Алюминий в многоэтажном строительстве

Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.

mainImg
Компaния:
АФК Лидер
Сайт:
afkleader.ru
Контакты:
125438, г. Москва, ул. Автомоторная, д. 5Б, строение 6
Тел. +7 (804) 700-78-70
info@afkleader.ru
Во многом благодаря алюминию в XX веке сложился архетипический образ небоскрёба со светопрозрачными фасадами. Архитекторы ценят материал за соотношение прочности и небольшого веса – именно это и является одним из ключевых параметров в проектировании высотных зданий. Алюминиевая пластина весит вдвое меньше стальной той же жесткости. В итоге общий вес алюминиевых конструкций составляет от половины до двух третей стальных конструкций или до одной седьмой доли железобетонных при одинаковой несущей способности.

Самые распространённые форматы алюминиевых изделий на фасадах – это кассеты и линеарные панели. Кассеты из алюминиевых сплавов (АМГ2, АМГ3, АМГ5, 5005) – более бюджетный вариант, но они могут быть только гладкими, рельефа сделать не получится. Компания «АФК Лидер» выпускает кассеты мелкого и крупного формата – до 1450-5900 м, которые могут иметь разную форму – прямоугольную, квадратную, многоугольную, круглую и проч. 

Для более сложных архитектурных задач подходят панели из алюминиевых сплавов (АД31, A6060 или A6063), которые делают методом экструзии. Панель – это цельная деталь до 7 м длиной и на лицевой стороне может иметь фактуру. Процесс установки панелей гораздо проще, отмечает Александр Савельев, генеральный директор «АФК Лидер». Они последовательно крепятся на подсистему с использованием скрытого замка – в этом их главное преимущество относительно кассет, где скрыть заклепки не всегда получается. С панелями можно получить более однородную и интересную по фактуре картинку. Тем более что под заказ можно изготовить любую панель с любым объемным нанесением.

Для сравнения, фиброцементные плиты – другой популярный материал для навесных фасадов в высотном строительстве – могут быть либо гладкими, либо с базовым рисунком и ограниченным выбором фактур. Фиброцемент часто встречается в современных проектах как имитация натурального камня, но поскольку он также более тяжелый, чем алюминий, он не используется на сверхвысоких зданиях. Вес элементов влияет и на скорость, и удобство монтажа, в чем алюминий, безусловно, выигрывает. Кроме того, по геометрии фиброцементные панели, получаемые методом отливки, ограничены стандартными форматами. Тогда как из алюминия возможно получить разные нестандартные формы или дополнительные декоративные элементы, как с помощью технологии экструзии, так и из листового материала.

В целом любой материал, алюминий или фиброцемент, на фасадах используются архитекторами с разными целями. «Алюминий, конечно, не дает глубокой тактильной фактуры, зато при помощи алюминиевых элементов можно делать объемные фасады, которые могут выступать в разных плоскостях, сочетаться заподлицо со светопрозрачной частью. Все это обыгрывается подсистемой, способом крепления – учитывая ветровые нагрузки на высоте, используемые решения должны быть заложены в несколько раз прочнее. Это достаточно дорого, но эффектно», – говорит Александр Савельев.
 
Алюминий – не пористый материал, однородный, и подвержен только колебаниям с точки зрения расширения от температуры, холода и нагрева, продолжает Александр Савельев. Стандартное расширение составляет 1 мм на 1 метр. Соответственно, если панели 7 метров, обязательно перед следующей деталью должен быть зазор, деформационный разрыв не мене 7 мм.


Сравнительная таблица характеристик алюминиевых панелей и фиброцемента
(предоставлено компанией «АФК Лидер»)
  

  Алюминиевые панели Фиброцементные панели
Вес, кг/1м² от 4 до 10 от 16 до 26
Толщина, мм от 1 до 2,6 от 6 до 35
Длинна, мм до 7000 до 3600
Ширина, мм от 100 до 350 от 190 до 1500
Плотность, г/см³ 2,71 1,55
Прочность на изгиб, Мпа 350 220
Морозоустойчивость, циклы более 200 до 140
Впитываемость влаги, % 0 10
Огнеупорность, класс горючести Г1 Г1
Текстура глянцевая, матовая, шагрень, под дерево или камень, анодированная Под дерево или камень, кирпичь
Выгорание краски, лет более 20 до 15
Срок службы, лет от 25 до 40 до 50
Стоимость алюминиевой подсистемы, руб./м² от 900 от 1200
 

«Фиброцемент имеет интересную фактуру за счет всяких добавок, он красиво смотрится на зданиях, можно сказать, что это дешевый аналог камню,  – говорит Александр Савельев. – Плюс стоимость, если сравнивать с алюминием, то последний дороже и сложнее в производстве. Но с точки зрения долговечности и эксплуатационных качеств, алюминий выигрывает. Срок его службы около 50 лет, и поскольку это не пористый материал, с низким водопоглощением, уход за фасадами намного проще, чем за фиброцементными панелями, которые нужно часто мыть, поскольку поверхность впитывает в себя грязь и пыль. Алюминиевые фасады не нужно как-то особенно содержать и поддерживать, его можно помыть керхером, и поверхность будет иметь такой же вид, как при монтаже». 
zooming
Александр Савельев, генеральный директор «АФК Лидер»
Фотография предоставлена «АФК Лидер»

Кроме того, сейчас расширяются возможности алюминия по имитации на поверхности различных цветов, а также оттенков камня, дерева и проч. «АФК Лидер» использует для этого технологию сублимации. Она производится в два этапа, сначала – грунтовка с запеканием в печи, потом пленка – тоже в вакуумной печи, которая запекается на самой детали. Тем самым переносится рисунок. 

«Вариантов расцветок тысячи, можно подобрать под любой проект, вплоть до полутонов, сделать образец под заказ архитектора, – отмечает Александр Савельев. – Преимущество нашей компании – это постоянное развитие, внедрение новых позиций, изделий в соответствии с текущими архитектурными трендами. Мы стараемся насытить рынок тем, что в настоящий момент актуально в строительстве».

Одним из таких трендов является использование ламелей по фасаду, чтобы сделать объем здания более воздушным. Ламели идут поверх вентфасада – кассет, сэндвича, фиброцемента или светопрозрачных конструкций – и варьируются по размерности от 150 мм до 400-500 мм. По словам Александра Савельева, алюминий позволяет реализовать и сложные решения с большим вылетом ламелей, в том числе на многоэтажных зданиях. Также доступны к заказу кассеты с перфорацией индивидуального изготовления, в которых разного диаметра отверстия могут составлять общий рисунок.

Приведем в пример три ярких проекта, реализующиеся в Москве с применением технологий «АФК Лидер»: их высококлассная архитектура демонстрирует широчайшие возможности конструкций из алюминия, подходящих для самых творчески нестандартных задач. 
ЖК FORST 

Архитектурное бюро WALL,  проектное бюро «АПЕКС»

В проекте ЖК FORST архитекторы обратились к «АФК Лидер» на этапе создания рисунка панелей, который они хотели видеть. В стандартной раскладке такой панели не оказалось, и совместно с архитекторами и застройщиком был разработан рисунок, продуманы моменты стыковки, угловые декоративные элементы. «АФК Лидер» были изготовлены и поставлены алюминиевые панели типа RWP 250K3 ЖК FORST, а также декоративные профили (RWP D19, RWP D20 и RWP D21 и RWP D17). 
  • zooming
    1 / 5
    ЖК FORST
    Фотография предоставлена «АФК Лидер»
  • zooming
    2 / 5
    ЖК FORST
    Фотография предоставлена «АФК Лидер»
  • zooming
    3 / 5
    ЖК FORST
    Фотография предоставлена «АФК Лидер»
  • zooming
    4 / 5
    ЖК FORST
    Фотография предоставлена «АФК Лидер»
  • zooming
    5 / 5
    ЖК FORST
    Фотография предоставлена «АФК Лидер»

Концепцию ЖК FORST разрабатывало бюро WALL. В характерной для себя стилистике архитекторы обыграли пространство набережной и создали яркую силуэтную композицию, в которой корпуса разворачиваются, следуя за изгибом реки. Как всегда у WALL, объемы мономатериальны как скульптуры и тектоничны, будто скальные разрезы. Так они становятся частью городского пейзажа, своей холодно-серой гаммой вписываясь в обычную московскую историю со свинцовым небом и сероватыми водами Москвы-реки. 
zooming
ЖК FORST
Изображение предоставлено «АФК Лидер»

Особое внимание в концепции уделяется качеству фасадных решений: в данном случае это послойное чередование светлых и темных слоев кирпича в сочетании с алюминиевыми панелями. Они формируют тщательно продуманный рисунок легкой структурной сетки, в нижней части более выраженной за счет кирпичных пилонов, в верхней части – более плоской. Ее ритм и местами неортогональные включения придают облику комплекса естественную природную динамику, отлично вписывающуюся в речной «фасад».
ЖК Рихард 

Архитектурное бюро ATRIUM

На фасадах ЖК Рихард смонтированы алюминиевые панели типа RWC 44 с использованием доборных алюминиевых элементов RWP D. 
  • zooming
    1 / 5
    ЖК Рихард
    Фотография предоставлена «АФК Лидер»
  • zooming
    2 / 5
    ЖК Рихард
    Фотография предоставлена «АФК Лидер»
  • zooming
    3 / 5
    ЖК Рихард
    Фотография предоставлена «АФК Лидер»
  • zooming
    4 / 5
    ЖК Рихард
    Фотография предоставлена «АФК Лидер»
  • zooming
    5 / 5
    ЖК Рихард
    Фотография предоставлена «АФК Лидер»

Победитель Urban Awards 2022 и Архитектурной премии Москвы (2019) жилой комплекс Рихард – еще один пример «скульптурного» подхода к высотному зданию. По мнению его авторов, бюро ATRIUM, архитектура – это скульптура, в которой можно жить, и поэтому она должна быть выполнена в максимально возможной для своего жанра пластике. 
zooming
ЖК Рихард
Изображение предоставлено «АФК Лидер»

Вместо того, чтобы ставить несколько высотных башен, авторы проекта решили сыграть на контрасте форм и сбить масштаб, поставив консольно нависающие разномастные объемы друг над другом. Одни объемы вступают в образную перекличку со сталинской застройкой фасадами из желтоватой плитки, тогда как другие – подчеркнуто современны своей холодной облицовкой из белых алюминиевых лент со сбитым ритмом танцующих «пилонов». В основании этой сложной и захватывающей композиции, на уровне первых этажей, использовались алюминиевые панели графитового оттенка от «АФК Лидер», подчеркнувшие тектонику масс. 
ЖК ALIA

Архитектурное бюро SOM, ТПО «Резерв»

Для отделки фасада ЖК ALIA «АФК Лидер» были произведены и поставлены алюминиевые панели типа RWP 250K с использованием доборных алюминиевых элементов декоративных профилей RWP D14 и RWP D18. На первый корпус ЖК «АФК Лидер» подобрали готовое решение в комплексе с декоративными углами и стартовыми элементами. В текущем году компания планирует запускать для проекта два новых изделия, немного изменив размерность ячейки и сделав более объемную фактуру.
  • zooming
    1 / 4
    ЖК ALIA
    Фотография предоставлена «АФК Лидер»
  • zooming
    2 / 4
    ЖК ALIA
    Фотография предоставлена «АФК Лидер»
  • zooming
    3 / 4
    ЖК ALIA
    Фотография предоставлена «АФК Лидер»
  • zooming
    4 / 4
    ЖК ALIA
    Фотография предоставлена «АФК Лидер»

Район ÁLIA – часть современной застройки бывшего тушинского аэрополя. Он состоит из нескольких урбан-блоков разной высотности, разработанных архитектурным бюро SOM (Skidmore, Owings and Merrill). Район выходит в акватории Москвы-реки, вдоль которой разбит ландшафтный парк, и этот принцип живописной естественности авторы постарались перенести в проект: кварталы имеют свои доминанты – Gateway Tower 1 и Gateway Tower 2, образующие своеобразные «входные ворота» комплекса, башня Signature в City 1 является «автографом» архитекторов бюро SOM. Также по формообразованию выделяются «парковые» урбан-блоки с башнями Culture и Panorama Tower и секционные дома с террасами на крышах. 
zooming
ЖК ALIA
Изображение предоставлено «АФК Лидер»

Фасадная концепция построена на сочетании композитных панелей и клинкерной плитки природных оттенков, от песочного до терракотового. Применение алюминиевых панелей позволило реализовать сложную геометрию и задуманный архитекторами эффект хамелеона – когда фасады меняют цвет в зависимости от угла падения солнечных лучей.

Поставщики, технологии

АФК Лидер

01 Июля 2024

Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.