Архитектура как воздух

Вручены «львы» XII Венецианской биеннале архитектуры.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

29 Августа 2010
mainImg
Церемония официального открытия биеннале и вручения «Золотых львов» состоялась вчера в саду Джардини на специальной крытой эстраде Esedra, что оказалось очень кстати по случаю внезапной непогоды; дожди в день открытия биеннале как будто бы становятся традицией. Как и полагается для столь важной выставки, случился совершенный аншлаг; зал был забит до отказа. Фотографы, как настоящие профессионалы, гроздьями повисли на металлических конструкциях перед сценой и заставляли всех лауреатов старательно позировать перед камерами. Впрочем, церемония прошла быстро.
«Золотого льва» за жизненный вклад в архитектуру – одну из самых престижных мировых наград для состоявшихся архитекторов – получил Рем Колхас, отмеченный «за обновление архитектурного языка». Несмотря на то, что имя этого лауреата было известно заранее, присутствовавшая на церемонии публика восторженно реагировала на каждую его фразу и несколько раз устраивала ему овацию. Архитектор в кратком ответном слове отметил, что его профессиональная деятельность – только вершина айсберга, а гораздо большую, «подводную» часть составляют семья и друзья, и именно их он поблагодарил за поддержку, а также шутливо отметил, что очень приятно получить эту награду в середине карьеры.
Дополнительной – посмертной – премией по инициативе Кадзуйо Сэдзимы был отмечен Кадзуо Синохара, практик и педагог, значительно повлиявший на современную японскую архитектуру. Предназначенную ему статуэтку льва получил представитель Токийского института технологии, где Синохара учился, а затем преподавал в течении почти 40 лет; среди его учеников – сама Сэдзима.
Все другие лауреаты, как это обычно делается на биеннале, заранее известны не были.
Лучшим проектом основной выставки «Люди встречаются в архитектуре» был назван «Архитектура как воздух: исследование для Шато ля Кост» Дзюнья Исигами. Это почти невидимая конструкция из тонких лесок, очерчивающая контуры гипотетической постройки в Европе в масштабе 1:1. Эта работа посвящена проблеме дематериализации, достаточно актуальной как для современной архитектуры, так и для этого конкретного автора: в 2008 Исигами отвечал за японский павильон, который он оставил пустым, разрисовав лишь его белые оштукатуренные стены «карандашными» рисунками. Следует также отметить, что Сэдзима пригласила его к участию как старого знакомого: в начале 2000-х он проработал несколько лет в ее бюро SANAA. Жюри отметило его произведение за «раздвижение рамок материальности, видимости, тектоники, тонкости и даже самой архитектуры».
«Золотого льва» за лучший национальный павильон получило королевство Бахрейн, отмеченное за реалистичный подход к выбору темы экспозиции: вместо того, чтобы показать эффектные новые районы и города, которые сейчас там активно строятся, организаторы остановились на сюжете быстро меняющейся прибрежной полосы, связанных с этим проблем и перспектив, в частности, возможностей использования моря как общественного пространства. Награду вручили смущенной вниманием прессы и фотографов комиссару павильона – министру культуры Бахрейна Шейхе Май Бен Мохаммед Аль-Халифа; внимание к выставочному проекту этой начальственной высокородной дамы понятно: Бахрейн участвует в архитектурной биеннале впервые.
«Серебряного льва», премию для подающих надежду молодых архитекторов, получили бельгийские архитекторы Керстен Герс и Давид Ван Северен (бюро «OFFICE Kersten Geers David Van Severen») и голландский архитектурный фотограф Бас Принсен (Bas Princen). Они приняли участие в текущей биеннале с проектом «7 комнат. 21 перспектива». В каждом из помещений намеренно выбранного обветшавшего и грязного садового павильона Арсенала показаны одна фотография Принсена, холодная и почти искусственная, в сочетании с двумя визуализациями проектов Герса и Ван Северена, также нарочито «ненатурально» вписанных в реальное пространство. Впрочем, эти бельгийские архитекторы – не новички на биеннале: в прошлый раз они отвечали за свой национальный павильон, закрыв его забором из нержавеющей стали и рассыпав внутри конфетти в рамках проекта «After party».
Также были вручены три поощрительные премии. Среди отмеченных участников биеннале – Ван Шу и его бюро Amateur Architecture Studio за их лаконичную работу «Распад купола», представляющий собой простой деревянный каркас; эта простота и понравилась жюри. Шу в благодарственной речи отметил, что сохранить творческую независимость в современном Китае очень нелегко, и награда поможет ему сохранить уверенность в себе. Studio Mumbai отмечены за замечательную атмосферную инсталляцию «Рабочее место» для Арсенала, а знаменитый ландшафтный архитектор Пит Аудольф (Piet Oudolf) – за решение сада делле Вергини, одновременно прекрасное и скромное. Работа над этим объектом заняла у него два года.
zooming
Куратор Кадзуо Седзима и директор биеннале Паоло Баратта на церемонии вручения наград биеннале. Фотография Нины Фроловой
Рем Колхас с «Золотым львом» за вклад в архитектуру 12-й биеннале. 2010. Фотография Нины Фроловой
«Золотой лев» за лучший проект в рамках кураторской экспозиции. Дзюнья Исигами. «Архитектура как воздух: исследование для Шато ля Кост»
«Золотой лев» за лучший национальный павильон. Проект королевства Бахрейн
«Золотой лев» за лучший национальный павильон. Проект королевства Бахрейн
«Серебряный лев». Керстен Герс и Давид Ван Северен (бюро «OFFICE Kersten Geers David Van Severen») и голландский архитектурный фотограф Бас Принсен (Bas Princen). «7 комнат. 21 перспектива»
Поощрительная премия. Studio Mumbai. «Рабочее место»
Поощрительная премия. Amateur Architecture Studio. «Распад купола»
Поощрительная премия. Пит Удольф (Piet Oudolf). ландшафтое решение сада делле Вергини


29 Августа 2010

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: XII Архитектурная биеннале в Венеции

Эффект в пространстве
Биеннале прошла, похваставшись 170 тысячами посетителей; воспоминания и фотографии остались. Предлагаем еще раз вспомнить про биеннале и посмотреть на картинки с выставки.
Сохранение изменений и изменение сохранения
Экспозицией венецианской биеннале, привлекшей особое внимание публики в этом году, стала выставка Cronocaos от обладателя «Золотого Льва» Рема Колхаса и его бюро ОМА. Ее тема — проблема сохранения наследия, которая, несмотря на свою актуальность, совершенно выпала из сферы интересов современных архитекторов и, как напоминают организаторы выставки, впервые поднимается на биеннале со времен «Присутствия прошлого» Портогези — первой венецианской архитектурной выставки, состоявшейся в 1980.
Метаморфозы больше не в моде
Вчера в Венеции состоялось выступление Курта Форстера, куратора биеннале 2004 года. Форстер, предложивший шесть лет назад для главной архитектурной выставки мира тему «Метаморфозы», каялся и убеждал собравшихся в том, что за метамофозами на самом деле ничего нет, никакой пользы. Он призывал архитекторов заняться проблемами более насущными, чем формообразование – рассказывает обозреватель Архи.ру Анна Мартовицкая.
Архитектурные параллели
В «параллельную программу» венецианской биеннале вошли как проекты, имеющие к архитектуре самое опосредованное отношение, так и выставки, которым самое место — среди ее ключевых событий.
Люди встречаются
В заключение обзора российских проектов на биеннале – несколько слов о выставке «Кабинет директора» и несколько фотографий, сделанных в день открытия превью биннале, 26 августа.
Разум и чувства на архитектурном поле
Президент Венецианской биеннале Паоло Баратта заявил на открывшей выставку пресс-конференции, что главная задача любой экспозиции – вызывать в зрителе эмоции. Если исходить из этого немного неожиданного для руководителя такого интеллектуального мероприятия постулата, можно взглянуть на главную архитектурную выставку с неожиданной стороны.
Погружение в архитектуру
Вчера, 26 августа, венецианская биеннале архитектуры открылась для журналистов в режиме так называемого превью. Еще два дня выставку будут показывать прессе, в субботу раздадут «Золотых львов», и начиная с воскресенья она будет доступна для всех желающих. Публикуем первый, беглый обзор главной части выставки. Кураторскую экспозицию Арсенала Кадзуйо Сэдзима превратила в одно большое архитектурное произведение, посвященное творческому осмыслению пространства бывшей Кордери; массивные интерьеры ответили на эти заигрывания взаимностью и стали выглядеть как будто лучше, чем обычно.
Мост в мир высокой моды
Архитектурная мастерская SPEECH разработала концепцию регенерации вышневолоцкой швейной фабрики «Аэлита». Поскольку это действующее производство, архитекторы решили его не перепрофилировать, а наоборот поддержать, создав рядом с фабрикой outlet-центр.
Утопия в павильоне
26 августа состоялось открытие экспозиции павильона России на XII венецианской биеннале архитектуры. Проект «Фабрика Россия», посвященный возрождению промышленной архитектуры и шире – общественной жизни города Вышнего Волочка, проект, интриговавший архитектурную общественность более полугода, наконец представлен зрителям.
Ажурные узоры будущего
Архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» в Вышнем Волочке досталась фабрика «Парижская коммуна». На ее территории архитекторы разместили конгресс-центр, отель, жилой дом и школу искусств.
В круге земном
ТПО «Резерв» было приглашено в проект для работы над образом одного из самых крупных и известных предприятий Вышнего Волочка – фабрикой Рябушинских. Бывшее текстильное производство архитекторы превратили в Музей познания мира и технико-развлекательный парк.
Обитаемый остров
Рассказом о концепции регенерации исторического центра Вышнего Волочка, разработанной бюро «Сергей Скуратов Architects», мы открываем серию публикаций о проектах участников экспозиции Российского павильона на XII Международной биеннале архитектуры в Венеции. Сергей Скуратов – единственный из участников «российской архитектурной сборной», кто в процессе работы над проектом переработал кураторское задание, поменяв и место расположения объекта, и его функциональное наполнение.
Лицом к большой воде
Архитектурная мастерская «Студия 44» в рамках проекта «Фабрика Россия» работала над концепцией регенерации хлопчатобумажного комбината «Пролетарский Авангард». Его территорию с водной системой Вышнего Волочка архитекторы связали с помощью нового канала, так что после реконструкции бывшее производство превратится в маленькую Венецию.

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.