Звёздный путь

Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».

mainImg
Архстоянию двадцать лет, Арх Москве весной было тридцать, они произвели между собой удачную рокировку – обмен кураторами: Николай Полисский курировал выставку в Гостином дворе, а Василий Бычков Архстояние, – и у кого бы я ни спросила, все говорят, сращение на пользу, и там, и там крупные, яркие, хорошо структурированные высказывания. Можно прямо порадоваться, хорошо получилось, ясно, чисто и структурно.
  • zooming
    Василий Бычков дает интервью телеканалу Россия. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Василий Бычков дает интервью телеканалу Россия. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тут надо сказать, что Никола-Ленивец начинался с лэнд-арта, а это особое искусство, там либо один крупный объект держит пространство, либо художник непосредственно с пространством работает. Но Архстояние фестиваль не лэнд-арта, а архитектуры и современного искусства, и на нем объекты сооружаются, как правило, поменьше, но зато в большем количестве – как следствие смены числа и масштаба, они расползаются по полям и лесам и растворяются в природе, не всегда их было просто на фестивале отыскать, а некоторые нарочно прятались. Существовали в пространстве, подстраивались под него, но не «держали» его и не занимались его организацией. Редкие исключения, как Мавзолей Мечты, подтверждают правило, так как Мавзолей тоже, скорее, объект лэнд-арта, неудивительно, что и поле для него отвели подальше. Даже сам Полисский выступил с Чащей из бревен, качественно спрятанной в лесу. 
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Пожалуй, единственным исключением было появление, впрочем, давным-давно, в 2009 году, «Версаля» – при деятельном участии тамошней школы ландшафтного дизайна. Тогда в поле появилась Ротонда, лес получил название Версальского, а все вместе Архстояние приобрело выраженные классицистические черты, равно свойственные французскому château, английскому castle палладианского периода и русской усадьбе времени дворянской вольности периода первоначального накопления. 

Но, как то свойственно усадьбам и дворцам, особенно русским, лес и поле быстро берут верх. О регулярности Версаля напоминала только Ротонда Бродского. Не дворец, не парк, не аллея. Лес, поле, размытый путь, деревня, насекомые. Как будто история последних 300 лет повторилась ускоренной в 20 раз: внедренные французские изыски ушли в землю, оставив намек на планировку и один, пожалуй, памятник, требующий подновления и поддержания. Ротонду обновляли; спасибо за это команде Никола-Ленивца. 
Архстояние 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Помимо «классического» акцента по ночам она приняла на себя и роль техногенного акцента с лазерами и прочими эффектами космической подсветки. 

Ну так вот. «Расползание», растворение в природе, прятки в лесу – один из ключевых признаков объектов Архстояния как таковых. Примеров множество, вспомним хотя бы прошлогодние конструкции из деревянной резьбы «обшарпэ» вдоль лесной дороги, на которой регулярно, по традиции, встречались только лужи. 
  • zooming
    Архстояние 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Василий Бычков сделал всё иначе. Привнес в версальский лес ту долю регулярности, которой он, вероятно, заслуживал. 

Тема Архстояния 2025 – "Моё главное«. Манифест начинается так – »...мы живем в мегаполисе, перенасыщенном смыслами. трудно отделить от них своё сокровенное – тот самый город внутри тебя".

Результатом стал размещенный вдоль лесной дороги, параллельной полю, «Белого города». Дорогу щедро посыпали песком и как будто даже спрямили, получилась настоящая аллея или даже cardo, подобие главной дороги римского военного лагеря, а также города – благо в силу географических обстоятельств лесная дорога арт-парка как раз-таки и ориентирована с севера на юг. Ну, почти. 

Ядром главной оси стала "Аллея звёзд", перенесенная из раздела Мастера Арх Москвы, причем, в силу целостности замысла, объекты звёзд-мастеров сразу делались всепогодными, а по цвету белыми. Кое-кто сопротивлялся, но недолго. Теперь, будучи поставлены в шахматном порядке вдоль песчаного пути, объекты напоминают ряд скульптур, хоть на римском форуме, хоть в условном Архангельском. Особенно при ночной подсветке. 
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объекты, надо думать, замещают в наше иконоборческое время статуи императоров, читай архитекторов, но все равно не без успеха служат функции репрезентации / обожествления. В качестве косвенного подтверждения такой трактовки может выступить хотя бы тот факт, что, объявляя тему будущей Арх Москвы 2026, чьим куратором определен Тимур Башкаев, Василий Бычков пришел не куда-нибудь, а к «звездчатому» объекту Башкаева. Вот так вот. В составе аллеи объект замещает своего автора, что логично. Служит ему прижизненным памятником. 

Да, тема Арх Москвы 2026 – идеал. Кажется, на Зодчестве уже что-то похожее было. 

Обожествили. Хорошо, поехали дальше. 

Мысль о cardo, главной улице античного города, поддерживает инсталляция авторства самого Бычкова, где в 8 белых конусах, тоже заимствованных с Арх Москвы, звучат тексты античных философов (Автор о своем объекте: «...там ничего нет, только пустота и мысль»). Последний объект Аллеи звезд – тоже усеченный обелиск Василия Бычкова, которого не было на Арх Москве – недвусмысленно выстраивает связь между двумя аллеями с антикизирующим бекграундом. 
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Закутанные в ткань «Скрытые монументы» Виктории Чернышовой ось и продолжают, и рассеивают. Они похожи на упакованные для зимовки усадебные скульптуры, расставлены уже не в ряд, а живописно. Они не только вводят тему Палаттина и загородной усадьбы вообще, но и помогают осмыслить «колено», которое cardo делает при встрече с поперечным decumanus-ом. 
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Decumanus предсказуемо «цепляется» за Ротонду и не просто так, а в случае 2025 года – Площадью церемоний архитекторов megabudka. Площадь окружена белыми столбами, образующими контур христианской базилики с протяженным нефом на западе – тут столбы растут от Ротонды, нартексом, трансептом и полукруглым алтарем на востоке.

Фокус в том, что если как правило у средневекового европейского города главная площадь располагается перед собором-базиликой, то тут она его замещает или срастается с ним. Собор и есть площадь. Примерно на месте алтаря стоит столб с билом, простейшей разновидностью колокола, если считать, что это собор, то храмового, если считать, что площадь, то вечевого. Если подумать, то в базилике зрелого Средневековья колокольня может располагаться над средокрестием. Ну, тут ее сдвинули немного к востоку, но силуэт читается вполне себе однозначно. 
  • zooming
    Площадь церемоний / megabudka. Западный «фасад», путь от Ротонды. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Площадь церемоний / megabudka. Колокол в «алтарной» части. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Средневековые ассоциации авторы поддержали «Пшик-церемонией» открытия объекта, где вышли пара человек в ярких костюмах, напоминающих о фильме «Город мастеров» – один подул в трубу, другой стукнул в колокол. 
  • zooming
    Площадь церемоний / megabudka. «Пшик-церемония» открытия объекта. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Площадь церемоний / megabudka. «Пшик-церемония» открытия объекта. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Мне эта церемония напомнила перформанс открытия расположенного неподалеку «Пьяного забора» в 2021 году. Тоже там было что-то средневековое. 
Перформанс на открытии объекта «Пьяный забор». Архстояние 2021. Репортаж с открытия фестиваля, 22.07.2021
Фотография: Архи.ру

Средневеково-храмовых ассоциаций авторам показалось недостаточно, и в нартексе они поместили какой-то странный потрескавшийся асфальт, который еще и создать было не так-то просто. Асфальт остро напоминает, опять же, камни римского форума, на нем табличка «по асфальту не ходить», то есть все наоборот, обычно по траве же не ходить... там же дежурит «бабушка», которая запрещает всем ходить по асфальту и заодно собирает записки с ответом на вопрос «Что для вас главное?», словом, тут есть чем заняться. 
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На столбах трещотки, работающие от ветра. 
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, тут есть чем заняться, а напоминает площадь, вся вместе с потрескавшимся асфальтом, археологический site, туристическую достопримечательность какого-нибудь VI века, например, базилику Иоанна в Эфесе. 

Впрочем, все метафоры и аллюзии разбиваются о парадоксы. Megabudka говорит о своем проекте: «это абсолютный абсурд». 

К чему все это? К тому, что Василий Бычков оказался, судя по всему, очень авторитарным куратором-диктатором, и довольно-таки жестко подчинил все программе, положив в ее основу набор архетипов города как такового. Главная улица, поперечная улица, площадь-храм, все это набор таких архетипов. Причем, что наверное, важно, они не только даны в ощущениях, хотя, конечно, даны, – но и существенно абстрагированы. Как массинг. Знаете, архитекторы, когда работают с массингом, то есть рисуют контуры объемов будущего проекта, они иногда делают это в виде таких белых ящиков. Вот здесь белый цвет, заданный Бычковым-куратором, и равно как и сама не-вполне-функциональность объектов работает именно на такое «снятие» деталей посредством белого монохрома.  

Так вот, архетипические высказывания. Они нанизаны на ось, они белые и бесфункциональные, как и площадь. Точнее, они обозначают свои типичные «функции», все по-разному и все с каким-то, как и полагается, вывертом. 

И нанизаны еще на просто так, а отходят от оси – одни в сторону поля, благодаря чему ночью светятся, видны от фудтреков и инфорцентра, светятся, манят идти гулять и изучать, а это важно. Другие – в сторону леса, они, точнее он, в меньшинстве. 

Ключевая пара площади megabudk-и – Музей Наринэ Тютчевой. Он не просто похож, поскольку тоже окружен белыми столбами, нам еще и – три раза! – рассказали историю о том, как Будке сначала достался музей, а потом его отдали Рождественке. Так они и слились в создании. Если говорить об архетипах, то музей – мусейон – в данном случае ближе к античности, и сделан в контурах не базилики, а периптера, то есть условно-хронологически предваряет условную площадь. Если говорить об интерактивности, музей засыпан белым песком, который можно разравнивать граблями; крайне залипательное занятие. 
  • zooming
    1 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Школа citizen studio и studio 911 – ближе всего к функции, потому что проводить лекции и мастер-классы это одно из основных занятий участников Архстояния. С другой стороны, она похожа и не похожа на школу: согласно авторской декларации, каждый павильон это лодка, а какие лодки в школах? Только метафорические. Но расстановка павильонов вокруг одной тропы и открытой площадки, наоборот, напоминает композиции современных школ, где функции разделены, но соединены атриумом. Красота же тут – в подсветке, особенно если включить цветную, что главный куратор, как мы помним, запрещает. 
    
  

«Исправительное учреждение» archpoint сопротивляется своей функции тюрьмы даже в названии, излагая с описании довольно велеречивое объяснение своего «паноптикума», вывернутого наизнанку. Но красиво, интерактивно и завлекательно: надо сесть на стул перед зеркалом, в зеркале окошко, как в двери тюремной камеры, но видишь ты себя и другие зеркала. 
  • zooming
    1 / 3
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Парадоксально функционален второй проект Василия Бычкова – да, в рамках кураторской программы их два – лечебница, скорее психиатрическая, на что указывает воздушный шар в виде мозгов, но с МРТ, где автор собрал макеты всех объектов своего «Белого города». Кровати, кажется, позаимствованы из объекта «Санаторий» одного из прежних Архстояний, но как же хорошо на них лежать. Мозг же – напоминает экспозицию павильона РФ на ЭКСПО 2020 у Дубае, но тоже неплохо светит на поле. 
     
    

Объект с самой гибкой функцией, как мне кажется, был «притянут» автором за уши к «своему» архетипу, но – надо признать – вписался. Тут две особенности. 

Во-первых, «Обитель» Михаила Белова участвовала в Архстоянии Детском в качестве игровой площадки. Во-вторых, комплекс сооружений предназначен для контактного зоопарка в усадьбе Степановское-Волосово, над другими сооружениями которой Белов работает уже давно. То есть на Архстоянии она, скорее, случайна... Даже выкрашена не в белый цвет, а в светло-серый. 

С другой стороны, роль – обозначить собой загородный монастырь, тоже европейского плана, как и базилика – играет хорошо. 

Особенно хороша градостроительная идея: группа сетчатых домиков стоит в ложбине, в стороне от основной оси, и поначалу кажется отстоящей дальше, чем в реальности, уменьшенной в перспективе. Спускаясь по склону, оцениваешь перспективную обманку, – за это большой «плюс».
  • zooming
    1 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Светло-серую «Обитель» можно считать объектом переходного значения. От чего к чему? – От архетипического города к «настоящему»; или от древности к реальности; или от условно-нейтрального к техногенному. 

Эта, вторая, составная часть города – вообще не белая. Но она очень чувствуется, и – если фантазии белого цвета в объеме в Никола-Ленивце уже были, и не раз, то такого, кажется, еще не было. Хотя есть одно исключение, подтверждающее правило, но о нем чуть позже. 

Итак, часть не белая – техногенная. Металлическая и светящаяся. В отличие от «архетипического» слоя она не пронизывает «Белый город» целиком, а обозначает реперные точки: начало – «Воздушный порт» Аристарха Чернышева, светящееся табло с «расписанием несуществующих рейсов»; середина – «Лифт» Дарьи Ивашкиной; завершение – «Горсовет» Бориса Орлова, Сергея Шеховцова и Сергея Яралова. 
  • zooming
    Воздушный порт, Аристарх Чернышев. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    «Горсовет». Борис Орлов, Сергей Шеховцов и Сергей Яралов. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Хотя Воздушный порт напоминает, даже в собственном объяснении, о табло 2009 года, когда был Версаль – но оно такое настоящее, такое яркое, как в жизни. Горсовет же похож на орган, что по словам авторов, говорит о его смысле как «органа власти», но еще похож на пикирующий самолет, правда, не рейсовый, а скорее истребитель, такие хищные заострения у его «органных» трубок... «Он ужасно неорганичен для Никола-Ленивца», – говорит мне коллега. Да, правда, не органичен, даром, что орган, но мне кажется, в этом и суть всех светящихся техногенных предметов, включенных в «Белый город» Бычкова на Архстоянии.

Они – проростки реального мегаполиса, о котором упоминается в самом начале кураторского манифеста. В этом к ним примыкают норильские трубы, тоже вполне реальные на вид. 

Собственно «белый» город абстрактных объектов, включая объекты звездных архитекторов, тут, вероятно, работает как сумма архитектурной мечты или даже подсознания, учебника архитектора, того, что существует в его мозгах – не зря же Василий Бычков назвал себя мозгоправом, вот, он и разбирается с фантазиями архитектурного подсознательного, визуализирует их и озвучивает словами философов, например, во всех «белых» объектах. 

Техногенные объекты на этом фоне очень важны – сейчас многие любят слово «амбассадор», ну то есть посол – назовем их амбассадорами реальности. Лифт напоминает о высотках, табло о полетах, самолет не буду говорить о чем напоминает... Трубы. Ну, трубы, да. Отличный к слову сказать спектакль чтение был на них разыгран.
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если говорить о единственном, кажется, прообразе этих «неорганичных», на мой взгляд, намеренно, вкраплений, то это конечно, другая «труба» – дом «Русское идеальное» Сергея Кузнецова. Надо думать, именно она каким-то образом спровоцировала появление и органа, и табло, и лифта сейчас. 
  • zooming
    Трубы «Теплообменника» от Агентства стратегического развития Норильска. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом «Русское идеальное», проект Сергея Кузнецова. Архстояние 2021. Репортаж с открытия фестиваля, 22.07.2021
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И есть еще один «слой», прямо сейчас он, между абстракциями-парадосками-архетипами и признаками реальности оказался этак немного в загоне – это собственно, старожилы, автохтонное население Архстояния. За них выступают Антон Кочуркин с «Источником», сбежавшим в лес, где на коврах организовано совершенно «хиповское» место, а деревья обмотаны тканью в шахматную клетку, которая, оказывается, на Бали полагается священным объектам. 
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ну и «Дом на ножках» Ильи Мукосея – тот так просто убежал, я его пропустила. 

Не знаю, как классифицировать в этой системе «Поле моей мечты» Александра Штанюка – оно, как и Лифт, победило в опен колле, где жюри рассмотрело, на минуточку, 380 заявок. Скорее оно попадает в группу техногенных, поскольку использует пару строительных для натягивания сетки через все поле и яркие-яркие фонари, как нам рассказали, для зарядки сетки, которая должна была светиться в темноте. Не знаю, при нас не светилась. 

Но что Архстояние перешло в этом году на какой-то новый уровень градостроительной регулярности, равно как смысловой, в том числе парадоксальной, насыщенности, – это, пожалуй, факт. Что же дальше-то будет. 
    
  

27 Июля 2025

Похожие статьи
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Технологии и материалы
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Сейчас на главной
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.