Архсовет Москвы–71

Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.

mainImg
Архитектор:
Тимур Башкаев
Мастерская:
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
Проект:
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Тимур Башкаев, ГАП – Василий Патов

11.2021
Вчерашнее заседание архитектурного совета Москвы состоялось почти через полгода после предыдущего – перед этим Архсовет собирался 30 июня для того, чтобы рассмотреть реконструкцию гостиницы Варшавская на Октябрьской площади от АБ СПИЧ. Открывая заседание главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов пообещал, что теперь совет будет работать чаще. 

На повестке дня 1 декабря 2021 был многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы» – проект от АБТБ Тимура Башкаева. Архитектор подчеркнул, что представляет совету предварительный вариант, «незаконченный АГР», и авторы готовы прислушаться к корректировкам коллег.

Название – точнее, присутствие в нем аббревиатуры ТПУ (транспортно-пересадочный узел) – как выяснилось в процессе обсуждения, пока следует воспринимать как условное, поскольку рассматриваемый участок «относился к Мосинжинвесту и был получен по программе ТПУ». Вероятно, впоследствии название будет пересмотрено, поскольку специальных транспортно-пересадочных функций в комплексе нет, хотя есть трехъярусная подземная парковка на 1500 машиномест – больше, чем полагается по РГНП. Технологическую часть ТПУ (то есть собственно транспортный узел, остановки и разворотная площадка для автобусов), по словам представителя девелопера, компании TASHIR, Эмиля Петросяна, строится по проекту компании Мосинжпроект по соседству, на северной стороне улицы Барклая (мероприятия включены в АИП и находятся в стадии проектирования, уточняется в официальном пресс-релизе).

Вчера же совет рассматривал коммерческую составляющую проекта – многофункциональный комплекс, состоящий из торгового центра, офисов и гостиниц.  
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Комплекс расположен на территории площадью 4,2 га между Кутузовским проспектом и улицей Барклая, причем к участку относится не только треугольник в развилке, но и земля к востоку от него, за разворотным проездом с улицы Неверовского в туннель Маршала Гречко, и, пока только планируемым, северным дублером Кутузовского проспекта.

На восточном углу участка находится выход из станции метро «Парк Победы», до Триумфальной арки от него – примерно 300 м в сторону центра города. На противоположной стороне Кутузовского проспекта – партер Парка Победы. В восточной, более просторной части планируется построить двухэтажный торговый центр, а в глубине участка – две офисные башни. Торговый центр отделен от офисных башен пожарным проездом на кровле подземной парковки – проезд совмещен с кольцевым пешеходным бульваром, который окружает ТЦ со всех сторон, начинаясь от станции метро. 
Схема ситуационного плана. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

В западной части за городскими проездами запланировано овальное здание гостиницы и башня апарт-отеля, который составляет с гостиницей один сервисный комплекс: его обитатели смогут пользоваться общим гостиничным сервисом. Гостиница спланирована вокруг внутреннего двора; в номерном фонде – комнаты повышенной комфортности с мини-гостиными. 

Верхняя отметка всех высотных зданий – 105 м – определена ограничениями, и все эти масштабные объемы отодвинуты от проспекта в глубину территории для того, чтобы не нарушать перспектив Кутузовского проспекта. То, что они не нарушены, подтверждают данные визуально-ландшафтного анализа 2019 года; плотность застройки подтверждена ГЗК. Общая площадь комплекса 246 464 м2 – 183 859 м2 на восточном участке и 62 605 мна западном. 

Здания первого ряда, расположенные ближе к проспекту – гостиница высотой 30.3 м и торговый центр высотой 18 м. 
Схема ситуационного плана. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Проектирование на этом месте, как рассказал, представляя проект, Сергей Кузнецов, а затем Тимур Башкаев, ведется давно, и предложений разного времени от разных авторов было много. В какой-то момент, по заказу Россельхозбанка, с проектом ТПУ работало и АБТБ. Затем один из относительно новых проектов был разработан Филиппом Никандровым и компанией Горпроект, другой, где-то 4 года назад, – Владимиром Плоткиным и ТПО «Резерв».

Тимур Башкаев доброжелательно отозвался о концепции «Резерва», назвав его композицию мощной и сильной, а идею хорошей и свежей для Москвы. 
  • zooming
    Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», концепция, 2017–2018
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», концепция, 2017–2018
    © ТПО «Резерв»

Проблемой предшествующей концепции оказалась перемычка, соединяющая объемы в уровне верхних этажей над разделяющим участки проездом. Она выглядела как эффектный гигантский мост, но вызвала сложности, связанные с согласованием объема, парящего в воздухе над относящимися к городскому ведомству проездами: «по современному московскому законодательству мы не можем строить над УДС», – пояснил Тимур Башкаев. 

По словам Тимура Башкаева, архитекторы АБТБ стремились, с одной стороны, сделать композицию «более сложной и эмоциональной» соответственно значимости места, а с другой стороны – они предложили уменьшить основание торгового комплекса, сделав его объем расширяющимся кверху и высвободив больше места для городского общественного пространства вокруг.
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой

Архитекторы АБТБ также, как рассказал Тимур Башкаев, стремились сохранить родственную связь с предыдущей концепцией, вернуть в проект «пилонную эстетику». Затем, в процессе формообразования, «наклонили ноги», линии и плоскости – получился «иероглиф»; верхнюю линию апарт-отеля изогнули. Получившиеся «легкие твисты» фасадов, по образному выражению Тимура Башкаева, объединяют здания восточной и западной части комплекса композиционно при невозможности их объединить реальным «мостом». Изгибы и повороты также призваны по-разному распределять освещенность фасадов в течение дня. 
Схема формообразования восточной части комплекса. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR
Схема главного фасада. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Тимур Башкаев подчеркнул, что масштабные ТЭПы авторы проекта получили уже утвержденными на ГЗК, однако благодаря значительной высотности и плотности (50 000 м2/га) комплекса удалось сохранить в неприкосновенности яблоневый сад, который начинается сразу за западной границей комплекса. В то же время объем торгового центра авторы, согласовав это решение с заказчиком, понизили – поэтому передних объемов «не видно с канонических точек Кутузовского проспекта». Кроме того приблизительно посередине ТЦ появился плавно углубляющийся входной портал и площадь перед ним – хотя основной вход расположен на углу со стороны метро, это позволило акцентировать пространственную перекличку с парком Поклонной горы (и, добавлю от себя, раздробить излишне протяженный фасад). Кровля торгового центра – озелененная эксплуатируемая, на ней даже присутствует открытый бассейн и выступают вверх два объема ресторанных VIP-залов. 
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой

Для облицовки фасадов планируется использовать либо фиброцементные, либо алюминиевые панели светлого оттенка, покрытые значительным слоем лака для глубины, и с изогнутой профилировкой. Задача – сделать фасады светлее, чем просто стеклянные, структурировать их, придать пластику. Тон башни апарт-отеля запланирован скорее прохладным, фасады гостиницы – чуть более теплыми и перламутровыми. 
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой

Высотную часть проекта Тимур Башкаев сравнил с авианосцем, военной, агрессивной «мужской» темой, а обтекаемые нижние объемы – с «женским» началом: «для меня пафос в том, что победы и авианосцы нужны для того, чтобы внизу плавали мирные, комфортные пассажирские пароходы». 
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой

Обсуждение проекта было доброжелательным и вращалось, в основном, вокруг масштабного и пространственного решения: линии проспекта в проекте открыты и в то же время он, при своих масштабных ТЭПах, четко обозначает границу между регулярным городом и парковым, где с одной стороны яблоневый сад, а с другой стороны мемориальный парк. Михаил Посохин предложил отказаться от открытого бассейна и лучше продумать функционирование комплекса в зимнее время, Петр Кудрявцев подчеркнул важность организации общественного городского пространства и вероятную роль комплекса в улучшении связности этой части города. Части экспертов показалась недостаточно выявленной композиционная связь между восточными офисными башнями и западной башней гостиницы / апарт-отеля – объем последней оказался слишком нейтральным по сравнению с подвижной формой западных башен-иероглифов.

Достаточно много внимания было уделено, видимо в свете предварительности проекта, высказыванию предпочтений: ровная линия верха против более сложной (и противоречащей ограничениям) идеи башен – спокойное решение объемов против более пластичного экспрессивно-скульптурного. 

Выступавший первым Александр Асадов охарактеризовал Поклонную гору как одно из сакральных мест Москвы наряду с Кремлем и Храмом Христа Спасителя. Архитектор подчеркнул, с одной стороны, важность «сдержанности, респектабельности и самоограничения» при работе с такого рода местом, а с другой стороны – акцентировал ценность объединения объемов общей горизонталью, присутствовавшее в предыдущих вариантах. По словам Асадова, в «мосте» необходимо разместить общественное пространство на высоте 105 метров – и тогда здание, наравне с парящим мостом в парке Зарядье, имеет шанс стать «сооружением мирового класса», «самой грандиозной смотровой площадкой Европы»: «...есть известное выражение, что сделать просто – это сложнее, но я бы добавил, что это ценнее. У нас не получается сооружение над УДС? Можно сделать переход. Не получится переход – натяните струны, сделайте аудиовизуальную полосу, которая все объединяет... <...> можно даже сделать последний этаж офиса в два раза выше – когда-нибудь будет возможность сделать из него общественное пространство». Юлия Бурдова и Вадим Греков поддержали идею «сильного общественного пространства» в верхнем ярусе.

Сергей Чобан, напротив – оговорившись, что он, вероятно, в меньшинстве, – высказал гипотетическое предпочтение композиции, составленной из акцентов большей высоты, 200-250 метров, в окружении застройки меньшего масштаба: «На мой взгляд в представленном проекте дан достаточно яркий авторский ответ на поставленную задачу. Это дом-икона, ни в коей мере не дом-фон – застройка высотой 105 м по определению не может быть фоновой. Но не-фоновая застройка должна иметь более высокий, экспрессивный силуэт».

Сергей Чобан также подчеркнул, что предлагаемое в проекте архитектурное решение требует «высочайшего, в Москве до сих пор еще и близко не достигнутого уровня строительства», особенно в нижних изогнутых объемах: «...единственный сравнимый пример это центр Гейдара Алиева. Сколько он стоил, столько и будет стоит это здание». Архитектор поддержал проект, но уточнил, обращаясь в основном к заказчику, что реализовывать его необходимо будет качественно и дорого, стремясь к достижению нового для Москвы, а может быть даже Китая и Европы, уровня качества реализации. 
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / предоставлено Москомархитектурой
Фотовстройка. Вид от метро Парк Победы. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Юлий Борисов, поблагодарив автора, Тимура Башкаева, за то, что тот не «замылил» рендеры проекта красивой визуализацией, сравнил проект с ЖК Бадаевским и RED7, поддержал иконичность авторского высказывания и современную стилистику проекта, также как и правильно выстроенные масштабные переклички, как со стеклянными башнями Сити, так и с жилыми домами Кутузовского. Юлий Борисов, впрочем, поддержал Сергея Чобана в том, что зафиксированную в проекте планку высоты 105 м, основанную на высотном ограничении, можно было бы пересмотреть – к примеру, понизив высотность к центру и повысив в западной части: «...я поддерживаю создание здесь современной качественной архитектуры, я поддерживаю то, что выбран именно этот автор для этого проекта».
Фотовстройка. Вид комплекса от автобусной остановки «Поклонная гора». Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR
Фотовстройка. Вид комплекса из Парка Победы. Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Андрей Гнездилов, между тем, охарактеризовал проект как очень противоречивый: противоречивы отношения проекта и с парком Победы, и с Триумфальной аркой – поскольку он «разворачивает» арку: «есть ощущение перебора, в первую очередь эмоционального, но и пространственного». Архитектор также высказал сомнение в реализуемости сложной геометрии объемов, поскольку «никакой заказчик не будет терпеть этажи с эффективностью меньше 50%», – и следовательно нельзя исключать, что всё может существенно измениться в процессе оптимизации. С Александром Асадовым Андрей Гнездилов, однако, не согласился, назвав силуэт «с мостом» нелогичным в данном пространстве; впрочем, это вкусовая позиция – оговорился архитектор, предложив авторам продолжать поиски для устранения противоречий. 

Михаил Посохин, который, по его словам, ранее «тренировался в этом месте», но с проектами другой типологии и масштаба, катком и спортивным центром, в целом поддержал проект, но выразил сомнение в необходимости еще одного большого торгового центра недалеко от «Времен года» и «Океании», а также предложил все же вывести АЗС, которая оказывается случайным соседом масштабного комплекса и привлекает дополнительный трафик на улицу Барклая. 

Владимир Плоткин, автор предшествующего проекта, назвал высотные элементы комплекса в проекте АБТБ абсолютно правильно посаженными, поскольку они продолжают линию «раструба» проспекта, организуя в этом месте очередные «ворота» въезда в Москву с Триумфальной аркой в перспективе. Расположение комплекса архитектор охарактеризовал как «шарнирное»: здесь заканчивается традиционный «сталинский» Кутузовский проспект, и в то же время при движении в из области город отсюда мы видим супер-современные башни Сити – поэтому и экспрессивная форма здесь также может быть допустимой. Порекомендовав ландшафтно обыграть откос перед проездом и высказав некоторые сомнения в подчеркнутой чужеродности малых объемов по отношению к высотным (чье решение особенных сомнений не вызывает), Владимир Плоткин поддержал проект в целом «как продолжение, как движение».  

Предваряя заключительные слова, представитель TASHIR Эмиль Петросян заверил присутствующих в том, что компания намерена качественно реализовать объект как по-настоящему знаковый: «мы видим здесь спокойствие сакральности в низкоэтажной части и энергию победы в высотной части, и обеспечим  максимально возможное качество строительства», – но вариации с высотностью уже недопустимы, поскольку для них понадобится менять ППТ, а это задержит проект на годы. 

Резюмируя обсуждение, Сергей Кузнецов отметил, что разнообразных комментариев к проекту много, поэтому положительного заключения совет дать не может, но в тексте заключения главный архитектор города предложил рекомендовать продолжить работу в выбранном направлении, поработав, в том числе в формате консультаций с Москомархитектурой, над всеми озвученными замечаниями: проверить транспортную схему – о которой на совете очень эмоционально высказался зампредседателя Москомархитектуры Сергей Костин; а также – изучить реализуемость геометрии фасадов, может быть даже сделать мокап, уточнить необходимость открытого бассейна и поработать с качеством парковой зоны вокруг комплекса.  

Строительство планируется начать в конце 2022 года, срок сдачи – конец 2025.
Архитектор:
Тимур Башкаев
Мастерская:
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
Проект:
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Тимур Башкаев, ГАП – Василий Патов

11.2021

02 Декабря 2021

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.