Текст о проекте гимназии написан
при поддержке компании «КИРИЛЛ»
в рамках подготовки стенда
бюро Сергея Скуратова на Арх Москве 2024.
Благодарим компанию
за возможность опубликовать материал.
при поддержке компании «КИРИЛЛ»
в рамках подготовки стенда
бюро Сергея Скуратова на Арх Москве 2024.
Благодарим компанию
за возможность опубликовать материал.
Архитектура здания во многом определена его местоположением на зеленом склоне у реки вблизи пешеходного моста Богдана Хмельницкого.
Здание школы формирует новый взгляд на Ростовскую набережную: его вытянутый вдоль набережной объем прекрасно видно и с противоположной стороны реки, и с Бережковской набережной, и с пешеходного моста имени Богдана Хмельницкого, и с площади перед Киевским вокзалом, где ежедневно проходит большое количество людей. То есть по своей сути оно является объектом, оказывающим значительное влияние на окружение.
Сложный рельеф – перепад между высотами более чем в десять метров – обыгрывается в решении здания как в объеме, так и в планировке, превращаясь из трудности в достоинство, отличающее этот проект от прочих.
Сформированные задолго до проекта пешеходные и автомобильные пути, сложившаяся застройка и важность проекта в градостроительном смысле послужили созданию среды, где чувствуешь себя комфортно и где хочется находиться.
На схеме показана логика объемно-пространственного построения здания. Большая консоль открывает вид на реку и площадь Киевского вокзала, маленький вырез с противоположной стороны уступает место склону. И вот, вроде бы корпуса ортогональны, но всё необходимое для школы и города учтено легким росчерком.
Объем состоит из двух протяженных блоков на общем основании – корпуса слегка сдвинуты относительно друг друга и воспринимаются как самостоятельно решенные. В блоке, расположенном ближе к реке, преобладают старшие классы, на первых этажах корпуса со стороны города – младшая школа. Благодаря сдвижке блоков в северной части, там, где школа встречается с интенсивным пешеходным потоком с моста, появляется небольшая городская площадь.
На нее также можно будет подняться и от набережной, по лестнице, совмещенной с открытым амфитеатром; этот путь наследует уже существующим путям-«тропинкам», в частности, выходу на среднем уровне с моста, и развивает их. Тем не менее тополя планируется заменить деревьями иного культурного уровня, не производящими пух и не аккумулирующими пыль. А зеленый склон – использовать как буфер между набережной и школой. Со стороны площади образуется своего рода «узел» общественного городского пространства, здесь школа – важный элемент городской среды. Вполне логично, что именно здесь, на площади под большой консолью располагается вход для старших классов – для подростков важно соприкосновение с городом и реальной жизнью.
Вход для младших – с противоположной, более спокойной стороны 1-го Вражского переулка. В проекте запланирована возможность высаживать здесь младшеклассников из машин, заезжая на нижний подземный этаж.
И, разумеется, при всей включенности здания к город, меры безопасности продуманы.
Фасады школы – подчеркнуто легкие и светлые – создают ощущение свежести и привносят новое в район, где преобладает сталинская архитектура. Сетка вертикальная, стройная, светлая, на протяженной части тонкие ламели плавным градиентом «сгущаются», превращаясь в откосы, – это один из любимых приемов Сергея Скуратова, отработанный архитектором в совершенстве, в частности на расположенных неподалеку «Садовых кварталах».
К слову сказать, из жилого комплекса сюда будет не так сложно ходить учиться, всего-то 20 минут пешком.
Материал фасадов – светлый натуральный камень и искусственный для наиболее тонких элементов, требующих большей прочности. А также медь для тонких ламелей нижних ярусов и для нижней поверхности консоли. Консоль, вероятно, будет оживлять площадь своими бликами; ее можно понять как визуальный «парафраз» реки, только теплого оттенка. Медный срез консоли поддержан полосой молочного стекла: она разделяет фасад на две вертикальные полосы, подчеркивает его протяженность – и тоже, хотя иначе, перекликается с водой.
Принцип визуальной открытости и прозрачности также реализуется в сердце школы – просторном атриуме. Атриум – место встреч и главное внутреннее пространство – объединяет два блока-корпуса по всей высоте.
«Занимая центральное место в проекте, атриум «проявляет» главную особенность современного обучения, которое строится в первую очередь на коммуникации, а не на диктате», – говорит Сергей Скуратов.
Атриум отделан темным деревом теплого оттенка, буквально погружен в него, что создает атмосферу, по ощущениям близкую к театральному залу. Но оба торца – стеклянные витражи, со стороны как площади, так и переулка, к которому ступеньки спускаются, как к сцене. А над ними парит подвешенный к пространстве «кубик» студии звукозаписи; его фасады, согласно замыслу, будут медийными, на них можно будет транслировать видео и любые школьные сообщения.
Кровля атриума – большая ступенька, на ней образуется озелененная терраса.
Тем не менее рассматривая внутреннее устройство комплекса, понимаешь, что атриум – своего рода крещендо, но структура школы интересна и в других своих частях. К примеру, перепад склона использован для размещения бассейна, актового зала и спортзала – последний освещен через зенитные фонари, включенные в мощение площади. Залы двусветные, актовый зал располагает балконом для важных гостей, с трибунами спортзала соседствует библиотека, перетекающая в пространство амфитеатра – это тоже актуальный прием в области проектирования современных школ, он делает соседство шумных и тихих зон во внутренних общественных пространствах гармоничным. Интересно наблюдать, как множество разных помещений эргономично «упаковывается» в два лаконичных блока с просторной и высокой, проницаемой для взгляда «перемычкой» между ними.
Словом, визуальная легкость и простота внешнего решения стала следствием решения нетривиальной задачи по «посадке» здания, умело превращающего сложности в возможности. В чем, признаться, и состоит задача архитектора.