МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I

Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.

mainImg
Факультет архитектуры МГАХИ им. В.И. Сурикова выпускает архитекторов с 2007 года. На протяжении многих лет на факультете сложились традиции в подготовке специалистов. Выпускные квалификационные работы выполняются на реальных ситуациях и ориентированы на решение актуальных задач конкретных населенных пунктов.

cic =

Елена Кузнецова, декан факультета архитектуры, доцент, член Союза архитекторов России

Работа над выпускными квалификационными работами предварялась предпроектными исследованиями в рамках преддипломной практики. Студенты внимательно выбрали и изучили ситуации для проектирования и самостоятельно выполнили фотофиксацию на месте, собрали исторический материал. Результаты предпроектных исследований были представлены некоторыми студентами на студенческих конференциях, что говорит об основательности подхода к выбору темы и разработке технического задания

Центры искусств

Центр искусств и ремесел в Махачкале
Диана Эфендиева
Руководитель: профессор Екатерина Трибельская


Участок расположен на берегу живописного озера Ак-Гёль, в новом развивающемся районе города, в 5 километрах от исторического центра. В скором времени данный район станет ключевым центром притяжения горожан и туристов, так как территория вокруг озера активно застраивается. В радиусе 500 метров расположены объекты, которые повлияли на формирование центра. Основным из них является музей истории города Махачкалы, расположенный в стилобате памятника «Русской учительнице». Также рядом с границей участка находится многоэтажный жилой комплекс с отелем и банкетным залом. Для взаимосвязи проектируемого объекта и существующих точек притяжения предложено благоустройство набережной от музея истории города Махачкалы до многоквартирного жилого комплекса.
Центр искусств и ремесел в Махачкале. Республика Дагестан
© Диана Эфендиева

Центр искусств и ремесел можно разделить на 6 основных блоков, которые связаны галерей с выставочным пространством в уровне первых двух этажей:

1. Входной блок с кафе и танцевальными классами. С входного блока можно попасть на благоустроенную набережную и выйти на пирс, для прогулки на лодках.
2. Концертный комплекс на 850 мест, многофункциональный зал на 200 мест и музыкальные классы.
3. Кулинарная мастерская, кухня и администрация.
4. Гончарная мастерская и коворкинг.
5. Столярная и ювелирная мастерские.
6. Ткацкая мастерская.

Завершает весь комплекс смотровая башня, с которой открывается красивый вид на озеро и город.
  • zooming
    1 / 6
    Центр искусств и ремесел в Махачкале. Республика Дагестан. Смотровая башня
    © Диана Эфендиева
  • zooming
    2 / 6
    Центр искусств и ремесел в Махачкале. Республика Дагестан. Сценарии использования площади перед озером Ак-Гёль
    © Диана Эфендиева
  • zooming
    3 / 6
    Центр искусств и ремесел в Махачкале. Республика Дагестан. Функциональное зонирование
    © Диана Эфендиева
  • zooming
    4 / 6
    Центр искусств и ремесел в Махачкале. Республика Дагестан. Схема генплана
    © Диана Эфендиева
  • zooming
    5 / 6
    Центр искусств и ремесел в Махачкале. Республика Дагестан. Планировочный решениея
    © Диана Эфендиева
  • zooming
    6 / 6
    Центр искусств и ремесел в Махачкале. Республика Дагестан. Фасады
    © Диана Эфендиева
Арт-квартал в Москве
Татьяна Бяшарова
Руководитель: доцент Елена Кузнецова

Арт-квартал в Москве. Пространство внутреннего двора
© Татьяна Бяшарова

Участок на Нижней Сыромятнической улице был выбран из московской программы комплексного развития территорий, разработанной Градостроительным комплексом Москвы. Данная программа нацелена на обновление и развитие бывших промышленных зон и неэффективно используемых участков.

В непосредственной близости от участка расположены три основные точки интереса – Центр современного искусства «Винзавод», бизнес-квартал «Арма», Центр дизайна Artplay. Новый Арт- квартал будет функционировать в качестве связующей структуры между тремя изолированными общественными арт-центрами и сможет восполнить пробелы в их функциональной наполненности. Это объединение позволит создать целостную и гармоничную среду, способствующую творческой активности и культурному взаимодействию.

Арт-квартал включает в себя пять основных функциональных блоков: зрелищный, образовательный, блок художественных мастерских, выставочный и Арт-форум. Многофункциональное пространство Арт-форума перекрыто перекрестно-стержневой конструкцией и не является отапливаемым. На площадке могут проводиться различные мероприятия – арт-маркеты, фестивали, концерты и временные экспозиции.
  • zooming
    1 / 8
    Арт-квартал в Москве. Объемно-пространственные решения. Открытый амфитеатр во внутреннем дворе
    © Татьяна Бяшарова
  • zooming
    2 / 8
    Арт-квартал в Москве. Объемно-пространственные решения. Экспозиционное простарнство выставочного блока
    © Татьяна Бяшарова
  • zooming
    3 / 8
    Арт-квартал в Москве. Объемно-пространственные решения. Класс художественных мастерских
    © Татьяна Бяшарова
  • zooming
    4 / 8
    Арт-квартал в Москве
    © Татьяна Бяшарова
  • zooming
    5 / 8
    Арт-квартал в Москве. Генеральный план
    © Татьяна Бяшарова
  • zooming
    6 / 8
    Арт-квартал в Москве. План 1 этажа на отметке +1.200
    © Татьяна Бяшарова
  • zooming
    7 / 8
    Арт-квартал в Москве. Сценарии использования многофункционального пространства арт-форума
    © Татьяна Бяшарова
  • zooming
    8 / 8
    Арт-квартал в Москве
    © Татьяна Бяшарова
Культурный центр в городе Несебър, Болгария
Александър Иванов
Руководитель: доцент Елена Кузнецова


Культурный центр расположен в историческом центре болгарского города Несебър. Здание разбивается на части в соответствии с масштабом окружающей малоэтажной застройки. Культурный центр состоит из нескольких блоков: зрелищного, выставочного, учебно-образовательного, а также блоков коворкинга, общественного питания и администрации. Культурный центр может быть использован как единое, открытое пространство, либо разделен на отдельные функциональные блоки в зависимости от формата проводимых мероприятий.
  • zooming
    1 / 5
    Культурный центр в городе Несебър. Болгария
    © Александър Иванов
  • zooming
    2 / 5
    Культурный центр в городе Несебър. Болгария. Расположение в городе
    © Александър Иванов
  • zooming
    3 / 5
    Культурный центр в городе Несебър. Болгария. Генеральный план
    © Александър Иванов
  • zooming
    4 / 5
    Культурный центр в городе Несебър. Болгария
    © Александър Иванов
  • zooming
    5 / 5
    Культурный центр в городе Несебър. Болгария
    © Александър Иванов

Научные и образовательные комплексы

Кампус художественного института в Палехе
Анна Макарук
Руководитель: доцент Дарья Попова


Кампус проектируется на территории левой половины бывшего льнозавода, расположенного между Художественным училищем имени М. Горького и проектируемым Центром дизайна и ремесел, который занимает правую половину.

Кампус представляет собой систему, включающую два главных общественных корпуса – институт и общественный центр с арт-резиденцией. Последний может использоваться не только студентами, но и жителями Палеха, и туристами. Студенты, преподаватели и художники, приезжающие на программы арт-резиденции, обеспечиваются временным жильем, представленным двумя типами общежитий. Формируется дисперсная застройка, соответствующая масштабу поселка.
  • zooming
    1 / 5
    Кампус художественного института в Палехе
    © Анна Макарук
  • zooming
    2 / 5
    Кампус художественного института в Палехе
    © Анна Макарук
  • zooming
    3 / 5
    Кампус художественного института в Палехе
    © Анна Макарук
  • zooming
    4 / 5
    Кампус художественного института в Палехе
    © Анна Макарук
  • zooming
    5 / 5
    Кампус художественного института в Палехе
    © Анна Макарук

Главный вход на территорию кампуса осуществляется с юга, со стороны поселка. Формируется поперечный бульвар, соединяющий Художественное училище имени М. Горького и проектируемый Центр дизайна и ремесел. На главную площадь перед бульваром ориентирован главный вход в корпус института, дополнительный организован со стороны студенческих общежитий, с севера.

Центральная часть здания института представляет собой многофункциональноеобщественное пространство атриумного типа. На нескольких его уровнях может быть устроен коворкинг, могут проводиться выставки и просмотры студенческих работ. В интерьерах предлагается использовать характерную палехскую цветовую палитру.
Кампус художественного института в Палехе
© Анна Макарук
Образовательный комплекс в Тиране, Албания
Фйональда Ходжа
Руководитель: доцент Елена Кузнецова


Образовательный комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальностям в области искусства и архитектуры. Здание расположено в южной части Тираны, на берегу Искусственного озера Тирана.
Образовательный комплекс в городе Тиране. Албания
© Фйональда Ходжа

Идея создания Образовательного комплекса возникла из-за необходимости расширения площадей существующих Университетов. Комплекс включает различные функциональные блоки: архитектурный, музыкальный, искусства, зрелищный, выставочный, блок общественного питания, спортивная зона и многофункциональный мост. Для обеспечения кратчайшего пути от Образовательного комплекса до существующих зданий Политехнического университета, Университета искусств и Тиранского университета проектируется многофункциональный мост через озеро. В архитектурно-художественной концепции объекта использованы символы Албании – цветок мака и красная лента. 
  • zooming
    1 / 7
    Образовательный комплекс в городе Тиране. Албания
    © Фйональда Ходжа
  • zooming
    2 / 7
    Образовательный комплекс в городе Тиране. Албания
    © Фйональда Ходжа
  • zooming
    3 / 7
    Образовательный комплекс в городе Тиране. Албания
    © Фйональда Ходжа
  • zooming
    4 / 7
    Образовательный комплекс в городе Тиране. Албания
    © Фйональда Ходжа
  • zooming
    5 / 7
    Образовательный комплекс в городе Тиране. Албания
    © Фйональда Ходжа
  • zooming
    6 / 7
    Образовательный комплекс в городе Тиране. Албания
    © Фйональда Ходжа
  • zooming
    7 / 7
    Образовательный комплекс в городе Тиране. Албания. План 1 этажа
    © Фйональда Ходжа
Научно-исследовательский центр экологии в Республике Адыгея
Александра Ридель
Руководитель: профессор М.Н. Канунников


Место расположено в 14 км от Краснодара, на косе между рекой Кубанью и искусственным Шапсугским водохранилищем. Территория окружена бывшими сельскохозяйственными полями и водохранилищем, которое из-за нарушения системы орошения полей постепенно превращается в болото. Создание научно-исследовательского центра экологии позволит помочь решить возникающую крупную экологическую проблему и выявить потенциал территории.

Архитектурно-художественное решение комплекса опирается на проведенные автором исследования и анализ опыта создания научно-экологических центров. Трехчастность композиции основана на составляющих экологии: природа – человек – наука, а доминанта символизирует их связь и значимость для существования жизни на земле.

Каждый луч комплекса получает свою функцию: научную, образовательную и производственную, а башня объединяет общественную, экспериментальную и технологическую. Образ комплекса наполнен символичностью и смыслами, получающими отражение в фасадных решениях, вместе с современными конструктивными решениями и материалами.
  • zooming
    1 / 7
    Научно-исследовательский центр экологии в Республике Адыгея
    © Александра Ридель
  • zooming
    2 / 7
    Научно-исследовательский центр экологии в Республике Адыгея. Генеральный план
    © Александра Ридель
  • zooming
    3 / 7
    Научно-исследовательский центр экологии в Республике Адыгея
    © Александра Ридель
  • zooming
    4 / 7
    Научно-исследовательский центр экологии в Республике Адыгея
    © Александра Ридель
  • zooming
    5 / 7
    Научно-исследовательский центр экологии в Республике Адыгея. Фасад
    © Александра Ридель
  • zooming
    6 / 7
    Научно-исследовательский центр экологии в Республике Адыгея
    © Александра Ридель
  • zooming
    7 / 7
    Научно-исследовательский центр экологии в Республике Адыгея
    © Александра Ридель

11 Августа 2025

Похожие статьи
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ имени В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.