Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением

Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.

mainImg
Архитектор:
Юрий Григорян
Мастерская:
Simpson Haugh
Меганом http://meganom.moscow/
Проект:
ЖК “REPUBLIC”
Россия, Москва, Пресненский вал, 27

4.2022 / 2022
ЖК на Пресненском валу-27 проектируется на территории бывшего Московского электромашиностроительного завода памяти революции 1905 года, к востоку от ЖК Пресня Сити и к западу от строящегося бизнес-центра AFI-Square. Протяженный участок – его длина больше 600 м, – вытянут между Пресненским валом и железнодорожными путями белорусского направления. Общая площадь комплекса – 400 000 м2, помимо 11 жилых башен в его состав входит 4 сохраняемых кирпичных промышленных здания завода, дом по реновации, офисное здание и детский сад, общественный бульвар вдоль Пресненского вала, музей железных дорог и гастрономический центр – с двумя последними работает бюро Ильи Ценциппера.
Распределение функций. Жилой комплекс Пресненский вал, 27 / мастер-план и дизайн-код
© Меганом
Генплан. Жилой комплекс Пресненский вал, 27 / мастер-план и дизайн-код
© Меганом

К западу от участка планируется построить автомобильную дорогу с выездом на ТТК. Ранее, в течение 2020 и 2021 гг., для территории уже было разработано несколько проектов. 

Новый проект представлял Юрий Григорян, который сразу оговорился, что выступает в данном случае как «так называемый суперархитектор», то есть консультант мастер-плана и автор дизайн-кода (хотя и не любит это слово). Но не автор всех зданий, распределенных между разными архитекторами, среди которых четыре иностранных: Стив Браун, бюро Симпсон Хо, Эйден Поттер, а также Макс Дудлер, и два российских – Wall Рубена Аракеляна и Меганом. Благоустройством занимается Gillespies. По словам заказчика, ни один из иностранцев не отказался от авторства и работа по их концепциям продолжается. 
Авторы зданий. Жилой комплекс Пресненский вал, 27 / мастер-план и дизайн-код
© Меганом

По словам Юрия Григоряна, объемно-пространственное решение и распределение высот было разработано другими авторами и досталось Меганому «в наследство» вместе с ТЭПами и высотными ограничениями: плотность проекта 55 200 м2/га, ограничение высоты 120 м. В процессе работы «масинг» предшествующего проекта был переработан как в сторону усложнения силуэта и большего разнообразия высотных отметок отдельных зданий, так и разделения объемов башен на несколько ярусов пластическими средствами, уступами и ступенями. Три типа высот превратили в восемь. Наметили пояса, общие по высоте для ряда башен. Юрий Григорян также заострил внимание на попытках «экструдии» для усложнения общего объемного решения. 

Кроме того авторы отказались от краснокирпичных фасадов предшествующей концепции, сохранив кирпич только на двух домах, спроектированных Стивом Брауном. Архитекторам всех остальных башен были предложены разные цвета и материалы. Кирпич, однако, также появляется в цокольных ярусах, напоминая о промышленном прошлом места и о краснокирпичных корпусах завода. Выбор материала был оставлен за архитекторами, в дизайн-коде определены только оттенки. 
Распределение объемов и оттенков. Жилой комплекс Пресненский вал, 27 / мастер-план и дизайн-код
© Меганом
Башни Стива Брауна, единственные полностью кирпичные в проекте. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
Предоставлено Москомархитектурой

Реализацию проекта планируется разделить на 6 очередей. 
Очередность реализации. Жилой комплекс Пресненский вал, 27 / мастер-план и дизайн-код
© Меганом

Юрий Григорян отдельно акцентировал, что все деревья в демонстрируемом проекте – «честные», то есть привязаны к тем местам, где их действительно можно посадить в обход подземных сетей. Внутри комплекса – закрытая часть, приватные дворы для жильцов, они тяготеют к западу, снаружи, вдоль Пресненского вала – озелененный общественный бульвар, его авторы назвали «Зеленая Пресня», ведущий к общественному скверу в восточной части, ближе к Белорусскому вокзалу. В первых этажах домов, выходящих на бульвар, запланированы арендные помещения: магазины и прочее.
  • zooming
    1 / 6
    Общественный бульвар вдоль Пресненского вала. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    Предоставлено Москомархитектурой
  • zooming
    2 / 6
    Бывшая вагоносборочная мастерская, расположенная в центре территории, амфитеатр перед ней, часть городского бульвара. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    © Меганом
  • zooming
    3 / 6
    Общественный бульвар вдоль Пресненского вала. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    © Меганом
  • zooming
    4 / 6
    Дворовые пространства. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    © Меганом
  • zooming
    5 / 6
    Дворовые пространства. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    © Меганом
  • zooming
    6 / 6
    Общественный сквер перед музеем. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    Предоставлено Москомархитектурой

Крайний дом в западной части строится по программе реновации. Офисное здание фланкирует территорию с востока. В четырех сохраняемых красно-кирпичных корпусах завода разместятся общественные функции: в восточной части музей и гастроцентр, в центральном – бассейн. По словам Юрия Григоряна, интерьеры сохраняемых корпусов «невероятные и волшебные», хотя на картинке пока показан референс, а не проект приспособления исторических корпусов. 
Жилой комплекс Пресненский вал, 27
Предоставлено Москомархитектурой

Забегая вперед скажем, что замглавы ДКН Леонид Кондрашев высказал сомнения в том, что в памятнике конца XIX века можно размещать «мокрые зоны» бассейна, а также отметил, что проектная документация по трем другим сохраняемым заводским корпусам в ДКН пока не предоставлена. 

Башня Юрия Григоряна под названием C6 или «Железный рыцарь» (Metal Knight) – одна из двух самых высоких, 160 м. Она полностью состоит из стеклянных эркеров, блестящих, как металлические, и расположена в северо-восточной части, рядом с двумя старыми заводскими корпусами, поэтому между эркерами «прорастает» сетка кирпичного «фона», уподобленная, хотя не буквально, растянутой по фасаду тени от памятника архитектуры. 
  • zooming
    1 / 7
    Жилой комплекс Пресненский вал, 27. Башня «Железный рыцарь», АБ Меганом
    © Меганом
  • zooming
    2 / 7
    Жилой комплекс Пресненский вал, 27. Башня «Железный рыцарь», АБ Меганом
    © Меганом
  • zooming
    3 / 7
    Жилой комплекс Пресненский вал, 27. Башня «Железный рыцарь», АБ Меганом
    © Меганом
  • zooming
    4 / 7
    Башни Симпсон Хо. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    Архсовет Москвы, 20.04.2022
  • zooming
    5 / 7
    Башни Симпсон Хо. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    Архсовет Москвы, 20.04.2022
  • zooming
    6 / 7
    Башни Wall. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    Архсовет Москвы, 20.04.2022
  • zooming
    7 / 7
    Башни Wall. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    Архсовет Москвы, 20.04.2022

Участие берлинского архитектора Макса Дудлера – идея Юрия Григоряна. Одна из его башен, светлая – высотой тоже 160 м, как и у Меганома, вторая, красная – 89 м. Фасады – лаконично-клетчатые. 
Башни Макса Дудлера. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
Архсовет Москвы, 20.04.2022
zooming
Башни Макса Дудлера. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
Архсовет Москвы, 20.04.2022

Детский сад на 175 человек, как рассказал представитель заказчика, подразделения FORMA компании ПИК Илья Чепрасов, планируется разместить в историческом заводском корпусе 8, бывшей чугунно-литейной мастерской, – причем корпус передвинут примерно на 100 м на запад относительно его сегодняшнего положения. 

Кроме того запланирован БМК – школа на 375 человек и еще один детский сад на 175 мест; они расположатся западнее рассматриваемой территории, но жители ЖК смогут ими пользоваться. К слову: комплекс Пресненский-27 это не апартаменты, а жилье. 

Комплекс – приблизительно на 2500 квартир. В них будет жить, по словам Чепрасова, около 4000 человек. На что Сергей Скуратов возразил, что вероятное количество жителей надо рассчитывать как большее – до 7000 человек. 
Вид с севера. Жилой комплекс Пресненский вал, 27 / мастер-план и дизайн-код
Архсовет Москвы, 20.04.2022

Обсуждение получилось достаточно бурным – совет затянулся больше чем на 1.5 часа, – и несколько парадоксальным. В выступлениях экспертов чувствовалось некоторое замешательство, вызванное сочетанием значительных показателей высотности и плотности проекта – и участием знаменитого, талантливого и чуткого архитектора Юрия Григоряна, который свою часть работы выполнил «на отлично».

Все выразили уважение к работе коллеги, и одновременно, в разной степени, недоумение показателями проекта. Сомнения вызвала не только социальная инфраструктура, но и инсоляция башен, стоящих близко друг к другу и вытянутых вдоль северного края участка, и близость железной дороги: «метров 18 до нее», недостаточность предложенного заказчиком 7-метрового защитного экрана. «Ряд деревьев и 7-метровая стена не защищают от шума выше 2 этажа. Достаточно сделать диаграмму шума, чтобы понять, что это имитация шумозащиты. Это не решает проблемы», – подчеркнул Сергей Скуратов. Заказчик парировал: вся сложная инсоляция просчитана, а от шума будет защищать не только экран, но и шумозащитные окна. Владимир Плоткин также указал на недопустимость близкого соседства железной дороги: «нужна буферная зона; или первые этажи, до пятого или шестого, можно насытить нежилыми помещениями; или хотя бы можно решить планировку квартир так, чтобы до шестого или даже десятого этажа в сторону железной дороги выходили не жилые комнаты, а технические помещения». Михаил Посохин и Александр Асадов предложили накрыть железную дорогу, может быть, даже устроить над ней парк; Александр Асадов высказал идею пешеходной связи над путями в сторону Ипподрома. 

Другим вопросом стало – не слишком ли деликатно Юрий Григорян обошелся с исходным проектом? Прозвучало даже замечание о «косметических изменениях». Может быть его следовало радикально изменить, получив те же ТЭПы в иной объемно-пространственной композиции? Где-то увеличить высоту, но получить большие паузы? Дошло до предположения, что осторожность вмешательства Григоряна – вынужденная, иными словами, архитектору не позволили вмешаться больше, поскольку утвержденная высотность давала возможность только для «косметики». Это предположение он с негодованием опроверг, уточнив, что не стремился перерабатывать «масинг» предшествующего проекта из соображений sustainability, поскольку не хотел «выбрасывать на помойку» работу коллег в очередной раз. И в то же время понимал, что вряд ли здесь позволят высотность 300 м и, с другой стороны, вряд ли возможно уменьшить ТЭПы. Но обещал подумать над несколько более радикальной корректировкой. 

Прозвучало и противоположное мнение: что железная дорога в современном городе это не минус, а плюс, романтический пейзаж (Юрий Григорян со ссылкой на Илью Ценциппера). Что соседство железной дороги надо принять, а не отгораживаться от нее; отгораживаться вообще, по словам Юрия Григоряна, – вчерашний день, чуть ли не начало XX века, а город надо принимать как он есть.

А также – что рост и уплотнение мегаполиса это нормальная новая реальность, и ее тоже необходимо принять: «уплотнение идет по своим законам, которые не вполне вписываются в наши нормативы. Это говорит о том, что нормативы устарели, требования города таковы, что такие высокоплотные эффективные застройки необходимы <...> Нужно каким-то новым способом это регулировать. Это точки сингулярности в городе. <...> Реальность уже здесь и надо на нее реагировать, иначе мы не сможем формировать новый город с современным качеством жизни», – подчеркнул Тимур Башкаев. А вот как высказался на ту же тему Юрий Григорян: «надо признать, что вся эта застройка относится к новому поколению зданий, которые вторгаются в существующий ландшафт, привнося совершенно новый высотный масштаб в город. Они появляются везде. Если раньше здание 75-метровой высоты считалось крупным, то здания такого [120-160 м, – прим. авт.] представляют собой «новый черный». Это видно даже по соседним постройкам [Пресне Сити, – прим. авт.]». Сергей Кузнецов подчеркнул, что высокоплотная застройка дала серьезный рост экономики города, качества его среды и качества жизни. 

В конечном счете обсуждение пришло к известному вопросу – должны ли эксперты архитектурного совета управлять высотностью и разрешенной плотностью, чего они сейчас делать не могут, – или это дело других инстанций, которые предоставляют архитекторам и заказчикам «готовые ТЭПы». Сергей Скуратов назвал параметры проекта «насильственной эскалацией плотности и высотности в этом месте». По словам Сергея Чобана, плотность, заложенная в этот проект, абсолютно избыточна для своего места, но Архсовет не уполномочен ее изменять. А стоит ли, в таком случае, совету рассматривать такие проекты, чтобы «давать им алиби», поддерживая их своими обсуждениями и решениями? – задал вопрос архитектор. И тут же прокомментировал не без горечи: «мы сидим в стеклянном доме и боимся бросить камень» – в том смысле, что многие бюро получают заказы с подобными параметрами и работают с ними. 

На что Сергей Кузнецов возразил, что если члены совета не хотят рассматривать какие-то проекты, то они могут их не рассматривать, но «в городе есть порядок принятия решения, он многоступенчатый, есть комиссия ГЗК, экономический блок и транспортный». 

В итоге голоса разделились примерно поровну, хотя, по словам Сергея Кузнецова, позитивных оценок было больше. Полностью против высказался Михаил Посохин. Полностью за – Тимур Башкаев, Петр Кудрявцев и Юлия Бурдова, последняя – сославшись на презентацию Юрия Григоряна. Сергей Скуратов, Владимир Плоткин, Вадим Греков воздержались. По словам Вадима Грекова, в «поединке между тонкостью Григоряна и грубостью ситуации» победила грубость. Александр Цимайло заметил: «было сделано все что можно, хочется верить, что лучше нельзя», намекнув на радикальную переделку проекта как лучшее решение; подобную же позицию озвучил и Сергей Скуратов. 

Сергей Кузнецов резюмировал обсуждение так: критики много, проект отправим на доработку, рекомендовав лучше рассмотреть вопросы социальной инфраструктуры, транспорта, наследия. Но в радикальной переделке он не нуждается, – подчеркнул главный архитектор города, обратив данную ремарку к заказчику. 
Архитектор:
Юрий Григорян
Мастерская:
Simpson Haugh
Меганом http://meganom.moscow/
Проект:
ЖК “REPUBLIC”
Россия, Москва, Пресненский вал, 27

4.2022 / 2022

20 Апреля 2022

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.