WAF 2019: в ожидании финала

Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.

mainImg
В шорт-лист WAF 2019 вышли 16 проектов российских бюро. Некоторые финалисты участвуют в фестивале впервые, другие – уже не раз участвовали и даже добивались победы в своих номинациях. Мы попросили и тех, и других рассказать о том, почему они решили принять участие в WAF, как выбрали тот или иной проект и на чем планируют сделать акцент в его презентации.

zooming

Никита Явейн,
руководитель и главный архитектор «Студия 44»

Мы подали на WAF-2019 два проекта и одну реализацию. Все они прошли в шорт-лист. Но сказать, что у нас оптимистичные ожидания от конкурса в этом году, нельзя. Особенно, если сравнивать с прошлым WAF, когда мы показывали Музей обороны и блокады, победили в своей номинации «Культура. Проекты» и надеялись на победу в финале.

Впрочем, каждый из наших проектов, вышедших в финал, достаточно интересен и при правильно расставленных акцентах может произвести сильное впечатление на жюри. Как всегда, многое будет зависеть от презентации. И мы планируем подготовить к декабрю новые материалы, в первую очередь, по псковскому проекту жилого комплекса на берегу реки Великой.
Жилой комплекс на берегу реки Великой, Псков. «Студия 44»
© «Студия 44»

Есть сложность в представлении иностранным архитекторам российских проектов. Те моменты и вопросы, над решением которых мы бьемся, там вообще не воспринимаются как нечто значимое. Например, то, что в Пскове много усилий было нами потрачено на соответствие нормативам и решение вопросов с инсоляцией, там никого не заинтересует, как и поиски национального стиля с отсылкой к средневековью и развитию его тем в современном ключе. Без понимания контекста, без прослеживания корней этой архитектуры, им будет сложно оценить наш проект.
Новое здание гимназии имени Е.М.Примакова, Москва. «Студия 44»
© «Студия 44»

Проект гимназии имени Е.М. Примакова в Подмосковье, как мне кажется, имеет больше шансов привлечь к себе внимание, так как мы не просто идем в русле самых актуальных тенденций проектирования образовательных комплексов, но во многом их опережаем, например, нашим многофункциональным общим пространством.
Центральный музей Октябрьской железной дороги, Санкт-Петербург. «Студия 44»
© «Студия 44»

Центральный музей Октябрьской железной дороги номинирован в разделе «Display» и в этом есть своя специфика. Здесь очень важно показать формообразование здания как производную от доставки и перемещения таких громоздких экспонатов как паровозы и вагоны. Иными словами, в данном случае, чтобы понять архитектуру, нужно увидеть паровоз в движении на трансбордере или поворотном круге. Мы постараемся снять об этом коротенький фильм и включить его в презентацию для членов жюри.
 
zooming

Владимир Плоткин,
главный архитектор ТПО «Резерв»

Мое знакомство с WAF насчитывает уже больше десяти лет. Мы принимали участие в самом первом фестивале в 2008 году и вышли тогда в шорт-лист со зданием Арбитражного суда. Кроме того, я был членом жюри на первом и втором фестивалях. Так что я хорошо знаю эту систему с обеих сторон. Но после первых опытов мы не выставляли наши проекты и постройки и не планировали это делать до нынешнего года.

Но успех парка и концертного зала «Зарядье» на MIPIM вдохновил нас подать заявку на WAF в номинации «Постройки. Объекты культуры».
Концертный зал «Зарядье».
© ТПО «Резерв». Фотография Алексей Народицкий

В этом разделе всегда очень сильная конкуренция и 2019 год – не исключение. Но мне кажется, что у нас есть шанс побороться за победу, в первую очередь, благодаря сильной изначальной концепции здания, интегрированного в ландшафт и формирующего при помощи огромной стеклянной кровли зоны повышенного комфорта.
Концертный зал «Зарядье».
© ТПО «Резерв». Фотография Илья Иванов

Большим плюсом нашего проекта концертного зала является его значение для города как статусной культурной площадки и нового общественного пространства в самом центре Москвы. Все остальные компоненты проекта: архитектурный образ и конструктивные решения, акустика и дизайн интерьеров, взаимодействие внутреннего и внешнего пространств, доступность и культурно-рекреационные возможности – усиливают и дополняют главную тему, на которой мы сделаем акцент в нашей презентации в Амстердаме.
Медицинский кластер в Коммунарке, Москва. ТПО «Резерв»
© ТПО «Резерв»

Администрация ТИНАО выдвинула наш проект Медицинского кластера в Коммунарке в номинации «Постройки. Медицина» и он также прошел в шорт-лист. С этим проектом будет чуть сложнее. Там нет такой wow-архитектуры, но при этом он отвечает сразу нескольким тенденциям, которые, как показывает опыт последних лет, чрезвычайно значимы для организаторов и членов жюри WAF. Это социально-ориентированный объект, насыщенный различными функциями и имеющий большое значение для всего района. Благодаря соседству с Префектурой Новой Москвы, большому парку, который строится рядом, и планируемому здесь же выставочному комплексу, он станет частью общественного центра Коммунарки и ключевым градостроительным элементом застройки всей зоны, отделяющей жилые кварталы от Калужского шоссе. Кроме социальных аспектов в проекте большое внимание уделено вопросам энергоэффективности и экологичности.
Медицинский кластер в Коммунарке, Москва. ТПО «Резерв»
© ТПО «Резерв».

 

zooming

Наталья Сидорова,
партнер бюро DNK ag

В прошлом году мы посетили WAF в первый раз и в качестве гостей. Было очень интересно слушать презентации коллег в разных номинациях. Мы жалели только об одном – что невозможно оказаться в нескольких местах одновременно, так как нередко интересные для нас защиты проходили в одно время и приходилось выбирать что-то одно. WAF оставил хорошее впечатление высоким профессиональным уровнем и проектов, и их обсуждения.

Решение об участии в WAF 2019 мы приняли достаточно спонтанно, буквально в последний день подачи заявок. Одним из решающих факторов стала недавно введенная номинация «New and Old», посвященная реконструкциям и приспособлению исторических зданий под новые функции. Это одна из важных для нашего бюро тем и мы посчитали, что будет очень полезно и интересно поместить наши работы в один контекст с другими проектами со всего мира, вынести волнующие нас проблемы в общую дискуссию на эту тему.

Сравнивать проекты сложно, каждый опыт работы в исторической среде уникален, каждый проект – это оригинальная методика анализа исходной ситуации и поиска возможных вариантов ответа на поставленную задачу и оригинальная комбинация и взаимного баланса нового и старого, авторского и общего. И в этой уникальности – единство всех проектов реконструкции вне зависимости от страны, в которой они сделаны.
Рассвет LOFT* Studio, Москва. DNK ag
© DNK ag

Мы подали на конкурс проект «Рассвет Loft*studio», в который мы вложили очень много сил, эмоций и энергии, поэтому очень рады, что он вышел в финал конкурса. Здания изначально сильно диссонировали с исторической средой. Благодаря акцентированию значимых элементов контекста нам удалось создать «Новое», но органично вырастающее из характера места. Поэтому «Новое и Старое» в этом проекте мы рассматриваем шире, не ограничиваясь только самими зданиями. Будет интересно, посмотреть, как это все прозвучит и будет считано аудиторией на фестивале в декабре.

 
zooming

Антон Надточий,
руководитель архитектурного бюро «Атриум»

Мы уже несколько раз ездили на WAF в качестве гостей. Смотрели что и как там происходит. Каждый фестиваль, каждый конкурс – это своя концепция, свои правила и своя атмосфера. У каждого есть свои плюсы и свои минусы. Идеальных конкурсов и фестивалей не бывает. Нужно разобраться в специфике конкретного и понять, что он дает тебе как профессионалу и нужно ли тебе в нем участвовать, готов ли ты играть по заданным правилам. В целом я не могу сказать, что меня устраивает, как на WAF все организовано. Но, учитывая международный статус фестиваля и конкурса, смысла игнорировать его нет. Мы решили занять более конструктивную позицию, чем скептическое созерцание и критика и подали на конкурс проект «Парка будущих поколений» в Якутии. В этом проекте сочетаются уникальная задача и нестандартные решения, а кроме того, в нем хорошо прослеживается наш авторский подход к архитектуре. Поэтому мы решили выбрать именно его для первой попытки участвовать в конкурсе WAF и очень приятно, что мы сразу вышли в шорт-лист.
Парк будущих поколений Саха_Z, Якутск. ATRIUM
© ATRIUM

К сожалению, в номинациях «Ландшафт» и «Общественные пространства» соревнуются только реализации, поэтому мы решили выставить наш проект в разделе «Образование», что вполне обосновано, учитывая большую образовательную программу с различными функциональными сценариями, ориентацию на работу с молодежью и соседство будущего парка с Университетом. Кроме того, хотя он называется «парк», он представляет собой в большей степени архитектурное сооружение, так как климатическая специфика Якутии требует строительства сооружений для создания искусственного микроклимата, обеспечивающего комфортное пребывание людей и жизнь растений.
Парк будущих поколений Саха_Z, Якутск. ATRIUM
© ATRIUM

Интересно, что мы будем конкурировать в этой номинации с проектом гимназии «Студии 44». Наше бюро тоже участвовало в конкурсе на определение проектировщика «Школой Примакова». Будет интересно посмотреть на презентацию питерских коллег. Нам в свою очередь, мы надеемся, поможет опыт блиц-защиты проекта «Парка будущих поколений» в финале якутского конкурса. Там также выделялись только 7 минут для рассказа о наиболее значимых проектных решениях. Так что, думаю, мы справимся.

 
zooming

Дина Дридзе,
креативный директор, главный архитектор компании RTDA

В прошлом году мы впервые приняли участие в WAF и остались очень довольны этим опытом. Поэтому перед нами не стоял вопрос подавать или не подавать заявку, тем более что в этом году тема не менее интересная, чем в прошлом. Мы вместе с британскими коллегами бюро «Allies and Morrison» выполнили уникальную работу для Университета ИТМО – разработали концепцию будущего кампуса «ИТМО Хайпарк», которая уже получила премию «A Design Award&Competition 2019».
Мастер-план кампуса университета ИТМО, Санкт-Петербург. Фото с макета. RTDA
© RTDA

Университет довольно долго готовился к запуску проекта. Проводились различные опросы и исследования, результаты которых легли в основу функциональной программы Кампуса. Войдя в проект, мы присоединились к исследовательской работе. Изучили лучшие мировые практики и, конечно, использовали наш предыдущий опыт. Это позволило нам совместно с бюро «Allies and Morrison» сформировать общее стратегическое видение развития Университета, как сложной многоплановой структуры.

Университет охотно делился результатами собственных наработок. Такое бывает очень редко. Чаще всего академические структуры не так активно сотрудничают с архитекторами и делятся информацией, но тут и ректорат во главе с ректором, и преподавательский состав приняли самое активное участие в разработке концепции и функционального наполнения будущего центра.

Были продуманы все моменты относительно того, из чего должна состоять инфраструктура, предназначенная для студентов, преподавателей и ученых, и как должны быть выстроены взаимосвязи между ее частями, чтобы сотрудничество и взаимодействие происходило естественным образом. В результате, мы смогли разработать гармоничную, эффективную и достаточно гибкую градостроительную структуру.

В проект заложен ряд непростых, но как нам кажется очень важных решений, например, минимизация автомобильного трафика на территории. Максимум внимания уделено альтернативному транспорту и пешеходной инфраструктуре.

Коммуникация – основополагающий принцип развития, поэтому мы уделили особое внимание проектированию общественных пространств, для общения ученых разных специальностей. Мы понимаем, что крупномасштабные градостроительные структуры не могут быть статичными, их нельзя спроектировать раз и навсегда. Поэтому, мы создали стратегию, которая предусматривает возможность дальнейшего развития и корректировок, которые неизбежны в жизни любой сложной системы.
Будущий кампус университета ИТМО, Санкт-Петербург. RTDA
© RTDA

Именно на этих качествах: концепции нового образовательного центра и тщательно проработанной, рациональной и при этом во многом новаторской градостроительной структуры, в которую будет потом встраиваться авторские архитектурные решения; мы хотим сделать акцент в презентации на фестивале в декабре. Мы очень рассчитываем на то, что жюри услышит и оценит суть нашей идеи, которая во многих аспектах перекликается с актуальными для современной архитектуры тенденциями и темами, озвученными организаторами WAF в 2017.

 
zooming

Александр Цимайло и Николай Ляшенко,
со-основатели бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры»

Наше бюро часто принимает участие в конкурсах, как правило это закрытые архитектурные тендеры, ориентированные на получение проекта. Формат же смотра-конкурса, когда премии присуждаются за проект и построенные объекты, никогда не был нашей целью. WAF – особый случай. На наш взгляд WAF серьезный, заслуживающий особого внимания профессиональный конкурс. Проект презентуется перед международным экспертным сообществом архитекторов и таким образом заостряет внимание на роли архитектора. Поскольку заявку на участие в WAF подала компания Vesper, выход в шорт-лист стал для нас неожиданным сюрпризом. Безусловно нас обрадовала возможность представить бюро и проект дома Brodsky на международной арене. Нам интересно испытать себя, донести свое видение и быть услышанными и оценёнными нашими коллегами – архитекторами.
Дом Brodsky, Москва. «Цимайло, Ляшенко и Партнеры»
© Vesper

Как нам кажется, особенно в последние годы важно показывать современную российскую архитектуру международному профессиональному сообществу, стараться добиваться признания, поскольку это может позитивно повлиять на отношение к архитекторам в России. Даже в Москве широкой публике имена ведущих российских архитекторов практически не известны и общее восприятие того, чем занимается наш цех, скорее негативное. Профессия серьезно дискредитирована в глазах общественности и не без оснований: очень много содеяно варварства и построено плохой архитектуры. Поэтому каждый успех на мировой арене – это возможность выйти за границы стереотипов, перезагрузить восприятие профессии. Очевидно что это не может произойти в одночасье, это долгий накопительный процесс. Но, мы считаем, с чего-то нужно начинать и очень здорово, что российские архитекторы – наши коллеги участвуют в таких событиях как WAF и побеждают в них.
Дом Brodsky, Москва. «Цимайло, Ляшенко и Партнеры»
© Vesper
 

Пресс-служба компании Vesper
Главными критериями выбора конкурса для компании являются прозрачные правила проведения и понятные критерии оценки проектов. В прошлом году мы подавали заявку на WAF, но, к сожалению, в шорт-лист не вышли. В этом году мы приняли решение представить на конкурс проект дома Brodsky и очень рады, что он попал в финал.

Это очень эффектный и необычный для Москвы проект, вызывающий большой интерес у всех иностранных экспертов. О нем уже писал ArchDaily, а созданием рендеров занималась норвежская компания MIR, которая крайне избирательно выбирает проекты для работы, и дом Brodsky стал первым российским проектом в их портфолио.
Дом Brodsky, Москва. «Цимайло, Ляшенко и Партнеры»
© Vesper

07 Августа 2019

Похожие статьи
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.