«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69

Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 Архсовет рассмотрел проект школы «Новый взгляд» при МГИМО, предназначенной для размещения в ЖК «Садовые кварталы». Команда АБ Восток & Martela летом 2020 года выиграла конкурс, но победивший проект вызвал много критики (см., в частности, интервью Сергея Скуратова). Сейчас на рассмотрение архсовета был представлен другой вариант проекта школы, существенно отличный от победившего в конкурсе, но созданный той же командой. Проект разработан по замечаниям и комментариям Сергея Скуратова как автора дизайн-кода «Садовых кварталов».

Предшествующий проект АБ Восток и Martela,
победивший в июле 2020 года в конкурсе:

Архитектурная концепция школы «Новый взгляд», июль 2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Архитектурная концепция школы «Новый взгляд», июль 2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

В начале заседания Сергей Кузнецов предложил Сергею Скуратову воздержаться от комментариев, выслушать всех коллег, и сам тоже пообещал до подведения итогов не вступать в дискуссию, хотя предварил разговор ремаркой о том, что следует в числе прочего рассмотреть вопрос: не лучше ли вернуться в первому проекту АБ Восток, победившему в конкурсе?

Большинство экспертов архсовета высказались в пользу доработки, или, скорее, переработки показанного проекта с тем, чтобы еще раз рассмотреть другой вариант на совете.
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Технологическую программу школы, разработанную авторитетной компанией Martela, было решено не обсуждать, но среди высказываний прозвучало, что, возможно, первый, победивший в июльском конкурсе, проект был с точки зрения программы организации школьного пространства решен лучше.

Одним из самых болезненных вопросов стал тот факт, что в новом проекте прерывается Дорога в школу, предложенная автором мастер-плана Сергеем Скуратовым как ключевой элемент градостроительного решения комплекса. Авторы, АБ Восток, объяснили отстутствие Дороги в школу, части обхода, соединяющего все кварталы комплекса во втором ярусе, пожарными нормативами. Надо заметить, что в конкурсном проекте АБ Восток Дорога не отменялась. Кроме того на совете прозвучало, что пожарные нормы могут быть скорректированы спецтехусловиями (СТУ), и в таком случае противоречия с Дорогой в школу могут быть сняты.
zooming
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Петр Кудрявцев охарактеризовал весь проект «Садовых кварталов» как crème de la crème, жемчужину в центре Москвы: «Самое главное в этом проекте – мастер-план, среда, которая там получилась, геном, который Сергей Скуратов туда заложил. Пространство, пешеходные связи. Важно, чтобы эта генетика сохранилась до конца развития проекта. Важно, чтобы новое здание не меняло его, а если меняло, то имея очень сильные аргументы, в частности, связанные с логистикой передвижения детей». По словам Петра Кудрявцева, материалов, освещающих то, как люди, прежде всего дети, будут передвигаться по территориии, в представленном проекте явно недостаточно. Кроме того, Кудрявцев подчеркнул важность заложенной Сергеем Скуратовым идеи сочетания разного архитектурного языка, произведений разных авторов – она требует более яркого самостоятельного высказывания.
zooming
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Нарекания вызвали: непроработанность транспортной схемы и схемы движения по школе, пересечение потоков младше- и старшеклассников между собой, так же как и с «грязными зонами», и в целом недостаточно детальная подача проекта. Экспертам также показалось сомнительным размещение блока санузлов в центральной части школы, и отстутствие перед ними тамбуров.
  • zooming
    1 / 10
    Ситуационный план. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    2 / 10
    Схема генплана, совмещенная с транспортной схемой. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    3 / 10
    Схема благоустройства. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    4 / 10
    План 1 этажа. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    5 / 10
    План 2 этажа. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    6 / 10
    План 3 этажа. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    7 / 10
    План 4 этажа. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    8 / 10
    План кровли. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    9 / 10
    Разрез 1-1. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    10 / 10
    Разрез 2-2. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Замечания вызвала решетка окон, расположенных на части боковых фасадов в шахматном порядке – критика коснулась как освещения классов, так и безопасности (в нижнем ярусе потребуются бронированные стекла, чтобы дети, играя, их не разбили, заметил Сергей Чобан), и избыточной декоративности, немотивированности приема «шахматной доски» на фасаде (Вадим Греков). С другой стороны, Юлий Борисов такое решение стены поддержал – за ее отличие от жилых домов.
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Владимир Плоткин отметил, что дробный ритм окон школы визуально увеличивает ее объем, что не соответствует принципу дизайн-кода «Садовых кварталов», – код, напротив, предполагает визуальное уменьшение высоты застройки методом укрупнения элементов, объединения окон в группы. С другой стороны, тектонический прием с парением белого объема над стеклянным не соответствует внутреннему пространству за стеклом: внутри мелко нарезанные помещения, там нет крупного эффектного пространства, которое можно было бы предполагать за большим витражом, – подчеркнул Плоткин, кроме того заметив, что на заявленные зеленые террасы нет выхода и уровень окон выше сидящего в помещении человека.

В этом с ним согласилась Татьяна Гук: «зачем вы ведете детей наверх, на эти террасы, если не формируете программу использования этих пространств?». Также, по словам Гук, авторы не попали с масштаб «Садовых кварталов»: «Потерян масштаб школы, это скорее общественное здание, полутораметровый паттерн абсолютно сбивает масштаб внутри застройки».
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
zooming
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Кроме того Татьяна Гук подняла проблему забора: по нормативам школа должна быть обнесена забором, но на визуализациях его нет, и получается, что в проекте территория входа в школу становится внутриквартальным общественным пространством.
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Но ярче всех высказался Сергей Чобан. Приведя в пример зарубежную практику, он подчеркнул, что «конкурсы проводятся не для того, чтобы выбрать архитектора, а для того, чтобы выбрать архитектуру. Проект, выбранный на этом конкурсе, вызвал как позитивные, так и негативные мнения, но во всяком случае он не был похож ни на что из того, что стоит рядом. Достоинство это или недостаток – не знаю.

Но я считаю, что конкурсы проводятся именно для того, чтобы исполнять конкурсный проект, а не приглашать некоего выбранного через конкурс архитектора для того, чтобы он делал какой-то другой проект. У меня возникает ощущение, что здесь именно так и произошло: путем конкурса выбрали архитектора, потом архитектор испугался собственной работы, выбранной на конкурсе, и под влиянием критики решил плохо скопировать проект Скуратова. Выступающая консоль с большим стеклом присутствовала в проекте еще в то время, когда мы с Сергеем Кузнецовым только начали работать для «Садовых кварталов» и сделали проект для соседней площадки. Сергей Скуратов для того и делал мастер-план, чтобы, когда приглашаются разные архитекторы, они делали не копию Скуратова, – собственно, такие архитекторы и не приглашались, – мы, к примеру, даже спорили с Сергеем Скуратовым по поводу нашей архитектуры. Мне кажется, разнообразие отдельных элементов, привнесенное разными архитекторами, очень дополнило весь комплекс.

И если проводить конкурс на здание школы – что вообще было спорным шагом, потому что Сергей сделал прекрасный проект – то нужно было выбирать архитектуру не подражающую Сергею, что и сделали на конкурсе, а некую другую архитектуру. И эту архитектуру тогда нужно реализовать. Если нет желания, мужества, или есть другие причины отказаться от реализации победившего проекта – может быть он оказался несостоятельным – надо проводить новый конкурс.

Это жесткое требование, которое мы как коллеги, как архитектурный совет Москвы должны здесь выдвинуть. Мы не можем принять, что выбирается некий проект, потом он не реализуется по конкурсу, на рассмотрение вносится плохая копия, подделка под работу Скуратова, и теперь эту подделку надо исправлять и заглаживать до тех пор, пока ее не примут. Видно, что молодые коллеги берут некие средства, но они не знают, как с ними обращаться. Большие объемы стекла, витражи, обращенные в классы и мастерские, ведут на юго-запад (sic!) – прямые солнечные лучи и никакой солнцезащиты – такое решение ничем не может быть оправдано, даже если солнцезащиту потом и создавать. Пропорции у Скуратова были тянутые, напряженные, а здесь превратились в кубики, квадраты... Вот эта картинка [главный вид от пруда, – прим. ред.], – она же показывает совершенно четко, что просто взята идея Скуратова и из нее сделана беспомощная поделка.
zooming
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Вид со стороны центральной зоны Садовых кварталов. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Нужно очень серьезно подумать о том, что либо здесь должен появиться абсолютно самобытный проект – я считаю, что «Садовые кварталы» очень важный комплекс в Москве – и надо провести еще один конкурс. Либо, если вы хотите гарантированное решение «под Скуратова», то возьмите Скуратова. Зачем нам проекты, которые сделаны «под» мастера, талантливого архитектора? Надо либо делать свое, решая, что делать, при помощи конкурса, – либо, если заказчики считают, что здесь должна появиться школа «в стиле» проекта Скуратова – тогда лучше сделать оригинал, а не, скажем так, беспомощную копию».

Сергей Скуратов, который выступил как одновременно член архсовета и автор мастер-плана, назвал отсылку к пожарным нормам для отказа от Дороги в школу непрофессиональной позицией: «дорога в школу существует, она должна замыкать все четыре квартала, это артерия, которая связывает все четыре квартала и школу, это важнейшая вещь. Архитектуру надо было выстраивать на взаимодействии с Дорогой в школу, как и было сделано на моих проектах, первом, втором варианте. Это также было сделано в варианте, который выиграл конкурс. Почему сейчас это исчезло, я не знаю. Дорогу в школу проектируем мы, она будет построена, из первого в третий квартал, по тем самым принципам, которые были заложены».

Сергей Скуратов также выразил удивление «подделкой» под его проект, не останавливаясь детально отметил, что в проекте много ошибок, и констатировал, что, несмотря на сотню замечаний, которые автор мастер-плана написал к предыдущему проекту, надеясь, что «харизма появится» – «к сожалению, ничего не получилось». «Я даже не знаю, как они будут работать дальше по этому проекту, не имея какой-то собственной позиции. Видно, что они могут двигаться в любую сторону: в белую, в черную, в серую... Что заказчик скажет, что девелопер скажет, что Martela скажет, то они и будут делать. Мы имеем дело с самым серьезным местом, с замковым камнем «Садовых кварталов», здесь очень важно сделать красивую, элегантную, функциональную и конструктивно технически сложную вещь. На такие вещи приглашаются мастера».

Резюмируя, Сергей Кузнецов признал, что критики больше, чем поддержки, поэтому предложенное решение школы совет отклонил. Дальнейшая судьба этой истории, по словам главного архитектора города, определится в переговорах с заказчиком – принять принудительное решение о проведении конкурса архсовет не может.

18 Ноября 2020

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Технологии и материалы
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Инновационная сантехника. Новинки подвесных монолитных...
Последняя революция в сантехнике произошла недавно, когда оборудование для ванных комнат приобрело монолитную форму. Следуя мировым трендам, специалисты Cersanit создали новые модели подвесных унитазов CREA SQUARE и CITY OVAL. Спрятали крепления и колено под корпус, добились ещё большей эстетики, гигиеничности и простоты в уходе. Что ещё нужно знать дизайнеру о новинках?
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
3D-узоры из кирпича
Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Знак качества
Регулярно в мире проходят тысячи архитектурных конкурсов, но не более десятка являются авторитетными площадками демонстрации или проводниками новых идей. В их числе – A+Awards, которую присуждает архитектурный портал Architizer. Среди лауреатов Девятой премии – сразу два проекта, в которых используются фиброцементные панели EQUITONE.
Андрей Кузьменков, Digital Guru: «С общественным мнением...
Агентство Digital Guru занимается управлением репутацией и исследованиями пользовательских мнений в социальных медиа – так называемым social listening, а также геоаналитическими исследованиями. О том, как эти методы могут использоваться архитекторами и застройщиками на стадии подготовки и планирования общественно значимых проектов, мы поговорили с директором Digital Guru – Андреем Кузьменковым.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Коллекция светодиодного искусства
Выбрать идеальный светильник под определенный интерьер легко! Главное, влюбиться в светильник с первого взгляда и представить его в интерьере своей гостиной, кухни, спальни или офиса.
Потолки-фрагменты – ключ к адаптивным пространствам
Они позволяют ощутить проницаемость поверхности и высоту пространства, сохраняя звукоизолирующие свойства, и гибко зонировать помещение, что сейчас особенно актуально. Потолки-фрагменты Armstrong от Knauf Ceiling Solutions – адаптивное и современное решение.
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Сейчас на главной
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Мечта мальчика Кая
Архитекторы бюро Zone of Utopia и Mathieu Forest Architecte вспомнили детскую игру и сложили культурно-выставочный центр в китайском Синьсяне из девяти полностью стеклянных «замороженных» кубов.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Надежда на историю будущего
В конце декабря была презентована научно обоснованная 3D и AR модель палат Ван дер Гульстов, известных как «дом Анны Монс», последнего, если не считать дворца Лефорта, сохранившегося каменного дома Немецкой слободы конца XVII века. Рассказываем о модели, судьбе и значении дома, также как и о надеждах открыть его для обозрения и отреставрировать.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Поднимаясь над окружением
Бюро А4 придумало новую типологию благоустройства – городской балкон. Небольшая смотровая площадка позволяет по-новому взглянуть на привычные городские панорамы. Первые три балкона появились на московских набережных напротив Кремля и Зарядья.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Зеленая ДНК лыжника
Супертехнологичный жилой комплекс «Тао Чжу Инь Юань», построенный Vincent Callebaut Architectures в Тайбэе, не просто безопасен для экологии планеты, он поглощает углекислый газ и борется с глобальным потеплением.
Приятный вид
Небольшая смотровая площадка в Красноярске стала новой точкой притяжения: панорамы города, Енисея и тайги дополнили минималистичные дорожки, амфитеатр и удобная парковка.
Стряхнуть пыль
Реконструкция доходного дома в Краснодаре от бюро ARD: творческое переосмысление не только сохранило обаяние старой постройки, но и позволило ей уверенно занять свое место на улице современного города.
Зеркало супрематиста
Рассматриваем парк Малевича на Рублевке: проект, осуществленный в 2020 году, и реальность через год после открытия. Общий вердикт – метафизическая основа пополнилась цветом, также как и непосредственно-нарративными элементами. То есть он развивается как сам Малевич, от абстракции к фигуративности. Впрочем, парк по-прежнему свеж.
Ближе к лету
Две центральные набережные Сочи, обновленные по проекту архитекторов ab2.0, меняют образ курорта, переключая фокус с торговых точек и кафе на любование морем и небом.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Новогодние небоскребы
Карен Сапричян поздравляет всех с Новым годом серией небоскребов в виде букв. Автор давно разрабатывает эту тему и имеет в запасе календари разных лет. Последняя подборка – башни для города NEOM, запланированного в Саудовской Аравии.
Вечерний свет
Часовня закатов на острове Хайнань по проекту шанхайского бюро UDG предназначена для влюбленных; она способна вращаться вокруг своей оси, чтобы в любой сезон открываться лучам заходящего солнца.
Очень гибкое решение
После обновления по проекту T+T architects офисное здание в 1-м Щипковском переулке приобрело более простую и строгую форму снаружи и исключительную, поддержанную «умной» электронной системой управления, функциональную и образную гибкость внутри. Осовремененная внешность соответствует agile-ной начинке. Новое название – MULTISPACE.
Лейтмотив – домик
В основе проекта здания для страховой компании Baloise в Базеле по проекту Валерио Ольджати лежит мотив архетипического «домика».
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Союз с природой
Показываем четыре загородных дома, архитектура которых вырастает из природного окружения: леса, моря, холма или горного склона.
Пресса: 21 главный архитектурный проект Москвы в 2021-м
В конце прошлого года я написал статью «20 проектов московской архитектуры 2020 года, за которые не стыдно». В этом году столько нестыдных проектов не набралось, поэтому мы решили написать о, с одной стороны, характерных, с другой стороны, значимых.
Сохраним Пулково!
Стало известно о планах сноса модернистского здания аэропорта Пулково, построенного в 1973 году. Архитекторы Петербурга призывают присвоить зданию статус объекта культурного наследия и сохранить его. Собираем подписи за сохранение модернистского здания Пулково.
Новый русский
В проекте ресторанного центра на берегу реки Дон недалеко от одноименной трассы архитекторы бюро Megabudka задались амбициозной целью поставить эксперимент с поиском «нового русского стиля», и, собрав в тесный узел множество европейских аллюзий, добились своего. Именно в том русский стиль, наверное, и состоит, чтобы творчески копировать немцев.
И домики на крышах…
Нидерландское бюро Mecanoo завершило работу над жилым кварталом KAMPUS в центре Манчестера. Архитекторы собрали в единое целое и вернули городу постройки разного времени.