Целеустремленность и бесстрашие

В столице объявили лауреатов архитектурной премии, ранее известной как премия архсовета. В этом году список пополнился номинацией медиа-персона года. Угадайте кто? Сергей Скуратов. Ему достались две премии.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Вручение премии, которая за недолгую историю эволюционировала из премии архсовета в премию мэра или просто – Архитектурную премию Москвы, в прошлом году проходило на Тверской с участием Сергея Собянина. В этом году победителей объявили во дворе Музея архитектуры, где по счастью не пошел (ну, не сразу пошел) дождь. Все радовались хорошей погоде и празднику Дня архитектора, хотя под конец церемонии Сергей Кузнецов рассказал всем со сцены, что даже Николай Шумаков, президент Союза архитекторов, в кулуарах переспрашивал, какой же сегодня, 1 июля, праздник. Так вот, день архитектора. Прошлогоднее вручение тоже к нему было приурочено, так что – традиция. Сергей Кузнецов также пообещал, что мэр обязательно вскоре вручит премии победителям этого года, но в более официальной, видимо, обстановке.
 
Небольшое пояснение [UPD 02.07. 19:31]: вчера победителей объявили и вручили им знаки и дипломы от Москомархитектуры. Мэр вскоре, как предполагается, вручит собственно премию – сертификаты на денежную награду, по 1 млн рублей каждому победителю. Это вручение происходит в бывшем доме генерал-губернатора, так премиальный процесс пока что как бы не завершен. Официальное название премии "города Москвы в области архитектуры и градостроительства", неформальное – Архитектурная премия Москвы. 
 

Церемония зато прошла крайне душевно, архитектурный бомонд наличествовал почти полным списком, гостям предлагали даже авторские коктейли от архитекторов-лауреатов.

Больница в Коммунарке
Больница с родильным домом, Коммунарка
ТПО «Резерв»

Владимир Плоткин, чей проект больницы с роддомом в Коммунарке выиграл в номинации «Образование и медицина», сразу же призвал на сцену весь авторский коллектив. Проект победил в конкурсе (см. конкурсную версию), который прошел в 2016 году.

Вручали, к слову, дипломы по двое – Владимира Плоткина наградили Юлия Бурдова из Buromoscow, лауреат прошлогодней премии, и Николай Шумаков, который вначале с экрана, потом со сцены прокомментировал: за что ни возьмется ТПО «Резерв», все отлично получается.
Владимир Плоткин и авторский коллектив проекта здания больницы в Коммунарке
Фотография Архи.ру
Николай Шумаков, президент Союза архитекторов
Фотография Архи.ру
*** 

Медный дом 3.14
  • zooming
    1 / 5
    Жилой комплекс «Медный 3.14»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 5
    Жилой комплекс «Медный 3.14»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 5
    Жилой комплекс «Медный 3.14»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 5
    Генплан. Жилой комплекс «Медный 3.14»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    5 / 5
    План одной из башен. Жилой комплекс «Медный 3.14»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Премию за лучший жилой дом, или нет, вот так: «архитектурно-градостроительное решение объекта жилого назначения» (архитекторы, вам не надоело, язык ведь сломаешь об такие названия) – получил блестящий Сергей Скуратов за «Медный дом» в Донском проезде. Дом, исключительно эстетский, весь состоит из широких откосов, обрамляющих окна под разным углом. Две башни кирпичные, с характерной для Сергея Скуратова растяжкой по цвету и фактурной кладкой, одна – покрыта панелями блестящей меди, как какая-нибудь старинная реторта. Александр Цимайло, вручая диплом, сострил о высотности зданий Скуратова.
Сергей Скуратов, автор дома «Медный 3.14»
Фотография Архи.ру

Сергей Скуратов, впрочем, поднимался на сцену дважды. Ему также присудили победу в новой номинации премии – Медиа-персона года. Жюри ее состояло из журналистов, требовалось выбрать архитекторов, лучше других контактирующих с прессой и вообще – активно действующих в медийном пространстве. Вручала награду главред журнала «Проект Россия» Юлия Шишалова и главный архитектор города Сергей Кузнецов.

Сергей Скуратов сразу озвучил со сцены манифест о наболевшем: хорошо бы сменить вектор происходящего в городе, формировать не отдельные объекты, а комфортный город в целом, чтобы полномочия главного архитектора были больше, и роль архитекторов вообще в проектах – значительнее. «Чтобы не получали уже готовое ГПЗУ», мучаясь потом с тем, как выполнить по-максимуму заложенные в нем требования и создать приличный проект. Затем, уже в качестве медиа-персоны, архитектор на секунду задумался – и повторил почти те же слова: «архитектурному цеху не хватает свободы и самостоятельности <...> воли и смелости у нас больше, чем у иностранных коллег, целеустремленность и бесстрашие мы впитываем с молоком матери <...> мы могли бы делать лучшую в мире архитектуру, нам не хватает свободы», – согласитесь, такие слова стоит процитировать. Ремарка Сергея Кузнецова последовала сразу после: надеюсь, после слов Сергея Скуратова мы не пойдем и не устроим сразу демонстрацию на Охотном ряду... А может и надо, – примерно так отреагировал главный архитектор. Пожалуй, это был самый интересный момент вечера.
zooming
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
Фотография Архи.ру
***
 
БЦ «Академик»
  • zooming
    1 / 4
    Бизнес-центр «Академик»
    Проект © UNK project
  • zooming
    2 / 4
    Бизнес-центр «Академик»
    Проект © UNK project
  • zooming
    3 / 4
    Бизнес-центр «Академик»
    Проект © UNK project
  • zooming
    4 / 4
    Бизнес-центр «Академик»
    Эскиз © UNK project

Лучшим проектом многофункционального комплекса назван БЦ «Академик» – здание-линза с пиксельным портретом светила науки, уже фактически построенный на проспекте Вернадского архитекторами UNK project. Все ездили по проспекту, все видели здание, так что обсуждение крутилось уже вокруг того, как оно воспринимается. Прозвучало: ехал мимо, удивился, захотелось вернуться изучить, что же это такое. Серьезная похвала. Здание, действительно, притягивает взгляд и удивляет – то ли там можно узнать Владимира Ивановича, то ли нет, но тень какого-то академика определенно маячит. Но главное – оно тонкое, белое, простое, но постоянно изменяемое, совершенно не давит, но оторваться невозможно, как будто в суетной застройке юго-запада образовался какой-то иной для Москвы тип материи.
Юлий Борисов, UNK project, на сцене
Фотография Архи.ру
***
 
Вход в зоопарк
  • zooming
    1 / 3
    Входная группа в зоопарк со стороны станции метро «Баррикадная»
    © ПТАМ Виссарионова
  • zooming
    2 / 3
    Входная группа в зоопарк со стороны станции метро «Баррикадная»
    © ПТАМ Виссарионова
  • zooming
    3 / 3
    Входная группа в зоопарк со стороны станции метро «Баррикадная»
    © ПТАМ Виссарионова

В номинации спортивных и культурно-просветительских оказалось два победителя. Один – новый вход в зоопарк мастерской Юрия Виссарионова, который прокомментировал свой проект так: идеальный зоопарк это не зоосад, где звери в клетках, это просто парк, место, где можно побыть в тишине и отдохнуть, отключиться от стрессов городской жизни.

Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешневе
  • zooming
    1 / 3
    Многофункциональный ФОК в Лужниках
    Проект © МАХПИ им. Полянского / Александр Асадов
  • zooming
    2 / 3
    Многофункциональный ФОК в Лужниках
    Проект © МАХПИ им. Полянского / Александр Асадов
  • zooming
    3 / 3
    Многофункциональный ФОК в Лужниках
    Проект © МАХПИ им. Полянского / Александр Асадов

Небольшой и достаточно лаконичный, но с фирменной «по-асадовски» яркой решеткой ламелей на фасаде.

Александр Асадов не только вывел на сцену весь авторский коллектив, но и разделил премию пополам, вручив сине-зеленый знак ГАПу, сам взял в руки только диплом, что выступление получилось одним из самых артистичных. Впрочем, в той или иной мере артистичными в этот вечер были все – тема-то приятная.
Андрей Гнездилов вручает премию Александру Асадову
Фотография Архи.ру
***
 
Жюри состоит из членов архсовета. Заявку на участие может подать любой московский проект, получивший АГР в предыдущем – в данном случае 2018 – году. Номинации с нынешнего года гибко плавающие, теперь их формируют после отбора номинантов, что позволит премии корректировать политику в соответствии с материалом и даже рассчитывать на появление новых функций. В 2019 среди финалистов – 21 проект, номинаций – четыре. Награда вручалась с 2012 года как премия архсовета, с 2017 – как Архитектурная премия Москвы. Сайт премии

02 Июля 2019

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.