ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе

В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.

Мария Ильевская

Автор текста:
Мария Ильевская

26 Ноября 2020
mainImg
Книга о двадцатилетнем периоде творчества московского бюро ТПО «Резерв» вышла в издательстве TATLIN в мае этого года на русском и английском языках. Событие ожидаемое и закономерное, хотя нельзя сказать, что обзорных этапных публикаций о работе компании прежде не было. Следует вспомнить два моно-номера журнала TATLIN, вышедшие в 2007 и 2011 годах, двухтомный подарочный каталог, подготовленный коллективом ТПО «Резерв» в качестве сопровождения экспозиции «Владимир Плоткин – архитектор года 2010» на Арх Москве-2011, а также тематический номер 4 (157) 2017 журнала «Архитектурный Вестник», посвященный тридцатилетию бюро.

Безусловно, время, пройденное командой «Резерва», обязывает сегодня к обобщению опыта. Но не только временной рубеж явился импульсом к созданию книги – и об этом в своем выступлении на презентации говорила автор-составитель издания, архитектор ТПО «Резерв» и автор настоящего сообщения. Идея публикации «изнутри» компании уже была апробирована в юбилейном «АВ»: высказывания руководителей бюро и их творческих соратников, многие годы возглавляющих мастерские «Резерва», звучат открыто, искренне и отражают суть совместной работы, коллегиальной общности. В новой же публикации «взгляд инсайдера» устремлен не на внутреннюю корпоративную культуру, а на наследие бюро, причем наследие это предстает уже как отрезок истории, внезапно отодвинувшийся от нас, отделенный тонкой, едва ощутимой завесой времени…
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
Фотография © Мария Ильевская

Очевидно, что начиная с периода перестройки и до настоящего момента всеми отечественными архитекторами создан колоссальный объем работ. Не менее очевидна перестройка профессиональных СМИ за это время, так же как и то мощное информационное поле, которое они создали, освещая эти работы. Но есть и еще один очевидный факт: параллельно с созданием этого исторического пласта архитектуры велась научная работа по его изучению: академическое сообщество давало многостороннюю оценку, в том числе, и в контексте мирового архитектурного процесса, путям зодчества постсоветской России. И одним из пунктов этой оценки – или скорее, ее задач – является предметное научное рассмотрение вклада отдельных бюро в отечественную архитектуру и в архитектуру мировую. Что, естественно, требует критического рассмотрения деятельности бюро с позиций архитектурной теории и архитектурной практики. Именно это явилось импульсом к выбору формы вводной статьи, которая, по сути, представляет собой классический архитектурный анализ в соотнесении со ставшими уже не менее классическими теоретическими концепциями постмодернизма. Это только самый начальный, формальный подход, который может использоваться при изучении творчества архитектурной мастерской, но, тем не менее, этот подход решает свои задачи первичного определения архитектурного лексикона бюро. Делать это, находясь внутри рабочего процесса, особенно интересно, потому что, с одной стороны, как соавтор ты несешь в себе реальность проектов, а с другой стороны – появляется возможность профессиональной рефлексии, более точного и объективного взгляда, который в конечном итоге должен влиться в общую научную картину архитектуры постсоветской эпохи и, возможно, повлиять на развитие творчества мастерской в будущем. Поэтому мы и говорим здесь о «Резерве» в перспективе новых возможностей исторической оценки, которая определяется самим ходом времени, и одновременно, о новом, пока неизвестном нам, этапе творчества.
  • zooming
    1 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    2 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    3 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    4 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    5 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    6 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    7 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская

Теперь о взгляде ретроспективном. В книгу вошли 47 наиболее ярких работ ТПО «Резерв» за период 2000-2020 годов, наиболее характерных с точки зрения проявления в них авторского языка и в то же время ясно отражающих структуру заказа за указанный период. Имея в виду эту подборку объектов, главный архитектор бюро Владимир Плоткин подготовил для презентации блиц-обзор самых важных, с его точки зрения, архитектурных событий из жизни «Резерва» за 20 лет. Не повторяя в точности пункты доклада, который естественным образом разбился на 20 высказываний, в этом выступлении стоит выделить несколько крупных тем.

Прежде всего, была обозначена тема современной жилой архитектуры в России. По признанию архитектора, тема эта с каждым годом становится проблематичнее, и именно поэтому она всё больше требует эмоционального выхода и анализа. Речь шла о типологическом дефиците, следствием которого становится унифицированный подход к образному решению объектов. Если говорить о трансформации оценок непосредственно в рамках «Резерва», очень интересно прозвучала критика того, что можно было бы назвать «фасадной архитектурой», а именно, декоративного решения фасадов жилой застройки с использованием графических паттернов, который приобрел в отечественной архитектурной практике характер массового явления. Если учесть, что графическое осмысление фасадной плоскости – это один из фирменных сюжетов «Резерва», то такая оценка из уст Владимира Плоткина подтверждает реальность остроты проблемы. В ее свете дом в проезде Загорского (2000) – объект, открывающий галерею проектов в книге – очередной раз предстает как «экспонат» некоей новой формы городского жилья в российских реалиях и знак надежды на позитивные перемены в этой области.
Жилой комплекс в проезде Загорского
© ТПО «Резерв»

Другой блок охватывает проблемы градостроительства, и одновременно, здесь же шла речь о периоде активного сотрудничества «Резерва» с зарубежными архитектурными бюро (с 2011 по 2014 годы). Владимир Плоткин представил ряд проектов, ставших воплощением идеи разноукладности городской среды, которая, с его точки зрения, является условием полноценного существования города. Были показаны конкурсные проекты Международного Финансового Центра в Рублево-Архангельском (2013), «Серый пояс. Преобразование» (2016), реновации кварталов района Царицыно (2017).
  • zooming
    1 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    8 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»

Офисные и административные объекты, ставшие маркой бюро в силу их яркой образности, также нашли свое место в докладе. Замкнул их череду новейший конкурсный проект офисного комплекса компании «Роскосмос» (2019). В отличие от поэтических предшественников, в нем на первый план вышла абстрактная технологичность, жесткость пространственной композиции. В определенном смысле, и здесь «Резерв» не оставил стремления отразить профиль Заказчика, откликаясь на образы космических станций и лабораторий.

Наконец – концертный зал «Зарядье» (2018) – объект-эпоха, потребовавший от «резервовцев» всех их наработанных профессиональных и коллегиальных качеств, выдержки, упорства в реализации необходимого, знания современных тенденций в строительстве подобных объектов, которые демонстрирует мировой «музыкальный строительный бум».
Концертный зал «Зарядье»
Фотография © Алексей Народицкий

Выход книги ТПО РЕЗЕРВ: 2000-2020. ВЛАДИМИР ПЛОТКИН = TPO RESERVE: 2000-2020. VLADIMIR PLOTKIN был бы невозможен без инициативы и терпеливой работы коллектива издательства TATLIN. Мы благодарим Эдуарда Кубенского, главного редактора издательства и куратора фестиваля «Зодчество»-2020 за теплые слова о периоде нашей совместной работы, произнесенные на открытии презентации, и за возможность выступить на фестивале с докладом. Кроме того, адресуем слова благодарности нашим спонсорам, которые не только материально поддержали проект, но и дали свои комментарии о технологических особенностях отдельных проектов «Резерва» на страницах книги: компании SCHÜCO, U-KON Engineering, ARTCOR.

Приобрести книгу и узнать подробности можно на сайте издательства TATLIN.

26 Ноября 2020

Мария Ильевская

Автор текста:

Мария Ильевская
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.