ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе

В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.

author pht

Автор текста:
Мария Ильевская

26 Ноября 2020
mainImg
Книга о двадцатилетнем периоде творчества московского бюро ТПО «Резерв» вышла в издательстве TATLIN в мае этого года на русском и английском языках. Событие ожидаемое и закономерное, хотя нельзя сказать, что обзорных этапных публикаций о работе компании прежде не было. Следует вспомнить два моно-номера журнала TATLIN, вышедшие в 2007 и 2011 годах, двухтомный подарочный каталог, подготовленный коллективом ТПО «Резерв» в качестве сопровождения экспозиции «Владимир Плоткин – архитектор года 2010» на Арх Москве-2011, а также тематический номер 4 (157) 2017 журнала «Архитектурный Вестник», посвященный тридцатилетию бюро.

Безусловно, время, пройденное командой «Резерва», обязывает сегодня к обобщению опыта. Но не только временной рубеж явился импульсом к созданию книги – и об этом в своем выступлении на презентации говорила автор-составитель издания, архитектор ТПО «Резерв» и автор настоящего сообщения. Идея публикации «изнутри» компании уже была апробирована в юбилейном «АВ»: высказывания руководителей бюро и их творческих соратников, многие годы возглавляющих мастерские «Резерва», звучат открыто, искренне и отражают суть совместной работы, коллегиальной общности. В новой же публикации «взгляд инсайдера» устремлен не на внутреннюю корпоративную культуру, а на наследие бюро, причем наследие это предстает уже как отрезок истории, внезапно отодвинувшийся от нас, отделенный тонкой, едва ощутимой завесой времени…
ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
Фотография © Мария Ильевская

Очевидно, что начиная с периода перестройки и до настоящего момента всеми отечественными архитекторами создан колоссальный объем работ. Не менее очевидна перестройка профессиональных СМИ за это время, так же как и то мощное информационное поле, которое они создали, освещая эти работы. Но есть и еще один очевидный факт: параллельно с созданием этого исторического пласта архитектуры велась научная работа по его изучению: академическое сообщество давало многостороннюю оценку, в том числе, и в контексте мирового архитектурного процесса, путям зодчества постсоветской России. И одним из пунктов этой оценки – или скорее, ее задач – является предметное научное рассмотрение вклада отдельных бюро в отечественную архитектуру и в архитектуру мировую. Что, естественно, требует критического рассмотрения деятельности бюро с позиций архитектурной теории и архитектурной практики. Именно это явилось импульсом к выбору формы вводной статьи, которая, по сути, представляет собой классический архитектурный анализ в соотнесении со ставшими уже не менее классическими теоретическими концепциями постмодернизма. Это только самый начальный, формальный подход, который может использоваться при изучении творчества архитектурной мастерской, но, тем не менее, этот подход решает свои задачи первичного определения архитектурного лексикона бюро. Делать это, находясь внутри рабочего процесса, особенно интересно, потому что, с одной стороны, как соавтор ты несешь в себе реальность проектов, а с другой стороны – появляется возможность профессиональной рефлексии, более точного и объективного взгляда, который в конечном итоге должен влиться в общую научную картину архитектуры постсоветской эпохи и, возможно, повлиять на развитие творчества мастерской в будущем. Поэтому мы и говорим здесь о «Резерве» в перспективе новых возможностей исторической оценки, которая определяется самим ходом времени, и одновременно, о новом, пока неизвестном нам, этапе творчества.
  • zooming
    1 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    2 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    3 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    4 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    5 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    6 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская
  • zooming
    7 / 7
    ТПО Резерв: 2000-2020. Владимир Плоткин = TPO Reserve: 2000-2020. Vladimir Plotkin. Екатеринбург, Tatlin, 2020
    Фотография © Мария Ильевская

Теперь о взгляде ретроспективном. В книгу вошли 47 наиболее ярких работ ТПО «Резерв» за период 2000-2020 годов, наиболее характерных с точки зрения проявления в них авторского языка и в то же время ясно отражающих структуру заказа за указанный период. Имея в виду эту подборку объектов, главный архитектор бюро Владимир Плоткин подготовил для презентации блиц-обзор самых важных, с его точки зрения, архитектурных событий из жизни «Резерва» за 20 лет. Не повторяя в точности пункты доклада, который естественным образом разбился на 20 высказываний, в этом выступлении стоит выделить несколько крупных тем.

Прежде всего, была обозначена тема современной жилой архитектуры в России. По признанию архитектора, тема эта с каждым годом становится проблематичнее, и именно поэтому она всё больше требует эмоционального выхода и анализа. Речь шла о типологическом дефиците, следствием которого становится унифицированный подход к образному решению объектов. Если говорить о трансформации оценок непосредственно в рамках «Резерва», очень интересно прозвучала критика того, что можно было бы назвать «фасадной архитектурой», а именно, декоративного решения фасадов жилой застройки с использованием графических паттернов, который приобрел в отечественной архитектурной практике характер массового явления. Если учесть, что графическое осмысление фасадной плоскости – это один из фирменных сюжетов «Резерва», то такая оценка из уст Владимира Плоткина подтверждает реальность остроты проблемы. В ее свете дом в проезде Загорского (2000) – объект, открывающий галерею проектов в книге – очередной раз предстает как «экспонат» некоей новой формы городского жилья в российских реалиях и знак надежды на позитивные перемены в этой области.
Жилой комплекс в проезде Загорского
© ТПО «Резерв»

Другой блок охватывает проблемы градостроительства, и одновременно, здесь же шла речь о периоде активного сотрудничества «Резерва» с зарубежными архитектурными бюро (с 2011 по 2014 годы). Владимир Плоткин представил ряд проектов, ставших воплощением идеи разноукладности городской среды, которая, с его точки зрения, является условием полноценного существования города. Были показаны конкурсные проекты Международного Финансового Центра в Рублево-Архангельском (2013), «Серый пояс. Преобразование» (2016), реновации кварталов района Царицыно (2017).
  • zooming
    1 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»
  • zooming
    8 / 8
    Иллюстрация из лекции Владимира Плоткина, 13.11.2020
    Предоставлено ТПО «Резерв»

Офисные и административные объекты, ставшие маркой бюро в силу их яркой образности, также нашли свое место в докладе. Замкнул их череду новейший конкурсный проект офисного комплекса компании «Роскосмос» (2019). В отличие от поэтических предшественников, в нем на первый план вышла абстрактная технологичность, жесткость пространственной композиции. В определенном смысле, и здесь «Резерв» не оставил стремления отразить профиль Заказчика, откликаясь на образы космических станций и лабораторий.

Наконец – концертный зал «Зарядье» (2018) – объект-эпоха, потребовавший от «резервовцев» всех их наработанных профессиональных и коллегиальных качеств, выдержки, упорства в реализации необходимого, знания современных тенденций в строительстве подобных объектов, которые демонстрирует мировой «музыкальный строительный бум».
Концертный зал «Зарядье»
Фотография © Алексей Народицкий

Выход книги ТПО РЕЗЕРВ: 2000-2020. ВЛАДИМИР ПЛОТКИН = TPO RESERVE: 2000-2020. VLADIMIR PLOTKIN был бы невозможен без инициативы и терпеливой работы коллектива издательства TATLIN. Мы благодарим Эдуарда Кубенского, главного редактора издательства и куратора фестиваля «Зодчество»-2020 за теплые слова о периоде нашей совместной работы, произнесенные на открытии презентации, и за возможность выступить на фестивале с докладом. Кроме того, адресуем слова благодарности нашим спонсорам, которые не только материально поддержали проект, но и дали свои комментарии о технологических особенностях отдельных проектов «Резерва» на страницах книги: компании SCHÜCO, U-KON Engineering, ARTCOR.

Приобрести книгу и узнать подробности можно на сайте издательства TATLIN.

26 Ноября 2020

author pht

Автор текста:

Мария Ильевская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Светлые грани у подножия Монблана
Бюджетный, влагостойкий и удобный облицовочный материал – цементные плиты КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® – стал основой для создания узнаваемого образа центра водных видов спорта в курортном альпийском Салланше.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Сейчас на главной
Традиции энергетики
В Порсгрунне на юге Норвегии по проекту архитекторов Snøhetta построено четвертое здание из их ресурсоэффективной серии Powerhouse: как и три предыдущих, оно произведет за время эксплуатации (минимум 60 лет) больше энергии, чем потратит, включая периоды строительства и демонтажа и даже процесс производства стройматериалов.
Подвижность модульного
В ЖК Discovery ADM architects предложили современную версию структурализма: форма основана на модульных ячейках, которые, плавно выдвигаясь и углубляясь, придают контурам объемов сдержанную гибкость, «дифференцированную» поэлементно. Пластично-ступенчатые фасады «прошиты» золотистыми нитями – они объединяют объемы, подчеркивая рельефность решения.
Наследники трамвая
Офисный комплекс Five в пражском районе Смихов «вырастает» из исторического здания трамвайного депо. Авторы проекта – бюро Qarta Architektura.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Забег по петле
Образовательный центр и информационный павильон нового района в окрестностях Чэнду связаны красной лентой – эксплуатируемой кровлей с беговой дорожкой по проекту Powerhouse Company.
СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет
Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.