Архсовет Москвы-64

20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

mainImg
ТРЦ на 1-й ул. Бухвостова, вл. 12/11, у Преображенской площади защищали ГАП бюро «Подземпроект» Дмитрий Падров и представитель заказчика, который начал с сообщения, что проект уже одобрен Сергеем Собяниным и Маратом Хуснуллиным, и находится в экспертизе. На что Сергей Кузнецов заметил, что устное одобрение без документа можно не принимать во внимание, и хороший тон – проходить архсовет прежде экспертизы.

ТРЦ займет огромное пространство – 230 х 180 м – на Преображенской площади. Рядом расположены ЖК «Наследие», здание префектуры и храм. На 1 этаже спроектированы магазины, рестораны, на 2 торговля, на 3-4 фудкорты и кинотеатры. Запланированы подземная парковка и эксплуатируемая кровля. Фасады – из травертина, цоколь из гранита.
Кажется, на картинке колонн так и осталось 5 штук / Многофункциональный комплекс на ул. Бухвостова / заказчик «ДК Регион» / авторы проекта «Подземпроект»
© «Подземпроект»

Между тем фасады ТРЦ выполнены не «Подземпроектом», а другими неназванными авторами, – но именно им было посвящено обсуждение. По словам Сергея Кузнецова, он видел вариант этого здания с пятью колоннами, их число удалось исправить на шесть, но всех проблем это не решило. Защищая проект, представители «Подземпроекта» охарактеризовали его как представителя «старого классицизма 1930-х годов» и акцентировали натуральные материалы фасадов. На что Сергей Кузнецов возразил, что проект – по архитектурному качеству отнюдь не Жолтовский, и Москва застроена вовсе НЕ такими зданиями.

Помимо улучшения стилистики фасада были и другие пожелания от членов архсовета. Александр Асадов усомнился, что санитарный разрыв между огромным комплексом и жилыми домами достаточен («Подземпроект» пообещал шумозащитные экраны). К тому же из домов будет виден задник ТЦ, тяжелый, как в ТЦ «Атриум» на Курской. Также Александр Асадов предложил поменять покрытие атриумов, потому что стилистика «пузырей» не очень сочетается с классическим фасадом, имеет смысл перейти к более легким покрытиям с треугольной структурой, к однослойной самонесущей оболочке, которая к тому же обойдется заказчику дешевле.

Александр Кудрявцев посоветовал, если уж заказчик выбрал классическую стилистику, открыть комплекс городу с помощью галерей на первом этаже по типу Гостиного двора в Петербурге. «Подземпроект» обещал, что витрины ресторанов и магазинов первого этажа будут, по крайне мере, прозрачными. Андрей Гнездилов спросил, как соотносятся кладовки, выходящие к главному фасаду, с большими витражами. Выяснилось, что в торговом втором этаже стекло будет светоотражающим, не прозрачным, плюс эти витражи, скорее всего, закроет реклама. Сергей Скуратов посетовал, что не увидел отношений гигантского здания с городом, с окружающей застройкой, церковью, префектурой, с площадью перед МФК. «Какие у этого здания функции, кроме освобождения кошелька?» – спросил архитектор. Все члены архсовета согласились, что благоустройство площади надо доработать, совместить по осям со зданием, сделать более дружественным для людей даже в той части, которая не принадлежит заказчику. Проект был отклонен и отправлен на доработку.

Вообще же, как сказал Сергей Кузнецов во время пресс-подхода, он противник массивных ТЦ в городе, в программе реновации предусмотрено размещение торговли в первых этажах жилых зданий. На вопрос, не попросить ли архитектора-неоклассика нарисовать достойный классический фасад, Сергей Кузнецов ответил, что это зависит от желания заказчика и у чиновников нет возможности ему диктовать.

Затем Сергей Скуратов блестяще защитил проект в Большом Николоворобинском переулке. Проектируемое мастерской SSA здание на правом берегу Яузы у впадения в Москву-реку граничит с Тессинским переулком, где находится знаменитый скуратовский Арт-Хаус, облицованный кирпичом ручной лепки, с асимметрично-скатными, кирпичными же, крышами – идеально-нарисованный объект с драгоценной поверхностью и аллюзиями на старую промышленную архитектуру. В Большом Николоворобинском другими архитекторами был спроектирован жилой комплекс для компании «Арт-квартал», но затем заказчик поменял команду и поручил вторую очередь комплекса мастерской Скуратова.
  • zooming
    1 / 5
    Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    2 / 5
    Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    3 / 5
    Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    4 / 5
    Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    5 / 5
    Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects

Часть владения – историческое здание: три нижних этажа построены в 1865 году. Они будут сохранены, очищены от краски, кладка вычинена старым кирпичом. Надстроенные в 1960-х и в 2005-м верхние этажи снесут, как и стоящее рядом утилитарное офисное здание. Новый дом решен как восьмиэтажный моноблок – фон для Арт-хауса. Исторический корпус занимает левую нижнюю часть, примерно четверть дома, отличаясь по рисунку, фактуре и цвету. Остальной фасад разделен как бы крестом. Справа подкрашенный красным рустованный кирпич соотносится со старой архитектурой. В верхней части появляется «бронзовая» решетка оконных откосов, ей отвечает невысокий корпус во дворе. Вход расположен напротив небольшого водоема во дворе. Спальни ориентированы во двор, общественные зоны – в Тессинский, верхние этажи имеют террасы. В облицовке применен тот же кирпич, что и в кёльснком музее Колумбы Петера Цумтора.

Все было так красиво, убедительно, контекстуально, что члены совета в основном говорили комплименты, позволив себе лишь небольшие ремарки. Николай Ляшенко сказал, что обращение с объектом наследия и контекстом здесь образцовые, и есть чему поучиться. Владимир Плоткин уточнил конструктивные моменты, а именно: хватит ли несущей способности у стены исторического здания. Сергей Скуратов пояснил, что ее дублирует бетонная скорлупа, которая и будет несущей, а на историческую стену нагрузки не будет. Департамент культурного наследия проект уже утвердил. Александр Кудрявцев предположил, что можно было и в этом комплексе сделать скатные крыши, как в Арт-Хаусе – на что Сергей Скуратов возразил, что не хочет конкурировать с собственным Арт-Хаусом: «Если один актер играет скатную крышу, то другой должен играть другое. Тема занята». Дом сознательно сделан фоновым, как задник для Арт-Хауса. Проект утвердили единогласно.

21 Ноября 2019

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Архсовет Москвы – 51
Архсовет отклонил проект высотной жилой застройки на Ленинградском проспекте и принял концепцию многофункционального офисного и торгово-развлекательного центра в Новой Москве.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.