Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете

В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Неформальное заседание архсовета Москвы прошло вечером 26 ноября в удаленном формате; это второй опыт неформального обсуждения проекта составом экспетров архсовета, первым был разговор о проекте Herzog & de Meuron для территории Бадаевского завода осенью 2019 года.

Обсуждение, инициированное Петром Кудрявцевым, с недавнего времени – членом архсовета Москвы, было посвящено предварительной концепии мастер-плана для ЗИЛа Юг, на которой с декабря 2019 года работает хорошо известная в России голландская компания KCAP. Основанная Петром Кудрявцевым компания Citymakers – соавтор концепции, так что он вел обсуждение и как эксперт архсовета, и как содокладчик проекта. От KCAP проект представляла старший убранист компании Яна Самакаева и ассоциированный партнер компании Михаил Тринкнер. Мастер-план создается на основе проекта планировки, разработанного Институтом Генплана Москвы и утвержденного в 2016 году. Кроме того, в июле 2020 года архсовет утвердил концепцию застройки первой очереди комплекса ЗИЛ-Юг, разработанную Burmoscow Ольги Алексаковой и Юлии Бурдовой. И руководитель работы над ППТ 2016 года Виталий Лутц, и руководительницы Burmoscow участвовали в обсуждении.

Напомним, что ЗИЛ, чья территория в общей сложности занимает около 400 га, а в части ЗИЛ-Юг больше 120 га, – большая и сложная тема. История проектирования городских районов на территории самого большого московского завода длится уже около 10 лет. Напомним, что для территории было разработано и утверждено последовательно два ППТ, один по результатам конкурса и разработок НИ и ПИ Генплана в 2013 году по заказу города, другой в 2016 году по заказу инвесторов. В них были закреплены новые градостротельные идеи, такие как квартальная застройка, приватные дворы, общественные пространства и первые этажи, многофункциональность и прочее. В северно-западной части бывшей заводской территории компания ЛСР сейчас активно строит жилой комплекс ЗИЛАРТ. Недавно там закончено благоустройство набережной по проекту Юрия Григоряна. На территории ЗИЛ-Юг, расположенной к востоку от ЗИЛАРТа, первоначально планировалось сохранить производство автомобилей – от этой идеи отказались где-то в 2014 году. Сейчас Группа «Эталон» проектирует здесь крупный, и, конечно же, многофункциональный жилой район самой современной типологии, рассчитанный на 25 000 жителей. Для этого района и создана рассмотренная на совете концепция мастер-плана.

ППТ ЗИЛ-Юг, 2017
Из альбома KCAP&Citymakers
ППТ ЗИЛ-Юг, 2017
Из альбома KCAP&Citymakers

По словам Петра Кудрявцева, проектировщики придерживаются комплексного подхода, рассматривая территорию по множеству направлений, от данного им ППТ, который стал базой для мастер-плана, до программы вовлечения жителей (для развития которой авторы концепции запустили этим летом медиа-платформу Generation Zil, на базе которой и проходило обсуждение), учитывают социокультурную и функциональную программу, благоустройство, архитектуру и транспорт.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

По словам Яны Самакаевой, голландские авторы вдохновлялись 1960-ми, временем процветания завода ЗИЛ; они хотели бы привнести на территорию нового района «веру в оптимизм и свободу». Сильными сторонами ППТ Института Генплана авторы мастер-плана KCAP назвали: четкую сетку участков, просторные общественные пространства, развитую социальную инфраструктруру внутри района, среднюю плотность и логичное распределение высотности с ростом к реке и станциям метро. Проблемными аспектами ППТ KCAP назвали слабые связи с окружением, в основном через туннели и надземные переходы, изолированность общественных пространств от застройки инфраструктурой, насыщенную трафиком УДС, отсутствие связей между основными центрами притяжения – «магнитами» территории, отсутствие качественного общественного пространства внутри терртории, невысокое разнообразие в предложенных типологиях застройки, отсутствие крупных культурных и функциональных магнитов.
Центральный парк на месте кварталов
В ответ авторы мастер-плана предлагают, прежде всего, добавить к зеленым пространствам, уже заложенным в ППТ, поперечный «Центральный парк», связывающий Тюфелеву рощу с мостом к Нагатино i-Land. Поперечный парк появляется на месте группы кварталов, причем частично жилые дома сохраняются в составе парка в виде вереницы башен, стоящих вдоль его северной границы. Парк, согласно замыслу, для жителей этих башен должен заменить дворы. Въезд в подземные парковки башен, как и вообще всех домов – по бокам с проезжих улиц. Поскольку формально территория, отведенная архитекторами KCAP под новый парк, отстается принадлежащей частным домам, авторы мастер-плана рассчитывают на поддержку московского правительства в том, чтобы не устанавливать заборы – прежде всего чтобы не перегородить ими парк. Представитель девелопера, глава московского территориального подразделения Группы «Эталон» Максим Берлович отдельно подчеркнул, что все кварталы вообще в проекте задуманы сквозными – ради «пешеходных связей по всей территории».
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Другое новшество, предложенное KCAP – продольный пешеходный бульвар с северо-востока, со стороны метро ЗИЛ, на юго-запад, к набережной Марка Шагала. Диагональная ось, заложенная в ППТ, в мастер-плане сохраняется – более того, KCAP предлагают зарезервировать ее только для общественного транспорта, а ближе к реке рядом со школой сократить трафик еще сильнее ради безопасности детей (школа рассчитана на 2500 человек). Третий бульвар – поперечный, в деловой северной части района, ведет ко второму мосту через затон (похожий бульвар вел к мосту и в ППТ).

Набережную затона старицы Москвы-реки мастер-план делает полностью пешеходной (в ППТ вдоль ее озелененного берега шел внутрирайонный проезд). Но трасса вдоль Москвы-реки сохраняется, и перехода через нее к излучине Москвы-реки и прибрежной части парка Марка Шагала только два: посередине, в месте, куда приходит продольный зигзагообразный бульвар, и на пересечении реки с затоном.
  • zooming
    1 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    2 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    3 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    4 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    5 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    6 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    7 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    8 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    9 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    10 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    11 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»

Сергей Кузнецов напомнил, что еще на стадии разработки ППТ трасса вдоль набережной была сокращена (с 6 полос до 4), часть трафика направили с набережной вглубь полуострова. Оставшуюся трассу главный архитектор города охарактеризовал как необходимую и нормальную: подобные примеры встречаются во многих европейских городах, над профилем надо работать, превращать трассу в бульвар со спокойным движением, это не хайвей, – подчеркнул главный архитектор Москвы.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Авторы концепции мастер-плана акцентировали необходимость сохранить и развить все связи полуострова с внешним городом, заложенные в ППТ.

Иерархия общественных и зеленых пространств в проекте включает 6 пунктов, где «нижний» уровень – соседские террасы и балконы. На пересечениях улиц и бульваров возникают городские площади. Главная городская площадь формируется на пересечении Центрального парка, диагонального бльвара из ППТ и нового пешеходного зигзагообразного бульвара из мастер-плана.
  • zooming
    1 / 4
    Концепия мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    2 / 4
    Концепия мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    3 / 4
    Концепия мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    4 / 4
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»

Разнообразие и зонирование
Авторы проработали три типа маршрутов, для жителей, туристов и работающих, и функциональное зонирование территории, детально распланировали микс общественных функций первых этажей, благо параметры ППТ позволили насытить общественными функциями все первые этажи, местами все же разместив в первых этажах жилье, опять же для разнообразия структуры.

Здания школ и дестких садов KCAP предлагают использовать как многофункциональные культурные центры, откытые для жителей района в качестве ФОКов, библиотек и лекториев в вечернее время и по выходным.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Для разных зон разработаны разные типы застройки: в приречных кварталах к реке высотность опускается, но заданный в ППТ силуэт с существенно повышенным контуром сохраняется. В центре района дома повыше образуют рамки вокруг объемов меньшего масштаба, призванных создать внутри дворов камерную среду.
Решение приречных районов. Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Природа
Во всех общественных пространствах авторы предлагают использовать систему биодренажа, задержки и очистки ливневой воды: высыхающие пруды, затопляемые площадки, мини-дренаж в дорожном профиле и много деревьев.

Там, где городские улицы пересекаются с парками, они становятся зеленее: появляется больше деревьев и больше приоритета планируется отдавать пешеходам, гуляющим по парку.

Парк вдоль МЦК команда KCAP трактует как холмы и «лес» с наибольшим количеством крупных деревьев для защиты от железной дороги. Центральный (поперечный) парк авторы делят на две части: южную, в тени домов, трактуют как природную, а северную, лучше освещенную – как «солнечную-городскую» и объединяют ее с территорией жилых башен, расположенных в парке.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»
ЗИЛ Юг (1 очередь)
© Buromoscow

Первую очередь, уже разработанную Buromoscow и утвержденную архсоветом, Яна Самакаева охарактеризовала как отвечающую всем принципам, заложенным в мастер-плане, и раскрывающую потенциал территории. К слову, на обсуждении прозвучало, что продажи в домах первой очереди планируется начать в первом квартале 2021 года.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

В мастер-плане обозначены и места для «знаковых архитектурных доминант»: на углах, у метро и по северному контуру Центрального парка.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Решение объемов в составе будущей застройки предложено контрастное: вместо 12-14-этажных «стен» – 5-6-этажные контуры с акцентами до 17-25 и, в зонах доминант, до 40 этажей. Высотность фронта главных улиц – не меньше 4 этажей ради сохранения их городского облика. Для каждого типа застройки авторы планируют разрабатывать углубленные регламенты, а для каждого участка – паспорт с принципами застройки, который планируется выдавать авторам архитектурных проектов как ТЗ. По словам Максима Берловича, мастер-план также предлагает строительство из CLT-панелей.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Максим Берлович подчеркнул, что одна из целей девелопера, Группы «Эталон»– мотивировать будущих жителей проводить больше времени в собственном районе, поэтому детальное планирование территории и придание ей качеств комфортного города для «Эталона» приоритетно. Он также акцентировал, что проект предусматривает строительство части дорог за счет городского бюджета, и призвал город поддержать идеи мастер-плана в муниципальном ТЗ на строительство дорог.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Меньше машин
Мастер-план достаточно радикально отдает приоритет пешеходам и общественному транспорту – известным передовым тенденциям последних десятилей – за счет машин. По сравнению с ППТ авторы сокращают количество проезжих улиц: набережная затона целиком пешеходная, диагональный бульвар отдан общественному транспорту. Как выяснилось, строгое, если не сказать суровое отношение к частным автомилям и их владельцам обусловлено не только актуальными тенденциями, но и изолированным положением территории.

Вопрос директора школы МАРШ Никиты Токарева был посвящен машиноместам и трафику: предполагается 25 000 жителей, по московским стандартам такому населению соответствует 12 000 машин, каким образом и где авторы мастер-плана размещают парковки и как двухполосные улицы будут справляться с таким количеством частных машин? Или почему в ЗИЛ-Юге автомобилей станет меньше?

На вопрос ответил Михаэль Тринкер, партнер KCAP. По его словам, если дать людям хорошие альтернативы, к примеру, качественный общественный транспорт, они будут отказываться от частных автомобилей. Таков опыт Цуриха, Голландии и городов Западной Европы. За последнее время соотношение трафика в центре Москвы сильно изменилось, и в новом районе надо ориентироваться на эти прогрессивные стандарты. Яна Самакаева была чуть менее категорична: по ее словам, в каждом профиле предусмотрена полоса для автомобилей и единственное место, где частных машин нет – это диагональный бульвар, в каждом профиле есть места для парковочных карманов, при необходимости их можно увеличить; остальные места размещаются под землей в одном или двух ярусах. Максим Берлович рассказал о новых идеях смены модели транспортного поведения, которые сейчас исследуют авторы, учитывая данный им факт изолированности района от города: к примеру, возможности организации местного каршеринга – шеринговых машин, доступных для жителей конкретного квартала. И в целом изъявил решимость «уже сегодня думать об ограничении автомобильного трафика» исходя из дальнего горизонта планирования и тенденции к отказу от частных машин в будущем.
Пешеходный мост через Москву-реку
Зиловский бульвар ЗИЛАРТа и диагональный бульвар ЗИЛ-Юга в ППТ сходились к пешеходному мосту в сторону ТПУ Нагатино на противоположном берегу. Этот пешеходный мост оказался обозначен не на всех материалах мастер-плана.

На вопрос из зала о планах по строительству моста ответил Сергей Кузнецов: город не планирует выделять на него средства, но если инвестор проявит инициативу и предложит городу, к примеру, профинансировать строительство, то оно вполне возможно. Важно понять, какую коммуникацию будет обеспечивать мост и кем он будет востребован – пока жилье ЗИЛ-Юга не построено, необходимость в мосте не столь очевидна, но этот вопрос можно обсуждать. Максим Кандыбайло, начальник Управления стратегических проектов Москомархитеткуры, в дополнение напомнил о планах строительства вместо пешеходного моста канатной дороги над рекой в этом месте.

***

Обсуждение началось с выступления Виталия Лутца, в данный момент начальника Управления перспективных проектов Института Генплана Москвы, ранее главы Проектного объединения №15 Института, – мастерской, которая последовательно занималась разработкой нескольких ППТ для территории ЗИЛ, в том числе и последнего, утвержденного в 2016 году, – того самого ППТ, на котором основан представленный сейчас мастер-план KCAP. Виталий Лутц поддержал концепцию мастер-плана, заметив, что в нем подхвачены и развиты многие идеи, заложенные в проекте планировки 2016 года, такие как разнообразие морфотипов застройки и элементов городской среды, плотная планировочная сетка, чередование транспортной и пешеходной инфраструктуры, стратегия высотности с плотной «коркой» по краям и понижением к центру. «Все показанные здесь мосты и связи тоже родом из ППТ, все связи поддержаны авторами мастер-плана, и больше их, пожалуй, здесь и невозможно найти», – заметил Виталий Лутц.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP&Citymakers по заказу Группы «Эталон»

Виталий Лутц высоко оценил идею «Центрального парка» и предложил закрепить ее на формальном уровне, переоформить общественные участки, передать их городу и таким образом легитимизировать находку, чтобы заборы вокруг парков и пешеходных общественных путей было невозможно поставить.

С идеей приватных дворов, раскрытых к воде вдоль Нагатинского затона, Виталий Лутц однако не согласился: авторы ППТ рассматривали затон как редкостную для Москвы «природную площадь» и предлагали организовать вдоль нее городскую улицу с общественной активностью, для чего более удобна фронтальная застройка с «объектами обслуживания», и вполне приемлема проезжая улица вдоль них; а приватные дворы эту идею разрушают.
  • zooming
    Концепция развития территории завода ЗИЛ, 2013
    Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group
  • zooming
    Концепция развития территории завода ЗИЛ, 2013
    Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group

Виталий Лутц также напомнил, что по замыслу авторов ППТ на треугольнике при сходе двух диагональных бульваров ЗИЛАРТа и ЗИЛ-Юга, должен был разместиться какой-то знаковый уникальный городской объект, подобный филиалу Эрмитажа в северной части территории бывшего завода. В ранних концепциях это место называлось «Планета ЗИЛ».

Необходимость строительства автомобильной магистрали вдоль линии МЦК, присутствующую в ППТ, Виталий Лутц назвал на сегодняшем этапе подлежащей обсуждению, то есть необязательной, – а говоря об эффективной организации дальнейшей работы и обсуждения проекта с городом, упомянул «штаб», организованный в свое время при Москомархитектуре для согласования генпланов отдельных участков и элементов дорожной сети: «надо искать организационные инструменты, искать способы влиять на реализацию, в том числе, и городских программ, связанных с этой территорией». За этот совет Петр Кудрявцев поблагодарил отдельно.

Эксперты архсовета в основном горячо поддержали концепцию мастер-плана, приглашенный к обсужеднию директор МАРШ Никита Токарев даже его «проектом про прекрасное будущее». По словам многих участников обсуждения, работа с территорией ЗИЛ – во многих смыслах «эталонная», не только потому, что проекты соответствуют современным тенденциям урбанистики по многоукладности и разнообразию среды, приоритету пешеходов, плотности уличной сети – «хорошо иметь такой образец перед глазами», по словам Андрея Гнездилова. Однако проект хвалили также и потому, что проработка градостроительных вопросов на ЗИЛе происходит последовательно, без отрицания работы предшествующих коллег (в скобках заметим, что не всем экспертам оказался по душе диагональный бульвар, предложенный и закрепленный в ППТ, прозвучало даже предложение заменить его на пешеходную трассу вдоль МЦК к ТПУ ЗИЛ, пока еще построенному; многие приницпы ППТ, действительно, сохранены и развиты в концепии мастер-плана).

Андрей Гнездилов поддержал Виталия Лутца в том, что новые находки мастер-плана, в частности бульвар и Центральный парк, необходимо закрепить в проектах межевания как территории общего пользования, дабы избежать двусмысленности: разделить «свое и чужое». Он также предложил сгруппировать функции первых этажей в узловых точках, там, где они будут в большей степени востребованы и окупаемы, а в других местах разместить в первых этажах жилье. Александр Асадов посоветовал уделить больше внимания инженерному разделу – «не меньше, чем транспортному», чтобы не допустить накладок и пересечений коммуникаций, связанных с разными сюжетами «как получилось с реновацией», и внимательно контроллировать работу Мосэнерго и Мосводоканала. Архитектор также акцентировал важность госетвых парковок, напомнил, что COVID стимулирует использовать автомобили, и предложил зарезервировать часть мест в подземных парковках как гостевые. Александр Асадов поддержал идею многофукнциональной эксплуатации школ, в частности, для замены ФОКов, и подчеркнул необходимость договариваться о таком использовании, к примеру с Департаментом образования, как можно раньше. Владимир Плоткин назвал предложенный вариант застройки «чуть анемичным», и, даже притом что в мастер-плане обозначены места доминант, предложил подумать об оживлении городской ткани уникальными сюжетами. Тимур Башкаев призвал детальнее продумать будущий ТПУ ЗИЛ, определить уникальные параметры для него как для будущего «агломерационного хаба» и доработать ППТ соответственно. Никита Токарев поддержал Александра Асадова в том, что договариваться об уникальных решениях по эксплуатации зданий, к примеру, школ, надо уже сейчас, также как и думать о том, каким образом авторы и девелоперы планируют убедить будущих жителей отказаться от избыточных автомобилей. По словам Токарева, в этом проекте важна не только архитектура, и очень хорошо, что есть платформа для общественного обсуждения и в проекте участвует Citymakers, компания, работающая с социокультурным программированием территорий. Юлия Бурдова, признавшись, что в процессе проектирования первой очереди мастер-плана очень не хватало, признала, что теперь «пазл сложился», и также озвучила пробему «заборов вокруг территорий дестких садов», разрушающих фронт улицы, и призвала задуматься о вариантах решения этой проблемы.

Иными словами, проект выглядит почти идеальным, поддержан архсоветом в неформальном обсуждении – и девелопер, и создатели медиаплатформы Generation Zil обещали провдить подобные открытые профессиональные обсуждения проекта и в дальнейшем.

17 Декабря 2020

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Архсовет Москвы – 51
Архсовет отклонил проект высотной жилой застройки на Ленинградском проспекте и принял концепцию многофункционального офисного и торгово-развлекательного центра в Новой Москве.
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.