Архсовет Москвы – 77

Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36, корп.13
Россия, Москва, Ленинградский проспект, д. 36, корп.13

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Юлий Борисов
Руководитель проекта: Ольга Реунова
Главный архитектор организации: Дмитрий Иконников
ГАП: Софья Козлова; ведущий архитектор проекта: Алан Хидиров, Сергей Ряузов; архитекторы: Диана Кошерова, Елизавета Матвеева. Визуализатор: Дмитрий Захаров

2022 — 10.2022

Девелопер:Галс-Девелопмент
Предмет обсуждения – офисная башня на северном треугольнике территории ВТБ Арена Парка, где сейчас расположен офис продаж комплекса. Авторы проекта – архитекторы UNK, заказчик компания ГАЛС. Проект представлял Юлий Борисов. 

Основной сюжет рассмотрения: UNK предложили повысить высотную отметку с разрешенных раннее 100 м до 150 м, сделав, таким образом, объем, который должен вместить 80 000 м2, более стройным, чем если бы он соответствовал первоначальному высотному ограничению. 
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

Форма башни – квадратный в плане параллелепипед со срезанными по косой углами – расширяющийся кверху силуэт немного напоминает олимпийский факел. Таким образом авторы, по словам Юлия Борисова, отреагировали на соседство стадиона Динамо, навевающего спортивные аллюзии. Форма также мотивирована тем, что верхние этажи дороже нижних (вверху, как прозвучало на совете, устраивает себе офисы начальство), а также, по словам Александра Асадова, – инсоляцией. Фасады башни трактованы в виде тонкой сетки вертикальных пропорций: архитектурное стекло и фибробетон. Этажи объединены по вертикали по три, на срезанных углах объем расширяется кверху тонкими пластинами-ступеньками.
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

Две главные «отправные точки» – ближайшие здания Арены Парк: жилой дом 12 (36к40) Сергея Чобана и офисная башня 8 (36к41) Владимира Плоткина. Это самые высокие объемы комплекса, они соответствуют актуальному на момент его строительства высотному ограничению 100 м.

Новая башня Юлия Борисова откликается на рисунок фасадов бизнес-центра Владимира Плоткина – тонкую вертикальную сетку, растягивая ее на три этажа вместо двух, расставляя проемы в шахматном порядке, но в целом улавливая те же пропорциональные соотношения. На угловых «срезах» сетка превращается в ребристо-складчатую структуру, немного напоминает мукарнасы, но не изменяет ортогональной логике решетки. 
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

Отдельная тема – стилобат. Здание стоит на одном ярусе подземной парковки, еще сколько-то парковочных мест умещается во втором этаже стилобата – в общей сложности на 134 машины (всего лишь! – Юлий Борисов объяснил это тем, что большинство сотрудников будет идти от метро). Двухъярусный стилобат высотой 10.5 м с благоустроенной кровлей занимает весь треугольник участка. 

Первый этаж – магазинно-общественный, как это принято в наше время. Кровлю, оформленную проницаемым контуром-«перголой», прорастающей из пилонады внешнего контура, планируется благоустроить. К слову сказать, новая башня Арены Парка стала одним из трех проектов, недавно анонсированных компанией ГАЛС на ее сайте. Там, в числе прочего, говорится, что «стилобатная часть бизнес-центра будет выполнена в неоклассическом стиле».
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

Отдельным вопросом на совете стала доступность пространства на кровле стилобата: только ли для офисных сотрудников, или для всех горожан и всегда, или для горожан в какие-то особенные моменты? За расширение общественной функции особенно ратовал – как обычно – Петр Кудрявцев. Впрочем, первые этажи будут доступны для всех, как и территория, вплотную примыкающая к стилобату. По словам Юлия Борисова, в актуальном проекте продуман выход для горожан на кровлю.
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

Авторы мельком показали множество проработанных вариантов, среди них есть как обтекаемые стеклянные, так и подчиненные разным видам сетки. Лично мне нравится номер 59, с объемной граненой решеткой. Но выбран был вариант достаточно контекстуальный. Юлий Борисов назвал этот путь «нейтральным». 
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
Варианты масинга. Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

Предложена и вечерняя подсветка. 
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

Совет принял проект в целом доброжелательно, поддержав и повышение высоты, и общественное пространство стилобата.

Владимир Плоткин, автор одного из ближайших зданий, высказал сомнение в использованном модуле, который объединяет 3 этажа и, вслед за зданиями Арены Парка, выстраивает все ту же 12-ярусную структуру в еще большем масштабе: «...можно было бы проигнорировать этот ритмический ряд. Здание другое, ему не стоит стесняться своей высоты 150 метров. Можно было бы честно отсчитать этажи, не объединяя их, или использовать нейтральную сплошную фасадную оболочку». 

Михаил Посохин полностью поддержал проект, хотя высказал сомнение в том, что 80 000 м2 могут в нем уместиться, и также усомнился в функциональности кровли стилобата, особенно зимой. Петр Кудрявцев подчеркнул значение общественного пространства в стилобате и на его кровле, Александр Цимайло поддержал его в том смысле, что офисным работникам надо где-то отдыхать.

Новый эксперт архитектурного совета Дмирий Сухов предложил увеличить плотность стены. 
  • zooming
    1 / 4
    Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
    © UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
  • zooming
    2 / 4
    Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
    © UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
  • zooming
    3 / 4
    Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
    © UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
  • zooming
    4 / 4
    Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
    © UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022

В сущности, единственным критическим выступлением был отзыв Сергея Скуратова: «...если заказчик категорически не хочет отказываться от 80 000 м2 – мы все уже много лет сталкиваемся именно с такой ситуацией, – я бы рассмотрел возможность повышения высотности как минимум до 200–220  м. Таким образом мы могли бы получить площадь этажа не 2200 м2, а около 1000 м2, если бы часть объема спрятали в стилобат». Кроме того, Сергей Скуратов предложил сместить башню – с уже большей высотой и более тонким силуэтом – максимально влево, на северный угол участка, сейчас занятый стилобатом. В итоге объем стал бы элегантнее и перестал бы столь явно замыкать перспективу ТТК со стороны Беговой. «Я прекрасно понимаю, что архитектор у нас, увы, не все может. Но я бы попытался поставить эту башню не как в римской архитектуре, по оси, а сдвинув его и сделав изящнее. В этом варианте я не могу поддержать проект при всем моем уважении к автору».

С идеей большего увеличения высоты, впрочем в более сдержанном тоне – поддержав проект в целом – согласились выступавшие позднее Юлия Бурдова и Елизавета Лихачева. 

Мы переспросили Юлия Борисова о возможности еще больше увеличить высоту здания в проекте, ответ был таким: «Да, у нас были варианты 100, 150 и 180 метров высотой. Последний вариант проигрывает объему высотой 150 м технически, а разница в эстетике при этом невелика. В целом я бы сказал, что не в каждом месте уместно самое стройное и самое высокое здание. В данном случае оно «оторвалось» бы от комплекса ВТБ Арена Парка. Я бы так сказал: несложно нарисовать очень узкий или очень высокий объем, сложнее спроектировать его реалистично, и архитекторы, специализирующиеся на офисных зданиях, знают, что почти невозможно сделать такой объем эффективнее и экономичнее, чем здание со стандартным соотношением высоты и площади этажа». 

Сергей Кузнецов, резюмируя, ответил Сергею Скуратову: «Во-первых, мы на всех знаковых проектах всегда говорим заказчикам и архитекторам, что мы готовы поддерживать архитектурную композицию даже если противоречит ГПЗУ. У нас очень много примеров изменения ГПЗУ, один из примеров – здание Евгения Герасимова, со шпилем, которое стоит через дорогу. Мы тоже смотрели его на Архсовете, была изменена высота, объем более кубический приобрел вертикальный силуэт. Мы поддерживаем, но надо всегда помнить, что есть и заказчик. Сейчас инвесторы не всегда готовы идти в высоту, потому что это дороже и привезти необходимое оборудование стало сложнее. Я не готов сказать, что повлияло именно здесь, но мы никогда не пытались бы ограничить высоту, если бы у команды заказчика, инвестора и архитектора было бы желание делать такой силуэт, с нашей стороны они получили бы поддержку. Я считаю, что это все-таки вопрос коллегиального решения, а не только нашего настояния. Я полагался на авторов, они услышали комментарии и могут подумать. Мне кажется, в основном все положительно оценили проект, поэтому я предлагаю поддержать его по сумме мнений. Но, как всегда, еще раз скажу, что призываю авторов внимательно посмотреть те комментарии, которые были высказаны. По поводу высоты – могу сказать от себя, что если у команды разработчиков будет желание попробовать что-то сделать с высотой, мы против не будем. Хотя я считаю, как человек, участвовавший в проекте [ВТБ Арена Парка, – прим. ред.] в составе команды, которая разрабатывала мастер-план, я прекрасно помню проект, – могу сказать, что такое здание очень хорошо вписывается в рамки этого мастер-плана. Авторы очень хорошо отреагировали на мастер-план – это мое мнение не как главного архитектора, но как члена той команды, которая работала над проектом на Беговой».

Архитектурный совет поддержал проект. 
 
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36к13
© UNK. Увидено на Архсовете Москвы 12.10.2022
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Общественно-деловой центр с подземной автостоянкой на Ленинградском проспекте, 36, корп.13
Россия, Москва, Ленинградский проспект, д. 36, корп.13

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Юлий Борисов
Руководитель проекта: Ольга Реунова
Главный архитектор организации: Дмитрий Иконников
ГАП: Софья Козлова; ведущий архитектор проекта: Алан Хидиров, Сергей Ряузов; архитекторы: Диана Кошерова, Елизавета Матвеева. Визуализатор: Дмитрий Захаров

2022 — 10.2022

Девелопер:Галс-Девелопмент

13 Октября 2022

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.