English version

Из тени в свет

В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
Россия, Москва, Лужнецкий проезд, 15

Авторский коллектив:
ТПО Резерв:
В.И. Плоткин (руководитель авторского коллектива), А.К. Бородушкин (ГАП), И.Н. Горелова, М.Л. Бродская, Е.А. Буланова, С.А. Васина, О.В. Колбас, Д.Ю. Кузнецов, О.А. Слинченко, К.С. Толкачев, М.М. Хазанов; А.В. Мелешкин (ГИП), В.В. Хихловский (конструктор)
 
Художественное проектирование экспозиции: МузейМедиа
Автор художественной концепции – А.Н. Конов; творческий коллектив: Г.М. Кейхан, О.Д. Ковалевский, С.И. Грандов, С.Р. Крягин, В.А. Правдин

1.2021 — 4.2023

заказчик: ППК «Единый заказчик»
подрядчик: Альмис-Интеграл
Строительство филиала Исторического музея рядом с Новодевичьим монастырем – часть празднования его юбилея, с которым также связаны грандиозные работы внутри монастыря: реставрация, исследования, раскопки, издания. Музей должен стать филиалом ГИМ, посвященным истории русской церкви в целом и Новодевичьего в частности, в нем планируется разместить часть музейных фондов, выведенных из монастыря в 2016 году, постоянную экспозицию на двух этажах, классы для образовательных программ, лекционную аудиторию на 140 мест. 
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Все это разместилось в небольшом, но эффектном здании со смелым разлетом горизонтали верхних этажей, vis-a-vis с Новодевичьим, прямо напротив колокольни.

Такое место – и плюс, и минус. Плюс в том, что музей очень близко, в двух шагах, и от него через сквер открывается панорама монастыря. Минус, ну или сложность, – в том, что Новодевичий не просто федеральный памятник, он входит в список ЮНЕСКО, так что требования и ограничения, связанные с охранной зоной, – самые строгие. 
  • zooming
    Ситуационный план. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    Схема благоустройства территории. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»

Высотное ограничение – 18.7 метров, пятно застройки не может быть больше трети участка, а от границ нужно было отступить на 2 – 11.5 м, так что из площади территории 0.7 га для строительства осталось 1921 м2. Между тем для музея требовалось порядка десяти тысяч метров полезной площади (общая площадь здания в итоговом проекте 10 688 м2). 
Мы решили эту задачу с помощью консолей: третий и четвертый этажи вынесены по всему контуру на 6–7 метров, так что получился «грибообразный» абрис здания, который позволил уместить всю программу. Мы также на полметра понизили уровень мощения вокруг музея: площадь перед главным входом спускается от Лужнецкого проезда эспланадой, добавляя еще немного полезного объема. Так что здание стало суммой требований и ограничений. Но, с другой стороны, нечасто удается поработать с консолями значительного выноса, а в данном случае они не только стали вынужденной мерой, но и обеспечили нам интересный силуэт.

В подземном ярусе разместилась парковка на 18 машин и технические помещения, в первом – музейный холл и классы, во втором фондохранилище, на 3 и 4 этажах основная экспозиция слева и аудитория справа. Пространства для посетителей группируются со стороны Лужнецкого проезда и главного входа, а кабинеты администрации и прочие техпомещения тяготеют к тыльной части здания. 
  • zooming
    1 / 11
    План 1 этажа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 11
    План 2 этажа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 11
    План 3 этажа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 11
    План 4 этажа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 11
    План кровли. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 11
    План подземного этажа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    7 / 11
    Разрезы. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    8 / 11
    Разрезы. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    9 / 11
    Разрезы. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    10 / 11
    Фасады. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    11 / 11
    Фасады. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
    © ТПО «Резерв»

Замечу, что музей строится напротив первоклассного памятника XVI–XVII века, но его ближайшее окружение – вовсе не историческое, а позднесоветское. В конце 1960-х вдоль Лужнецкого проезда выстроили несколько жилых домов: тогда высотные ограничения не были такими строгими, и дома 8-9-этажные, хотя расставлены с большим отступом друг от друга. Они чередуются с протяженными зданиями: слева детская поликлиника, справа построенный пару лет назад офисный центр – музей несколько крупнее, но горизонтален и вписывается в общий строй ритмичного чередования, он заполняет собой створ между двумя жилыми башнями на месте снесенной в 2013 году инфекционной больницы. Между тем участок имеет еще одно ограничение: его часть со стороны проезда – охраняемая природная территория, так что здание будет прикрыто вереницей деревьев. 
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»
Развертка по Лужнецкому проезду. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Еще больше, чем ограничения, важен контекст. Он тут подразделяется на несколько видов: соседство монастыря и связь с ним, дома конца шестидесятых и разросшаяся зелень по соседству и, если можно так выразиться, контекст требований современного музейного строительства. Первое требует ясных и недвусмысленных отсылок к памятнику, второе – их абстрагирования, высказывания не чуждого аллюзий, но современного, обобщенного и в то же время, несмотря на все ограничения, заметного, не сливающегося с окружением совершенно. Все это в проекте есть. 

Самое буквальное отражение связи с памятником, «говорящий» акцент – контррельеф, обратный рельеф-углубление с силуэтом монастыря на белом стеклофиробетонном пилоне-пропилее слева от входа в музей. Он выстраивает связь совершенно непосредственную: вот монастырь, а вот его отпечаток, «след» на стене.

Когда в проектах Владимира Плоткина для исторического центра разных городов нередко использовался такой прием как отражение соседнего памятника в стеклянном витраже нового здания; он реализован, в частности, в здании Арбитражного суда МО на Селезневской улице. Здесь, поскольку монастырь скрыт деревьями сквера и расположен на некотором отдалении, прием отражения невозможен и его заменяет контррельеф, тоже своего рода отражение, только более материальное – и в большей степени, как включенный в здание предмет монументального искусства, созвучное традиции современного музейного строительства. 

Но заметим, что углубленный рельеф, с одной стороны, конечно, материален, а с другой стороны – не нарушает плоскости стены, она «отрицательна», – в какой-то степени как отражение, для него свойственна избыточная пластика горельефа. 
Фасады. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

То же происходит и с поверхностью фасадов, которую уже назвали нео-бруталисткой. Это не совсем так. 

Помимо «говорящего» рельефного силуэта, связь с ансамблем монастыря определена в проекте через материал: большая часть построек Новодевичьего, формирующая его хорошо известный образ, появилась в 1680-е годы при царевне Софье. В них, что характерно для конца XVII века, кирпичные стены – красные крашеные, белокаменный декор – как кружево. Стены монастыря не грубы и не брутальны, они богато украшены, репрезентативно-декоративны; что уж говорить о колокольне.

Откликом на монастырскую архитектуру в проекте музея становится сочетание терракотовых и белых поверхностей. Но музей совершенно не такой. 

Самым простым решением было бы сделать стены красно-кирпичными, как в монастыре. Между тем, хотя за последние 20 лет в российской архитектуре кирпич экстремально популярен, Владимир Плоткин – тот автор, в работах которого кирпич хотя и встречается, но нечасто.  

Вот и здесь для отклика на монастырские стены ансамбля-памятника выбраны керамические панели, но особенные – темные, достаточно крупные, покрытые блестящей глазурью с металлическими вкраплениями, и со специально разработанным авторами рисунком: по две выступающие горизонтальные полосы на каждой.
Керамические панели, которые планируется использовать на фасадах. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Рельефные полоски слегка повернуты вверх и будут отражать больше света, – поблескивающая, слегка разнотоновая плоскость, равномерно расчерченная горизонтальным паттерном. Она больше похожа на плинфу со скрытым рядом, чем на большемер XVII века, и если представляет нам образ «древней стены», то скорее чего-то древнего в целом, какой-то пра-стены, уплощенной, обобщенной через горизонтальную штриховку полос и из-за глазури и металлического блеска какой-то даже драгоценной. 

Не похожа она, разумеется, и на розовый кирпич соседних домов, – это новая, «третья» фактура, впрочем, настроенная на гармоничное сосуществование с соседями и предшественниками. 

Поэтому фасад, особенно главный, вовсе не кажется выложенным из массивных брутальных блоков – скорее он сплетен из плоских, слегка переламывающихся на сгибах, лент. Впечатление усилено нюансами: в частности, лента 4 этажа выступает над третьим слегка «внахлест» перед скосом, ведущим к верхнему балкону – прием демонстрирует, что пластика фасада составлена из широких плоскостей с не слишком значительной толщиной, легких, образующих складки и скосы в ключевых местах. 
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Скос ведет к открытому балкону, и таких балконов здесь два. На третьем этаже – прямо над входом; первоначально он был вынесен вперед несколько дальше, как настоящий «капитанский мостик»; впоследствии вынос сократили, чего, конечно, жаль, так как именно этот «нос» создавал уже не символически-визуальную, как рельеф внизу, а пространственную связь с монастырским ансамблем, прямо-таки «указывал» в сторону собора и колокольни. Впрочем, он и сейчас, в сокращенном виде, остался смотровой площадкой. 
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Ось другого балкона-мостика, в четвертом этаже, развернута севернее и смотрит на Никольскую башню монастырской ограды и Предтеченскую церковь Ильи Уткина. Получается, вместе с изломом стены, довольно энергичное поворотное движение: балконы прямо-таки «выстреливают» в пространство площади, и не только в композиционном смысле: на них и посетители смогут выйти наружу подышать свежим воздухом. Подобные балконы известны во многих музейных зданиях, например, в бывшем ЦДХ на Крымском валу в какой-то момент было можно на них выходить.

Другой связующий прием – отражение структуры внутренних помещений вовне: к примеру, скос лоджии на западном углу не произволен, а повторяет линию амфитеатра лекционного зала над ней, при этом он формирует динамичный «взлет» формы в важном ракурсе со стороны проезда. 
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Балконы и межэтажные перемычки акцентированы белым цветом, который, как мы помним, здесь служит контрастной парой терракотового, но используется не только для рельефных деталей. Полностью белыми стали все общественные пространства музейного холла и атриума. 

Холл тянется в первом этаже от входа влево, к учебным классам для детских занятий. Здесь выше, во втором этаже – закрытое помещение фондохранилища. По прямой от главного входа пространство развивается «вперед и вверх»: входящего встречает протяженный четырехсветный 19-метровый атриум под стеклянным потолком, совершенно белый. Именно из него на фасаде прорастают белые балконы. 
Атриум. Вид от входа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

Справа от входа в белом атриуме – открытая лестница, которая служит основным входом в залы экспозиций на 3 и 4 этажах. Она помещена в темно-коричневый скульптурный «чехол» со скосами по линии косоуров, сплошными стенками-антами по бокам и лоджией для обозрения холла посередине высоты. 
Атриум. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»
Атриум. Вид в сторону входа. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»

По цвету лестница перекликается с фасадами, хотя ее оттенок не такой яркий. Как будто мы имеем дело с матрешкой: темное здание музея пребывает в светлом пространстве города, а лестница – в светлом внутреннем пространстве атриума, одно в другом, переклички построены на последовательной инверсии. 

Итак, от темного фасада посетитель попадает в светлый интерьер, потом по темной лестнице в темный экспозиционный зал. У которого тоже есть свой стержень – на этот раз светлый внутри темного – винтовая лестница, соединяющая два выставочных яруса. Между этажами встроен крупный стеклянный цилиндр диаметром 3.5 м и высотой порядка 9 м. Внутри выставлены музейные предметы, цилиндр светится. Вокруг него поднимаются две параллельные лестницы, уже не угловатые, а изогнутые по спирали: зрители смогут перемещаться между ярусами, в то же время осматривая самую большую витрину. Другие витрины (дизайном экспозиции занималась компания МузейМедиа) решены по тому же принципу подсвеченных стеклянных объемов в темном окружении, но этот цилиндр должен стать самым эффектным выставочным приключением. 
Экспозиционный зал, проект экспозиции. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© МузейМедиа & ТПО «Резерв»
Разрез лестницы в экспозиционных залах. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© ТПО «Резерв»
Экспозиционный зал, проект экспозиции. Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
© МузейМедиа & ТПО «Резерв»

Цилиндр встроен в дискообразный выступ на кровле, его хорошо видно на панораме с птичьего полета. Должна сказать, что мне как человеку, рассматривающему проект извне, хотелось бы видеть здесь какой-нибудь круг естественного света вверху или хотя бы диаметр по краю верхнего цилиндра, кажется, что такая «приоткрывающаяся крышка» была бы логичным завершающим акцентом. Впрочем ощущение «светового стержня», которым становится винтовая лестница, ощутимо и без выхода вверх. 

Так что проект интересен не только тем, как в ответ на множество ограничений «отрастил» консоли, и не только современным, и достаточно смелым ответом на задачу построить исторический музей рядом со значимым памятником – в его сравнительно небольшом объеме «упакованы» не только необходимые помещения, но и эмоции, как снаружи, так и внутри, в основном – на контрасте: высокого и низкого, нависающего и взлетающего, светлого и темного. Что и нужно в музее, особенно в музее истории религии. 
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Музей истории Новодевичьего монастыря / филиал ГИМ
Россия, Москва, Лужнецкий проезд, 15

Авторский коллектив:
ТПО Резерв:
В.И. Плоткин (руководитель авторского коллектива), А.К. Бородушкин (ГАП), И.Н. Горелова, М.Л. Бродская, Е.А. Буланова, С.А. Васина, О.В. Колбас, Д.Ю. Кузнецов, О.А. Слинченко, К.С. Толкачев, М.М. Хазанов; А.В. Мелешкин (ГИП), В.В. Хихловский (конструктор)
 
Художественное проектирование экспозиции: МузейМедиа
Автор художественной концепции – А.Н. Конов; творческий коллектив: Г.М. Кейхан, О.Д. Ковалевский, С.И. Грандов, С.Р. Крягин, В.А. Правдин

1.2021 — 4.2023

заказчик: ППК «Единый заказчик»
подрядчик: Альмис-Интеграл

15 Июня 2023

ТПО «Резерв»: другие проекты
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Похожие статьи
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.