Слабые токи: итоги «Золотого сечения»

Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.

mainImg
Фестиваль «Золотое сечение» проходил в Доме архитектора в течение недели с 15 по 22 апреля; все это время на верхнем этаже ЦДА была открыта выставка смотра-конкурса. Все представленные на смотр 121 проект (47  постройки и 74 проекта плюс 2 планшета в разделе Технологии, плюс 20 печатных трудов) можно также найти в сети на сайте «Золотого сечения». Победителей награждали в выставочном зале, в несколько спринтерском режиме, дабы не дать заскучать; выдали 46 дипломов, из них 17 – золотых и серебряных; итого наградили чуть больше трети от общего числа участников. В жюри смотра вошли лауреаты прошлых лет: Тотан Кузембаев, Станислав Кулиш, Владимир Кузьмин, Петр Виноградов, Евгений Полянцев и Олег Байдин.

Две главные награды – собственно «золотые знаки» – поделили между собой Москва и Московская область, с постройкой и проектом соответственно. 

 

Гран-при / постройка

Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице
Мастерская Николая Лызлова
Н. Лызлов, А. Янкова, Ю. Головина, А. Шомова, Д. Антонов
Верхняя Красносельская улица, вл. 16, стр. 1-5 / 2018 г. / заказчик: Русагротранс

Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Офисный комплекс сдан в ноябре 2018 года. Он решен в духе любимого Николаем Лызловым направления – средового минимализма, в чем перекликается с другой работой автора – домом в Милютинском переулке (завершен в 2002 году и состоит почти целиком из брандмауэров). В данном случае высотность определили ограничения охранной зоны богадельни имени Геера (1892–1899 гг., автор Л.Н. Кекушев), а на решение строить новые корпуса из полнотелого традиционного кирпича повлиял тот факт, что в комплекс включено реконструированное здание конца XIX века.
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Историческая постройка расположена на красной линии, а два протяженных новых корпуса выстроены вдоль краев участка, они обрамляют внутренний двор, на по сторонам появилось две небольшие улочки. В глубине двора их соединяет навесной переход. Вход со стороны улицы решен контрастно – призматический павильон со спайдерным остеклением прикрывает лестницу, ведущую вниз (почему-то мне она напоминает переходы Странников на планете Надежда из повести Стругацких «Жук в муравейнике», прим. авт.): так авторы обыгрывают существенный перепад рельефа от красной линии улицы в глубину квартала. 
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Новые корпуса сочетают минимализм формы и ретроспективизм технологии: кирпичные стены с хорошо артикулированными швами, деревянные карнизы с простыми модульонами (последние перекликаются со ступенчатыми консолями в карнизе исторического здания примерно как элемент декора флигеля с украшениями главной усадьбы). Одно из новых зданий вплотную примыкает к историческому, к тому же все объемы покрашены в цвет слоновой кости, что обеспечивает целостность восприятия и на первый взгляд может даже создать иллюзию единовременности построек.
Справа историческое здание, слева современное (2018). Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Словом, комплекс, помимо того, что сопряжен с реконструкцией и ограничен охранной зоной, очень невелик и очень прост – подчеркнуто невелик и прост. На фоне множества масштабных и ощутимо более дорогих московских строек присуждение ему главной профессиональной награды со стороны жюри выглядит если не фрондой, то поиском так называемых «слабых токов» – объектов, противоположных мейнстриму.

Проект, получивший гран-при, не таков. 

 

Гран-при / проект

Театрально-концертный комплекс «Вселенная Чайковского» в г. Клин Московской области
Четвертое измерение

В.Н. Медведев, А.А. Кузьмина, О.В. Мединский, М.Н. Канунников, П.В. Корочкова, М.Ф. Чельцова-Бебутова, М.С. Лытова, Ю.П Волчок
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Вручая награду, президент двух союзов архитекторов Николай Шумаков сообщил, что решение жюри относительно нее было единогласным, поскольку «работа удивительно сильная и на голову выделялась» среди других. Соруководитель авторского коллектива, главный архитектор Московской области Александра Кузьмина озвучила надежду, что проект удастся реализовать и он не останется на бумаге. 
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Проект «Вселенная Чайковского», о котором мы подробно рассказывали год назад, – один из самых масштабных в Подмосковье. Театрально-концертный комплекс на 11 гектарах рядом с домом-музеем Чайковского в Клину объединяет несколько концертных залов, академическое училище при Консерватории, реконструкцию существующего музейного корпуса и переход к нему под трассой Москва-Петербург.  
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Главное здание представляет собой кольцо вокруг внутреннего двора с амфитеатром; кольцо объединяет малый и большой концертный зал, его внешние фасады состоят из вогнутых стеклянных желобков, вдохновленных формой музыкального камертона. В работе над проектом, что было подчеркнуто на церемонии, принимал участие недавно умерший историк архитектуры модернизма Юрий Волчок. 
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»


 

Персональные премии


Их оказалось целых три.

Владимиру Плоткину вручили награду «За честь и достоинство», на что он признался, что очень удивлен, узнал о том, что на награждение обязательно надо прийти, полчаса назад, а также сказал: «надеюсь, это не проводы меня на пенсию», но пообещал продолжать «сражаться и за честь, и за достоинство». Борис Левянт, которого наградили «За вклад в развитие профессии», на награждении не присутствовал. Зато Николай Шумаков вручил Сергею Скуратову медаль «Азарт», которая, по словам главы союзов, была присуждена раньше и какое-то время ожидала вручения. 
 
 

Гран-при /
печатный труд

За фундаментальный вклад в историю архитектуры на благо человечеству и назидание архитекторам.

Цикл печатных изданий по архитектуре итальянского Ренессанса: «Портфолио Джинори +. Флорентийские палаццо эпохи Ренессанса» (2019), Монографии Альберти, Вазари, Сангалло (2015-2018)
Кереметчи Владимир Степанович

Ниже – полный список всех награжденных дипломами, как серебряными, так и просто дипломами, которые в этом году организаторы назвали поэтически – жемчужными. 

 

Постройки

Серебро
Участок Большой кольцевой линии Московского метрополитена со станциями: «Лефортово», «Авиамоторная», «Электрозаводская»
Метрогипротранс
Н.И. Шумаков, Л.Л. Борзенков, А.В. Некрасов, Т.А. Нагиева, Г.С. Мун, С.Ф. Костиков, А.М. Шутов, И.Г. Земляницкий, В.Ю. Молчанов, художник А.И. Рукавишников

Музей «ЗОЯ»
А2М
А.А. Адамович, Д.В. Матковская, Е.Е. Пронина, К.А. Мумятова, А.М. Голикова

Частная Галерея в ПЖСК Горки – 1
Ub.design

Б. Уборевич-Боровский, Т. Тищенко, И. Селезнева, М. Михеева, В. Саруханян, А. Шалай, Е. Карпов, П. Вайль

VILLA E. Загородный жилой дом на Камчатке
Архитекторы Гикало Купцов
Сергей Гикало, Александр Купцов, Конструктор: Сергей Богословский
VILLA E
Фотография © Илья Иванов


Железнодорожный вокзал в г. Иваново
FABER GROUP

Е.Х. Франчян, Б.К. Матвеев, А.Д. Михайлов, Р.А. Хизриев
Главный вход в вокзал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Постройки / дипломы («жемчуг»)
Квартал «Свобода» в жилом комплексе «Символ»
Atrium

А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Р. Кузьмин, Д. Зражевский, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, И. Жуков, Н. Кучинский, В. Тополев, А. Сеченов, А. Папертян.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

 
Жилой комплекс «Veren Place Советская»
Спич

С.Чобан, А. Болдырев, С. Васильева, С. Севастьянова
ЖК Veren Place
Фотография © Дмитрий Чебаненко


Жилой дом в составе комплекса «Садовые кварталы»
Спич
С. Чобан, С. Кузнецов, И. Членов, А. Перлич

Винодельня гравитационного типа Côte Rocheuse («Скалистый берег») Северин-Проект
А. Балабин, Е. Введенская, А. Наземнов, Е. Панферова, Я. Юдин, Я. Мирниченко, Н. Ильина, Д. Барабошкин, Д. Прудников
Винодельня «Скалистый берег»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект


Многофункциональный комплекс «Искра-парк»
Спич

Сергей Чобан, Игорь Членов
ЖК «Искра-Парк»
© SPEECH


Многофункциональный ветеринарный центр
ABD architects

А. Кофман, О. Назаров, А. Феоктистова, А. Савельев, Н. Соколова, Д. Королева, И. Бессонова, И. Лактионов, А. Хрусталев, В. Лагунов, С. Уланов

Ротонда с мостиком
Проектная группа «8 линий»
Антон Кочуркин, Лидия Гуфранова

Вид на ротонду с мостика. Ротонда с мостиком
Фотография: Алексей Народицкий. © 8 линий


Парк «Зеленая река» в ЖК «Символ»
Atrium
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, О. Романова, Н. Зурина, Н. Кудряшова,
А. Хакимуллин, И. Хрипков, А. Метельская, Р. Шаматова

Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой


Благоустройство прибрежной зоны «Тёплый берег» г. Курчатов
Проектное бюро «М4»
А.С. Кобзев, А.А. Андрианова, М.А. Тюрина, И.В. Туркин


Реконструкция с переустройством кинотеатра «ЕРЕВАН» под нужды Единого диспетчерского центра московского метрополитена
Архитектурное бюро А.С.+

А.В. Сохацкий, Н.А. Сохацкая, И.М. Лапин, О.М. Плотицын
Главный фасад. Реконструкция с переустройством кинотеатра «ЕРЕВАН» под нужды Единого диспетчерского центра московского метрополитена
Фотография © Илья Иванов


ВДНХ. Нестационарные торговые объекты
Лаборатория арт&культпроектов «Юданов и П»

Владимир Юданов, Ирина Шумаева

 

Проекты

Серебро

Филиал Русского музея в Кемерово
ПИ «Арена»

 Д.В. Буш, А.В. Орлов, А.А. Заключаев, Е.А. Антонова, С.А. Коробков, Е.Е. Коробской, А.С. Цыплаков
Филиал Русского музея в г. Кемерово
© ПИ «АРЕНА»


Районные ряды
TRY

Ф.С. Сечкин, Н.А. Зайцев, Д.Г. Кузнецов, В.Ю. Беляев
Районные Ряды. Вид с высоты птичьего полета
© TRY


Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в п. Барвиха
Мезонпроект

И.К. Машков, А.В. Колпиков, Н.А. Возвышаев
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
© Мезонпроект


Авиационный учебный центр
Дмитрий Грачёв, Шамиль Катибов

Частный дом в поселке «Millennium Park»
Ub.design
Б.О. Уборевич-Боровский, А.А. Шалай, Д.А. Туранская, Т.Е. Тищенко, Е.В. Спружевник, П.Р. Вайль

Пристань в Уфе
Остоженка

Р.С. Баишев, К.А. Щербакова, А.И. Московченко, А.А. Аникеев

Пешеходный мост в Новой Москве
Т-Констракшн 

С.М. Сластиков, А.Я. Мариносян, В.Н. Александров, А.А. Дружинина



Проекты / дипломы («жемчуг»)

Пансионат для престарелых в Московской области
PRYSM

 Я.Ю. Усов, А.Л. Усова, А.А. Сергеева

Реконструкция кинотеатра «Кунцево» для размещения структурных подразделений ГУП «Московский метрополитен»
Архитектурное бюро А.С.+  совместно с проектно-конструкторским бюро ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН»

А.В. Сохацкий, Н.А. Сохацкая, И.М. Лапин, О.М. Плотицын

Капитальный ремонт ледового дворца спорта «Сибирь Арена»
Мераком

Д.В. Акулин, Е.Л. Цой, И.В. Караваев, С.В. Золотарев,
В.Н. Сафиуллина, И.А. Осипов, П.С. Чернышева, А.Г. Свешникова, С. Кутовой


Школа в ЖК «Символ»
Atrium

А. Надточий, В. Бутко, Д. Худеньких, О. Романова, А. Сорокин, П. Алимов, А. Галуткина, Е. Котлова, А. Комиссаров, А. Аленичева, И. Хрипко
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры


Реконструкция 3-го корпуса Московского Архитектурного Института
Московский Архитектурный Институт
А.Б. Некрасов, А.А. Цыбайкин, С.А. Белов


Областная гимназия им. Е.М. Примакова 
Студия 44

Н. Явейн, И. Кожин, И. Григорьев, К. Счастливцева, А. Андреевич, А. Патрикеев
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Вестибюль
© Студия 44


Дом в Николино
Match Architects
Анастасия Крусс


Хозблок
Архитектурное бюро ZUN

К.С. Керимов, Р.К. Керимов, А.К. Барабонина

Лицо советского авангарда. Леонидов
ГБУ «ГлавАПУ»

Д.В. Чумачков, И.В. Егоров, А.Г. Дедков, Е.Ю. Корниенко, А.В. Богодаева, Ю.С. Волкова, И.Ф. Коршаков, А.И. Гук, О.М. Чентемирова, Д.В. Марачев, А.М. Тимонов, А.В. Демидов
Смотр-конкурс «Золотое сечение» 2021
Фотография: Архи.ру


Комплекс (станция) временного пребывания, расположенная в экстремальных условиях
Ginzburg Architects, Dmitry Velikovsky Studio

А. Гинзбург, Д. Великовский, А. Молодкин, В. Атаманенко, А. Максимова, Т. Княжинская

Завод < КИБЕРСТАЛЬ > г. Первоуральск
Лаборатория арт&культпроектов  «Юданов и П» 

В. Юданов, А. Жданов, Г. Жирицкая 


 

Печатный труд

Серебро

Трехтомное издание «Московское метро. Сеть. Линии. Станции» 
А. Броновицкая, М. Крестмейн, А. Змеул, Л. Перский, Н. Мурадова

«Волхонка. Неторопливая прогулка»
Федерика Росси, Т. Дудина, Д. Швидковский


Печатный труд / дипломы («жемчуг»)

«Современный русский деревянный дом» (см. нашу рецензию)
Николай  Малинин

«Архитектор Григорий Бархин»
Татьяна Михайловна Бархина

«Москва RE: промышленная. Типология производственных территорий и лучшие практики редевелопмента»
 С.А. Георгиевский, О. Е. Грицан, С. А. Гужов, Н.Г. Тютчева, М. А. Хрусталева

«Инновационное проектирование. Творческий опыт архитектора»
Красников Михаил Андреевич

23 Апреля 2021

Похожие статьи
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.