Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением

Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.

mainImg
Архитектор:
Юрий Григорян
Мастерская:
Simpson Haugh
Меганом http://meganom.moscow/
Проект:
ЖК “REPUBLIC”
Россия, Москва, Пресненский вал, 27

4.2022 / 2022
ЖК на Пресненском валу-27 проектируется на территории бывшего Московского электромашиностроительного завода памяти революции 1905 года, к востоку от ЖК Пресня Сити и к западу от строящегося бизнес-центра AFI-Square. Протяженный участок – его длина больше 600 м, – вытянут между Пресненским валом и железнодорожными путями белорусского направления. Общая площадь комплекса – 400 000 м2, помимо 11 жилых башен в его состав входит 4 сохраняемых кирпичных промышленных здания завода, дом по реновации, офисное здание и детский сад, общественный бульвар вдоль Пресненского вала, музей железных дорог и гастрономический центр – с двумя последними работает бюро Ильи Ценциппера.
Распределение функций. Жилой комплекс Пресненский вал, 27 / мастер-план и дизайн-код
© Меганом
Генплан. Жилой комплекс Пресненский вал, 27 / мастер-план и дизайн-код
© Меганом

К западу от участка планируется построить автомобильную дорогу с выездом на ТТК. Ранее, в течение 2020 и 2021 гг., для территории уже было разработано несколько проектов. 

Новый проект представлял Юрий Григорян, который сразу оговорился, что выступает в данном случае как «так называемый суперархитектор», то есть консультант мастер-плана и автор дизайн-кода (хотя и не любит это слово). Но не автор всех зданий, распределенных между разными архитекторами, среди которых четыре иностранных: Стив Браун, бюро Симпсон Хо, Эйден Поттер, а также Макс Дудлер, и два российских – Wall Рубена Аракеляна и Меганом. Благоустройством занимается Gillespies. По словам заказчика, ни один из иностранцев не отказался от авторства и работа по их концепциям продолжается. 
Авторы зданий. Жилой комплекс Пресненский вал, 27 / мастер-план и дизайн-код
© Меганом

По словам Юрия Григоряна, объемно-пространственное решение и распределение высот было разработано другими авторами и досталось Меганому «в наследство» вместе с ТЭПами и высотными ограничениями: плотность проекта 55 200 м2/га, ограничение высоты 120 м. В процессе работы «масинг» предшествующего проекта был переработан как в сторону усложнения силуэта и большего разнообразия высотных отметок отдельных зданий, так и разделения объемов башен на несколько ярусов пластическими средствами, уступами и ступенями. Три типа высот превратили в восемь. Наметили пояса, общие по высоте для ряда башен. Юрий Григорян также заострил внимание на попытках «экструдии» для усложнения общего объемного решения. 

Кроме того авторы отказались от краснокирпичных фасадов предшествующей концепции, сохранив кирпич только на двух домах, спроектированных Стивом Брауном. Архитекторам всех остальных башен были предложены разные цвета и материалы. Кирпич, однако, также появляется в цокольных ярусах, напоминая о промышленном прошлом места и о краснокирпичных корпусах завода. Выбор материала был оставлен за архитекторами, в дизайн-коде определены только оттенки. 
Распределение объемов и оттенков. Жилой комплекс Пресненский вал, 27 / мастер-план и дизайн-код
© Меганом
Башни Стива Брауна, единственные полностью кирпичные в проекте. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
Предоставлено Москомархитектурой

Реализацию проекта планируется разделить на 6 очередей. 
Очередность реализации. Жилой комплекс Пресненский вал, 27 / мастер-план и дизайн-код
© Меганом

Юрий Григорян отдельно акцентировал, что все деревья в демонстрируемом проекте – «честные», то есть привязаны к тем местам, где их действительно можно посадить в обход подземных сетей. Внутри комплекса – закрытая часть, приватные дворы для жильцов, они тяготеют к западу, снаружи, вдоль Пресненского вала – озелененный общественный бульвар, его авторы назвали «Зеленая Пресня», ведущий к общественному скверу в восточной части, ближе к Белорусскому вокзалу. В первых этажах домов, выходящих на бульвар, запланированы арендные помещения: магазины и прочее.
  • zooming
    1 / 6
    Общественный бульвар вдоль Пресненского вала. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    Предоставлено Москомархитектурой
  • zooming
    2 / 6
    Бывшая вагоносборочная мастерская, расположенная в центре территории, амфитеатр перед ней, часть городского бульвара. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    © Меганом
  • zooming
    3 / 6
    Общественный бульвар вдоль Пресненского вала. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    © Меганом
  • zooming
    4 / 6
    Дворовые пространства. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    © Меганом
  • zooming
    5 / 6
    Дворовые пространства. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    © Меганом
  • zooming
    6 / 6
    Общественный сквер перед музеем. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    Предоставлено Москомархитектурой

Крайний дом в западной части строится по программе реновации. Офисное здание фланкирует территорию с востока. В четырех сохраняемых красно-кирпичных корпусах завода разместятся общественные функции: в восточной части музей и гастроцентр, в центральном – бассейн. По словам Юрия Григоряна, интерьеры сохраняемых корпусов «невероятные и волшебные», хотя на картинке пока показан референс, а не проект приспособления исторических корпусов. 
Жилой комплекс Пресненский вал, 27
Предоставлено Москомархитектурой

Забегая вперед скажем, что замглавы ДКН Леонид Кондрашев высказал сомнения в том, что в памятнике конца XIX века можно размещать «мокрые зоны» бассейна, а также отметил, что проектная документация по трем другим сохраняемым заводским корпусам в ДКН пока не предоставлена. 

Башня Юрия Григоряна под названием C6 или «Железный рыцарь» (Metal Knight) – одна из двух самых высоких, 160 м. Она полностью состоит из стеклянных эркеров, блестящих, как металлические, и расположена в северо-восточной части, рядом с двумя старыми заводскими корпусами, поэтому между эркерами «прорастает» сетка кирпичного «фона», уподобленная, хотя не буквально, растянутой по фасаду тени от памятника архитектуры. 
  • zooming
    1 / 7
    Жилой комплекс Пресненский вал, 27. Башня «Железный рыцарь», АБ Меганом
    © Меганом
  • zooming
    2 / 7
    Жилой комплекс Пресненский вал, 27. Башня «Железный рыцарь», АБ Меганом
    © Меганом
  • zooming
    3 / 7
    Жилой комплекс Пресненский вал, 27. Башня «Железный рыцарь», АБ Меганом
    © Меганом
  • zooming
    4 / 7
    Башни Симпсон Хо. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    Архсовет Москвы, 20.04.2022
  • zooming
    5 / 7
    Башни Симпсон Хо. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    Архсовет Москвы, 20.04.2022
  • zooming
    6 / 7
    Башни Wall. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    Архсовет Москвы, 20.04.2022
  • zooming
    7 / 7
    Башни Wall. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
    Архсовет Москвы, 20.04.2022

Участие берлинского архитектора Макса Дудлера – идея Юрия Григоряна. Одна из его башен, светлая – высотой тоже 160 м, как и у Меганома, вторая, красная – 89 м. Фасады – лаконично-клетчатые. 
Башни Макса Дудлера. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
Архсовет Москвы, 20.04.2022
zooming
Башни Макса Дудлера. Жилой комплекс Пресненский вал, 27
Архсовет Москвы, 20.04.2022

Детский сад на 175 человек, как рассказал представитель заказчика, подразделения FORMA компании ПИК Илья Чепрасов, планируется разместить в историческом заводском корпусе 8, бывшей чугунно-литейной мастерской, – причем корпус передвинут примерно на 100 м на запад относительно его сегодняшнего положения. 

Кроме того запланирован БМК – школа на 375 человек и еще один детский сад на 175 мест; они расположатся западнее рассматриваемой территории, но жители ЖК смогут ими пользоваться. К слову: комплекс Пресненский-27 это не апартаменты, а жилье. 

Комплекс – приблизительно на 2500 квартир. В них будет жить, по словам Чепрасова, около 4000 человек. На что Сергей Скуратов возразил, что вероятное количество жителей надо рассчитывать как большее – до 7000 человек. 
Вид с севера. Жилой комплекс Пресненский вал, 27 / мастер-план и дизайн-код
Архсовет Москвы, 20.04.2022

Обсуждение получилось достаточно бурным – совет затянулся больше чем на 1.5 часа, – и несколько парадоксальным. В выступлениях экспертов чувствовалось некоторое замешательство, вызванное сочетанием значительных показателей высотности и плотности проекта – и участием знаменитого, талантливого и чуткого архитектора Юрия Григоряна, который свою часть работы выполнил «на отлично».

Все выразили уважение к работе коллеги, и одновременно, в разной степени, недоумение показателями проекта. Сомнения вызвала не только социальная инфраструктура, но и инсоляция башен, стоящих близко друг к другу и вытянутых вдоль северного края участка, и близость железной дороги: «метров 18 до нее», недостаточность предложенного заказчиком 7-метрового защитного экрана. «Ряд деревьев и 7-метровая стена не защищают от шума выше 2 этажа. Достаточно сделать диаграмму шума, чтобы понять, что это имитация шумозащиты. Это не решает проблемы», – подчеркнул Сергей Скуратов. Заказчик парировал: вся сложная инсоляция просчитана, а от шума будет защищать не только экран, но и шумозащитные окна. Владимир Плоткин также указал на недопустимость близкого соседства железной дороги: «нужна буферная зона; или первые этажи, до пятого или шестого, можно насытить нежилыми помещениями; или хотя бы можно решить планировку квартир так, чтобы до шестого или даже десятого этажа в сторону железной дороги выходили не жилые комнаты, а технические помещения». Михаил Посохин и Александр Асадов предложили накрыть железную дорогу, может быть, даже устроить над ней парк; Александр Асадов высказал идею пешеходной связи над путями в сторону Ипподрома. 

Другим вопросом стало – не слишком ли деликатно Юрий Григорян обошелся с исходным проектом? Прозвучало даже замечание о «косметических изменениях». Может быть его следовало радикально изменить, получив те же ТЭПы в иной объемно-пространственной композиции? Где-то увеличить высоту, но получить большие паузы? Дошло до предположения, что осторожность вмешательства Григоряна – вынужденная, иными словами, архитектору не позволили вмешаться больше, поскольку утвержденная высотность давала возможность только для «косметики». Это предположение он с негодованием опроверг, уточнив, что не стремился перерабатывать «масинг» предшествующего проекта из соображений sustainability, поскольку не хотел «выбрасывать на помойку» работу коллег в очередной раз. И в то же время понимал, что вряд ли здесь позволят высотность 300 м и, с другой стороны, вряд ли возможно уменьшить ТЭПы. Но обещал подумать над несколько более радикальной корректировкой. 

Прозвучало и противоположное мнение: что железная дорога в современном городе это не минус, а плюс, романтический пейзаж (Юрий Григорян со ссылкой на Илью Ценциппера). Что соседство железной дороги надо принять, а не отгораживаться от нее; отгораживаться вообще, по словам Юрия Григоряна, – вчерашний день, чуть ли не начало XX века, а город надо принимать как он есть.

А также – что рост и уплотнение мегаполиса это нормальная новая реальность, и ее тоже необходимо принять: «уплотнение идет по своим законам, которые не вполне вписываются в наши нормативы. Это говорит о том, что нормативы устарели, требования города таковы, что такие высокоплотные эффективные застройки необходимы <...> Нужно каким-то новым способом это регулировать. Это точки сингулярности в городе. <...> Реальность уже здесь и надо на нее реагировать, иначе мы не сможем формировать новый город с современным качеством жизни», – подчеркнул Тимур Башкаев. А вот как высказался на ту же тему Юрий Григорян: «надо признать, что вся эта застройка относится к новому поколению зданий, которые вторгаются в существующий ландшафт, привнося совершенно новый высотный масштаб в город. Они появляются везде. Если раньше здание 75-метровой высоты считалось крупным, то здания такого [120-160 м, – прим. авт.] представляют собой «новый черный». Это видно даже по соседним постройкам [Пресне Сити, – прим. авт.]». Сергей Кузнецов подчеркнул, что высокоплотная застройка дала серьезный рост экономики города, качества его среды и качества жизни. 

В конечном счете обсуждение пришло к известному вопросу – должны ли эксперты архитектурного совета управлять высотностью и разрешенной плотностью, чего они сейчас делать не могут, – или это дело других инстанций, которые предоставляют архитекторам и заказчикам «готовые ТЭПы». Сергей Скуратов назвал параметры проекта «насильственной эскалацией плотности и высотности в этом месте». По словам Сергея Чобана, плотность, заложенная в этот проект, абсолютно избыточна для своего места, но Архсовет не уполномочен ее изменять. А стоит ли, в таком случае, совету рассматривать такие проекты, чтобы «давать им алиби», поддерживая их своими обсуждениями и решениями? – задал вопрос архитектор. И тут же прокомментировал не без горечи: «мы сидим в стеклянном доме и боимся бросить камень» – в том смысле, что многие бюро получают заказы с подобными параметрами и работают с ними. 

На что Сергей Кузнецов возразил, что если члены совета не хотят рассматривать какие-то проекты, то они могут их не рассматривать, но «в городе есть порядок принятия решения, он многоступенчатый, есть комиссия ГЗК, экономический блок и транспортный». 

В итоге голоса разделились примерно поровну, хотя, по словам Сергея Кузнецова, позитивных оценок было больше. Полностью против высказался Михаил Посохин. Полностью за – Тимур Башкаев, Петр Кудрявцев и Юлия Бурдова, последняя – сославшись на презентацию Юрия Григоряна. Сергей Скуратов, Владимир Плоткин, Вадим Греков воздержались. По словам Вадима Грекова, в «поединке между тонкостью Григоряна и грубостью ситуации» победила грубость. Александр Цимайло заметил: «было сделано все что можно, хочется верить, что лучше нельзя», намекнув на радикальную переделку проекта как лучшее решение; подобную же позицию озвучил и Сергей Скуратов. 

Сергей Кузнецов резюмировал обсуждение так: критики много, проект отправим на доработку, рекомендовав лучше рассмотреть вопросы социальной инфраструктуры, транспорта, наследия. Но в радикальной переделке он не нуждается, – подчеркнул главный архитектор города, обратив данную ремарку к заказчику. 
Архитектор:
Юрий Григорян
Мастерская:
Simpson Haugh
Меганом http://meganom.moscow/
Проект:
ЖК “REPUBLIC”
Россия, Москва, Пресненский вал, 27

4.2022 / 2022

20 Апреля 2022

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.