МФК на Киевской улице
ТПО «Резерв»
Заказчик «Автокомбината №1»
Первым на архсовете рассмотрели проект многофункционального комплекса с подземной автостоянкой рядом с Киевским вокзалом, представленный ТПО «Резерв».
Владимир Плоткин показал также и предшествующий проект от компании Флэт и Ко, рассмотренный и не принятый на архсовете полтора года назад. Тогда главной претензией к проектному решению стала невозможность организации сквозного пешеходного движения по территории, и в целом проблема «связанности» квартала. Этот проект затем был доработан по замечаниям, но в процессе работы заказчик принял решение увеличить количество жилых площадей и заказал новый проект ТПО «Резерв».
Согласно новым пожеланиям на достаточно компактном участке, расположенном поблизости от Киевского вокзала через дорогу от комплекса «Китеж», было необходимо разместить жилой комплекс, торговый центр и офисную часть. Исходя из габаритов участка – 2,9 га и ограничению высотности 55 метров был сформирован замкнутый урбан-блок с обширным двором. Анализ непростой транспортной ситуации продиктовал размещение четырех жилых и одного офисного корпуса по периметру участка. Консольный вынос одного из корпусов в сторону Киевской площади и разворот другого для обеспечения инсоляции придали композиции динамику.
Торговый центр площадью 34 000 м2, сквозь который осуществляется транзитное движение в сторону Дорогомиловского рынка, расположен на двух уровнях в подземной части комплекса. Ниже – подземная автостоянка на 1017 машиномест. Выше, в уровне Киевской улицы также предусмотрены магазины, уже в «городском» формате, и таким образом МФЦ объединяет два формата торговли: урбанистический уличный и «загородный» формат ТРЦ. Это решение позволило обустроить достаточно просторный внутренний двор для жилого квартала, закрытый для машин исключая спецтранспорт.
Офисный блок, несколько отстоящий от жилых корпусов по Киевской улице, отличается более строгими фасадами с преобладанием стеклянных поверхностей и характерными треугольными эркерами.
Члены совета сочли представленный проект убедительным. В ходе рассмотрения были уточнены детали – в частности было отмечено, что высотность отметок комплекса выше, чем у соседнего здания офисного центра «Китеж». Также обсуждался вопрос транзита через торговый центр. Предметом обсуждения стала и сложная ситуация с землепользователями прилегающих участков.
«Так сложилось, что мы на архсовете рассматриваем проекты на основе уже выданных ГПЗУ, а следовательно – в объемах, которые уже заявлены и с которыми вынужден работать архитектор. В данном случае, как мне кажется, здесь объемы превышены где-то раза в полтора, – сказал Андрей Гнездилов. – Этот проект, сделанный очень профессионально, дает единственный ответ и возможный выход из положения, но в целом ситуация в этом районе непростая. Ранее уже шла речь о том, что нужно продлить Можайские тупики, чтобы организовать движение и разрешить проблему проницаемости района, но это не было сделано. Будем надеяться, что все-таки это произойдет».
МФК на Сетуньской улице
Сергей Скуратов architects
Заказчик «Управляющая компания «Доминанта»
С ГПЗУ был связан и второй обсуждаемый проект – многофункциональный комплекс по адресу: 1-й Сетуньский проезд, вл. 6-10, концепцию которого разработало архитектурное бюро Сергея Скуратова. По словам Сергея Скуратова, около года назад заказчику представили несколько вариантов предпроектного предложения в соответствии с ГПЗУ, в котором было прописано ограничение по высоте в 75 метров.
Учитывая местоположение участка рядом с природными заказниками «Воробьевы горы» и «Долина реки Сетунь», архитекторы предложили версию комплекса с менее застроенной территорией, что позволило бы установить связь с природным окружением, а также улучшить видовые и визуальные характеристики объекта. Согласно этому предложению высота одного из корпусов увеличивалась до 153 метров, а на освободившейся таким образом территории возникала рекреационная зона.
Проект был одобрен заказчиком и представлен в конце ноября на публичных слушаниях с целью одобрения увеличения высотности и внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки.
На заседании архсовета Сергей Скуратов представил обоснования для этого решения, подробно рассказав о проекте.
Участок под проектируемый многофункциональный комплекс находится всего в 100 метрах от ТТК (с востока), рядом проходит МЦК и планируется строительство дублера Кутузовского проспекта. С южной стороны от комплекса протекает река Сетунь, отделенная от территории Первым Сетуньским проездом. Соседний жилой квартал состоит из панельных домов этажностью от 14 до 25 этажей, которые стали своеобразной отправной точкой: «При проектировании мы наложили две сетки – параметрическую и инсоляционную – и получили определенную композицию с постепенным увеличением этажности от жилых кварталов к ТТК», – подчеркнул Сергей Скуратов.
Четыре спроектированных корпуса объединены общим основанием, где располагается парковка и инфраструктура: помещения общественного назначения, фитнес-центр, кафе. Запланирован детский сад на 90 мест. Другие особенности проекта – наличие внутреннего теплого пешеходного пространства и возможность подъезда к каждому из жилых корпусов по подземной части.
Территория между домами благоустраивается с учетом рельефа: формируется главная площадь с кафе, размещаются спортивные площадки, бассейн, чаша для скейтборда. Ради увеличения рекреационной зоны заказчик планирует приобретение соседнего участка (0,41 Га).
Высотная доминанта в 154 метра отнесена к ТТК и корреспондируется со зданием президиума Академии Наук и Новодевичьим монастырем. Для максимального облегчения визуального восприятия ее фасады решены не симметрично – одной из сторон придано «волнение».
Каждый из корпусов решен в своем цвете: в одном из корпусов применен черный кирпич, в другом – кирпич посветлее с вставками из меди, а горизонтальный объем решен полностью в медной отделке.
Сергей Скуратов обратил внимание на шумоизоляционные мероприятия, планируемые в связи со строительством комплекса, а также благоустройство прилегающих территорий – разбивку парковок, расширение проезжей части Сетуньского проезда.
Основное обсуждение проекта членами архсовета коснулось транспортных связей комплекса и выхода на набережную реки Сетунь.
Поясняя проект, Сергей Скуратов указал на планируемое обустройство автобусной остановки поблизости от квартала и подземного пешеходного перехода к реке. Что касается дополнительных связей квартала с городом в целом, то этот вопрос перспективы.
Члены архсовета поддержали проект, выразив надежду на разрешение транспортной проблемы.
В заключение главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов подчеркнул, что оба проекта одобрены архсоветом: «Проект на Киевской улице мы уже рассматривали, и представленный вариант отражает позитивные изменения. Второй мы видели впервые, и это сильная работа Сергея Скуратова. Высотная доминанта – актуальный современный тренд: городу сейчас необходимы новые высотные доминанты и новые силуэты. Мы не боимся их, а, наоборот, поддерживаем».