English version

Проекция квартала

В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Главный архитектор ТПО Резерв: В. Плоткин; руководитель мастерской №1: И. Деева; ГАП: Д. Казаков; ГИП: О. Демьянова. Архитекторы: А. Логвинова, А. Романова

2007 — 2019 / 2021 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»
«Садовые кварталы» – исключительный проект. Не только потому, что внутри создано не банальное для Москвы пространство, и даже не только потому, что многие из популярных впоследствии градостроительных идей были предложены Сергеем Скуратовым именно там, очень рано, в 2006 году, а реализованы, несмотря на ряд перипетий, так тщательно, что он встает в ряд редких для столицы образцов. Проект также интересен как пример совместной работы нескольких авторов – тоже подход, который впоследствии стал «модным», но именно здесь он был заявлен рано, в 2007 году, и реализован всерьез, как авторские высказывания: разделили не фасады и не специализации, а именно дома, части кварталов, причем Скуратов, как увлеченный дирижер, затем на протяжении 15 лет «режиссировал» этот концерт, не забывая поддерживать общую мелодию и добавлять собственные ключевые акценты. 

В 1 квартале – два дома, спроектированных Максимом Куренным и его бюро «500». Четвертый квартал «держит» улицу Ефремова «крепостными башнями» Юрия Григоряна / «Меганома», и удивляет домом-«валенком» Андрея Савина / «А-Б» из зеленоватой меди и «пружин». Складчато-кирпичный дом Сергея Чобана тянется вглубь от улицы Усачева по границе 3 квартала.

Завершающим стал квартал номер 2, со стороны 3-й Фрунзенской улицы.
ЖК Садовые кварталы II квартал. Развертки фасадов
© ТПО «Резерв»

Вдоль пруда там – дома Сергея Скуратова, завершенные в 2021, а по сторонам ко внешнему контуру уходят два «крыла» – северный дом из светлого камня, авторства Александра Скокана и Ксении Бердниковой / АБ «Остоженка»; он достроен в 2022 году. Южный кирпичный, темно-коричневый, авторства Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», завершен в 2023 году.
ЖК Садовые кварталы II квартал. Схема расположения
© ТПО «Резерв»

Он стал итоговым, последним по времени реализации домом «Садовых кварталов», и, хотя дом соблюдает правила дизайн-кода, будучи органично встроен в комплекс, в его архитектуре довольно много отличий. Он как «точка с запятой» на границе «Садовых кварталов» и города. То ли итоговый пассаж, то ли «выход из темы».

С него и начнем. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Для начала надо сказать, что основные участники были названы сразу, в 2007 году, и дома распределены тогда же; вскоре появились и эскизные проекты. Но 2 квартал в 2019 году скорректировали в сторону увеличения – вытянули в сторону 3-й Фрунзенской; тогда-то она и стала пешеходным бульваром; сейчас с него удобно попадать в кафе на «городском балконе» с видом на внутренний двор. Помимо собственно дома и интерьера его лобби, «Резерв» был генпроектировщиком всей юго-западной части квартала и работал над проектом благоустройства двора. 

Двор тут устроен как во всех кварталах – с фирменными изогнутыми мостиками, переброшенными от зеленого холма в центре ко входам в лобби сразу на второй уровень.
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Только в данном случае подо всем двором – один ярус подземной парковки, но в центральной части над ним насыпано 2.5 метра грунта, что позволяет расти деревьям. 

Дом протяженный, больше 100 м в длину и 20 в ширину; в нем 5 секций, 3 объема и 2 корпуса. В пространстве это распределяется равномерным шагом трех ступенек: ближе к пруду 14 этажей, затем 9 и 6. Помнится не так давно это соотношение считалось классическим, почти идеальным. Так и есть, в нем собраны три самых известных масштаба городской застройки; тут как раз рядом девятиэтажка шестидесятых годов и 5-6-этажки тридцатых и двадцатых. Высокий объем «реагирует» уже на собственно «Садовые кварталы», и получается, что дом не только откликается на все три типа высотности из имеющихся поблизости, но приводит их к некоему общему знаменателю, раскладывает на раз-два-три. 
ЖК Садовые кварталы II квартал
© ТПО «Резерв»

А в сумме получаются три большие, мерные ступени, которые благодаря небольшому расширению на торце при взгляде из города образуют компактный объем спокойных пропорций. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

В дизайн-коде «Садовых кварталов» одно из значимых мест занимал материал фасадов: натуральный камень и кирпич. Здесь – темный малоформатный кирпич, почти черный, хотя еще в проекте 2019 года тон фасадов был скорее бордовым, – и вкрапления камня, ярко-белого, что хорошо заметно в соседстве с известняком более традиционного светлобежевого оттенка на фасадах соседних зданий Сергея Скуратова и «Остоженки». Тут цвет настолько белый, что хочется проверить, камень ли он. Проверяли – камень. Его совсем немного: в вырезе-углублении под консолью со стороны главной площади, и в выступах, образующих тонко прорисованные и довольно редкие фигуры, напоминающие буквы «Т», где-то прямые, где-то перевернутые, где-то просто полоска, как неожиданный фрагментарный карниз. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Между 14-этажным и 9-этажным объемом есть пауза-углубление в 2 этажа высотой. Она разделяет два корпуса, усиливает цезуру и ступенчатость силуэта – это, определенно, художественный прием ради организации формы. Но в итоге пара двухкомнатных квартир на 7 этаже, небольших квартир посередине дома, получили открытые террасы, огражденные с двух сторон стенами и похожие на патио. Здесь белокаменные горизонтали протянуты, как намек на перголы, и как будто «сшивают» между собой два разделенных объема. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Владимир Плоткин рассказывает, что в первоначальном замысле фигурировали не «буквы Т», а кресты или плюсы, – в этом случае тема «сшивания» была бы более очевидной. Тем не менее крестообразность осталась: вообще-то, строгую «клетчатую», составленную из простенков, одинаковых по вертикали и горизонтали, сетку проемов на боковых фасадах оживляет несколько «стеклянных пятен» – прямоугольников, составленных из четырех окон, простенки между которыми тоньше стандартных. Первоначально они все должны быть прочерчены белыми линиями, затем один «рукав» у каждого перекрестья убрали, но суть композиции: строгой «клетки», внутри которой асимметрично разбросано несколько пятен, осталась прежней – надо ли говорить, что это «фирменный» авторский прием; но здесь он подан сдержанно, почти незаметно. Любопытно и характерно, что боковые фасады одинаковые, «пятна» и буквы «Т» распределены друг напротив друга – понять это можно, только глядя на чертежи или очень-очень внимательно рассматривая дом. Но жесткая мера разнообразия, экономия и дисциплина высказывания, в этой особенности прочитывается очень ясно. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Развертка юго-восточного, уличного, фасада
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Развертка северо-западного, дворового, фасада
    © ТПО «Резерв»

 Тем не менее немногочисленные белокаменные росчерки недвусмысленно берут на себя роль декоративных элементов. Очевидно, что они нужны для того, чтобы разбавить и оживить объем, особенно в центральной части. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

При том что декора минимум. Дом очень строгий.  

Помимо Т-образных вставок основной декоративный прием – сами окна. Каждый горизонтально ориентированный проем разделен на две части: большая решена как рамка, выступающая вперед за кирпичную плоскость фасада, своего рода мини-эркер. Меньшая, узкая и вертикальная, это, наоборот, мини-балкон или, скорее, макро-форточка – углубленная открывающаяся створка со стеклянным ограждением. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Надо ли говорить, что где-то в соотношении сторон примененной здесь «единицы окна» угадываются пропорции «Золотого сечения». Плюс – шахматное чередование створок: слева-справа. Вот и весь декор. 

На торцевом объеме рисунок усложняется и вступает в диалог с малыми корпусами «Остоженки». 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Лаконичное решение оживляют уступы и вырезы. Верхнему разрыву вторит «прорезь» входа в лобби, – оба, в свою очередь, перекликаются с подобными же вырезами в доме напротив. 
  • zooming
    Вход в лобби и лестница, ведущая в него на 2 ярус. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Вид из «прорези» в соседнем квартале. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Упомянутой выше террасе-патио между высоким и средним объемом вторит еще несколько террас. Впрочем нельзя сказать, что они существенно влияют на пластику, скорее оттеняют массив, образуя консоль в том или ином месте. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Интереснее нюансы внутреннего устройства. Два верхних этажа 14-этажного объема заняты, в основном, тремя квартирами с полноценным двухъярусным устройством и, соответственно, внутренней лестницей; каждая имеет свою террасу в верхнем этаже. В то же время 3-комнатная квартира в торце 8 этажа получила террасу на уровне 9 этажа, совсем небольшую, но собственную, с выходом вверх по лестнице. На 6 этаже к торцевой квартире среднего объема примыкает терраса на ее уровне, рядом – терраса квартиры 5 этажа с выходом вверх по лестнице. 
  • zooming
    1 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 13 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 12 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 9 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 7 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 5 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 6 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»

Все лобби в домах «Садовых кварталов» – высокие, многосветные; к слову, вот еще одна из современных тенденций, проявившая себя в полной мере уже здесь. 

В данном случае лобби снаружи почти не разглядеть, хотя немного его видно на просвет с «городского балкона». Его пространство – совершенно белое, с прозрачными ограждениями, минималистичное. Тут и понимаешь, почему вырез под консолью на углу открывает белую поверхность: он приоткрывает суть «внутренностей» дома. Прием известный и почти азбучный, но как редко встречается в чистом лаконичном исполнении. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Визуальное «ребро жесткости» – стена испанской кладки того же темного кирпича и кирпичная стена на одной линии в ней. Надо ли говорить, что они рассечены белым межъярусным перекрытием, напоминающим росчерки фасада. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Итак, дом завершает «Садовые кварталы» и оформляет один из входов-выходов на их территорию. Второй квартал соседствует с четвертым и между ними – один из самых широких створов выхода в город, занятый тремя девятиэтажками 1960-х годов постройки и довольно обильной зеленью. Так что дом взаимодействует скорее с городскими соседями, нежели с домом-«валенком» Андрея Савина. Они не становятся пропилеями, скорее уж отворачиваются друг от друга. С корпусом «Остоженки» дом, наоборот, образует ритмизованную пару, что надо признать и предсказуемым и неизбежным, все же они – два крыла одного квартала, и перекликаются как ступенчатым контуром, так и протяженностью, и упомянутыми выше вертикальными вырезами сверху и снизу. И, конечно, они образуют пару как светлый, почти-белый, но бежевый, и темный, почти-черный, но коричневый. 

Другое отличие важнее. Архитектура «Садовых кварталов», если посмотреть на нее в целом – скорее скульптурная. Объемная и материальная от слова «материя». На скульптурность работают откосы окон, прием, который тоже, кажется, стал «массовым» именно здесь; так же как и скругленные углы и моллированные стекла. Все они трактуют стену как массу, а дом – как форму. Складчатость дома Сергея Чобана вписывается в эту парадигму, а дом «А-Б» выглядит апофеозом скульптурности, шагнувшим очень далеко в сторону арта. 

Скульптурность поддержана фактурностью материала: бежевый известняк, терракотовый кирпич, медь натуральная и патинированная, кортен. Весь комплекс бежево-терракотовый с одним бирюзовым акцентом. 

В таком соседстве дом Владимира Плоткина отличается плоскостностью. Тут нет никаких откосов, скруглений. С массой тут работают в ее отношении к плоскости: часть окна выступает чуть «за», часть отступает чуть вглубь, фасад колеблется между несколькими умозрительными параллельными слоями, структурированными ровной сеткой окон.

К слову, это единственный дом внутри комплекса, где основное направление пропорций не вертикальное, а горизонтальное. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Но – слегка горизонтальное, так, разве что избегает прямой «школьной» клетчатости.

Сама основная плоскость образована, согласно дизайн-коду, кирпичом, но это один из самых дематериализованных видов кирпича, которые мне довелось видеть. Кирпич может быть и красным с подчеркнутой разгранкой швов, или шершавым, рельефным, выкрошенным и разноцветным, то и другое подчеркивает его свойства как «настоящего», древнейшего, рукотворного фактурного материала. Здесь кирпич плоский, швы почти не читаются.

И темный до черноты, хотя в проекте был бордовым, и тут тоже угадывается какая-то интрига. На мое утверждение, что дом черный, автор с каким-то даже негодованием возражает – нет! Не черный. Темно-коричневый. 

Тут надо вспомнить, какого цвета каучук, имя которого носил завод, расположенный на месте «Садовых кварталов». Каучук вообще-то белесый, бесцветный. Но из детства помнится, что самая настоящая, сермяжная промышленная резина – черная. А советские корпуса завода имели, как большинство им подобных, горизонтальные ленточные окна. Не то чтобы дом прямо-таки заточен на воспоминание о заводе; вовсе нет. Но: основной цветовой и пропорциональный строй большинства зданий «Садовых кварталов» откликается на здание заводоуправления Романа Клейна 1915 года, эклектику времени модерна, сочетая терракотовый и светло-бежевый с вертикальными пропорциями; как будто «перепрыгивает» большую часть XX века. И только горизонталь и темный тон дома Владимира Плоткина возвращают нас – намеком, только намеком – к не самой гламурной части истории места.  
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Тем не менее больше всего он напоминает – копирку. Представим себе не новую, потертую копирку, в основном матовую, но местами поблескивающую. Так и тут поблескивают и стекла, и черные металлические вставки. А Т-образные вставки можно было бы сравнить с линиями, которые на копирке остаются после особенно усиленного прочерчивания – хотя все же больше они напоминают некие элементы из бумаги. Потому что тонкие и еще – белый камень здесь тоже, как и кирпич, выглядит не вполне материальным, с акцентом не на слово «камень», а на слово «белый». Сам дом, особенно в ракурсе, акцентирует пластинчатость своего корпуса – длинного и тонкого: 100 на 20 м. Так что большая часть квартир, за редкими исключениями, выходит на обе стороны. 
  • zooming
    1 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Ситуационный план
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Генплан с транспортной схемой
    © ТПО «Резерв»

Не то чтобы дом совсем не материален, вовсе нет, он вообще-то довольно большой. Я о другом: организуя свой объем, он оперирует с несколько другими параметрами, нежели все соседи – не пластикой, изгибом или скосом, а силуэтом, ритмом и пропорциями. В нем больше сетки, математики, чем материи и объема: то ли тень, то ли проекция квартала.

Этим он отличается, будучи родственным в остальном.
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Главный архитектор ТПО Резерв: В. Плоткин; руководитель мастерской №1: И. Деева; ГАП: Д. Казаков; ГИП: О. Демьянова. Архитекторы: А. Логвинова, А. Романова

2007 — 2019 / 2021 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»

15 Августа 2024

ТПО «Резерв»: другие проекты
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Похожие статьи
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Сейчас на главной
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.