Архсовет Москвы–71

Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Тимур Башкаев
Мастерская:
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
Проект:
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Тимур Башкаев, ГАП – Василий Патов

11.2021
0 Вчерашнее заседание архитектурного совета Москвы состоялось почти через полгода после предыдущего – перед этим Архсовет собирался 30 июня для того, чтобы рассмотреть реконструкцию гостиницы Варшавская на Октябрьской площади от АБ СПИЧ. Открывая заседание главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов пообещал, что теперь совет будет работать чаще. 

На повестке дня 1 декабря 2021 был многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы» – проект от АБТБ Тимура Башкаева. Архитектор подчеркнул, что представляет совету предварительный вариант, «незаконченный АГР», и авторы готовы прислушаться к корректировкам коллег.

Название – точнее, присутствие в нем аббревиатуры ТПУ (транспортно-пересадочный узел) – как выяснилось в процессе обсуждения, пока следует воспринимать как условное, поскольку рассматриваемый участок «относился к Мосинжинвесту и был получен по программе ТПУ». Вероятно, впоследствии название будет пересмотрено, поскольку специальных транспортно-пересадочных функций в комплексе нет, хотя есть трехъярусная подземная парковка на 1500 машиномест – больше, чем полагается по РГНП. Технологическую часть ТПУ (то есть собственно транспортный узел, остановки и разворотная площадка для автобусов), по словам представителя девелопера, компании TASHIR, Эмиля Петросяна, строится по проекту компании Мосинжпроект по соседству, на северной стороне улицы Барклая (мероприятия включены в АИП и находятся в стадии проектирования, уточняется в официальном пресс-релизе).

Вчера же совет рассматривал коммерческую составляющую проекта – многофункциональный комплекс, состоящий из торгового центра, офисов и гостиниц.  
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Комплекс расположен на территории площадью 4,2 га между Кутузовским проспектом и улицей Барклая, причем к участку относится не только треугольник в развилке, но и земля к востоку от него, за разворотным проездом с улицы Неверовского в туннель Маршала Гречко, и, пока только планируемым, северным дублером Кутузовского проспекта.

На восточном углу участка находится выход из станции метро «Парк Победы», до Триумфальной арки от него – примерно 300 м в сторону центра города. На противоположной стороне Кутузовского проспекта – партер Парка Победы. В восточной, более просторной части планируется построить двухэтажный торговый центр, а в глубине участка – две офисные башни. Торговый центр отделен от офисных башен пожарным проездом на кровле подземной парковки – проезд совмещен с кольцевым пешеходным бульваром, который окружает ТЦ со всех сторон, начинаясь от станции метро. 
Схема ситуационного плана. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

В западной части за городскими проездами запланировано овальное здание гостиницы и башня апарт-отеля, который составляет с гостиницей один сервисный комплекс: его обитатели смогут пользоваться общим гостиничным сервисом. Гостиница спланирована вокруг внутреннего двора; в номерном фонде – комнаты повышенной комфортности с мини-гостиными. 

Верхняя отметка всех высотных зданий – 105 м – определена ограничениями, и все эти масштабные объемы отодвинуты от проспекта в глубину территории для того, чтобы не нарушать перспектив Кутузовского проспекта. То, что они не нарушены, подтверждают данные визуально-ландшафтного анализа 2019 года; плотность застройки подтверждена ГЗК. Общая площадь комплекса 246 464 м2 – 183 859 м2 на восточном участке и 62 605 мна западном. 

Здания первого ряда, расположенные ближе к проспекту – гостиница высотой 30.3 м и торговый центр высотой 18 м. 
Схема ситуационного плана. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Проектирование на этом месте, как рассказал, представляя проект, Сергей Кузнецов, а затем Тимур Башкаев, ведется давно, и предложений разного времени от разных авторов было много. В какой-то момент, по заказу Россельхозбанка, с проектом ТПУ работало и АБТБ. Затем один из относительно новых проектов был разработан Филиппом Никандровым и компанией Горпроект, другой, где-то 4 года назад, – Владимиром Плоткиным и ТПО «Резерв».

Тимур Башкаев доброжелательно отозвался о концепции «Резерва», назвав его композицию мощной и сильной, а идею хорошей и свежей для Москвы. 
  • zooming
    Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», концепция, 2017–2018
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», концепция, 2017–2018
    © ТПО «Резерв»

Проблемой предшествующей концепции оказалась перемычка, соединяющая объемы в уровне верхних этажей над разделяющим участки проездом. Она выглядела как эффектный гигантский мост, но вызвала сложности, связанные с согласованием объема, парящего в воздухе над относящимися к городскому ведомству проездами: «по современному московскому законодательству мы не можем строить над УДС», – пояснил Тимур Башкаев. 

По словам Тимура Башкаева, архитекторы АБТБ стремились, с одной стороны, сделать композицию «более сложной и эмоциональной» соответственно значимости места, а с другой стороны – они предложили уменьшить основание торгового комплекса, сделав его объем расширяющимся кверху и высвободив больше места для городского общественного пространства вокруг.
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой

Архитекторы АБТБ также, как рассказал Тимур Башкаев, стремились сохранить родственную связь с предыдущей концепцией, вернуть в проект «пилонную эстетику». Затем, в процессе формообразования, «наклонили ноги», линии и плоскости – получился «иероглиф»; верхнюю линию апарт-отеля изогнули. Получившиеся «легкие твисты» фасадов, по образному выражению Тимура Башкаева, объединяют здания восточной и западной части комплекса композиционно при невозможности их объединить реальным «мостом». Изгибы и повороты также призваны по-разному распределять освещенность фасадов в течение дня. 
Схема формообразования восточной части комплекса. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR
Схема главного фасада. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Тимур Башкаев подчеркнул, что масштабные ТЭПы авторы проекта получили уже утвержденными на ГЗК, однако благодаря значительной высотности и плотности (50 000 м2/га) комплекса удалось сохранить в неприкосновенности яблоневый сад, который начинается сразу за западной границей комплекса. В то же время объем торгового центра авторы, согласовав это решение с заказчиком, понизили – поэтому передних объемов «не видно с канонических точек Кутузовского проспекта». Кроме того приблизительно посередине ТЦ появился плавно углубляющийся входной портал и площадь перед ним – хотя основной вход расположен на углу со стороны метро, это позволило акцентировать пространственную перекличку с парком Поклонной горы (и, добавлю от себя, раздробить излишне протяженный фасад). Кровля торгового центра – озелененная эксплуатируемая, на ней даже присутствует открытый бассейн и выступают вверх два объема ресторанных VIP-залов. 
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой

Для облицовки фасадов планируется использовать либо фиброцементные, либо алюминиевые панели светлого оттенка, покрытые значительным слоем лака для глубины, и с изогнутой профилировкой. Задача – сделать фасады светлее, чем просто стеклянные, структурировать их, придать пластику. Тон башни апарт-отеля запланирован скорее прохладным, фасады гостиницы – чуть более теплыми и перламутровыми. 
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой

Высотную часть проекта Тимур Башкаев сравнил с авианосцем, военной, агрессивной «мужской» темой, а обтекаемые нижние объемы – с «женским» началом: «для меня пафос в том, что победы и авианосцы нужны для того, чтобы внизу плавали мирные, комфортные пассажирские пароходы». 
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой

Обсуждение проекта было доброжелательным и вращалось, в основном, вокруг масштабного и пространственного решения: линии проспекта в проекте открыты и в то же время он, при своих масштабных ТЭПах, четко обозначает границу между регулярным городом и парковым, где с одной стороны яблоневый сад, а с другой стороны мемориальный парк. Михаил Посохин предложил отказаться от открытого бассейна и лучше продумать функционирование комплекса в зимнее время, Петр Кудрявцев подчеркнул важность организации общественного городского пространства и вероятную роль комплекса в улучшении связности этой части города. Части экспертов показалась недостаточно выявленной композиционная связь между восточными офисными башнями и западной башней гостиницы / апарт-отеля – объем последней оказался слишком нейтральным по сравнению с подвижной формой западных башен-иероглифов.

Достаточно много внимания было уделено, видимо в свете предварительности проекта, высказыванию предпочтений: ровная линия верха против более сложной (и противоречащей ограничениям) идеи башен – спокойное решение объемов против более пластичного экспрессивно-скульптурного. 

Выступавший первым Александр Асадов охарактеризовал Поклонную гору как одно из сакральных мест Москвы наряду с Кремлем и Храмом Христа Спасителя. Архитектор подчеркнул, с одной стороны, важность «сдержанности, респектабельности и самоограничения» при работе с такого рода местом, а с другой стороны – акцентировал ценность объединения объемов общей горизонталью, присутствовавшее в предыдущих вариантах. По словам Асадова, в «мосте» необходимо разместить общественное пространство на высоте 105 метров – и тогда здание, наравне с парящим мостом в парке Зарядье, имеет шанс стать «сооружением мирового класса», «самой грандиозной смотровой площадкой Европы»: «...есть известное выражение, что сделать просто – это сложнее, но я бы добавил, что это ценнее. У нас не получается сооружение над УДС? Можно сделать переход. Не получится переход – натяните струны, сделайте аудиовизуальную полосу, которая все объединяет... <...> можно даже сделать последний этаж офиса в два раза выше – когда-нибудь будет возможность сделать из него общественное пространство». Юлия Бурдова и Вадим Греков поддержали идею «сильного общественного пространства» в верхнем ярусе.

Сергей Чобан, напротив – оговорившись, что он, вероятно, в меньшинстве, – высказал гипотетическое предпочтение композиции, составленной из акцентов большей высоты, 200-250 метров, в окружении застройки меньшего масштаба: «На мой взгляд в представленном проекте дан достаточно яркий авторский ответ на поставленную задачу. Это дом-икона, ни в коей мере не дом-фон – застройка высотой 105 м по определению не может быть фоновой. Но не-фоновая застройка должна иметь более высокий, экспрессивный силуэт».

Сергей Чобан также подчеркнул, что предлагаемое в проекте архитектурное решение требует «высочайшего, в Москве до сих пор еще и близко не достигнутого уровня строительства», особенно в нижних изогнутых объемах: «...единственный сравнимый пример это центр Гейдара Алиева. Сколько он стоил, столько и будет стоит это здание». Архитектор поддержал проект, но уточнил, обращаясь в основном к заказчику, что реализовывать его необходимо будет качественно и дорого, стремясь к достижению нового для Москвы, а может быть даже Китая и Европы, уровня качества реализации. 
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой
Фотовстройка. Вид от метро Парк Победы. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Юлий Борисов, поблагодарив автора, Тимура Башкаева, за то, что тот не «замылил» рендеры проекта красивой визуализацией, сравнил проект с ЖК Бадаевским и RED7, поддержал иконичность авторского высказывания и современную стилистику проекта, также как и правильно выстроенные масштабные переклички, как со стеклянными башнями Сити, так и с жилыми домами Кутузовского. Юлий Борисов, впрочем, поддержал Сергея Чобана в том, что зафиксированную в проекте планку высоты 105 м, основанную на высотном ограничении, можно было бы пересмотреть – к примеру, понизив высотность к центру и повысив в западной части: «...я поддерживаю создание здесь современной качественной архитектуры, я поддерживаю то, что выбран именно этот автор для этого проекта».
Фотовстройка. Вид комплекса от автобусной остановки «Поклонная гора». Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR
Фотовстройка. Вид комплекса из Парка Победы. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Андрей Гнездилов, между тем, охарактеризовал проект как очень противоречивый: противоречивы отношения проекта и с парком Победы, и с Триумфальной аркой – поскольку он «разворачивает» арку: «есть ощущение перебора, в первую очередь эмоционального, но и пространственного». Архитектор также высказал сомнение в реализуемости сложной геометрии объемов, поскольку «никакой заказчик не будет терпеть этажи с эффективностью меньше 50%», – и следовательно нельзя исключать, что всё может существенно измениться в процессе оптимизации. С Александром Асадовым Андрей Гнездилов, однако, не согласился, назвав силуэт «с мостом» нелогичным в данном пространстве; впрочем, это вкусовая позиция – оговорился архитектор, предложив авторам продолжать поиски для устранения противоречий. 

Михаил Посохин, который, по его словам, ранее «тренировался в этом месте», но с проектами другой типологии и масштаба, катком и спортивным центром, в целом поддержал проект, но выразил сомнение в необходимости еще одного большого торгового центра недалеко от «Времен года» и «Океании», а также предложил все же вывести АЗС, которая оказывается случайным соседом масштабного комплекса и привлекает дополнительный трафик на улицу Барклая. 

Владимир Плоткин, автор предшествующего проекта, назвал высотные элементы комплекса в проекте АБТБ абсолютно правильно посаженными, поскольку они продолжают линию «раструба» проспекта, организуя в этом месте очередные «ворота» въезда в Москву с Триумфальной аркой в перспективе. Расположение комплекса архитектор охарактеризовал как «шарнирное»: здесь заканчивается традиционный «сталинский» Кутузовский проспект, и в то же время при движении в из области город отсюда мы видим супер-современные башни Сити – поэтому и экспрессивная форма здесь также может быть допустимой. Порекомендовав ландшафтно обыграть откос перед проездом и высказав некоторые сомнения в подчеркнутой чужеродности малых объемов по отношению к высотным (чье решение особенных сомнений не вызывает), Владимир Плоткин поддержал проект в целом «как продолжение, как движение».  

Предваряя заключительные слова, представитель TASHIR Эмиль Петросян заверил присутствующих в том, что компания намерена качественно реализовать объект как по-настоящему знаковый: «мы видим здесь спокойствие сакральности в низкоэтажной части и энергию победы в высотной части, и обеспечим  максимально возможное качество строительства», – но вариации с высотностью уже недопустимы, поскольку для них понадобится менять ППТ, а это задержит проект на годы. 

Резюмируя обсуждение, Сергей Кузнецов отметил, что разнообразных комментариев к проекту много, поэтому положительного заключения совет дать не может, но в тексте заключения главный архитектор города предложил рекомендовать продолжить работу в выбранном направлении, поработав, в том числе в формате консультаций с Москомархитектурой, над всеми озвученными замечаниями: проверить транспортную схему – о которой на совете очень эмоционально высказался зампредседателя Москомархитектуры Сергей Костин; а также – изучить реализуемость геометрии фасадов, может быть даже сделать мокап, уточнить необходимость открытого бассейна и поработать с качеством парковой зоны вокруг комплекса.  

Строительство планируется начать в конце 2022 года, срок сдачи – конец 2025.
Архитектор:
Тимур Башкаев
Мастерская:
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
Проект:
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Тимур Башкаев, ГАП – Василий Патов

11.2021

02 Декабря 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Технологии и материалы
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.