English version

Сергей Скуратов: «Школа должна была стать жемчужиной Садовых кварталов. Мы все ждали ее 13 лет»

Говорим с Сергеем Скуратовым о результатах конкурса на здание в центре комплекса, которым архитектор занимается с 2006 года. Показываем не победивший конкурсный проект и делаем попытку изучить случай.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Архитектурно-градостроительная концепция школы-лаборатории «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые Кварталы»
Россия, Москва, ул. Усачева

Авторский коллектив:
Руководитель творческого коллектива, автор проекта: С. А. Скуратов
ГАП: В. А. Замащикова. Архитекторы: М. В. Скобелев, Г. А. Щуров, при участии М. А. Носкова

4.2020 — 6.2020

Заказчик: Фонд поддержки образовательных инициатив «Новый взгляд»
ЖК «Садовые кварталы» в Хамовниках
Россия, Москва, ул. Усачева, вл. 11, кварталы 1, 4

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель авторского коллектива, 
А. Панёв – главный архитектор проекта 
1 квартал: Н. Асадов, С. Безверхий, И. Голубев, И. Ильин, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, П. Шалимов, И. Щепетков 
2 квартал: А. Алендеев, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, Е. Тирских 
3 квартал: А. Алендеев, С. Безверхий, М. Кирьянова, Ю. Левина, Н. Овсянникова, Е. Тирских, А. Чурадаев, А.Чалов 
4 квартал: А. Алендеев,  А. Горобец, Е. Гуськова, Я. Дегтярева, М. Кирьянова, И. Маринин, Ю. Ковалева, А. Коньков, Н. Овсянникова, Е. Тирских 
общественное пространство: С. Скуратов, А. Панёв, Н. Овсянникова

2006 — 2014 / 2013 — 2024

Девелопер: «М-Девелопмент», ЗАО «Интеко», Sminex
Генподрядчик: ООО «Дивидаг»
Смежники: «Метроспецстрой-Девелопер», «АМ Групп»
Конкурс на концепцию здания школы на территории ЖК «Садовые кварталы» был проведен компанией «Интеко», МГИМО и фондом «Новый взгляд» в апреле-июне текущего года. Участники работали над проектами без гонорара в течение почти трех месяцев, с середины апреля по конец июня и, наконец, 2 июля МГИМО, чьим подразделением должна стать школа, объявил результаты: победителем назвали проект консорциума АБ «Восток» и компании Martela. Проект назван «наиболее продуманным с точки зрения экономики и логистики».
Архитектурная концепция школы «Новый взгляд»
© Архитектурное бюро «Восток» + Martela

В последние годы в российской архитектурной среде сложилось так, что о победителях конкурсов принято говорить либо хорошо, либо ничего. Если заказчик своей волей передал проект другому автору – это еще обсуждается, и то скрипя зубами, но если был проведен конкурс – все молчат, и нигде, кроме кулуаров альтернативные мнения не высказываются. Но данный случай, на наш взгляд, – во многом особенный, и его следует обсудить.

Однако многие из тех читателей, кто интересуется современной архитектурой Москвы, наверняка помнят, что здание школы было центральной частью проекта всего комплекса «Садовых кварталов» – ЖК, спроектированного Сергеем Скуратовым на месте завода «Каучук». В 2006 году Скуратов выиграл конкурс, в 2007 году разработал мастер-план и дизайн-код района, и пригласил к участию нескольких известных московских архитекторов: Юрия Григоряна, Владимира Плоткина, Андрея Савина, Александра Скокана, Сергея Чобана и других, поделив корпуса между собой и коллегами. Это был один из первых для Москвы примеров сочетания разных «рук» на основе общего «кода» – ход, впоследствии реализованный Юрием Григоряном в ЗИЛАрте, Сергеем Чобаном в «Микрогороде в лесу» и в ряде других проектов; фактически, такой подход стал одним из основных при проектировании крупных жилых комплексов в Москве 2010-х.
  • zooming
    1 / 3
    «Садовые кварталы», четвертый квартал. Слева направо дома, спроектированные архбюро: Меганом, Сергей Скуратов architects, «Арт-Бля»
    Фотография: предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 3
    «Садовые кварталы», первый квартал
    Фотография: предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 3
    «Садовые кварталы», третий квартал
    Фотография: предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS

Но нельзя не признать, что ключевые черты «Садовых кварталов» были предложены Сергеем Скуратовым. А именно, в нижней части архитектор сделал комплекс двухуровневым, построив на этом не только разделение между приватными дворами и городским общественным пространством вокруг пруда в центре, но и пространственную интригу, связавшую части комплекса навесными переходами и поддержанную частыми консольными выносами: дома то вырастают из земли, то нависают над головой, все это, как и разнообразие авторских решений, делают городскую ткань внутри «Садовых кварталов» совершенно небанальной.
Концепция застройки квартала в районе Хамовники города Москвы
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Роль образного апофеоза была отведена зданию школы – в 2007году она выглядела как тонкий белый брусок с консолью, вынесенной на 21 метр, и подчеркивала пропорции домов, во многих случаях вертикальные, своей парящий над прудом горизонталью. Надо ли говорить, что для Москвы многие из принципов, предложенных и постепенно реализованных в «Садовых кварталах», сейчас кажутся модными, а тогда были предложены впервые.
Концепция застройки квартала в районе Хамовники города Москвы, 2006
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Школа в проекте 2006 года. Концепция застройки квартала в районе Хамовники города Москвы, 2006
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

С тех пор случилось несколько финансовых кризисов, сменился девелопер проекта, было отменено строительство офисного центра – школа осталась единственным общественным зданием и главным акцентом. Ее участок уменьшился, проект Сергей Скуратов переработал, немного уменьшив вынос консоли; фасады стали медными. Но значение здания в ансамбле и идея «Дороги в школу», отделенной ради безопасности детей от городского пространства вокруг пруда, сохранились.
Школа в составе ЖК «Садовые кварталы», вариант 2010
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Для школы не было написано дизайн-кода, напротив, она принципиально отличалась, должна была «держать» на себе композицию. Ее автором в составе комплекса долгие годы считался Сергей Скуратов, что было широко известно в узких кругах: многие из тех, кому это интересно, хорошо знали о проекте с консолью над прудом. И вот – неожиданный конкурс. Не меньше десяти приглашений были разосланы известным архитекторам, но большинство – все, кто проектировал в «Садовых кварталах», и другие – отказались от участия в пользу Скуратова. Между тем конкурс состоялся, и теперь на месте ключевого объекта в центре комплекса планируется реализовать совершенно иной проект. Сергей Скуратов участвовал в конкурсе, но не победил.

В проекте Скуратова, детально доработанном для конкурса, который завершился на днях, здание выглядит так:
Школа, конкурсный проект SSA 2020 года. Вид со стороны центральной зоны Садовых кварталов. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Вид с верху со стороны центральной зоны Садовых кварталов. Школа при МГИМО в составе ЖК «Садовые кварталы»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

В победившем проекте консорциума АБ «Восток» и Martela – так:
Архитектурная концепция школы «Новый взгляд», июль 2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Архитектурная концепция школы «Новый взгляд», июль 2020
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Сергей Скуратов на следующий день после объявления результатов конкурса, опубликовал свой проект на сайте бюро, а затем на своей странице в ФБ сопроводил следующим комментарием:

***
 
Говорим с Сергеем Скуратовым о конкурсе и третьем варианте здания школы, разработанном на основе всех прежних весной 2020 года:

Архи.ру:
Как вы восприняли произошедшее? 

Сергей Скуратов: 
Для меня это стало шоком, никак не могу прийти в себя, мне в страшном сне такое не могло присниться.

«Садовые кварталы» лишаются главного акцента, ядра, на котором держалась вся композиция после того, как было отменено здание бизнес-центра. Проект, который нам предложен в качестве победившего, был бы уместен в составе какого-нибудь типового района и, возможно, даже украсил бы его, но в данном случае, по моему убеждению, это полный провал.

Презентуя свой проект жюри, я сказал: 16 домов «Садовых кварталов» – это оправа, 13 лет она ждала свою «жемчужину». Школа должна стать образом абсолютно современной архитектуры, архитектуры будущего, светлой, открытой, летящей. Это соответствовало бы амбициям инновационного образования, которое там собираются развивать, и названию «Новый взгляд».

Я думаю, мы должны задавать правильные вопросы. Правильный вопрос в данном случае – такой ли центр нужен «Садовым кварталам»? И еще – какое будущее мы здесь видим, в победившем проекте компаний «Восток» и Martela? На мой взгляд, это не похоже на инновационное будущее, скорее уж на прошлое: тяжелая форма, глухие фасады, желто-розовый цвет кирпича перекликается со зданиями соседних пятиэтажек. В проекте превышена общая площадь, где-то на 2000 м2. Вход мои коллеги разместили со стороны пруда, в яме, что я считаю совершенно неправильным.
Проект школы «Новый взгляд» в Хамовниках
© Архитектурное бюро «Восток» + Martela

В нашем предложении главный вход всегда располагался со стороны 1-го Шибаевского проезда, со стороны города, что было бы удобно для детей, живущих вне Садовых кварталов: там была предусмотрена парковка, и вход с уровня улицы, сразу на второй ярус, который внутри комплекса соответствует уровню жилых дворов и переходов.
  • zooming
    1 / 4
    Вид со стороны 1-го Шибаевского проезда. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 4
    Вид со стороны 1-го Шибаевского проезда. Главный вход в школу. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 4
    Вид со стороны 1-го Шибаевского проезда. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 4
    Вид сверху. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Мы гордимся идеей «Дороги в школу», пешеходного пути, расположенного на высоте 5,7 м и таким образом изолированного от городских транспортных зон. Она соединяет дворы, входные зоны жилых домов и школу, предлагая безопасный путь – ребенок просто не сможет прийти никуда, кроме школы или дома. Для нас было принципиальным создать систему безопасности чисто архитектурными средствами.
Вид вдоль дороги в школу (дорога в школу – слева). Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Вид с центральной зоны от первого квартала. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

В победившем проекте ребенку, чтобы войти в школу, придется не только пройти городское пространство, но еще и почему-то спуститься по лестнице в яму.

Ваш конкурсный проект существенно отличается от предыдущих версий? 

В новом конкурсном варианте мы сделали проект еще эффектнее, ярче, светлее – вернулись к белому цвету, к прозрачности, у нас там предусмотрен градиент от матового стекла к прозрачному. Светлый верх контрастирует с кортеновым стилобатом, который, в свою очередь, выстраивает связи с соседними кварталами, где часто на уровне пешехода встречается кортен. Пришлось, к сожалению, отказаться от большой консоли в сторону пруда, так как за прошедшие годы территория под ней отошла к жилой части комплекса. Поменяли почти всю технологию, привнесли в нее все новые разработки и идеи. Фактически, это новый проект.
  • zooming
    1 / 4
    Вид с площади перед школой на центральную зону Садовых кварталов. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 4
    Вид со стороны ул. Усачева вдоль третьего квартала. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 4
    Вид с противоположной стороны пруда от второго квартала. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 4
    Вид с противоположной стороны третьего квартала. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Мы еще раз проработали, прорисовали детали, всё до мелочей. Открыли безопасные наружные площадки, полифункциональные пространства внутри, продумали интерьеры с большим количеством естественного света и видами на пруд, с деревянными потолками и комфортными коммуникациями между классами.
  • zooming
    1 / 4
    Вид на амфитеатр средней и старшей шолы. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 4
    Переход между младшей и старшей школой. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 4
    Спортивный зал. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 4
    Вид на многосветное пространство. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В атриуме и пространстве рекреаций структура продумана в соответствии с современными подходами к школьным занятиям и зданиям.
  • zooming
    1 / 25
    Анализ участка. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 25
    Схемы формообразования. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 25
    Схемы формообразования. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 25
    Схема ситуационного плана Садовых кварталов (с пятым кварталом по проекту ССА). Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    5 / 25
    Генеральный план. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    6 / 25
    Схема транспортного обслуживания. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    7 / 25
    Схема перспективного развития пешеходных потоков. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    8 / 25
    Схема нормируемых элементов генплана. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    9 / 25
    Схема генплана с сетями. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    10 / 25
    Предварительный расчет инсоляции и освещенности. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    11 / 25
    Поэтажная функциональная схема. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    12 / 25
    Схема распределения школьных потоков. Входная группа. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    13 / 25
    Функциональная схема цокольного этажа на отметке -5.700. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    14 / 25
    План цокольного этажа на отметке -5.700. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    15 / 25
    Функциональная схема 1-го этажа на отметке 0.00. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    16 / 25
    Пнлан 1-го этажа на отметке 0.00. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    17 / 25
    Функциональная схема 2-го этажа на отметке +4.500. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    18 / 25
    План 2-го этажа на отметке +4.500. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    19 / 25
    Функциональная схема 3-го этажа на отметке +9.000. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    20 / 25
    План 3-го этажа на отметке +9.000. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    21 / 25
    Функциональная схема 4-го этажа на отметке +13.500. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    22 / 25
    План 4-го этажа на отметке +13.500. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    23 / 25
    Разрез 1-1. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    24 / 25
    Разрез 2-2. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    25 / 25
    Конструктивная схема консольных частей здания. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Тот интерьер, который я видел в победившем проекте, вызывает у меня, мягко говоря, недоумение. К тому же мы видим всего лишь одну картинку, да и в целом виды с многих точек попросту не были показаны.
Архитектурная концепция школы «Новый взгляд»
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Мы тщательно продумали пропорции и ритм фасадов, третий квартал начинается с простых ритмов, а первый заканчивается сложным. А наша школа в середине этого пространства. Все жилые дома в центральной зоне нависают над дорогой в школу на 3,6 м и консоль здания школы также подхватывает эту отметку.
  • zooming
    1 / 7
    Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 7
    Схема юго-западного фасада. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 7
    Схема северо-восточного фасада. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 7
    Схема юго-восточного фасада. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    5 / 7
    Схема северо-западного фасада. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    6 / 7
    Развертка со стороны 1-го Шибаевского проезда. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    7 / 7
    Развертка со стороны пруда Садовых кварталов. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Создали «воздушную перспективу»: основное здание четырехэтажное, потом одноэтажная пауза и за ним трехэтажный объем младшей школы, находящийся в визуальной тени третьего квартала. Под всеми парящими объемами возникает «подрезка», стеклянная прослойка между цоколем и зданием, она создает дополнительное ощущение полета и легкости. Многие приемы тщательно отработаны в предыдущих проектах, но я убежден, что третий, нынешний вариант получился значительно интереснее.

Ваш проект получился дорогим? 

Вовсе нет! Там можно использовать обычное стекло, стальные или композитные ламели, да и кортен совсем не дорогой материал. Не знаю, возможно речь идет о какой-то особенной экономии. Очевидно, что для такого амбициозного образовательного проекта с участием МГИМО, в таком месте Москвы, как Садовые кварталы, нужен соответствующий уровень финансирования.

Мы приложили к конкурсному проекту расчет цены на проектирование, очень умеренный – но на защите проекта я услышал странную фразу, произнесенную намеренно громко: «Вы слишком дорогой архитектор, Сергей Александрович!»

Конкурс был заказной, по приглашениям? 

По приглашениям, но бесплатный. Нам было сказано, что наградой победителю станет контракт на стадию П.

Все, кто был приглашен, участвовали? 

Пригласили многих известных архитекторов, в том числе моих коллег, работавших в «Садовых кварталах», плюс АБ ATRIUM, АБ Асадова, бюро «Цимайло и Ляшенко» и других. Все они отказались, потому что знают, что это мой проект, школа – очень важная для меня центральная часть проекта.

Защиты проектов были открытыми? 

Закрытыми. Мне удалось только пролистать архитектурный альбом, технологическую часть от Martela я не видел. Из интерьеров я видел тоже только одну картинку.
***
Здесь заканчивается интервью Сергея Скуратова, далее сделаем попытку поразмышлять об этой истории. Слишком уж долго никто не обсуждал результаты конкурсов, а только поздравлял победителей. В данном же случае, достаточно очевидно, что конкурс – настолько не на так называемый greenfield, что и воспринимается достаточно странно, что уже отразилось в достаточно бурном обсуждении в соцсетях, где мнения, как это часто бывает, разделились: многие горячо поддеживают проект Сергея Скурова, другие ссылаются на изменившиеся условия и требования заказчика; было высказано и мнение, что в школьном здании важнее всего наполнение, а не фасад, и в этом свете оба проекта примерно равноценны. 

Итак. Этическая сторона вопроса примерно понятна хотя бы потому, что многие из приглашенных участников конкурса отказались участвовать – это сильный показатель, как и по тому, что участие было бесплатным, но открытого конкурса объявлено не было. Но есть еще несколько вещей: статус дизайн-кода, отношение к деньгам и к конкурсной практике.

Как мы помним, «Садовые кварталы» были сразу задуманы как проект нескольких авторов, что в последние десятилетия практикуется как способ ухода от единообразия через обращение к стилистике традиционного города. Разнообразие становится более подлинным, если в рамках большого проекта работают не один, а несколько архитекторов. Но традиционный город бывает разным: условный средневековый город застраивается хаотично, условный город классицизма – разными авторами, но по правилам. А есть еще высшая разновидность – ансамбль; слово происходит от французского ensemble, «вместе», но если воспринимать его без логических натяжек, в русском означает нечто, собранное вместе не просто как получилось, а системно. Ансамбль придумывает, режиссирует автор, как дирижер в оркестре. «Садовые кварталы» задуманы как ансамбль – работа оркестра с вполне определенным дирижером, Сергеем Скуратовым, который долгое время со всей самоотдачей управлял его развитием как проекта, роскошного по меркам московских компромиссов. Этот большой, стайерский комплекс развивался больше 13 лет именно как ансамбль: архитектурный проект, подчиненный единой воле и рассчитанный на определенные акценты.

И у него был заявлен дизайн-код, набор правил, который мы когда-то с подачи самого автора сравнили с генетическим, но который, на самом деле, был не вполне таковым – точнее он был генокодом для жилых домов приглашенных авторов, но помимо него в проекте предполагалась «нейросеть», некий центр, «голова», набор сюжетов с внутренним иерархическим, в сущности, построением, который не исчерпывался «кодом», как человеческий мозг не исчерпывается наличием нейронов. Само понятие дизайн-кода, в общем-то, работает на низшем уровне, более высокая степень организации предполагает проект как идею с системой пластических и композиционных связей и соподчинений.
На школу не был написан дизайн-код, поскольку предполагалось, что ею будет заниматься генпроектировщик – бюро Сергея Скуратова. Что же получилось?

На западном углу территории, на месте отмененного бизнес-центра, возник новый 5 квартал, не встроенный в общую систему ни объемно, ни пластически, ни композиционно: его не было на первоначальном плане четырех кварталов, в отличие от них он ориентирован не на центр, а только на улицу Усачева, его массивные объемы никак не отвечают общему плану и не вписывается в ансамбль, в существующие в нем правила и пропорции, в пластическом отношении он скорее замкнут. Сейчас 5 квартал на западном углу комплекса проектирует бюро «Восток». Несколько ранее те же архитекторы построили на северном углу «Садовых кварталов», по улице Усачева, клубный дом Magnum, черный со скругленными углами.

Теперь в результате недавнего конкурса всё те же авторы, бюро «Восток», предлагают объем, который «шагает» уже в центр комплекса и занимает место его главного акцента. Формально следуя правилам дизайн-кода, в частности, используя кирпич для облицовки, но разрушая ансамбль, предлагая ему композиционный центр с совершенно новыми характеристиками – его архитектура не открыта, а закрыта, не парит, а вкапывается, не заострена, а скруглена, – всё это не было описано в дизайн-коде, потому что всё это свойства не кода, а проекта, плана, находящегося на несколько ином уровне художественного мышления, чем дизайн-код и даже код генетический – назовем его разумным, ну или композиционным уровнем. Вам не кажется, что такое воздействие сродни логике работы РНК-вируса? Перестроение фрагмента кода, нарушающее работу системы, ее дыхание? Не кажется? Ну хорошо, поехали дальше.

Далее о деньгах. Нам нередко из разных источников навязывают представление о том, что творческому человеку не следует думать о деньгах: дескать, какой же ты творец, если просишь денег, деньги – фу, деньги низко. На самом деле это обидная неправда, поскольку позволяет людям, которым вроде бы, напротив, полагается думать о деньгах, экономить на самой ценной и долгосрочной части продукта – его художественном качестве и добросовестности исполнения. Это в одном случае. В другом случае, в качестве личного оценочного суждения рискну предположить, что архитектору таким образом ненавязчиво предлагают поработать бесплатно, если он действительно заинтересован в хорошем результате. Получается эффективный элемент давления: хочешь хорошо, сделай сам, но денег мы не дадим из принципа, потому что, во-первых, интересно сэкономить, во-вторых, не очень интересует ряд характеристик результата, а в-третьих, считаем неправильным вас, творческих людей, раскармливать. Все это – исключительно мои личные предположения, но согласитесь, похожие сентенции вместе или по отдельности мы слышим постоянно. К тому же здесь речь идет о школе, школа дело светлое, как следствие, по-видимому, должна быть дешевой, а лучше бесплатной (?), потому что – ну это же школа. И мы забываем, что школа находится в самом, без преувеличения, престижном районе Москвы и приписана к одному из самых престижных и богатых вузов. Честно говоря, мне это напоминает рассуждения некоторых родителей о том, что одежду и еду для детей им должно предоставлять государство, не потому что они бедствуют, бывают разные случаи реальной нужды и не о них здесь речь, а потому что – ну это же дети.

О школе. А надо ли ее вообще делать красивой? Как говорил Шрек из мультфильма: у меня крутит живот и вспотели ладони, похоже, мы в школе. Что, если интересная внешность школьного здания окажется обманом, ведь главное – это обстановка внутри, а она может хорошо сложиться и в типовом «сталинском» здании, ну например как в 179 школе, и наоборот, в совершенно новом и красивом здании можно закрыть на ключ все дворики и выходы на крышу, а эмоциональную атмосферу испортить вне зависимости от пространства. Попал к плохому учителю, и никакой фасад с интерьером тебе даром не будет нужен. Здесь напрашивается возражение – поэтому и выбрали проект Martela, которые хорошо работают с программами современных прогрессивных школ. Ну и кроме того наши люди привыкли к типовым школьным зданиям, точнее, привыкли адаптироваться к некоторой степени упрощения визуальной среды, так что три вида кирпича на фасадах уже будут неплохим развлечением. Получается, что речь идет, на самом деле, не о школе, а об ансамбле «Садовых кварталов», которые пока служат редким для Москвы примером интересной и качественной, интригующей архитектуры и срежиссированного городского пространства.

А о школе – в том смысле, что хотим ли мы когда-либо предложить, вне зависимости от наполнения, на которое остается только надеяться, новый образ школы? Не привычное пятно в середине микрорайона, а что-то эффектное, притягивающее взгляд. В принципе инновационные школы сейчас стремятся к яркому образу. Вспомним уже названные Летово, Хорошколу, Wunderpark, гимназию Примакова и много других. Но здесь отличие в том, что здание еще и служило самым ярким элементом комплекса, а не добавкой к «комплексному обеду», как это нередко случается. В этом смысле вместо шага вперед сделан шаг назад. Хотя, признаем, что проблема относится к очень тонким материям. Их-то и жаль.

Далее, конкурс. Как мы знаем, конкурс – процедура по определению здравая, демократическая, прогрессивная и стимулирующая здоровую конкуренцию. И наверное, сейчас не имеет смысла обсуждать, что в составе жюри нередко, как и в данном случае (неполный состав жюри см. здесь), оказывается меньше половины профессиональных архитекторов, а презентация и обсуждение проходят в закрытом режиме. С формальной точки зрения можно было бы предположить, что молодые архитекторы выиграли у «мэтра», предложив нечто более яркое и прогрессивное. Но на вид пока что так не скажешь, и как следствие конкурс больше похож не на соревнование профессионалов, а на процедуру легитимизации решения, не имеющую отношения, как минимум, к эстетическому выбору. Что, в общем-то, дискредитирует процедуру архитектурного конкурса как таковую, оставляя от конкурсной практики лишь оболочку. Не проще ли было заказчику принять непопулярное решение без лишних пассов? Или процедура легитимизации нынче в моде?
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Архитектурно-градостроительная концепция школы-лаборатории «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые Кварталы»
Россия, Москва, ул. Усачева

Авторский коллектив:
Руководитель творческого коллектива, автор проекта: С. А. Скуратов
ГАП: В. А. Замащикова. Архитекторы: М. В. Скобелев, Г. А. Щуров, при участии М. А. Носкова

4.2020 — 6.2020

Заказчик: Фонд поддержки образовательных инициатив «Новый взгляд»
ЖК «Садовые кварталы» в Хамовниках
Россия, Москва, ул. Усачева, вл. 11, кварталы 1, 4

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель авторского коллектива, 
А. Панёв – главный архитектор проекта 
1 квартал: Н. Асадов, С. Безверхий, И. Голубев, И. Ильин, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, П. Шалимов, И. Щепетков 
2 квартал: А. Алендеев, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, Е. Тирских 
3 квартал: А. Алендеев, С. Безверхий, М. Кирьянова, Ю. Левина, Н. Овсянникова, Е. Тирских, А. Чурадаев, А.Чалов 
4 квартал: А. Алендеев,  А. Горобец, Е. Гуськова, Я. Дегтярева, М. Кирьянова, И. Маринин, Ю. Ковалева, А. Коньков, Н. Овсянникова, Е. Тирских 
общественное пространство: С. Скуратов, А. Панёв, Н. Овсянникова

2006 — 2014 / 2013 — 2024

Девелопер: «М-Девелопмент», ЗАО «Интеко», Sminex
Генподрядчик: ООО «Дивидаг»
Смежники: «Метроспецстрой-Девелопер», «АМ Групп»

04 Июля 2020

Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.