Архсовет Москвы – 74

Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.

mainImg
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Россия, Москва, Фрунзенская набережная, вл.30

2022

Заказчик: ЗАО «ИНТЕКО»
Предметом рассмотрения сегодняшнего совета стала территория бывшей Постоянной Всесоюзной строительной выставки – ПВСВ на Фрунзенской набережной. В 1933–1935 годах мастерская Весниных, выиграв конкурс, построила здесь комплекс экспозиционных павильонов. Впоследствии выставку окружили по периметру «сталинские» дома начала 1940-х, но она продолжала функционировать и перестраиваться долго; в постсоветское время территорией управляла Росстройэкспо. В 2000-е годы ее планировала застроить компания Aeon.
zooming
Слева: участок на плане Москвы, составленном Геодезической конторой управления Планировки по материалам съемок 1939–1940-х. Справа: участок на плане Москвы 1950 г. Мосгоргеотрест
Архсовет Москвы, 06.04.2022

Сейчас Aeon принадлежит главный, входной павильон ПВСВ – «Дом-Самолет», называемый так из-за характерного плана с продольным, по оси, «телом» и поперечником «крыльев». «Дом-Самолет» имеет статус ОКН, он, как наиболее сохранный, вызвал максимум дискуссий в недавние годы. В 2015 году архитекторы АБ «Мезонпроект» разработали проект его реставрации, который не был осуществлен. Сейчас, по словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, у Aeon почти готов новый проект реставрации главного павильона.
Реконструкция «Дома-самолет». Существующее положение
Фотография © Мезонпроект

Территория к юго-востоку от «Дома-Самолета», которая собственно и стала предметом рассмотрения сегодняшнего совета, принадлежит компании Интеко. На ней планируется построить жилой комплекс. 

Здесь во времена строительной выставки располагались еще 8 двухэтажных павильонов, также спроектированных мастерской Весниных. Они фланкировали площадь симметрично, по 4 с каждой стороны, и были соединены навесными переходами в уровне 2 яруса, образуя в плане подобие гребней. 
zooming
ПВСВ. Генеральный план к проекту застройки под переходами. Архитектор С.В. Лященко. Мастерская Весниных. 1936 г.
Архсовет Москвы, 06.04.2022
zooming
Общий вид ПВСВ со стороны внутреннего двора // «Наше строительство», 1936, №16
Архсовет Москвы, 06.04.2022

Восемь павильонов существенно перестроены в позднейшее время, северная часть – полностью, там из трех зданий в 2001 году был сооружен супермаркет Billa, сохранивший, впрочем, контуры треугольных выступов плана. В южной «гребенке» архитекторы АБ ЦЛП еще надеются обнаружить, в процессе исследования, какие-то подлинные элементы 1930-х годов. Остатки павильонов не стоят на охране, но из-за соседства здания «Самолета» с его статусом ОКН на здесь действует высотное ограничение 21.5 м. Участок продолжается, между тем, к юго-востоку в сторону набережной – там высотное ограничение более мягкое, до 51.8 м, что позволяет строить 13-этажные дома. 
Территория бывшей ПВСВ, существующее положение
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
Территория бывшей ПВСВ, существующее положение
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
zooming
Контур территории. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
zooming
Схема высотных ограничений. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»

Архитекторы АБ ЦЛП планируют расчистить и исследовать остатки павильонов, освободив, в числе прочего, пространство под навесными переходами. Внутренний контур, обращенный к «курдонеру» бывшей выставки, остается двухъярусным, здесь сохраняют и реконструируют по чертежам как сами переходы на тонких опорах, так и исторические объемы овальной формы – в них планируется разместить лестницы для квартир, расположенных на 2 этаже.

Благодаря «расчистке» пространство под переходами должно вновь стать проницаемым и не препятствовать передвижению жителей внутри парка на территории комплекса. Сквер-площадь, сейчас занятый автопарковкой, приобретает таким образом «конструктивистское» окружение, напоминающее о структуре построек Весниных и архитектора С.В. Лященко, чья фамилия неожиданно напоминает фамилию автора нового проекта, Николая Ляшенко. По словам представителей Интеко, сейчас заказчики ведут с Aeon переговоры по поводу синхронизации работ по благоустройству – ради целостного восприятия конструктивистского, в прошлом, ансамбля. Сейчас полукруглый нос «Дома-Самолета» закрыт поздними пристройками, их, вероятно, разберут. 
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Прямоугольные пятна бывших выставочных павильонов займут жилые дома, уже не двух-, а пятиэтажные. Их объемы вдохновлены, по словам авторов, примерами конструктивистов: со светлыми штукатурными фасадами и крупными окнами, в том числе угловыми, с рамками и вставками из светлого дерева. 
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры

К югу от пятиэтажных домов авторы располагают три 9-этажные башни, чьи скругленные торцы призваны перекликаться со скругленным «носом» «Дома-Самолета», в сторону которого они и «смотрят» в створы между малыми корпусами. 

В этих домах важно, во-первых, что архитекторы имели право, не выходя за рамки ограничений, сделать их 13-этажными, но предпочли меньшую высоту и убедили заказчика в необходимости такого, постепенного нарастания высотности. Тот же подход применен и к домам на месте павильонов: они могли быть 5-этажными полностью, но их фронтальная часть в проекте – двухэтажная ради «сомасштабности с «Самолетом». 

Во-вторых, стилизационный прием в башнях только один – скругление угла, в остальном авторы трактуют дома как современные – и пожалуй, из всех зданий будущего комплекса они наиболее независимы от контекста. Дома опоясаны балконами, чьи ограждения планируется выполнить из стеклянных трубок, что должно обеспечить, особенно вечером, интригующее свечение. На скругленных торцах балконы открытые, на протяженные фасады выходят французские окна в рамках  из натурального дерева, на углах вновь появляются открытые балконы. 
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры

Третий элемент комплекса – 13-этажный дом-пластина, для которого регламент, по словам Николая Ляшенко, предписывал «неоклассическое» решение. Он на 5 этажей выше стоящего перед ним жилого дома 1940 года постройки. Его фасады планируется выполнить либо в фибробетоне, либо, может быть, даже в натуральном известняке. В решении фасадов действительно – надо думать, согласно регламенту – присутствуют классические элементы, начиная от вертикальных пропорций, акцентированного аттика и до «полуколонн» без баз и капителей. Но в целом дом, надо согласиться с авторами, современный, и в то же время напоминает, как и три башни во дворе, ЖК «Кутузовский, 12» тех же авторов. 
  • zooming
    1 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    4 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    6 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры

В первом этаже 13-этажного дома планируются магазины, там же или в нижнем этаже одной из башен должен разместиться встроенный детский сад. В остальном, включая первые этажи, все объемы будут заняты жильем. 

Как видим, будущий жилой комплекс нарастает в сторону Фрунзенской набережной от двух-пяти-девяти этажей до тринадцати, откликаясь на конструктивистское прошлое в своем «ядре» и на сталинское окружение – в 13-этажном доме. Под всеми домами предусмотрена подземная парковка с «перешейком» под центральным сквером – ее планируется использовать и для обслуживания комплекса. 

Отдельное внимание авторы уделили благоустройству – предполагается, что внутри территории возникнет парк и он будет проницаемым благодаря открытым переходам и еще благодаря тому, что типология башен, избранная для внутренней части комплекса, в наименьшей степени перегораживает пространство. Показанный проект парка, впрочем, более чем предварителен – весь ЖК совет рассматривал на стадии концепции, а концепция благоустройства, по словам Николая Ляшенко, пока пребывает в своей начальной стадии. 
  • zooming
    1 / 5
    Генплан. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    2 / 5
    План 1 этажа. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    3 / 5
    План парковки. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    4 / 5
    Разрез. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    5 / 5
    Макет, объемно-пространственное построение. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»

Собственно парк, или точнее двор будущего ЖК, стал одной из основных тем обсуждения на совете. Первым из экспертов вопрос – будет ли весь комплекс отделен от города забором? – задал Петр Кудрявцев. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, напомнив о том, что исторически выставка была публичным пространством, недвусмысленно высказался против того, чтобы территория была закрытой и, прежде всего, подчеркнул необходимость транзитного прохода для горожан через ЖК: «изъять такой кусок города из общественного оборота это тяжеловатая история, и публично очень плохая <...> Мы так не договаривались, чтобы все там было перекрыто». Его поддержал Юлий Борисов, житель района Фрунзенской – он подчеркнул, что большая часть дворовых территорий в этих местах, несмотря на их элитность, открыта для прохода – только 3 дома огорожены забором. Петр Кудрявцев высказался в пользу транзитного прохода через территорию ЖК от Андреевского моста из Парка Горького к Комсомольскому проспекту. Вспомнили ЖК «Садовые кварталы», часть территории которых доступна для горожан. 

Далее в обсуждении выяснилось, что ГПЗУ территории предусматривает только жилую функцию и не предусматривает функции общественной. Андрей Гнездилов напомнил, что дворы соседних домов по кадастровому плану находятся в собственности города, что дает им право быть открытыми, – в данном же случае при ГПЗУ всего участка с функцией жилья заказчик имеет формальную возможность закрыть его для чужих. Необходимо размежевать участок, разработать ППТ и сделать часть территории публичной: «люди, которые будут здесь жить, будут скидываться на содержание земли, и, пока нет границ, они будут содержать всю землю, соответственно, никого туда не пустят бесплатно <...> по признаку собственности территория приговорена быть герметичной», – подчеркнул архитектор. 

Сергей Кузнецов возразил на это, что организация транзита по участку, который находится в частной собственности – «нормальная и обычная вещь для города», причем собственник все равно должен ухаживать за своей территорией, даже если она не огорожена забором – «это не связано с тем, есть там транзит или нет, ухаживать он должен [в любом случае]». В полномочия архитектурного совета входит возможность записать в своем заключении требование транзита по территории комплекса, – идею записать такое требование поддержал и Андрей Гнездилов. 

В целом совет принял проект Фрунзенской-30 тепло и позитивно. Хвалили за деликатность архитектурного решения, за «поддержку и связь времен», несколько раз прозвучало, что проект хорош «как всегда у этих авторов». Очень осторожно и с оговорками критиковали немного чрезмерную, вероятно, высотность 13-этажного дома; попеняли на отсутствие среди проектных материалов развертки по набережной. Сергей Скуратов предложил перекомпоновать 9-этажные башни, образовав между ними второй, дополнительный двор-курдонер. Владимир Плоткин высказал сомнение относительно некоторой переусложненности планировочного решения 2-5-этажных домов с их тремя лестничными ядрами, и предложил авторам подумать над более акцентным решением торца северо-восточного дома «гребенки», обращенного к набережной – его будет видно в прогале между фронтом уличной застройки.

Заместитель руководителя ДКН Леонид Кондрашов напомнил о входной группе выставки, сохранившейся в восточной части территории. Это сооружение, согласно ППМ №115 от февраля 2021 года, было разрешено перенести с третьего участка на тринадцатый – но рассматриваемый проект никак не коснулся вопроса. Что, впрочем, может быть объяснено предварительным статусом концепции. 

Основным же вопросом архитектурного совета к проекту стал вопрос открытия части территории для горожан ради возможности осмотра как «Дома-Самолета», так и архитектуры нового комплекса и, особенно – транзита через территорию. «Прекрасная, невероятно точная архитектура Цимайло&Ляшенко, – единственное опасение, что она будет видна только паре сотен людей, которые там будут жить», – так выразил общие сомнения Петр Кудрявцев. 

Проект был принят с предложенными оговорками. 
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Россия, Москва, Фрунзенская набережная, вл.30

2022

Заказчик: ЗАО «ИНТЕКО»

06 Апреля 2022

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.