English version

Из тени в свет

В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
Россия, Москва, Лужнецкий проезд, 15

Авторский коллектив:
ТПО Резерв:
В.И. Плоткин (руководитель авторского коллектива), А.К. Бородушкин (ГАП), И.Н. Горелова, М.Л. Бродская, Е.А. Буланова, С.А. Васина, О.В. Колбас, Д.Ю. Кузнецов, О.А. Слинченко, К.С. Толкачев, М.М. Хазанов; А.В. Мелешкин (ГИП), В.В. Хихловский (конструктор)
 
Художественное проектирование экспозиции: МузейМедиа
Автор художественной концепции – А.Н. Конов; творческий коллектив: Г.М. Кейхан, О.Д. Ковалевский, С.И. Грандов, С.Р. Крягин, В.А. Правдин

1.2021 — 4.2023

заказчик: ППК «Единый заказчик»
подрядчик: Альмис-Интеграл
Строительство филиала Исторического музея рядом с Новодевичьим монастырем – часть празднования его юбилея, с которым также связаны грандиозные работы внутри монастыря: реставрация, исследования, раскопки, издания. Музей должен стать филиалом ГИМ, посвященным истории русской церкви в целом и Новодевичьего в частности, в нем планируется разместить часть музейных фондов, выведенных из монастыря в 2016 году, постоянную экспозицию на двух этажах, классы для образовательных программ, лекционную аудиторию на 140 мест. 
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Все это разместилось в небольшом, но эффектном здании со смелым разлетом горизонтали верхних этажей, vis-a-vis с Новодевичьим, прямо напротив колокольни.

Такое место – и плюс, и минус. Плюс в том, что музей очень близко, в двух шагах, и от него через сквер открывается панорама монастыря. Минус, ну или сложность, – в том, что Новодевичий не просто федеральный памятник, он входит в список ЮНЕСКО, так что требования и ограничения, связанные с охранной зоной, – самые строгие. 
  • zooming
    Ситуационный план. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Схема благоустройства территории. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»

Высотное ограничение – 18.7 метров, пятно застройки не может быть больше трети участка, а от границ нужно было отступить на 2 – 11.5 м, так что из площади территории 0.7 га для строительства осталось 1921 м2. Между тем для музея требовалось порядка десяти тысяч метров полезной площади (общая площадь здания в итоговом проекте 10 688 м2). 
Мы решили эту задачу с помощью консолей: третий и четвертый этажи вынесены по всему контуру на 6–7 метров, так что получился «грибообразный» абрис здания, который позволил уместить всю программу. Мы также на полметра понизили уровень мощения вокруг музея: площадь перед главным входом спускается от Лужнецкого проезда эспланадой, добавляя еще немного полезного объема. Так что здание стало суммой требований и ограничений. Но, с другой стороны, нечасто удается поработать с консолями значительного выноса, а в данном случае они не только стали вынужденной мерой, но и обеспечили нам интересный силуэт.

В подземном ярусе разместилась парковка на 18 машин и технические помещения, в первом – музейный холл и классы, во втором фондохранилище, на 3 и 4 этажах основная экспозиция слева и аудитория справа. Пространства для посетителей группируются со стороны Лужнецкого проезда и главного входа, а кабинеты администрации и прочие техпомещения тяготеют к тыльной части здания. 
  • zooming
    1 / 11
    План 1 этажа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 11
    План 2 этажа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 11
    План 3 этажа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 11
    План 4 этажа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 11
    План кровли. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 11
    План подземного этажа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 11
    Разрезы. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    8 / 11
    Разрезы. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    9 / 11
    Разрезы. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    10 / 11
    Фасады. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    11 / 11
    Фасады. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»

Замечу, что музей строится напротив первоклассного памятника XVI–XVII века, но его ближайшее окружение – вовсе не историческое, а позднесоветское. В конце 1960-х вдоль Лужнецкого проезда выстроили несколько жилых домов: тогда высотные ограничения не были такими строгими, и дома 8-9-этажные, хотя расставлены с большим отступом друг от друга. Они чередуются с протяженными зданиями: слева детская поликлиника, справа построенный пару лет назад офисный центр – музей несколько крупнее, но горизонтален и вписывается в общий строй ритмичного чередования, он заполняет собой створ между двумя жилыми башнями на месте снесенной в 2013 году инфекционной больницы. Между тем участок имеет еще одно ограничение: его часть со стороны проезда – охраняемая природная территория, так что здание будет прикрыто вереницей деревьев. 
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»
Развертка по Лужнецкому проезду. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Еще больше, чем ограничения, важен контекст. Он тут подразделяется на несколько видов: соседство монастыря и связь с ним, дома конца шестидесятых и разросшаяся зелень по соседству и, если можно так выразиться, контекст требований современного музейного строительства. Первое требует ясных и недвусмысленных отсылок к памятнику, второе – их абстрагирования, высказывания не чуждого аллюзий, но современного, обобщенного и в то же время, несмотря на все ограничения, заметного, не сливающегося с окружением совершенно. Все это в проекте есть. 

Самое буквальное отражение связи с памятником, «говорящий» акцент – контррельеф, обратный рельеф-углубление с силуэтом монастыря на белом стеклофиробетонном пилоне-пропилее слева от входа в музей. Он выстраивает связь совершенно непосредственную: вот монастырь, а вот его отпечаток, «след» на стене.

Когда в проектах Владимира Плоткина для исторического центра разных городов нередко использовался такой прием как отражение соседнего памятника в стеклянном витраже нового здания; он реализован, в частности, в здании Арбитражного суда МО на Селезневской улице. Здесь, поскольку монастырь скрыт деревьями сквера и расположен на некотором отдалении, прием отражения невозможен и его заменяет контррельеф, тоже своего рода отражение, только более материальное – и в большей степени, как включенный в здание предмет монументального искусства, созвучное традиции современного музейного строительства. 

Но заметим, что углубленный рельеф, с одной стороны, конечно, материален, а с другой стороны – не нарушает плоскости стены, она «отрицательна», – в какой-то степени как отражение, для него свойственна избыточная пластика горельефа. 
Фасады. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

То же происходит и с поверхностью фасадов, которую уже назвали нео-бруталисткой. Это не совсем так. 

Помимо «говорящего» рельефного силуэта, связь с ансамблем монастыря определена в проекте через материал: большая часть построек Новодевичьего, формирующая его хорошо известный образ, появилась в 1680-е годы при царевне Софье. В них, что характерно для конца XVII века, кирпичные стены – красные крашеные, белокаменный декор – как кружево. Стены монастыря не грубы и не брутальны, они богато украшены, репрезентативно-декоративны; что уж говорить о колокольне.

Откликом на монастырскую архитектуру в проекте музея становится сочетание терракотовых и белых поверхностей. Но музей совершенно не такой. 

Самым простым решением было бы сделать стены красно-кирпичными, как в монастыре. Между тем, хотя за последние 20 лет в российской архитектуре кирпич экстремально популярен, Владимир Плоткин – тот автор, в работах которого кирпич хотя и встречается, но нечасто.  

Вот и здесь для отклика на монастырские стены ансамбля-памятника выбраны керамические панели, но особенные – темные, достаточно крупные, покрытые блестящей глазурью с металлическими вкраплениями, и со специально разработанным авторами рисунком: по две выступающие горизонтальные полосы на каждой.
Керамические панели, которые планируется использовать на фасадах. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Рельефные полоски слегка повернуты вверх и будут отражать больше света, – поблескивающая, слегка разнотоновая плоскость, равномерно расчерченная горизонтальным паттерном. Она больше похожа на плинфу со скрытым рядом, чем на большемер XVII века, и если представляет нам образ «древней стены», то скорее чего-то древнего в целом, какой-то пра-стены, уплощенной, обобщенной через горизонтальную штриховку полос и из-за глазури и металлического блеска какой-то даже драгоценной. 

Не похожа она, разумеется, и на розовый кирпич соседних домов, – это новая, «третья» фактура, впрочем, настроенная на гармоничное сосуществование с соседями и предшественниками. 

Поэтому фасад, особенно главный, вовсе не кажется выложенным из массивных брутальных блоков – скорее он сплетен из плоских, слегка переламывающихся на сгибах, лент. Впечатление усилено нюансами: в частности, лента 4 этажа выступает над третьим слегка «внахлест» перед скосом, ведущим к верхнему балкону – прием демонстрирует, что пластика фасада составлена из широких плоскостей с не слишком значительной толщиной, легких, образующих складки и скосы в ключевых местах. 
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Скос ведет к открытому балкону, и таких балконов здесь два. На третьем этаже – прямо над входом; первоначально он был вынесен вперед несколько дальше, как настоящий «капитанский мостик»; впоследствии вынос сократили, чего, конечно, жаль, так как именно этот «нос» создавал уже не символически-визуальную, как рельеф внизу, а пространственную связь с монастырским ансамблем, прямо-таки «указывал» в сторону собора и колокольни. Впрочем, он и сейчас, в сокращенном виде, остался смотровой площадкой. 
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Ось другого балкона-мостика, в четвертом этаже, развернута севернее и смотрит на Никольскую башню монастырской ограды и Предтеченскую церковь Ильи Уткина. Получается, вместе с изломом стены, довольно энергичное поворотное движение: балконы прямо-таки «выстреливают» в пространство площади, и не только в композиционном смысле: на них и посетители смогут выйти наружу подышать свежим воздухом. Подобные балконы известны во многих музейных зданиях, например, в бывшем ЦДХ на Крымском валу в какой-то момент было можно на них выходить.

Другой связующий прием – отражение структуры внутренних помещений вовне: к примеру, скос лоджии на западном углу не произволен, а повторяет линию амфитеатра лекционного зала над ней, при этом он формирует динамичный «взлет» формы в важном ракурсе со стороны проезда. 
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Балконы и межэтажные перемычки акцентированы белым цветом, который, как мы помним, здесь служит контрастной парой терракотового, но используется не только для рельефных деталей. Полностью белыми стали все общественные пространства музейного холла и атриума. 

Холл тянется в первом этаже от входа влево, к учебным классам для детских занятий. Здесь выше, во втором этаже – закрытое помещение фондохранилища. По прямой от главного входа пространство развивается «вперед и вверх»: входящего встречает протяженный четырехсветный 19-метровый атриум под стеклянным потолком, совершенно белый. Именно из него на фасаде прорастают белые балконы. 
Атриум. Вид от входа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Справа от входа в белом атриуме – открытая лестница, которая служит основным входом в залы экспозиций на 3 и 4 этажах. Она помещена в темно-коричневый скульптурный «чехол» со скосами по линии косоуров, сплошными стенками-антами по бокам и лоджией для обозрения холла посередине высоты. 
Атриум. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»
Атриум. Вид в сторону входа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

По цвету лестница перекликается с фасадами, хотя ее оттенок не такой яркий. Как будто мы имеем дело с матрешкой: темное здание музея пребывает в светлом пространстве города, а лестница – в светлом внутреннем пространстве атриума, одно в другом, переклички построены на последовательной инверсии. 

Итак, от темного фасада посетитель попадает в светлый интерьер, потом по темной лестнице в темный экспозиционный зал. У которого тоже есть свой стержень – на этот раз светлый внутри темного – винтовая лестница, соединяющая два выставочных яруса. Между этажами встроен крупный стеклянный цилиндр диаметром 3.5 м и высотой порядка 9 м. Внутри выставлены музейные предметы, цилиндр светится. Вокруг него поднимаются две параллельные лестницы, уже не угловатые, а изогнутые по спирали: зрители смогут перемещаться между ярусами, в то же время осматривая самую большую витрину. Другие витрины (дизайном экспозиции занималась компания МузейМедиа) решены по тому же принципу подсвеченных стеклянных объемов в темном окружении, но этот цилиндр должен стать самым эффектным выставочным приключением. 
Экспозиционный зал, проект экспозиции. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© МузейМедиа & ТПО «Резерв»
Разрез лестницы в экспозиционных залах. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»
Экспозиционный зал, проект экспозиции. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© МузейМедиа & ТПО «Резерв»

Цилиндр встроен в дискообразный выступ на кровле, его хорошо видно на панораме с птичьего полета. Должна сказать, что мне как человеку, рассматривающему проект извне, хотелось бы видеть здесь какой-нибудь круг естественного света вверху или хотя бы диаметр по краю верхнего цилиндра, кажется, что такая «приоткрывающаяся крышка» была бы логичным завершающим акцентом. Впрочем ощущение «светового стержня», которым становится винтовая лестница, ощутимо и без выхода вверх. 

Так что проект интересен не только тем, как в ответ на множество ограничений «отрастил» консоли, и не только современным, и достаточно смелым ответом на задачу построить исторический музей рядом со значимым памятником – в его сравнительно небольшом объеме «упакованы» не только необходимые помещения, но и эмоции, как снаружи, так и внутри, в основном – на контрасте: высокого и низкого, нависающего и взлетающего, светлого и темного. Что и нужно в музее, особенно в музее истории религии. 
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
Россия, Москва, Лужнецкий проезд, 15

Авторский коллектив:
ТПО Резерв:
В.И. Плоткин (руководитель авторского коллектива), А.К. Бородушкин (ГАП), И.Н. Горелова, М.Л. Бродская, Е.А. Буланова, С.А. Васина, О.В. Колбас, Д.Ю. Кузнецов, О.А. Слинченко, К.С. Толкачев, М.М. Хазанов; А.В. Мелешкин (ГИП), В.В. Хихловский (конструктор)
 
Художественное проектирование экспозиции: МузейМедиа
Автор художественной концепции – А.Н. Конов; творческий коллектив: Г.М. Кейхан, О.Д. Ковалевский, С.И. Грандов, С.Р. Крягин, В.А. Правдин

1.2021 — 4.2023

заказчик: ППК «Единый заказчик»
подрядчик: Альмис-Интеграл

15 Июня 2023

ТПО «Резерв»: другие проекты
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Похожие статьи
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.