Расскажите про ваше участие в подготовке проекта ВСЖМ-1.
Константин Трофимов:
Мы в составе Первого проектного института работали над вокзалом ВСЖМ-1 в Петербурге четыре года. Первые два посвятили изучению исторической застройки – сотрудничали с градозащитниками, КГИОП и Советом по сохранению культурного наследия, чтобы выявить и сохранить ценные здания, включая склады Кокоревых. Конфетная фабрика «Блигкен и Робинсон» уступила место привокзальной площади. Затем началась сложнейшая часть – проектирование в условиях жестких ограничений: сохранение панорам Лиговского проспекта, интеграция путевого хозяйства, включение в технологию вокзала сохраняемых кирпичных пакгаузов. Именно тогда родилась идея корпуса, замкнувшего фронт Лиговского проспекта, – позже на него объявили конкурс.
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
Архитектурно-градостроительный облик терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали. ВСЖМ-1. Архитектурно-градостроительные решения. Западная сторона
© Первый проектный институт / предоставлено пресс-службой КГА
После всей проделанной работы логично, что вы хотели принять участие в конкурсе на концепцию вестибюля «Лиговский-2». Что не позволило вашему бюро пройти во второй этап?
Нас отсеяли по формальному критерию – отсутствию реализованных проектов в центре Петербурга. Жаль, ведь конкурс мог бы выиграть от участия молодых и иногородних студий. Открытость – залог свежих идей и здоровой конкуренции. Впрочем, я ценю усилия КГА и главного архитектора города Павла Соколова – организовать такой конкурс было непросто.
Расскажите про ваше сотрудничество с бюро «А.Лен», заявка которого заняла в итоге третье место?
После отказа КГА Сергей Орешкин пригласил нас в соавторы. Вместе мы разработали несколько вариантов, включая решение с аркадой и крупной аркой у входа в метро – оно и стало основным.
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© Архитектурное бюро «А.Лен» / Изображение предоставлено пресс-службой КГА
А каким был ваш собственный вариант вестибюля?
Все идеи рождались в совместном обсуждении с командой «А.Лен», поэтому выделить «чисто наше» сложно. Было два альтернативных наброска.
Первый – радикально-концептуальный: тема существующего здания 1980-х годов поддержана в переосмыслении вертикального ритма. Фасад превращается в динамичную складчатую структуру, где две сферические выемки формируют ключевые акценты: главный вход в метро (крупная сфера) и вход в административно-бытовой корпус (второстепенная полусфера). Эти «разрезы» обнажали внутренний объем с диагональными гранями – будто архитектура показала свою тектоническую суть.
Второй вариант стал ответом на исторический контекст. Используя красный кирпич, который отсылает к складам Кокоревых, мы спроектировали эллипсовидные арки вдоль Лиговского проспекта. Они создавали крытую галерею у входа в метро и смягчали массивность основного объема. Фасад делился на три неравные части – так мы обыграли асимметрию окружения.
Главным решением стал северо-западный угол, где соседство с двухэтажным зданием требовало разгрузить массу. Мы буквально разобрали угол – создали ступенчатый срез. Это дало двойной эффект: фасад со стороны Площади Восстания стал легче, а со стороны привокзальной площади появился современный жест, встречающий пассажиров.
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© Архитектурная мастерская Трофимовых
Все эти эскизы не вошли в финал, но стали для нас ценным экспериментом – поиском баланса между смелостью и уважением к городу.
Что думаете об итогах, почему первое место получила работа «Студии 17»?
Победа «Студии 17» объяснима: проект действительно учитывал градостроительные регламенты, а брутальные формы фасадов создали яркий акцент, который привлек жюри. Однако, если говорить о месте в целом, то здесь требуется более вдумчивый подход. Существующее на месте здание – типичный пример советской архитектуры 1980-х: монотонный ритм, отсутствие детализации, обезличенный фасад. Оно наскучило горожанам. В таком контексте радикально брутальное решение – хоть и эффектный жест, но не обязательно оптимальный. На мой взгляд, здесь нужна более камерная, «человечная» архитектура. Не гигантские членения, а тонкий ритм, перекликающийся с исторической застройкой Лиговского проспекта.
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
© Студия-17