English version

Обитаемая галактика

Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.

mainImg
Архитектор:
Антон Бондаренко
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Жилой комплекс на ул. Бочкова (1-й и 2-й корпуса)
Россия, Москва, ул. Бочкова, вл. 11а, корпус 1

Авторский коллектив:
ГАП: И.М. Воленко
Архитекторы: Андрей Шмелев, Татьяна Шмелева, Алия Ахметшина, Дмитрий Киреев, Олег Жолобов, Татьяна Романова, Ирина Дудко, Артем Волков, Екатерина Круглякова, София Хазова, Наталья Агуреева
ГИП: А.С. Харлап

2018

Командный подход
Один из популярных способов в наше время разнообразить застройку в рамках масштабного проекта – командный метод работы, при котором к проектированию отдельных зданий приглашают несколько архитектурных бюро. Авторы стремятся к созданию высокоплотной и при этом комфортной среды с развитой рекреационной и социальной инфраструктурой, качественным благоустройством и проработанными общественными пространствами.

Все эти принципы учитывает и развивает новый проект ЖК «ILOVE» от группы компаний КОРТРОС. В проектировании принимают участие четыре ведущих архитектурных бюро, специализирующихся на жилой и многофункциональной застройке. Генеральным проектировщиком и разработчиком проектов 1 и 2 корпуса выступает бюро АПЕКС. Бюро AECOM разработало планировочную концепцию, дизайн-код и отвечает за проект 5 корпуса. Бюро «Остоженка» и ТПО «Резерв» курируют 3 и 4 корпуса соответственно.
Жилой комплекс “I Love”. Вид со стороны улицы Годовикова
© Проектное бюро АПЕКС
Жилой комплекс ILove. Вид с высоты птичьего полета. Схема расположения корпусов
© «Проектное бюро АПЕКС»

Вселенная из пустоты
Территория будущего ЖК «ILOVE» – 7 гектаров бывшей промзоны. Постройки занимавшего ее мясоперерабатывающего завода не обладали историко-культурной ценностью, сохранять их не требовалось, работа велась «с чистого листа», что упростило ее, но лишило авторов возможности использовать память места для сюжетной основы жилого комплекса.
Жилой комплекс ILove. Территория бывшего мясоперерабатывающего завода
© «Проектное бюро АПЕКС»

Практически в каждый архитектурный проект сейчас закладывается образное решение, характерное скорее для маркетинговой стратегии, чем для проектной документации. Архитекторы с удовольствием вовлекаются в процесс изобретения «легенды», сами предлагая названия, дизайнерские и оформительские приемы, раскрывающие заложенные в проект ассоциации, выстраивая в своем сознании не только объемно-пространственные параметры будущих зданий, но и моделируя сценарии жизни будущих обитателей. «Мы считаем, что это интересно и помогает нашей работе, – говорит руководитель архитектурной мастерской АПЕКС Антон Бондаренко, – стимулируя фантазию, вдохновляя сотрудников на поиск нестандартных решений. Я предлагаю ребятам придумать название комплекса, нарисовать логотип и бренд-бук, особенности которого могут быть использованы при оформлении фасадов, решении благоустройства, а также графической подаче концепций. Это помогает нам донести идею до заказчика, вовлечь его в моделирование нового мира».
Жилой комплекс ILove. Ситуационный план
© «Проектное бюро АПЕКС»

В случае ЖК «ILOVE» точкой отсчета для «легенды» стала история района, где многие улицы носят названия, связанные с космосом. Проект был осмыслен как своеобразная обитаемая галактика, где все объемно-пространственные элементы: рисунок фасадов, концепция благоустройства и освещения, – основаны на звездных ассоциациях.

Максимум всего
Конфигурация участка напоминает спираль галактики с «протуберанцем». «Капитал Групп» совместно с партнером проекта – группой компаний КОРТРОС для создания проекта планировки по заданным ТЭПам пригласила бюро AECOM, имеющее большой опыт разработки концепций развития территорий.
Жилой комплекс ILove. Генеральный план комплекса
© «Проектное бюро АПЕКС»

Выделив основную трапециевидную часть территории, архитекторы AECOM, разработчики мастер-плана, проложили внутри нее бульвар, напоминающий в плане пятигранный бастион, острием направленный на юго-запад. Это главный променад и главная магистраль для жителей района. В центре – пешеходная зона и озелененная общественная площадь. Вокруг бульвара – секционные дома, образующие разомкнутые каре и скобки; в плане они напоминают знаменитые «книжки» Нового Арбата. Под всем комплексом располагается подземный паркинг на 1,5 тысяч машиномест. Благодаря сложной конфигурации планов и продуманному взаимному расположению корпусов каждый дом получил озелененный двор. Оставшиеся на периферии территории «протуберанцы» были отданы под зеленые зоны и здание школы на 300 мест. Целевая аудитория комплекса – молодые семьи с детьми.
Жилой комплекс ILove. Фрагмент центральной площади «Солнце»
© «Проектное бюро АПЕКС»

Высота большей части секций 10 этажей, некоторые вздымаются 35-этажными башнями – популярный в наши дни гибрид квартальной и высотной застройки помогает сохранить комфортный масштаб, набрав требуемое количество площадей. Высотные части рассредоточены – расстояние между башнями не менее 200 метров, что позволяет сохранить оптимальную инсоляцию и виды из окон.
Жилой комплекс “I Love”
© Проектное бюро АПЕКС, АБ Остоженка, ТПО «Резерв»

Разное видение, единый подход
Разработка проекта планировки на основе мастер-плана, подготовленного AECOM, шла совместно с участием всех проектных бюро. Генеральный проектировщик – компания АПЕКС, готовила исходно-разрешительную документацию, координировала сложнейшую работу команды и сводила воедино все предложения, увязывая их с заданными показателями и нормативными требованиями.

ГАП, отвечающий за проект со стороны АПЕКС, Ирина Воленко, так комментирует сложности и преимущества командной работы: «Коллективная работа нескольких независимых друг от друга проектных организаций существенно отличается от самостоятельного ведения проекта. У каждого члена команды есть основанное на опыте авторитетное мнение и необходимо вместе находить способы инсталлировать эти мнения и подходы в проект. В данном случае, с учетом масштаба комплекса и предложенных ярких авторских решений, мы предпочли сохранить индивидуальность планировочного и фасадного решения каждого корпуса. Мне кажется, эта практика настолько эффективна, что ее стоит применять даже тогда, когда проект ведет одна организация. Можно распределять корпуса между проектными группами и давать им возможность искать собственное решение в рамках единого подхода».

Одним из следствий командной работы стало расширение спектра типов квартир: они отличаются не только количеством комнат, но и планировочной методологией и ментальной традицией. Двухкомнатную или трехкомнатную квартиру одной и той же площади можно спланировать по-разному. Есть российская традиция, идущая еще из советских времен, есть европейский подход и даже американский. Они различаются ответами на десятки вопросов: как должна быть организована квартира того или иного класса, нужна ли большая прихожая или даже холл, как должна быть расположена кухня, какова разница в площади между гостиной и спальней, сколько необходимо санузлов и так далее. Особенности авторского подхода и опыта каждой из проектных организаций отразились в планировочных решениях квартир разных корпусов. Кто-то поставил во главу угла функционализм, кто-то – пространство, кто-то отдал приоритет общим комнатам, а кто-то приватным зонам. Архитекторы подарили будущим покупателям возможность выбрать планировку, близкую их образу жизни.

Каждая команда предложила свой вариант оформления объемно-пространственной композиции из 10-этажной многосекционной части и 35-этажной башни. Кто-то трактовал их как сложносочиненную, но единую форму с одинаковой трактовкой всех фасадов. Кто-то, как, к примеру, бюро «Остоженка», подчеркнул двухчастность корпуса и по-разному оформил низкоэтажную и высотную части. 

Столпы творения
Компания АПЕКС также разрабатывает два корпуса на северо-восточной границы застройки. Они будут строиться в первую очередь: корпус №1 – разомкнутое каре, северо-восточным фасадом выходящее на улицу Годовикова. Отделенный от него бульваром корпус №2 – пластина из четырех секций. Оба корпуса состоят из основного – 10-этажного массива и высотных частей: двух башен на первом корпусе и одной башни на втором.
Жилой комплекс ILove
© «Проектное бюро АПЕКС»
Жилой комплекс “I Love”. Схема развертки фасадов со стороны ул. Годовикова
© Проектное бюро АПЕКС
Жилой комплекс “I Love”. Корпус 1. Фрагмент фасада
© Проектное бюро АПЕКС

Разрабатывая концепцию фасадов, архитекторы компании АПЕКС проанализировали все варианты: секционного деления, деления на низкую и высотную часть и единого фасада и остановили свой выбор на последнем. В качестве массивного основания для светло-серой, почти белой громады корпусов выступает стилизованный стилобат, объединяющий два первых этажа, общественный – с увеличенной до 5,4 метров высотой, и жилой. Стилобат несколько заглублен относительно основного фасада и облицован темно-серым архбетоном. Аналогично отделывается и последний этаж 10-этажных корпусов, получивший в качестве бонуса открытую террасу по периметру. Верхние этажи высотных секций акцентированы лишь тонким карнизным выносом.
Жилой комплекс “I Love”. Корпус 1. Фрагмент фасада
© Проектное бюро АПЕКС
Жилой комплекс ILove. Вид на террасу по периметру последнего этажа корпуса 2
© Проектное бюро АПЕКС
zooming
Жилой комплекс ILove. Изображение туманности «Столпы творения» и методика получения паттерна
© «Проектное бюро АПЕКС»

Фасады обоих корпусов образуют сложную, на первый взгляд рандомную систему, образованную чередующимися по ширине и высоте оконными проемами, глухим остеклением из стемалита и светло-серыми простенками из архбетона. Рисунок связан с космической тематикой. Один из авторов, эксперт в астрономии, предложил использовать изображение реальной газопылевой туманности «Столпы творения». Архитекторы разработали пиксельный паттерн, который наложили на фасад в 3-D Max. Затем программисты АПЕКС написали для Revit плагин, интерполирующий изображение в систему проемов и простенков, определяя расположение и геометрию каждого блока.
Жилой комплекс “I Love”. Корпус 1. Фасад 1/36 – 1/1
© Проектное бюро АПЕКС
Жилой комплекс “I Love”
© Проектное бюро АПЕКС
Жилой комплекс “I Love”. Принципиальная схема благоустройства
© Проектное бюро АПЕКС

Игра с размерами окон никак не отражается на комфорте и классе квартир. Все окна – «в пол», ширина самого узкого проема 1,80 м при ширине комнаты 3,1 м и высоте этажа в 3,3 м. Визуальное ощущение узких проемов, почти «бойниц» возникает из-за того, что окна соседних этажей объединены по высоте. На башнях используется следующая последовательность снизу верх: один этаж, два раза по два, потом три раза по три этажа, затем четыре этажа и на самом верху три раза по пять этажей. Для упорядочивания типоразмеров окон архитекторы ввели базовую открывающуюся створку в 900 мм, которая всегда располагается у простенка, фиксирующего единую вертикаль в общем паттерне.

Космические сады
Большая часть свободной от машин территории комплекса будет превращена в парк, где естественные зеленые зоны будут сочетаться с благоустроенными площадями и игровыми зонами, пешеходными и велосипедными дорожками. Авторы концепции благоустройства, архитекторы английской фирмы Gillespies и АПЕКС, также отталкивались от космического ассоциативного ряда, развивая темы, заявленные в архитектуре жилых корпусов. Центральный бульвар получил название и оформление «Пояс астероидов», центральная площадь стала «Солнцем» – центром притяжения района, соседняя пешеходная зона – «Млечным путем». Пять корпусов названы: 1- Земля, 2 – Юпитер, 3 – Марс, 4 – Меркурий и 5 – Сатурн.
Жилой комплекс “I Love”
© Проектное бюро АПЕКС
Жилой комплекс ILove. Фрагмент общественного пространства «Млечный Путь»
© «Проектное бюро АПЕКС»

Каждый двор и озелененная площадка решались индивидуально, с учетом степени освещенности, соседства с жилыми и общественными зданиями, назначения и аудитории. В зоне «Марс», самом затененном пространстве района, для оформления активно используются яркие, преимущественно красные цвета. «Млечный путь» решен как дисперсная среда, в которой перемешиваются участки мощения и зеленые фрагменты. А бульвар «Пояс астероидов» разделен на параллельные пешеходные, велосипедные и автомобильные полосы, разделенные «островками» зелени и гостевыми машиноместами экопарковки. Для каждой зоны архитекторы вместе с ландшафтными дизайнерами и дендрологами подобрали набор растений, который будет эффектен как летом, так и зимой.
Жилой комплекс “I Love”. Зимний вид элементов благоустройства
© Проектное бюро АПЕКС

Отдельно разрабатывалась концепция освещения, которое не только выполняет утилитарную функцию, но и отвечает за создание комического образа вечером. Часть светильников рассчитана на театральные эффекты: к примеру, в зоне «Земля» создается иллюзия залитой лунным светом поверхности океана, из которого поднимаются зеленые острова.
***
 
Поиски образа и детальная проработка «легенды» каждого объекта – не дань моде, а стремление архитекторов сделать комплексный и гармоничный продукт, найти в современных условиях, внутри достаточно жестких параметров застройки, планировочные, архитектурные и дизайнерские средства для создания жилой среды, которая будет максимально комфортна и будет стремиться сделать будущих жителей «обитаемой галактики» счастливыми.
Архитектор:
Антон Бондаренко
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Жилой комплекс на ул. Бочкова (1-й и 2-й корпуса)
Россия, Москва, ул. Бочкова, вл. 11а, корпус 1

Авторский коллектив:
ГАП: И.М. Воленко
Архитекторы: Андрей Шмелев, Татьяна Шмелева, Алия Ахметшина, Дмитрий Киреев, Олег Жолобов, Татьяна Романова, Ирина Дудко, Артем Волков, Екатерина Круглякова, София Хазова, Наталья Агуреева
ГИП: А.С. Харлап

2018

29 Апреля 2019

Проектное бюро АПЕКС: другие проекты
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Пропорциональный рост
Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Скандинавская форма
Офис продаж нового ЖК сосредоточен на созерцательной образности скандинавской архитектуры и отвечает, таким образом, направленности маркетинговой компании нового бренда Forma группы компании ПИК, первый проект которого он представляет пользователям.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Между креативом и идеалом
Проектное бюро АПЕКС вводит практику внутренних конкурсов. Рассказываем об одном таком конкурсе на участок рядом с территорией проекта Herzog & de Meuron. Рассказываем о конкурсе и о том, как отличаются подходы начинающих и опытных архитекторов.
Средовой пионер
В проекте клубного дома MITTE архитекторы предложили модель развития прилегающей к участку территории, взяв за основу методику работы со средой в одноименном районе Берлина и характерные черты московской архитектуры рубежа XX–XXI веков.
Ностальгия по будущему
Проектное бюро АПЕКС спроектировало на «Мосфильме» съемочный павильон и Дом костюма и реквизита в стиле честного модернизма эпохи НТР, эстетизированного с помощью современных цветов и материалов.
Ювелирная работа
Два корпуса дома на Долгоруковской улице похожи на древнерусские ларцы, а кирпич их стен вторит колокольне церкви Николая в Новой слободе. Проект, пусть небольшой, стал результатом тщательного анализа окружения и выбора из многих вариантов.
АПЕКС: «Требования к качеству очень высоки»
Специалисты Проектного бюро АПЕКС рассказали Архи.ру о своем участии в разработке проекта застройки территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода в Москве, о примененных там инженерных, конструктивных и технологических решениях.
Кубики для Гулливера
На бровке Крылатских холмов достраивается жилой комплекс, беспрецедентный по разнообразию архитектурных решений и вытекающей из него конструктивной сложности. Ответы на эти вызовы искали голландские архитекторы de Architekten Cie в партнерстве с российским бюро АПЕКС.
Похожие статьи
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.