31.08.2010

Обитаемый остров

Рассказом о концепции регенерации исторического центра Вышнего Волочка, разработанной бюро «Сергей Скуратов Architects», мы открываем серию публикаций о проектах участников экспозиции Российского павильона на XII Международной биеннале архитектуры в Венеции. Сергей Скуратов – единственный из участников «российской архитектурной сборной», кто в процессе работы над проектом переработал кураторское задание, поменяв и место расположения объекта, и его функциональное наполнение.

информация:

Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: исторический центр Вышнего Волочка
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: исторический центр Вышнего Волочка открыть большое изображение
Изначально кураторы российского павильона на XII Венецианской биеннале архитектуры заказали бюро «Сергей Скуратов Architects» проект фольклорного театра и небольшого жилого комплекса на территории заброшенного парка на берегу Цнинского канала. Скуратов признается, что еще даже до очного знакомства с Вышним Волочком техническое задание, сформулированное именно таким образом, его удивляло и озадачивало. После же того, как архитектор лично побывал в этом городе и пообщался с его мэром, ему стало очевидно, что одним театром проблемы деградирующего городского центра не решишь. «В замечательном городе, с богатым историческим наследием сегодня практически отсутствуют функционально развитые и архитектурно осмысленные публичные и рекреационные зоны, – разводит руками Сергей Скуратов. – В городе нет места, которое являлось бы центром притяжения, сосредоточения его культурной и общественной жизни». На свой страх и риск Скуратов решил провести более глубокий анализ социально-экономических и градостроительных потребностей города, а позже, когда его инициатива была всецело поддержана кураторами, начал работу над проектом комплексной реконструкции центральной части Вышнего Волочка.

Эпицентром нового строительства становятся два больших острова в излучине реки Цны, в том месте, где от нее отходят Цницкий и Тверецкий каналы. Трудно не согласиться с тем, что для размещения нового общественного центра Скуратову удалось найти едва ли не самое идеальное место: с одной стороны, эти острова никогда не застраивались, а с другой они не затопляются в период весеннего разлива реки. Однако выбор места наложил и совершенно особые требования к архитектуре. Во-первых, такому город, как Вышний Волочек, с его малоэтажной, преимущественно деревянной застройкой, крупные общественные сооружения противопоказаны. А во-вторых, как уже говорилось, острова испокон веков оставались незастроенным и являются неотъемлемой частью панорамы и пейзажа города. Именно последнее обстоятельство и натолкнуло Скуратова на идею сделать всю архитектуру ландшафтной, имитирующей естественный рельеф с его плавными линиями. Спроектировав пологие эксплуатируемые кровли с газонным покрытием, и используя только натуральные материалы (камень и стекло в отделке фасадов, дерево в конструкциях и интерьера), архитектор добился потрясающего эффекта: панорама города не изменилась, но его центр стал заметно зеленее и приобрел деликатный европейский шарм.

В плане комплекс напоминает трехконечный бумеранг, ориентированный строго по сетке дорог на противоположных берегах. Автотрасса, кстати, проходит через весь остров, но заключена в специальные заглубленные тоннели, что позволяет высвободить его территорию от транспорта практически целиком. Стоянки для автомобилей посетителей и туристических автобусов находятся в нижних ярусах комплекса, еще несколько дополнительных перехватывающих парковок расположены вне островов и связаны с ними пешеходными мостами. Все функции, которые требуют минимальных объемов нового строительства, архитекторы рассредоточили по берегам острова – например, общественный пляж, открытый амфитеатр для проведения общегородских праздников, причал с эллингом, – а остальные подтянули ближе к центру и внедрили в ландшафт, «собрав» на нем несколько новых складок. При этом для Скуратова было принципиально разместить  все функции на одном из островов, имеющем большую площадь. Его же меньший собрат полностью отводится под парк с дорожками для катания на велосипедах, скейтах и роликовых коньках.

Принципиальные изменения технического задания, на которые мужественно решился Сергей Скуратов, естественно, повлекли за собой и весьма кардинальные градостроительные предложения. В частности, они включают в себя восстановление и разбивку еще нескольких парков и скверов на берегах реки и каналов, строительство набережных и мостов, прокладку новых пешеходных и автомобильных дорог. И все же самом главном Скуратов остался верен изначальному кураторскую замыслу. Его проект – это тоже реновация, только не промышленных сооружений, а городской территории. И самое главное, что городу, совершенно не знакомому с современным зодчеством, он показал: архитектура действительно способна повысить качество жизни, оставаясь при этом корректной и деликатной по отношению к существующему ландшафту.
br> В ближайшие дни читайте тексты о других проектах, сделанных для экспозиции павильона «Фабрика Россия», в нашей ленте новостей.
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Илья Уткин
  • Дмитрий Васильев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Труханов
  • Антон Ладыгин
  • Даниил Лоренц
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Скокан
  • Никита Токарев
  • Сергей Чобан
  • Никита Бирюков
  • Наталия Шилова
  • Карен Сапричян
  • Алексей Курков
  • Антон Яр-Скрябин
  • Николай Миловидов
  • Илья Машков
  • Антон Бондаренко
  • Екатерина Кузнецова
  • Василий Крапивин
  • Никита Явейн
  • Валерий Лукомский
  • Валерия Преображенская
  • Тотан Кузембаев
  • Михаил Канунников
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Скуратов
  • Игорь Шварцман
  • Дмитрий Ликин
  • Олег Мединский
  • Станислав Белых
  • Владимир Ковалёв
  • Зураб Басария
  • Владимир Биндеман
  • Александр Бровкин
  • Андрей Асадов
  • Антон Надточий
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Асадов
  • Сергей Сенкевич
  • Олег Карлсон
  • Левон Айрапетов
  • Антон Лукомский
  • Александр Попов
  • Андрей Романов
  • Вера Бутко
  • Александра Кузьмина
  • Иван Кожин
  • Антон Барклянский
  • Владимир Плоткин
  • Дмитрий Селивохин
  • Арсений Леонович
  • Константин Ходнев
  • Сергей  Орешкин
  • Екатерина Грень
  • Наталья Сидорова
  • Олег Шапиро
  • Юлий Борисов
  • Роман Леонидов
  • Евгений Герасимов
  • Полина Воеводина
  • Анатолий Столярчук
  • Андрей Гнездилов
  • Павел Андреев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Парк Domino
  • Wenlock Cross Hackney
  • ЖК Bauman House
  • Жилой комплекс Urban Ranch
  • Офисное здание M_Eins
  • Kölncubus Süd
  • Жилой комплекс «ТЫ И Я»
  • ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»

Технологии:

24.09.2018

Фасадная система ALUCORE® XXL

Компании 3A Composites и HILTI разработали новую систему для навесных вентилируемых фасадов, которая обеспечивает простой монтаж крупногабаритных сотовых панелей.
ALUCOBOND®
11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
22.08.2018

Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors
HAWORTH
другие статьи