English version

Из тени в свет

В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
Россия, Москва, Лужнецкий проезд, 15

Авторский коллектив:
ТПО Резерв:
В.И. Плоткин (руководитель авторского коллектива), А.К. Бородушкин (ГАП), И.Н. Горелова, М.Л. Бродская, Е.А. Буланова, С.А. Васина, О.В. Колбас, Д.Ю. Кузнецов, О.А. Слинченко, К.С. Толкачев, М.М. Хазанов; А.В. Мелешкин (ГИП), В.В. Хихловский (конструктор)
 
Художественное проектирование экспозиции: МузейМедиа
Автор художественной концепции – А.Н. Конов; творческий коллектив: Г.М. Кейхан, О.Д. Ковалевский, С.И. Грандов, С.Р. Крягин, В.А. Правдин

1.2021 — 4.2023

заказчик: ППК «Единый заказчик»
подрядчик: Альмис-Интеграл
Строительство филиала Исторического музея рядом с Новодевичьим монастырем – часть празднования его юбилея, с которым также связаны грандиозные работы внутри монастыря: реставрация, исследования, раскопки, издания. Музей должен стать филиалом ГИМ, посвященным истории русской церкви в целом и Новодевичьего в частности, в нем планируется разместить часть музейных фондов, выведенных из монастыря в 2016 году, постоянную экспозицию на двух этажах, классы для образовательных программ, лекционную аудиторию на 140 мест. 
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Все это разместилось в небольшом, но эффектном здании со смелым разлетом горизонтали верхних этажей, vis-a-vis с Новодевичьим, прямо напротив колокольни.

Такое место – и плюс, и минус. Плюс в том, что музей очень близко, в двух шагах, и от него через сквер открывается панорама монастыря. Минус, ну или сложность, – в том, что Новодевичий не просто федеральный памятник, он входит в список ЮНЕСКО, так что требования и ограничения, связанные с охранной зоной, – самые строгие. 
  • zooming
    Ситуационный план. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Схема благоустройства территории. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»

Высотное ограничение – 18.7 метров, пятно застройки не может быть больше трети участка, а от границ нужно было отступить на 2 – 11.5 м, так что из площади территории 0.7 га для строительства осталось 1921 м2. Между тем для музея требовалось порядка десяти тысяч метров полезной площади (общая площадь здания в итоговом проекте 10 688 м2). 
Мы решили эту задачу с помощью консолей: третий и четвертый этажи вынесены по всему контуру на 6–7 метров, так что получился «грибообразный» абрис здания, который позволил уместить всю программу. Мы также на полметра понизили уровень мощения вокруг музея: площадь перед главным входом спускается от Лужнецкого проезда эспланадой, добавляя еще немного полезного объема. Так что здание стало суммой требований и ограничений. Но, с другой стороны, нечасто удается поработать с консолями значительного выноса, а в данном случае они не только стали вынужденной мерой, но и обеспечили нам интересный силуэт.

В подземном ярусе разместилась парковка на 18 машин и технические помещения, в первом – музейный холл и классы, во втором фондохранилище, на 3 и 4 этажах основная экспозиция слева и аудитория справа. Пространства для посетителей группируются со стороны Лужнецкого проезда и главного входа, а кабинеты администрации и прочие техпомещения тяготеют к тыльной части здания. 
  • zooming
    1 / 11
    План 1 этажа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 11
    План 2 этажа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 11
    План 3 этажа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 11
    План 4 этажа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 11
    План кровли. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 11
    План подземного этажа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 11
    Разрезы. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    8 / 11
    Разрезы. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    9 / 11
    Разрезы. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    10 / 11
    Фасады. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    11 / 11
    Фасады. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»

Замечу, что музей строится напротив первоклассного памятника XVI–XVII века, но его ближайшее окружение – вовсе не историческое, а позднесоветское. В конце 1960-х вдоль Лужнецкого проезда выстроили несколько жилых домов: тогда высотные ограничения не были такими строгими, и дома 8-9-этажные, хотя расставлены с большим отступом друг от друга. Они чередуются с протяженными зданиями: слева детская поликлиника, справа построенный пару лет назад офисный центр – музей несколько крупнее, но горизонтален и вписывается в общий строй ритмичного чередования, он заполняет собой створ между двумя жилыми башнями на месте снесенной в 2013 году инфекционной больницы. Между тем участок имеет еще одно ограничение: его часть со стороны проезда – охраняемая природная территория, так что здание будет прикрыто вереницей деревьев. 
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»
Развертка по Лужнецкому проезду. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Еще больше, чем ограничения, важен контекст. Он тут подразделяется на несколько видов: соседство монастыря и связь с ним, дома конца шестидесятых и разросшаяся зелень по соседству и, если можно так выразиться, контекст требований современного музейного строительства. Первое требует ясных и недвусмысленных отсылок к памятнику, второе – их абстрагирования, высказывания не чуждого аллюзий, но современного, обобщенного и в то же время, несмотря на все ограничения, заметного, не сливающегося с окружением совершенно. Все это в проекте есть. 

Самое буквальное отражение связи с памятником, «говорящий» акцент – контррельеф, обратный рельеф-углубление с силуэтом монастыря на белом стеклофиробетонном пилоне-пропилее слева от входа в музей. Он выстраивает связь совершенно непосредственную: вот монастырь, а вот его отпечаток, «след» на стене.

Когда в проектах Владимира Плоткина для исторического центра разных городов нередко использовался такой прием как отражение соседнего памятника в стеклянном витраже нового здания; он реализован, в частности, в здании Арбитражного суда МО на Селезневской улице. Здесь, поскольку монастырь скрыт деревьями сквера и расположен на некотором отдалении, прием отражения невозможен и его заменяет контррельеф, тоже своего рода отражение, только более материальное – и в большей степени, как включенный в здание предмет монументального искусства, созвучное традиции современного музейного строительства. 

Но заметим, что углубленный рельеф, с одной стороны, конечно, материален, а с другой стороны – не нарушает плоскости стены, она «отрицательна», – в какой-то степени как отражение, для него свойственна избыточная пластика горельефа. 
Фасады. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

То же происходит и с поверхностью фасадов, которую уже назвали нео-бруталисткой. Это не совсем так. 

Помимо «говорящего» рельефного силуэта, связь с ансамблем монастыря определена в проекте через материал: большая часть построек Новодевичьего, формирующая его хорошо известный образ, появилась в 1680-е годы при царевне Софье. В них, что характерно для конца XVII века, кирпичные стены – красные крашеные, белокаменный декор – как кружево. Стены монастыря не грубы и не брутальны, они богато украшены, репрезентативно-декоративны; что уж говорить о колокольне.

Откликом на монастырскую архитектуру в проекте музея становится сочетание терракотовых и белых поверхностей. Но музей совершенно не такой. 

Самым простым решением было бы сделать стены красно-кирпичными, как в монастыре. Между тем, хотя за последние 20 лет в российской архитектуре кирпич экстремально популярен, Владимир Плоткин – тот автор, в работах которого кирпич хотя и встречается, но нечасто.  

Вот и здесь для отклика на монастырские стены ансамбля-памятника выбраны керамические панели, но особенные – темные, достаточно крупные, покрытые блестящей глазурью с металлическими вкраплениями, и со специально разработанным авторами рисунком: по две выступающие горизонтальные полосы на каждой.
Керамические панели, которые планируется использовать на фасадах. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Рельефные полоски слегка повернуты вверх и будут отражать больше света, – поблескивающая, слегка разнотоновая плоскость, равномерно расчерченная горизонтальным паттерном. Она больше похожа на плинфу со скрытым рядом, чем на большемер XVII века, и если представляет нам образ «древней стены», то скорее чего-то древнего в целом, какой-то пра-стены, уплощенной, обобщенной через горизонтальную штриховку полос и из-за глазури и металлического блеска какой-то даже драгоценной. 

Не похожа она, разумеется, и на розовый кирпич соседних домов, – это новая, «третья» фактура, впрочем, настроенная на гармоничное сосуществование с соседями и предшественниками. 

Поэтому фасад, особенно главный, вовсе не кажется выложенным из массивных брутальных блоков – скорее он сплетен из плоских, слегка переламывающихся на сгибах, лент. Впечатление усилено нюансами: в частности, лента 4 этажа выступает над третьим слегка «внахлест» перед скосом, ведущим к верхнему балкону – прием демонстрирует, что пластика фасада составлена из широких плоскостей с не слишком значительной толщиной, легких, образующих складки и скосы в ключевых местах. 
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Скос ведет к открытому балкону, и таких балконов здесь два. На третьем этаже – прямо над входом; первоначально он был вынесен вперед несколько дальше, как настоящий «капитанский мостик»; впоследствии вынос сократили, чего, конечно, жаль, так как именно этот «нос» создавал уже не символически-визуальную, как рельеф внизу, а пространственную связь с монастырским ансамблем, прямо-таки «указывал» в сторону собора и колокольни. Впрочем, он и сейчас, в сокращенном виде, остался смотровой площадкой. 
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Ось другого балкона-мостика, в четвертом этаже, развернута севернее и смотрит на Никольскую башню монастырской ограды и Предтеченскую церковь Ильи Уткина. Получается, вместе с изломом стены, довольно энергичное поворотное движение: балконы прямо-таки «выстреливают» в пространство площади, и не только в композиционном смысле: на них и посетители смогут выйти наружу подышать свежим воздухом. Подобные балконы известны во многих музейных зданиях, например, в бывшем ЦДХ на Крымском валу в какой-то момент было можно на них выходить.

Другой связующий прием – отражение структуры внутренних помещений вовне: к примеру, скос лоджии на западном углу не произволен, а повторяет линию амфитеатра лекционного зала над ней, при этом он формирует динамичный «взлет» формы в важном ракурсе со стороны проезда. 
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Балконы и межэтажные перемычки акцентированы белым цветом, который, как мы помним, здесь служит контрастной парой терракотового, но используется не только для рельефных деталей. Полностью белыми стали все общественные пространства музейного холла и атриума. 

Холл тянется в первом этаже от входа влево, к учебным классам для детских занятий. Здесь выше, во втором этаже – закрытое помещение фондохранилища. По прямой от главного входа пространство развивается «вперед и вверх»: входящего встречает протяженный четырехсветный 19-метровый атриум под стеклянным потолком, совершенно белый. Именно из него на фасаде прорастают белые балконы. 
Атриум. Вид от входа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Справа от входа в белом атриуме – открытая лестница, которая служит основным входом в залы экспозиций на 3 и 4 этажах. Она помещена в темно-коричневый скульптурный «чехол» со скосами по линии косоуров, сплошными стенками-антами по бокам и лоджией для обозрения холла посередине высоты. 
Атриум. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»
Атриум. Вид в сторону входа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

По цвету лестница перекликается с фасадами, хотя ее оттенок не такой яркий. Как будто мы имеем дело с матрешкой: темное здание музея пребывает в светлом пространстве города, а лестница – в светлом внутреннем пространстве атриума, одно в другом, переклички построены на последовательной инверсии. 

Итак, от темного фасада посетитель попадает в светлый интерьер, потом по темной лестнице в темный экспозиционный зал. У которого тоже есть свой стержень – на этот раз светлый внутри темного – винтовая лестница, соединяющая два выставочных яруса. Между этажами встроен крупный стеклянный цилиндр диаметром 3.5 м и высотой порядка 9 м. Внутри выставлены музейные предметы, цилиндр светится. Вокруг него поднимаются две параллельные лестницы, уже не угловатые, а изогнутые по спирали: зрители смогут перемещаться между ярусами, в то же время осматривая самую большую витрину. Другие витрины (дизайном экспозиции занималась компания МузейМедиа) решены по тому же принципу подсвеченных стеклянных объемов в темном окружении, но этот цилиндр должен стать самым эффектным выставочным приключением. 
Экспозиционный зал, проект экспозиции. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© МузейМедиа & ТПО «Резерв»
Разрез лестницы в экспозиционных залах. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»
Экспозиционный зал, проект экспозиции. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© МузейМедиа & ТПО «Резерв»

Цилиндр встроен в дискообразный выступ на кровле, его хорошо видно на панораме с птичьего полета. Должна сказать, что мне как человеку, рассматривающему проект извне, хотелось бы видеть здесь какой-нибудь круг естественного света вверху или хотя бы диаметр по краю верхнего цилиндра, кажется, что такая «приоткрывающаяся крышка» была бы логичным завершающим акцентом. Впрочем ощущение «светового стержня», которым становится винтовая лестница, ощутимо и без выхода вверх. 

Так что проект интересен не только тем, как в ответ на множество ограничений «отрастил» консоли, и не только современным, и достаточно смелым ответом на задачу построить исторический музей рядом со значимым памятником – в его сравнительно небольшом объеме «упакованы» не только необходимые помещения, но и эмоции, как снаружи, так и внутри, в основном – на контрасте: высокого и низкого, нависающего и взлетающего, светлого и темного. Что и нужно в музее, особенно в музее истории религии. 
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
Россия, Москва, Лужнецкий проезд, 15

Авторский коллектив:
ТПО Резерв:
В.И. Плоткин (руководитель авторского коллектива), А.К. Бородушкин (ГАП), И.Н. Горелова, М.Л. Бродская, Е.А. Буланова, С.А. Васина, О.В. Колбас, Д.Ю. Кузнецов, О.А. Слинченко, К.С. Толкачев, М.М. Хазанов; А.В. Мелешкин (ГИП), В.В. Хихловский (конструктор)
 
Художественное проектирование экспозиции: МузейМедиа
Автор художественной концепции – А.Н. Конов; творческий коллектив: Г.М. Кейхан, О.Д. Ковалевский, С.И. Грандов, С.Р. Крягин, В.А. Правдин

1.2021 — 4.2023

заказчик: ППК «Единый заказчик»
подрядчик: Альмис-Интеграл

15 Июня 2023

ТПО «Резерв»: другие проекты
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Белое дерево
ЖК Wine house – один из первых реализованных примеров сотрудничества Владимира Плоткина и Сергея Чобана в одном проекте: вдумчивый, графично-сдержанный диалог старого и нового в центре города: в нескольких «действиях», от XIX века до XXI.
Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.