Архсовет Москвы-62

Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

mainImg
Проектируемый участок на Варшавское шоссе, вл. 9/1, большей части архсовета очень хорошо знаком: к набережной обращены корпуса «Даниловского форта» Сергея Скуратова, рядом, с одной стороны, по проекту SPEECH построен БЦ «Данилов Плаза», с другой – строится БЦ «DM Tower». Кроме того, как напомнил Сергей Кузнецов, еще при предыдущем собственнике, на проект застройки проводился конкурс, в котором принимали участие некоторые из присутствовавших на совете архитекторов, например, Николай Ляшенко. Впрочем, и автору нынешнего проекта, Андрею Романову, руководителю бюро «Архитектурный диалог с мегаполисом», этот участок известен: можно сказать, он вернулся сюда спустя 15 лет после работы над «Даниловским фортом» в бюро Сергея Скуратова.
Многофункциональный комплекс с апартаментами, подземным паркингом и коммерческими площадями по адресу: Варшавское шоссе, вл. 9/1.
© ADM
Многофункциональный комплекс с апартаментами, подземным паркингом и коммерческими площадями по адресу: Варшавское шоссе, вл. 9/1.
© ADM
Сам участок странной, рваной формы, вытянут за территорией форта: с обратной стороны его поджимает природный комплекс, с боков – два офисных центра, так что планируемая застройка, фактически, происходит «во дворе» комплекса Скуратова. Стоит сразу отметить, что функция, закрепленная за участком – общественная – в данном случае, с подачи застройщика (ООО «Специализированый застройщик «ДМ Апартментс»), трактована как апарт-отель, и формально это не нарушение. Но именно этот факт, помноженный на плотность в 34,3 тыс. м²/ га, и стал главным пунктом несогласия архсовета с представленной концепцией.
Многофункциональный комплекс с апартаментами, подземным паркингом и коммерческими площадями по адресу: Варшавское шоссе, вл. 9/1.
© ADM
По проекту ADM 55 120 м² поэтажной площади собраны в три равновысокие башни с отметкой в 90 метров и симметричной посадкой относительно центрального корпуса «Даниловского форта». Идея была в том, чтобы максимально нивелировать сложный контур участка, сделать композицию простой и ясной и освободить побольше места под благоустройство. «Такого рода городские коллизии надо стараться распутывать, а не запутывать», – заметил Андрей Романов, и странные линии контуров участка, по его словам, «не должны ломать композицию».

Башни подняты на стилобат с подземной парковкой, а образовавшиеся территории превращены в три небольших благоустроенных зоны: аванзону с КПП, центральный «партер» и зону со спортивными площадками чуть позади остальных. В отличие от форта, где, по словам архитектора, много «архитектурного материала, «мяса», много стены, все солидно и массивно», планируемые дома имеют облегченную и менее сложную сетку. Цвет кирпича и пластика объемов рассчитаны на диалог с «Даниловским фортом», а клетчатая структура фасадов перекликается с «Данилов Плаза». Кирпич оттенили подоконные металлические вставки из просеченного листа бронзового цвета, за которыми спрятаны кондиционеры. А на торцевых фасадах Андрей Романов убедил застройщика сделать балконы с окнами в пол. Кроме того, в пластике башен есть интересные нюансы: плоскости параллелепипедов как бы «вдавлены» в нескольких местах, и отступающие вглубь массы этажи усложняют силуэт.
Многофункциональный комплекс с апартаментами, подземным паркингом и коммерческими площадями по адресу: Варшавское шоссе, вл. 9/1.
© ADM
Но вернемся к участку. Общественная функция, зафиксированная в ГПЗУ, здесь все-таки не была случайной. Хотя с момента, когда на Новоданиловской набережной возник скуратовский форт, сюда пришла активная городская жизнь в виде творческого кластера на Даниловской мануфактуре, новых офисных комплексов и каких-то заведений, потенциал территории недоиспользован. Осталась и промзона, и неорганизованная территория природного комплекса, и не слишком презентабельная набережная с отсутствием внятной пешеходной зоны. Намеченные арками в корпусе «Даниловского форта» проколы к реке не могут работать в полную силу, потому что пока не появилось и проницаемой пешеходной сетки. Развитие общественной функции этому должно было бы, бесспорно, поспособствовать, поэтому апарт-отель, в который эта функция в результате была «упакована», архсовет обескуражил.
Многофункциональный комплекс с апартаментами, подземным паркингом и коммерческими площадями по адресу: Варшавское шоссе, вл. 9/1.
© ADM
«Жилая функция не должна быть здесь доминантой, поскольку утверждённые на участок документы предполагают общественную функцию, – напомнил Сергей Кузнецов. – Да, здесь допускается гостиница, которую заказчики любят превращать в апартаменты. Но мы с этим боремся». Впрочем, добавил главный архитектор Москвы, и гостиница может быть «нормальным общественным пространством», только это должно быть артикулировано в проекте. «С одной и с другой стороны офисные центры, сзади промзона… Все-таки мы привыкли, что жилье в городе связано с улицами, общественными пространствами. Наличие рядом Даниловской мануфактуры с ее многообразной функцией тоже не очень убеждает, даже с точки зрения коммерции», – высказал свое мнение Сергей Скуратов. Следом автор «Даниловского форта» подверг обстоятельному критическому анализу проект ADM, представив на каждый пункт в концепции Андрея Романова не менее убедительный контрапункт.
Многофункциональный комплекс с апартаментами, подземным паркингом и коммерческими площадями по адресу: Варшавское шоссе, вл. 9/1.
© ADM
Три симметричные башни в композиции проекта – вертикаль, поставленная по оси форта, решение, по мнению Скуратова, скорее неудачное, создает навязчивую доминанту. «У этих домов должны быть ровные формы, которые будут дополнять, но не перетягивать на себя одеяло. То, что появляется симметрия, это недостаток, а не достоинство, потому что любая симметричная композиция будет воздействовать на человеческий глаз сильнее, чем асимметрия форта. Если бы все дома стояли максимально узкой стороной, на них было бы меньше кирпича, и они напоминали бы шедевры модернизма 1960-х, было бы лучше».

Фасады в кирпиче не позволяют стоящим в глубине зданиям быть второстепенными относительно форта и, по мнению Сергея Чобана, могут дать ощущение единой слипшейся массы. Контраст материалов помог бы, напротив, подчеркнуть и выделить объемы. «Плотность с каждым новым акцентом на этой территории становится все больше, так во многих местах Москвы возникают спонтанные «Сити» – они интересны тем, что каждое здание максимально контрастно по отношению к другому. Но если начинает превалировать одна тема, это становится тяжело и назойливо. Эти три кирпичные башни создают центр тяжести, который для данной композиции излишний, они стараются быть подобными форту, и это плохо. Материал надо менять…».
Многофункциональный комплекс с апартаментами, подземным паркингом и коммерческими площадями по адресу: Варшавское шоссе, вл. 9/1.
© ADM
Сергей Кузнецов согласился с необходимостью дальнейших формообразующих поисков, альтернативных высоткам. Он напомнил, что повышение отметки здесь было связано с одним из проектов в ходе прошедшего конкурса, когда архитекторы сочли возможным поднять объем «на ноги», чтобы пропустить под ним общественную пешеходную зону. В нынешнем проекте это потеряло смысл, поскольку высотность просто была «выбрана» жилыми башнями. Сергей Скуратов предложил попробовать вариант с нависанием объемов над территорией природного комплекса, что позволило бы реорганизовать массы, отодвинуть их от соседних зданий и, например, избежать появления квартир, которые смотрят в окна спичевского бизнес-центра.

Вопросы зонирования в проекте, по мнению совета, нужно рассматривать в привязке к изначальной, общественной функции этой территории, где должен появиться транзит. Выделение по существу закрытой благоустроенной зоны в МФК с единственным, по сути, доступом под шлагбаум со стороны КПП не решает проблему проницаемости и связанности, отметил архсовет. По мнению архитекторов, здесь нужен хотя бы один дополнительный пешеходный вход на территорию. Сергей Скуратов напомнил, что в самом форте есть арки, через которые «можно договориться о коммуникации с набережной». Но каждый заказчик, добавил архитектор, «сидит как удельный князь в своем замке и не хочет вступать ни в какие общие решения. Нам стоит подумать и чуть ли не заставлять в законодательном порядке взаимодействовать с заказчиками соседних участков, это просто правило хорошего тона – предложить встретиться и хотя бы обсудить…».
Многофункциональный комплекс с апартаментами, подземным паркингом и коммерческими площадями по адресу: Варшавское шоссе, вл. 9/1.
© ADM
Александр Асадов добавил, что авторам нужно обязательно «прощупать» возможность выстраивания пешеходных связей и в сторону реки, и в сторону Варшавки, тем более что в прошедшем конкурсе такие предложения были. «Я помню другие конкурсные предложения по этому месту, и не уверен, что изначально тема с башнями была бы здесь востребована. Но и не уверен и в том, что так делать нельзя, – заметил Сергей Кузнецов. – Мне важно, чтобы произошел поиск, и были продемонстрированы варианты. Если функция участка общественная, то она должна быть с явно выраженной общественной составляющей. Сейчас мы этого в проекте не увидели, поэтому отклоним сегодня и, надеюсь, вскоре увидим другого уровня проработку».
 

08 Июля 2019

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Архитектурные советы. Москва

Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Архсовет Москвы – 51
Архсовет отклонил проект высотной жилой застройки на Ленинградском проспекте и принял концепцию многофункционального офисного и торгово-развлекательного центра в Новой Москве.
Архсовет Москвы–50
Разработанная МКА концепция развития бывшей территории Военной академии на Москворецкой набережной – исторического Воспитательного дома – получила одобрение Архитектурного совета.

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.