральный парк», связывающий Тюфелеву рощу с мостом к Нагатино i-Land. Поперечный парк появляется на месте группы кварталов, причем частично жилые дома сохраняются в составе парка в виде вереницы башен, стоящих вдоль его северной границы. Парк, согласно замыслу, для жителей этих башен должен заменить дворы. Въезд в подземные парковки башен, как и вообще всех домов – по бокам с проезжих улиц. Поскольку формально территория, отведенная архитекторами KCAP под новый парк, отстается принадлежащей частным домам, авторы мастер-плана рассчитывают на поддержку московского правительства в том, чтобы не устанавливать заборы – прежде всего чтобы не перегородить ими парк. Представитель девелопера, глава московского территориального подразделения Группы «Эталон» Максим Берлович отдельно подчеркнул, что все кварталы вообще в проекте задуманы сквозными – ради «пешеходных связей по всей территории».
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Другое новшество, предложенное KCAP – продольный пешеходный бульвар с северо-востока, со стороны метро ЗИЛ, на юго-запад, к набережной Марка Шагала. Диагональная ось, заложенная в ППТ, в мастер-плане сохраняется – более того, KCAP предлагают зарезервировать ее только для общественного транспорта, а ближе к реке рядом со школой сократить трафик еще сильнее ради безопасности детей (школа рассчитана на 2500 человек). Третий бульвар – поперечный, в деловой северной части района, ведет ко второму мосту через затон (похожий бульвар вел к мосту и в ППТ).

Набережную затона старицы Москвы-реки мастер-план делает полностью пешеходной (в ППТ вдоль ее озелененного берега шел внутрирайонный проезд). Но трасса вдоль Москвы-реки сохраняется, и перехода через нее к излучине Москвы-реки и прибрежной части парка Марка Шагала только два: посередине, в месте, куда приходит продольный зигзагообразный бульвар, и на пересечении реки с затоном.
  • zooming
    1 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    2 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    3 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    4 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    5 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    6 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    7 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    8 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    9 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    10 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    11 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»

Сергей Кузнецов напомнил, что еще на стадии разработки ППТ трасса вдоль набережной была сокращена (с 6 полос до 4), часть трафика направили с набережной вглубь полуострова. Оставшуюся трассу главный архитектор города охарактеризовал как необходимую и нормальную: подобные примеры встречаются во многих европейских городах, над профилем надо работать, превращать трассу в бульвар со спокойным движением, это не хайвей, – подчеркнул главный архитектор Москвы.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Авторы концепции мастер-плана акцентировали необходимость сохранить и развить все связи полуострова с внешним городом, заложенные в ППТ.

Иерархия общественных и зеленых пространств в проекте включает 6 пунктов, где «нижний» уровень – соседские террасы и балконы. На пересечениях улиц и бульваров возникают городские площади. Главная городская площадь формируется на пересечении Центрального парка, диагонального бльвара из ППТ и нового пешеходного зигзагообразного бульвара из мастер-плана.
  • zooming
    1 / 4
    Концепия мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    2 / 4
    Концепия мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    3 / 4
    Концепия мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    4 / 4
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»

Разнообразие и зонирование
Авторы проработали три типа маршрутов, для жителей, туристов и работающих, и функциональное зонирование территории, детально распланировали микс общественных функций первых этажей, благо параметры ППТ позволили насытить общественными функциями все первые этажи, местами все же разместив в первых этажах жилье, опять же для разнообразия структуры.

Здания школ и дестких садов KCAP предлагают использовать как многофункциональные культурные центры, откытые для жителей района в качестве ФОКов, библиотек и лекториев в вечернее время и по выходным.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Для разных зон разработаны разные типы застройки: в приречных кварталах к реке высотность опускается, но заданный в ППТ силуэт с существенно повышенным контуром сохраняется. В центре района дома повыше образуют рамки вокруг объемов меньшего масштаба, призванных создать внутри дворов камерную среду.
Решение приречных районов. Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Природа
Во всех общественных пространствах авторы предлагают использовать систему биодренажа, задержки и очистки ливневой воды: высыхающие пруды, затопляемые площадки, мини-дренаж в дорожном профиле и много деревьев.

Там, где городские улицы пересекаются с парками, они становятся зеленее: появляется больше деревьев и больше приоритета планируется отдавать пешеходам, гуляющим по парку.

Парк вдоль МЦК команда KCAP трактует как холмы и «лес» с наибольшим количеством крупных деревьев для защиты от железной дороги. Центральный (поперечный) парк авторы делят на две части: южную, в тени домов, трактуют как природную, а северную, лучше освещенную – как «солнечную-городскую» и объединяют ее с территорией жилых башен, расположенных в парке.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»
ЗИЛ Юг (1 очередь)
© Buromoscow

Первую очередь, уже разработанную Buromoscow и утвержденную архсоветом, Яна Самакаева охарактеризовала как отвечающую всем принципам, заложенным в мастер-плане, и раскрывающую потенциал территории. К слову, на обсуждении прозвучало, что продажи в домах первой очереди планируется начать в первом квартале 2021 года.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

В мастер-плане обозначены и места для «знаковых архитектурных доминант»: на углах, у метро и по северному контуру Центрального парка.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Решение объемов в составе будущей застройки предложено контрастное: вместо 12-14-этажных «стен» – 5-6-этажные контуры с акцентами до 17-25 и, в зонах доминант, до 40 этажей. Высотность фронта главных улиц – не меньше 4 этажей ради сохранения их городского облика. Для каждого типа застройки авторы планируют разрабатывать углубленные регламенты, а для каждого участка – паспорт с принципами застройки, который планируется выдавать авторам архитектурных проектов как ТЗ. По словам Максима Берловича, мастер-план также предлагает строительство из CLT-панелей.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Максим Берлович подчеркнул, что одна из целей девелопера, Группы «Эталон»– мотивировать будущих жителей проводить больше времени в собственном районе, поэтому детальное планирование территории и придание ей качеств комфортного города для «Эталона» приоритетно. Он также акцентировал, что проект предусматривает строительство части дорог за счет городского бюджета, и призвал город поддержать идеи мастер-плана в муниципальном ТЗ на строительство дорог.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Меньше машин
Мастер-план достаточно радикально отдает приоритет пешеходам и общественному транспорту – известным передовым тенденциям последних десятилей – за счет машин. По сравнению с ППТ авторы сокращают количество проезжих улиц: набережная затона целиком пешеходная, диагональный бульвар отдан общественному транспорту. Как выяснилось, строгое, если не сказать суровое отношение к частным автомилям и их владельцам обусловлено не только актуальными тенденциями, но и изолированным положением территории.

Вопрос директора школы МАРШ Никиты Токарева был посвящен машиноместам и трафику: предполагается 25 000 жителей, по московским стандартам такому населению соответствует 12 000 машин, каким образом и где авторы мастер-плана размещают парковки и как двухполосные улицы будут справляться с таким количеством частных машин? Или почему в ЗИЛ-Юге автомобилей станет меньше?

На вопрос ответил Михаэль Тринкер, партнер KCAP. По его словам, если дать людям хорошие альтернативы, к примеру, качественный общественный транспорт, они будут отказываться от частных автомобилей. Таков опыт Цуриха, Голландии и городов Западной Европы. За последнее время соотношение трафика в центре Москвы сильно изменилось, и в новом районе надо ориентироваться на эти прогрессивные стандарты. Яна Самакаева была чуть менее категорична: по ее словам, в каждом профиле предусмотрена полоса для автомобилей и единственное место, где частных машин нет – это диагональный бульвар, в каждом профиле есть места для парковочных карманов, при необходимости их можно увеличить; остальные места размещаются под землей в одном или двух ярусах. Максим Берлович рассказал о новых идеях смены модели транспортного поведения, которые сейчас исследуют авторы, учитывая данный им факт изолированности района от города: к примеру, возможности организации местного каршеринга – шеринговых машин, доступных для жителей конкретного квартала. И в целом изъявил решимость «уже сегодня думать об ограничении автомобильного трафика» исходя из дальнего горизонта планирования и тенденции к отказу от частных машин в будущем.
Пешеходный мост через Москву-реку
Зиловский бульвар ЗИЛАРТа и диагональный бульвар ЗИЛ-Юга в ППТ сходились к пешеходному мосту в сторону ТПУ Нагатино на противоположном берегу. Этот пешеходный мост оказался обозначен не на всех материалах мастер-плана.

На вопрос из зала о планах по строительству моста ответил Сергей Кузнецов: город не планирует выделять на него средства, но если инвестор проявит инициативу и предложит городу, к примеру, профинансировать строительство, то оно вполне возможно. Важно понять, какую коммуникацию будет обеспечивать мост и кем он будет востребован – пока жилье ЗИЛ-Юга не построено, необходимость в мосте не столь очевидна, но этот вопрос можно обсуждать. Максим Кандыбайло, начальник Управления стратегических проектов Москомархитеткуры, в дополнение напомнил о планах строительства вместо пешеходного моста канатной дороги над рекой в этом месте.

***

Обсуждение началось с выступления Виталия Лутца, в данный момент начальника Управления перспективных проектов Института Генплана Москвы, ранее главы Проектного объединения №15 Института, – мастерской, которая последовательно занималась разработкой нескольких ППТ для территории ЗИЛ, в том числе и последнего, утвержденного в 2016 году, – того самого ППТ, на котором основан представленный сейчас мастер-план KCAP. Виталий Лутц поддержал концепцию мастер-плана, заметив, что в нем подхвачены и развиты многие идеи, заложенные в проекте планировки 2016 года, такие как разнообразие морфотипов застройки и элементов городской среды, плотная планировочная сетка, чередование транспортной и пешеходной инфраструктуры, стратегия высотности с плотной «коркой» по краям и понижением к центру. «Все показанные здесь мосты и связи тоже родом из ППТ, все связи поддержаны авторами мастер-плана, и больше их, пожалуй, здесь и невозможно найти», – заметил Виталий Лутц.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP&Citymakers по заказу Группы «Эталон»

Виталий Лутц высоко оценил идею «Центрального парка» и предложил закрепить ее на формальном уровне, переоформить общественные участки, передать их городу и таким образом легитимизировать находку, чтобы заборы вокруг парков и пешеходных общественных путей было невозможно поставить.

С идеей приватных дворов, раскрытых к воде вдоль Нагатинского затона, Виталий Лутц однако не согласился: авторы ППТ рассматривали затон как редкостную для Москвы «природную площадь» и предлагали организовать вдоль нее городскую улицу с общественной активностью, для чего более удобна фронтальная застройка с «объектами обслуживания», и вполне приемлема проезжая улица вдоль них; а приватные дворы эту идею разрушают.
  • zooming
    Концепция развития территории завода ЗИЛ, 2013
    Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group
  • zooming
    Концепция развития территории завода ЗИЛ, 2013
    Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group

Виталий Лутц также напомнил, что по замыслу авторов ППТ на треугольнике при сходе двух диагональных бульваров ЗИЛАРТа и ЗИЛ-Юга, должен был разместиться какой-то знаковый уникальный городской объект, подобный филиалу Эрмитажа в северной части территории бывшего завода. В ранних концепциях это место называлось «Планета ЗИЛ».

Необходимость строительства автомобильной магистрали вдоль линии МЦК, присутствующую в ППТ, Виталий Лутц назвал на сегодняшем этапе подлежащей обсуждению, то есть необязательной, – а говоря об эффективной организации дальнейшей работы и обсуждения проекта с городом, упомянул «штаб», организованный в свое время при Москомархитектуре для согласования генпланов отдельных участков и элементов дорожной сети: «надо искать организационные инструменты, искать способы влиять на реализацию, в том числе, и городских программ, связанных с этой территорией». За этот совет Петр Кудрявцев поблагодарил отдельно.

Эксперты архсовета в основном горячо поддержали концепцию мастер-плана, приглашенный к обсужеднию директор МАРШ Никита Токарев даже его «проектом про прекрасное будущее». По словам многих участников обсуждения, работа с территорией ЗИЛ – во многих смыслах «эталонная», не только потому, что проекты соответствуют современным тенденциям урбанистики по многоукладности и разнообразию среды, приоритету пешеходов, плотности уличной сети – «хорошо иметь такой образец перед глазами», по словам Андрея Гнездилова. Однако проект хвалили также и потому, что проработка градостроительных вопросов на ЗИЛе происходит последовательно, без отрицания работы предшествующих коллег (в скобках заметим, что не всем экспертам оказался по душе диагональный бульвар, предложенный и закрепленный в ППТ, прозвучало даже предложение заменить его на пешеходную трассу вдоль МЦК к ТПУ ЗИЛ, пока еще построенному; многие приницпы ППТ, действительно, сохранены и развиты в концепии мастер-плана).

Андрей Гнездилов поддержал Виталия Лутца в том, что новые находки мастер-плана, в частности бульвар и Центральный парк, необходимо закрепить в проектах межевания как территории общего пользования, дабы избежать двусмысленности: разделить «свое и чужое». Он также предложил сгруппировать функции первых этажей в узловых точках, там, где они будут в большей степени востребованы и окупаемы, а в других местах разместить в первых этажах жилье. Александр Асадов посоветовал уделить больше внимания инженерному разделу – «не меньше, чем транспортному», чтобы не допустить накладок и пересечений коммуникаций, связанных с разными сюжетами «как получилось с реновацией», и внимательно контроллировать работу Мосэнерго и Мосводоканала. Архитектор также акцентировал важность госетвых парковок, напомнил, что COVID стимулирует использовать автомобили, и предложил зарезервировать часть мест в подземных парковках как гостевые. Александр Асадов поддержал идею многофукнциональной эксплуатации школ, в частности, для замены ФОКов, и подчеркнул необходимость договариваться о таком использовании, к примеру с Департаментом образования, как можно раньше. Владимир Плоткин назвал предложенный вариант застройки «чуть анемичным», и, даже притом что в мастер-плане обозначены места доминант, предложил подумать об оживлении городской ткани уникальными сюжетами. Тимур Башкаев призвал детальнее продумать будущий ТПУ ЗИЛ, определить уникальные параметры для него как для будущего «агломерационного хаба» и доработать ППТ соответственно. Никита Токарев поддержал Александра Асадова в том, что договариваться об уникальных решениях по эксплуатации зданий, к примеру, школ, надо уже сейчас, также как и думать о том, каким образом авторы и девелоперы планируют убедить будущих жителей отказаться от избыточных автомобилей. По словам Токарева, в этом проекте важна не только архитектура, и очень хорошо, что есть платформа для общественного обсуждения и в проекте участвует Citymakers, компания, работающая с социокультурным программированием территорий. Юлия Бурдова, признавшись, что в процессе проектирования первой очереди мастер-плана очень не хватало, признала, что теперь «пазл сложился», и также озвучила пробему «заборов вокруг территорий дестких садов», разрушающих фронт улицы, и призвала задуматься о вариантах решения этой проблемы.

Иными словами, проект выглядит почти идеальным, поддержан архсоветом в неформальном обсуждении – и девелопер, и создатели медиаплатформы Generation Zil обещали провдить подобные открытые профессиональные обсуждения проекта и в дальнейшем.

17 Декабря 2020

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Технологии и материалы
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
Сейчас на главной
Гибкая шестеренка
Три студента МАРХИ обратились в редакцию Архи.ру, чтобы рассказать о своей концепции реновации павильона «Шестигранник» в парке Горького. Они разработали свой проект автономно от SANAA, а теперь сравнивают свое решение со «звездным» японским.
Береговые перископы
Архитекторы из Сантьяго Фелипе Кроксатто и Николас Опазо построили два крошечных домика для отдыха с видом на океанский прибой, скалистый остров, колонию морских львов и яркие крылья кайтов.
По образцу шапито
Культурный центр по проекту K architectures рядом с городом Безье на юге Франции заключен в трех напоминающих цирковые шатры павильонах.
Свет изнутри
Премия WAF INSIDE подвела итоги: рассказываем подробнее о победителе, а также проекте от российского бюро FABER group, получившем высокую оценку жюри.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
В поисках устойчивости
На прошлой неделе стали известны итоги Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2021. Главные призы получили проекты, которые вносят выдающийся вклад в устойчивое развитие городов, фокусируясь на чистой энергии, повторном использовании и биоразнообразии. Рассказываем о работах, взявших гран-при, и победителях основных номинаций.
«Открытый город»: Мечты о городе
Следующий проект воркшопа «Открытого города» создан под руководством Kleinewelt Architekten. В основу проектов положены фоны византийской и древнерусской живописи, однако их формы применены к более чем современной типологии.
Игра в архетипы
Бюро ОСА предложило Нур-Султану жилой комплекс, в котором брутальные башни соседствуют с высокоплотной квартальной застройкой. Рассказываем, как концепция встраивается в череду мега-проектов новой столицы Казахстана.
Первый шаг
Бюро OMA завершило первую из четырех фаз реконструкции легендарного универмага KaDeWe в Берлине. Центром обновленного пространства стала отделанная темным деревом «воронка» атриума с веером эскалаторов.
Нечто особенное
В ожидании главных итогов Всемирного фестиваля архитектуры, рассказываем о победителях в специальных номинациях, которые демонстрируют самые разные аспекты архитектурного процесса: от инженерных решений или использования цвета до эффектной подачи.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Праздник, который всегда с тобой
Двор в петербургских Никольских рядах снова открывается на зимний сезон. Рассказываем, как архитекторам из бюро KATARSIS удалось создать круглогодичную атмосферу праздника: катальная горка, посвящение Хаяо Миядзаки, трдельники и виды на Коломну.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.