«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69

Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.

mainImg
Архсовет рассмотрел проект школы «Новый взгляд» при МГИМО, предназначенной для размещения в ЖК «Садовые кварталы». Команда АБ Восток & Martela летом 2020 года выиграла конкурс, но победивший проект вызвал много критики (см., в частности, интервью Сергея Скуратова). Сейчас на рассмотрение архсовета был представлен другой вариант проекта школы, существенно отличный от победившего в конкурсе, но созданный той же командой. Проект разработан по замечаниям и комментариям Сергея Скуратова как автора дизайн-кода «Садовых кварталов».

Предшествующий проект АБ Восток и Martela,
победивший в июле 2020 года в конкурсе:

Архитектурная концепция школы «Новый взгляд», июль 2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Архитектурная концепция школы «Новый взгляд», июль 2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

В начале заседания Сергей Кузнецов предложил Сергею Скуратову воздержаться от комментариев, выслушать всех коллег, и сам тоже пообещал до подведения итогов не вступать в дискуссию, хотя предварил разговор ремаркой о том, что следует в числе прочего рассмотреть вопрос: не лучше ли вернуться в первому проекту АБ Восток, победившему в конкурсе?

Большинство экспертов архсовета высказались в пользу доработки, или, скорее, переработки показанного проекта с тем, чтобы еще раз рассмотреть другой вариант на совете.
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Технологическую программу школы, разработанную авторитетной компанией Martela, было решено не обсуждать, но среди высказываний прозвучало, что, возможно, первый, победивший в июльском конкурсе, проект был с точки зрения программы организации школьного пространства решен лучше.

Одним из самых болезненных вопросов стал тот факт, что в новом проекте прерывается Дорога в школу, предложенная автором мастер-плана Сергеем Скуратовым как ключевой элемент градостроительного решения комплекса. Авторы, АБ Восток, объяснили отстутствие Дороги в школу, части обхода, соединяющего все кварталы комплекса во втором ярусе, пожарными нормативами. Надо заметить, что в конкурсном проекте АБ Восток Дорога не отменялась. Кроме того на совете прозвучало, что пожарные нормы могут быть скорректированы спецтехусловиями (СТУ), и в таком случае противоречия с Дорогой в школу могут быть сняты.
zooming
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Петр Кудрявцев охарактеризовал весь проект «Садовых кварталов» как crème de la crème, жемчужину в центре Москвы: «Самое главное в этом проекте – мастер-план, среда, которая там получилась, геном, который Сергей Скуратов туда заложил. Пространство, пешеходные связи. Важно, чтобы эта генетика сохранилась до конца развития проекта. Важно, чтобы новое здание не меняло его, а если меняло, то имея очень сильные аргументы, в частности, связанные с логистикой передвижения детей». По словам Петра Кудрявцева, материалов, освещающих то, как люди, прежде всего дети, будут передвигаться по территориии, в представленном проекте явно недостаточно. Кроме того, Кудрявцев подчеркнул важность заложенной Сергеем Скуратовым идеи сочетания разного архитектурного языка, произведений разных авторов – она требует более яркого самостоятельного высказывания.
zooming
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Нарекания вызвали: непроработанность транспортной схемы и схемы движения по школе, пересечение потоков младше- и старшеклассников между собой, так же как и с «грязными зонами», и в целом недостаточно детальная подача проекта. Экспертам также показалось сомнительным размещение блока санузлов в центральной части школы, и отстутствие перед ними тамбуров.
  • zooming
    1 / 10
    Ситуационный план. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    2 / 10
    Схема генплана, совмещенная с транспортной схемой. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    3 / 10
    Схема благоустройства. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    4 / 10
    План 1 этажа. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    5 / 10
    План 2 этажа. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    6 / 10
    План 3 этажа. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    7 / 10
    План 4 этажа. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    8 / 10
    План кровли. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    9 / 10
    Разрез 1-1. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    10 / 10
    Разрез 2-2. Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
    © «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Замечания вызвала решетка окон, расположенных на части боковых фасадов в шахматном порядке – критика коснулась как освещения классов, так и безопасности (в нижнем ярусе потребуются бронированные стекла, чтобы дети, играя, их не разбили, заметил Сергей Чобан), и избыточной декоративности, немотивированности приема «шахматной доски» на фасаде (Вадим Греков). С другой стороны, Юлий Борисов такое решение стены поддержал – за ее отличие от жилых домов.
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Владимир Плоткин отметил, что дробный ритм окон школы визуально увеличивает ее объем, что не соответствует принципу дизайн-кода «Садовых кварталов», – код, напротив, предполагает визуальное уменьшение высоты застройки методом укрупнения элементов, объединения окон в группы. С другой стороны, тектонический прием с парением белого объема над стеклянным не соответствует внутреннему пространству за стеклом: внутри мелко нарезанные помещения, там нет крупного эффектного пространства, которое можно было бы предполагать за большим витражом, – подчеркнул Плоткин, кроме того заметив, что на заявленные зеленые террасы нет выхода и уровень окон выше сидящего в помещении человека.

В этом с ним согласилась Татьяна Гук: «зачем вы ведете детей наверх, на эти террасы, если не формируете программу использования этих пространств?». Также, по словам Гук, авторы не попали с масштаб «Садовых кварталов»: «Потерян масштаб школы, это скорее общественное здание, полутораметровый паттерн абсолютно сбивает масштаб внутри застройки».
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
zooming
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Кроме того Татьяна Гук подняла проблему забора: по нормативам школа должна быть обнесена забором, но на визуализациях его нет, и получается, что в проекте территория входа в школу становится внутриквартальным общественным пространством.
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Но ярче всех высказался Сергей Чобан. Приведя в пример зарубежную практику, он подчеркнул, что «конкурсы проводятся не для того, чтобы выбрать архитектора, а для того, чтобы выбрать архитектуру. Проект, выбранный на этом конкурсе, вызвал как позитивные, так и негативные мнения, но во всяком случае он не был похож ни на что из того, что стоит рядом. Достоинство это или недостаток – не знаю.

Но я считаю, что конкурсы проводятся именно для того, чтобы исполнять конкурсный проект, а не приглашать некоего выбранного через конкурс архитектора для того, чтобы он делал какой-то другой проект. У меня возникает ощущение, что здесь именно так и произошло: путем конкурса выбрали архитектора, потом архитектор испугался собственной работы, выбранной на конкурсе, и под влиянием критики решил плохо скопировать проект Скуратова. Выступающая консоль с большим стеклом присутствовала в проекте еще в то время, когда мы с Сергеем Кузнецовым только начали работать для «Садовых кварталов» и сделали проект для соседней площадки. Сергей Скуратов для того и делал мастер-план, чтобы, когда приглашаются разные архитекторы, они делали не копию Скуратова, – собственно, такие архитекторы и не приглашались, – мы, к примеру, даже спорили с Сергеем Скуратовым по поводу нашей архитектуры. Мне кажется, разнообразие отдельных элементов, привнесенное разными архитекторами, очень дополнило весь комплекс.

И если проводить конкурс на здание школы – что вообще было спорным шагом, потому что Сергей сделал прекрасный проект – то нужно было выбирать архитектуру не подражающую Сергею, что и сделали на конкурсе, а некую другую архитектуру. И эту архитектуру тогда нужно реализовать. Если нет желания, мужества, или есть другие причины отказаться от реализации победившего проекта – может быть он оказался несостоятельным – надо проводить новый конкурс.

Это жесткое требование, которое мы как коллеги, как архитектурный совет Москвы должны здесь выдвинуть. Мы не можем принять, что выбирается некий проект, потом он не реализуется по конкурсу, на рассмотрение вносится плохая копия, подделка под работу Скуратова, и теперь эту подделку надо исправлять и заглаживать до тех пор, пока ее не примут. Видно, что молодые коллеги берут некие средства, но они не знают, как с ними обращаться. Большие объемы стекла, витражи, обращенные в классы и мастерские, ведут на юго-запад (sic!) – прямые солнечные лучи и никакой солнцезащиты – такое решение ничем не может быть оправдано, даже если солнцезащиту потом и создавать. Пропорции у Скуратова были тянутые, напряженные, а здесь превратились в кубики, квадраты... Вот эта картинка [главный вид от пруда, – прим. ред.], – она же показывает совершенно четко, что просто взята идея Скуратова и из нее сделана беспомощная поделка.
zooming
Школа-лаборатория «Новый взгляд». Эскизная концепция, рассмотренная на архсовете, 11.2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Школа, конкурсный проект SSA 2020 года. Вид со стороны центральной зоны Садовых кварталов. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Нужно очень серьезно подумать о том, что либо здесь должен появиться абсолютно самобытный проект – я считаю, что «Садовые кварталы» очень важный комплекс в Москве – и надо провести еще один конкурс. Либо, если вы хотите гарантированное решение «под Скуратова», то возьмите Скуратова. Зачем нам проекты, которые сделаны «под» мастера, талантливого архитектора? Надо либо делать свое, решая, что делать, при помощи конкурса, – либо, если заказчики считают, что здесь должна появиться школа «в стиле» проекта Скуратова – тогда лучше сделать оригинал, а не, скажем так, беспомощную копию».

Сергей Скуратов, который выступил как одновременно член архсовета и автор мастер-плана, назвал отсылку к пожарным нормам для отказа от Дороги в школу непрофессиональной позицией: «дорога в школу существует, она должна замыкать все четыре квартала, это артерия, которая связывает все четыре квартала и школу, это важнейшая вещь. Архитектуру надо было выстраивать на взаимодействии с Дорогой в школу, как и было сделано на моих проектах, первом, втором варианте. Это также было сделано в варианте, который выиграл конкурс. Почему сейчас это исчезло, я не знаю. Дорогу в школу проектируем мы, она будет построена, из первого в третий квартал, по тем самым принципам, которые были заложены».

Сергей Скуратов также выразил удивление «подделкой» под его проект, не останавливаясь детально отметил, что в проекте много ошибок, и констатировал, что, несмотря на сотню замечаний, которые автор мастер-плана написал к предыдущему проекту, надеясь, что «харизма появится» – «к сожалению, ничего не получилось». «Я даже не знаю, как они будут работать дальше по этому проекту, не имея какой-то собственной позиции. Видно, что они могут двигаться в любую сторону: в белую, в черную, в серую... Что заказчик скажет, что девелопер скажет, что Martela скажет, то они и будут делать. Мы имеем дело с самым серьезным местом, с замковым камнем «Садовых кварталов», здесь очень важно сделать красивую, элегантную, функциональную и конструктивно технически сложную вещь. На такие вещи приглашаются мастера».

Резюмируя, Сергей Кузнецов признал, что критики больше, чем поддержки, поэтому предложенное решение школы совет отклонил. Дальнейшая судьба этой истории, по словам главного архитектора города, определится в переговорах с заказчиком – принять принудительное решение о проведении конкурса архсовет не может.

18 Ноября 2020

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.