Архсовет Москвы–70

Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
Россия, Москва, Ленинский проспект, д.2

Авторский коллектив:
Сергей Чобан, Игорь Членов, Антон Болдырев

2021

Заказчик: АО «Варшава»
0 Архсовет Москвы после длительного, больше чем полугодового, перерыва в работе рассмотрел проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, разработанный бюро СПИЧ и представленный совету Сергеем Чобаном. 
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

Гостиница – здание, вытянутое вдоль Садового кольца к востоку от входа в метро Октябрьская, монументальной арки архитектора Леонида Полякова, построенной к 1950 году и посвященной Победе в ВОВ. Арка «смотрит» на Калужскую (бывшую Октябрьскую) площадь, на памятник Ленину, самый большой в Москве и последний по времени установки, он был завершен в 1985 году. Некоторое время парадный павильон метро и скромное здание гостиницы, обращенное к площади торцом, составляли асимметричную пару.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Вестибюль станции Калужская и здание гостиницы Варшава 1960 г.
© СПИЧ

Затем над аркой надстроили один из корпусов соседнего МИСИС, Института стали и сплавов, – арка Полякова поместилась в глубокой лоджии, а институтский корпус, строительство которого завершилось за два года до конца СССР в 1989 году, наделен, помимо практической функции, эстетическим смыслом – он оформляет северную часть Октябрьской площади. Торцевую часть гостиницы «замаскировали», превратив в продолжение корпуса МИСИС, создав по сторонам арки метро почти симметричную композицию. Со стороны площади возник цельный фасад с признаками парадности, хотя, как подчеркнул Сергей Чобан, шов, отделяющий объем гостиницы от институтского корпуса, заметен. В результате «два здания выглядят как полтора», – пояснил Сергей Чобан.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Существующие положение
© СПИЧ

Проект архитекторов СПИЧ предполагает снос существующего здания 1960 года (охранного статуса оно не имеет, а архитектура его грубая и тяжеловесная, как заметил, в частности, Андрей Гнездилов) и строительство новой гостиницы с достаточно специфичной программой, предполагающей возможность как короткого, так и долговременного пребывания. Это именно гостиница, а не ЖК-апартаменты, но внутри совмещены номера площадью от 26 до 100 м2.

Новое здание строится в целом в прежних габаритах с соблюдением ограничений ГПЗУ, основанного на параметрах существующего объема. Его высота – 41,2 м, соответствует высоте техэтажа гостиницы, который сейчас расположен со стороны площади и напоминает этакую кургузую лаконичную башенку. В новом здании техэтаж планируется распределить по длине, «сделав силуэт более спокойным» и отодвинуть в глубину. 

По словам Сергея Чобана, авторы ориентировались на контекст модернистской застройки Октябрьской площади: здание МВД и соседние советские административные здания 1980-х годов, образующие на площади достаточно заметный ансамбль. Архитектор особо отметил здание №14 по Житной улице, увенчанное акцентированным аттиком, но также упомянул и корпус МИСИС 1977 года в начале Ленинского проспекта. 
Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Здания по житной улице дом 16,14,12: архитекторы Рабаев Ю.Р., совместно с Д.И. Бурдиным, В. Вельской, В. Яковлевым
© СПИЧ

Здание новой гостиницы подхватывает тему аттика – два верхних и два нижних этажа объединены по вертикали, так что структура фасадов становится трехчастной: низ, середина, верх. Первый этаж помимо вестибюля и конференц-залов занимают магазины и ресторан, который за счет понижения рельефа вдоль Садового кольца получил полуторную высоту в 5,7 м. 
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

Фасады планируется облицевать натуральным камнем матовой шлифовки, возможно, травертином, и придать им лаконичный рельеф уступчатых филенок, в которых Владимир Плоткин увидел влияние Карло Скарпы. Повышаясь от первых этажей к седьмому, простенки увеличивают число «ступенек» по краям, а стекло окон оказывается расположено чуть глубже по отношению к внешней плоскости фасада.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

В верхнем ярусе «ступеньки» приобретают обратный рельеф, своего рода оттиски предыдущих этажей. А здание, с одной стороны, остается в парадигме позднесоветской архитектуры площади и сохраняет лаконизм, будучи лишено мелкой деталировки, но, с другой стороны, предлагает более сложный подход к форме. 

Фасад со стороны двора, где архитекторы расположили главный вход в гостиницу, не уступает в качестве отделки уличному и так же предполагает натуральный камень – известняк или травертин. Здесь должно сформироваться интересное пространство в том числе благодаря «апсиде» павильона метро.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ



Однако ключевым решением проекта стал отказ от целостности фасада, обращенного к площади. Торец гостиницы в проекте не замаскирован, а акцентирован, его пластическое решение отличается от соседнего фасада, весь объем чуть выше корпуса МИСИСа и на профиле образует небольшую ступеньку, допустимую в рамках ГПЗУ.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

Таким образом, на смену ансамблевому решению позднесоветских архитекторов, сосредоточенному на достижении целостного восприятия двух разных зданий со стороны площади, приходит форма, подчеркивающая различие соседних домов, рефлексирующая границы между участками, функциями и собственниками. По словам Сергея Чобана, СПИЧ предлагает вернуть зданию «адрес» и самостоятельность – «город живет за счет фасадов, если они подкреплены разными функциями и разными собственниками». 

Сергей Кузнецов назвал вопрос «системным», подчеркнув, что совет обсуждает не столько конкретный проект, сколько прецедент определенного подхода, связанного с «переходом от советского города и рисования без оглядки на парцелляцию, стоимость земли и интересы собственников к проектированию с нормальным отношением к этим факторам. Сейчас мы нарушаем видение архитектора, но следуем здравому смыслу. Логично следовать не только ансамблевым законам, но и другим сторонам жизни города. Своей оценкой сейчас мы задаем важный вектор для многих проектов». «Город развивается по отдельным участкам, – поддержал тему Андрей Гнездилов, – практика решения больших кварталов, целых фрагментов города как ансамблей осталась в советском времени». 

Соответственно и в обсуждении, очень доброжелательном, прозвучали две темы: работы в рамках парцелляции и работы на ансамбль площади. 

Абсолютное большинство экспертов горячо поддержало проект, найдя в нем немало достоинств: проект возвращает историческое, восходящее к 1960 году, оформление угла, тактично и интересно развивает тему площади, благодаря дворовым фасадам «работает» в том числе на Парк Горького и Крымский мост, а активный первый этаж включает эту часть улицы в городскую жизнь.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

Никто не предложил вернуться к идее «маскировки» торца под протяженный фасад соседнего здания, только Ольга Алексакова пожалела о симметрии существующего фасада, назвав его «фрагментом Адольфа Лооса в Москве».

Тема взаимодействия с площадью все же возникла, но в несколько ином ключе – Александр Асадов и Татьяна Гук высказались в том смысле, что здание можно сделать более заметным, в том числе и по высоте, пересмотрев «в ручном режиме» с руководством города параметры ГПЗУ. Александр Асадов напомнил, что центральное (с аттиком) здание из группы на Житной улице по проекту должно было быть ощутимо более высоким, в свое время его «обрезали» по решению горкома партии. Подчеркнув, что «место интересное и его потенциал не выбран», Асадов напомнил о Триумфальной площади и гостинице Пекин, которая «полузамыкает» площадь – гостиница на Октябрьской площади также могла бы быть более активной. «Хотя я рассуждаю чисто профессионально, не зная ни политических, ни экономических моментов», – оговорился архитектор, еще раз высказав предложение предварять разработку ГПЗУ для ответственных участков города концептуальными проработками, которые в будущем помогали бы формировать акценты в нужных местах. 

По словам Татьяны Гук, решение «могло бы быть немножко понаглее <...> понятно, что сейчас СПИЧ работает в рамках ГПЗУ, но угол, который фиксирует направление и структуру площади, мог бы быть более активным».

Михаил Посохин предложил сделать вестибюль гостиницы сквозным, а Юлий Борисов рекомендовал обратить внимание на фактуру и оттенок облицовочного материала – чтобы он явно отличался от корпуса Института стали и сплавов, – причем последнее предложение Сергею Чобану понравилось и он обещал подумать над цветом. 
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

Сергей Кузнецов поздравил авторов с красивым проектом, а призыв более трактовать угловой объем как более смелый (и высокий) прокомментировал так: «Энергичное внедрение в сложившиеся ансамбли рискованно с точки зрения публичности. Сергей Скуратов предлагал на Мясницкой улице рядом с Ле Корбюзье поставить высотный акцент, который был интересно смотрелся с точки зрения архитектуры и был доброжелательно принят профессионалами. Но когда в сети появились его изображения, это вызвало чудовищный шквал негатива. Город – сложная система, помимо профессиональных взглядов необходимо считаться с уровнем публичной дискуссии и ее влиянием на различные процессы. Сегодня мы стараемся действовать более консервативно даже в тех случаях, когда хочется высказаться энергично. Но в данном случае я бы не стал выходить с такой инициативой. Посмотрим на реакцию общественности на представленный проект, даже здесь можно ожидать критику».

Начало работ запланировано на август нынешнего года, а ввод гостиницы в эксплуатацию – на октябрь 2023. Оператор станет известен позднее.
  • zooming
    1 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Ситуационный план
    © СПИЧ
  • zooming
    2 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Генеральный план
    © СПИЧ
  • zooming
    3 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». План 1 этажа
    © СПИЧ
  • zooming
    4 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». План 2 этажа
    © СПИЧ
  • zooming
    5 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». План 9 этажа
    © СПИЧ
  • zooming
    6 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». План выхода на кровлю
    © СПИЧ
  • zooming
    7 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Схема разреза 2-2
    © СПИЧ
  • zooming
    8 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Фрагмент фасада
    © СПИЧ
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
Россия, Москва, Ленинский проспект, д.2

Авторский коллектив:
Сергей Чобан, Игорь Членов, Антон Болдырев

2021

Заказчик: АО «Варшава»

30 Июня 2021

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Технологии и материалы
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр органично интегрирован в историческую застройку московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой натуральной неокрашенной древесины. Наличники окон, разработанные по историческим эскизам из различных регионов России, дополнили образ старинного особняка.
Плитка в городе
Рассказываем, какую роль тротуарная плитка способна играть в создании комфортной городской среды.
Сейчас на главной
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.
Нетипичная реновация
Проект, предложенный для реновации пятиэтажек в центре Калуги, совмещает две очень актуальные идеи: реконструкцию без сноса и деревянные фасады. Тренды не новы, но в РФ редки и прогрессивны.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Уйти в книги
Издательство «Поляндрия» открыло представительство на первом этаже романтического доходного дома в центре Москвы. Пространство Letters, наполненное авторской мебелью, светом и музыкой, совмещает книжную лавку и кофейню.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Река и фабрика
Благоустройство набережной возвращает Клязьме, некогда питавшей крупную мануфактуру Орехово-Зуево, важную роль, но на этот раз общественную: теперь отдыхать у реки, заниматься спортом или любоваться видами можно даже во время паводков.