Архсовет Москвы–71

Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.

mainImg
Архитектор:
Тимур Башкаев
Мастерская:
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
Проект:
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Тимур Башкаев, ГАП – Василий Патов

11.2021
Вчерашнее заседание архитектурного совета Москвы состоялось почти через полгода после предыдущего – перед этим Архсовет собирался 30 июня для того, чтобы рассмотреть реконструкцию гостиницы Варшавская на Октябрьской площади от АБ СПИЧ. Открывая заседание главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов пообещал, что теперь совет будет работать чаще. 

На повестке дня 1 декабря 2021 был многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы» – проект от АБТБ Тимура Башкаева. Архитектор подчеркнул, что представляет совету предварительный вариант, «незаконченный АГР», и авторы готовы прислушаться к корректировкам коллег.

Название – точнее, присутствие в нем аббревиатуры ТПУ (транспортно-пересадочный узел) – как выяснилось в процессе обсуждения, пока следует воспринимать как условное, поскольку рассматриваемый участок «относился к Мосинжинвесту и был получен по программе ТПУ». Вероятно, впоследствии название будет пересмотрено, поскольку специальных транспортно-пересадочных функций в комплексе нет, хотя есть трехъярусная подземная парковка на 1500 машиномест – больше, чем полагается по РГНП. Технологическую часть ТПУ (то есть собственно транспортный узел, остановки и разворотная площадка для автобусов), по словам представителя девелопера, компании TASHIR, Эмиля Петросяна, строится по проекту компании Мосинжпроект по соседству, на северной стороне улицы Барклая (мероприятия включены в АИП и находятся в стадии проектирования, уточняется в официальном пресс-релизе).

Вчера же совет рассматривал коммерческую составляющую проекта – многофункциональный комплекс, состоящий из торгового центра, офисов и гостиниц.  
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Комплекс расположен на территории площадью 4,2 га между Кутузовским проспектом и улицей Барклая, причем к участку относится не только треугольник в развилке, но и земля к востоку от него, за разворотным проездом с улицы Неверовского в туннель Маршала Гречко, и, пока только планируемым, северным дублером Кутузовского проспекта.

На восточном углу участка находится выход из станции метро «Парк Победы», до Триумфальной арки от него – примерно 300 м в сторону центра города. На противоположной стороне Кутузовского проспекта – партер Парка Победы. В восточной, более просторной части планируется построить двухэтажный торговый центр, а в глубине участка – две офисные башни. Торговый центр отделен от офисных башен пожарным проездом на кровле подземной парковки – проезд совмещен с кольцевым пешеходным бульваром, который окружает ТЦ со всех сторон, начинаясь от станции метро. 
Схема ситуационного плана. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

В западной части за городскими проездами запланировано овальное здание гостиницы и башня апарт-отеля, который составляет с гостиницей один сервисный комплекс: его обитатели смогут пользоваться общим гостиничным сервисом. Гостиница спланирована вокруг внутреннего двора; в номерном фонде – комнаты повышенной комфортности с мини-гостиными. 

Верхняя отметка всех высотных зданий – 105 м – определена ограничениями, и все эти масштабные объемы отодвинуты от проспекта в глубину территории для того, чтобы не нарушать перспектив Кутузовского проспекта. То, что они не нарушены, подтверждают данные визуально-ландшафтного анализа 2019 года; плотность застройки подтверждена ГЗК. Общая площадь комплекса 246 464 м2 – 183 859 м2 на восточном участке и 62 605 мна западном. 

Здания первого ряда, расположенные ближе к проспекту – гостиница высотой 30.3 м и торговый центр высотой 18 м. 
Схема ситуационного плана. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Проектирование на этом месте, как рассказал, представляя проект, Сергей Кузнецов, а затем Тимур Башкаев, ведется давно, и предложений разного времени от разных авторов было много. В какой-то момент, по заказу Россельхозбанка, с проектом ТПУ работало и АБТБ. Затем один из относительно новых проектов был разработан Филиппом Никандровым и компанией Горпроект, другой, где-то 4 года назад, – Владимиром Плоткиным и ТПО «Резерв».

Тимур Башкаев доброжелательно отозвался о концепции «Резерва», назвав его композицию мощной и сильной, а идею хорошей и свежей для Москвы. 
  • zooming
    Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», концепция, 2017–2018
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», концепция, 2017–2018
    © ТПО «Резерв»

Проблемой предшествующей концепции оказалась перемычка, соединяющая объемы в уровне верхних этажей над разделяющим участки проездом. Она выглядела как эффектный гигантский мост, но вызвала сложности, связанные с согласованием объема, парящего в воздухе над относящимися к городскому ведомству проездами: «по современному московскому законодательству мы не можем строить над УДС», – пояснил Тимур Башкаев. 

По словам Тимура Башкаева, архитекторы АБТБ стремились, с одной стороны, сделать композицию «более сложной и эмоциональной» соответственно значимости места, а с другой стороны – они предложили уменьшить основание торгового комплекса, сделав его объем расширяющимся кверху и высвободив больше места для городского общественного пространства вокруг.
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой

Архитекторы АБТБ также, как рассказал Тимур Башкаев, стремились сохранить родственную связь с предыдущей концепцией, вернуть в проект «пилонную эстетику». Затем, в процессе формообразования, «наклонили ноги», линии и плоскости – получился «иероглиф»; верхнюю линию апарт-отеля изогнули. Получившиеся «легкие твисты» фасадов, по образному выражению Тимура Башкаева, объединяют здания восточной и западной части комплекса композиционно при невозможности их объединить реальным «мостом». Изгибы и повороты также призваны по-разному распределять освещенность фасадов в течение дня. 
Схема формообразования восточной части комплекса. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR
Схема главного фасада. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Тимур Башкаев подчеркнул, что масштабные ТЭПы авторы проекта получили уже утвержденными на ГЗК, однако благодаря значительной высотности и плотности (50 000 м2/га) комплекса удалось сохранить в неприкосновенности яблоневый сад, который начинается сразу за западной границей комплекса. В то же время объем торгового центра авторы, согласовав это решение с заказчиком, понизили – поэтому передних объемов «не видно с канонических точек Кутузовского проспекта». Кроме того приблизительно посередине ТЦ появился плавно углубляющийся входной портал и площадь перед ним – хотя основной вход расположен на углу со стороны метро, это позволило акцентировать пространственную перекличку с парком Поклонной горы (и, добавлю от себя, раздробить излишне протяженный фасад). Кровля торгового центра – озелененная эксплуатируемая, на ней даже присутствует открытый бассейн и выступают вверх два объема ресторанных VIP-залов. 
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой

Для облицовки фасадов планируется использовать либо фиброцементные, либо алюминиевые панели светлого оттенка, покрытые значительным слоем лака для глубины, и с изогнутой профилировкой. Задача – сделать фасады светлее, чем просто стеклянные, структурировать их, придать пластику. Тон башни апарт-отеля запланирован скорее прохладным, фасады гостиницы – чуть более теплыми и перламутровыми. 
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой

Высотную часть проекта Тимур Башкаев сравнил с авианосцем, военной, агрессивной «мужской» темой, а обтекаемые нижние объемы – с «женским» началом: «для меня пафос в том, что победы и авианосцы нужны для того, чтобы внизу плавали мирные, комфортные пассажирские пароходы». 
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой

Обсуждение проекта было доброжелательным и вращалось, в основном, вокруг масштабного и пространственного решения: линии проспекта в проекте открыты и в то же время он, при своих масштабных ТЭПах, четко обозначает границу между регулярным городом и парковым, где с одной стороны яблоневый сад, а с другой стороны мемориальный парк. Михаил Посохин предложил отказаться от открытого бассейна и лучше продумать функционирование комплекса в зимнее время, Петр Кудрявцев подчеркнул важность организации общественного городского пространства и вероятную роль комплекса в улучшении связности этой части города. Части экспертов показалась недостаточно выявленной композиционная связь между восточными офисными башнями и западной башней гостиницы / апарт-отеля – объем последней оказался слишком нейтральным по сравнению с подвижной формой западных башен-иероглифов.

Достаточно много внимания было уделено, видимо в свете предварительности проекта, высказыванию предпочтений: ровная линия верха против более сложной (и противоречащей ограничениям) идеи башен – спокойное решение объемов против более пластичного экспрессивно-скульптурного. 

Выступавший первым Александр Асадов охарактеризовал Поклонную гору как одно из сакральных мест Москвы наряду с Кремлем и Храмом Христа Спасителя. Архитектор подчеркнул, с одной стороны, важность «сдержанности, респектабельности и самоограничения» при работе с такого рода местом, а с другой стороны – акцентировал ценность объединения объемов общей горизонталью, присутствовавшее в предыдущих вариантах. По словам Асадова, в «мосте» необходимо разместить общественное пространство на высоте 105 метров – и тогда здание, наравне с парящим мостом в парке Зарядье, имеет шанс стать «сооружением мирового класса», «самой грандиозной смотровой площадкой Европы»: «...есть известное выражение, что сделать просто – это сложнее, но я бы добавил, что это ценнее. У нас не получается сооружение над УДС? Можно сделать переход. Не получится переход – натяните струны, сделайте аудиовизуальную полосу, которая все объединяет... <...> можно даже сделать последний этаж офиса в два раза выше – когда-нибудь будет возможность сделать из него общественное пространство». Юлия Бурдова и Вадим Греков поддержали идею «сильного общественного пространства» в верхнем ярусе.

Сергей Чобан, напротив – оговорившись, что он, вероятно, в меньшинстве, – высказал гипотетическое предпочтение композиции, составленной из акцентов большей высоты, 200-250 метров, в окружении застройки меньшего масштаба: «На мой взгляд в представленном проекте дан достаточно яркий авторский ответ на поставленную задачу. Это дом-икона, ни в коей мере не дом-фон – застройка высотой 105 м по определению не может быть фоновой. Но не-фоновая застройка должна иметь более высокий, экспрессивный силуэт».

Сергей Чобан также подчеркнул, что предлагаемое в проекте архитектурное решение требует «высочайшего, в Москве до сих пор еще и близко не достигнутого уровня строительства», особенно в нижних изогнутых объемах: «...единственный сравнимый пример это центр Гейдара Алиева. Сколько он стоил, столько и будет стоит это здание». Архитектор поддержал проект, но уточнил, обращаясь в основном к заказчику, что реализовывать его необходимо будет качественно и дорого, стремясь к достижению нового для Москвы, а может быть даже Китая и Европы, уровня качества реализации. 
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой
Фотовстройка. Вид от метро Парк Победы. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Юлий Борисов, поблагодарив автора, Тимура Башкаева, за то, что тот не «замылил» рендеры проекта красивой визуализацией, сравнил проект с ЖК Бадаевским и RED7, поддержал иконичность авторского высказывания и современную стилистику проекта, также как и правильно выстроенные масштабные переклички, как со стеклянными башнями Сити, так и с жилыми домами Кутузовского. Юлий Борисов, впрочем, поддержал Сергея Чобана в том, что зафиксированную в проекте планку высоты 105 м, основанную на высотном ограничении, можно было бы пересмотреть – к примеру, понизив высотность к центру и повысив в западной части: «...я поддерживаю создание здесь современной качественной архитектуры, я поддерживаю то, что выбран именно этот автор для этого проекта».
Фотовстройка. Вид комплекса от автобусной остановки «Поклонная гора». Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR
Фотовстройка. Вид комплекса из Парка Победы. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Андрей Гнездилов, между тем, охарактеризовал проект как очень противоречивый: противоречивы отношения проекта и с парком Победы, и с Триумфальной аркой – поскольку он «разворачивает» арку: «есть ощущение перебора, в первую очередь эмоционального, но и пространственного». Архитектор также высказал сомнение в реализуемости сложной геометрии объемов, поскольку «никакой заказчик не будет терпеть этажи с эффективностью меньше 50%», – и следовательно нельзя исключать, что всё может существенно измениться в процессе оптимизации. С Александром Асадовым Андрей Гнездилов, однако, не согласился, назвав силуэт «с мостом» нелогичным в данном пространстве; впрочем, это вкусовая позиция – оговорился архитектор, предложив авторам продолжать поиски для устранения противоречий. 

Михаил Посохин, который, по его словам, ранее «тренировался в этом месте», но с проектами другой типологии и масштаба, катком и спортивным центром, в целом поддержал проект, но выразил сомнение в необходимости еще одного большого торгового центра недалеко от «Времен года» и «Океании», а также предложил все же вывести АЗС, которая оказывается случайным соседом масштабного комплекса и привлекает дополнительный трафик на улицу Барклая. 

Владимир Плоткин, автор предшествующего проекта, назвал высотные элементы комплекса в проекте АБТБ абсолютно правильно посаженными, поскольку они продолжают линию «раструба» проспекта, организуя в этом месте очередные «ворота» въезда в Москву с Триумфальной аркой в перспективе. Расположение комплекса архитектор охарактеризовал как «шарнирное»: здесь заканчивается традиционный «сталинский» Кутузовский проспект, и в то же время при движении в из области город отсюда мы видим супер-современные башни Сити – поэтому и экспрессивная форма здесь также может быть допустимой. Порекомендовав ландшафтно обыграть откос перед проездом и высказав некоторые сомнения в подчеркнутой чужеродности малых объемов по отношению к высотным (чье решение особенных сомнений не вызывает), Владимир Плоткин поддержал проект в целом «как продолжение, как движение».  

Предваряя заключительные слова, представитель TASHIR Эмиль Петросян заверил присутствующих в том, что компания намерена качественно реализовать объект как по-настоящему знаковый: «мы видим здесь спокойствие сакральности в низкоэтажной части и энергию победы в высотной части, и обеспечим  максимально возможное качество строительства», – но вариации с высотностью уже недопустимы, поскольку для них понадобится менять ППТ, а это задержит проект на годы. 

Резюмируя обсуждение, Сергей Кузнецов отметил, что разнообразных комментариев к проекту много, поэтому положительного заключения совет дать не может, но в тексте заключения главный архитектор города предложил рекомендовать продолжить работу в выбранном направлении, поработав, в том числе в формате консультаций с Москомархитектурой, над всеми озвученными замечаниями: проверить транспортную схему – о которой на совете очень эмоционально высказался зампредседателя Москомархитектуры Сергей Костин; а также – изучить реализуемость геометрии фасадов, может быть даже сделать мокап, уточнить необходимость открытого бассейна и поработать с качеством парковой зоны вокруг комплекса.  

Строительство планируется начать в конце 2022 года, срок сдачи – конец 2025.
Архитектор:
Тимур Башкаев
Мастерская:
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
Проект:
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Тимур Башкаев, ГАП – Василий Патов

11.2021

02 Декабря 2021

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.