Архсовет Москвы – 72

Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.

mainImg
Архитектор:
Ольга Алексакова
Юлия Бурдова
Мастерская:
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проект:
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Россия, Москва, Краснобогатырская улица, 2

Авторский коллектив:
Юлия Бурдова, Ольга Алексакова, Иван Соломин, Василий Гончаров, Павел Бенько, Алена Гук, Александр Руммо, Михаил Синицын, Никита Кобцев, Никита Грошев, Марьяна Друсинова, Егор Злобин

10.2021 — 12.2021

Заказчик – АО ИК «Северная звезда»
На предновогоднем заседании архсовет рассмотрел проект корректировки архитектурно-градостроительной концепции территории бывшего завода резиновых изделий «Красный богатырь». Завод, более не действующий – его здания сдают в аренду – расположен между Краснобогатырской улицей и проспектом Ветеранов, рядом с границами парков Сокольники и Лосиный остров, а река Яуза разделяет территорию завода продольно на две части. В наступающем году на берегах Яузы за проспектом Мира должен открыться новоблагоустроенный Парк спорта Яуза, который продолжит ростокинскую часть парка при акведуке. 
zooming
Схема зеленого каркаса. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Согласно плану межевания между Краснобогатырской и проспектом Ветеранов должны появиться два новых поперечных проезда, призванных разгрузить район от пробок: один из них продолжит Миллионную улицу, другой пройдет южнее. 

Площадь рассматриваемой территории бывшего завода – 17,2 га, общая площадь планируемой застройки – 473 552 м2. Перепад высот – от 4 до 7 м. Застройка, согласно проекту, в большей своей части, примерно на пять шестых, состоит из жилья, класс которого заказчики определили как «бизнес-минус», «чуть выше чем комфорт». Продавать квартиры планируется по цене порядка 300 000 рублей за м2. В южном углу территории запланированы офисы, рядом, к востоку – школа и детский сад. Заказчик – АО ИК «Северная звезда».

Рассмотренная советом концепция – не первое предложение по реорганизации «Красного Богатыря», работа с ППТ была одобрена в 2019 году, одну из предыдущих концепций разрабатывал НИиПИ ИГСП. 

Принципиальное отличие нового предложения Buromoscow заключается в том, что его авторы, Ольга Алексакова и Юлия Бурдова, предложили сохранить пять исторических зданий завода, не имеющих статуса ОКН. Причем авторы сохраняют не только дореволюционные постройки – главный корпус завода 1911 года авторства Густава Гельриха (точнее, его половину), но и более поздние – пожарную станцию конструктивиста Александра Куровского (она расположена рядом с будущей школой и ее архитекторы планируют наделить какой-то образовательной функцией); а также котельную 1946 года и крупное кирпичное промышленное здание 1958 года, которое Юлия Бурдова, рассказывая о проекте, сопоставила с архитектурой брутализма. 

Вокруг последнего упомянутого здания 1958 года, одного из самых крупных и поздних, завязалась небольшая дискуссия – корпус расположен близко к реке и прямо по нему согласно документам сейчас проходит граница природного комплекса долины Яузы. Отсюда возникли сомнения в том, что здание удастся сохранить, – их высказал представитель заказчика Артемий Крылов. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, однако, возразил, подчеркнув, что «качество архитектуры, качество проектов первично», здание было бы интересно сохранить, а документы межевания можно и пересмотреть: «если мы потеряем интересное здание, это будет печально, а если надо поправить какие-то документы, мы в этом поможем». 
zooming
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Кроме того, по словам авторов, уже предопределены параметры двух башен, которые планируется построить в северо-западной части территории, рядом с улицей Богатырский мост. 

В остальном, планируя будущую застройку, Buromoscow разделили территорию, которая, согласно плану межевания, сейчас состоит из 7 частей – на 9 кварталов-лотов. Впоследствии они, по словам Юлии Бурдовой, могут быть, как в ЗИЛАРТе, распределены между разными архитекторами, задав единый дизайн-код.
zooming
Деление на лоты. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Под каждым кварталом расположена подземная парковка, дворы без машин. Перед котельной разместилась городская площадь, пространство которой удалось «расчистить», сохранив требующиеся ТЭПы, благодаря повышению части зданий – сейчас ГПЗУ разрешает на этих участках высотность до 75 м, авторы предлагают расширить предел ограничений до 100 м.

Высотность основной части зданий в проекте сейчас 5–14 этажей, башни – от 25 до 30 этажей. Первые этажи полностью нежилые, отданы ритейлу и общественным функциям – по словам Ольги Алексаковой, в этих местах уже существует популярный у знатоков «нумизматический антикварный центрик», который, в числе прочего, мог бы войти в состав общественных функций будущего комплекса. Кроме того, в первые этажи домов встроены 2 детских сада, один на левом, другой на правом берегу Яузы. 
zooming
Схема плана 1 этажа. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Проект предполагает благоустройство зеленой зоны по берегам Яузы, а также – несколько пешеходных мостов через реку, призванных связать между собой кварталы левого и правого берега. 
zooming
Схема пешеходного движения. Показаны 6 новых пешеходных мостов через Яузу. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Вопрос благоустройства берегов Яузы также стал предметом обсуждения – будет ли заниматься таким благоустройством город, будет ли оно увязано с проектом жилого комплекса, не будет ли от него оторвано? Быстро выяснилось, что этот вопрос еще не решен, более того, как пояснил зампрефекта ВАО, в недавние планы благоустройства этот участок Яузы – до Оленьего вала, не попал, и хорошо бы эти планы скорректировать. 
zooming
Схема благоустройства. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Совет принял проект очень тепло, его поддержал каждый из выступавших, особенно в части сохранения примечательных заводских зданий. 

Практически сразу поступило предложение не ограничиваться повышением высотности до 100 метров (напомню, что по ГПЗУ она пока 75 м), а повысить ее еще сильнее, чтобы придать доминантам более индивидуальный и разнообразный характер, а также освободить дополнительное пространство для общественных городских площадей и зелени.
 
Здесь необходима небольшая ремарка. Как сообщает Архнадзор, в 2014 году ДКН признал все здания главного заводского корпуса Густава Гельриха 1911 года постройки, также как и пожарной станции Куровского (Архнадзор датирует ее 1927 годом, авторы проекта Buromoscow – 1933), исторически ценными градоформирующими объектами. Затем в октябре 2017 года здания были исключены из списка объектов, «обладающих признаками культурного наследия». В том же 2017 году проект НИиПИ ИГСП был выставлен на публичные слушания. Сейчас ни одно из зданий завода не обладает никаким охранным статусом, но тот же заказчик, по словам его представителей, полтора месяца назад изменил решение о сносе всех зданий и заказал новый проект. 

Итак, здания главного заводского корпуса 1911 года постройки расположены в северной части территории и сейчас занимают достаточно большое пятно, причем со стороны Краснобогатырской постройки более «собранные», высокие и компактные, а со стороны Яузы расположена застройка того же времени, но малоэтажная. Согласно проекту Buromoscow, правую половину планируется сохранить, а левую малоэтажную половину планируется снести и построить на ее месте несколько башен средней высоты. Александр Цимайло во время заседания совета предложил организовать на этом месте, за счет повышения высотности части домов, вторую городскую площадь, связанную с первой площадью, перед котельной 1946 года. Николай Шумаков предложил сохранить здание 1911 года не наполовину, а полностью. Александр Асадов попросил зафиксировать в протоколе решение о сохранении «большого» здания и – особенно – его трубы, но высказал идеи о «прорезании» исторической постройки арками, приведя пример элеватора в Кейптауне (музея Цайца Томаса Хезервика). 

Михаил Посохин предложил использовать повышение высотности для того, чтобы «впустить» в район больше зелени. За большее количество зелени также высказался Николай Шумаков.
zooming
Вид с Богатырского моста на Яузу и застройку по ее берегам. Предварительная визуализация. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
zooming
Площадь перед котельной. Предварительная визуализация. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Много обсуждали темы связанности района с окружающими внешними кварталами и парками. По словам Юлии Бурдовой, в городских программах уже запланированы два подземных перехода под проспектом Ветеранов, а на Краснобогатырской существует два наземных перехода. Прозвучали предложения превратить новый район в целом в драйвер развития городской местности, на данный момент «рыхлой и небезопасной» – и даже идеи превращения Яузы в целом в ее восточной и северо-восточной части в один из линейных субцентров развития полицентричного города, причем связанный с образованием. По словам Петра Кудрявцева, которого затем горячо поддержал Сергей Кузнецов, сейчас на Яузе формируется целая долина, которую можно даже сопоставить в кампусом МГУ на юго-западе: «начиная от штаб-квартиры Росатома в Зарядье, <...> новый кампус МГТУ, который сейчас активно развивается, дальше Электрозавод, которым мы занимаемся... Мне кажется, эта точка тоже могла бы быть особенной <...> мы можем формировать на этом маршруте дополнительную функцию [научно-образовательную, – прим. ред.]». 

Сергей Чобан и Александр Цимайло предложили уделить как можно больше внимания будущему дизайн-коду проекта, возможно, даже рассмотреть дизайн-код на архсовете. Андрей Гнездилов предложил учесть в дизайн-коде соседство кирпичной заводской архитектуры, по крайней мере в уровне нижних этажей. 

Авторов и заказчика призвали подумать над функциональным наполнением сохраняемых заводских зданий – с чем те и другие с радостью согласились, подчеркнув, что в русле сохранения городских построек проект развивается всего лишь полтора месяца и у него еще все впереди, и изучение опыта, и консультации, и планирование функций. 
  • zooming
    1 / 5
    Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
    © Buromoscow
  • zooming
    2 / 5
    Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
    © Buromoscow
  • zooming
    3 / 5
    Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
    © Buromoscow
  • zooming
    4 / 5
    Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
    © Buromoscow
  • zooming
    5 / 5
    Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
    © Buromoscow

Резюмируя обсуждение, Сергей Кузнецов упомянул об идее создания бегового маршрута вдоль всей реки Яузы, подчеркнул, что Яуза становится новой городской осью – «растянутым новым городским центром», пообещал внимательно следить за развитием проекта, поддерживать его, пожелал проекту успехов и призвал заказчиков при необходимости обращаться за помощью по корректировке документации. Архсовет поддержал проект. 
Архитектор:
Ольга Алексакова
Юлия Бурдова
Мастерская:
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проект:
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Россия, Москва, Краснобогатырская улица, 2

Авторский коллектив:
Юлия Бурдова, Ольга Алексакова, Иван Соломин, Василий Гончаров, Павел Бенько, Алена Гук, Александр Руммо, Михаил Синицын, Никита Кобцев, Никита Грошев, Марьяна Друсинова, Егор Злобин

10.2021 — 12.2021

Заказчик – АО ИК «Северная звезда»

29 Декабря 2021

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.