«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69

Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 Архсовет рассмотрел проект школы «Новый взгляд» при МГИМО, предназначенной для размещения в ЖК «Садовые кварталы». Команда АБ Восток & Martela летом 2020 года выиграла конкурс, но победивший проект вызвал много критики (см., в частности, интервью Сергея Скуратова). Сейчас на рассмотрение архсовета был представлен другой вариант проекта школы, существенно отличный от победившего в конкурсе, но созданный той же командой. Проект разработан по замечаниям и комментариям Сергея Скуратова как автора дизайн-кода «Садовых кварталов».

Предшествующий проект АБ Восток и Martela,
победивший в июле 2020 года в конкурсе:

Архитектурная концепция школы «Новый взгляд», июль 2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Архитектурная концепция школы «Новый взгляд», июль 2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

В начале заседания Сергей Кузнецов предложил Сергею Скуратову воздержаться от комментариев, выслушать всех коллег, и сам тоже пообещал до подведения итогов не вступать в дискуссию, хотя предварил разговор ремаркой о том, что следует в числе прочего рассмотреть вопрос: не лучше ли вернуться в первому проекту АБ Восток, победившему в конкурсе?

Большинство экспертов архсовета высказались в пользу доработки, или, скорее, переработки показанного проекта с тем, чтобы еще раз рассмотреть другой вариант на совете.
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Технологическую программу школы, разработанную авторитетной компанией Martela, было решено не обсуждать, но среди высказываний прозвучало, что, возможно, первый, победивший в июльском конкурсе, проект был с точки зрения программы организации школьного пространства решен лучше.

Одним из самых болезненных вопросов стал тот факт, что в новом проекте прерывается Дорога в школу, предложенная автором мастер-плана Сергеем Скуратовым как ключевой элемент градостроительного решения комплекса. Авторы, АБ Восток, объяснили отстутствие Дороги в школу, части обхода, соединяющего все кварталы комплекса во втором ярусе, пожарными нормативами. Надо заметить, что в конкурсном проекте АБ Восток Дорога не отменялась. Кроме того на совете прозвучало, что пожарные нормы могут быть скорректированы спецтехусловиями (СТУ), и в таком случае противоречия с Дорогой в школу могут быть сняты.
zooming
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Петр Кудрявцев охарактеризовал весь проект «Садовых кварталов» как crème de la crème, жемчужину в центре Москвы: «Самое главное в этом проекте – мастер-план, среда, которая там получилась, геном, который Сергей Скуратов туда заложил. Пространство, пешеходные связи. Важно, чтобы эта генетика сохранилась до конца развития проекта. Важно, чтобы новое здание не меняло его, а если меняло, то имея очень сильные аргументы, в частности, связанные с логистикой передвижения детей». По словам Петра Кудрявцева, материалов, освещающих то, как люди, прежде всего дети, будут передвигаться по территориии, в представленном проекте явно недостаточно. Кроме того, Кудрявцев подчеркнул важность заложенной Сергеем Скуратовым идеи сочетания разного архитектурного языка, произведений разных авторов – она требует более яркого самостоятельного высказывания.
zooming
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Нарекания вызвали: непроработанность транспортной схемы и схемы движения по школе, пересечение потоков младше- и старшеклассников между собой, так же как и с «грязными зонами», и в целом недостаточно детальная подача проекта. Экспертам также показалось сомнительным размещение блока санузлов в центральной части школы, и отстутствие перед ними тамбуров.
  • zooming
    1 / 10
    Ситуационный план. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    2 / 10
    Схема генплана, совмещенная с транспортной схемой. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    3 / 10
    Схема благоустройства. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    4 / 10
    План 1 этажа. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    5 / 10
    План 2 этажа. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    6 / 10
    План 3 этажа. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    7 / 10
    План 4 этажа. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    8 / 10
    План кровли. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    9 / 10
    Разрез 1-1. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    10 / 10
    Разрез 2-2. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Замечания вызвала решетка окон, расположенных на части боковых фасадов в шахматном порядке – критика коснулась как освещения классов, так и безопасности (в нижнем ярусе потребуются бронированные стекла, чтобы дети, играя, их не разбили, заметил Сергей Чобан), и избыточной декоративности, немотивированности приема «шахматной доски» на фасаде (Вадим Греков). С другой стороны, Юлий Борисов такое решение стены поддержал – за ее отличие от жилых домов.
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Владимир Плоткин отметил, что дробный ритм окон школы визуально увеличивает ее объем, что не соответствует принципу дизайн-кода «Садовых кварталов», – код, напротив, предполагает визуальное уменьшение высоты застройки методом укрупнения элементов, объединения окон в группы. С другой стороны, тектонический прием с парением белого объема над стеклянным не соответствует внутреннему пространству за стеклом: внутри мелко нарезанные помещения, там нет крупного эффектного пространства, которое можно было бы предполагать за большим витражом, – подчеркнул Плоткин, кроме того заметив, что на заявленные зеленые террасы нет выхода и уровень окон выше сидящего в помещении человека.

В этом с ним согласилась Татьяна Гук: «зачем вы ведете детей наверх, на эти террасы, если не формируете программу использования этих пространств?». Также, по словам Гук, авторы не попали с масштаб «Садовых кварталов»: «Потерян масштаб школы, это скорее общественное здание, полутораметровый паттерн абсолютно сбивает масштаб внутри застройки».
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
zooming
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Кроме того Татьяна Гук подняла проблему забора: по нормативам школа должна быть обнесена забором, но на визуализациях его нет, и получается, что в проекте территория входа в школу становится внутриквартальным общественным пространством.
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Но ярче всех высказался Сергей Чобан. Приведя в пример зарубежную практику, он подчеркнул, что «конкурсы проводятся не для того, чтобы выбрать архитектора, а для того, чтобы выбрать архитектуру. Проект, выбранный на этом конкурсе, вызвал как позитивные, так и негативные мнения, но во всяком случае он не был похож ни на что из того, что стоит рядом. Достоинство это или недостаток – не знаю.

Но я считаю, что конкурсы проводятся именно для того, чтобы исполнять конкурсный проект, а не приглашать некоего выбранного через конкурс архитектора для того, чтобы он делал какой-то другой проект. У меня возникает ощущение, что здесь именно так и произошло: путем конкурса выбрали архитектора, потом архитектор испугался собственной работы, выбранной на конкурсе, и под влиянием критики решил плохо скопировать проект Скуратова. Выступающая консоль с большим стеклом присутствовала в проекте еще в то время, когда мы с Сергеем Кузнецовым только начали работать для «Садовых кварталов» и сделали проект для соседней площадки. Сергей Скуратов для того и делал мастер-план, чтобы, когда приглашаются разные архитекторы, они делали не копию Скуратова, – собственно, такие архитекторы и не приглашались, – мы, к примеру, даже спорили с Сергеем Скуратовым по поводу нашей архитектуры. Мне кажется, разнообразие отдельных элементов, привнесенное разными архитекторами, очень дополнило весь комплекс.

И если проводить конкурс на здание школы – что вообще было спорным шагом, потому что Сергей сделал прекрасный проект – то нужно было выбирать архитектуру не подражающую Сергею, что и сделали на конкурсе, а некую другую архитектуру. И эту архитектуру тогда нужно реализовать. Если нет желания, мужества, или есть другие причины отказаться от реализации победившего проекта – может быть он оказался несостоятельным – надо проводить новый конкурс.

Это жесткое требование, которое мы как коллеги, как архитектурный совет Москвы должны здесь выдвинуть. Мы не можем принять, что выбирается некий проект, потом он не реализуется по конкурсу, на рассмотрение вносится плохая копия, подделка под работу Скуратова, и теперь эту подделку надо исправлять и заглаживать до тех пор, пока ее не примут. Видно, что молодые коллеги берут некие средства, но они не знают, как с ними обращаться. Большие объемы стекла, витражи, обращенные в классы и мастерские, ведут на юго-запад (sic!) – прямые солнечные лучи и никакой солнцезащиты – такое решение ничем не может быть оправдано, даже если солнцезащиту потом и создавать. Пропорции у Скуратова были тянутые, напряженные, а здесь превратились в кубики, квадраты... Вот эта картинка [главный вид от пруда, – прим. ред.], – она же показывает совершенно четко, что просто взята идея Скуратова и из нее сделана беспомощная поделка.
zooming
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Вид со стороны центральной зоны Садовых кварталов. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Нужно очень серьезно подумать о том, что либо здесь должен появиться абсолютно самобытный проект – я считаю, что «Садовые кварталы» очень важный комплекс в Москве – и надо провести еще один конкурс. Либо, если вы хотите гарантированное решение «под Скуратова», то возьмите Скуратова. Зачем нам проекты, которые сделаны «под» мастера, талантливого архитектора? Надо либо делать свое, решая, что делать, при помощи конкурса, – либо, если заказчики считают, что здесь должна появиться школа «в стиле» проекта Скуратова – тогда лучше сделать оригинал, а не, скажем так, беспомощную копию».

Сергей Скуратов, который выступил как одновременно член архсовета и автор мастер-плана, назвал отсылку к пожарным нормам для отказа от Дороги в школу непрофессиональной позицией: «дорога в школу существует, она должна замыкать все четыре квартала, это артерия, которая связывает все четыре квартала и школу, это важнейшая вещь. Архитектуру надо было выстраивать на взаимодействии с Дорогой в школу, как и было сделано на моих проектах, первом, втором варианте. Это также было сделано в варианте, который выиграл конкурс. Почему сейчас это исчезло, я не знаю. Дорогу в школу проектируем мы, она будет построена, из первого в третий квартал, по тем самым принципам, которые были заложены».

Сергей Скуратов также выразил удивление «подделкой» под его проект, не останавливаясь детально отметил, что в проекте много ошибок, и констатировал, что, несмотря на сотню замечаний, которые автор мастер-плана написал к предыдущему проекту, надеясь, что «харизма появится» – «к сожалению, ничего не получилось». «Я даже не знаю, как они будут работать дальше по этому проекту, не имея какой-то собственной позиции. Видно, что они могут двигаться в любую сторону: в белую, в черную, в серую... Что заказчик скажет, что девелопер скажет, что Martela скажет, то они и будут делать. Мы имеем дело с самым серьезным местом, с замковым камнем «Садовых кварталов», здесь очень важно сделать красивую, элегантную, функциональную и конструктивно технически сложную вещь. На такие вещи приглашаются мастера».

Резюмируя, Сергей Кузнецов признал, что критики больше, чем поддержки, поэтому предложенное решение школы совет отклонил. Дальнейшая судьба этой истории, по словам главного архитектора города, определится в переговорах с заказчиком – принять принудительное решение о проведении конкурса архсовет не может.

18 Ноября 2020

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Технологии и материалы
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Сейчас на главной
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Зал торжеств
Недостроенный кинотеатр при санатории «Русь» в Геленджике архитекторы Fox Group Interiors превратили в конгресс-холл, где можно проводить мероприятия разной степени торжественности: от свадеб до бизнес-завраков и детских праздников.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Парк железнодорожников
После реконструкции районный парк Уфы получил больше площадок и сценариев отдыха, в их числе – терапевтический сад для людей с ограниченными возможностями и смотровая площадка. Дизайн малых архитектурных форм отсылает к железнодорожной станции Дёма.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Ландшафтная мимикрия
Массимо Альвизи и Дзюнко Киримото реконструировали виллу на севере Италии. Их минималистичный средовой проект одновременно традиционен и современен, став при этом неотъемлемой частью пейзажа.
Искусство чтения
«Хора» продолжает «библиотечную» серию: по проекту бюро пространство антресольного этажа Западного крыла Новой Третьяковки преобразовалось в книжную гостиную. Сюда можно прийти почитать или поработать без билета или абонемента.
«Звездное облако»
В Чэнду строится музей научной фантастики по проекту Zaha Hadid Architects: проектирование началось в 2022, а уже летом 2023-го он примет церемонию вручения международной премии Hugo – самой важной в области фантастики и фэнтези.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Природные оттенки
Кровля и фасады виллы на побережье Нидерландов по проекту Mecanoo полностью облицованы глазурованной плиткой голубых, серых и зеленых оттенков.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Сопка за стеной
Мастер-план микрорайона в Южно-Сахалинске, разработанный Институтом генплана Москвы при участии Kengo Kuma & Associates, основан на сложностях и преимуществах рельефа предгорья: дома располагаются каскадами, а многоуровневое благоустройство пронизывает все кварталы и соединяется с лесными тропами.
Сохранить модернистское здание вокзала города Владимира!
Открываем сбор подписей под открытым письмом директора Музея архитектуры Елизаветы Лихачевой и архитектора Сергея Чобана в защиту модернистского здания вокзала города Владимира, которому сейчас угрожает реконструкция с обезличиванием, и всех памятников модернизма в целом – авторы призывают поставить их на охрану как федеральные ОКН. Поддерживаем инициативу, эти здания, действительно, давно пора поставить на охрану.
На лучезарном острове
Wyndham Clubhouse, построенный по проекту вьетнамского бюро MIA Design Studio на курортном острове Фукуок, мыслился как гигантский уютный светильник с узорчатыми кирпичными стенами в качестве абажура.
Лоу-тек для музея
Бюро gmp выиграло конкурс на проект реконструкции и расширения гипсоформовочной мастерской Государственных музеев Берлина – крупнейшей в мире. Слепки скульптур производятся здесь уже более 200 лет.
День и ночь в лесу
Гастробар в Калининграде, в оформлении которого архитекторы Line Design использовали настоящие природые объекты: стволы и ветви сосен, залитые в эпоксидную смолу папоротники, песок Балтийского моря и ковер из мха.
Белое внутри
Обновленный по проекту бюро ГОРА интерьер филармонии имени Ростроповича в Кремле Нижнего Новгорода – белый и текучий, – по словам архитекторов, как мелодия. Он действительно стал ощутимо свежее и современнее, проявил и усилил достоинства, заложенные при реконструкции 1960-х, добавив современной цельности, пластичности и медитативности.
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Памяти Виктора Быкова
Ушел из жизни Виктор Филиппович Быков – яркий представитель Нижегородской архитектурной школы, лучшего ее периода. Заслуженный архитектор Российской Федерации, лауреат престижных международных конкурсов и премий Нижнего Новгорода. Талантливый и эмоциональный человек, остро откликавшийся на вызовы времени.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
Nunc est bibendum*
В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.