Архсовет Москвы-62

Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

mainImg
Проектируемый участок на Варшавское шоссе, вл. 9/1, большей части архсовета очень хорошо знаком: к набережной обращены корпуса «Даниловского форта» Сергея Скуратова, рядом, с одной стороны, по проекту SPEECH построен БЦ «Данилов Плаза», с другой – строится БЦ «DM Tower». Кроме того, как напомнил Сергей Кузнецов, еще при предыдущем собственнике, на проект застройки проводился конкурс, в котором принимали участие некоторые из присутствовавших на совете архитекторов, например, Николай Ляшенко. Впрочем, и автору нынешнего проекта, Андрею Романову, руководителю бюро «Архитектурный диалог с мегаполисом», этот участок известен: можно сказать, он вернулся сюда спустя 15 лет после работы над «Даниловским фортом» в бюро Сергея Скуратова.
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM

Сам участок странной, рваной формы, вытянут за территорией форта: с обратной стороны его поджимает природный комплекс, с боков – два офисных центра, так что планируемая застройка, фактически, происходит «во дворе» комплекса Скуратова. Стоит сразу отметить, что функция, закрепленная за участком – общественная – в данном случае, с подачи застройщика (ООО «Специализированый застройщик «ДМ Апартментс»), трактована как апарт-отель, и формально это не нарушение. Но именно этот факт, помноженный на плотность в 34,3 тыс. м²/ га, и стал главным пунктом несогласия архсовета с представленной концепцией.
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM

По проекту ADM 55 120 м² поэтажной площади собраны в три равновысокие башни с отметкой в 90 метров и симметричной посадкой относительно центрального корпуса «Даниловского форта». Идея была в том, чтобы максимально нивелировать сложный контур участка, сделать композицию простой и ясной и освободить побольше места под благоустройство. «Такого рода городские коллизии надо стараться распутывать, а не запутывать», – заметил Андрей Романов, и странные линии контуров участка, по его словам, «не должны ломать композицию».

Башни подняты на стилобат с подземной парковкой, а образовавшиеся территории превращены в три небольших благоустроенных зоны: аванзону с КПП, центральный «партер» и зону со спортивными площадками чуть позади остальных. В отличие от форта, где, по словам архитектора, много «архитектурного материала, «мяса», много стены, все солидно и массивно», планируемые дома имеют облегченную и менее сложную сетку. Цвет кирпича и пластика объемов рассчитаны на диалог с «Даниловским фортом», а клетчатая структура фасадов перекликается с «Данилов Плаза». Кирпич оттенили подоконные металлические вставки из просеченного листа бронзового цвета, за которыми спрятаны кондиционеры. А на торцевых фасадах Андрей Романов убедил застройщика сделать балконы с окнами в пол. Кроме того, в пластике башен есть интересные нюансы: плоскости параллелепипедов как бы «вдавлены» в нескольких местах, и отступающие вглубь массы этажи усложняют силуэт.
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM

Но вернемся к участку. Общественная функция, зафиксированная в ГПЗУ, здесь все-таки не была случайной. Хотя с момента, когда на Новоданиловской набережной возник скуратовский форт, сюда пришла активная городская жизнь в виде творческого кластера на Даниловской мануфактуре, новых офисных комплексов и каких-то заведений, потенциал территории недоиспользован. Осталась и промзона, и неорганизованная территория природного комплекса, и не слишком презентабельная набережная с отсутствием внятной пешеходной зоны. Намеченные арками в корпусе «Даниловского форта» проколы к реке не могут работать в полную силу, потому что пока не появилось и проницаемой пешеходной сетки. Развитие общественной функции этому должно было бы, бесспорно, поспособствовать, поэтому апарт-отель, в который эта функция в результате была «упакована», архсовет обескуражил.
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM

«Жилая функция не должна быть здесь доминантой, поскольку утверждённые на участок документы предполагают общественную функцию, – напомнил Сергей Кузнецов. – Да, здесь допускается гостиница, которую заказчики любят превращать в апартаменты. Но мы с этим боремся». Впрочем, добавил главный архитектор Москвы, и гостиница может быть «нормальным общественным пространством», только это должно быть артикулировано в проекте. «С одной и с другой стороны офисные центры, сзади промзона… Все-таки мы привыкли, что жилье в городе связано с улицами, общественными пространствами. Наличие рядом Даниловской мануфактуры с ее многообразной функцией тоже не очень убеждает, даже с точки зрения коммерции», – высказал свое мнение Сергей Скуратов. Следом автор «Даниловского форта» подверг обстоятельному критическому анализу проект ADM, представив на каждый пункт в концепции Андрея Романова не менее убедительный контрапункт.
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM

Три симметричные башни в композиции проекта – вертикаль, поставленная по оси форта, решение, по мнению Скуратова, скорее неудачное, создает навязчивую доминанту. «У этих домов должны быть ровные формы, которые будут дополнять, но не перетягивать на себя одеяло. То, что появляется симметрия, это недостаток, а не достоинство, потому что любая симметричная композиция будет воздействовать на человеческий глаз сильнее, чем асимметрия форта. Если бы все дома стояли максимально узкой стороной, на них было бы меньше кирпича, и они напоминали бы шедевры модернизма 1960-х, было бы лучше».

Фасады в кирпиче не позволяют стоящим в глубине зданиям быть второстепенными относительно форта и, по мнению Сергея Чобана, могут дать ощущение единой слипшейся массы. Контраст материалов помог бы, напротив, подчеркнуть и выделить объемы. «Плотность с каждым новым акцентом на этой территории становится все больше, так во многих местах Москвы возникают спонтанные «Сити» – они интересны тем, что каждое здание максимально контрастно по отношению к другому. Но если начинает превалировать одна тема, это становится тяжело и назойливо. Эти три кирпичные башни создают центр тяжести, который для данной композиции излишний, они стараются быть подобными форту, и это плохо. Материал надо менять…».
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM

Сергей Кузнецов согласился с необходимостью дальнейших формообразующих поисков, альтернативных высоткам. Он напомнил, что повышение отметки здесь было связано с одним из проектов в ходе прошедшего конкурса, когда архитекторы сочли возможным поднять объем «на ноги», чтобы пропустить под ним общественную пешеходную зону. В нынешнем проекте это потеряло смысл, поскольку высотность просто была «выбрана» жилыми башнями. Сергей Скуратов предложил попробовать вариант с нависанием объемов над территорией природного комплекса, что позволило бы реорганизовать массы, отодвинуть их от соседних зданий и, например, избежать появления квартир, которые смотрят в окна спичевского бизнес-центра.

Вопросы зонирования в проекте, по мнению совета, нужно рассматривать в привязке к изначальной, общественной функции этой территории, где должен появиться транзит. Выделение по существу закрытой благоустроенной зоны в МФК с единственным, по сути, доступом под шлагбаум со стороны КПП не решает проблему проницаемости и связанности, отметил архсовет. По мнению архитекторов, здесь нужен хотя бы один дополнительный пешеходный вход на территорию. Сергей Скуратов напомнил, что в самом форте есть арки, через которые «можно договориться о коммуникации с набережной». Но каждый заказчик, добавил архитектор, «сидит как удельный князь в своем замке и не хочет вступать ни в какие общие решения. Нам стоит подумать и чуть ли не заставлять в законодательном порядке взаимодействовать с заказчиками соседних участков, это просто правило хорошего тона – предложить встретиться и хотя бы обсудить…».
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM

Александр Асадов добавил, что авторам нужно обязательно «прощупать» возможность выстраивания пешеходных связей и в сторону реки, и в сторону Варшавки, тем более что в прошедшем конкурсе такие предложения были. «Я помню другие конкурсные предложения по этому месту, и не уверен, что изначально тема с башнями была бы здесь востребована. Но и не уверен и в том, что так делать нельзя, – заметил Сергей Кузнецов. – Мне важно, чтобы произошел поиск, и были продемонстрированы варианты. Если функция участка общественная, то она должна быть с явно выраженной общественной составляющей. Сейчас мы этого в проекте не увидели, поэтому отклоним сегодня и, надеюсь, вскоре увидим другого уровня проработку».
 

08 Июля 2019

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Архсовет Москвы – 51
Архсовет отклонил проект высотной жилой застройки на Ленинградском проспекте и принял концепцию многофункционального офисного и торгово-развлекательного центра в Новой Москве.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.