ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе

В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.

Мария Ильевская

Автор текста:
Мария Ильевская

26 Ноября 2020
mainImg
Книга о двадцатилетнем периоде творчества московского бюро ТПО «Резерв» вышла в издательстве TATLIN в мае этого года на русском и английском языках. Событие ожидаемое и закономерное, хотя нельзя сказать, что обзорных этапных публикаций о работе компании прежде не было. Следует вспомнить два моно-номера журнала TATLIN, вышедшие в 2007 и 2011 годах, двухтомный подарочный каталог, подготовленный коллективом ТПО «Резерв» в качестве сопровождения экспозиции «Владимир Плоткин – архитектор года 2010» на Арх Москве-2011, а также тематический номер 4 (157) 2017 журнала «Архитектурный Вестник», посвященный тридцатилетию бюро.

Безусловно, время, пройденное командой «Резерва», обязывает сегодня к обобщению опыта. Но не только временной рубеж явился импульсом к созданию книги – и об этом в своем выступлении на презентации говорила автор-составитель издания, архитектор ТПО «Резерв» и автор настоящего сообщения. Идея публикации «изнутри» компании уже была апробирована в юбилейном «АВ»: высказывания руководителей бюро и их творческих соратников, многие годы возглавляющих мастерские «Резерва», звучат открыто, искренне и отражают суть совместной работы, коллегиальной общности. В новой же публикации «взгляд инсайдера» устремлен не на внутреннюю корпоративную культуру, а на наследие бюро, причем наследие это предстает уже как отрезок истории, внезапно отодвинувшийся от нас, отделенный тонкой, едва ощутимой завесой времени…
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
Фотография © Мария Ильевская

Очевидно, что начиная с периода перестройки и до настоящего момента всеми отечественными архитекторами создан колоссальный объем работ. Не менее очевидна перестройка профессиональных СМИ за это время, так же как и то мощное информационное поле, которое они создали, освещая эти работы. Но есть и еще один очевидный факт: параллельно с созданием этого исторического пласта архитектуры велась научная работа по его изучению: академическое сообщество давало многостороннюю оценку, в том числе, и в контексте мирового архитектурного процесса, путям зодчества постсоветской России. И одним из пунктов этой оценки – или скорее, ее задач – является предметное научное рассмотрение вклада отдельных бюро в отечественную архитектуру и в архитектуру мировую. Что, естественно, требует критического рассмотрения деятельности бюро с позиций архитектурной теории и архитектурной практики. Именно это явилось импульсом к выбору формы вводной статьи, которая, по сути, представляет собой классический архитектурный анализ в соотнесении со ставшими уже не менее классическими теоретическими концепциями постмодернизма. Это только самый начальный, формальный подход, который может использоваться при изучении творчества архитектурной мастерской, но, тем не менее, этот подход решает свои задачи первичного определения архитектурного лексикона бюро. Делать это, находясь внутри рабочего процесса, особенно интересно, потому что, с одной стороны, как соавтор ты несешь в себе реальность проектов, а с другой стороны – появляется возможность профессиональной рефлексии, более точного и объективного взгляда, который в конечном итоге должен влиться в общую научную картину архитектуры постсоветской эпохи и, возможно, повлиять на развитие творчества мастерской в будущем. Поэтому мы и говорим здесь о «Резерве» в перспективе новых возможностей исторической оценки, которая определяется самим ходом времени, и одновременно, о новом, пока неизвестном нам, этапе творчества.
  • zooming
    1 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    2 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    3 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    4 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    5 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    6 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    7 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская

Теперь о взгляде ретроспективном. В книгу вошли 47 наиболее ярких работ ТПО «Резерв» за период 2000-2020 годов, наиболее характерных с точки зрения проявления в них авторского языка и в то же время ясно отражающих структуру заказа за указанный период. Имея в виду эту подборку объектов, главный архитектор бюро Владимир Плоткин подготовил для презентации блиц-обзор самых важных, с его точки зрения, архитектурных событий из жизни «Резерва» за 20 лет. Не повторяя в точности пункты доклада, который естественным образом разбился на 20 высказываний, в этом выступлении стоит выделить несколько крупных тем.

Прежде всего, была обозначена тема современной жилой архитектуры в России. По признанию архитектора, тема эта с каждым годом становится проблематичнее, и именно поэтому она всё больше требует эмоционального выхода и анализа. Речь шла о типологическом дефиците, следствием которого становится унифицированный подход к образному решению объектов. Если говорить о трансформации оценок непосредственно в рамках «Резерва», очень интересно прозвучала критика того, что можно было бы назвать «фасадной архитектурой», а именно, декоративного решения фасадов жилой застройки с использованием графических паттернов, который приобрел в отечественной архитектурной практике характер массового явления. Если учесть, что графическое осмысление фасадной плоскости – это один из фирменных сюжетов «Резерва», то такая оценка из уст Владимира Плоткина подтверждает реальность остроты проблемы. В ее свете дом в проезде Загорского (2000) – объект, открывающий галерею проектов в книге – очередной раз предстает как «экспонат» некоей новой формы городского жилья в российских реалиях и знак надежды на позитивные перемены в этой области.
Жилой комплекс в проезде Загорского
© ТПО «Резерв»

Другой блок охватывает проблемы градостроительства, и одновременно, здесь же шла речь о периоде активного сотрудничества «Резерва» с зарубежными архитектурными бюро (с 2011 по 2014 годы). Владимир Плоткин представил ряд проектов, ставших воплощением идеи разноукладности городской среды, которая, с его точки зрения, является условием полноценного существования города. Были показаны конкурсные проекты Международного Финансового Центра в Рублево-Архангельском (2013), «Серый пояс. Преобразование» (2016), реновации кварталов района Царицыно (2017).
  • zooming
    1 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    8 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»

Офисные и административные объекты, ставшие маркой бюро в силу их яркой образности, также нашли свое место в докладе. Замкнул их череду новейший конкурсный проект офисного комплекса компании «Роскосмос» (2019). В отличие от поэтических предшественников, в нем на первый план вышла абстрактная технологичность, жесткость пространственной композиции. В определенном смысле, и здесь «Резерв» не оставил стремления отразить профиль Заказчика, откликаясь на образы космических станций и лабораторий.

Наконец – концертный зал «Зарядье» (2018) – объект-эпоха, потребовавший от «резервовцев» всех их наработанных профессиональных и коллегиальных качеств, выдержки, упорства в реализации необходимого, знания современных тенденций в строительстве подобных объектов, которые демонстрирует мировой «музыкальный строительный бум».
Концертный зал «Зарядье»
Фотография © Алексей Народицкий

Выход книги ТПО РЕЗЕРВ: 2000-2020. ВЛАДИМИР ПЛОТКИН = TPO RESERVE: 2000-2020. VLADIMIR PLOTKIN был бы невозможен без инициативы и терпеливой работы коллектива издательства TATLIN. Мы благодарим Эдуарда Кубенского, главного редактора издательства и куратора фестиваля «Зодчество»-2020 за теплые слова о периоде нашей совместной работы, произнесенные на открытии презентации, и за возможность выступить на фестивале с докладом. Кроме того, адресуем слова благодарности нашим спонсорам, которые не только материально поддержали проект, но и дали свои комментарии о технологических особенностях отдельных проектов «Резерва» на страницах книги: компании SCHÜCO, U-KON Engineering, ARTCOR.

Приобрести книгу и узнать подробности можно на сайте издательства TATLIN.

26 Ноября 2020

Мария Ильевская

Автор текста:

Мария Ильевская
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Бегом по набережной
В июне в Самаре прошел пятый по счету фестиваль набережных «ВолгаФест». Впервые в его рамках был представлен проект «Резиденции волжских городов». Нижний Новгород, Ульяновск, Казань, Саратов получили свое архитектурное, художественной и медийное воплощение прямо на самарской набережной.
Формула Шухова
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Кома парка
В субботу в «Арт-усадьбе Веретьево» открылся парк, спроектированный Александром Бродским. Это самый большой арт-объект автора – 7 га, и его первый ленд-арт-объект. Его сопровождает коллекция книг, подобранных Анной Наринской, коллекция смыслов, предложенных Григорием Ревзиным, и музыкальный перформанс. Предлагаем рассматривать парк как синтетическое произведение современного искусства, наделенное, в то же время, практической функцией.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Технологии и материалы
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Сейчас на главной
Зодчество: 16 истин
Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.
Поговорим о дереве: грани реставрации и современности
Гран-при, второй раз за историю премии АрхиWOOD, дали за реставрацию. Среди общественных пространств победили два фанерных скейт-парка – с их гибкой формой сложно спорить другим сооружениям; победитель номинации интерьеры – музей расстрельного полигона в Коммунарке. Вашему вниманию рассказ о проектах-победителях и репортаж с церемонии награждения.
СГТУ им. Юрия Гагарина: бакалавры 2021
Семь выпускных работ бакалавров Саратовского государственного технического университета и участников Клуба Молодых Архитекторов: крематорий, экополис, завод по переработке мусора, развитие прибрежных и лунных территорий.
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
В кольцах пандусов
Словенские архитекторы ENOTA и косовское бюро OUD+ Architects выиграли конкурс на проект спортивного центра в Приштине.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.