English version

Обитаемая галактика

Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.

mainImg
Архитектор:
Антон Бондаренко
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Жилой комплекс на ул. Бочкова (1-й и 2-й корпуса)
Россия, Москва, ул. Бочкова, вл. 11а, корпус 1

Авторский коллектив:
ГАП: И.М. Воленко
Архитекторы: Андрей Шмелев, Татьяна Шмелева, Алия Ахметшина, Дмитрий Киреев, Олег Жолобов, Татьяна Романова, Ирина Дудко, Артем Волков, Екатерина Круглякова, София Хазова, Наталья Агуреева
ГИП: А.С. Харлап

2018

Командный подход
Один из популярных способов в наше время разнообразить застройку в рамках масштабного проекта – командный метод работы, при котором к проектированию отдельных зданий приглашают несколько архитектурных бюро. Авторы стремятся к созданию высокоплотной и при этом комфортной среды с развитой рекреационной и социальной инфраструктурой, качественным благоустройством и проработанными общественными пространствами.

Все эти принципы учитывает и развивает новый проект ЖК «ILOVE» от группы компаний КОРТРОС. В проектировании принимают участие четыре ведущих архитектурных бюро, специализирующихся на жилой и многофункциональной застройке. Генеральным проектировщиком и разработчиком проектов 1 и 2 корпуса выступает бюро АПЕКС. Бюро AECOM разработало планировочную концепцию, дизайн-код и отвечает за проект 5 корпуса. Бюро «Остоженка» и ТПО «Резерв» курируют 3 и 4 корпуса соответственно.
Жилой комплекс “I Love”. Вид со стороны улицы Годовикова
© Проектное бюро АПЕКС
Жилой комплекс ILove. Вид с высоты птичьего полета. Схема расположения корпусов
© «Проектное бюро АПЕКС»

Вселенная из пустоты
Территория будущего ЖК «ILOVE» – 7 гектаров бывшей промзоны. Постройки занимавшего ее мясоперерабатывающего завода не обладали историко-культурной ценностью, сохранять их не требовалось, работа велась «с чистого листа», что упростило ее, но лишило авторов возможности использовать память места для сюжетной основы жилого комплекса.
Жилой комплекс ILove. Территория бывшего мясоперерабатывающего завода
© «Проектное бюро АПЕКС»

Практически в каждый архитектурный проект сейчас закладывается образное решение, характерное скорее для маркетинговой стратегии, чем для проектной документации. Архитекторы с удовольствием вовлекаются в процесс изобретения «легенды», сами предлагая названия, дизайнерские и оформительские приемы, раскрывающие заложенные в проект ассоциации, выстраивая в своем сознании не только объемно-пространственные параметры будущих зданий, но и моделируя сценарии жизни будущих обитателей. «Мы считаем, что это интересно и помогает нашей работе, – говорит руководитель архитектурной мастерской АПЕКС Антон Бондаренко, – стимулируя фантазию, вдохновляя сотрудников на поиск нестандартных решений. Я предлагаю ребятам придумать название комплекса, нарисовать логотип и бренд-бук, особенности которого могут быть использованы при оформлении фасадов, решении благоустройства, а также графической подаче концепций. Это помогает нам донести идею до заказчика, вовлечь его в моделирование нового мира».
Жилой комплекс ILove. Ситуационный план
© «Проектное бюро АПЕКС»

В случае ЖК «ILOVE» точкой отсчета для «легенды» стала история района, где многие улицы носят названия, связанные с космосом. Проект был осмыслен как своеобразная обитаемая галактика, где все объемно-пространственные элементы: рисунок фасадов, концепция благоустройства и освещения, – основаны на звездных ассоциациях.

Максимум всего
Конфигурация участка напоминает спираль галактики с «протуберанцем». «Капитал Групп» совместно с партнером проекта – группой компаний КОРТРОС для создания проекта планировки по заданным ТЭПам пригласила бюро AECOM, имеющее большой опыт разработки концепций развития территорий.
Жилой комплекс ILove. Генеральный план комплекса
© «Проектное бюро АПЕКС»

Выделив основную трапециевидную часть территории, архитекторы AECOM, разработчики мастер-плана, проложили внутри нее бульвар, напоминающий в плане пятигранный бастион, острием направленный на юго-запад. Это главный променад и главная магистраль для жителей района. В центре – пешеходная зона и озелененная общественная площадь. Вокруг бульвара – секционные дома, образующие разомкнутые каре и скобки; в плане они напоминают знаменитые «книжки» Нового Арбата. Под всем комплексом располагается подземный паркинг на 1,5 тысяч машиномест. Благодаря сложной конфигурации планов и продуманному взаимному расположению корпусов каждый дом получил озелененный двор. Оставшиеся на периферии территории «протуберанцы» были отданы под зеленые зоны и здание школы на 300 мест. Целевая аудитория комплекса – молодые семьи с детьми.
Жилой комплекс ILove. Фрагмент центральной площади «Солнце»
© «Проектное бюро АПЕКС»

Высота большей части секций 10 этажей, некоторые вздымаются 35-этажными башнями – популярный в наши дни гибрид квартальной и высотной застройки помогает сохранить комфортный масштаб, набрав требуемое количество площадей. Высотные части рассредоточены – расстояние между башнями не менее 200 метров, что позволяет сохранить оптимальную инсоляцию и виды из окон.
Жилой комплекс “I Love”
© Проектное бюро АПЕКС, АБ Остоженка, ТПО «Резерв»

Разное видение, единый подход
Разработка проекта планировки на основе мастер-плана, подготовленного AECOM, шла совместно с участием всех проектных бюро. Генеральный проектировщик – компания АПЕКС, готовила исходно-разрешительную документацию, координировала сложнейшую работу команды и сводила воедино все предложения, увязывая их с заданными показателями и нормативными требованиями.

ГАП, отвечающий за проект со стороны АПЕКС, Ирина Воленко, так комментирует сложности и преимущества командной работы: «Коллективная работа нескольких независимых друг от друга проектных организаций существенно отличается от самостоятельного ведения проекта. У каждого члена команды есть основанное на опыте авторитетное мнение и необходимо вместе находить способы инсталлировать эти мнения и подходы в проект. В данном случае, с учетом масштаба комплекса и предложенных ярких авторских решений, мы предпочли сохранить индивидуальность планировочного и фасадного решения каждого корпуса. Мне кажется, эта практика настолько эффективна, что ее стоит применять даже тогда, когда проект ведет одна организация. Можно распределять корпуса между проектными группами и давать им возможность искать собственное решение в рамках единого подхода».

Одним из следствий командной работы стало расширение спектра типов квартир: они отличаются не только количеством комнат, но и планировочной методологией и ментальной традицией. Двухкомнатную или трехкомнатную квартиру одной и той же площади можно спланировать по-разному. Есть российская традиция, идущая еще из советских времен, есть европейский подход и даже американский. Они различаются ответами на десятки вопросов: как должна быть организована квартира того или иного класса, нужна ли большая прихожая или даже холл, как должна быть расположена кухня, какова разница в площади между гостиной и спальней, сколько необходимо санузлов и так далее. Особенности авторского подхода и опыта каждой из проектных организаций отразились в планировочных решениях квартир разных корпусов. Кто-то поставил во главу угла функционализм, кто-то – пространство, кто-то отдал приоритет общим комнатам, а кто-то приватным зонам. Архитекторы подарили будущим покупателям возможность выбрать планировку, близкую их образу жизни.

Каждая команда предложила свой вариант оформления объемно-пространственной композиции из 10-этажной многосекционной части и 35-этажной башни. Кто-то трактовал их как сложносочиненную, но единую форму с одинаковой трактовкой всех фасадов. Кто-то, как, к примеру, бюро «Остоженка», подчеркнул двухчастность корпуса и по-разному оформил низкоэтажную и высотную части. 

Столпы творения
Компания АПЕКС также разрабатывает два корпуса на северо-восточной границы застройки. Они будут строиться в первую очередь: корпус №1 – разомкнутое каре, северо-восточным фасадом выходящее на улицу Годовикова. Отделенный от него бульваром корпус №2 – пластина из четырех секций. Оба корпуса состоят из основного – 10-этажного массива и высотных частей: двух башен на первом корпусе и одной башни на втором.
Жилой комплекс ILove
© «Проектное бюро АПЕКС»
Жилой комплекс “I Love”. Схема развертки фасадов со стороны ул. Годовикова
© Проектное бюро АПЕКС
Жилой комплекс “I Love”. Корпус 1. Фрагмент фасада
© Проектное бюро АПЕКС

Разрабатывая концепцию фасадов, архитекторы компании АПЕКС проанализировали все варианты: секционного деления, деления на низкую и высотную часть и единого фасада и остановили свой выбор на последнем. В качестве массивного основания для светло-серой, почти белой громады корпусов выступает стилизованный стилобат, объединяющий два первых этажа, общественный – с увеличенной до 5,4 метров высотой, и жилой. Стилобат несколько заглублен относительно основного фасада и облицован темно-серым архбетоном. Аналогично отделывается и последний этаж 10-этажных корпусов, получивший в качестве бонуса открытую террасу по периметру. Верхние этажи высотных секций акцентированы лишь тонким карнизным выносом.
Жилой комплекс “I Love”. Корпус 1. Фрагмент фасада
© Проектное бюро АПЕКС
Жилой комплекс ILove. Вид на террасу по периметру последнего этажа корпуса 2
© Проектное бюро АПЕКС
zooming
Жилой комплекс ILove. Изображение туманности «Столпы творения» и методика получения паттерна
© «Проектное бюро АПЕКС»

Фасады обоих корпусов образуют сложную, на первый взгляд рандомную систему, образованную чередующимися по ширине и высоте оконными проемами, глухим остеклением из стемалита и светло-серыми простенками из архбетона. Рисунок связан с космической тематикой. Один из авторов, эксперт в астрономии, предложил использовать изображение реальной газопылевой туманности «Столпы творения». Архитекторы разработали пиксельный паттерн, который наложили на фасад в 3-D Max. Затем программисты АПЕКС написали для Revit плагин, интерполирующий изображение в систему проемов и простенков, определяя расположение и геометрию каждого блока.
Жилой комплекс “I Love”. Корпус 1. Фасад 1/36 – 1/1
© Проектное бюро АПЕКС
Жилой комплекс “I Love”
© Проектное бюро АПЕКС
Жилой комплекс “I Love”. Принципиальная схема благоустройства
© Проектное бюро АПЕКС

Игра с размерами окон никак не отражается на комфорте и классе квартир. Все окна – «в пол», ширина самого узкого проема 1,80 м при ширине комнаты 3,1 м и высоте этажа в 3,3 м. Визуальное ощущение узких проемов, почти «бойниц» возникает из-за того, что окна соседних этажей объединены по высоте. На башнях используется следующая последовательность снизу верх: один этаж, два раза по два, потом три раза по три этажа, затем четыре этажа и на самом верху три раза по пять этажей. Для упорядочивания типоразмеров окон архитекторы ввели базовую открывающуюся створку в 900 мм, которая всегда располагается у простенка, фиксирующего единую вертикаль в общем паттерне.

Космические сады
Большая часть свободной от машин территории комплекса будет превращена в парк, где естественные зеленые зоны будут сочетаться с благоустроенными площадями и игровыми зонами, пешеходными и велосипедными дорожками. Авторы концепции благоустройства, архитекторы английской фирмы Gillespies и АПЕКС, также отталкивались от космического ассоциативного ряда, развивая темы, заявленные в архитектуре жилых корпусов. Центральный бульвар получил название и оформление «Пояс астероидов», центральная площадь стала «Солнцем» – центром притяжения района, соседняя пешеходная зона – «Млечным путем». Пять корпусов названы: 1- Земля, 2 – Юпитер, 3 – Марс, 4 – Меркурий и 5 – Сатурн.
Жилой комплекс “I Love”
© Проектное бюро АПЕКС
Жилой комплекс ILove. Фрагмент общественного пространства «Млечный Путь»
© «Проектное бюро АПЕКС»

Каждый двор и озелененная площадка решались индивидуально, с учетом степени освещенности, соседства с жилыми и общественными зданиями, назначения и аудитории. В зоне «Марс», самом затененном пространстве района, для оформления активно используются яркие, преимущественно красные цвета. «Млечный путь» решен как дисперсная среда, в которой перемешиваются участки мощения и зеленые фрагменты. А бульвар «Пояс астероидов» разделен на параллельные пешеходные, велосипедные и автомобильные полосы, разделенные «островками» зелени и гостевыми машиноместами экопарковки. Для каждой зоны архитекторы вместе с ландшафтными дизайнерами и дендрологами подобрали набор растений, который будет эффектен как летом, так и зимой.
Жилой комплекс “I Love”. Зимний вид элементов благоустройства
© Проектное бюро АПЕКС

Отдельно разрабатывалась концепция освещения, которое не только выполняет утилитарную функцию, но и отвечает за создание комического образа вечером. Часть светильников рассчитана на театральные эффекты: к примеру, в зоне «Земля» создается иллюзия залитой лунным светом поверхности океана, из которого поднимаются зеленые острова.
***
 
Поиски образа и детальная проработка «легенды» каждого объекта – не дань моде, а стремление архитекторов сделать комплексный и гармоничный продукт, найти в современных условиях, внутри достаточно жестких параметров застройки, планировочные, архитектурные и дизайнерские средства для создания жилой среды, которая будет максимально комфортна и будет стремиться сделать будущих жителей «обитаемой галактики» счастливыми.
Архитектор:
Антон Бондаренко
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Жилой комплекс на ул. Бочкова (1-й и 2-й корпуса)
Россия, Москва, ул. Бочкова, вл. 11а, корпус 1

Авторский коллектив:
ГАП: И.М. Воленко
Архитекторы: Андрей Шмелев, Татьяна Шмелева, Алия Ахметшина, Дмитрий Киреев, Олег Жолобов, Татьяна Романова, Ирина Дудко, Артем Волков, Екатерина Круглякова, София Хазова, Наталья Агуреева
ГИП: А.С. Харлап

2018

29 Апреля 2019

Проектное бюро АПЕКС: другие проекты
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Пропорциональный рост
Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Скандинавская форма
Офис продаж нового ЖК сосредоточен на созерцательной образности скандинавской архитектуры и отвечает, таким образом, направленности маркетинговой компании нового бренда Forma группы компании ПИК, первый проект которого он представляет пользователям.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Между креативом и идеалом
Проектное бюро АПЕКС вводит практику внутренних конкурсов. Рассказываем об одном таком конкурсе на участок рядом с территорией проекта Herzog & de Meuron. Рассказываем о конкурсе и о том, как отличаются подходы начинающих и опытных архитекторов.
Средовой пионер
В проекте клубного дома MITTE архитекторы предложили модель развития прилегающей к участку территории, взяв за основу методику работы со средой в одноименном районе Берлина и характерные черты московской архитектуры рубежа XX–XXI веков.
Ностальгия по будущему
Проектное бюро АПЕКС спроектировало на «Мосфильме» съемочный павильон и Дом костюма и реквизита в стиле честного модернизма эпохи НТР, эстетизированного с помощью современных цветов и материалов.
Ювелирная работа
Два корпуса дома на Долгоруковской улице похожи на древнерусские ларцы, а кирпич их стен вторит колокольне церкви Николая в Новой слободе. Проект, пусть небольшой, стал результатом тщательного анализа окружения и выбора из многих вариантов.
АПЕКС: «Требования к качеству очень высоки»
Специалисты Проектного бюро АПЕКС рассказали Архи.ру о своем участии в разработке проекта застройки территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода в Москве, о примененных там инженерных, конструктивных и технологических решениях.
Кубики для Гулливера
На бровке Крылатских холмов достраивается жилой комплекс, беспрецедентный по разнообразию архитектурных решений и вытекающей из него конструктивной сложности. Ответы на эти вызовы искали голландские архитекторы de Architekten Cie в партнерстве с российским бюро АПЕКС.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Похожие статьи
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.