Архсовет Москвы-62

Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

mainImg
0 Проектируемый участок на Варшавское шоссе, вл. 9/1, большей части архсовета очень хорошо знаком: к набережной обращены корпуса «Даниловского форта» Сергея Скуратова, рядом, с одной стороны, по проекту SPEECH построен БЦ «Данилов Плаза», с другой – строится БЦ «DM Tower». Кроме того, как напомнил Сергей Кузнецов, еще при предыдущем собственнике, на проект застройки проводился конкурс, в котором принимали участие некоторые из присутствовавших на совете архитекторов, например, Николай Ляшенко. Впрочем, и автору нынешнего проекта, Андрею Романову, руководителю бюро «Архитектурный диалог с мегаполисом», этот участок известен: можно сказать, он вернулся сюда спустя 15 лет после работы над «Даниловским фортом» в бюро Сергея Скуратова.
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM

Сам участок странной, рваной формы, вытянут за территорией форта: с обратной стороны его поджимает природный комплекс, с боков – два офисных центра, так что планируемая застройка, фактически, происходит «во дворе» комплекса Скуратова. Стоит сразу отметить, что функция, закрепленная за участком – общественная – в данном случае, с подачи застройщика (ООО «Специализированый застройщик «ДМ Апартментс»), трактована как апарт-отель, и формально это не нарушение. Но именно этот факт, помноженный на плотность в 34,3 тыс. м²/ га, и стал главным пунктом несогласия архсовета с представленной концепцией.
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM

По проекту ADM 55 120 м² поэтажной площади собраны в три равновысокие башни с отметкой в 90 метров и симметричной посадкой относительно центрального корпуса «Даниловского форта». Идея была в том, чтобы максимально нивелировать сложный контур участка, сделать композицию простой и ясной и освободить побольше места под благоустройство. «Такого рода городские коллизии надо стараться распутывать, а не запутывать», – заметил Андрей Романов, и странные линии контуров участка, по его словам, «не должны ломать композицию».

Башни подняты на стилобат с подземной парковкой, а образовавшиеся территории превращены в три небольших благоустроенных зоны: аванзону с КПП, центральный «партер» и зону со спортивными площадками чуть позади остальных. В отличие от форта, где, по словам архитектора, много «архитектурного материала, «мяса», много стены, все солидно и массивно», планируемые дома имеют облегченную и менее сложную сетку. Цвет кирпича и пластика объемов рассчитаны на диалог с «Даниловским фортом», а клетчатая структура фасадов перекликается с «Данилов Плаза». Кирпич оттенили подоконные металлические вставки из просеченного листа бронзового цвета, за которыми спрятаны кондиционеры. А на торцевых фасадах Андрей Романов убедил застройщика сделать балконы с окнами в пол. Кроме того, в пластике башен есть интересные нюансы: плоскости параллелепипедов как бы «вдавлены» в нескольких местах, и отступающие вглубь массы этажи усложняют силуэт.
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM

Но вернемся к участку. Общественная функция, зафиксированная в ГПЗУ, здесь все-таки не была случайной. Хотя с момента, когда на Новоданиловской набережной возник скуратовский форт, сюда пришла активная городская жизнь в виде творческого кластера на Даниловской мануфактуре, новых офисных комплексов и каких-то заведений, потенциал территории недоиспользован. Осталась и промзона, и неорганизованная территория природного комплекса, и не слишком презентабельная набережная с отсутствием внятной пешеходной зоны. Намеченные арками в корпусе «Даниловского форта» проколы к реке не могут работать в полную силу, потому что пока не появилось и проницаемой пешеходной сетки. Развитие общественной функции этому должно было бы, бесспорно, поспособствовать, поэтому апарт-отель, в который эта функция в результате была «упакована», архсовет обескуражил.
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM

«Жилая функция не должна быть здесь доминантой, поскольку утверждённые на участок документы предполагают общественную функцию, – напомнил Сергей Кузнецов. – Да, здесь допускается гостиница, которую заказчики любят превращать в апартаменты. Но мы с этим боремся». Впрочем, добавил главный архитектор Москвы, и гостиница может быть «нормальным общественным пространством», только это должно быть артикулировано в проекте. «С одной и с другой стороны офисные центры, сзади промзона… Все-таки мы привыкли, что жилье в городе связано с улицами, общественными пространствами. Наличие рядом Даниловской мануфактуры с ее многообразной функцией тоже не очень убеждает, даже с точки зрения коммерции», – высказал свое мнение Сергей Скуратов. Следом автор «Даниловского форта» подверг обстоятельному критическому анализу проект ADM, представив на каждый пункт в концепции Андрея Романова не менее убедительный контрапункт.
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM

Три симметричные башни в композиции проекта – вертикаль, поставленная по оси форта, решение, по мнению Скуратова, скорее неудачное, создает навязчивую доминанту. «У этих домов должны быть ровные формы, которые будут дополнять, но не перетягивать на себя одеяло. То, что появляется симметрия, это недостаток, а не достоинство, потому что любая симметричная композиция будет воздействовать на человеческий глаз сильнее, чем асимметрия форта. Если бы все дома стояли максимально узкой стороной, на них было бы меньше кирпича, и они напоминали бы шедевры модернизма 1960-х, было бы лучше».

Фасады в кирпиче не позволяют стоящим в глубине зданиям быть второстепенными относительно форта и, по мнению Сергея Чобана, могут дать ощущение единой слипшейся массы. Контраст материалов помог бы, напротив, подчеркнуть и выделить объемы. «Плотность с каждым новым акцентом на этой территории становится все больше, так во многих местах Москвы возникают спонтанные «Сити» – они интересны тем, что каждое здание максимально контрастно по отношению к другому. Но если начинает превалировать одна тема, это становится тяжело и назойливо. Эти три кирпичные башни создают центр тяжести, который для данной композиции излишний, они стараются быть подобными форту, и это плохо. Материал надо менять…».
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM

Сергей Кузнецов согласился с необходимостью дальнейших формообразующих поисков, альтернативных высоткам. Он напомнил, что повышение отметки здесь было связано с одним из проектов в ходе прошедшего конкурса, когда архитекторы сочли возможным поднять объем «на ноги», чтобы пропустить под ним общественную пешеходную зону. В нынешнем проекте это потеряло смысл, поскольку высотность просто была «выбрана» жилыми башнями. Сергей Скуратов предложил попробовать вариант с нависанием объемов над территорией природного комплекса, что позволило бы реорганизовать массы, отодвинуть их от соседних зданий и, например, избежать появления квартир, которые смотрят в окна спичевского бизнес-центра.

Вопросы зонирования в проекте, по мнению совета, нужно рассматривать в привязке к изначальной, общественной функции этой территории, где должен появиться транзит. Выделение по существу закрытой благоустроенной зоны в МФК с единственным, по сути, доступом под шлагбаум со стороны КПП не решает проблему проницаемости и связанности, отметил архсовет. По мнению архитекторов, здесь нужен хотя бы один дополнительный пешеходный вход на территорию. Сергей Скуратов напомнил, что в самом форте есть арки, через которые «можно договориться о коммуникации с набережной». Но каждый заказчик, добавил архитектор, «сидит как удельный князь в своем замке и не хочет вступать ни в какие общие решения. Нам стоит подумать и чуть ли не заставлять в законодательном порядке взаимодействовать с заказчиками соседних участков, это просто правило хорошего тона – предложить встретиться и хотя бы обсудить…».
Многофункциональный комплекс на Новоданиловской набережной
© ADM

Александр Асадов добавил, что авторам нужно обязательно «прощупать» возможность выстраивания пешеходных связей и в сторону реки, и в сторону Варшавки, тем более что в прошедшем конкурсе такие предложения были. «Я помню другие конкурсные предложения по этому месту, и не уверен, что изначально тема с башнями была бы здесь востребована. Но и не уверен и в том, что так делать нельзя, – заметил Сергей Кузнецов. – Мне важно, чтобы произошел поиск, и были продемонстрированы варианты. Если функция участка общественная, то она должна быть с явно выраженной общественной составляющей. Сейчас мы этого в проекте не увидели, поэтому отклоним сегодня и, надеюсь, вскоре увидим другого уровня проработку».
 

08 Июля 2019

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.
Восточные пределы
«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.
Растворение цвета
В дизайне обновленных пространств для офисов Райффайзен банка архитекторы VOX не просто использовали фирменный желтый цвет в качестве основного акцента – это было почти неизбежно – они «зажгли» его множеством оттенков, отразили, растворили и заставили сиять. Похоже на солнечных зайчиков на стене.