Архсовет Москвы-61

На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.

mainImg
Архитектор:
Вадим Греков
Иван Греков
Мастерская:
KAMEN Architects http://www.kamen.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Береговой-2»
Россия, Москва, Береговой пр-д, д. 3

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Иван Греков
Архитекторы: Алексей Ермоленко, Александр Козихин, Павел Лавров, Евгений Макаров, Нина Плютинская, К. Прокопченко, Ирина Сафонова, Даниил Макаров

2017 — 2018 / 2018

Заказчик: Главстрой
Собравшийся 19 июня архсовет вернулся на свое традиционное место – посвежевший после ремонта зал в здании Москомархитектуры. Рассматривался всего один проект, но с внушительными объемами и не менее значимым местоположением. Как указано в положении о совете, именно такие масштабные и градостроительно важные объекты – его основная задача. Территории у реки – с тех пор как состоялся конкурс и появилась концепция развития главной водной артерии города – рассматриваются всегда. ЖК «Береговой» по адресу Береговой проезд, владение 2Б – как раз такой случай. Плюс, «Береговой» попадает в ареал развития так называемого Большого Сити – до сих пор мы лишь точечно слышали о его существовании как о некоей перспективной идее, но вот теперь, как рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, уже со следующего заседания результаты этой «глубоко проработанной концепции» будут учитываться при рассмотрении всех причастных проектов: «Со следующим проектом на реке мы добавим к обсуждению концепцию Большого Сити.Там мало нового, это суммирование того, что уже было наработано. Сегодня понятно, что это место обладает максимальными предпосылками, чтобы стать «Московским Манхеттеном», это, в частности, хорошая обеспеченность транспортом, плюс есть варианты усиления и развития его доступности…».
Жилой комплекс «Береговой» 2019 год
© KAMEN Architects / Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Жилой комплекс «Береговой» 2019 год
© KAMEN Architects / Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Собственно говоря, местоположение объекта – на реке, напротив Шелепихинской набережной, в ареале Большого Сити – определили и его объемные, и визуальные характеристики. Понятно, что при заявленных инвестором объемах под 300 тысяч м2 архитекторы искали решения с высокой плотностью. Кроме того, связанные высотной отметкой в 100 метров, с одной стороны, и размерами участка, с другой – они вынуждены были экономить каждый квадратный метр территории. В общем, сделали все, что смогли. Архсовет практически единодушно посчитал, что справились.

Концепцию представлял разработчик – Иван Греков, руководитель бюро KAMEN Architects, продолжатель архитектурной династии Вадима Грекова. Как выяснилось в ходе заседания, ученик сразу и Евгения Асса, и Сергея Скуратова, успевший поработать и со Стивеном Холлом.
Участок под застройку по адресу проезд Береговой, вл. 2Б 2019 год
© KAMEN Architects / Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Участок (площадь по ГПЗУ составляет 52 400 м2) относится к промзоне авиационного завода №22 имени Горбунова, до последнего времени тут располагался завод имени Хруничева. Он достаточно правильной формы, но размежеван на две длинных, вытянутых вдоль реки полоски – ту, что на берегу займет ЖК, а за ним тот же инвестор – компания «Главстрой» – планирует выстроить две школы со спортивным ядром. Протяженный «речной фасад» – безусловный плюс любого проекта, но чтобы разместить на этой полоске зафиксированную ГПЗУ плотность в 50 161 м2 (общая площадь комплекса равна 313 358 м2) архитекторам пришлось перебрать около 100 вариантов, прежде чем прийти к финальному. Грубо говоря, пластину, если вообразить себе плотность в виде простого прямоугольного объема, разделили на секции и расставили их цепочкой, устроив «затекания», то есть пространственные разрывы, как со стороны реки, так и будущих школ.
zooming
Генплан. Жилой комплекс «Береговой» 2019 год
© KAMEN Architects / Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

«Затащив» реку на максимально возможную глубину внутрь участка, архитекторам удалось добиться, чтобы все квартиры получили отличные виды. Внутри комплекса образовались, таким образом, два двора, хотя квартальной планировку все-таки не назовешь, и это зеленое пространство будет органично «выплескиваться» на благоустроенную набережную, проработка которой осуществляется в рамках городской программы. Нынешний отрезок станет продолжением Филевской набережной. Фронт разнообразных общественных функций в первых этажах, разумеется, будет весьма развит, и особенно – в сторону реки. В составе корпуса 4, например, предполагается целая поликлиника с многопрофильным оздоровительным центром. Дополнительные общественные пространства появятся на кровлях – проектом предусмотрено устройство как частных террас, так и общих, хотя сама возможность успешного функционирования крышных оазисов вызвала у совета недоверие.
Жилой комплекс «Береговой». Вид с Москвы-реки2019 год
© KAMEN Architects / Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

В фасадах комплекса отражен мотив волны, считают авторы, хотя авиационная тематика завода имени Горбунова, возможно, присутствует даже яснее, поскольку анодированный алюминий вызывает сходство с авиационной сталью. Фасады унифицированы на основании повторяющегося модуля: полотно стены делится на три зоны и за счет смещения направляющих фасада и «выдавливания» их на фиксированное расстояние достигается волнообразная пластика. Правда, она едина для всех объемов этого многосоставного организма, и вот это единообразие у членов совета, например, Евгения Асса и Сергея Скуратова, не могло не вызвать реплики. Но, что характерно, на фасадах сегодняшний архсовет фиксируется уже редко. Ушла эпоха дискуссий о вкусовых пристрастиях и баталий между ценителями башенок и борцами с «плоскомордием». В основном – и в этот раз тоже – обсуждается градостроительная часть, но иногда, так сказать в «режиме спасения» проекта, совсем уже не справившимся авторам на усиление выделяются кураторы из числа совета. Сергей Кузнецов вспомнил об этом, заметив, что такая практика тоже приносит результат. Но в данном случае этого не потребовалось.
Благоустройство общественных пространств. Жилой комплекс «Береговой» 2019 год
© KAMEN Architects

Между тем, если рассматривать архсовет как витрину текущей архитектурной деятельности в столице, то, глядя на молодых архитекторов, уже работающих в таком серьезном градостроительном масштабе и делающих это очень уверенно, можно только порадоваться, как сильно ситуация поменялась с 2013 года. Более того, создалось ощущение, что архитекторы работали не вопреки, а вместе с заказчиком – во всяком случае, по словам Ивана Грекова, заказчики проектом довольны и уже «занимают очередь на квартиры». Кстати, и состав самого архсовета потихоньку сменился процентов на восемьдесят (о последнем изменении см. здесь), из «старых» в нем остались Владимир Плоткин, Евгений Асс и Андрей Гнездилов и чуть позже присоединившийся Вадим Греков. Пока прежний совет совсем не забронзовел, Сергей Кузнецов постепенно ввел в него архитекторов «среднего поколения», набравших вес и опыт в последнее десятилетие. Это Юлия Бурдова, Александр Цимайло, Тимур Башкаев. Кроме того, в нынешнем архсовете, наконец, появились Сергей Скуратов и Александр Асадов, и результат от этого только выиграл, потому что без этих имен витрина современной архитектуры была бы, конечно, неполной.
Благоустройство общественных пространств. Жилой комплекс «Береговой» 2019 год
© KAMEN Architects / Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

По градостроительной части рассматриваемого проекта, как сказал Александр Асадов, авторы выжали из участка все, что могли, и совет в целом с такой оценкой согласился. Скорее у архитектора вызвало вопрос межевание на две длинных полоски. Сергей Кузнецов согласился, что чем раньше архитекторы в принципе внедряются в проект, то есть уже на этапе разработки ППТ, тем лучше, однако аргументация – как межевать – вопрос всегда спорный. Поэтому в данном случае не очевидно, что была сделана ошибка. А вот высотность, зафиксированную ГПЗУ в 100 метров, по мнению главного архитектора, можно было бы оспорить, тем более что проведенный визуально-ландшафтный анализ позволяет поднять ее достаточно безболезненно.

На этом, в частности, остановился в своем выступлении Сергей Скуратов: «Мне очень приятно, что мой ученик вышел на такой серьезный градостроительный масштаб, но здесь ему явно не хватило архитектурной воли и опыта. При такой плотности застройки заказчик должен был выйти на другие высотные показатели, доминанты в 150, может быть, даже в 200 метров, и для этого надо было делать серьезный градостроительный анализ. Это позволило бы увеличить количество незастроенной земли и проницаемость проекта, дабы не иметь достаточно плотных и жестких урбанблоков…».
Жилой комплекс «Береговой». Вид с Москвы-реки 2019 год
© KAMEN Architects / Предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Перераспределение объемов, кстати, помогло бы решить и задачу с «недостатком циркуляции пространства» – на нее обратили внимание и Александр Асадов, и Андрей Гнездилов – проще говоря, один «двор» получился гораздо более замкнут многоэтажками (до 27 этажей), чем второй. В настоящем же проекте, где высотность выбрана максимально, сделать дополнительные «проколы» уже довольно сложно. Глядя на абсолютную неравномерность в распределении плотности на двух смежных участках – ЖК и планируемых школ, Тимур Башкаев добавил к теме, что пора бы уже искать варианты работы с территориями объектов социального и общественного назначения на новой законодательной базе – «иначе мы упремся в такую ситуацию, что повышать плотность и развиваться будет довольно сложно». 
Евгений Асс остался от дискуссии в стороне, визуальный язык проекта оказался ему не близок: «Этот сверкающий рай, весь целиком стеклянно-алюминиевый вызывает у меня, мягко говоря, беспокойство», – сказал архитектор. Впрочем, ни у кого не вызвало сомнений, что собственно проект проработан очень качественно. Так что, озвучивая мнение совета, Сергей Кузнецов выразил одобрение авторам.
Архитектор:
Вадим Греков
Иван Греков
Мастерская:
KAMEN Architects http://www.kamen.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Береговой-2»
Россия, Москва, Береговой пр-д, д. 3

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Иван Греков
Архитекторы: Алексей Ермоленко, Александр Козихин, Павел Лавров, Евгений Макаров, Нина Плютинская, К. Прокопченко, Ирина Сафонова, Даниил Макаров

2017 — 2018 / 2018

Заказчик: Главстрой

20 Июня 2019

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.