English version

Domus Aurea

Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Клубный дом «Тессинский, 1»
Россия, Москва, Тессинский переулок, 1

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, М. Серебряников – главный архитекор проекта, при участии: С. Морозов, Я. Акимов

2018 — 2020 / 2020 — 2023

Девелопер: INSIGMA
Дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, проект которого мы рассматривали довольно подробно в 2020 году, – напомню, что в 2021 он вышел и в финалисты WAF, – сдан в эксплуатацию в 2023.

Дом готов и его можно рассматривать в городе. 
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена SSA
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена SSA

Нельзя сказать, что район Серебрянической набережной теперь уже полностью сложился – хотя бы потому, что участок напротив, на том же перекрестке, пока пустует... – но в его миксе определенно появился некий узловой акцент. Или просто – узел.

В этом месте теперь можно проводить семинары по стилевому анализу и контекстуальному мышлению для студентов архитектурных вузов – не удивлюсь, что кто-то так и делает. 

А мы пока попробуем понаблюдать и отметить несколько особенностей дома. 

Во-первых, он реагирует на все вокруг. Впитывает и раздает. Тут начинаешь думать, что название Тессинский не зря созвучно французскому слову tissue* – ткань; дом так и плетет, переплетает разные темы. В этом он совсем не похож на интроверта Art House; а ведь и тот – пример размышлений о «духе места». Но других, других... Какими разными они могут быть. Один темный, брутальный, лаконично граненый, замкнутый и задумчивый. Гордый, отстраненный, молчаливый, то ли рок-музыкант, то ли художник на вернисаже: заговорит только тогда, когда заставят. Новый дом, если продолжить сравнение, больше похож на куратора той же выставки: он как будто «за всё в ответе», за весь район в целом. Поднимает золотистую голову, держит перекресток и перспективу Серебрянического переулка. 
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена SSA
  • zooming
    Клубный дом «Тессинский, 1»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Причина таких особенностей понятна: если Art House погружен, скажем так, в размышления о старой промышленной архитектуре – то Тессинский-1 погружен в кирпичный пром непосредственно, поскольку выстроен на территории бывшего завода электромедицинского оборудования ЭМА, в него встроены фасады двух заводских корпусов XIX века, а третий, советский корпус, реконструированный в 2008–2012 годах, определил параметры дома по Тессинскому переулку. Новый дом «сделан» из воспоминаний о заводских строениях. 
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Впрочем, это именно воспоминания: фасады корпусов позапрошлого века, не имевших охранного статуса, первоначально планировалось сохранить, но они не выдержали нагрузок и были воспроизведены из красного кирпича, обработанного пескоструйным аппаратом и тонированного в коричневый цвет. Что вписывается в рамки сложившейся в Москве практики воспроизведения фрагментов исторических зданий в составе новых комплексов – вспомним, к примеру, Эрмитаж Плаза или БЦ на Страстном бульваре. Как и там, фасады были обмерены и воспроизведены близко к тексту. Отличит разве что краевед, да и то, боюсь, не всякий. 
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Разглядывая реализованный дом, мне удалось заметить одну деталь: асимметричное скругление одного откоса окон новой части перекликается с «романскими» скруглениями в окнах 1895 года архитектора Сергея Калугина. 
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Иными словами, на своем современном фасаде Скуратов не просто придумал мотив, а «подсмотрел» его в исторической части здания. Интересно, когда в уже готовом доме можно разглядеть такого рода нюансы. 

Итак, если смотреть из города, то Тессинский-1, в отличие от Art House, «вплетен» в городскую ткань, принадлежит ей. Что делает его более сложным: отвечая на многие вопросы, дом дает много ответов. Карабкается по склону, формируя начало Николо-Воробинского переулка совместно с домом NV/9 Ирины Римашевской. Улавливает городские оси; уравновешивает вертикали и горизонтали, даже строит себя от вертикальной «головы» на перекрестке – кстати, вы заметили, что дома Скуратова очень нередко имеют головы? – к «хвосту» консоли на восточном торце. Обыгрывает два уровня высотности, историческую и современную. Режиссирует, не теряет контроля, но и допускает живописные вольности, балансирует на асимметрии частей. В сумме – сложносочиненная композиция, но сложность не бросается в глаза, а значит, уравновесить ее удалось. 
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Другая особенность перекликается с современными тенденциями. За последнее десятилетие в Москве стал популярен металл золотистого оттенка. Где его только не используют, и в спортивных сооружениях, и в жилых домах. Золото стало почти что правилом, посмотрим хотя бы на соседний ЖК Titul Вадима Грекова. 

Для Сергея Скуратова Тессинский-1 – первый  опыт работы с золотистым тоном. Сейчас, глядя на дом, архитектор говорит, что тон ярковат, слишком блестит, и очень уж золотистыми получились оконные рамы. И даже заключает: «больше не буду его использовать». Но добавляет, что за несколько лет блеск должен немного потускнеть. Все же не композит, а архитектурная бронза, сплав меди и цинка.
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Тем не менее переплетение кирпича и золота получилось интересным в своей нелинейности. 

Объемная решетка откосов башни – основная «картина», которую дом предъявляет городу; именно она делает его узнаваемым. Но есть и дополнительные нюансы. В «складке занавеса» над главным лобби со стороны Тессинского переулка золотые откосы окон увеличиваются, подчеркивая изгиб – к слову сказать, эту часть дома видно даже с Садового кольца.
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Кирпичный фасад малого корпуса накрывает золотая «шапка» карниза, соединенного с объемом и с кровлей, увенчанной парой «труб» вентвыходов. В этой золотой «лепке» над темным фасадом – довольно много обаяния. Город как будто становится «золотым» прямо у нас на глазах. Что, впрочем, может быть не только метафорой, но и правдой, получившей отражение в новых любимых приемах московских архитекторов...
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В то же время откосы золотистой «головы» высокого корпуса на протяжении почти всего светового дня направляют, как бронзовое зеркало, свет в створ Николоворобинского переулка: с этой стороны верхняя часть, особенно в солнечный день, замечательно светится желтым.
  • zooming
    Дом Тессинский, 1, вид из Николо-Воробинского переулка
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом Тессинский, 1, вид из Николо-Воробинского переулка
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Далее о золотых поверхностях. В московской практике последних лет они либо плоские, либо изогнутые, либо ажурные, либо рамки. Вариантов немало. Между тем Скуратов выбирает такие сочетания материала и формы, которые в Москве еще не использовались: решетку заостренных металлических ребер на «голове» и, более спокойную и регулярную, но тоже рельефную, сетку на малом корпусе. В обоих случаях, замечу, – золото подчинено рельефу, что делает его восприятие более живым. А на внутреннем фасаде «городской виллы» сетка просто необходима, благодаря ей золото расступается и объем приобретает необходимую степень сложности. 
  • zooming
    Клубный дом «Тессинский, 1»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Клубный дом «Тессинский, 1»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Клубный дом «Тессинский, 1»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Клубный дом «Тессинский, 1»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Двор, где чаша фонтана напоминает об одной из исчезнувших с лица земли московских «малых рек», предназначен только для жителей дома. Если со стороны Николо-Воробинского переулка фасад дома, сохраняя верность исторической и географической правде, «ползет вверх», – то внутри он выровнен по мерке тротуара, пол лобби и пол двора это одна поверхность, вымощены они одинаково, в северной части возвышается дом NV/9, с этой стороны проходит подпорная стена, она открывается аркой только для воды фонтана; вверху балкон, позволяющий осмотреть двор с верхнего уровня, и лестница, спускающаяся с Николо-Воробинского переулка от верхнего, второго, входа. 
Клубный дом «Тессинский, 1»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Чем-то структура этого двора напоминает итальянское патио: уровни, лестницы, регулярность, закрытость. Тут можно вспомнить, что на крыше протяженного корпуса, для верхних квартир, тоже устроены патио, террасы с открытым верхом. 
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье / проект
© Sergei Skuratov Architects

Сам двор продолжает темы, начатые на фасадах. Тем – треугольные ребра башни-«головы», смотрит на закат, здесь – «тело» виллы, тоже решетчатое и золотое, обращено к востоку. Там золотые вставки в изгибе углубления, здесь – золотые выступы балконов; можно представить себе, что снаружи слегка нажали, чтобы они появились внутри. Но лучше всего в этом дворе, конечно, солнечным днем – тогда окна дома NV/9 бросают блики на темную кирпичную стену и она оживает. И золотая стена виллы – ну как тут не вспомнить про Domus Aurea? – тоже распределяет солнечные блики, только утром. 
  

Золотые рамы окон – согласимся с автором, – действительно добавляют решению некоторой контрастной «плакатности». Но не могу сказать, что такого рода «плакатность» так уж плоха сама по себе. В ней можно увидеть «изюминку»: высказывание на темы московской современности и в то же время – пестрой специфики исторически свойственной московской архитектуре. Что помогает дому вступить в диалог со всеми уровнями контекста, как исторического, так и географического: не будем забывать, что справа и слева его окружают золотые главы разновременных церквей, даже желтые фасады ампира у Яузских ворот и смелый оранжевый БЦ Силвер Сити включаются в ту же мизансцену. 
  

Но Скуратов, кроме того – архитектор живописный. К сочетанию двух базовых и простых материй: кирпича и золота, он добавляет материю сложную – плинфообразный кирпич Petersen Columba от датского завода Кристиана Петерсена. В кладке использовано десять типов и оттенков кирпича; несколько типоразмеров фабрика изготовила специально для этого дома на заказ. В сущности, фасад получился ручной работы; сиди и любуйся. Терракота разных оттенков перемежается, по законам импрессионистической живописи, с солнечным горчично-желтым, и, главное, с ультрамариновой синевой, которая позволяет сделать общий тон темным, избегая черноты. 
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

К слову сказать, при всем разнообразии пестроты последнего десятилетия развития столичной архитектуры – такой ее разновидности еще нигде не было: кирпичи яркие, но не броские, разноцветные, но держат один тон; живописной сдержанностью похожи на карельские гранитные камни, те тоже вроде одного тона, но вкрапления там встречаются ох какие яркие. Совершенно определенно, другой такой поверхности в Москве нет, и еще неизвестно, когда сможет появиться. 
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Именно этот кирпич, а вовсе не золото, здесь – самое драгоценное из фасадных решений. Тонкий, многоцветный с заметными желтоватыми вкраплениями, полосатый кирпич, с одной стороны, служит фоном, вбирая контрастные цветовые свойства и «примиряя» их внутри себя. 

С другой стороны, поверхность живописна, а структура кладки с глубокими чередованиями – графична, и ее штриховка управляет восприятием новой части. Вверху она продолжает вертикали пилястр здания Сергея Калугина, а восточнее его абрис, в обоих случаях плавно – как тень – растворяя контуры в плоскости нового фасада. Удивительно тонко полоски растворяются в стене. 
Дом Тессинский, 1
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Полосатая кладка также удачно отражается в стекле лобби, выстраивая перспективу; так внешнее и внутреннее оказывает связано дважды, один раз потому, что стены и пол лобби действительно продолжают фасады и тротуар, а стекло прозрачное, второй раз через «наложенное» на стекло отражение. 

Любые изменения полосатой кладки легко чувствуются и позволяют строить новую поверхность не крупным артикулированным декором, как в исторических фасадах, а тонкими намеками, которые можно не заметить и пройти мимо, а можно – наоборот, долго разглядывать. 
  

_______________________________________
*
На самом деле Тессинский переулок назван по фамилии домовладельца XIX века Тессина, фамилия происходит от швейцарской реки Тессин, которая дала имя одному из кантонов, а название реки переводится как «река, текущая много раз», – кажется, что в этом переводе уже что-то есть для Тессинского переулка. Его также возводят старофранцузскому слову tessé, означавшему участок, поросший травой. Впрочем, все эти игры слов со спецификой участка перекликаются лишь косвенно и случайно. 
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Клубный дом «Тессинский, 1»
Россия, Москва, Тессинский переулок, 1

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, М. Серебряников – главный архитекор проекта, при участии: С. Морозов, Я. Акимов

2018 — 2020 / 2020 — 2023

Девелопер: INSIGMA

05 Августа 2024

Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Похожие статьи
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Технологии и материалы
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.