English version

Город солнца

Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

07 Октября 2020
mainImg
Проект:
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 36

Авторский коллектив:
SPEECH
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Алексей Ильин
Архитекторы проекта: Марина Кузнецкая (ГАП) Анастасия Гриценко, Александр Лайко, Виталий Чеканов, Наталья Шитвина, Иван Шутиков, Людмила Макухина (ГИП)

ТПО «Резерв»
Руководитель авторского коллектива ТПО «Резерв»: Владимир Плоткин
Архитекторы проекта: Сергей Успенский (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Антон Егерев (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Анастасия Иванова (ГАП), Татьяна Максимова, Андрей Нигматулин (ГАП), Азат Хасанов, Евгений Чебышев
Инженеры: Игорь Кортышко (ГИП), Владимир Паненков, Вадим Семенов, Виктор Андреев, Людмила Каверзнева, Ольга Бурмистрова

2006 — 2013 / 2013 — 2020

Заказчик: ЗАО «Управляющая компания «Динамо»
0 История проектирования ВТБ Арена Парка насчитывает где-то 15 лет и в значительной степени отражает основые «вехи» новейшего времени московской архитектуры. Его планировали как преимущественно офисный, в какой-то момент с очень большой площадью, но в конце концов комплекс приобрел смешанную функцию: гостиница Hyatt, 4 офисных корпуса, аппартаменты. Он уменьшился в объеме до примерно 400 000 м2, а проектирование было разделено между двумя бюро: СПИЧ и ТПО «Резерв», причем за первыми осталась функция генпроектировщика, но пластические решения корпусов чередуются примерно поровну. Год назад мы рассказывали историю проектирования и рассматривали завершенную к тому времени первую очередь. Теперь комплекс, расположенный на одном из самых значительных транспортных перекрестков Москвы, на пересечении Третьего транспортного кольца и Ленинградки, и хорошо знакомый как минимум всем столичным автомобилистам, полностью завершен и его можно рассматривать как данность – реализация заняла 7 лет.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Двенадцать корпусов выстроились вдоль Третьего кольца в части улицы Новая Башиловка, на территории, расширяющейся в сторону Масловки. У перекрестка – гостиница Hyatt, затем три офисных здания; широкую, пятигранную часть занимает ЖК «ВТБ Арена Парк» из шести домов с апартаментами, плюс на внешнем, восточном, углу, обращенном к ТТК – офисная башня.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
© SPEECH

Линия фасадов вдоль трассы прямая, к благоустроенному парку «Динамо» комплекс обращен широкой дугой. Первая и вторая очереди разделены улицей-бульваром, в широком створе которой хорошо просматривается синяя «шапка» обновленного стадиона.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Улица выводит к подземному переходу под ТТК, позволяя коротким путем через парк попасть от метро «Динамо» к домам на противоположной стороне. Но и все внутренние улицы первой очереди открыты для всех и благоустроены, по ним можно бродить. Территория ЖК закрыта решетками, но объемы расставлены раздельно, с паузами, так что комплекс проницаем для глаза и ветра.

С обеих сторон, парковой и с трассы, здания выстроены ритмично, почти как музыкальная гамма, никаких одутловатостей и слияний, дом-пауза-дом, разные, но похожие, или наоборот.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Как будто здесь был проведен эксперимент по прививанию Москве – городу, чью размашистую «шероховатость» многие принимают за genius loci, – привычки к порядку и умеренности без потери тонкости в выражении разнообразных тем.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Комплекс во многих своих проявлениях выглядит едва ли не эталоном застройки значительной территории в большом современном городе. Он большой, но не очень высокий, в основном 11-16 этажей, и только самые дальние объемы, у Масловки – один жилой, другой офисный, повышаются до 26 и 24. Он действительно многофункциональный, разделен между офисами, гостиницей и жильем в сопоставимых пропорциях. В зданиях первой очереди уже действуют кафе и магазины в нижних этажах, во второй очереди – жилой двор без машин.

Его со всех сторон окружает зелень, как деревья, так и довольно обширные лужайки: все это компенсирует местоположение на развязке двух напряженных трасс, обеспечивающих, в свою очередь, отличную транспортную доступность. Все фасады облицованы светлым известняком, что недвусмысленно указывает на высокий статус и жилья, и офисов, работая в то же время на эффект внутренней целостности нового фрагмента города. Он достаточно удален от Третьего кольца, здесь тихо, светло и уютно, особенно в солнечный день, когда здания отбрасывают друг на друга блики и рефлексы, множество солнечных зайчиков.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

У ансамбля два автора, Сергей Чобан и Владимир Плоткин, и в рамках общей задачи они, с одной стороны, достаточно строго придерживались высотных ограничений, вертикальных пропорций рисунка фасадов, белокаменного дизайн-кода при достаточном количестве стекла. Но, с другой стороны, представили каждый свое направление – условно говоря, современную классику и современный модернизм – максимально ясным образом. И дали возможность всем желающим сравнивать их, так сказать, в пространстве, в реальной, хотя и тщательно сконструированной среде обитания.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Корпуса бюро СПИЧ, представляющие классицизирующее направление, более пластичное и массивное, образовали своего рода каркас композиции, основу ее устойчивости. Отель Hyatt раскрывается к центру территории трапецией крыльев – такой же трапецией отвечает ему самый высокий (26 этажей) жилой дом на противоположном краю; силуэтом он немного напоминает голову и лапы сфинкса, что тоже довольно устойчиво. По сторонам дом «охраняют» два полуквартала-рамки, а по центральной оси от отеля к нему выстраиваются еще два небольших, похожих друг на друга, объема авторства СПИЧ.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
© SPEECH

Признаюсь, определять здания Сергея Чобана как «классицизирующие» в данном случае не вполне правильно. Скорее они представляют собой полюс «традиционной» архитектуры (опять же в кавычках) в рамках общего сюжета.

Гостиница Хаят обращена к Ленинградскому шоссе и берет на себя роль «головы» кометы или капитанской рубки парохода, недаром же вентвыходы на кровле первого здания решены как скульптурные трубы. Движение вперед подчеркнуто преобладанием горизонтальных линий, но сдержано золотисто-бронзовыми каннелированными вертикалями; фасады трактованы как решетка. Скругленные углы и гибкие ленты тяготеют к ретро-технодизайну, труба напоминает о доме-пароходе Ле Корбюзье, или о пароходах и паровозах вообще, полукруглые эркеры – о Весниных. Сама идея уподобления дома транспортному средству отсылает к авангарду, но здесь он очень прочно сросся с ар-деко: такого посткоструктивизма в России не было. Напротив, вспоминается что-то из области «владелец заводов, газет, пароходов едет с экскурсией в СССР». Прямо вот в таком отеле и можно поселить такого владельца.
Отель Hyatt Regency. Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Второй корпус – прицеп к локомотиву. Во втором здании меньше металла, но больше каннелюр и филенок. Он – в кильватере, и он светлее, поскольку целиком бежево-каменный, тогда как первое здание издали кажется скорее металлически-желтым (подробнее о структуре и интерьерах отеля см. здесь).
Отель Hyatt Regency. Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Аналогия головного здания с локомотивом заставляет как-то по-новому взглянуть на остальные корпуса: они и впрямь похожи на вагоны разной масти и калибра. Но и «хвост кометы» расширяется, так что вереница превращается в нечто более сложное.

Если во второй по счету итерации корпус Хаята был цельным, но имел два крыла, на третьем этапе объемы разделились на три отдельных корпуса: два по бокам спроектированы «Резервом», небольшой центральный СПИЧом, – здесь впервые заявлено соседство двух моделей, и, заметим, стилистика «традиционного» корпуса тоже иная, чем в гостинице и созвучна последующим зданиям тех же авторов. Эта, третья линия выглядит как шарнирное соединение – здесь, кроме прочего, усиливается поворот дуги границы комплекса и парка. Все три корпуса офисные, именно перед ними проходит улица-бульвар футболиста Численко, которая делит компекс на две половины, отделяя общественную от жилой.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Контраст подходов здесь особенно заметен. Здания Владимира Плоткина, расположенные по краям и выходящие на две фасадные стороны, к ТТК и к парку, недвусмысленно заявляют о своем отличии (подробнее здесь): белый цвет вместо бежевого, никаких карнизов, подвижная минималистичная форма, легкая и почти невесомая. Они формируют динамическую антитезу целеустремленному, но очень прочному на вид зданию отеля.

Обращенный к парку западный корпус, несмотря на значительную высоту (15 этажей), по рисунку сопоставим с парковым павильоном из тонких белых пилонад. Хорошо артикулированное множество белых прямых становится контрастным фоном для гибких линий холмов геопластики.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Этажи здесь объединены по два в горизонтальные ленты, а вертикали, тонкие и частые, плавно разрежены на заостренном в плане северном углу. В объеме верхнего и нижнего ярусов острый угол срезан по косой и только огражден по контуру каменной решеткой: внизу можно пройти, а вверху тонкая пилонада окружает террасу и, кроме того, маскирует вентвыходы.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Другой корпус «Резерва», расположенный со стороны ТТК, – более «городской», собранно-материальный. Ячейки одноярусные, совсем нет горизонтальных стяжек – межоконные плашки переплетаются как кончики пальцев или же метафизическое макраме: уток стекло, основа камень.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

На углах камень и стекло чередуются, повинуясь ясной и почти непререкаемой внутренней логике; центральная часть здания «сплетена» последовательно, отчего выглядит до некоторой степени «вещью в себе». За оживляющую асимметрию отвечают пилонады верха и низа, цоколя и аттика – внушительные «расплетенные хвосты» основного пояса. Стереометрическая основательность восточного корпуса то и дело вызывает в памяти метафизику novecento, как будто римский EUR лишили арок и еще немного повернули, как кубик Рубика; или же расплели, как ткань.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Что дает нам другой вариант аллюзии на тридцатые, контрастный зданию отеля, как будто представляющий другой полюс идей и событий. Впрочем, все смысловые слои настолько тонки, что, надо думать, при желании будет несложно доказать – их и вовсе нет и не было. Но это, собственно, много лучше прямой цитаты.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий

Офисный корпус СПИЧа, помещенный между этими двумя, во многом декларативно на них непохож, прежде всего большей замкнутостью, устойчивостью и, конечно, декоративностью – здесь она максимальна: все 6 междэтажных полос, связывающих объем широкими лентами, орнаментированы.

Тип резьбы – плоскостный, крупный, как на Византийском доме, Wine house и соседней Царской площади; мотивы неоклассические. Углы скругленные, в аттиковом ярусе полоски «каннелюр». Все вместе напоминает банковский модерн, к примеру, московского Китай-города.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 4
Фотография © Алексей Народицкий

Но, при всей классичности рисунка с перевитым лентой лавром, венчающего карниза у здания нет, и его этажи между лентами состоят из вполне модернистских треугольных эркеров: одна грань стеклянная, другая каменная – как будто орнаментальные ленты удерживают полосы какого-то объемного каменно-стеклянного трека. Если вернуться к теме локомотива, заданной в архитектуре отеля, то здесь мы, надо думать, видим его пламенный мотор, своего рода «механическое ядро» всей композиции. Здесь же впервые, и сразу по-максимуму, заявлен декоративный орнамент – в обоих смыслах корпус оправдывает свое центрально-симметричное расположение в общей композиции.
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 4 корпус, офисный
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 4 корпус, офисный
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 4 корпус, офисный
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 4 корпус, офисный
    Фотография © Алексей Народицкий

Корпус 9 с противоположной стороны улицы Численко в целом зеркалирует своего «лаврового» соседа, хотя бы по высоте, объему и наличию орнаментальных лент. Но он скромнее, лент с рисунками здесь всего три, вверху и внизу, рисунок проще, углы скруглены слабее и не выглядят «столпами», а «пила» треугольных выступов заменена чередованием филенок и окон, чуть выступающих вперед в средней части, похожих на трехгранные эркеры. Впрочем и карниз здесь тоже еще не появляется – корпус 9 как будто передает эстафету образности, найденной в офисном здании №5, комплексу апартаментов.
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». ЖК, 9 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». ЖК, 9 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». ЖК, 9 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». ЖК, 9 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». ЖК, 9 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий

Небольшой, но удерживающий ось корпус 9 с двух сторон фланкирован крупными полукварталами ТПО «Резерв», корпусами 10 и 6. Оба соседствуют через дорогу с описанными выше офисными зданиями 3 и 5, но если два vis-a-vis СПИЧа заметно перекликаются между собой, то Владимир Плоткин предлагает для жилых зданий иное решение: фасады подчинены рельефной сетке, основным мотивом которой становятся откосы – скошенные простенки, асимметрично фланкирующие пятна стекла, собранные в горизонтальные ленты. Их острые края похожи на лезвия белых керамических ножей, что еще раз подчеркивает контраст с повсеместно скругленными углами зданий СПИЧа. Там – овал, здесь острый угол, что сказать.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 10
Фотография © Алексей Народицкий

Откосы «причесаны» на одну сторону, в том же направлении развернуты эркеры: к парку их обращено много, на улицу всего по одному, а со стороны ТТК экреров нет вообще.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 10
Фотография © Алексей Народицкий

Сетка ведет себя очень вольно – мы уже сравнивали 5 корпус с плетением, а здесь рисунок похож на сильно растянутый хиппи-свитер: на двух внешних и южных углах стекла много, а к северу камень постепенно сгущается. Со стороны дворов откосы исчезают, но подвижный чередующийся ритм остается, дополненный плоскими нишами.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 6
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 10
Фотография © Алексей Народицкий

Три жилых здания Сергея Чобана – тоже с П-образным планом и крыльями во двор. Крайний со стороны Масловки дом, как мы помним, значительно повышается в центральной части, до 26 этажей. Мы уже сравнивали его со сфинксом, в нем есть ощутимая стать, сравнимая с впечатлением, производимым сталинской высоткой – особенно в внешней стороны. К такому товарищу без стука не войдешь.
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 12 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 12 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 12 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 12 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», 12 корпус
    Фотография © Алексей Народицкий

Все три дома СПИЧа тоже подчинены одной теме, уже заявленной в корпусах 4 и 9, – апеллирующей к модерну начала XX века, к зданиям, которые стали апофеозом истории развития типологии доходных домов и банковских офисов. Может быть, даже к известному идеалу 1913 года. Выбор понятный и объяснимый, как для жилых домов, так и для офисных зданий; к тому же прообраз трактован обобщенно, помимо модерна с ощутимым вкусом к современным решениям и в то же время, как мы видели выше, с нотой «сталинской» архитектуры.

Три дома, помимо орнаментальных лент и «каннелюр» в аттиковом ярусе, получают венчающие карнизы – плавных пропорций и, конечно, без консолей. Скруглены все углы: домов, ризалитов и вертикальных простенков-лопаток. Все дома имеют ризалиты, широкие и неглубокие, где-то они установлены по центру, где-то фасад получает два асимметричных ризалита.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», двор жилого комплекса
Фотография © Алексей Народицкий

Ризалиты на выходящих во двор торцах крыльев – во всю ширину и стеклянные, из темного стекла с темными перемычками, похожи на кабошоны в перстне, они ощутимо усиливают зеркальность целого и немного «щеголяют» гнутым стеклом.
  • zooming
    1 / 4
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», двор жилого комплекса
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    2 / 4
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», двор жилого комплекса
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    3 / 4
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», двор жилого комплекса
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    4 / 4
    Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», двор жилого комплекса
    Фотография © Алексей Народицкий

И, наконец, угловой офисный корпус авторства Владимира Плоткина. Корпус номер 8, высокий, всего на 2 этажа меньше своего жилого «соседа». Если весь комплекс скорее предъявляет себя городу и парку со спокойным достоинством, то это здание активнее. Оно полностью использует и интерпретирует как свою высоту, так и угловое положение на повороте трассы Третьего кольца, оно – один из акцентов, с помощью которого ВТБ Арена Парк заявляет о себе в городе. При подъезде со стороны Савеловского вокзала в какой-то момент кажется, что оно выше остальных корпусов раза в три, а с противоположной стороны, от Ленинградки, высота башни поначалу скрадывается, зато потом хорошо чувствуется, как ее угол раскладывается на части, направляя нас направо почти как регулировщик.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 12, офисный
Фотография © Алексей Народицкий

В угловой офисной башне есть практически та же динамика и открытость, что и двух других офисных корпусах «Резерва», третьем и пятом, но здесь она устроена иначе. Все здание подчинено светлой решетке, похожей на ту, которая использована на фасадах больницы в Коммунарке; на внешних фасадах сетка рельефная и тонкая, на внутренних линии шире и более плоские, но везде она вертикальных пропорций и проста, как параллели и меридианы на глобусе, не изменяется никакими градиентными последовательностями, оптически не «раскачивается» и сохраняет соврешенную стабильность. Зато тонкость линий снаружи делает здание подчеркнуто-хрупким: здесь решетка фасада легче, чем в любом из других корпусов и сопоставима разве что с аттиковым ярусом 3 корпуса.

Ясность и простота фасадного рисунка подчеркивают частичный поворот объема: здание похоже на объемную головоломку в начале движения трансформации. Поворот, конечно, созвучен повороту трассы, но часть объема выглядит именно что «вынутой», «развернутой», – и ей вторит поворот плоскости в нижнем ярусе на северном фасаде со стороны Масловки под тем же углом.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 12, офисный
Фотография © Алексей Народицкий

В том же месте нижний ярус выдвигается к северу, в сторону жилого корпуса 12, примерно на три деления сетки. Внизу появляется арка – консоль с зеркальным потолком опирается на два ряда очень тонких «ног» (и одну опору побольше). Она открывает еще один, дополнительный, вид во двор и из двора на просвет, и подчеркивает тонкость здания, которое как будто отставило в сторону одну элегантную «ногу».
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк», корпус 12, офисный

Две высокие башни – офисная «Резерва» (24 этажа) и жилая СПИЧа (26 этажей) – становятся высотными акцентами северной части комплекса, который, напомним, повышается от Ленинградки к Масловке (и еще немного, на 2 этажа, от шоссе к парку). Между ними тоже завязывается диалог на контрасте: симметрия–асимметрия, округлость–острота, основательность–легкость, – третий по счету внутри комплекса.
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк». На первом плане слева – офис управляющей компании авторства СПИЧ, генпроектировщика комплекса
Фотография © Алексей Народицкий

Каждый из выстроенных здесь диалогов построен на разных приемах, и берет всякий раз новую тональность. Все их объединяет баланс напряжения и согласованности вкупе с проработанностью каждого решения. Здесь каждый корпус – высказывание, причем в составе общего разговора, выстроенного последовательно в расчете на то, чтобы проявить достоинства того или иного метода, оттенив различия соседством, но примирив общим знаменателем.

Владимир Плоткин и Сергей Чобан не впервые проводят такой эксперимент, один из ближайших примеров с точки зрения подхода – клубный дом Wine House в Садовниках, там чередуются фасады, также белокаменные. Пример ВТБ Арены Парка – самый крупный в данной парадигме. Кажется даже, что авторы «проходят» вместе со зрителем всю историю поисков и противоречий архитектуры XX века: модерн, авангард, ар-деко, метафизику форм в «снятом» виде, модернизм и его классицизированную версию, – тонко, не навязывая свои размышления горожанам, а приберегая для тех, кто захочет рассматривать архитектуру и думать о ней. Делают шаги навстречу друг другу: модернизм довольно классичен, в нем много вертикали, а «модерн» и ар-деко подвергаются значительной степени обобщения и сращиваются со свойственной модернизму техногенной эстетикой.

В данном случае сам диалог между направлениями становится предметом творческой работы, что позволяет использовать по отношению к ее результату не только расхожее рыночное определение «комплекс», но пожалуй что и образно-эмоциональное «ансамбль». Причем взаимодействие частей происходит не по правилам классики и не по логике модернизма, а ставит новые вопросы, которые, возможно, и составляют повестку нашего времени. К примеру, вопрос о необходимости разнообразия и допустимости использования «разных языков».

Заметим, что развитая здесь тема созучна более глобальному диалогу, происходящему в городе: Москва представляет собой конгломерат зданий-представителей классики и модернизма, «сталинской» репрезентации и модернистских высказываний, перемешанный иногда случайно, иногда намеренно. Иногда они индифферентны друг к другу, чаще спорят. Здесь же, на перекрестке при Динамо, разговор получился иным, отрегулированным и толерантным – таким специальным парламентом, где никто никого не перебивает, как будто задача – показать пример. Одновременно удается сформировать пресловутый комфортный город, достаточно крупный, чтобы он соответствовал интересам девелопмента, но не чрезмерный и сопоставимый по масштабу с соседними улицами.

Прямо идеал какой-то.
Проект:
Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 36

Авторский коллектив:
SPEECH
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Алексей Ильин
Архитекторы проекта: Марина Кузнецкая (ГАП) Анастасия Гриценко, Александр Лайко, Виталий Чеканов, Наталья Шитвина, Иван Шутиков, Людмила Макухина (ГИП)

ТПО «Резерв»
Руководитель авторского коллектива ТПО «Резерв»: Владимир Плоткин
Архитекторы проекта: Сергей Успенский (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Антон Егерев (ГАП – руководитель архитектурной мастерской), Анастасия Иванова (ГАП), Татьяна Максимова, Андрей Нигматулин (ГАП), Азат Хасанов, Евгений Чебышев
Инженеры: Игорь Кортышко (ГИП), Владимир Паненков, Вадим Семенов, Виктор Андреев, Людмила Каверзнева, Ольга Бурмистрова

2006 — 2013 / 2013 — 2020

Заказчик: ЗАО «Управляющая компания «Динамо»

07 Октября 2020

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
СПИЧ, ТПО «Резерв»: другие проекты
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Похожие статьи
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Образовательный маяк
Здание мореходного училища в порту Свеннборга, спроектированное C.F. Møller Architects совместно с EFFEKT, получило жесткую сетку открытых бетонных конструкций. Решение позволило добиться функциональной гибкости и проницаемости пространства.
Форма немыслимого
Павильон АТОМ на ВДНХ хочется сопоставить с известной максимой архитекторов и критиков: «придумал? теперь построй!». Редко можно встретить столь самоотверженное погружение в реализацию, причем сложные конструктивные и инженерные задачи, поставленные UNK перед самими собой, тут представляются неотъемлемой, важной частью архитектурной идеи. Challenge соответствует месту – все же «выставка достижений», а павильон посвящен атомной энергетике. Рассматриваем: снаружи, изнутри и с изнанки.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Молочная тема
Концепция офиса компании, производящей сыр, предназначена для закрытой территории молокозавода, – это, хотя бы наполовину, промышленная архитектура. Возможно поэтому она очень проста, что кажется удачным. Здание оживляет буквально пара «штрихов»: разворот угла акцентирует вход, оттенок стекла откликается на тему «молочных рек».
Здание-черенок
В итальянском городке Рипа-Театина недалеко от адриатического побережья строится семейный центр по проекту LAP architettura.
Движение по кругу
Бюро Atelier Aconcept спроектировало детский сад и начальную школу в пригороде Парижа Л’Ай-ле-Роз. Комплекс должен стать «воротами» всей коммуны и драйвером развития нового, весьма перспективного жилого квартала.
Технологии и материалы
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.