Идеями лучимся / Delirious Moscow

В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Евгений Леонов
Мастерская:
Архип (United Riga Architects) https://www.ura.group/
ТПО «Резерв» http://www.reserve.ru
Проект:
Проект конкурса Облик реновации, лот № 23
Россия, Москва, Москва ЮАО, Царицыно, кварталы 1, 4, 14, 14б и 2а, 2б

Авторский коллектив:
В. Плоткин, С. Успенский, Н. Толмачева, Е. Быкова, Д. Чернов, М. Панкратьев, С. Поспелов, А. Платонов.

12.2020 — 3.2021
Арсен Хаиров
Проект конкурса Облик реновации, лот №1
Россия, Москва, СЗАО, Северное Тушино, мкр. 1,2, 5; СЗАО, Митино, поселок Новобратцевский; ЗелАО, Крюково, мкр. 19

12.2020 — 3.2021
В Гостином дворе хорошо, светло, солнечно, не тепло и не холодно. Арх Москва встречает нас двумя юбилейными экспозициями: справа фанерная инсталляция ABD architects Бориса Левянта, бюро празднует свое 30-летие; слева инсталляция из длинных кирпичей – архитекторов DNK ag, Натальи Сидоровой, Даниила Лоренца и Константина Ходнева, их мастерской 20 лет, причем до того, как основать свое бюро, двое из трех его руководителей работали в ABD, так что, по словам Бориса Левянта, возникает некая преемственность. 

Инсталляция ABD – павильон с прорезными фанерными стенами, причем орнамент образован стилизованными фигурками. По словам Бориса Левянта они символизируют множество людей, работавших и работающих в бюро на протяжении этих 30 лет; на выставке мне удалось подслушать, что эти фигурки мужские и женские, что, в общем-то, если об этом знать, кажется весьма очевидным. 
Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Павильон DNK ag, по словам Константина Ходнева, многозначный. Кирпичи образуют треугольники, поскольку основателей трое, а если сложить 4 треугольника, получается юбилейная цифра XX в римском написании. От себя добавлю, что цилиндр, конечно, напоминает о конструкциях Щухова, но его исполнение в кирпиче (а не в металле) добавляет какой-то еще смысловой слой, то ли о самом употребимом в Москве фасадном материале, то ли о плинфе, то ли о конструкциях Алехандро Аравены на венецианской биеннале. Хотя издали он выглядит как металлический. (см. подробнее о павильоне DNK ag)
Павильон XX. Группа DNK ag отмечает 20-летие. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Павильон XX. Группа DNK ag отмечает 20-летие. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

По центру – выставка Москомархитектуры, ведомство показывает проекты финалистов конкурса «Облик реновации». Победителей обещают объявить в скором времени, так что показ на выставке – предварительный, вероятно поэтому он оформлен несколько герметично: каждое из многочисленных бюро-участнков представлено узнаваемым фасадным паттерном в синем пенопласте на зеркальном фоне, у основания импровизированного «фасада» расположен QR-код, который ведет на страницу проекта на сайте Архсовета Москвы. На странице с десяток картинок и небольшое описание, но найти эти страницы через поисковую систему невозможно, я проверяла. Получается характерный для архитекторов подход: показать и не показать, вроде бы проект доступен, и в то же время «еще не опубликован». Между пенопластовыми «фасадами» на оси Гостиного двора устроена «площадь», общественное пространство с небольшими пуфиками; над головами посетителей подвешены блестящие «диваны», что создает, в окружении зеркал, очень блестящий образ реновации. 
Павильон МКА Облик реновации, экспозиция финалистов конкурса. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Павильон МКА Облик реновации, экспозиция финалистов конкурса. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Он отлично рифмуется с самой высокой инсталляцией нынешней Арх Москвы – павильоном «Идея Москвы». Павильон расположен на оси в (почти) геометрическом центре всего зала, его высота 18 метров – почти до потолочных конструкций, выше, чем когда-то была деревянная башня Тотана Кузембаева. Сооружен он из алюминиевых сценических конструкций и увенчан синего цвета «шишечками хмеля». Глава компании Экспо-Парк Василий Бычков рассказал нам, что синий цвет появился в ответ на зеленый цвет пинаклей высотки на Баррикадной: «проезжая мимо, я увидел, их покрасили в зеленый цвет! Тут я решил, что наши масонские шишечки будут синими»
Павильон-высотка Идеи Москвы. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Кураторы «высотки» – Илья Мукосей и Василий Бычков, она служит одним из конференц-залов выставки, а за содержательную часть отвечают гигантские баннеры с картинами Олега Кулика. Их четыре: на одном очень веселый психоделический велосипедист с бравурным комментарием о мобильности, на другом девушка с веслом, причем, как рассказал на пресс-конференции Василий Бычков, Кулик сейчас работает над такой деревянной скульптурой, так что на картинке перед нами своего рода эскиз, а тема появилась на «высотке» в результате некоего опроса: девушку с веслом назвали одним из главных символов Москвы. Третья картинка – о возвращении прошлого, внизу там Минин и Пожарский, причем призывная рука Минина заворачивается в этакий оптический ролик и «возвращается» сверху. Но лучше всех старик Хоттабыч, трясущий бородой над башнями Сити, он вот по-настоящему страшный. 
Олег Кулик. Идеи Москвы. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Олег Кулик. Идеи Москвы. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Главная инсталляция – «высотка», наполненная гипертрофированным позитивом Кулика, – в целом отражает общий тон размышлений, возникающих на выставке.

Ее тема – «Идеи», была предложена, насколько можно судить, достаточно случайно, Владимиром Кузьминым: «...на одном из заседаний Арх Клуба я осмелился предположить, что наше поколение никаких новых идей не рождает, и был приятно удивлен, когда меня начали энергично опровергать...». Так что участников некоммерческой экспозиции попросили «предложить идеи». Поскольку главным «гостем» Арх Москвы 2021 года стала Москва (после Калужской, Астраханской и прочих областей) – то получилось так, что идеи в основном для Москвы. Но не обязательно. 

Архкаталог выстроился в длинную линию с двумя другими экспозициями – десяти архитектурных вузов, выставкой «Взгляд извне», где высказывания ученых и литераторов совмещены с двумя «планшетами» иностранных бюро. Ряд завершает выставка «Будущее в прошлом», составленная из 16 утопических проектов из фондов Музея архитектуры, – по словам Василия Бычкова, в общей сложности эта линия – «луч» – самая длинная выставка в его жизни, 115 метров. 

Самая длинная, самая высокая, – какое-то всё самое-самое, не исключено, потому, что главный герой – Москва. В веренице идей также отлично читается тема небоскребов, их проблематике, как и расползанию метрополиса Москвы, посвящена где-то половина высказываний. 
Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Бюро Захи Хадид предсказывает Москве высотное высокоплотное будущее – надо сказать, они не только участвуют в «линейной выставке» длиной 115 метров, но и показывают отдельную выставку, своих российских проектов и построек, в отдельном зале Арх Клуба на 2 этаже (подниматься на лифте в дальней части, за большим амфитеатром).
Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Тимур Башкаев в своей экспозиции архитектора года, которую он превратил в небольшой амфитеатр-конференцзал, также размышляет о высотном будущем Москвы и экспериментирует с нелинейной формой. 
Тимур Башкаев дает интервью на стенде Архитектора года. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Павильон архитектора года Тимура Башкаева. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Другая половина, или скажем так, другая часть, экспонентов интерпретирует тему характерной для Москвы многослойности, всеядности и «биоразнообразия» в широком смысле. 

Эта тема не обошла и другую тематическую экспозицию – Антитезы, к примеру Nowadays показывают там город как паттерн накладывающихся друг на друга рисунков, ATRIUM выстраивает спираль ДНК из алюминиевых профилей, Wowhaus предлагает жилище для насекомых, Борис Бернаскони – вертикальную ферму для выращивания салата, а Тотан Кузембаев критикует город и зовет в деревню, показывая инсталляцию из костей, воблы, мусора и кладбищенских цветов. Инсталляции объединены в оппозиции, половина справа от входа, другая половина слева, и «смотрят» друг на друга через окна, прорезанные в стенах павильонов. 
Проект Антитезы: Павильон Развитие / Антон Надточий, Вера Бутко, Сергей Надточий, Роман Хорев / ATRIUM. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Проект Антитезы: Павильон НЕ-Город / Тотан Кузембаев. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Проект Антитезы: Павильон Природа / Олег Шапиро, Дмитрий Ликин / Wowhaus. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Проект Антитезы: Павильон Постоянство / Ната Татунашвили, Наталья Маста- лерж, Лера Чубара, Александр Гаприндашвили / nowadays. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Выставка героев программы NEXT! – бюро .ket, – напротив, позиционирует себя как безидейная, что напоминает предшествующий павильон победителей программы NEXT!, с надписью «никакой архитектуры» – в этом смысле между молодыми архитекторами выстраивается некий консенсус: пока все другие ищут идеи, задумываются о том, утопию или антиутопию нам обещает высокая плотность, рассуждают о том, искусство ли архитектура, они прокламируют нейтралитет.

Инсталляция .ket представляет собой куб, увешанный поролоновыми «хвостами» ярко-розового цвета и предназначен, по словам архитекторов, для отдыха усталых посетителей выставки. 
Инсталляция победителя программы NEXT! бюро .ket. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

На этом, местами безудержно-позитивном фоне, отражающем энергию мегаполиса, готового «выйти из себя» или, как сказал Владимир Кузьмин, занятого «метроболизмом», очень лирично смотрятся выставки, посвященные истории, наследию и реконструкции, в частности стенд Наринэ Тютчевой о проектировании для Соловков, снабженный щедрым рассказом об их истории, или замерший в углу стенд об Угличе как 100%-ной провинции, также как и посмертная выставка Александра Зосимова и фантазии «бумажных архитекторов» 1980-х из архива Юрия Аввакумова, который на открытии сказал, что эта выставка – подготовка большой выставки в Музее архитектуры, в результате которой около 250 работ будет передано музею. 
Посмертная выставка Александра Зосимова. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Архипелаг Не-Гулаг. Проект АБ Рождественка, посвященный Соловкам. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Вся выставка объединена в два луча, но, в отличие от осеннего варианта экспозиции, они расходятся от амфитеатра ко входу: слева «луч идей», некоммерческая экспозиция, включая Архкаталог, справа «луч материализации» со стендами производителей. 

В центре группируются, помимо стенда Москомархитектуры, экспозиция Мосинжпроекта и ГлавАПУ.

Рядом – двойная выставка журнала Проект Россия, который, с одной стороны, празднует 25-летний юбилей и показывает достаточно много номеров в цифровом виде: их можно листать, нажимая на кнопки. Вторая часть, с другой стороны, посвящена павильону России на венецианской биеннале, которая открылась для посетителей 22 мая, и, в свою очередь, тоже разделена на 2 части, об актуальной экспозиции, связанной с реставрацией павильона, и о проекте Евгения Асса, который привез в 2004 году в Венецию 90 студентов, проектировавших прямо в павильоне. По словам куратора выставки, главного редактора журнала Юлии Шишаловой, это были два единственных случая – тогда и сейчас – чтобы экспозиция российского павильона была организована по результатам конкурса, поэтому именно они и сопоставлены между собой. 
Двойной павильон Проект Россия′25 и Проект Венеция. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру
Проект Россия′25: кнопки. Арх Москва 2021
Фотография: Архи.ру

Из важного также отметим продолжающийся проект «Идентичность в типовом», курируемый Еленой Петуховой, Дарьей Наугольновой и Алексеем Боевым, и посвященный вопросам обновления советских ДК. Сейчас на стенде, который называется «Модернизация модернизма», показано три проекта обновления ДК в разной стадии завершенности. 

На открытии главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов назвал Арх Москву лучшей архитектурной выставкой страны и даже немного поколебался относительно всего мира. Так что надо идти. 
 
Выставка работает 4 дня до воскресенья включительно, в программе более 100 мероприятий.
Архитектор:
Владимир Плоткин
Евгений Леонов
Мастерская:
Архип (United Riga Architects) https://www.ura.group/
ТПО «Резерв» http://www.reserve.ru
Проект:
Проект конкурса Облик реновации, лот № 23
Россия, Москва, Москва ЮАО, Царицыно, кварталы 1, 4, 14, 14б и 2а, 2б

Авторский коллектив:
В. Плоткин, С. Успенский, Н. Толмачева, Е. Быкова, Д. Чернов, М. Панкратьев, С. Поспелов, А. Платонов.

12.2020 — 3.2021
Арсен Хаиров
Проект конкурса Облик реновации, лот №1
Россия, Москва, СЗАО, Северное Тушино, мкр. 1,2, 5; СЗАО, Митино, поселок Новобратцевский; ЗелАО, Крюково, мкр. 19

12.2020 — 3.2021

03 Июня 2021

Похожие статьи
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.