Кольцо на озере Сайсары

Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

27 Января 2020
mainImg

Архитектор:

Владимир Плоткин

Мастерская:

ТПО «Резерв»

Проект:

Государственная филармония Якутии. Арктический центр эпоса и искусства
Россия, Якутск, участок, ограниченный с севера ул. Ойунского, с юга ул. Дежнева

Авторский коллектив:
В.И. Плоткин, С.А. Успенский, Е.В. Быкова, М.С. Панкратьев, А.А. Платонов, Н.А. Толмачева, Е.Г. Филипчева, И.И. Шишигин, ГИП – Е.Е. Захарова

2019

Заказчик: ООО «Производственная фирма «ВИС»
Проект здания, объединяющего государственную филармонию Якутии и Арктический центр эпоса и искусств, администрация республики заказала архитекторам ТПО «Резерв» чуть менее года тому назад, в конце февраля прошедшего 2019 года. Один из инициаторов проекта, его идеолог и «душа» – Андрей Борисов, руководитель театра Саха и названного в честь якутского эпоса театра Олонхо, в 1990-2014 годах – министр культуры и духовного развития республики, сейчас государственный советник.

К маю были готовы первые варианты концепции, летом обсуждалась вторая версия, и наконец в середине декабря проект получил АГО, что сделало возможной его сравнительно развернутую публикацию. Проект, впрочем, продолжают развивать и дорабатывать, архитекторы обещают впоследствии показать более детализированную версию.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

Комплекс расположен в южной части Якутска, недалеко от центра города, на берегу легендарного озера Сайсары. Озеро – священное, а на мысу, где сейчас запланировано здание филармонии и Арктического центра, вплоть до 1990-х проходил главный праздник якутского народа Ысыах; в 2014 году здесь планировался комплекс «Земля Олонхо», – тогда, впрочем, рассматривали много большую территорию, 47 га. Сейчас здание занимает 2,2 га в треугольнике между улицей Ойкунского, направляющейся в центр города, улицей Дежнёва и ответвлением озера.
Ситуационный план. Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

В основу плана положена форма круга – идеальная фигура, наделенная исключительно важным значением в якутской мифологии: круг это и солнце, и план жилища вокруг костра, и символ цикличности годового календаря – недаром, когда «Резерв» прошедшим летом участвовал и победил в конкурсе на благоустройство площади Ленина в Якутске, там основой проекта тоже стала форма кольца – традиционного оберега, со множеством соподчиненных отверстий-колец.

Итак, в круг плана вписаны две основные части – филармонический зал и театр якутского эпоса, с общей входной зоной, но раздельными фойе, что позволяет им функционировать автономно. Поскольку из-за вечной мерзлоты подземное строительство неразумно, технические зоны под сценами было невозможно углубить, и все зрительные залы расположены достаточно высоко, на высоте 6,6 м над уровнем земли – от входа и ресепшна с кассами вверх ведут две широкие лестницы, обрамленные эскалаторами.
  • zooming
    1 / 10
    Разрез 1-1 по залам Театра. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 10
    Разрез 3-3 продольный. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 10
    Разрез 2-2 по Залу Филармонии. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 10
    План 1-го этажа на отм. +0.000. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 10
    План 4-го этажа на отм. +9.900. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 10
    План 2-го этажа на отм. +3.300. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 10
    План 5-го этажа на отм. +13.200. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    8 / 10
    План 6-го этажа на отм. +16.500. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    9 / 10
    План 7-го этажа на отм. +19.800. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    10 / 10
    Схема генерального плана. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»

Арктический центр эпоса состоит из трех шатров, чья форма продиктована воспоминанием о традиционном летнем жилище якутов – урасе. Шатры соединены между собой, в двух расположены сценические пространства со зрительскими местами по кругу, в третьем репетиционный зал. Центральный и самый большой шатер театра Олонхо объединен с драматическим театром Саха, который занимает восточный сектор круга: здесь зрительские ряды продолжаются выше и дальше. Пространства можно разделять и соединять, оперируя подвижными перегородками.
План 3-го этажа на отм. +6.600. Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»
Одна из схем расположения залов театра Олонхо и Саха. Международный центр эпоса евразийских народов
Предоставлено ТПО «Резерв»

Кровля задумана эксплуатируемой, на ней будут устраивать праздники; круглый зенитный фонарь, освещающий дневным светом входную зону, символизирует озеро, а вся крыша уподоблена алаасу, или аласу – гигантской поляне в тайге, результату таяния вечной мерзлоты с торфяным озером посередине и плодородной землей по краям; исторически аласы были базовой единицей якутского земледелия и расселения. К слову, ледниковое озеро, как правило круглое, кольцевидная поляна со вкусной травой для лошадей вокруг – во многом объясняют значимость формы круга для якутской культуры и мифологии.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

Здесь, на кровле театра-филармонии, озеро маленькое, а жилища-урасы большие, но схема оказывается в целом узнаваемой: «озеро», поляна, остроконечное конусообразное жилье – и становится частью сценографии знакового здания. Может показаться, что из вечной мерзлоты вырезали ровный цилиндр – каким-нибудь лазером – и выдвинули вверх из земли, так что «деревня» оказалась на крыше, а поддерживающие ее «хтонические силы», – преобразовались в силу искусства театра и музыки; куда без них – боги, а уж тем более шаманы, во многих культурах путешествуют к подземному огню, здесь же получается, что он неким творческим решением вынут из земли и положен, скажем так, в основу перформативной креативности.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

Цилиндрический объем центра приподнимается к востоку, где расположен вход, ориентированный, согласно культурным паттернам якутского эпоса, на восход Солнца. Фасады двухслойные: стены внутри стеклянные, что должно обеспечить естественным светом фойе и вестибюль, снаружи они прикрыты навесной оболочкой. Внизу ее контур приподнимается крупными волнами, похожими на арки, – всё вместе работает на эффект парения, отликается на тему воды и одновременно усиливает эффект «айсберга» – сходство с вынутым из почвы фрагментом мерзлоты. Здание льдистое, искрящееся, стекло в основании похоже на чистый лед, в котором застыли хорошо различимые снаружи контуры опор и этажей.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

Вход углублён пологой параболой – объемной волной, отступающей перед пространством небольшой площади-преддверия. Контур пластичного углубления за ширмой внешней оболочки кажется еще одной линейной волной, включаясь в игру, основанную на кисейной полупрозрачности, визуальной проницаемости здания. Заметим, что внешняя оболочка при этом не прогибается, «держит» диаметр, волны геометризованы, форма крупная и – легкая, ажурная, чистая, все аналогии и сопоставления не переходят границы очень отвлеченных абстракций и не впадают в буквализм.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

Вдоль берега озера запланирован широкий деревянный помост набережной и небольшая площадка для open air представлений. В какой-то момент рассматривалось строительство сцены у набережной на воде, но пока от этой идеи отказались.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

В первом, майском варианте структурность и легкость решения – стеклянный цилиндр с наброшенной на него, «повисшей в воздухе», волнистой лентой, – читалась еще лучше: оболочка была составлена из белых вертикальных ламелей, которые образовывали чистую и прозрачную штриховку, отражаемую в изгибах стеклянной поверхности, входившую в резонанс с линиями каркаса стеклянных стен и с ритмом опор внутри. Всё это работало на «миражность», прозрачность и, до какой-то степени, дематериализацию, задавая, в то же время, подходящий к масштабу градус графической дисциплины, законченности и прорисованности. Полоски достаточно крупны, чтобы различать их издалека, и достаточно тонки, чтобы «собирать» объем. Вариант предполагал и тонкую, подчеркивающую край кровли, ленту фриза вверху.
  • zooming
    1 / 4
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 4
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 4
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 4
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»

В этом же, первом, варианте взаимное расположение зрительных залов было другим: группа театров выстраивалась в ряд справа от входа, филармония располагалась слева, их разделял атриум-ущелье, протяженный и смотрящий на просвет от входа на священное озеро. В результате вестибюль получал больше дневного света сверху и претендовал на более весомую роль внутренней площади, крытого общественного пространства между театрально-концертными залами.
  • zooming
    1 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»

Но одним из пожеланий Андрея Борисова стала панорама всех трех шатров-урасов со стороны озера, поэтому театр перенесли с севера на запад, композиция элементов внутри круга изменилась, и план приобрел конфигурацию, напоминающую песочные часы: одна трапеция от входа сужается, другая, к озеру, расширяется.

Фасад с вертикальными ламелями заказчиков также не устроил – из-за того, что неподалеку, в восьмистах метрах от участка филармонии, недавно построено здание комплекса «Россия – моя история», на фасадах которого иным способом, но использованы светлые вертикали. Затем возникло пожелание каким-то образом запечатлеть в проекте, помимо уже намеченной, достаточно развитой, символики, еще и напоминание о Ленских столбах, самом величественном памятнике природы на территории республики Саха. Так появилось два варианта: один с размытым золотистым рисунком, напоминающим знаменитые скалы, но очень отдаленно, в виде пикселизованной картинки, другой – с медиаэкраном, куда можно было бы транслировать изображение памятника природы, равно как афиши и трансляции.
  • zooming
    1 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 2 вариант 06.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 2 вариант 06.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 2 вариант 06.2019
    © ТПО «Резерв»

Осенью на смену «оранжевому» варианту с «Ленскими столбами» вновь пришел более легкий – теперь внешний экран фасада состоит из алюминиевых овалов, диагонально закрепленных на решетчатой конструкции из октаэров, позволяющей вывесить внешнюю поверхность на достаточно большом расстоянии от стекла основного объема.
  • zooming
    1 / 5
    Фасадное решение скомпанованное на пространственной стержневой системе с прямоугольным модулем. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 5
    Фасадное решение скомпанованное на пространственной стержневой системе с треугольным модулем. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 5
    Фрагмент фасада (пространственно стержневая система с треугольным модулем). Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 5
    Фрагмент фасада (пространственно стержневая система с прямоугольным модулем). Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 5
    Фрагмент фасада. Перспективный вид. (пространственно стержневая система с прямоугольным модулем). Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»

Структура должна получиться поблескивающей, но не как в первом варианте, где она напоминала лед с упорядоченными прожилками, а скорее как снег или облако. И прозрачной: со стороны озера на просвет хорошо просматриваются внушительные, с легким изгибом конусы театра, опоясанные стеклянным этажом и взлетающим к востоку то ли шарфом, то ли ожерельем. Картина получается отчасти традиционной, отчасти космической.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»


Архитектор:

Владимир Плоткин

Мастерская:

ТПО «Резерв»

Проект:

Государственная филармония Якутии. Арктический центр эпоса и искусства
Россия, Якутск, участок, ограниченный с севера ул. Ойунского, с юга ул. Дежнева

Авторский коллектив:
В.И. Плоткин, С.А. Успенский, Е.В. Быкова, М.С. Панкратьев, А.А. Платонов, Н.А. Толмачева, Е.Г. Филипчева, И.И. Шишигин, ГИП – Е.Е. Захарова

2019

Заказчик: ООО «Производственная фирма «ВИС»

27 Января 2020

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.