English version

Движение по краю

ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Жилой комплекс «Лица»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: В. Плоткин, С. Успенский, Е. Филипчева, И. Маринин, А. Платонов, Н. Толмачева. Инженеры: С. Щербина, Р. Каюмов

2012 — 2014 / 2013 — 2018

Заказчик: Capital Group
Сотрудничество: ООО «ФОРМА» (конструктив),ООО «КИМ-Ш» (инженерия)
Ходынское поле – бывший аэродром, чьи окрестности за последние 20 лет застраиваются настолько интенсивно, что местность по праву стала одним из символов постсоветской гигантомании. Две трети дугообразного контура поля, похожего в плане на апельсиновую дольку с основанием 1,5 км и дугой больше двух, занял ЖК «Гранд Парк»: 43 га, где-то 500 000 м2 площади, 4700 с чем-то квартир. Он сочетает, кажется, все основные вариации крупномасштабных объемов: дом-скульптуру «Парус», башни, амфитеатр кварталов, понижающихся к полю. Внешний контур формируют два дома-стены, один из них длиной 770 м. Оба с переменным зубчатым силуэтом, так что дом на западном углу жители прозвали «расческой». Вспоминаются стены какого-нибудь большого древнего города, к примеру, Стамбула, Смоленска или Коломны, сохранившиеся в виде крупных фрагментов. Между тем эта стена не была разрушена в незапамятные времена, а выросла в первой половине 2000-х согласно замыслу архитекторов «Моспроекта-4» под руководством Андрея Бокова.

Кроме того, для клуба ЦСКА Андрей Боков в соавторстве с Дмитрием Бушем построилидва стадиона: нынешнюю «Арену ВЭБ» с западной стороны, в 2016 году, и Ледовый дворец Мегаспорт на восточном углу, на десять лет раньше, в 2006. Этот второй дворец Григорий Ревзин сравнил с «большим винтом, лопасти которого разлетаются в разные стороны» – действительно похоже, поскольку ее контур составлен из двух спиралевидных пандусов, красного и синего, с цветными полупрозрачными навесами из пластика.

К юго-востоку от спирали Ледового дворца, на узком и длинном участке между ним и улицей авиаконструктора Сухого, два года назад завершен ЖК «Лица» по проекту Владимира Плоткина и ТПО «Резерв». О его проекте, как и о поиске формы для сложной задачи, мы рассказывали в 2014 году. По ключевым параметрам его можно сопоставить где-то с третьей частью «Гранд парка»: общая площадь 186 000 м2, жилая 107 000 м2; и все это на участке 1,7 га, раз в пятнадцать меньше, чем у соседа-предшественника.
Положение в городе и ситуационный план. Жилой комплекс «Лица»
© ТПО «Резерв»

Дом завершил собой пунктирную линию домов-«стен», начатую Андреем Боковым и взял на себя роль въездного акцента, своего рода пропилея Ходынского поля. Встав на углу, обращенном к ближайшему въезду с Ленинградского шоссе, он зримо отделяет пространство Ходынки от широкой объездной улицы и промзоны авиаконструкторов, расположенной снаружи, к юго-востоку. Параметры дома – во многом вынужденные, большой объем на узком участке, вплотную к арене, но они логично поддержаны уже заданной здесь темой «фрагмента крепостной стены». К тому же если продолжить сравнение, то нередко памятники средневековых городов оказываются почти что прислонены к их стенам и углам (возьмем церковь Анны в углу Китай-города); вот и здесь получилось что-то похожее, но в современных подходах и пропорциях. Как будто винт стадиона упал в углу огромного города и, прорезав для себя место, врос в землю. Хотя опять же было всё наоборот, стена окружила винт.
Жилой комплекс «Лица»
Фотография © Константин Антипин / предоставлено ТПО «Резерв»

Словом, необычное, очень неклассичное получилось сочетание. Но красивое: кажется, что дом гордо поднимает голову, разрезая пространство как по маслу, в то же время переглядывается с Петровским дворцом Екатерины II на противоположной стороне Ленинградки – он как раз виден отсюда.
Жилой комплекс «Лица»
Фотография предоставлена Capital Group

Из-за тесного участка и крупного объема структура дома получилась достаточно необычной. Под всем изогнуто-треугольным участком – три яруса подземной парковки, которая с внутренней стороны, вдоль проезда, отделяющего дом от Ледового дворца, прирастает еще двумя ярусами. Над землей со стороны улиц – 4 яруса коммерческой городской инфраструктуры: магазины, бутики, кафе, фитнес перемежаются с лобби жилого дома. Здесь уместился целый ТРЦ с двумя группами эскалаторов. Вдоль улицы в нижних этажах кафе, магазины, детский центр – они работают, несмотря на наличие внутри средних размеров молла, а также на то, что трафик на улице напряженный, по 3 полосы в каждую сторону. Впрочем, дом на 11 м отступает от края трассы. Но примечательно, что здесь удалось совместить «внутреннюю» торговлю ТРЦ и внешнюю городскую, – обычно их считают несовместимыми.
  • zooming
    1 / 4
    Продольный разрез. Жилой комплекс «Лица»
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 4
    Поперечный разрез. Жилой комплекс «Лица»
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 4
    План стилобата. Жилой комплекс «Лица»
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 4
    План этажа на отметке +4.800. Жилой комплекс «Лица»
    © ТПО «Резерв»

Итак, ЖК «Лица» – действительно многофункциональный комплекс. Случаи встраивания ТРЦ в стилобат жилого дома можно по пальцам сосчитать, одно дело магазин, детский сад или фитнес, а здесь нашлось место и для кинотеатра-мультиплекса. Практически современный аналог Дома на набережной, в котором можно жить, не особенно выходя; не достает разве что офисной функции, но мы же теперь привыкаем работать дома...

Стилобат занимает все пятно застройки, а жилая часть выше него состоит из одной длинной (300 м) шестисекционной пластины, изогнутой вдоль улицы, и другой пластины из одной секции. Она поставлена на северном торце вдоль улицы Авиаконструктора Микояна, параллельно проезду, который ведет наискосок к Ходынскому бульвару. Помимо дуги, заданной изгибом улицы Сухого, на торцах дом «отсечен» воображаемыми лучами, которые сходятся где-то у входа в кассы Ледового дворца – сложно сказать, есть ли в этом попытка акцентировать соседнее здание, но два элегантных угла, не то чтобы совсем россиевских, но достаточно острых, на ключевых точках обзора появляется. Малая пластина получила в плане трапециевидную форму, точка схода боковых линий в центре дуги двора.

Толщина жилых пластин 17,5 м, что, будучи спроецировано на общую высоту 88 м, дает достаточно тонкий абрис. Квартиры – от одно- и двухкомнатных по сторонам небольшим коридоров до двухсторонних трехкомнатных и лучших, четырехкомнатных в верхней части южного торца. В малой пластине встречаются двухъярусные квартиры – нечастый для Москвы эксперимент с типологией.
План типового этажа. Жилой комплекс «Лица»
© ТПО «Резерв»

Двор размещен на кровле стилобата – прием, в наше время распространенный. Но здесь он находится на высоте 20 метров от земли, мягко говоря, раза в 2-3 выше, чем обычно. Это как если бы двор был на крыше 6 или даже 7-этажного дома. С улицы его совершенно не видно, внутри тихо и приватно. Двор освещается в основном юго-западным солнцем, но зато целиком, «на прострел». А вторая пластина прикрывает его от северного ветра, добавляя отраженного солнечного света, – ближе к вечеру, когда дети гуляют, скажем, после школы.
Жилой комплекс «Лица»
Фотография © Константин Антипин / предоставлено ТПО «Резерв»

Главный, самый заметный прием – паттерн фасадов. Зигзагообразный, бело-зеленый рисунок объединяет продольные стены длинной пластины, складывается в разнообразные оптические эффекты: со стороны Ленинградки мы острее воспринимаем затягивающие взгляд горизонтали, от центра и юго-запада зигзаги, в сильном ракурсе появляется рябь диагоналей. Суть в том, что рисунок одинаковый и «играет» от формы, в нем есть способность меняться в зависимости от угла и восприятия. Не любой паттерн на это способен.
  • zooming
    1 / 5
    Жилой комплекс «Лица»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 5
    Жилой комплекс «Лица»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 5
    Жилой комплекс «Лица»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 5
    Жилой комплекс «Лица»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 5
    Жилой комплекс «Лица»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено ТПО «Резерв»

Другая особенность: рисунок почти полностью интегрирует окна, делает их частью себя. Мы привыкли, что суть фасада – чередование простенков и проемов. Но здесь он таковым не воспринимается, требуется даже некоторое мысленное усилие, чтобы понять, где окна – поначалу мы видим цельную структуру со своими внутренними законами. Паттерн помогает нивелировать масштаб – принято считать, что лучшее средство для этого крупные пятна, но «поглощая» окна, рисунок превращает весь дом в пятно со сложным контуром.

Всё, между тем, устроено достаточно просто и даже экономично. Широкие «модернистские» окна объединены в группы по три по горизонтали: внутри каждой группы темно-коричневые простенки, а по бокам тонкие белые. Однако горизонталь белого зигзага объединяет не три, а два окна – остаток заполнен зелеными вставками – теми самыми, которые заставляют воспринимать дом как «зеленый», хотя таких элементов на фасаде 15-20%, не больше. Панели простые, на заклепках, даже внизу. Но белые поверхности покрыты серым «горошком», который при взгляде издали имитирует прорезной металл, превращает в условность кружки заклепок и снимает избыточную яркость белого. Среднее окошко в группе снизу подчеркнуто черной полосой по белому, полоса попадает на угол зигзага и резонирует с темным металлом глубоких откосов. Рапорт не то чтобы сложный, но все вместе дает какой-то фрактал – отличный способ побороться с монотонностью одинаковых окон каким-то новым способом.
Жилой комплекс «Лица», уличный фасад, фрагмент
Фотография: Архи.ру

Со стороны двора зигзаг такой же и развивается в том же направлении, с юга на север снизу вверх, работая на впечатление единой материи всей пластины. Но здесь добавляются прорезные металлические решетки лестничных холлов, чей дырчатый горошек кажется прообразом кругов на белых панелях. По вечерам в игру включаются черные металлические простенки – они блестят на солнце и отражаются в стеклах, добавляя золотистый оттенок и глубину.
Жилой комплекс «Лица», дворовый фасад, фрагмент
Фотография: Архи.ру

На торцах зигзаги превращаются в горизонтальные полоски, что также подчеркивает воображаемое единство материи, из которой сделаны корпуса: это как если бы разрезали камень с определенной структурой, и на продольном срезе он давал бы один, сложный рисунок, а на поперечном другой, к примеру полосатый. Цветные полоски длинного дома, конечно, зеленые, а малой пластины, у которой нет протяженного измерения и отсутствуют зигзаги, на северной стене монохромные, а на южной – темно-бордовые, как отклик на соседство красного пандуса арены.
Жилой комплекс «Лица»
Фотография © Илья Иванов / предоставлено ТПО «Резерв»

Крупный объем стилобата издали кажется подставкой, поддерживающей изнутри дома-кулисы, которые отступают как можно дальше от спирали Ледового дворца, давая ему максимум возможного «воздуха». Но нижняя, отведенная иной функции часть дома выявлена и на лицевом фасаде, обращенном к улице. Над магазинами первого этажа проходит пилообразная зубчатая полоса стеклянных эркеров двухэтажной высоты – пластически они складываются в подобие механической ленты, трека, обеспечивающего изгиб дома, а практически ловят солнце – широкие плоскости эркеров обращены именно на юг. Выше дом сначала отчеркнут широкой белой полосой, затем строчкой горизонтальных проемов, и только затем начинается паттерн.
Жилой комплекс «Лица»
Фотография © Илья Иванов / предоставлено ТПО «Резерв»

Длинный дом разделен двумя глубокими прорезями, по 11 этажей высоты. Они делят пластину на три крупные части, пропускают во двор дополнительный свет, а прорезь на сгибе по центру расположена прямо над входом в главный вестибюль жилого дома и акцентирует его.
Жилой комплекс «Лица»
Фотография © Илья Иванов / предоставлено ТПО «Резерв»

Вход, надо сказать, отмечен очень деликатно, белым козырьком и тремя чередующимся стеклянными выступами и впадинами, созвучными логотипу дома. Такой же белый козырек, только крупнее и на два этажа выше, также как и углубление-скос стеклянной стены, отмечают вход в ТРЦ со стороны Ленинградки.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Лица»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Лица»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Лица»
    Фотография © Константин Антипин / предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Лица»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено ТПО «Резерв»

В прорезях стены белые. Внутренний торец стены северного корпуса тоже белый, так что разрыв между пластинами может быть понят как третья, более глубокая прорезь – это подчеркивает целостность дома, который начинает восприниматься как Г-образный объем, рассеченный несколько раз, в том числе на повороте. Кроме того и в прорезях, и на торцах появляется дополнительная пластика – неглубокие, но на всю ширину консольные выступы. В северной части их высота одинаковая и сложно отделаться от мысли, что это и есть «лица», у дома два лица, – вообще здесь несложно увидеть два существа: один, длинный, устремлен вперед, другая защищает собой двор, и смотрят они в одну сторону. Всё это дано исключительно абстрактно и очень обобщенно, сродни наброскам Хуана Миро или Пикассо позднего периода – существа вполне воображаемые, совершенно не выходят за рамки стереометрии. И между тем высокая арка на южном торце длинного дома – еще один «фирменный» сквозной проем на тонкой опоре – очень напоминает то ли хвост, то ли отставленную в сторону ногу.

Метафоры не обязательны; но они оживляют и делают образ полным. В сущности же дом завершил (или, предположим, почти завершил) застройку дуги Ходынского поля, решив массу сложных задач, от функциональных и типологических до объемно-пространственных и оптических. Он подхватил тему, заданную здесь домами-стенами Андрея Бокова, но развил ее и трактовал по-своему. Дом тоньше, «зубцы» выше и, честно говоря, не так уж похожи на крепостные. Здесь на Ходынском поле, вероятно из-за простора, всё в основном получается мощным и определенным: зримые дома-«стены», круглые дома-«трубы», расчерченные крестами дома-кварталы и огромные паузы между ними всеми. А этот дом, на самом неудобном, но и ответственном месте, получился другим, – он, конечно, заявляет о себе, но в то же время как будто поеживается на прохладном ходынском ветру.
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Жилой комплекс «Лица»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: В. Плоткин, С. Успенский, Е. Филипчева, И. Маринин, А. Платонов, Н. Толмачева. Инженеры: С. Щербина, Р. Каюмов

2012 — 2014 / 2013 — 2018

Заказчик: Capital Group
Сотрудничество: ООО «ФОРМА» (конструктив),ООО «КИМ-Ш» (инженерия)

20 Июля 2020

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
ТПО «Резерв»: другие проекты
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Белое дерево
ЖК Wine house – один из первых реализованных примеров сотрудничества Владимира Плоткина и Сергея Чобана в одном проекте: вдумчивый, графично-сдержанный диалог старого и нового в центре города: в нескольких «действиях», от XIX века до XXI.
ГТГ: ОМА
Бюро OMA представило проект реконструкции здания Третьяковской галереи на Крымском валу.
Безграничная сдержанность
Элегантное здание административного центра Новой Москвы, с характерным для проектов ТПО «Резерв» эстетским вниманием к форме и ритму фасадных членений, выглядит как НЛО на необустроенных полях под Коммунаркой.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Филармония света
Проект московской филармонии, который реализуется сейчас в Зарядье, обещает быть одним из первых, если не первым ярким общественным зданием «звёздной» архитектуры, построенным в Москве без купюр. В то же время оно отдает дань авторским предпочтениям и истории места, будучи поверено образностью классического модернизма шестидесятых.
Похожие статьи
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.
Зигзаг фасада
Офисное здание в Майнце защищает новый район на Рейне от шума порта. Авторы проекта – MVRDV и morePlatz.
Стальная живопись
Панели из нержавеющей стали на «Башне» Фрэнка Гери в арт-центре LUMA в Арле задуманы как мазки кисти Ван Гога.
Стеклянное облако
На морском курорте Циньхуандао на северо-востоке Китая строится «Облачный центр» по проекту пекинского бюро MAD.
Путь света
В знаменитый дворец императора Нерона – «Золотой дом» в Риме – теперь ведет новый вход по проекту Stefano Boeri Architetti.
Импортная типология
Комплекс доступного жилья с начальной школой по проекту бюро Henley Halebrown в лондонском районе Хакни основан на «центральноевропейском» типе жилой башни.
Силуэт прошлого
Внутренний двор музея и библиотеки в Цзяшане на востоке Китая напоминает силуэтом традиционную печь для обжига керамики, которыми славился этот город.
Штрихи современности
Открылся после реконструкции музей истории Парижа – Карнавале: в команде проекта архитекторы Snøhetta отвечали за новшества.
Обратная пропорция
В Центре инноваций INES университета чилийской области Био-Био по замыслу архитекторов Pezo von Ellrichshausen пространства для совместной и индивидуальной работы обратно пропорциональны друг другу.
Геометрические игры
В Мохали, городе-спутнике Чандигарха, архитекторы Studio Ardete снабдили офисное здание выразительным фасадом с асимметричными балконами, оставшись в жестких рамках бюджета.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Технологии и материалы
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.