Архсовет Москвы-64

20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

mainImg
ТРЦ на 1-й ул. Бухвостова, вл. 12/11, у Преображенской площади защищали ГАП бюро «Подземпроект» Дмитрий Падров и представитель заказчика, который начал с сообщения, что проект уже одобрен Сергеем Собяниным и Маратом Хуснуллиным, и находится в экспертизе. На что Сергей Кузнецов заметил, что устное одобрение без документа можно не принимать во внимание, и хороший тон – проходить архсовет прежде экспертизы.

ТРЦ займет огромное пространство – 230 х 180 м – на Преображенской площади. Рядом расположены ЖК «Наследие», здание префектуры и храм. На 1 этаже спроектированы магазины, рестораны, на 2 торговля, на 3-4 фудкорты и кинотеатры. Запланированы подземная парковка и эксплуатируемая кровля. Фасады – из травертина, цоколь из гранита.
Кажется, на картинке колонн так и осталось 5 штук / Многофункциональный комплекс на ул. Бухвостова / заказчик «ДК Регион» / авторы проекта «Подземпроект»
© «Подземпроект»

Между тем фасады ТРЦ выполнены не «Подземпроектом», а другими неназванными авторами, – но именно им было посвящено обсуждение. По словам Сергея Кузнецова, он видел вариант этого здания с пятью колоннами, их число удалось исправить на шесть, но всех проблем это не решило. Защищая проект, представители «Подземпроекта» охарактеризовали его как представителя «старого классицизма 1930-х годов» и акцентировали натуральные материалы фасадов. На что Сергей Кузнецов возразил, что проект – по архитектурному качеству отнюдь не Жолтовский, и Москва застроена вовсе НЕ такими зданиями.

Помимо улучшения стилистики фасада были и другие пожелания от членов архсовета. Александр Асадов усомнился, что санитарный разрыв между огромным комплексом и жилыми домами достаточен («Подземпроект» пообещал шумозащитные экраны). К тому же из домов будет виден задник ТЦ, тяжелый, как в ТЦ «Атриум» на Курской. Также Александр Асадов предложил поменять покрытие атриумов, потому что стилистика «пузырей» не очень сочетается с классическим фасадом, имеет смысл перейти к более легким покрытиям с треугольной структурой, к однослойной самонесущей оболочке, которая к тому же обойдется заказчику дешевле.

Александр Кудрявцев посоветовал, если уж заказчик выбрал классическую стилистику, открыть комплекс городу с помощью галерей на первом этаже по типу Гостиного двора в Петербурге. «Подземпроект» обещал, что витрины ресторанов и магазинов первого этажа будут, по крайне мере, прозрачными. Андрей Гнездилов спросил, как соотносятся кладовки, выходящие к главному фасаду, с большими витражами. Выяснилось, что в торговом втором этаже стекло будет светоотражающим, не прозрачным, плюс эти витражи, скорее всего, закроет реклама. Сергей Скуратов посетовал, что не увидел отношений гигантского здания с городом, с окружающей застройкой, церковью, префектурой, с площадью перед МФК. «Какие у этого здания функции, кроме освобождения кошелька?» – спросил архитектор. Все члены архсовета согласились, что благоустройство площади надо доработать, совместить по осям со зданием, сделать более дружественным для людей даже в той части, которая не принадлежит заказчику. Проект был отклонен и отправлен на доработку.

Вообще же, как сказал Сергей Кузнецов во время пресс-подхода, он противник массивных ТЦ в городе, в программе реновации предусмотрено размещение торговли в первых этажах жилых зданий. На вопрос, не попросить ли архитектора-неоклассика нарисовать достойный классический фасад, Сергей Кузнецов ответил, что это зависит от желания заказчика и у чиновников нет возможности ему диктовать.

Затем Сергей Скуратов блестяще защитил проект в Большом Николоворобинском переулке. Проектируемое мастерской SSA здание на правом берегу Яузы у впадения в Москву-реку граничит с Тессинским переулком, где находится знаменитый скуратовский Арт-Хаус, облицованный кирпичом ручной лепки, с асимметрично-скатными, кирпичными же, крышами – идеально-нарисованный объект с драгоценной поверхностью и аллюзиями на старую промышленную архитектуру. В Большом Николоворобинском другими архитекторами был спроектирован жилой комплекс для компании «Арт-квартал», но затем заказчик поменял команду и поручил вторую очередь комплекса мастерской Скуратова.
  • zooming
    1 / 5
    Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    2 / 5
    Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    3 / 5
    Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    4 / 5
    Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    5 / 5
    Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects

Часть владения – историческое здание: три нижних этажа построены в 1865 году. Они будут сохранены, очищены от краски, кладка вычинена старым кирпичом. Надстроенные в 1960-х и в 2005-м верхние этажи снесут, как и стоящее рядом утилитарное офисное здание. Новый дом решен как восьмиэтажный моноблок – фон для Арт-хауса. Исторический корпус занимает левую нижнюю часть, примерно четверть дома, отличаясь по рисунку, фактуре и цвету. Остальной фасад разделен как бы крестом. Справа подкрашенный красным рустованный кирпич соотносится со старой архитектурой. В верхней части появляется «бронзовая» решетка оконных откосов, ей отвечает невысокий корпус во дворе. Вход расположен напротив небольшого водоема во дворе. Спальни ориентированы во двор, общественные зоны – в Тессинский, верхние этажи имеют террасы. В облицовке применен тот же кирпич, что и в кёльснком музее Колумбы Петера Цумтора.

Все было так красиво, убедительно, контекстуально, что члены совета в основном говорили комплименты, позволив себе лишь небольшие ремарки. Николай Ляшенко сказал, что обращение с объектом наследия и контекстом здесь образцовые, и есть чему поучиться. Владимир Плоткин уточнил конструктивные моменты, а именно: хватит ли несущей способности у стены исторического здания. Сергей Скуратов пояснил, что ее дублирует бетонная скорлупа, которая и будет несущей, а на историческую стену нагрузки не будет. Департамент культурного наследия проект уже утвердил. Александр Кудрявцев предположил, что можно было и в этом комплексе сделать скатные крыши, как в Арт-Хаусе – на что Сергей Скуратов возразил, что не хочет конкурировать с собственным Арт-Хаусом: «Если один актер играет скатную крышу, то другой должен играть другое. Тема занята». Дом сознательно сделан фоновым, как задник для Арт-Хауса. Проект утвердили единогласно.

21 Ноября 2019

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Архсовет Москвы – 51
Архсовет отклонил проект высотной жилой застройки на Ленинградском проспекте и принял концепцию многофункционального офисного и торгово-развлекательного центра в Новой Москве.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.