English version

Город солнца

Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.

mainImg
Проект:
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 36

Авторский коллектив:
SPEECH
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Алексей Ильин
Архитекторы проекта: Марина Кузнецкая (ГАП) Анастасия Гриценко, Александр Лайко, Виталий Чеканов, Наталья Шитвина, Иван Шутиков, Людмила Макухина (ГИП)

ТПО «Резерв»
Руководитель авторского коллектива ТПО «Резерв»: Владимир Плоткин
Архитекторы проекта: Сергей Успенский (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Антон Егерев (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Анастасия Иванова (ГАП), Татьяна Максимова, Андрей Нигматулин (ГАП), Азат Хасанов, Евгений Чебышев
Инженеры: Игорь Кортышко (ГИП), Владимир Паненков, Вадим Семенов, Виктор Андреев, Людмила Каверзнева, Ольга Бурмистрова

2006 — 2013 / 2013 — 2020

Заказчик: ЗАО «Управляющая компания «Динамо»
История проектирования ВТБ Арена Парка насчитывает где-то 15 лет и в значительной степени отражает основые «вехи» новейшего времени московской архитектуры. Его планировали как преимущественно офисный, в какой-то момент с очень большой площадью, но в конце концов комплекс приобрел смешанную функцию: гостиница Hyatt, 4 офисных корпуса, аппартаменты. Он уменьшился в объеме до примерно 400 000 м2, а проектирование было разделено между двумя бюро: СПИЧ и ТПО «Резерв», причем за первыми осталась функция генпроектировщика, но пластические решения корпусов чередуются примерно поровну. Год назад мы рассказывали историю проектирования и рассматривали завершенную к тому времени первую очередь. Теперь комплекс, расположенный на одном из самых значительных транспортных перекрестков Москвы, на пересечении Третьего транспортного кольца и Ленинградки, и хорошо знакомый как минимум всем столичным автомобилистам, полностью завершен и его можно рассматривать как данность – реализация заняла 7 лет.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Двенадцать корпусов выстроились вдоль Третьего кольца в части улицы Новая Башиловка, на территории, расширяющейся в сторону Масловки. У перекрестка – гостиница Hyatt, затем три офисных здания; широкую, пятигранную часть занимает ЖК «ВТБ Арена Парк» из шести домов с апартаментами, плюс на внешнем, восточном, углу, обращенном к ТТК – офисная башня.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
© SPEECH

Линия фасадов вдоль трассы прямая, к благоустроенному парку «Динамо» комплекс обращен широкой дугой. Первая и вторая очереди разделены улицей-бульваром, в широком створе которой хорошо просматривается синяя «шапка» обновленного стадиона.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Улица выводит к подземному переходу под ТТК, позволяя коротким путем через парк попасть от метро «Динамо» к домам на противоположной стороне. Но и все внутренние улицы первой очереди открыты для всех и благоустроены, по ним можно бродить. Территория ЖК закрыта решетками, но объемы расставлены раздельно, с паузами, так что комплекс проницаем для глаза и ветра.

С обеих сторон, парковой и с трассы, здания выстроены ритмично, почти как музыкальная гамма, никаких одутловатостей и слияний, дом-пауза-дом, разные, но похожие, или наоборот.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Как будто здесь был проведен эксперимент по прививанию Москве – городу, чью размашистую «шероховатость» многие принимают за genius loci, – привычки к порядку и умеренности без потери тонкости в выражении разнообразных тем.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Комплекс во многих своих проявлениях выглядит едва ли не эталоном застройки значительной территории в большом современном городе. Он большой, но не очень высокий, в основном 11-16 этажей, и только самые дальние объемы, у Масловки – один жилой, другой офисный, повышаются до 26 и 24. Он действительно многофункциональный, разделен между офисами, гостиницей и жильем в сопоставимых пропорциях. В зданиях первой очереди уже действуют кафе и магазины в нижних этажах, во второй очереди – жилой двор без машин.

Его со всех сторон окружает зелень, как деревья, так и довольно обширные лужайки: все это компенсирует местоположение на развязке двух напряженных трасс, обеспечивающих, в свою очередь, отличную транспортную доступность. Все фасады облицованы светлым известняком, что недвусмысленно указывает на высокий статус и жилья, и офисов, работая в то же время на эффект внутренней целостности нового фрагмента города. Он достаточно удален от Третьего кольца, здесь тихо, светло и уютно, особенно в солнечный день, когда здания отбрасывают друг на друга блики и рефлексы, множество солнечных зайчиков.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

У ансамбля два автора, Сергей Чобан и Владимир Плоткин, и в рамках общей задачи они, с одной стороны, достаточно строго придерживались высотных ограничений, вертикальных пропорций рисунка фасадов, белокаменного дизайн-кода при достаточном количестве стекла. Но, с другой стороны, представили каждый свое направление – условно говоря, современную классику и современный модернизм – максимально ясным образом. И дали возможность всем желающим сравнивать их, так сказать, в пространстве, в реальной, хотя и тщательно сконструированной среде обитания.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Корпуса бюро СПИЧ, представляющие классицизирующее направление, более пластичное и массивное, образовали своего рода каркас композиции, основу ее устойчивости. Отель Hyatt раскрывается к центру территории трапецией крыльев – такой же трапецией отвечает ему самый высокий (26 этажей) жилой дом на противоположном краю; силуэтом он немного напоминает голову и лапы сфинкса, что тоже довольно устойчиво. По сторонам дом «охраняют» два полуквартала-рамки, а по центральной оси от отеля к нему выстраиваются еще два небольших, похожих друг на друга, объема авторства СПИЧ.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
© SPEECH

Признаюсь, определять здания Сергея Чобана как «классицизирующие» в данном случае не вполне правильно. Скорее они представляют собой полюс «традиционной» архитектуры (опять же в кавычках) в рамках общего сюжета.

Гостиница Хаят обращена к Ленинградскому шоссе и берет на себя роль «головы» кометы или капитанской рубки парохода, недаром же вентвыходы на кровле первого здания решены как скульптурные трубы. Движение вперед подчеркнуто преобладанием горизонтальных линий, но сдержано золотисто-бронзовыми каннелированными вертикалями; фасады трактованы как решетка. Скругленные углы и гибкие ленты тяготеют к ретро-технодизайну, труба напоминает о доме-пароходе Ле Корбюзье, или о пароходах и паровозах вообще, полукруглые эркеры – о Весниных. Сама идея уподобления дома транспортному средству отсылает к авангарду, но здесь он очень прочно сросся с ар-деко: такого посткоструктивизма в России не было. Напротив, вспоминается что-то из области «владелец заводов, газет, пароходов едет с экскурсией в СССР». Прямо вот в таком отеле и можно поселить такого владельца.
Отель Hyatt Regency. Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Второй корпус – прицеп к локомотиву. Во втором здании меньше металла, но больше каннелюр и филенок. Он – в кильватере, и он светлее, поскольку целиком бежево-каменный, тогда как первое здание издали кажется скорее металлически-желтым (подробнее о структуре и интерьерах отеля см. здесь).
Отель Hyatt Regency. Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Аналогия головного здания с локомотивом заставляет как-то по-новому взглянуть на остальные корпуса: они и впрямь похожи на вагоны разной масти и калибра. Но и «хвост кометы» расширяется, так что вереница превращается в нечто более сложное.

Если во второй по счету итерации корпус Хаята был цельным, но имел два крыла, на третьем этапе объемы разделились на три отдельных корпуса: два по бокам спроектированы «Резервом», небольшой центральный СПИЧом, – здесь впервые заявлено соседство двух моделей, и, заметим, стилистика «традиционного» корпуса тоже иная, чем в гостинице и созвучна последующим зданиям тех же авторов. Эта, третья линия выглядит как шарнирное соединение – здесь, кроме прочего, усиливается поворот дуги границы комплекса и парка. Все три корпуса офисные, именно перед ними проходит улица-бульвар футболиста Численко, которая делит компекс на две половины, отделяя общественную от жилой.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Контраст подходов здесь особенно заметен. Здания Владимира Плоткина, расположенные по краям и выходящие на две фасадные стороны, к ТТК и к парку, недвусмысленно заявляют о своем отличии (подробнее здесь): белый цвет вместо бежевого, никаких карнизов, подвижная минималистичная форма, легкая и почти невесомая. Они формируют динамическую антитезу целеустремленному, но очень прочному на вид зданию отеля.

Обращенный к парку западный корпус, несмотря на значительную высоту (15 этажей), по рисунку сопоставим с парковым павильоном из тонких белых пилонад. Хорошо артикулированное множество белых прямых становится контрастным фоном для гибких линий холмов геопластики.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Этажи здесь объединены по два в горизонтальные ленты, а вертикали, тонкие и частые, плавно разрежены на заостренном в плане северном углу. В объеме верхнего и нижнего ярусов острый угол срезан по косой и только огражден по контуру каменной решеткой: внизу можно пройти, а вверху тонкая пилонада окружает террасу и, кроме того, маскирует вентвыходы.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Другой корпус «Резерва», расположенный со стороны ТТК, – более «городской», собранно-материальный. Ячейки одноярусные, совсем нет горизонтальных стяжек – межоконные плашки переплетаются как кончики пальцев или же метафизическое макраме: уток стекло, основа камень.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

На углах камень и стекло чередуются, повинуясь ясной и почти непререкаемой внутренней логике; центральная часть здания «сплетена» последовательно, отчего выглядит до некоторой степени «вещью в себе». За оживляющую асимметрию отвечают пилонады верха и низа, цоколя и аттика – внушительные «расплетенные хвосты» основного пояса. Стереометрическая основательность восточного корпуса то и дело вызывает в памяти метафизику novecento, как будто римский EUR лишили арок и еще немного повернули, как кубик Рубика; или же расплели, как ткань.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Что дает нам другой вариант аллюзии на тридцатые, контрастный зданию отеля, как будто представляющий другой полюс идей и событий. Впрочем, все смысловые слои настолько тонки, что, надо думать, при желании будет несложно доказать – их и вовсе нет и не было. Но это, собственно, много лучше прямой цитаты.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Офисный корпус СПИЧа, помещенный между этими двумя, во многом декларативно на них непохож, прежде всего большей замкнутостью, устойчивостью и, конечно, декоративностью – здесь она максимальна: все 6 междэтажных полос, связывающих объем широкими лентами, орнаментированы.

Тип резьбы – плоскостный, крупный, как на Византийском доме, Wine house и соседней Царской площади; мотивы неоклассические. Углы скругленные, в аттиковом ярусе полоски «каннелюр». Все вместе напоминает банковский модерн, к примеру, московского Китай-города.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 4
Фотография © Алексей Народицкий

Но, при всей классичности рисунка с перевитым лентой лавром, венчающего карниза у здания нет, и его этажи между лентами состоят из вполне модернистских треугольных эркеров: одна грань стеклянная, другая каменная – как будто орнаментальные ленты удерживают полосы какого-то объемного каменно-стеклянного трека. Если вернуться к теме локомотива, заданной в архитектуре отеля, то здесь мы, надо думать, видим его пламенный мотор, своего рода «механическое ядро» всей композиции. Здесь же впервые, и сразу по-максимуму, заявлен декоративный орнамент – в обоих смыслах корпус оправдывает свое центрально-симметричное расположение в общей композиции.
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 4 корпус, офисный
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 4 корпус, офисный
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 4 корпус, офисный
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 4 корпус, офисный
    Фотография © Алексей Народицкий

Корпус 9 с противоположной стороны улицы Численко в целом зеркалирует своего «лаврового» соседа, хотя бы по высоте, объему и наличию орнаментальных лент. Но он скромнее, лент с рисунками здесь всего три, вверху и внизу, рисунок проще, углы скруглены слабее и не выглядят «столпами», а «пила» треугольных выступов заменена чередованием филенок и окон, чуть выступающих вперед в средней части, похожих на трехгранные эркеры. Впрочем и карниз здесь тоже еще не появляется – корпус 9 как будто передает эстафету образности, найденной в офисном здании №5, комплексу апартаментов.
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». ЖК, 9 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». ЖК, 9 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». ЖК, 9 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». ЖК, 9 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». ЖК, 9 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий

Небольшой, но удерживающий ось корпус 9 с двух сторон фланкирован крупными полукварталами ТПО «Резерв», корпусами 10 и 6. Оба соседствуют через дорогу с описанными выше офисными зданиями 3 и 5, но если два vis-a-vis СПИЧа заметно перекликаются между собой, то Владимир Плоткин предлагает для жилых зданий иное решение: фасады подчинены рельефной сетке, основным мотивом которой становятся откосы – скошенные простенки, асимметрично фланкирующие пятна стекла, собранные в горизонтальные ленты. Их острые края похожи на лезвия белых керамических ножей, что еще раз подчеркивает контраст с повсеместно скругленными углами зданий СПИЧа. Там – овал, здесь острый угол, что сказать.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 10
Фотография © Алексей Народицкий

Откосы «причесаны» на одну сторону, в том же направлении развернуты эркеры: к парку их обращено много, на улицу всего по одному, а со стороны ТТК экреров нет вообще.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 10
Фотография © Алексей Народицкий

Сетка ведет себя очень вольно – мы уже сравнивали 5 корпус с плетением, а здесь рисунок похож на сильно растянутый хиппи-свитер: на двух внешних и южных углах стекла много, а к северу камень постепенно сгущается. Со стороны дворов откосы исчезают, но подвижный чередующийся ритм остается, дополненный плоскими нишами.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 6
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 10
Фотография © Алексей Народицкий

Три жилых здания Сергея Чобана – тоже с П-образным планом и крыльями во двор. Крайний со стороны Масловки дом, как мы помним, значительно повышается в центральной части, до 26 этажей. Мы уже сравнивали его со сфинксом, в нем есть ощутимая стать, сравнимая с впечатлением, производимым сталинской высоткой – особенно в внешней стороны. К такому товарищу без стука не войдешь.
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 12 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 12 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 12 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 12 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 12 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий

Все три дома СПИЧа тоже подчинены одной теме, уже заявленной в корпусах 4 и 9, – апеллирующей к модерну начала XX века, к зданиям, которые стали апофеозом истории развития типологии доходных домов и банковских офисов. Может быть, даже к известному идеалу 1913 года. Выбор понятный и объяснимый, как для жилых домов, так и для офисных зданий; к тому же прообраз трактован обобщенно, помимо модерна с ощутимым вкусом к современным решениям и в то же время, как мы видели выше, с нотой «сталинской» архитектуры.

Три дома, помимо орнаментальных лент и «каннелюр» в аттиковом ярусе, получают венчающие карнизы – плавных пропорций и, конечно, без консолей. Скруглены все углы: домов, ризалитов и вертикальных простенков-лопаток. Все дома имеют ризалиты, широкие и неглубокие, где-то они установлены по центру, где-то фасад получает два асимметричных ризалита.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», двор жилого комплекса
Фотография © Алексей Народицкий

Ризалиты на выходящих во двор торцах крыльев – во всю ширину и стеклянные, из темного стекла с темными перемычками, похожи на кабошоны в перстне, они ощутимо усиливают зеркальность целого и немного «щеголяют» гнутым стеклом.
  • zooming
    1 / 4
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», двор жилого комплекса
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    2 / 4
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», двор жилого комплекса
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    3 / 4
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», двор жилого комплекса
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    4 / 4
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», двор жилого комплекса
    Фотография © Алексей Народицкий

И, наконец, угловой офисный корпус авторства Владимира Плоткина. Корпус номер 8, высокий, всего на 2 этажа меньше своего жилого «соседа». Если весь комплекс скорее предъявляет себя городу и парку со спокойным достоинством, то это здание активнее. Оно полностью использует и интерпретирует как свою высоту, так и угловое положение на повороте трассы Третьего кольца, оно – один из акцентов, с помощью которого ВТБ Арена Парк заявляет о себе в городе. При подъезде со стороны Савеловского вокзала в какой-то момент кажется, что оно выше остальных корпусов раза в три, а с противоположной стороны, от Ленинградки, высота башни поначалу скрадывается, зато потом хорошо чувствуется, как ее угол раскладывается на части, направляя нас направо почти как регулировщик.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 12, офисный
Фотография © Алексей Народицкий

В угловой офисной башне есть практически та же динамика и открытость, что и двух других офисных корпусах «Резерва», третьем и пятом, но здесь она устроена иначе. Все здание подчинено светлой решетке, похожей на ту, которая использована на фасадах больницы в Коммунарке; на внешних фасадах сетка рельефная и тонкая, на внутренних линии шире и более плоские, но везде она вертикальных пропорций и проста, как параллели и меридианы на глобусе, не изменяется никакими градиентными последовательностями, оптически не «раскачивается» и сохраняет соврешенную стабильность. Зато тонкость линий снаружи делает здание подчеркнуто-хрупким: здесь решетка фасада легче, чем в любом из других корпусов и сопоставима разве что с аттиковым ярусом 3 корпуса.

Ясность и простота фасадного рисунка подчеркивают частичный поворот объема: здание похоже на объемную головоломку в начале движения трансформации. Поворот, конечно, созвучен повороту трассы, но часть объема выглядит именно что «вынутой», «развернутой», – и ей вторит поворот плоскости в нижнем ярусе на северном фасаде со стороны Масловки под тем же углом.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 12, офисный
Фотография © Алексей Народицкий

В том же месте нижний ярус выдвигается к северу, в сторону жилого корпуса 12, примерно на три деления сетки. Внизу появляется арка – консоль с зеркальным потолком опирается на два ряда очень тонких «ног» (и одну опору побольше). Она открывает еще один, дополнительный, вид во двор и из двора на просвет, и подчеркивает тонкость здания, которое как будто отставило в сторону одну элегантную «ногу».
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 12, офисный

Две высокие башни – офисная «Резерва» (24 этажа) и жилая СПИЧа (26 этажей) – становятся высотными акцентами северной части комплекса, который, напомним, повышается от Ленинградки к Масловке (и еще немного, на 2 этажа, от шоссе к парку). Между ними тоже завязывается диалог на контрасте: симметрия–асимметрия, округлость–острота, основательность–легкость, – третий по счету внутри комплекса.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». На первом плане слева – офис управляющей компании авторства СПИЧ, генпроектировщика комплекса
Фотография © Алексей Народицкий

Каждый из выстроенных здесь диалогов построен на разных приемах, и берет всякий раз новую тональность. Все их объединяет баланс напряжения и согласованности вкупе с проработанностью каждого решения. Здесь каждый корпус – высказывание, причем в составе общего разговора, выстроенного последовательно в расчете на то, чтобы проявить достоинства того или иного метода, оттенив различия соседством, но примирив общим знаменателем.

Владимир Плоткин и Сергей Чобан не впервые проводят такой эксперимент, один из ближайших примеров с точки зрения подхода – клубный дом Wine House в Садовниках, там чередуются фасады, также белокаменные. Пример ВТБ Арены Парка – самый крупный в данной парадигме. Кажется даже, что авторы «проходят» вместе со зрителем всю историю поисков и противоречий архитектуры XX века: модерн, авангард, ар-деко, метафизику форм в «снятом» виде, модернизм и его классицизированную версию, – тонко, не навязывая свои размышления горожанам, а приберегая для тех, кто захочет рассматривать архитектуру и думать о ней. Делают шаги навстречу друг другу: модернизм довольно классичен, в нем много вертикали, а «модерн» и ар-деко подвергаются значительной степени обобщения и сращиваются со свойственной модернизму техногенной эстетикой.

В данном случае сам диалог между направлениями становится предметом творческой работы, что позволяет использовать по отношению к ее результату не только расхожее рыночное определение «комплекс», но пожалуй что и образно-эмоциональное «ансамбль». Причем взаимодействие частей происходит не по правилам классики и не по логике модернизма, а ставит новые вопросы, которые, возможно, и составляют повестку нашего времени. К примеру, вопрос о необходимости разнообразия и допустимости использования «разных языков».

Заметим, что развитая здесь тема созучна более глобальному диалогу, происходящему в городе: Москва представляет собой конгломерат зданий-представителей классики и модернизма, «сталинской» репрезентации и модернистских высказываний, перемешанный иногда случайно, иногда намеренно. Иногда они индифферентны друг к другу, чаще спорят. Здесь же, на перекрестке при Динамо, разговор получился иным, отрегулированным и толерантным – таким специальным парламентом, где никто никого не перебивает, как будто задача – показать пример. Одновременно удается сформировать пресловутый комфортный город, достаточно крупный, чтобы он соответствовал интересам девелопмента, но не чрезмерный и сопоставимый по масштабу с соседними улицами.

Прямо идеал какой-то.
Проект:
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 36

Авторский коллектив:
SPEECH
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Алексей Ильин
Архитекторы проекта: Марина Кузнецкая (ГАП) Анастасия Гриценко, Александр Лайко, Виталий Чеканов, Наталья Шитвина, Иван Шутиков, Людмила Макухина (ГИП)

ТПО «Резерв»
Руководитель авторского коллектива ТПО «Резерв»: Владимир Плоткин
Архитекторы проекта: Сергей Успенский (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Антон Егерев (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Анастасия Иванова (ГАП), Татьяна Максимова, Андрей Нигматулин (ГАП), Азат Хасанов, Евгений Чебышев
Инженеры: Игорь Кортышко (ГИП), Владимир Паненков, Вадим Семенов, Виктор Андреев, Людмила Каверзнева, Ольга Бурмистрова

2006 — 2013 / 2013 — 2020

Заказчик: ЗАО «Управляющая компания «Динамо»

07 Октября 2020

СПИЧ, ТПО «Резерв»: другие проекты
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Похожие статьи
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Технологии и материалы
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
Сейчас на главной
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.