Архсовет Москвы–70

Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Клубный дом CULT
Россия, Москва, Ленинский проспект, д.2

Авторский коллектив:
Сергей Чобан, Игорь Членов, Антон Болдырев

2021 / 2023

Заказчик: АО «Варшава»
0 Архсовет Москвы после длительного, больше чем полугодового, перерыва в работе рассмотрел проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, разработанный бюро СПИЧ и представленный совету Сергеем Чобаном. 
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

Гостиница – здание, вытянутое вдоль Садового кольца к востоку от входа в метро Октябрьская, монументальной арки архитектора Леонида Полякова, построенной к 1950 году и посвященной Победе в ВОВ. Арка «смотрит» на Калужскую (бывшую Октябрьскую) площадь, на памятник Ленину, самый большой в Москве и последний по времени установки, он был завершен в 1985 году. Некоторое время парадный павильон метро и скромное здание гостиницы, обращенное к площади торцом, составляли асимметричную пару.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Вестибюль станции Калужская и здание гостиницы Варшава 1960 г.
© СПИЧ

Затем над аркой надстроили один из корпусов соседнего МИСИС, Института стали и сплавов, – арка Полякова поместилась в глубокой лоджии, а институтский корпус, строительство которого завершилось за два года до конца СССР в 1989 году, наделен, помимо практической функции, эстетическим смыслом – он оформляет северную часть Октябрьской площади. Торцевую часть гостиницы «замаскировали», превратив в продолжение корпуса МИСИС, создав по сторонам арки метро почти симметричную композицию. Со стороны площади возник цельный фасад с признаками парадности, хотя, как подчеркнул Сергей Чобан, шов, отделяющий объем гостиницы от институтского корпуса, заметен. В результате «два здания выглядят как полтора», – пояснил Сергей Чобан.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Существующие положение
© СПИЧ

Проект архитекторов СПИЧ предполагает снос существующего здания 1960 года (охранного статуса оно не имеет, а архитектура его грубая и тяжеловесная, как заметил, в частности, Андрей Гнездилов) и строительство новой гостиницы с достаточно специфичной программой, предполагающей возможность как короткого, так и долговременного пребывания. Это именно гостиница, а не ЖК-апартаменты, но внутри совмещены номера площадью от 26 до 100 м2.

Новое здание строится в целом в прежних габаритах с соблюдением ограничений ГПЗУ, основанного на параметрах существующего объема. Его высота – 41,2 м, соответствует высоте техэтажа гостиницы, который сейчас расположен со стороны площади и напоминает этакую кургузую лаконичную башенку. В новом здании техэтаж планируется распределить по длине, «сделав силуэт более спокойным» и отодвинуть в глубину. 

По словам Сергея Чобана, авторы ориентировались на контекст модернистской застройки Октябрьской площади: здание МВД и соседние советские административные здания 1980-х годов, образующие на площади достаточно заметный ансамбль. Архитектор особо отметил здание №14 по Житной улице, увенчанное акцентированным аттиком, но также упомянул и корпус МИСИС 1977 года в начале Ленинского проспекта. 
Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Здания по житной улице дом 16,14,12: архитекторы Рабаев Ю.Р., совместно с Д.И. Бурдиным, В. Вельской, В. Яковлевым
© СПИЧ

Здание новой гостиницы подхватывает тему аттика – два верхних и два нижних этажа объединены по вертикали, так что структура фасадов становится трехчастной: низ, середина, верх. Первый этаж помимо вестибюля и конференц-залов занимают магазины и ресторан, который за счет понижения рельефа вдоль Садового кольца получил полуторную высоту в 5,7 м. 
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

Фасады планируется облицевать натуральным камнем матовой шлифовки, возможно, травертином, и придать им лаконичный рельеф уступчатых филенок, в которых Владимир Плоткин увидел влияние Карло Скарпы. Повышаясь от первых этажей к седьмому, простенки увеличивают число «ступенек» по краям, а стекло окон оказывается расположено чуть глубже по отношению к внешней плоскости фасада.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

В верхнем ярусе «ступеньки» приобретают обратный рельеф, своего рода оттиски предыдущих этажей. А здание, с одной стороны, остается в парадигме позднесоветской архитектуры площади и сохраняет лаконизм, будучи лишено мелкой деталировки, но, с другой стороны, предлагает более сложный подход к форме. 

Фасад со стороны двора, где архитекторы расположили главный вход в гостиницу, не уступает в качестве отделки уличному и так же предполагает натуральный камень – известняк или травертин. Здесь должно сформироваться интересное пространство в том числе благодаря «апсиде» павильона метро.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ



Однако ключевым решением проекта стал отказ от целостности фасада, обращенного к площади. Торец гостиницы в проекте не замаскирован, а акцентирован, его пластическое решение отличается от соседнего фасада, весь объем чуть выше корпуса МИСИСа и на профиле образует небольшую ступеньку, допустимую в рамках ГПЗУ.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

Таким образом, на смену ансамблевому решению позднесоветских архитекторов, сосредоточенному на достижении целостного восприятия двух разных зданий со стороны площади, приходит форма, подчеркивающая различие соседних домов, рефлексирующая границы между участками, функциями и собственниками. По словам Сергея Чобана, СПИЧ предлагает вернуть зданию «адрес» и самостоятельность – «город живет за счет фасадов, если они подкреплены разными функциями и разными собственниками». 

Сергей Кузнецов назвал вопрос «системным», подчеркнув, что совет обсуждает не столько конкретный проект, сколько прецедент определенного подхода, связанного с «переходом от советского города и рисования без оглядки на парцелляцию, стоимость земли и интересы собственников к проектированию с нормальным отношением к этим факторам. Сейчас мы нарушаем видение архитектора, но следуем здравому смыслу. Логично следовать не только ансамблевым законам, но и другим сторонам жизни города. Своей оценкой сейчас мы задаем важный вектор для многих проектов». «Город развивается по отдельным участкам, – поддержал тему Андрей Гнездилов, – практика решения больших кварталов, целых фрагментов города как ансамблей осталась в советском времени». 

Соответственно и в обсуждении, очень доброжелательном, прозвучали две темы: работы в рамках парцелляции и работы на ансамбль площади. 

Абсолютное большинство экспертов горячо поддержало проект, найдя в нем немало достоинств: проект возвращает историческое, восходящее к 1960 году, оформление угла, тактично и интересно развивает тему площади, благодаря дворовым фасадам «работает» в том числе на Парк Горького и Крымский мост, а активный первый этаж включает эту часть улицы в городскую жизнь.
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

Никто не предложил вернуться к идее «маскировки» торца под протяженный фасад соседнего здания, только Ольга Алексакова пожалела о симметрии существующего фасада, назвав его «фрагментом Адольфа Лооса в Москве».

Тема взаимодействия с площадью все же возникла, но в несколько ином ключе – Александр Асадов и Татьяна Гук высказались в том смысле, что здание можно сделать более заметным, в том числе и по высоте, пересмотрев «в ручном режиме» с руководством города параметры ГПЗУ. Александр Асадов напомнил, что центральное (с аттиком) здание из группы на Житной улице по проекту должно было быть ощутимо более высоким, в свое время его «обрезали» по решению горкома партии. Подчеркнув, что «место интересное и его потенциал не выбран», Асадов напомнил о Триумфальной площади и гостинице Пекин, которая «полузамыкает» площадь – гостиница на Октябрьской площади также могла бы быть более активной. «Хотя я рассуждаю чисто профессионально, не зная ни политических, ни экономических моментов», – оговорился архитектор, еще раз высказав предложение предварять разработку ГПЗУ для ответственных участков города концептуальными проработками, которые в будущем помогали бы формировать акценты в нужных местах. 

По словам Татьяны Гук, решение «могло бы быть немножко понаглее <...> понятно, что сейчас СПИЧ работает в рамках ГПЗУ, но угол, который фиксирует направление и структуру площади, мог бы быть более активным».

Михаил Посохин предложил сделать вестибюль гостиницы сквозным, а Юлий Борисов рекомендовал обратить внимание на фактуру и оттенок облицовочного материала – чтобы он явно отличался от корпуса Института стали и сплавов, – причем последнее предложение Сергею Чобану понравилось и он обещал подумать над цветом. 
Реконструкция здания гостиницы «Варшава»
© СПИЧ

Сергей Кузнецов поздравил авторов с красивым проектом, а призыв более трактовать угловой объем как более смелый (и высокий) прокомментировал так: «Энергичное внедрение в сложившиеся ансамбли рискованно с точки зрения публичности. Сергей Скуратов предлагал на Мясницкой улице рядом с Ле Корбюзье поставить высотный акцент, который был интересно смотрелся с точки зрения архитектуры и был доброжелательно принят профессионалами. Но когда в сети появились его изображения, это вызвало чудовищный шквал негатива. Город – сложная система, помимо профессиональных взглядов необходимо считаться с уровнем публичной дискуссии и ее влиянием на различные процессы. Сегодня мы стараемся действовать более консервативно даже в тех случаях, когда хочется высказаться энергично. Но в данном случае я бы не стал выходить с такой инициативой. Посмотрим на реакцию общественности на представленный проект, даже здесь можно ожидать критику».

Начало работ запланировано на август нынешнего года, а ввод гостиницы в эксплуатацию – на октябрь 2023. Оператор станет известен позднее.
  • zooming
    1 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Ситуационный план
    © СПИЧ
  • zooming
    2 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Генеральный план
    © СПИЧ
  • zooming
    3 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». План 1 этажа
    © СПИЧ
  • zooming
    4 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». План 2 этажа
    © СПИЧ
  • zooming
    5 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». План 9 этажа
    © СПИЧ
  • zooming
    6 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». План выхода на кровлю
    © СПИЧ
  • zooming
    7 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Схема разреза 2-2
    © СПИЧ
  • zooming
    8 / 8
    Реконструкция здания гостиницы «Варшава». Фрагмент фасада
    © СПИЧ
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Клубный дом CULT
Россия, Москва, Ленинский проспект, д.2

Авторский коллектив:
Сергей Чобан, Игорь Членов, Антон Болдырев

2021 / 2023

Заказчик: АО «Варшава»

30 Июня 2021

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.