English version

Кольцо на озере Сайсары

Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

27 Января 2020
mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Государственная филармония Якутии. Арктический центр эпоса и искусства
Россия, Якутск, участок, ограниченный с севера ул. Ойунского, с юга ул. Дежнева

Авторский коллектив:
В.И. Плоткин, С.А. Успенский, Е.В. Быкова, М.С. Панкратьев, А.А. Платонов, Н.А. Толмачева, Е.Г. Филипчева, И.И. Шишигин, ГИП – Е.Е. Захарова

2.2019 — 12.2019

Заказчик: ООО «Производственная фирма «ВИС»
0 Проект здания, объединяющего государственную филармонию Якутии и Арктический центр эпоса и искусств, администрация республики заказала архитекторам ТПО «Резерв» чуть менее года тому назад, в конце февраля прошедшего 2019 года. Один из инициаторов проекта, его идеолог и «душа» – Андрей Борисов, руководитель театра Саха и названного в честь якутского эпоса театра Олонхо, в 1990-2014 годах – министр культуры и духовного развития республики, сейчас государственный советник.

К маю были готовы первые варианты концепции, летом обсуждалась вторая версия, и наконец в середине декабря проект получил АГО, что сделало возможной его сравнительно развернутую публикацию. Проект, впрочем, продолжают развивать и дорабатывать, архитекторы обещают впоследствии показать более детализированную версию.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

Комплекс расположен в южной части Якутска, недалеко от центра города, на берегу легендарного озера Сайсары. Озеро – священное, а на мысу, где сейчас запланировано здание филармонии и Арктического центра, вплоть до 1990-х проходил главный праздник якутского народа Ысыах; в 2014 году здесь планировался комплекс «Земля Олонхо», – тогда, впрочем, рассматривали много большую территорию, 47 га. Сейчас здание занимает 2,2 га в треугольнике между улицей Ойкунского, направляющейся в центр города, улицей Дежнёва и ответвлением озера.
Ситуационный план. Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

В основу плана положена форма круга – идеальная фигура, наделенная исключительно важным значением в якутской мифологии: круг это и солнце, и план жилища вокруг костра, и символ цикличности годового календаря – недаром, когда «Резерв» прошедшим летом участвовал и победил в конкурсе на благоустройство площади Ленина в Якутске, там основой проекта тоже стала форма кольца – традиционного оберега, со множеством соподчиненных отверстий-колец.

Итак, в круг плана вписаны две основные части – филармонический зал и театр якутского эпоса, с общей входной зоной, но раздельными фойе, что позволяет им функционировать автономно. Поскольку из-за вечной мерзлоты подземное строительство неразумно, технические зоны под сценами было невозможно углубить, и все зрительные залы расположены достаточно высоко, на высоте 6,6 м над уровнем земли – от входа и ресепшна с кассами вверх ведут две широкие лестницы, обрамленные эскалаторами.
  • zooming
    1 / 10
    Разрез 1-1 по залам Театра. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 10
    Разрез 3-3 продольный. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 10
    Разрез 2-2 по Залу Филармонии. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 10
    План 1-го этажа на отм. +0.000. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 10
    План 4-го этажа на отм. +9.900. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 10
    План 2-го этажа на отм. +3.300. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 10
    План 5-го этажа на отм. +13.200. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    8 / 10
    План 6-го этажа на отм. +16.500. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    9 / 10
    План 7-го этажа на отм. +19.800. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    10 / 10
    Схема генерального плана. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»

Арктический центр эпоса состоит из трех шатров, чья форма продиктована воспоминанием о традиционном летнем жилище якутов – урасе. Шатры соединены между собой, в двух расположены сценические пространства со зрительскими местами по кругу, в третьем репетиционный зал. Центральный и самый большой шатер театра Олонхо объединен с драматическим театром Саха, который занимает восточный сектор круга: здесь зрительские ряды продолжаются выше и дальше. Пространства можно разделять и соединять, оперируя подвижными перегородками.
План 3-го этажа на отм. +6.600. Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»
Одна из схем расположения залов театра Олонхо и Саха. Международный центр эпоса евразийских народов
Предоставлено ТПО «Резерв»

Кровля задумана эксплуатируемой, на ней будут устраивать праздники; круглый зенитный фонарь, освещающий дневным светом входную зону, символизирует озеро, а вся крыша уподоблена алаасу, или аласу – гигантской поляне в тайге, результату таяния вечной мерзлоты с торфяным озером посередине и плодородной землей по краям; исторически аласы были базовой единицей якутского земледелия и расселения. К слову, ледниковое озеро, как правило круглое, кольцевидная поляна со вкусной травой для лошадей вокруг – во многом объясняют значимость формы круга для якутской культуры и мифологии.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

Здесь, на кровле театра-филармонии, озеро маленькое, а жилища-урасы большие, но схема оказывается в целом узнаваемой: «озеро», поляна, остроконечное конусообразное жилье – и становится частью сценографии знакового здания. Может показаться, что из вечной мерзлоты вырезали ровный цилиндр – каким-нибудь лазером – и выдвинули вверх из земли, так что «деревня» оказалась на крыше, а поддерживающие ее «хтонические силы», – преобразовались в силу искусства театра и музыки; куда без них – боги, а уж тем более шаманы, во многих культурах путешествуют к подземному огню, здесь же получается, что он неким творческим решением вынут из земли и положен, скажем так, в основу перформативной креативности.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

Цилиндрический объем центра приподнимается к востоку, где расположен вход, ориентированный, согласно культурным паттернам якутского эпоса, на восход Солнца. Фасады двухслойные: стены внутри стеклянные, что должно обеспечить естественным светом фойе и вестибюль, снаружи они прикрыты навесной оболочкой. Внизу ее контур приподнимается крупными волнами, похожими на арки, – всё вместе работает на эффект парения, отликается на тему воды и одновременно усиливает эффект «айсберга» – сходство с вынутым из почвы фрагментом мерзлоты. Здание льдистое, искрящееся, стекло в основании похоже на чистый лед, в котором застыли хорошо различимые снаружи контуры опор и этажей.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

Вход углублён пологой параболой – объемной волной, отступающей перед пространством небольшой площади-преддверия. Контур пластичного углубления за ширмой внешней оболочки кажется еще одной линейной волной, включаясь в игру, основанную на кисейной полупрозрачности, визуальной проницаемости здания. Заметим, что внешняя оболочка при этом не прогибается, «держит» диаметр, волны геометризованы, форма крупная и – легкая, ажурная, чистая, все аналогии и сопоставления не переходят границы очень отвлеченных абстракций и не впадают в буквализм.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

Вдоль берега озера запланирован широкий деревянный помост набережной и небольшая площадка для open air представлений. В какой-то момент рассматривалось строительство сцены у набережной на воде, но пока от этой идеи отказались.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

В первом, майском варианте структурность и легкость решения – стеклянный цилиндр с наброшенной на него, «повисшей в воздухе», волнистой лентой, – читалась еще лучше: оболочка была составлена из белых вертикальных ламелей, которые образовывали чистую и прозрачную штриховку, отражаемую в изгибах стеклянной поверхности, входившую в резонанс с линиями каркаса стеклянных стен и с ритмом опор внутри. Всё это работало на «миражность», прозрачность и, до какой-то степени, дематериализацию, задавая, в то же время, подходящий к масштабу градус графической дисциплины, законченности и прорисованности. Полоски достаточно крупны, чтобы различать их издалека, и достаточно тонки, чтобы «собирать» объем. Вариант предполагал и тонкую, подчеркивающую край кровли, ленту фриза вверху.
  • zooming
    1 / 4
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 4
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 4
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 4
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»

В этом же, первом, варианте взаимное расположение зрительных залов было другим: группа театров выстраивалась в ряд справа от входа, филармония располагалась слева, их разделял атриум-ущелье, протяженный и смотрящий на просвет от входа на священное озеро. В результате вестибюль получал больше дневного света сверху и претендовал на более весомую роль внутренней площади, крытого общественного пространства между театрально-концертными залами.
  • zooming
    1 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»

Но одним из пожеланий Андрея Борисова стала панорама всех трех шатров-урасов со стороны озера, поэтому театр перенесли с севера на запад, композиция элементов внутри круга изменилась, и план приобрел конфигурацию, напоминающую песочные часы: одна трапеция от входа сужается, другая, к озеру, расширяется.

Фасад с вертикальными ламелями заказчиков также не устроил – из-за того, что неподалеку, в восьмистах метрах от участка филармонии, недавно построено здание комплекса «Россия – моя история», на фасадах которого иным способом, но использованы светлые вертикали. Затем возникло пожелание каким-то образом запечатлеть в проекте, помимо уже намеченной, достаточно развитой, символики, еще и напоминание о Ленских столбах, самом величественном памятнике природы на территории республики Саха. Так появилось два варианта: один с размытым золотистым рисунком, напоминающим знаменитые скалы, но очень отдаленно, в виде пикселизованной картинки, другой – с медиаэкраном, куда можно было бы транслировать изображение памятника природы, равно как афиши и трансляции.
  • zooming
    1 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 2 вариант 06.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 2 вариант 06.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 2 вариант 06.2019
    © ТПО «Резерв»

Осенью на смену «оранжевому» варианту с «Ленскими столбами» вновь пришел более легкий – теперь внешний экран фасада состоит из алюминиевых овалов, диагонально закрепленных на решетчатой конструкции из октаэров, позволяющей вывесить внешнюю поверхность на достаточно большом расстоянии от стекла основного объема.
  • zooming
    1 / 5
    Фасадное решение скомпанованное на пространственной стержневой системе с прямоугольным модулем. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 5
    Фасадное решение скомпанованное на пространственной стержневой системе с треугольным модулем. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 5
    Фрагмент фасада (пространственно стержневая система с треугольным модулем). Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 5
    Фрагмент фасада (пространственно стержневая система с прямоугольным модулем). Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 5
    Фрагмент фасада. Перспективный вид. (пространственно стержневая система с прямоугольным модулем). Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»

Структура должна получиться поблескивающей, но не как в первом варианте, где она напоминала лед с упорядоченными прожилками, а скорее как снег или облако. И прозрачной: со стороны озера на просвет хорошо просматриваются внушительные, с легким изгибом конусы театра, опоясанные стеклянным этажом и взлетающим к востоку то ли шарфом, то ли ожерельем. Картина получается отчасти традиционной, отчасти космической.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Государственная филармония Якутии. Арктический центр эпоса и искусства
Россия, Якутск, участок, ограниченный с севера ул. Ойунского, с юга ул. Дежнева

Авторский коллектив:
В.И. Плоткин, С.А. Успенский, Е.В. Быкова, М.С. Панкратьев, А.А. Платонов, Н.А. Толмачева, Е.Г. Филипчева, И.И. Шишигин, ГИП – Е.Е. Захарова

2.2019 — 12.2019

Заказчик: ООО «Производственная фирма «ВИС»

27 Января 2020

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
ТПО «Резерв»: другие проекты
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Белое дерево
ЖК Wine house – один из первых реализованных примеров сотрудничества Владимира Плоткина и Сергея Чобана в одном проекте: вдумчивый, графично-сдержанный диалог старого и нового в центре города: в нескольких «действиях», от XIX века до XXI.
ГТГ: ОМА
Бюро OMA представило проект реконструкции здания Третьяковской галереи на Крымском валу.
Безграничная сдержанность
Элегантное здание административного центра Новой Москвы, с характерным для проектов ТПО «Резерв» эстетским вниманием к форме и ритму фасадных членений, выглядит как НЛО на необустроенных полях под Коммунаркой.
Похожие статьи
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Образовательный маяк
Здание мореходного училища в порту Свеннборга, спроектированное C.F. Møller Architects совместно с EFFEKT, получило жесткую сетку открытых бетонных конструкций. Решение позволило добиться функциональной гибкости и проницаемости пространства.
Форма немыслимого
Павильон АТОМ на ВДНХ хочется сопоставить с известной максимой архитекторов и критиков: «придумал? теперь построй!». Редко можно встретить столь самоотверженное погружение в реализацию, причем сложные конструктивные и инженерные задачи, поставленные UNK перед самими собой, тут представляются неотъемлемой, важной частью архитектурной идеи. Challenge соответствует месту – все же «выставка достижений», а павильон посвящен атомной энергетике. Рассматриваем: снаружи, изнутри и с изнанки.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Молочная тема
Концепция офиса компании, производящей сыр, предназначена для закрытой территории молокозавода, – это, хотя бы наполовину, промышленная архитектура. Возможно поэтому она очень проста, что кажется удачным. Здание оживляет буквально пара «штрихов»: разворот угла акцентирует вход, оттенок стекла откликается на тему «молочных рек».
Здание-черенок
В итальянском городке Рипа-Театина недалеко от адриатического побережья строится семейный центр по проекту LAP architettura.
Движение по кругу
Бюро Atelier Aconcept спроектировало детский сад и начальную школу в пригороде Парижа Л’Ай-ле-Роз. Комплекс должен стать «воротами» всей коммуны и драйвером развития нового, весьма перспективного жилого квартала.
Технологии и материалы
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.