English version

Кольцо на озере Сайсары

Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

27 Января 2020
mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Мастерская:
ТПО «Резерв»
Проект:
Государственная филармония Якутии. Арктический центр эпоса и искусства
Россия, Якутск, участок, ограниченный с севера ул. Ойунского, с юга ул. Дежнева

Авторский коллектив:
В.И. Плоткин, С.А. Успенский, Е.В. Быкова, М.С. Панкратьев, А.А. Платонов, Н.А. Толмачева, Е.Г. Филипчева, И.И. Шишигин, ГИП – Е.Е. Захарова

2019 — 2019

Заказчик: ООО «Производственная фирма «ВИС»
Проект здания, объединяющего государственную филармонию Якутии и Арктический центр эпоса и искусств, администрация республики заказала архитекторам ТПО «Резерв» чуть менее года тому назад, в конце февраля прошедшего 2019 года. Один из инициаторов проекта, его идеолог и «душа» – Андрей Борисов, руководитель театра Саха и названного в честь якутского эпоса театра Олонхо, в 1990-2014 годах – министр культуры и духовного развития республики, сейчас государственный советник.

К маю были готовы первые варианты концепции, летом обсуждалась вторая версия, и наконец в середине декабря проект получил АГО, что сделало возможной его сравнительно развернутую публикацию. Проект, впрочем, продолжают развивать и дорабатывать, архитекторы обещают впоследствии показать более детализированную версию.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

Комплекс расположен в южной части Якутска, недалеко от центра города, на берегу легендарного озера Сайсары. Озеро – священное, а на мысу, где сейчас запланировано здание филармонии и Арктического центра, вплоть до 1990-х проходил главный праздник якутского народа Ысыах; в 2014 году здесь планировался комплекс «Земля Олонхо», – тогда, впрочем, рассматривали много большую территорию, 47 га. Сейчас здание занимает 2,2 га в треугольнике между улицей Ойкунского, направляющейся в центр города, улицей Дежнёва и ответвлением озера.
Ситуационный план. Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

В основу плана положена форма круга – идеальная фигура, наделенная исключительно важным значением в якутской мифологии: круг это и солнце, и план жилища вокруг костра, и символ цикличности годового календаря – недаром, когда «Резерв» прошедшим летом участвовал и победил в конкурсе на благоустройство площади Ленина в Якутске, там основой проекта тоже стала форма кольца – традиционного оберега, со множеством соподчиненных отверстий-колец.

Итак, в круг плана вписаны две основные части – филармонический зал и театр якутского эпоса, с общей входной зоной, но раздельными фойе, что позволяет им функционировать автономно. Поскольку из-за вечной мерзлоты подземное строительство неразумно, технические зоны под сценами было невозможно углубить, и все зрительные залы расположены достаточно высоко, на высоте 6,6 м над уровнем земли – от входа и ресепшна с кассами вверх ведут две широкие лестницы, обрамленные эскалаторами.
  • zooming
    1 / 10
    Разрез 1-1 по залам Театра. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 10
    Разрез 3-3 продольный. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 10
    Разрез 2-2 по Залу Филармонии. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 10
    План 1-го этажа на отм. +0.000. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 10
    План 4-го этажа на отм. +9.900. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 10
    План 2-го этажа на отм. +3.300. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 10
    План 5-го этажа на отм. +13.200. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    8 / 10
    План 6-го этажа на отм. +16.500. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    9 / 10
    План 7-го этажа на отм. +19.800. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    10 / 10
    Схема генерального плана. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»

Арктический центр эпоса состоит из трех шатров, чья форма продиктована воспоминанием о традиционном летнем жилище якутов – урасе. Шатры соединены между собой, в двух расположены сценические пространства со зрительскими местами по кругу, в третьем репетиционный зал. Центральный и самый большой шатер театра Олонхо объединен с драматическим театром Саха, который занимает восточный сектор круга: здесь зрительские ряды продолжаются выше и дальше. Пространства можно разделять и соединять, оперируя подвижными перегородками.
План 3-го этажа на отм. +6.600. Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»
Одна из схем расположения залов театра Олонхо и Саха. Международный центр эпоса евразийских народов
Предоставлено ТПО «Резерв»

Кровля задумана эксплуатируемой, на ней будут устраивать праздники; круглый зенитный фонарь, освещающий дневным светом входную зону, символизирует озеро, а вся крыша уподоблена алаасу, или аласу – гигантской поляне в тайге, результату таяния вечной мерзлоты с торфяным озером посередине и плодородной землей по краям; исторически аласы были базовой единицей якутского земледелия и расселения. К слову, ледниковое озеро, как правило круглое, кольцевидная поляна со вкусной травой для лошадей вокруг – во многом объясняют значимость формы круга для якутской культуры и мифологии.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

Здесь, на кровле театра-филармонии, озеро маленькое, а жилища-урасы большие, но схема оказывается в целом узнаваемой: «озеро», поляна, остроконечное конусообразное жилье – и становится частью сценографии знакового здания. Может показаться, что из вечной мерзлоты вырезали ровный цилиндр – каким-нибудь лазером – и выдвинули вверх из земли, так что «деревня» оказалась на крыше, а поддерживающие ее «хтонические силы», – преобразовались в силу искусства театра и музыки; куда без них – боги, а уж тем более шаманы, во многих культурах путешествуют к подземному огню, здесь же получается, что он неким творческим решением вынут из земли и положен, скажем так, в основу перформативной креативности.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

Цилиндрический объем центра приподнимается к востоку, где расположен вход, ориентированный, согласно культурным паттернам якутского эпоса, на восход Солнца. Фасады двухслойные: стены внутри стеклянные, что должно обеспечить естественным светом фойе и вестибюль, снаружи они прикрыты навесной оболочкой. Внизу ее контур приподнимается крупными волнами, похожими на арки, – всё вместе работает на эффект парения, отликается на тему воды и одновременно усиливает эффект «айсберга» – сходство с вынутым из почвы фрагментом мерзлоты. Здание льдистое, искрящееся, стекло в основании похоже на чистый лед, в котором застыли хорошо различимые снаружи контуры опор и этажей.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

Вход углублён пологой параболой – объемной волной, отступающей перед пространством небольшой площади-преддверия. Контур пластичного углубления за ширмой внешней оболочки кажется еще одной линейной волной, включаясь в игру, основанную на кисейной полупрозрачности, визуальной проницаемости здания. Заметим, что внешняя оболочка при этом не прогибается, «держит» диаметр, волны геометризованы, форма крупная и – легкая, ажурная, чистая, все аналогии и сопоставления не переходят границы очень отвлеченных абстракций и не впадают в буквализм.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

Вдоль берега озера запланирован широкий деревянный помост набережной и небольшая площадка для open air представлений. В какой-то момент рассматривалось строительство сцены у набережной на воде, но пока от этой идеи отказались.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»

В первом, майском варианте структурность и легкость решения – стеклянный цилиндр с наброшенной на него, «повисшей в воздухе», волнистой лентой, – читалась еще лучше: оболочка была составлена из белых вертикальных ламелей, которые образовывали чистую и прозрачную штриховку, отражаемую в изгибах стеклянной поверхности, входившую в резонанс с линиями каркаса стеклянных стен и с ритмом опор внутри. Всё это работало на «миражность», прозрачность и, до какой-то степени, дематериализацию, задавая, в то же время, подходящий к масштабу градус графической дисциплины, законченности и прорисованности. Полоски достаточно крупны, чтобы различать их издалека, и достаточно тонки, чтобы «собирать» объем. Вариант предполагал и тонкую, подчеркивающую край кровли, ленту фриза вверху.
  • zooming
    1 / 4
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 4
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 4
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 4
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»

В этом же, первом, варианте взаимное расположение зрительных залов было другим: группа театров выстраивалась в ряд справа от входа, филармония располагалась слева, их разделял атриум-ущелье, протяженный и смотрящий на просвет от входа на священное озеро. В результате вестибюль получал больше дневного света сверху и претендовал на более весомую роль внутренней площади, крытого общественного пространства между театрально-концертными залами.
  • zooming
    1 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 1 вариант, 05.2019
    © ТПО «Резерв»

Но одним из пожеланий Андрея Борисова стала панорама всех трех шатров-урасов со стороны озера, поэтому театр перенесли с севера на запад, композиция элементов внутри круга изменилась, и план приобрел конфигурацию, напоминающую песочные часы: одна трапеция от входа сужается, другая, к озеру, расширяется.

Фасад с вертикальными ламелями заказчиков также не устроил – из-за того, что неподалеку, в восьмистах метрах от участка филармонии, недавно построено здание комплекса «Россия – моя история», на фасадах которого иным способом, но использованы светлые вертикали. Затем возникло пожелание каким-то образом запечатлеть в проекте, помимо уже намеченной, достаточно развитой, символики, еще и напоминание о Ленских столбах, самом величественном памятнике природы на территории республики Саха. Так появилось два варианта: один с размытым золотистым рисунком, напоминающим знаменитые скалы, но очень отдаленно, в виде пикселизованной картинки, другой – с медиаэкраном, куда можно было бы транслировать изображение памятника природы, равно как афиши и трансляции.
  • zooming
    1 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 2 вариант 06.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 2 вариант 06.2019
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 3
    Международный центр эпоса евразийских народов, 2 вариант 06.2019
    © ТПО «Резерв»

Осенью на смену «оранжевому» варианту с «Ленскими столбами» вновь пришел более легкий – теперь внешний экран фасада состоит из алюминиевых овалов, диагонально закрепленных на решетчатой конструкции из октаэров, позволяющей вывесить внешнюю поверхность на достаточно большом расстоянии от стекла основного объема.
  • zooming
    1 / 5
    Фасадное решение скомпанованное на пространственной стержневой системе с прямоугольным модулем. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 5
    Фасадное решение скомпанованное на пространственной стержневой системе с треугольным модулем. Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 5
    Фрагмент фасада (пространственно стержневая система с треугольным модулем). Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 5
    Фрагмент фасада (пространственно стержневая система с прямоугольным модулем). Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 5
    Фрагмент фасада. Перспективный вид. (пространственно стержневая система с прямоугольным модулем). Международный центр эпоса евразийских народов
    © ТПО «Резерв»

Структура должна получиться поблескивающей, но не как в первом варианте, где она напоминала лед с упорядоченными прожилками, а скорее как снег или облако. И прозрачной: со стороны озера на просвет хорошо просматриваются внушительные, с легким изгибом конусы театра, опоясанные стеклянным этажом и взлетающим к востоку то ли шарфом, то ли ожерельем. Картина получается отчасти традиционной, отчасти космической.
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»
Международный центр эпоса евразийских народов
© ТПО «Резерв»


Архитектор:
Владимир Плоткин
Мастерская:
ТПО «Резерв»
Проект:
Государственная филармония Якутии. Арктический центр эпоса и искусства
Россия, Якутск, участок, ограниченный с севера ул. Ойунского, с юга ул. Дежнева

Авторский коллектив:
В.И. Плоткин, С.А. Успенский, Е.В. Быкова, М.С. Панкратьев, А.А. Платонов, Н.А. Толмачева, Е.Г. Филипчева, И.И. Шишигин, ГИП – Е.Е. Захарова

2019 — 2019

Заказчик: ООО «Производственная фирма «ВИС»

27 Января 2020

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
Сейчас на главной
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.