Звёздный путь

Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».

mainImg
Архстоянию двадцать лет, Арх Москве весной было тридцать, они произвели между собой удачную рокировку – обмен кураторами: Николай Полисский курировал выставку в Гостином дворе, а Василий Бычков Архстояние, – и у кого бы я ни спросила, все говорят, сращение на пользу, и там, и там крупные, яркие, хорошо структурированные высказывания. Можно прямо порадоваться, хорошо получилось, ясно, чисто и структурно.
  • zooming
    Василий Бычков дает интервью телеканалу Россия. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Василий Бычков дает интервью телеканалу Россия. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тут надо сказать, что Никола-Ленивец начинался с лэнд-арта, а это особое искусство, там либо один крупный объект держит пространство, либо художник непосредственно с пространством работает. Но Архстояние фестиваль не лэнд-арта, а архитектуры и современного искусства, и на нем объекты сооружаются, как правило, поменьше, но зато в большем количестве – как следствие смены числа и масштаба, они расползаются по полям и лесам и растворяются в природе, не всегда их было просто на фестивале отыскать, а некоторые нарочно прятались. Существовали в пространстве, подстраивались под него, но не «держали» его и не занимались его организацией. Редкие исключения, как Мавзолей Мечты, подтверждают правило, так как Мавзолей тоже, скорее, объект лэнд-арта, неудивительно, что и поле для него отвели подальше. Даже сам Полисский выступил с Чащей из бревен, качественно спрятанной в лесу. 
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Пожалуй, единственным исключением было появление, впрочем, давным-давно, в 2009 году, «Версаля» – при деятельном участии тамошней школы ландшафтного дизайна. Тогда в поле появилась Ротонда, лес получил название Версальского, а все вместе Архстояние приобрело выраженные классицистические черты, равно свойственные французскому château, английскому castle палладианского периода и русской усадьбе времени дворянской вольности периода первоначального накопления. 

Но, как то свойственно усадьбам и дворцам, особенно русским, лес и поле быстро берут верх. О регулярности Версаля напоминала только Ротонда Бродского. Не дворец, не парк, не аллея. Лес, поле, размытый путь, деревня, насекомые. Как будто история последних 300 лет повторилась ускоренной в 20 раз: внедренные французские изыски ушли в землю, оставив намек на планировку и один, пожалуй, памятник, требующий подновления и поддержания. Ротонду обновляли; спасибо за это команде Никола-Ленивца. 
Архстояние 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Помимо «классического» акцента по ночам она приняла на себя и роль техногенного акцента с лазерами и прочими эффектами космической подсветки. 

Ну так вот. «Расползание», растворение в природе, прятки в лесу – один из ключевых признаков объектов Архстояния как таковых. Примеров множество, вспомним хотя бы прошлогодние конструкции из деревянной резьбы «обшарпэ» вдоль лесной дороги, на которой регулярно, по традиции, встречались только лужи. 
  • zooming
    Архстояние 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Василий Бычков сделал всё иначе. Привнес в версальский лес ту долю регулярности, которой он, вероятно, заслуживал. 

Тема Архстояния 2025 – "Моё главное«. Манифест начинается так – »...мы живем в мегаполисе, перенасыщенном смыслами. трудно отделить от них своё сокровенное – тот самый город внутри тебя".

Результатом стал размещенный вдоль лесной дороги, параллельной полю, «Белого города». Дорогу щедро посыпали песком и как будто даже спрямили, получилась настоящая аллея или даже cardo, подобие главной дороги римского военного лагеря, а также города – благо в силу географических обстоятельств лесная дорога арт-парка как раз-таки и ориентирована с севера на юг. Ну, почти. 

Ядром главной оси стала "Аллея звёзд", перенесенная из раздела Мастера Арх Москвы, причем, в силу целостности замысла, объекты звёзд-мастеров сразу делались всепогодными, а по цвету белыми. Кое-кто сопротивлялся, но недолго. Теперь, будучи поставлены в шахматном порядке вдоль песчаного пути, объекты напоминают ряд скульптур, хоть на римском форуме, хоть в условном Архангельском. Особенно при ночной подсветке. 
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объекты, надо думать, замещают в наше иконоборческое время статуи императоров, читай архитекторов, но все равно не без успеха служат функции репрезентации / обожествления. В качестве косвенного подтверждения такой трактовки может выступить хотя бы тот факт, что, объявляя тему будущей Арх Москвы 2026, чьим куратором определен Тимур Башкаев, Василий Бычков пришел не куда-нибудь, а к «звездчатому» объекту Башкаева. Вот так вот. В составе аллеи объект замещает своего автора, что логично. Служит ему прижизненным памятником. 

Да, тема Арх Москвы 2026 – идеал. Кажется, на Зодчестве уже что-то похожее было. 

Обожествили. Хорошо, поехали дальше. 

Мысль о cardo, главной улице античного города, поддерживает инсталляция авторства самого Бычкова, где в 8 белых конусах, тоже заимствованных с Арх Москвы, звучат тексты античных философов (Автор о своем объекте: «...там ничего нет, только пустота и мысль»). Последний объект Аллеи звезд – тоже усеченный обелиск Василия Бычкова, которого не было на Арх Москве – недвусмысленно выстраивает связь между двумя аллеями с антикизирующим бекграундом. 
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Закутанные в ткань «Скрытые монументы» Виктории Чернышовой ось и продолжают, и рассеивают. Они похожи на упакованные для зимовки усадебные скульптуры, расставлены уже не в ряд, а живописно. Они не только вводят тему Палаттина и загородной усадьбы вообще, но и помогают осмыслить «колено», которое cardo делает при встрече с поперечным decumanus-ом. 
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Decumanus предсказуемо «цепляется» за Ротонду и не просто так, а в случае 2025 года – Площадью церемоний архитекторов megabudka. Площадь окружена белыми столбами, образующими контур христианской базилики с протяженным нефом на западе – тут столбы растут от Ротонды, нартексом, трансептом и полукруглым алтарем на востоке.

Фокус в том, что если как правило у средневекового европейского города главная площадь располагается перед собором-базиликой, то тут она его замещает или срастается с ним. Собор и есть площадь. Примерно на месте алтаря стоит столб с билом, простейшей разновидностью колокола, если считать, что это собор, то храмового, если считать, что площадь, то вечевого. Если подумать, то в базилике зрелого Средневековья колокольня может располагаться над средокрестием. Ну, тут ее сдвинули немного к востоку, но силуэт читается вполне себе однозначно. 
  • zooming
    Площадь церемоний / megabudka. Западный «фасад», путь от Ротонды. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Площадь церемоний / megabudka. Колокол в «алтарной» части. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Средневековые ассоциации авторы поддержали «Пшик-церемонией» открытия объекта, где вышли пара человек в ярких костюмах, напоминающих о фильме «Город мастеров» – один подул в трубу, другой стукнул в колокол. 
  • zooming
    Площадь церемоний / megabudka. «Пшик-церемония» открытия объекта. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Площадь церемоний / megabudka. «Пшик-церемония» открытия объекта. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Мне эта церемония напомнила перформанс открытия расположенного неподалеку «Пьяного забора» в 2021 году. Тоже там было что-то средневековое. 
Перформанс на открытии объекта «Пьяный забор». Архстояние 2021. Репортаж с открытия фестиваля, 22.07.2021
Фотография: Архи.ру

Средневеково-храмовых ассоциаций авторам показалось недостаточно, и в нартексе они поместили какой-то странный потрескавшийся асфальт, который еще и создать было не так-то просто. Асфальт остро напоминает, опять же, камни римского форума, на нем табличка «по асфальту не ходить», то есть все наоборот, обычно по траве же не ходить... там же дежурит «бабушка», которая запрещает всем ходить по асфальту и заодно собирает записки с ответом на вопрос «Что для вас главное?», словом, тут есть чем заняться. 
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На столбах трещотки, работающие от ветра. 
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, тут есть чем заняться, а напоминает площадь, вся вместе с потрескавшимся асфальтом, археологический site, туристическую достопримечательность какого-нибудь VI века, например, базилику Иоанна в Эфесе. 

Впрочем, все метафоры и аллюзии разбиваются о парадоксы. Megabudka говорит о своем проекте: «это абсолютный абсурд». 

К чему все это? К тому, что Василий Бычков оказался, судя по всему, очень авторитарным куратором-диктатором, и довольно-таки жестко подчинил все программе, положив в ее основу набор архетипов города как такового. Главная улица, поперечная улица, площадь-храм, все это набор таких архетипов. Причем, что наверное, важно, они не только даны в ощущениях, хотя, конечно, даны, – но и существенно абстрагированы. Как массинг. Знаете, архитекторы, когда работают с массингом, то есть рисуют контуры объемов будущего проекта, они иногда делают это в виде таких белых ящиков. Вот здесь белый цвет, заданный Бычковым-куратором, и равно как и сама не-вполне-функциональность объектов работает именно на такое «снятие» деталей посредством белого монохрома.  

Так вот, архетипические высказывания. Они нанизаны на ось, они белые и бесфункциональные, как и площадь. Точнее, они обозначают свои типичные «функции», все по-разному и все с каким-то, как и полагается, вывертом. 

И нанизаны еще на просто так, а отходят от оси – одни в сторону поля, благодаря чему ночью светятся, видны от фудтреков и инфорцентра, светятся, манят идти гулять и изучать, а это важно. Другие – в сторону леса, они, точнее он, в меньшинстве. 

Ключевая пара площади megabudk-и – Музей Наринэ Тютчевой. Он не просто похож, поскольку тоже окружен белыми столбами, нам еще и – три раза! – рассказали историю о том, как Будке сначала достался музей, а потом его отдали Рождественке. Так они и слились в создании. Если говорить об архетипах, то музей – мусейон – в данном случае ближе к античности, и сделан в контурах не базилики, а периптера, то есть условно-хронологически предваряет условную площадь. Если говорить об интерактивности, музей засыпан белым песком, который можно разравнивать граблями; крайне залипательное занятие. 
  • zooming
    1 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Школа citizen studio и studio 911 – ближе всего к функции, потому что проводить лекции и мастер-классы это одно из основных занятий участников Архстояния. С другой стороны, она похожа и не похожа на школу: согласно авторской декларации, каждый павильон это лодка, а какие лодки в школах? Только метафорические. Но расстановка павильонов вокруг одной тропы и открытой площадки, наоборот, напоминает композиции современных школ, где функции разделены, но соединены атриумом. Красота же тут – в подсветке, особенно если включить цветную, что главный куратор, как мы помним, запрещает. 
    
  

«Исправительное учреждение» archpoint сопротивляется своей функции тюрьмы даже в названии, излагая с описании довольно велеречивое объяснение своего «паноптикума», вывернутого наизнанку. Но красиво, интерактивно и завлекательно: надо сесть на стул перед зеркалом, в зеркале окошко, как в двери тюремной камеры, но видишь ты себя и другие зеркала. 
  • zooming
    1 / 3
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Парадоксально функционален второй проект Василия Бычкова – да, в рамках кураторской программы их два – лечебница, скорее психиатрическая, на что указывает воздушный шар в виде мозгов, но с МРТ, где автор собрал макеты всех объектов своего «Белого города». Кровати, кажется, позаимствованы из объекта «Санаторий» одного из прежних Архстояний, но как же хорошо на них лежать. Мозг же – напоминает экспозицию павильона РФ на ЭКСПО 2020 у Дубае, но тоже неплохо светит на поле. 
     
    

Объект с самой гибкой функцией, как мне кажется, был «притянут» автором за уши к «своему» архетипу, но – надо признать – вписался. Тут две особенности. 

Во-первых, «Обитель» Михаила Белова участвовала в Архстоянии Детском в качестве игровой площадки. Во-вторых, комплекс сооружений предназначен для контактного зоопарка в усадьбе Степановское-Волосово, над другими сооружениями которой Белов работает уже давно. То есть на Архстоянии она, скорее, случайна... Даже выкрашена не в белый цвет, а в светло-серый. 

С другой стороны, роль – обозначить собой загородный монастырь, тоже европейского плана, как и базилика – играет хорошо. 

Особенно хороша градостроительная идея: группа сетчатых домиков стоит в ложбине, в стороне от основной оси, и поначалу кажется отстоящей дальше, чем в реальности, уменьшенной в перспективе. Спускаясь по склону, оцениваешь перспективную обманку, – за это большой «плюс».
  • zooming
    1 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Светло-серую «Обитель» можно считать объектом переходного значения. От чего к чему? – От архетипического города к «настоящему»; или от древности к реальности; или от условно-нейтрального к техногенному. 

Эта, вторая, составная часть города – вообще не белая. Но она очень чувствуется, и – если фантазии белого цвета в объеме в Никола-Ленивце уже были, и не раз, то такого, кажется, еще не было. Хотя есть одно исключение, подтверждающее правило, но о нем чуть позже. 

Итак, часть не белая – техногенная. Металлическая и светящаяся. В отличие от «архетипического» слоя она не пронизывает «Белый город» целиком, а обозначает реперные точки: начало – «Воздушный порт» Аристарха Чернышева, светящееся табло с «расписанием несуществующих рейсов»; середина – «Лифт» Дарьи Ивашкиной; завершение – «Горсовет» Бориса Орлова, Сергея Шеховцова и Сергея Яралова. 
  • zooming
    Воздушный порт, Аристарх Чернышев. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    «Горсовет». Борис Орлов, Сергей Шеховцов и Сергей Яралов. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Хотя Воздушный порт напоминает, даже в собственном объяснении, о табло 2009 года, когда был Версаль – но оно такое настоящее, такое яркое, как в жизни. Горсовет же похож на орган, что по словам авторов, говорит о его смысле как «органа власти», но еще похож на пикирующий самолет, правда, не рейсовый, а скорее истребитель, такие хищные заострения у его «органных» трубок... «Он ужасно неорганичен для Никола-Ленивца», – говорит мне коллега. Да, правда, не органичен, даром, что орган, но мне кажется, в этом и суть всех светящихся техногенных предметов, включенных в «Белый город» Бычкова на Архстоянии.

Они – проростки реального мегаполиса, о котором упоминается в самом начале кураторского манифеста. В этом к ним примыкают норильские трубы, тоже вполне реальные на вид. 

Собственно «белый» город абстрактных объектов, включая объекты звездных архитекторов, тут, вероятно, работает как сумма архитектурной мечты или даже подсознания, учебника архитектора, того, что существует в его мозгах – не зря же Василий Бычков назвал себя мозгоправом, вот, он и разбирается с фантазиями архитектурного подсознательного, визуализирует их и озвучивает словами философов, например, во всех «белых» объектах. 

Техногенные объекты на этом фоне очень важны – сейчас многие любят слово «амбассадор», ну то есть посол – назовем их амбассадорами реальности. Лифт напоминает о высотках, табло о полетах, самолет не буду говорить о чем напоминает... Трубы. Ну, трубы, да. Отличный к слову сказать спектакль чтение был на них разыгран.
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если говорить о единственном, кажется, прообразе этих «неорганичных», на мой взгляд, намеренно, вкраплений, то это конечно, другая «труба» – дом «Русское идеальное» Сергея Кузнецова. Надо думать, именно она каким-то образом спровоцировала появление и органа, и табло, и лифта сейчас. 
  • zooming
    Трубы «Теплообменника» от Агентства стратегического развития Норильска. Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом «Русское идеальное», проект Сергея Кузнецова. Архстояние 2021. Репортаж с открытия фестиваля, 22.07.2021
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И есть еще один «слой», прямо сейчас он, между абстракциями-парадосками-архетипами и признаками реальности оказался этак немного в загоне – это собственно, старожилы, автохтонное население Архстояния. За них выступают Антон Кочуркин с «Источником», сбежавшим в лес, где на коврах организовано совершенно «хиповское» место, а деревья обмотаны тканью в шахматную клетку, которая, оказывается, на Бали полагается священным объектам. 
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Архстояние 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ну и «Дом на ножках» Ильи Мукосея – тот так просто убежал, я его пропустила. 

Не знаю, как классифицировать в этой системе «Поле моей мечты» Александра Штанюка – оно, как и Лифт, победило в опен колле, где жюри рассмотрело, на минуточку, 380 заявок. Скорее оно попадает в группу техногенных, поскольку использует пару строительных для натягивания сетки через все поле и яркие-яркие фонари, как нам рассказали, для зарядки сетки, которая должна была светиться в темноте. Не знаю, при нас не светилась. 

Но что Архстояние перешло в этом году на какой-то новый уровень градостроительной регулярности, равно как смысловой, в том числе парадоксальной, насыщенности, – это, пожалуй, факт. Что же дальше-то будет. 
    
  

27 Июля 2025

Похожие статьи
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.