Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете

В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 Неформальное заседание архсовета Москвы прошло вечером 26 ноября в удаленном формате; это второй опыт неформального обсуждения проекта составом экспетров архсовета, первым был разговор о проекте Herzog & de Meuron для территории Бадаевского завода осенью 2019 года.

Обсуждение, инициированное Петром Кудрявцевым, с недавнего времени – членом архсовета Москвы, было посвящено предварительной концепии мастер-плана для ЗИЛа Юг, на которой с декабря 2019 года работает хорошо известная в России голландская компания KCAP. Основанная Петром Кудрявцевым компания Citymakers – соавтор концепции, так что он вел обсуждение и как эксперт архсовета, и как содокладчик проекта. От KCAP проект представляла старший убранист компании Яна Самакаева и ассоциированный партнер компании Михаил Тринкнер. Мастер-план создается на основе проекта планировки, разработанного Институтом Генплана Москвы и утвержденного в 2016 году. Кроме того, в июле 2020 года архсовет утвердил концепцию застройки первой очереди комплекса ЗИЛ-Юг, разработанную Burmoscow Ольги Алексаковой и Юлии Бурдовой. И руководитель работы над ППТ 2016 года Виталий Лутц, и руководительницы Burmoscow участвовали в обсуждении.

Напомним, что ЗИЛ, чья территория в общей сложности занимает около 400 га, а в части ЗИЛ-Юг больше 120 га, – большая и сложная тема. История проектирования городских районов на территории самого большого московского завода длится уже около 10 лет. Напомним, что для территории было разработано и утверждено последовательно два ППТ, один по результатам конкурса и разработок НИ и ПИ Генплана в 2013 году по заказу города, другой в 2016 году по заказу инвесторов. В них были закреплены новые градостротельные идеи, такие как квартальная застройка, приватные дворы, общественные пространства и первые этажи, многофункциональность и прочее. В северно-западной части бывшей заводской территории компания ЛСР сейчас активно строит жилой комплекс ЗИЛАРТ. Недавно там закончено благоустройство набережной по проекту Юрия Григоряна. На территории ЗИЛ-Юг, расположенной к востоку от ЗИЛАРТа, первоначально планировалось сохранить производство автомобилей – от этой идеи отказались где-то в 2014 году. Сейчас Группа «Эталон» проектирует здесь крупный, и, конечно же, многофункциональный жилой район самой современной типологии, рассчитанный на 25 000 жителей. Для этого района и создана рассмотренная на совете концепция мастер-плана.

ППТ ЗИЛ-Юг, 2017
Из альбома KCAP&Citymakers
ППТ ЗИЛ-Юг, 2017
Из альбома KCAP&Citymakers

По словам Петра Кудрявцева, проектировщики придерживаются комплексного подхода, рассматривая территорию по множеству направлений, от данного им ППТ, который стал базой для мастер-плана, до программы вовлечения жителей (для развития которой авторы концепции запустили этим летом медиа-платформу Generation Zil, на базе которой и проходило обсуждение), учитывают социокультурную и функциональную программу, благоустройство, архитектуру и транспорт.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

По словам Яны Самакаевой, голландские авторы вдохновлялись 1960-ми, временем процветания завода ЗИЛ; они хотели бы привнести на территорию нового района «веру в оптимизм и свободу». Сильными сторонами ППТ Института Генплана авторы мастер-плана KCAP назвали: четкую сетку участков, просторные общественные пространства, развитую социальную инфраструктруру внутри района, среднюю плотность и логичное распределение высотности с ростом к реке и станциям метро. Проблемными аспектами ППТ KCAP назвали слабые связи с окружением, в основном через туннели и надземные переходы, изолированность общественных пространств от застройки инфраструктурой, насыщенную трафиком УДС, отсутствие связей между основными центрами притяжения – «магнитами» территории, отсутствие качественного общественного пространства внутри терртории, невысокое разнообразие в предложенных типологиях застройки, отсутствие крупных культурных и функциональных магнитов.
Центральный парк на месте кварталов
В ответ авторы мастер-плана предлагают, прежде всего, добавить к зеленым пространствам, уже заложенным в ППТ, поперечный «Центральный парк», связывающий Тюфелеву рощу с мостом к Нагатино i-Land. Поперечный парк появляется на месте группы кварталов, причем частично жилые дома сохраняются в составе парка в виде вереницы башен, стоящих вдоль его северной границы. Парк, согласно замыслу, для жителей этих башен должен заменить дворы. Въезд в подземные парковки башен, как и вообще всех домов – по бокам с проезжих улиц. Поскольку формально территория, отведенная архитекторами KCAP под новый парк, отстается принадлежащей частным домам, авторы мастер-плана рассчитывают на поддержку московского правительства в том, чтобы не устанавливать заборы – прежде всего чтобы не перегородить ими парк. Представитель девелопера, глава московского территориального подразделения Группы «Эталон» Максим Берлович отдельно подчеркнул, что все кварталы вообще в проекте задуманы сквозными – ради «пешеходных связей по всей территории».
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Другое новшество, предложенное KCAP – продольный пешеходный бульвар с северо-востока, со стороны метро ЗИЛ, на юго-запад, к набережной Марка Шагала. Диагональная ось, заложенная в ППТ, в мастер-плане сохраняется – более того, KCAP предлагают зарезервировать ее только для общественного транспорта, а ближе к реке рядом со школой сократить трафик еще сильнее ради безопасности детей (школа рассчитана на 2500 человек). Третий бульвар – поперечный, в деловой северной части района, ведет ко второму мосту через затон (похожий бульвар вел к мосту и в ППТ).

Набережную затона старицы Москвы-реки мастер-план делает полностью пешеходной (в ППТ вдоль ее озелененного берега шел внутрирайонный проезд). Но трасса вдоль Москвы-реки сохраняется, и перехода через нее к излучине Москвы-реки и прибрежной части парка Марка Шагала только два: посередине, в месте, куда приходит продольный зигзагообразный бульвар, и на пересечении реки с затоном.
  • zooming
    1 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    2 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    3 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    4 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    5 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    6 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    7 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    8 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    9 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    10 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    11 / 11
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»

Сергей Кузнецов напомнил, что еще на стадии разработки ППТ трасса вдоль набережной была сокращена (с 6 полос до 4), часть трафика направили с набережной вглубь полуострова. Оставшуюся трассу главный архитектор города охарактеризовал как необходимую и нормальную: подобные примеры встречаются во многих европейских городах, над профилем надо работать, превращать трассу в бульвар со спокойным движением, это не хайвей, – подчеркнул главный архитектор Москвы.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Авторы концепции мастер-плана акцентировали необходимость сохранить и развить все связи полуострова с внешним городом, заложенные в ППТ.

Иерархия общественных и зеленых пространств в проекте включает 6 пунктов, где «нижний» уровень – соседские террасы и балконы. На пересечениях улиц и бульваров возникают городские площади. Главная городская площадь формируется на пересечении Центрального парка, диагонального бльвара из ППТ и нового пешеходного зигзагообразного бульвара из мастер-плана.
  • zooming
    1 / 4
    Концепия мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    2 / 4
    Концепия мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    3 / 4
    Концепия мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»
  • zooming
    4 / 4
    Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
    © KCAP по заказу Группы «Эталон»

Разнообразие и зонирование
Авторы проработали три типа маршрутов, для жителей, туристов и работающих, и функциональное зонирование территории, детально распланировали микс общественных функций первых этажей, благо параметры ППТ позволили насытить общественными функциями все первые этажи, местами все же разместив в первых этажах жилье, опять же для разнообразия структуры.

Здания школ и дестких садов KCAP предлагают использовать как многофункциональные культурные центры, откытые для жителей района в качестве ФОКов, библиотек и лекториев в вечернее время и по выходным.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Для разных зон разработаны разные типы застройки: в приречных кварталах к реке высотность опускается, но заданный в ППТ силуэт с существенно повышенным контуром сохраняется. В центре района дома повыше образуют рамки вокруг объемов меньшего масштаба, призванных создать внутри дворов камерную среду.
Решение приречных районов. Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Природа
Во всех общественных пространствах авторы предлагают использовать систему биодренажа, задержки и очистки ливневой воды: высыхающие пруды, затопляемые площадки, мини-дренаж в дорожном профиле и много деревьев.

Там, где городские улицы пересекаются с парками, они становятся зеленее: появляется больше деревьев и больше приоритета планируется отдавать пешеходам, гуляющим по парку.

Парк вдоль МЦК команда KCAP трактует как холмы и «лес» с наибольшим количеством крупных деревьев для защиты от железной дороги. Центральный (поперечный) парк авторы делят на две части: южную, в тени домов, трактуют как природную, а северную, лучше освещенную – как «солнечную-городскую» и объединяют ее с территорией жилых башен, расположенных в парке.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»
ЗИЛ Юг (1 очередь)
© Buromoscow

Первую очередь, уже разработанную Buromoscow и утвержденную архсоветом, Яна Самакаева охарактеризовала как отвечающую всем принципам, заложенным в мастер-плане, и раскрывающую потенциал территории. К слову, на обсуждении прозвучало, что продажи в домах первой очереди планируется начать в первом квартале 2021 года.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

В мастер-плане обозначены и места для «знаковых архитектурных доминант»: на углах, у метро и по северному контуру Центрального парка.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Решение объемов в составе будущей застройки предложено контрастное: вместо 12-14-этажных «стен» – 5-6-этажные контуры с акцентами до 17-25 и, в зонах доминант, до 40 этажей. Высотность фронта главных улиц – не меньше 4 этажей ради сохранения их городского облика. Для каждого типа застройки авторы планируют разрабатывать углубленные регламенты, а для каждого участка – паспорт с принципами застройки, который планируется выдавать авторам архитектурных проектов как ТЗ. По словам Максима Берловича, мастер-план также предлагает строительство из CLT-панелей.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Максим Берлович подчеркнул, что одна из целей девелопера, Группы «Эталон»– мотивировать будущих жителей проводить больше времени в собственном районе, поэтому детальное планирование территории и придание ей качеств комфортного города для «Эталона» приоритетно. Он также акцентировал, что проект предусматривает строительство части дорог за счет городского бюджета, и призвал город поддержать идеи мастер-плана в муниципальном ТЗ на строительство дорог.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

Меньше машин
Мастер-план достаточно радикально отдает приоритет пешеходам и общественному транспорту – известным передовым тенденциям последних десятилей – за счет машин. По сравнению с ППТ авторы сокращают количество проезжих улиц: набережная затона целиком пешеходная, диагональный бульвар отдан общественному транспорту. Как выяснилось, строгое, если не сказать суровое отношение к частным автомилям и их владельцам обусловлено не только актуальными тенденциями, но и изолированным положением территории.

Вопрос директора школы МАРШ Никиты Токарева был посвящен машиноместам и трафику: предполагается 25 000 жителей, по московским стандартам такому населению соответствует 12 000 машин, каким образом и где авторы мастер-плана размещают парковки и как двухполосные улицы будут справляться с таким количеством частных машин? Или почему в ЗИЛ-Юге автомобилей станет меньше?

На вопрос ответил Михаэль Тринкер, партнер KCAP. По его словам, если дать людям хорошие альтернативы, к примеру, качественный общественный транспорт, они будут отказываться от частных автомобилей. Таков опыт Цуриха, Голландии и городов Западной Европы. За последнее время соотношение трафика в центре Москвы сильно изменилось, и в новом районе надо ориентироваться на эти прогрессивные стандарты. Яна Самакаева была чуть менее категорична: по ее словам, в каждом профиле предусмотрена полоса для автомобилей и единственное место, где частных машин нет – это диагональный бульвар, в каждом профиле есть места для парковочных карманов, при необходимости их можно увеличить; остальные места размещаются под землей в одном или двух ярусах. Максим Берлович рассказал о новых идеях смены модели транспортного поведения, которые сейчас исследуют авторы, учитывая данный им факт изолированности района от города: к примеру, возможности организации местного каршеринга – шеринговых машин, доступных для жителей конкретного квартала. И в целом изъявил решимость «уже сегодня думать об ограничении автомобильного трафика» исходя из дальнего горизонта планирования и тенденции к отказу от частных машин в будущем.
Пешеходный мост через Москву-реку
Зиловский бульвар ЗИЛАРТа и диагональный бульвар ЗИЛ-Юга в ППТ сходились к пешеходному мосту в сторону ТПУ Нагатино на противоположном берегу. Этот пешеходный мост оказался обозначен не на всех материалах мастер-плана.

На вопрос из зала о планах по строительству моста ответил Сергей Кузнецов: город не планирует выделять на него средства, но если инвестор проявит инициативу и предложит городу, к примеру, профинансировать строительство, то оно вполне возможно. Важно понять, какую коммуникацию будет обеспечивать мост и кем он будет востребован – пока жилье ЗИЛ-Юга не построено, необходимость в мосте не столь очевидна, но этот вопрос можно обсуждать. Максим Кандыбайло, начальник Управления стратегических проектов Москомархитеткуры, в дополнение напомнил о планах строительства вместо пешеходного моста канатной дороги над рекой в этом месте.

***

Обсуждение началось с выступления Виталия Лутца, в данный момент начальника Управления перспективных проектов Института Генплана Москвы, ранее главы Проектного объединения №15 Института, – мастерской, которая последовательно занималась разработкой нескольких ППТ для территории ЗИЛ, в том числе и последнего, утвержденного в 2016 году, – того самого ППТ, на котором основан представленный сейчас мастер-план KCAP. Виталий Лутц поддержал концепцию мастер-плана, заметив, что в нем подхвачены и развиты многие идеи, заложенные в проекте планировки 2016 года, такие как разнообразие морфотипов застройки и элементов городской среды, плотная планировочная сетка, чередование транспортной и пешеходной инфраструктуры, стратегия высотности с плотной «коркой» по краям и понижением к центру. «Все показанные здесь мосты и связи тоже родом из ППТ, все связи поддержаны авторами мастер-плана, и больше их, пожалуй, здесь и невозможно найти», – заметил Виталий Лутц.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP&Citymakers по заказу Группы «Эталон»

Виталий Лутц высоко оценил идею «Центрального парка» и предложил закрепить ее на формальном уровне, переоформить общественные участки, передать их городу и таким образом легитимизировать находку, чтобы заборы вокруг парков и пешеходных общественных путей было невозможно поставить.

С идеей приватных дворов, раскрытых к воде вдоль Нагатинского затона, Виталий Лутц однако не согласился: авторы ППТ рассматривали затон как редкостную для Москвы «природную площадь» и предлагали организовать вдоль нее городскую улицу с общественной активностью, для чего более удобна фронтальная застройка с «объектами обслуживания», и вполне приемлема проезжая улица вдоль них; а приватные дворы эту идею разрушают.
  • zooming
    Концепция развития территории завода ЗИЛ, 2013
    Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group
  • zooming
    Концепция развития территории завода ЗИЛ, 2013
    Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group

Виталий Лутц также напомнил, что по замыслу авторов ППТ на треугольнике при сходе двух диагональных бульваров ЗИЛАРТа и ЗИЛ-Юга, должен был разместиться какой-то знаковый уникальный городской объект, подобный филиалу Эрмитажа в северной части территории бывшего завода. В ранних концепциях это место называлось «Планета ЗИЛ».

Необходимость строительства автомобильной магистрали вдоль линии МЦК, присутствующую в ППТ, Виталий Лутц назвал на сегодняшем этапе подлежащей обсуждению, то есть необязательной, – а говоря об эффективной организации дальнейшей работы и обсуждения проекта с городом, упомянул «штаб», организованный в свое время при Москомархитектуре для согласования генпланов отдельных участков и элементов дорожной сети: «надо искать организационные инструменты, искать способы влиять на реализацию, в том числе, и городских программ, связанных с этой территорией». За этот совет Петр Кудрявцев поблагодарил отдельно.

Эксперты архсовета в основном горячо поддержали концепцию мастер-плана, приглашенный к обсужеднию директор МАРШ Никита Токарев даже его «проектом про прекрасное будущее». По словам многих участников обсуждения, работа с территорией ЗИЛ – во многих смыслах «эталонная», не только потому, что проекты соответствуют современным тенденциям урбанистики по многоукладности и разнообразию среды, приоритету пешеходов, плотности уличной сети – «хорошо иметь такой образец перед глазами», по словам Андрея Гнездилова. Однако проект хвалили также и потому, что проработка градостроительных вопросов на ЗИЛе происходит последовательно, без отрицания работы предшествующих коллег (в скобках заметим, что не всем экспертам оказался по душе диагональный бульвар, предложенный и закрепленный в ППТ, прозвучало даже предложение заменить его на пешеходную трассу вдоль МЦК к ТПУ ЗИЛ, пока еще построенному; многие приницпы ППТ, действительно, сохранены и развиты в концепии мастер-плана).

Андрей Гнездилов поддержал Виталия Лутца в том, что новые находки мастер-плана, в частности бульвар и Центральный парк, необходимо закрепить в проектах межевания как территории общего пользования, дабы избежать двусмысленности: разделить «свое и чужое». Он также предложил сгруппировать функции первых этажей в узловых точках, там, где они будут в большей степени востребованы и окупаемы, а в других местах разместить в первых этажах жилье. Александр Асадов посоветовал уделить больше внимания инженерному разделу – «не меньше, чем транспортному», чтобы не допустить накладок и пересечений коммуникаций, связанных с разными сюжетами «как получилось с реновацией», и внимательно контроллировать работу Мосэнерго и Мосводоканала. Архитектор также акцентировал важность госетвых парковок, напомнил, что COVID стимулирует использовать автомобили, и предложил зарезервировать часть мест в подземных парковках как гостевые. Александр Асадов поддержал идею многофукнциональной эксплуатации школ, в частности, для замены ФОКов, и подчеркнул необходимость договариваться о таком использовании, к примеру с Департаментом образования, как можно раньше. Владимир Плоткин назвал предложенный вариант застройки «чуть анемичным», и, даже притом что в мастер-плане обозначены места доминант, предложил подумать об оживлении городской ткани уникальными сюжетами. Тимур Башкаев призвал детальнее продумать будущий ТПУ ЗИЛ, определить уникальные параметры для него как для будущего «агломерационного хаба» и доработать ППТ соответственно. Никита Токарев поддержал Александра Асадова в том, что договариваться об уникальных решениях по эксплуатации зданий, к примеру, школ, надо уже сейчас, также как и думать о том, каким образом авторы и девелоперы планируют убедить будущих жителей отказаться от избыточных автомобилей. По словам Токарева, в этом проекте важна не только архитектура, и очень хорошо, что есть платформа для общественного обсуждения и в проекте участвует Citymakers, компания, работающая с социокультурным программированием территорий. Юлия Бурдова, признавшись, что в процессе проектирования первой очереди мастер-плана очень не хватало, признала, что теперь «пазл сложился», и также озвучила пробему «заборов вокруг территорий дестких садов», разрушающих фронт улицы, и призвала задуматься о вариантах решения этой проблемы.

Иными словами, проект выглядит почти идеальным, поддержан архсоветом в неформальном обсуждении – и девелопер, и создатели медиаплатформы Generation Zil обещали провдить подобные открытые профессиональные обсуждения проекта и в дальнейшем.

17 Декабря 2020

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Технологии и материалы
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Сейчас на главной
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.