English version

Проекция квартала

В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Главный архитектор ТПО Резерв: В. Плоткин; руководитель мастерской №1: И. Деева; ГАП: Д. Казаков; ГИП: О. Демьянова. Архитекторы: А. Логвинова, А. Романова

2007 — 2019 / 2021 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»
«Садовые кварталы» – исключительный проект. Не только потому, что внутри создано не банальное для Москвы пространство, и даже не только потому, что многие из популярных впоследствии градостроительных идей были предложены Сергеем Скуратовым именно там, очень рано, в 2006 году, а реализованы, несмотря на ряд перипетий, так тщательно, что он встает в ряд редких для столицы образцов. Проект также интересен как пример совместной работы нескольких авторов – тоже подход, который впоследствии стал «модным», но именно здесь он был заявлен рано, в 2007 году, и реализован всерьез, как авторские высказывания: разделили не фасады и не специализации, а именно дома, части кварталов, причем Скуратов, как увлеченный дирижер, затем на протяжении 15 лет «режиссировал» этот концерт, не забывая поддерживать общую мелодию и добавлять собственные ключевые акценты. 

В 1 квартале – два дома, спроектированных Максимом Куренным и его бюро «500». Четвертый квартал «держит» улицу Ефремова «крепостными башнями» Юрия Григоряна / «Меганома», и удивляет домом-«валенком» Андрея Савина / «А-Б» из зеленоватой меди и «пружин». Складчато-кирпичный дом Сергея Чобана тянется вглубь от улицы Усачева по границе 3 квартала.

Завершающим стал квартал номер 2, со стороны 3-й Фрунзенской улицы.
ЖК Садовые кварталы II квартал. Развертки фасадов
© ТПО «Резерв»

Вдоль пруда там – дома Сергея Скуратова, завершенные в 2021, а по сторонам ко внешнему контуру уходят два «крыла» – северный дом из светлого камня, авторства Александра Скокана и Ксении Бердниковой / АБ «Остоженка»; он достроен в 2022 году. Южный кирпичный, темно-коричневый, авторства Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», завершен в 2023 году.
ЖК Садовые кварталы II квартал. Схема расположения
© ТПО «Резерв»

Он стал итоговым, последним по времени реализации домом «Садовых кварталов», и, хотя дом соблюдает правила дизайн-кода, будучи органично встроен в комплекс, в его архитектуре довольно много отличий. Он как «точка с запятой» на границе «Садовых кварталов» и города. То ли итоговый пассаж, то ли «выход из темы».

С него и начнем. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Для начала надо сказать, что основные участники были названы сразу, в 2007 году, и дома распределены тогда же; вскоре появились и эскизные проекты. Но 2 квартал в 2019 году скорректировали в сторону увеличения – вытянули в сторону 3-й Фрунзенской; тогда-то она и стала пешеходным бульваром; сейчас с него удобно попадать в кафе на «городском балконе» с видом на внутренний двор. Помимо собственно дома и интерьера его лобби, «Резерв» был генпроектировщиком всей юго-западной части квартала и работал над проектом благоустройства двора. 

Двор тут устроен как во всех кварталах – с фирменными изогнутыми мостиками, переброшенными от зеленого холма в центре ко входам в лобби сразу на второй уровень.
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Только в данном случае подо всем двором – один ярус подземной парковки, но в центральной части над ним насыпано 2.5 метра грунта, что позволяет расти деревьям. 

Дом протяженный, больше 100 м в длину и 20 в ширину; в нем 5 секций, 3 объема и 2 корпуса. В пространстве это распределяется равномерным шагом трех ступенек: ближе к пруду 14 этажей, затем 9 и 6. Помнится не так давно это соотношение считалось классическим, почти идеальным. Так и есть, в нем собраны три самых известных масштаба городской застройки; тут как раз рядом девятиэтажка шестидесятых годов и 5-6-этажки тридцатых и двадцатых. Высокий объем «реагирует» уже на собственно «Садовые кварталы», и получается, что дом не только откликается на все три типа высотности из имеющихся поблизости, но приводит их к некоему общему знаменателю, раскладывает на раз-два-три. 
ЖК Садовые кварталы II квартал
© ТПО «Резерв»

А в сумме получаются три большие, мерные ступени, которые благодаря небольшому расширению на торце при взгляде из города образуют компактный объем спокойных пропорций. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

В дизайн-коде «Садовых кварталов» одно из значимых мест занимал материал фасадов: натуральный камень и кирпич. Здесь – темный малоформатный кирпич, почти черный, хотя еще в проекте 2019 года тон фасадов был скорее бордовым, – и вкрапления камня, ярко-белого, что хорошо заметно в соседстве с известняком более традиционного светлобежевого оттенка на фасадах соседних зданий Сергея Скуратова и «Остоженки». Тут цвет настолько белый, что хочется проверить, камень ли он. Проверяли – камень. Его совсем немного: в вырезе-углублении под консолью со стороны главной площади, и в выступах, образующих тонко прорисованные и довольно редкие фигуры, напоминающие буквы «Т», где-то прямые, где-то перевернутые, где-то просто полоска, как неожиданный фрагментарный карниз. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Между 14-этажным и 9-этажным объемом есть пауза-углубление в 2 этажа высотой. Она разделяет два корпуса, усиливает цезуру и ступенчатость силуэта – это, определенно, художественный прием ради организации формы. Но в итоге пара двухкомнатных квартир на 7 этаже, небольших квартир посередине дома, получили открытые террасы, огражденные с двух сторон стенами и похожие на патио. Здесь белокаменные горизонтали протянуты, как намек на перголы, и как будто «сшивают» между собой два разделенных объема. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Владимир Плоткин рассказывает, что в первоначальном замысле фигурировали не «буквы Т», а кресты или плюсы, – в этом случае тема «сшивания» была бы более очевидной. Тем не менее крестообразность осталась: вообще-то, строгую «клетчатую», составленную из простенков, одинаковых по вертикали и горизонтали, сетку проемов на боковых фасадах оживляет несколько «стеклянных пятен» – прямоугольников, составленных из четырех окон, простенки между которыми тоньше стандартных. Первоначально они все должны быть прочерчены белыми линиями, затем один «рукав» у каждого перекрестья убрали, но суть композиции: строгой «клетки», внутри которой асимметрично разбросано несколько пятен, осталась прежней – надо ли говорить, что это «фирменный» авторский прием; но здесь он подан сдержанно, почти незаметно. Любопытно и характерно, что боковые фасады одинаковые, «пятна» и буквы «Т» распределены друг напротив друга – понять это можно, только глядя на чертежи или очень-очень внимательно рассматривая дом. Но жесткая мера разнообразия, экономия и дисциплина высказывания, в этой особенности прочитывается очень ясно. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Развертка юго-восточного, уличного, фасада
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Развертка северо-западного, дворового, фасада
    © ТПО «Резерв»

 Тем не менее немногочисленные белокаменные росчерки недвусмысленно берут на себя роль декоративных элементов. Очевидно, что они нужны для того, чтобы разбавить и оживить объем, особенно в центральной части. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

При том что декора минимум. Дом очень строгий.  

Помимо Т-образных вставок основной декоративный прием – сами окна. Каждый горизонтально ориентированный проем разделен на две части: большая решена как рамка, выступающая вперед за кирпичную плоскость фасада, своего рода мини-эркер. Меньшая, узкая и вертикальная, это, наоборот, мини-балкон или, скорее, макро-форточка – углубленная открывающаяся створка со стеклянным ограждением. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Надо ли говорить, что где-то в соотношении сторон примененной здесь «единицы окна» угадываются пропорции «Золотого сечения». Плюс – шахматное чередование створок: слева-справа. Вот и весь декор. 

На торцевом объеме рисунок усложняется и вступает в диалог с малыми корпусами «Остоженки». 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Лаконичное решение оживляют уступы и вырезы. Верхнему разрыву вторит «прорезь» входа в лобби, – оба, в свою очередь, перекликаются с подобными же вырезами в доме напротив. 
  • zooming
    Вход в лобби и лестница, ведущая в него на 2 ярус. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Вид из «прорези» в соседнем квартале. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Упомянутой выше террасе-патио между высоким и средним объемом вторит еще несколько террас. Впрочем нельзя сказать, что они существенно влияют на пластику, скорее оттеняют массив, образуя консоль в том или ином месте. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Интереснее нюансы внутреннего устройства. Два верхних этажа 14-этажного объема заняты, в основном, тремя квартирами с полноценным двухъярусным устройством и, соответственно, внутренней лестницей; каждая имеет свою террасу в верхнем этаже. В то же время 3-комнатная квартира в торце 8 этажа получила террасу на уровне 9 этажа, совсем небольшую, но собственную, с выходом вверх по лестнице. На 6 этаже к торцевой квартире среднего объема примыкает терраса на ее уровне, рядом – терраса квартиры 5 этажа с выходом вверх по лестнице. 
  • zooming
    1 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 13 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 12 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 9 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 7 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 5 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 6 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»

Все лобби в домах «Садовых кварталов» – высокие, многосветные; к слову, вот еще одна из современных тенденций, проявившая себя в полной мере уже здесь. 

В данном случае лобби снаружи почти не разглядеть, хотя немного его видно на просвет с «городского балкона». Его пространство – совершенно белое, с прозрачными ограждениями, минималистичное. Тут и понимаешь, почему вырез под консолью на углу открывает белую поверхность: он приоткрывает суть «внутренностей» дома. Прием известный и почти азбучный, но как редко встречается в чистом лаконичном исполнении. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Визуальное «ребро жесткости» – стена испанской кладки того же темного кирпича и кирпичная стена на одной линии в ней. Надо ли говорить, что они рассечены белым межъярусным перекрытием, напоминающим росчерки фасада. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Итак, дом завершает «Садовые кварталы» и оформляет один из входов-выходов на их территорию. Второй квартал соседствует с четвертым и между ними – один из самых широких створов выхода в город, занятый тремя девятиэтажками 1960-х годов постройки и довольно обильной зеленью. Так что дом взаимодействует скорее с городскими соседями, нежели с домом-«валенком» Андрея Савина. Они не становятся пропилеями, скорее уж отворачиваются друг от друга. С корпусом «Остоженки» дом, наоборот, образует ритмизованную пару, что надо признать и предсказуемым и неизбежным, все же они – два крыла одного квартала, и перекликаются как ступенчатым контуром, так и протяженностью, и упомянутыми выше вертикальными вырезами сверху и снизу. И, конечно, они образуют пару как светлый, почти-белый, но бежевый, и темный, почти-черный, но коричневый. 

Другое отличие важнее. Архитектура «Садовых кварталов», если посмотреть на нее в целом – скорее скульптурная. Объемная и материальная от слова «материя». На скульптурность работают откосы окон, прием, который тоже, кажется, стал «массовым» именно здесь; так же как и скругленные углы и моллированные стекла. Все они трактуют стену как массу, а дом – как форму. Складчатость дома Сергея Чобана вписывается в эту парадигму, а дом «А-Б» выглядит апофеозом скульптурности, шагнувшим очень далеко в сторону арта. 

Скульптурность поддержана фактурностью материала: бежевый известняк, терракотовый кирпич, медь натуральная и патинированная, кортен. Весь комплекс бежево-терракотовый с одним бирюзовым акцентом. 

В таком соседстве дом Владимира Плоткина отличается плоскостностью. Тут нет никаких откосов, скруглений. С массой тут работают в ее отношении к плоскости: часть окна выступает чуть «за», часть отступает чуть вглубь, фасад колеблется между несколькими умозрительными параллельными слоями, структурированными ровной сеткой окон.

К слову, это единственный дом внутри комплекса, где основное направление пропорций не вертикальное, а горизонтальное. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Но – слегка горизонтальное, так, разве что избегает прямой «школьной» клетчатости.

Сама основная плоскость образована, согласно дизайн-коду, кирпичом, но это один из самых дематериализованных видов кирпича, которые мне довелось видеть. Кирпич может быть и красным с подчеркнутой разгранкой швов, или шершавым, рельефным, выкрошенным и разноцветным, то и другое подчеркивает его свойства как «настоящего», древнейшего, рукотворного фактурного материала. Здесь кирпич плоский, швы почти не читаются.

И темный до черноты, хотя в проекте был бордовым, и тут тоже угадывается какая-то интрига. На мое утверждение, что дом черный, автор с каким-то даже негодованием возражает – нет! Не черный. Темно-коричневый. 

Тут надо вспомнить, какого цвета каучук, имя которого носил завод, расположенный на месте «Садовых кварталов». Каучук вообще-то белесый, бесцветный. Но из детства помнится, что самая настоящая, сермяжная промышленная резина – черная. А советские корпуса завода имели, как большинство им подобных, горизонтальные ленточные окна. Не то чтобы дом прямо-таки заточен на воспоминание о заводе; вовсе нет. Но: основной цветовой и пропорциональный строй большинства зданий «Садовых кварталов» откликается на здание заводоуправления Романа Клейна 1915 года, эклектику времени модерна, сочетая терракотовый и светло-бежевый с вертикальными пропорциями; как будто «перепрыгивает» большую часть XX века. И только горизонталь и темный тон дома Владимира Плоткина возвращают нас – намеком, только намеком – к не самой гламурной части истории места.  
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Тем не менее больше всего он напоминает – копирку. Представим себе не новую, потертую копирку, в основном матовую, но местами поблескивающую. Так и тут поблескивают и стекла, и черные металлические вставки. А Т-образные вставки можно было бы сравнить с линиями, которые на копирке остаются после особенно усиленного прочерчивания – хотя все же больше они напоминают некие элементы из бумаги. Потому что тонкие и еще – белый камень здесь тоже, как и кирпич, выглядит не вполне материальным, с акцентом не на слово «камень», а на слово «белый». Сам дом, особенно в ракурсе, акцентирует пластинчатость своего корпуса – длинного и тонкого: 100 на 20 м. Так что большая часть квартир, за редкими исключениями, выходит на обе стороны. 
  • zooming
    1 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Ситуационный план
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Генплан с транспортной схемой
    © ТПО «Резерв»

Не то чтобы дом совсем не материален, вовсе нет, он вообще-то довольно большой. Я о другом: организуя свой объем, он оперирует с несколько другими параметрами, нежели все соседи – не пластикой, изгибом или скосом, а силуэтом, ритмом и пропорциями. В нем больше сетки, математики, чем материи и объема: то ли тень, то ли проекция квартала.

Этим он отличается, будучи родственным в остальном.
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Главный архитектор ТПО Резерв: В. Плоткин; руководитель мастерской №1: И. Деева; ГАП: Д. Казаков; ГИП: О. Демьянова. Архитекторы: А. Логвинова, А. Романова

2007 — 2019 / 2021 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»

15 Августа 2024

ТПО «Резерв»: другие проекты
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Похожие статьи
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.