English version

Проекция квартала

В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Главный архитектор ТПО Резерв: В. Плоткин; руководитель мастерской №1: И. Деева; ГАП: Д. Казаков; ГИП: О. Демьянова. Архитекторы: А. Логвинова, А. Романова

2007 — 2019 / 2021 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»
«Садовые кварталы» – исключительный проект. Не только потому, что внутри создано не банальное для Москвы пространство, и даже не только потому, что многие из популярных впоследствии градостроительных идей были предложены Сергеем Скуратовым именно там, очень рано, в 2006 году, а реализованы, несмотря на ряд перипетий, так тщательно, что он встает в ряд редких для столицы образцов. Проект также интересен как пример совместной работы нескольких авторов – тоже подход, который впоследствии стал «модным», но именно здесь он был заявлен рано, в 2007 году, и реализован всерьез, как авторские высказывания: разделили не фасады и не специализации, а именно дома, части кварталов, причем Скуратов, как увлеченный дирижер, затем на протяжении 15 лет «режиссировал» этот концерт, не забывая поддерживать общую мелодию и добавлять собственные ключевые акценты. 

В 1 квартале – два дома, спроектированных Максимом Куренным и его бюро «500». Четвертый квартал «держит» улицу Ефремова «крепостными башнями» Юрия Григоряна / «Меганома», и удивляет домом-«валенком» Андрея Савина / «А-Б» из зеленоватой меди и «пружин». Складчато-кирпичный дом Сергея Чобана тянется вглубь от улицы Усачева по границе 3 квартала.

Завершающим стал квартал номер 2, со стороны 3-й Фрунзенской улицы.
ЖК Садовые кварталы II квартал. Развертки фасадов
© ТПО «Резерв»

Вдоль пруда там – дома Сергея Скуратова, завершенные в 2021, а по сторонам ко внешнему контуру уходят два «крыла» – северный дом из светлого камня, авторства Александра Скокана и Ксении Бердниковой / АБ «Остоженка»; он достроен в 2022 году. Южный кирпичный, темно-коричневый, авторства Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», завершен в 2023 году.
ЖК Садовые кварталы II квартал. Схема расположения
© ТПО «Резерв»

Он стал итоговым, последним по времени реализации домом «Садовых кварталов», и, хотя дом соблюдает правила дизайн-кода, будучи органично встроен в комплекс, в его архитектуре довольно много отличий. Он как «точка с запятой» на границе «Садовых кварталов» и города. То ли итоговый пассаж, то ли «выход из темы».

С него и начнем. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Для начала надо сказать, что основные участники были названы сразу, в 2007 году, и дома распределены тогда же; вскоре появились и эскизные проекты. Но 2 квартал в 2019 году скорректировали в сторону увеличения – вытянули в сторону 3-й Фрунзенской; тогда-то она и стала пешеходным бульваром; сейчас с него удобно попадать в кафе на «городском балконе» с видом на внутренний двор. Помимо собственно дома и интерьера его лобби, «Резерв» был генпроектировщиком всей юго-западной части квартала и работал над проектом благоустройства двора. 

Двор тут устроен как во всех кварталах – с фирменными изогнутыми мостиками, переброшенными от зеленого холма в центре ко входам в лобби сразу на второй уровень.
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Только в данном случае подо всем двором – один ярус подземной парковки, но в центральной части над ним насыпано 2.5 метра грунта, что позволяет расти деревьям. 

Дом протяженный, больше 100 м в длину и 20 в ширину; в нем 5 секций, 3 объема и 2 корпуса. В пространстве это распределяется равномерным шагом трех ступенек: ближе к пруду 14 этажей, затем 9 и 6. Помнится не так давно это соотношение считалось классическим, почти идеальным. Так и есть, в нем собраны три самых известных масштаба городской застройки; тут как раз рядом девятиэтажка шестидесятых годов и 5-6-этажки тридцатых и двадцатых. Высокий объем «реагирует» уже на собственно «Садовые кварталы», и получается, что дом не только откликается на все три типа высотности из имеющихся поблизости, но приводит их к некоему общему знаменателю, раскладывает на раз-два-три. 
ЖК Садовые кварталы II квартал
© ТПО «Резерв»

А в сумме получаются три большие, мерные ступени, которые благодаря небольшому расширению на торце при взгляде из города образуют компактный объем спокойных пропорций. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

В дизайн-коде «Садовых кварталов» одно из значимых мест занимал материал фасадов: натуральный камень и кирпич. Здесь – темный малоформатный кирпич, почти черный, хотя еще в проекте 2019 года тон фасадов был скорее бордовым, – и вкрапления камня, ярко-белого, что хорошо заметно в соседстве с известняком более традиционного светлобежевого оттенка на фасадах соседних зданий Сергея Скуратова и «Остоженки». Тут цвет настолько белый, что хочется проверить, камень ли он. Проверяли – камень. Его совсем немного: в вырезе-углублении под консолью со стороны главной площади, и в выступах, образующих тонко прорисованные и довольно редкие фигуры, напоминающие буквы «Т», где-то прямые, где-то перевернутые, где-то просто полоска, как неожиданный фрагментарный карниз. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Между 14-этажным и 9-этажным объемом есть пауза-углубление в 2 этажа высотой. Она разделяет два корпуса, усиливает цезуру и ступенчатость силуэта – это, определенно, художественный прием ради организации формы. Но в итоге пара двухкомнатных квартир на 7 этаже, небольших квартир посередине дома, получили открытые террасы, огражденные с двух сторон стенами и похожие на патио. Здесь белокаменные горизонтали протянуты, как намек на перголы, и как будто «сшивают» между собой два разделенных объема. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Владимир Плоткин рассказывает, что в первоначальном замысле фигурировали не «буквы Т», а кресты или плюсы, – в этом случае тема «сшивания» была бы более очевидной. Тем не менее крестообразность осталась: вообще-то, строгую «клетчатую», составленную из простенков, одинаковых по вертикали и горизонтали, сетку проемов на боковых фасадах оживляет несколько «стеклянных пятен» – прямоугольников, составленных из четырех окон, простенки между которыми тоньше стандартных. Первоначально они все должны быть прочерчены белыми линиями, затем один «рукав» у каждого перекрестья убрали, но суть композиции: строгой «клетки», внутри которой асимметрично разбросано несколько пятен, осталась прежней – надо ли говорить, что это «фирменный» авторский прием; но здесь он подан сдержанно, почти незаметно. Любопытно и характерно, что боковые фасады одинаковые, «пятна» и буквы «Т» распределены друг напротив друга – понять это можно, только глядя на чертежи или очень-очень внимательно рассматривая дом. Но жесткая мера разнообразия, экономия и дисциплина высказывания, в этой особенности прочитывается очень ясно. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Развертка юго-восточного, уличного, фасада
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Развертка северо-западного, дворового, фасада
    © ТПО «Резерв»

 Тем не менее немногочисленные белокаменные росчерки недвусмысленно берут на себя роль декоративных элементов. Очевидно, что они нужны для того, чтобы разбавить и оживить объем, особенно в центральной части. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

При том что декора минимум. Дом очень строгий.  

Помимо Т-образных вставок основной декоративный прием – сами окна. Каждый горизонтально ориентированный проем разделен на две части: большая решена как рамка, выступающая вперед за кирпичную плоскость фасада, своего рода мини-эркер. Меньшая, узкая и вертикальная, это, наоборот, мини-балкон или, скорее, макро-форточка – углубленная открывающаяся створка со стеклянным ограждением. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Надо ли говорить, что где-то в соотношении сторон примененной здесь «единицы окна» угадываются пропорции «Золотого сечения». Плюс – шахматное чередование створок: слева-справа. Вот и весь декор. 

На торцевом объеме рисунок усложняется и вступает в диалог с малыми корпусами «Остоженки». 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Лаконичное решение оживляют уступы и вырезы. Верхнему разрыву вторит «прорезь» входа в лобби, – оба, в свою очередь, перекликаются с подобными же вырезами в доме напротив. 
  • zooming
    Вход в лобби и лестница, ведущая в него на 2 ярус. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Вид из «прорези» в соседнем квартале. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Упомянутой выше террасе-патио между высоким и средним объемом вторит еще несколько террас. Впрочем нельзя сказать, что они существенно влияют на пластику, скорее оттеняют массив, образуя консоль в том или ином месте. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Интереснее нюансы внутреннего устройства. Два верхних этажа 14-этажного объема заняты, в основном, тремя квартирами с полноценным двухъярусным устройством и, соответственно, внутренней лестницей; каждая имеет свою террасу в верхнем этаже. В то же время 3-комнатная квартира в торце 8 этажа получила террасу на уровне 9 этажа, совсем небольшую, но собственную, с выходом вверх по лестнице. На 6 этаже к торцевой квартире среднего объема примыкает терраса на ее уровне, рядом – терраса квартиры 5 этажа с выходом вверх по лестнице. 
  • zooming
    1 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 13 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 12 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 9 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 7 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 5 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 6 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»

Все лобби в домах «Садовых кварталов» – высокие, многосветные; к слову, вот еще одна из современных тенденций, проявившая себя в полной мере уже здесь. 

В данном случае лобби снаружи почти не разглядеть, хотя немного его видно на просвет с «городского балкона». Его пространство – совершенно белое, с прозрачными ограждениями, минималистичное. Тут и понимаешь, почему вырез под консолью на углу открывает белую поверхность: он приоткрывает суть «внутренностей» дома. Прием известный и почти азбучный, но как редко встречается в чистом лаконичном исполнении. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Визуальное «ребро жесткости» – стена испанской кладки того же темного кирпича и кирпичная стена на одной линии в ней. Надо ли говорить, что они рассечены белым межъярусным перекрытием, напоминающим росчерки фасада. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Итак, дом завершает «Садовые кварталы» и оформляет один из входов-выходов на их территорию. Второй квартал соседствует с четвертым и между ними – один из самых широких створов выхода в город, занятый тремя девятиэтажками 1960-х годов постройки и довольно обильной зеленью. Так что дом взаимодействует скорее с городскими соседями, нежели с домом-«валенком» Андрея Савина. Они не становятся пропилеями, скорее уж отворачиваются друг от друга. С корпусом «Остоженки» дом, наоборот, образует ритмизованную пару, что надо признать и предсказуемым и неизбежным, все же они – два крыла одного квартала, и перекликаются как ступенчатым контуром, так и протяженностью, и упомянутыми выше вертикальными вырезами сверху и снизу. И, конечно, они образуют пару как светлый, почти-белый, но бежевый, и темный, почти-черный, но коричневый. 

Другое отличие важнее. Архитектура «Садовых кварталов», если посмотреть на нее в целом – скорее скульптурная. Объемная и материальная от слова «материя». На скульптурность работают откосы окон, прием, который тоже, кажется, стал «массовым» именно здесь; так же как и скругленные углы и моллированные стекла. Все они трактуют стену как массу, а дом – как форму. Складчатость дома Сергея Чобана вписывается в эту парадигму, а дом «А-Б» выглядит апофеозом скульптурности, шагнувшим очень далеко в сторону арта. 

Скульптурность поддержана фактурностью материала: бежевый известняк, терракотовый кирпич, медь натуральная и патинированная, кортен. Весь комплекс бежево-терракотовый с одним бирюзовым акцентом. 

В таком соседстве дом Владимира Плоткина отличается плоскостностью. Тут нет никаких откосов, скруглений. С массой тут работают в ее отношении к плоскости: часть окна выступает чуть «за», часть отступает чуть вглубь, фасад колеблется между несколькими умозрительными параллельными слоями, структурированными ровной сеткой окон.

К слову, это единственный дом внутри комплекса, где основное направление пропорций не вертикальное, а горизонтальное. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Но – слегка горизонтальное, так, разве что избегает прямой «школьной» клетчатости.

Сама основная плоскость образована, согласно дизайн-коду, кирпичом, но это один из самых дематериализованных видов кирпича, которые мне довелось видеть. Кирпич может быть и красным с подчеркнутой разгранкой швов, или шершавым, рельефным, выкрошенным и разноцветным, то и другое подчеркивает его свойства как «настоящего», древнейшего, рукотворного фактурного материала. Здесь кирпич плоский, швы почти не читаются.

И темный до черноты, хотя в проекте был бордовым, и тут тоже угадывается какая-то интрига. На мое утверждение, что дом черный, автор с каким-то даже негодованием возражает – нет! Не черный. Темно-коричневый. 

Тут надо вспомнить, какого цвета каучук, имя которого носил завод, расположенный на месте «Садовых кварталов». Каучук вообще-то белесый, бесцветный. Но из детства помнится, что самая настоящая, сермяжная промышленная резина – черная. А советские корпуса завода имели, как большинство им подобных, горизонтальные ленточные окна. Не то чтобы дом прямо-таки заточен на воспоминание о заводе; вовсе нет. Но: основной цветовой и пропорциональный строй большинства зданий «Садовых кварталов» откликается на здание заводоуправления Романа Клейна 1915 года, эклектику времени модерна, сочетая терракотовый и светло-бежевый с вертикальными пропорциями; как будто «перепрыгивает» большую часть XX века. И только горизонталь и темный тон дома Владимира Плоткина возвращают нас – намеком, только намеком – к не самой гламурной части истории места.  
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Тем не менее больше всего он напоминает – копирку. Представим себе не новую, потертую копирку, в основном матовую, но местами поблескивающую. Так и тут поблескивают и стекла, и черные металлические вставки. А Т-образные вставки можно было бы сравнить с линиями, которые на копирке остаются после особенно усиленного прочерчивания – хотя все же больше они напоминают некие элементы из бумаги. Потому что тонкие и еще – белый камень здесь тоже, как и кирпич, выглядит не вполне материальным, с акцентом не на слово «камень», а на слово «белый». Сам дом, особенно в ракурсе, акцентирует пластинчатость своего корпуса – длинного и тонкого: 100 на 20 м. Так что большая часть квартир, за редкими исключениями, выходит на обе стороны. 
  • zooming
    1 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Ситуационный план
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Генплан с транспортной схемой
    © ТПО «Резерв»

Не то чтобы дом совсем не материален, вовсе нет, он вообще-то довольно большой. Я о другом: организуя свой объем, он оперирует с несколько другими параметрами, нежели все соседи – не пластикой, изгибом или скосом, а силуэтом, ритмом и пропорциями. В нем больше сетки, математики, чем материи и объема: то ли тень, то ли проекция квартала.

Этим он отличается, будучи родственным в остальном.
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Главный архитектор ТПО Резерв: В. Плоткин; руководитель мастерской №1: И. Деева; ГАП: Д. Казаков; ГИП: О. Демьянова. Архитекторы: А. Логвинова, А. Романова

2007 — 2019 / 2021 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»

15 Августа 2024

ТПО «Резерв»: другие проекты
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Похожие статьи
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Технологии и материалы
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.