Архсовет Москвы – 74

Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Россия, Москва, Фрунзенская набережная, вл.30

2022

Заказчик: ЗАО «ИНТЕКО»
0 Предметом рассмотрения сегодняшнего совета стала территория бывшей Постоянной Всесоюзной строительной выставки – ПВСВ на Фрунзенской набережной. В 1933–1935 годах мастерская Весниных, выиграв конкурс, построила здесь комплекс экспозиционных павильонов. Впоследствии выставку окружили по периметру «сталинские» дома начала 1940-х, но она продолжала функционировать и перестраиваться долго; в постсоветское время территорией управляла Росстройэкспо. В 2000-е годы ее планировала застроить компания Aeon.
zooming
Слева: участок на плане Москвы, составленном Геодезической конторой управления Планировки по материалам съемок 1939–1940-х. Справа: участок на плане Москвы 1950 г. Мосгоргеотрест
Архсовет Москвы, 06.04.2022

Сейчас Aeon принадлежит главный, входной павильон ПВСВ – «Дом-Самолет», называемый так из-за характерного плана с продольным, по оси, «телом» и поперечником «крыльев». «Дом-Самолет» имеет статус ОКН, он, как наиболее сохранный, вызвал максимум дискуссий в недавние годы. В 2015 году архитекторы АБ «Мезонпроект» разработали проект его реставрации, который не был осуществлен. Сейчас, по словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, у Aeon почти готов новый проект реставрации главного павильона.
Реконструкция «Дома-самолет». Существующее положение
Фотография © Мезонпроект

Территория к юго-востоку от «Дома-Самолета», которая собственно и стала предметом рассмотрения сегодняшнего совета, принадлежит компании Интеко. На ней планируется построить жилой комплекс. 

Здесь во времена строительной выставки располагались еще 8 двухэтажных павильонов, также спроектированных мастерской Весниных. Они фланкировали площадь симметрично, по 4 с каждой стороны, и были соединены навесными переходами в уровне 2 яруса, образуя в плане подобие гребней. 
zooming
ПВСВ. Генеральный план к проекту застройки под переходами. Архитектор С.В. Лященко. Мастерская Весниных. 1936 г.
Архсовет Москвы, 06.04.2022
zooming
Общий вид ПВСВ со стороны внутреннего двора // «Наше строительство», 1936, №16
Архсовет Москвы, 06.04.2022

Восемь павильонов существенно перестроены в позднейшее время, северная часть – полностью, там из трех зданий в 2001 году был сооружен супермаркет Billa, сохранивший, впрочем, контуры треугольных выступов плана. В южной «гребенке» архитекторы АБ ЦЛП еще надеются обнаружить, в процессе исследования, какие-то подлинные элементы 1930-х годов. Остатки павильонов не стоят на охране, но из-за соседства здания «Самолета» с его статусом ОКН на здесь действует высотное ограничение 21.5 м. Участок продолжается, между тем, к юго-востоку в сторону набережной – там высотное ограничение более мягкое, до 51.8 м, что позволяет строить 13-этажные дома. 
Территория бывшей ПВСВ, существующее положение
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
Территория бывшей ПВСВ, существующее положение
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
zooming
Контур территории. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
zooming
Схема высотных ограничений. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»

Архитекторы АБ ЦЛП планируют расчистить и исследовать остатки павильонов, освободив, в числе прочего, пространство под навесными переходами. Внутренний контур, обращенный к «курдонеру» бывшей выставки, остается двухъярусным, здесь сохраняют и реконструируют по чертежам как сами переходы на тонких опорах, так и исторические объемы овальной формы – в них планируется разместить лестницы для квартир, расположенных на 2 этаже.

Благодаря «расчистке» пространство под переходами должно вновь стать проницаемым и не препятствовать передвижению жителей внутри парка на территории комплекса. Сквер-площадь, сейчас занятый автопарковкой, приобретает таким образом «конструктивистское» окружение, напоминающее о структуре построек Весниных и архитектора С.В. Лященко, чья фамилия неожиданно напоминает фамилию автора нового проекта, Николая Ляшенко. По словам представителей Интеко, сейчас заказчики ведут с Aeon переговоры по поводу синхронизации работ по благоустройству – ради целостного восприятия конструктивистского, в прошлом, ансамбля. Сейчас полукруглый нос «Дома-Самолета» закрыт поздними пристройками, их, вероятно, разберут. 
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Прямоугольные пятна бывших выставочных павильонов займут жилые дома, уже не двух-, а пятиэтажные. Их объемы вдохновлены, по словам авторов, примерами конструктивистов: со светлыми штукатурными фасадами и крупными окнами, в том числе угловыми, с рамками и вставками из светлого дерева. 
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры

К югу от пятиэтажных домов авторы располагают три 9-этажные башни, чьи скругленные торцы призваны перекликаться со скругленным «носом» «Дома-Самолета», в сторону которого они и «смотрят» в створы между малыми корпусами. 

В этих домах важно, во-первых, что архитекторы имели право, не выходя за рамки ограничений, сделать их 13-этажными, но предпочли меньшую высоту и убедили заказчика в необходимости такого, постепенного нарастания высотности. Тот же подход применен и к домам на месте павильонов: они могли быть 5-этажными полностью, но их фронтальная часть в проекте – двухэтажная ради «сомасштабности с «Самолетом». 

Во-вторых, стилизационный прием в башнях только один – скругление угла, в остальном авторы трактуют дома как современные – и пожалуй, из всех зданий будущего комплекса они наиболее независимы от контекста. Дома опоясаны балконами, чьи ограждения планируется выполнить из стеклянных трубок, что должно обеспечить, особенно вечером, интригующее свечение. На скругленных торцах балконы открытые, на протяженные фасады выходят французские окна в рамках  из натурального дерева, на углах вновь появляются открытые балконы. 
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры

Третий элемент комплекса – 13-этажный дом-пластина, для которого регламент, по словам Николая Ляшенко, предписывал «неоклассическое» решение. Он на 5 этажей выше стоящего перед ним жилого дома 1940 года постройки. Его фасады планируется выполнить либо в фибробетоне, либо, может быть, даже в натуральном известняке. В решении фасадов действительно – надо думать, согласно регламенту – присутствуют классические элементы, начиная от вертикальных пропорций, акцентированного аттика и до «полуколонн» без баз и капителей. Но в целом дом, надо согласиться с авторами, современный, и в то же время напоминает, как и три башни во дворе, ЖК «Кутузовский, 12» тех же авторов. 
  • zooming
    1 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    4 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    6 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры

В первом этаже 13-этажного дома планируются магазины, там же или в нижнем этаже одной из башен должен разместиться встроенный детский сад. В остальном, включая первые этажи, все объемы будут заняты жильем. 

Как видим, будущий жилой комплекс нарастает в сторону Фрунзенской набережной от двух-пяти-девяти этажей до тринадцати, откликаясь на конструктивистское прошлое в своем «ядре» и на сталинское окружение – в 13-этажном доме. Под всеми домами предусмотрена подземная парковка с «перешейком» под центральным сквером – ее планируется использовать и для обслуживания комплекса. 

Отдельное внимание авторы уделили благоустройству – предполагается, что внутри территории возникнет парк и он будет проницаемым благодаря открытым переходам и еще благодаря тому, что типология башен, избранная для внутренней части комплекса, в наименьшей степени перегораживает пространство. Показанный проект парка, впрочем, более чем предварителен – весь ЖК совет рассматривал на стадии концепции, а концепция благоустройства, по словам Николая Ляшенко, пока пребывает в своей начальной стадии. 
  • zooming
    1 / 5
    Генплан. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    2 / 5
    План 1 этажа. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    3 / 5
    План парковки. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    4 / 5
    Разрез. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    5 / 5
    Макет, объемно-пространственное построение. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»

Собственно парк, или точнее двор будущего ЖК, стал одной из основных тем обсуждения на совете. Первым из экспертов вопрос – будет ли весь комплекс отделен от города забором? – задал Петр Кудрявцев. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, напомнив о том, что исторически выставка была публичным пространством, недвусмысленно высказался против того, чтобы территория была закрытой и, прежде всего, подчеркнул необходимость транзитного прохода для горожан через ЖК: «изъять такой кусок города из общественного оборота это тяжеловатая история, и публично очень плохая <...> Мы так не договаривались, чтобы все там было перекрыто». Его поддержал Юлий Борисов, житель района Фрунзенской – он подчеркнул, что большая часть дворовых территорий в этих местах, несмотря на их элитность, открыта для прохода – только 3 дома огорожены забором. Петр Кудрявцев высказался в пользу транзитного прохода через территорию ЖК от Андреевского моста из Парка Горького к Комсомольскому проспекту. Вспомнили ЖК «Садовые кварталы», часть территории которых доступна для горожан. 

Далее в обсуждении выяснилось, что ГПЗУ территории предусматривает только жилую функцию и не предусматривает функции общественной. Андрей Гнездилов напомнил, что дворы соседних домов по кадастровому плану находятся в собственности города, что дает им право быть открытыми, – в данном же случае при ГПЗУ всего участка с функцией жилья заказчик имеет формальную возможность закрыть его для чужих. Необходимо размежевать участок, разработать ППТ и сделать часть территории публичной: «люди, которые будут здесь жить, будут скидываться на содержание земли, и, пока нет границ, они будут содержать всю землю, соответственно, никого туда не пустят бесплатно <...> по признаку собственности территория приговорена быть герметичной», – подчеркнул архитектор. 

Сергей Кузнецов возразил на это, что организация транзита по участку, который находится в частной собственности – «нормальная и обычная вещь для города», причем собственник все равно должен ухаживать за своей территорией, даже если она не огорожена забором – «это не связано с тем, есть там транзит или нет, ухаживать он должен [в любом случае]». В полномочия архитектурного совета входит возможность записать в своем заключении требование транзита по территории комплекса, – идею записать такое требование поддержал и Андрей Гнездилов. 

В целом совет принял проект Фрунзенской-30 тепло и позитивно. Хвалили за деликатность архитектурного решения, за «поддержку и связь времен», несколько раз прозвучало, что проект хорош «как всегда у этих авторов». Очень осторожно и с оговорками критиковали немного чрезмерную, вероятно, высотность 13-этажного дома; попеняли на отсутствие среди проектных материалов развертки по набережной. Сергей Скуратов предложил перекомпоновать 9-этажные башни, образовав между ними второй, дополнительный двор-курдонер. Владимир Плоткин высказал сомнение относительно некоторой переусложненности планировочного решения 2-5-этажных домов с их тремя лестничными ядрами, и предложил авторам подумать над более акцентным решением торца северо-восточного дома «гребенки», обращенного к набережной – его будет видно в прогале между фронтом уличной застройки.

Заместитель руководителя ДКН Леонид Кондрашов напомнил о входной группе выставки, сохранившейся в восточной части территории. Это сооружение, согласно ППМ №115 от февраля 2021 года, было разрешено перенести с третьего участка на тринадцатый – но рассматриваемый проект никак не коснулся вопроса. Что, впрочем, может быть объяснено предварительным статусом концепции. 

Основным же вопросом архитектурного совета к проекту стал вопрос открытия части территории для горожан ради возможности осмотра как «Дома-Самолета», так и архитектуры нового комплекса и, особенно – транзита через территорию. «Прекрасная, невероятно точная архитектура Цимайло&Ляшенко, – единственное опасение, что она будет видна только паре сотен людей, которые там будут жить», – так выразил общие сомнения Петр Кудрявцев. 

Проект был принят с предложенными оговорками. 
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Россия, Москва, Фрунзенская набережная, вл.30

2022

Заказчик: ЗАО «ИНТЕКО»

06 Апреля 2022

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Жизнь в трещинах асфальта
В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Градсовет Петербурга 24.08.2022
Второй вариант ЖК «Морская Резиденция», в котором восстанавливается недавно снесенное здание Давида Бурышкина, а также дом рядом с Мурино, который похож на общежитие.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Сохранить спонтанное?
О том, как эксперты Нижнего Новгорода обсуждали судьбу Караваихи – городского района, сложившегося в 1920-е – 1950-е годы, а сейчас ставшего территорией КРТ.
Арх Москва 2022: награды
Наград Арх Москвы, как всегда, много, на сей раз даже очень много. Рассказываем, кого за что отметили, вспоминаем прошедшую выставку. Важно: звание лучших архитекторов NEXT и обязанность делать экспозицию молодого архитектора получило бюро Надежды и Ильи Кореневых KRNV – за объект «Экзистенция».
Устоять на трех китах
В Гостином дворе открылась Арх Москва. Ее тема – «Устойчивость», но только редкие участники исследуют известные темы sustainability. Больше внимания уделено разного рода балансу и постоянству творческих поисков. Много разных и качественных арт-объектов, да и сама экспозиция тонко сбалансирована.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Технологии и материалы
Типовое, но не шаблонное
Стилистически органичный дизайн потолка московского метрополитена из комбинации типовых декоративных и технических элементов, которые уже неоднократно использовались в других дизайн проектах. Стандартизированные варианты упорядочивают пространство, при этом проектировщикам удалось достигнуть неповторимого аутентичного шарма подземки.
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
Сейчас на главной
За общим столом
В Лондоне открывается 22-й по счету летний павильон галереи «Серпентайн». В этот раз он посвящен еде – и всем остальным ресурсам.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Аграрные истории
LUO studio реконструировало Шаянский музей рапса: из скромного учреждения при заводе он трансформировался в современное выставочное пространство, не потерявшее связь с локальными традициями.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.