Сергей Скуратов: «Школа должна была стать жемчужиной Садовых кварталов. Мы все ждали ее 13 лет»

Говорим с Сергеем Скуратовым о результатах конкурса на здание в центре комплекса, которым архитектор занимается с 2006 года. Показываем не победивший конкурсный проект и делаем попытку изучить случай.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

04 Июля 2020
mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Архитектурно-градостроительная концепция школы-лаборатории «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые Кварталы»
Россия, Москва, ул. Усачева

Авторский коллектив:
Руководитель творческого коллектива, автор проекта: С. А. Скуратов
ГАП: В. А. Замащикова. Архитекторы: М. В. Скобелев, Г. А. Щуров, при участии М. А. Носкова

2020

Заказчик: Фонд поддержки образовательных инициатив «Новый взгляд»
ЖК «Садовые кварталы» в Хамовниках
Россия, Москва, ул. Усачева, вл. 11, кварталы 1, 4

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – С. Скуратов
Главный архитектор проекта – А. Панёв
1 квартал: Н. Асадов, С. Безверхий, И. Голубев, И. Ильин, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, П. Шалимов, И. Щепетков
4 квартал: А. Алендеев, А. Горобец, Е. Гуськова, Я. Дегтярева, М. Кирьянова, Ю. Ковалева, А. Коньков, Н. Овсянникова, Е. Тирских

2014 – 2013

Заказчик: «М-Девелопмент», ЗАО «Интеко»
Генподрядчик: ООО «Дивидаг»
Смежники: «Метроспецстрой-Девелопер», «АМ Групп»
Конкурс на концепцию здания школы на территории ЖК «Садовые кварталы» был проведен компанией «Интеко», МГИМО и фондом «Новый взгляд» в апреле-июне текущего года. Участники работали над проектами без гонорара в течение почти трех месяцев, с середины апреля по конец июня и, наконец, 2 июля МГИМО, чьим подразделением должна стать школа, объявил результаты: победителем назвали проект консорциума АБ «Восток» и компании Martela. Проект назван «наиболее продуманным с точки зрения экономики и логистики».
Архитектурная концепция школы «Новый взгляд»
© Архитектурное бюро «Восток» + Martela

В последние годы в российской архитектурной среде сложилось так, что о победителях конкурсов принято говорить либо хорошо, либо ничего. Если заказчик своей волей передал проект другому автору – это еще обсуждается, и то скрипя зубами, но если был проведен конкурс – все молчат, и нигде, кроме кулуаров альтернативные мнения не высказываются. Но данный случай, на наш взгляд, – во многом особенный, и его следует обсудить.

Однако многие из тех читателей, кто интересуется современной архитектурой Москвы, наверняка помнят, что здание школы было центральной частью проекта всего комплекса «Садовых кварталов» – ЖК, спроектированного Сергеем Скуратовым на месте завода «Каучук». В 2006 году Скуратов выиграл конкурс, в 2007 году разработал мастер-план и дизайн-код района, и пригласил к участию нескольких известных московских архитекторов: Юрия Григоряна, Владимира Плоткина, Андрея Савина, Александра Скокана, Сергея Чобана и других, поделив корпуса между собой и коллегами. Это был один из первых для Москвы примеров сочетания разных «рук» на основе общего «кода» – ход, впоследствии реализованный Юрием Григоряном в ЗИЛАрте, Сергеем Чобаном в «Микрогороде в лесу» и в ряде других проектов; фактически, такой подход стал одним из основных при проектировании крупных жилых комплексов в Москве 2010-х.
  • zooming
    1 / 3
    «Садовые кварталы», четвертый квартал. Слева направо дома, спроектированные архбюро: Меганом, Сергей Скуратов architects, «Арт-Бля»
    Фотография: предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 3
    «Садовые кварталы», первый квартал
    Фотография: предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 3
    «Садовые кварталы», третий квартал
    Фотография: предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS

Но нельзя не признать, что ключевые черты «Садовых кварталов» были предложены Сергеем Скуратовым. А именно, в нижней части архитектор сделал комплекс двухуровневым, построив на этом не только разделение между приватными дворами и городским общественным пространством вокруг пруда в центре, но и пространственную интригу, связавшую части комплекса навесными переходами и поддержанную частыми консольными выносами: дома то вырастают из земли, то нависают над головой, все это, как и разнообразие авторских решений, делают городскую ткань внутри «Садовых кварталов» совершенно небанальной.
Концепция застройки квартала в районе Хамовники города Москвы
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Роль образного апофеоза была отведена зданию школы – в 2007году она выглядела как тонкий белый брусок с консолью, вынесенной на 21 метр, и подчеркивала пропорции домов, во многих случаях вертикальные, своей парящий над прудом горизонталью. Надо ли говорить, что для Москвы многие из принципов, предложенных и постепенно реализованных в «Садовых кварталах», сейчас кажутся модными, а тогда были предложены впервые.
Концепция застройки квартала в районе Хамовники города Москвы, 2006
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Концепция застройки квартала в районе Хамовники города Москвы, 2006
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

С тех пор случилось несколько финансовых кризисов, сменился девелопер проекта, было отменено строительство офисного центра – школа осталась единственным общественным зданием и главным акцентом. Ее участок уменьшился, проект Сергей Скуратов переработал, немного уменьшив вынос консоли; фасады стали медными. Но значение здания в ансамбле и идея «Дороги в школу», отделенной ради безопасности детей от городского пространства вокруг пруда, сохранились.
Школа в составе ЖК «Садовые кварталы», вариант 2010
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Для школы не было написано дизайн-кода, напротив, она принципиально отличалась, должна была «держать» на себе композицию. Ее автором в составе комплекса долгие годы считался Сергей Скуратов, что было широко известно в узких кругах: многие из тех, кому это интересно, хорошо знали о проекте с консолью над прудом. И вот – неожиданный конкурс. Не меньше десяти приглашений были разосланы известным архитекторам, но большинство – все, кто проектировал в «Садовых кварталах», и другие – отказались от участия в пользу Скуратова. Между тем конкурс состоялся, и теперь на месте ключевого объекта в центре комплекса планируется реализовать совершенно иной проект. Сергей Скуратов участвовал в конкурсе, но не победил.

В проекте Скуратова, детально доработанном для конкурса, который завершился на днях, здание выглядит так:
Вид со стороны центральной зоны Садовых кварталов. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Вид с верху со стороны центральной зоны Садовых кварталов. Школа при МГИМО в составе ЖК «Садовые кварталы»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

В победившем проекте консорциума АБ «Восток» и Martela – так:
Архитектурная концепция школы «Новый взгляд»
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Архитектурная концепция школы «Новый взгляд»
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Сергей Скуратов на следующий день после объявления результатов конкурса, опубликовал свой проект на сайте бюро, а затем на своей странице в ФБ сопроводил следующим комментарием:

***
 
Говорим с Сергеем Скуратовым о конкурсе и третьем варианте здания школы, разработанном на основе всех прежних весной 2020 года:

Архи.ру:
Как вы восприняли произошедшее? 

Сергей Скуратов: 
Для меня это стало шоком, никак не могу прийти в себя, мне в страшном сне такое не могло присниться.

«Садовые кварталы» лишаются главного акцента, ядра, на котором держалась вся композиция после того, как было отменено здание бизнес-центра. Проект, который нам предложен в качестве победившего, был бы уместен в составе какого-нибудь типового района и, возможно, даже украсил бы его, но в данном случае, по моему убеждению, это полный провал.

Презентуя свой проект жюри, я сказал: 16 домов «Садовых кварталов» – это оправа, 13 лет она ждала свою «жемчужину». Школа должна стать образом абсолютно современной архитектуры, архитектуры будущего, светлой, открытой, летящей. Это соответствовало бы амбициям инновационного образования, которое там собираются развивать, и названию «Новый взгляд».

Я думаю, мы должны задавать правильные вопросы. Правильный вопрос в данном случае – такой ли центр нужен «Садовым кварталам»? И еще – какое будущее мы здесь видим, в победившем проекте компаний «Восток» и Martela? На мой взгляд, это не похоже на инновационное будущее, скорее уж на прошлое: тяжелая форма, глухие фасады, желто-розовый цвет кирпича перекликается со зданиями соседних пятиэтажек. В проекте превышена общая площадь, где-то на 2000 м2. Вход мои коллеги разместили со стороны пруда, в яме, что я считаю совершенно неправильным.
Проект школы «Новый взгляд» в Хамовниках
© Архитектурное бюро «Восток» + Martela

В нашем предложении главный вход всегда располагался со стороны 1-го Шибаевского проезда, со стороны города, что было бы удобно для детей, живущих вне Садовых кварталов: там была предусмотрена парковка, и вход с уровня улицы, сразу на второй ярус, который внутри комплекса соответствует уровню жилых дворов и переходов.
  • zooming
    1 / 4
    Вид со стороны 1-го Шибаевского проезда. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 4
    Вид со стороны 1-го Шибаевского проезда. Главный вход в школу. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 4
    Вид со стороны 1-го Шибаевского проезда. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 4
    Вид сверху. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Мы гордимся идеей «Дороги в школу», пешеходного пути, расположенного на высоте 5,7 м и таким образом изолированного от городских транспортных зон. Она соединяет дворы, входные зоны жилых домов и школу, предлагая безопасный путь – ребенок просто не сможет прийти никуда, кроме школы или дома. Для нас было принципиальным создать систему безопасности чисто архитектурными средствами.
Вид вдоль дороги в школу (дорога в школу – слева). Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Вид с центральной зоны от первого квартала. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

В победившем проекте ребенку, чтобы войти в школу, придется не только пройти городское пространство, но еще и почему-то спуститься по лестнице в яму.

Ваш конкурсный проект существенно отличается от предыдущих версий? 

В новом конкурсном варианте мы сделали проект еще эффектнее, ярче, светлее – вернулись к белому цвету, к прозрачности, у нас там предусмотрен градиент от матового стекла к прозрачному. Светлый верх контрастирует с кортеновым стилобатом, который, в свою очередь, выстраивает связи с соседними кварталами, где часто на уровне пешехода встречается кортен. Пришлось, к сожалению, отказаться от большой консоли в сторону пруда, так как за прошедшие годы территория под ней отошла к жилой части комплекса. Поменяли почти всю технологию, привнесли в нее все новые разработки и идеи. Фактически, это новый проект.
  • zooming
    1 / 4
    Вид с площади перед школой на центральную зону Садовых кварталов. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 4
    Вид со стороны ул. Усачева вдоль третьего квартала. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 4
    Вид с противоположной стороны пруда от второго квартала. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 4
    Вид с противоположной стороны третьего квартала. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Мы еще раз проработали, прорисовали детали, всё до мелочей. Открыли безопасные наружные площадки, полифункциональные пространства внутри, продумали интерьеры с большим количеством естественного света и видами на пруд, с деревянными потолками и комфортными коммуникациями между классами.
  • zooming
    1 / 4
    Вид на амфитеатр средней и старшей шолы. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 4
    Переход между младшей и старшей школой. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 4
    Спортивный зал. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 4
    Вид на многосветное пространство. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В атриуме и пространстве рекреаций структура продумана в соответствии с современными подходами к школьным занятиям и зданиям.
  • zooming
    1 / 25
    Анализ участка. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 25
    Схемы формообразования. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 25
    Схемы формообразования. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 25
    Схема ситуационного плана Садовых кварталов (с пятым кварталом по проекту ССА). Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    5 / 25
    Генеральный план. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    6 / 25
    Схема транспортного обслуживания. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    7 / 25
    Схема перспективного развития пешеходных потоков. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    8 / 25
    Схема нормируемых элементов генплана. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    9 / 25
    Схема генплана с сетями. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    10 / 25
    Предварительный расчет инсоляции и освещенности. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    11 / 25
    Поэтажная функциональная схема. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    12 / 25
    Схема распределения школьных потоков. Входная группа. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    13 / 25
    Функциональная схема цокольного этажа на отметке -5.700. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    14 / 25
    План цокольного этажа на отметке -5.700. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    15 / 25
    Функциональная схема 1-го этажа на отметке 0.00. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    16 / 25
    Пнлан 1-го этажа на отметке 0.00. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    17 / 25
    Функциональная схема 2-го этажа на отметке +4.500. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    18 / 25
    План 2-го этажа на отметке +4.500. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    19 / 25
    Функциональная схема 3-го этажа на отметке +9.000. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    20 / 25
    План 3-го этажа на отметке +9.000. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    21 / 25
    Функциональная схема 4-го этажа на отметке +13.500. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    22 / 25
    План 4-го этажа на отметке +13.500. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    23 / 25
    Разрез 1-1. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    24 / 25
    Разрез 2-2. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    25 / 25
    Конструктивная схема консольных частей здания. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Тот интерьер, который я видел в победившем проекте, вызывает у меня, мягко говоря, недоумение. К тому же мы видим всего лишь одну картинку, да и в целом виды с многих точек попросту не были показаны.
Архитектурная концепция школы «Новый взгляд»
© «Восток», Martela /предоставлено пресс-службой Москомархитектуры

Мы тщательно продумали пропорции и ритм фасадов, третий квартал начинается с простых ритмов, а первый заканчивается сложным. А наша школа в середине этого пространства. Все жилые дома в центральной зоне нависают над дорогой в школу на 3,6 м и консоль здания школы также подхватывает эту отметку.
  • zooming
    1 / 7
    Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 7
    Схема юго-западного фасада. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 7
    Схема северо-восточного фасада. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 7
    Схема юго-восточного фасада. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    5 / 7
    Схема северо-западного фасада. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    6 / 7
    Развертка со стороны 1-го Шибаевского проезда. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    7 / 7
    Развертка со стороны пруда Садовых кварталов. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Создали «воздушную перспективу»: основное здание четырехэтажное, потом одноэтажная пауза и за ним трехэтажный объем младшей школы, находящийся в визуальной тени третьего квартала. Под всеми парящими объемами возникает «подрезка», стеклянная прослойка между цоколем и зданием, она создает дополнительное ощущение полета и легкости. Многие приемы тщательно отработаны в предыдущих проектах, но я убежден, что третий, нынешний вариант получился значительно интереснее.

Ваш проект получился дорогим? 

Вовсе нет! Там можно использовать обычное стекло, стальные или композитные ламели, да и кортен совсем не дорогой материал. Не знаю, возможно речь идет о какой-то особенной экономии. Очевидно, что для такого амбициозного образовательного проекта с участием МГИМО, в таком месте Москвы, как Садовые кварталы, нужен соответствующий уровень финансирования.

Мы приложили к конкурсному проекту расчет цены на проектирование, очень умеренный – но на защите проекта я услышал странную фразу, произнесенную намеренно громко: «Вы слишком дорогой архитектор, Сергей Александрович!»

Конкурс был заказной, по приглашениям? 

По приглашениям, но бесплатный. Нам было сказано, что наградой победителю станет контракт на стадию П.

Все, кто был приглашен, участвовали? 

Пригласили многих известных архитекторов, в том числе моих коллег, работавших в «Садовых кварталах», плюс АБ ATRIUM, АБ Асадова, бюро «Цимайло и Ляшенко» и других. Все они отказались, потому что знают, что это мой проект, школа – очень важная для меня центральная часть проекта.

Защиты проектов были открытыми? 

Закрытыми. Мне удалось только пролистать архитектурный альбом, технологическую часть от Martela я не видел. Из интерьеров я видел тоже только одну картинку.
***
Здесь заканчивается интервью Сергея Скуратова, далее сделаем попытку поразмышлять об этой истории. Слишком уж долго никто не обсуждал результаты конкурсов, а только поздравлял победителей. В данном же случае, достаточно очевидно, что конкурс – настолько не на так называемый greenfield, что и воспринимается достаточно странно, что уже отразилось в достаточно бурном обсуждении в соцсетях, где мнения, как это часто бывает, разделились: многие горячо поддеживают проект Сергея Скурова, другие ссылаются на изменившиеся условия и требования заказчика; было высказано и мнение, что в школьном здании важнее всего наполнение, а не фасад, и в этом свете оба проекта примерно равноценны. 

Итак. Этическая сторона вопроса примерно понятна хотя бы потому, что многие из приглашенных участников конкурса отказались участвовать – это сильный показатель, как и по тому, что участие было бесплатным, но открытого конкурса объявлено не было. Но есть еще несколько вещей: статус дизайн-кода, отношение к деньгам и к конкурсной практике.

Как мы помним, «Садовые кварталы» были сразу задуманы как проект нескольких авторов, что в последние десятилетия практикуется как способ ухода от единообразия через обращение к стилистике традиционного города. Разнообразие становится более подлинным, если в рамках большого проекта работают не один, а несколько архитекторов. Но традиционный город бывает разным: условный средневековый город застраивается хаотично, условный город классицизма – разными авторами, но по правилам. А есть еще высшая разновидность – ансамбль; слово происходит от французского ensemble, «вместе», но если воспринимать его без логических натяжек, в русском означает нечто, собранное вместе не просто как получилось, а системно. Ансамбль придумывает, режиссирует автор, как дирижер в оркестре. «Садовые кварталы» задуманы как ансамбль – работа оркестра с вполне определенным дирижером, Сергеем Скуратовым, который долгое время со всей самоотдачей управлял его развитием как проекта, роскошного по меркам московских компромиссов. Этот большой, стайерский комплекс развивался больше 13 лет именно как ансамбль: архитектурный проект, подчиненный единой воле и рассчитанный на определенные акценты.

И у него был заявлен дизайн-код, набор правил, который мы когда-то с подачи самого автора сравнили с генетическим, но который, на самом деле, был не вполне таковым – точнее он был генокодом для жилых домов приглашенных авторов, но помимо него в проекте предполагалась «нейросеть», некий центр, «голова», набор сюжетов с внутренним иерархическим, в сущности, построением, который не исчерпывался «кодом», как человеческий мозг не исчерпывается наличием нейронов. Само понятие дизайн-кода, в общем-то, работает на низшем уровне, более высокая степень организации предполагает проект как идею с системой пластических и композиционных связей и соподчинений.
На школу не был написан дизайн-код, поскольку предполагалось, что ею будет заниматься генпроектировщик – бюро Сергея Скуратова. Что же получилось?

На западном углу территории, на месте отмененного бизнес-центра, возник новый 5 квартал, не встроенный в общую систему ни объемно, ни пластически, ни композиционно: его не было на первоначальном плане четырех кварталов, в отличие от них он ориентирован не на центр, а только на улицу Усачева, его массивные объемы никак не отвечают общему плану и не вписывается в ансамбль, в существующие в нем правила и пропорции, в пластическом отношении он скорее замкнут. Сейчас 5 квартал на западном углу комплекса проектирует бюро «Восток». Несколько ранее те же архитекторы построили на северном углу «Садовых кварталов», по улице Усачева, клубный дом Magnum, черный со скругленными углами.

Теперь в результате недавнего конкурса всё те же авторы, бюро «Восток», предлагают объем, который «шагает» уже в центр комплекса и занимает место его главного акцента. Формально следуя правилам дизайн-кода, в частности, используя кирпич для облицовки, но разрушая ансамбль, предлагая ему композиционный центр с совершенно новыми характеристиками – его архитектура не открыта, а закрыта, не парит, а вкапывается, не заострена, а скруглена, – всё это не было описано в дизайн-коде, потому что всё это свойства не кода, а проекта, плана, находящегося на несколько ином уровне художественного мышления, чем дизайн-код и даже код генетический – назовем его разумным, ну или композиционным уровнем. Вам не кажется, что такое воздействие сродни логике работы РНК-вируса? Перестроение фрагмента кода, нарушающее работу системы, ее дыхание? Не кажется? Ну хорошо, поехали дальше.

Далее о деньгах. Нам нередко из разных источников навязывают представление о том, что творческому человеку не следует думать о деньгах: дескать, какой же ты творец, если просишь денег, деньги – фу, деньги низко. На самом деле это обидная неправда, поскольку позволяет людям, которым вроде бы, напротив, полагается думать о деньгах, экономить на самой ценной и долгосрочной части продукта – его художественном качестве и добросовестности исполнения. Это в одном случае. В другом случае, в качестве личного оценочного суждения рискну предположить, что архитектору таким образом ненавязчиво предлагают поработать бесплатно, если он действительно заинтересован в хорошем результате. Получается эффективный элемент давления: хочешь хорошо, сделай сам, но денег мы не дадим из принципа, потому что, во-первых, интересно сэкономить, во-вторых, не очень интересует ряд характеристик результата, а в-третьих, считаем неправильным вас, творческих людей, раскармливать. Все это – исключительно мои личные предположения, но согласитесь, похожие сентенции вместе или по отдельности мы слышим постоянно. К тому же здесь речь идет о школе, школа дело светлое, как следствие, по-видимому, должна быть дешевой, а лучше бесплатной (?), потому что – ну это же школа. И мы забываем, что школа находится в самом, без преувеличения, престижном районе Москвы и приписана к одному из самых престижных и богатых вузов. Честно говоря, мне это напоминает рассуждения некоторых родителей о том, что одежду и еду для детей им должно предоставлять государство, не потому что они бедствуют, бывают разные случаи реальной нужды и не о них здесь речь, а потому что – ну это же дети.

О школе. А надо ли ее вообще делать красивой? Как говорил Шрек из мультфильма: у меня крутит живот и вспотели ладони, похоже, мы в школе. Что, если интересная внешность школьного здания окажется обманом, ведь главное – это обстановка внутри, а она может хорошо сложиться и в типовом «сталинском» здании, ну например как в 179 школе, и наоборот, в совершенно новом и красивом здании можно закрыть на ключ все дворики и выходы на крышу, а эмоциональную атмосферу испортить вне зависимости от пространства. Попал к плохому учителю, и никакой фасад с интерьером тебе даром не будет нужен. Здесь напрашивается возражение – поэтому и выбрали проект Martela, которые хорошо работают с программами современных прогрессивных школ. Ну и кроме того наши люди привыкли к типовым школьным зданиям, точнее, привыкли адаптироваться к некоторой степени упрощения визуальной среды, так что три вида кирпича на фасадах уже будут неплохим развлечением. Получается, что речь идет, на самом деле, не о школе, а об ансамбле «Садовых кварталов», которые пока служат редким для Москвы примером интересной и качественной, интригующей архитектуры и срежиссированного городского пространства.

А о школе – в том смысле, что хотим ли мы когда-либо предложить, вне зависимости от наполнения, на которое остается только надеяться, новый образ школы? Не привычное пятно в середине микрорайона, а что-то эффектное, притягивающее взгляд. В принципе инновационные школы сейчас стремятся к яркому образу. Вспомним уже названные Летово, Хорошколу, Wunderpark, гимназию Примакова и много других. Но здесь отличие в том, что здание еще и служило самым ярким элементом комплекса, а не добавкой к «комплексному обеду», как это нередко случается. В этом смысле вместо шага вперед сделан шаг назад. Хотя, признаем, что проблема относится к очень тонким материям. Их-то и жаль.

Далее, конкурс. Как мы знаем, конкурс – процедура по определению здравая, демократическая, прогрессивная и стимулирующая здоровую конкуренцию. И наверное, сейчас не имеет смысла обсуждать, что в составе жюри нередко, как и в данном случае (неполный состав жюри см. здесь), оказывается меньше половины профессиональных архитекторов, а презентация и обсуждение проходят в закрытом режиме. С формальной точки зрения можно было бы предположить, что молодые архитекторы выиграли у «мэтра», предложив нечто более яркое и прогрессивное. Но на вид пока что так не скажешь, и как следствие конкурс больше похож не на соревнование профессионалов, а на процедуру легитимизации решения, не имеющую отношения, как минимум, к эстетическому выбору. Что, в общем-то, дискредитирует процедуру архитектурного конкурса как таковую, оставляя от конкурсной практики лишь оболочку. Не проще ли было заказчику принять непопулярное решение без лишних пассов? Или процедура легитимизации нынче в моде?

Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Архитектурно-градостроительная концепция школы-лаборатории «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые Кварталы»
Россия, Москва, ул. Усачева

Авторский коллектив:
Руководитель творческого коллектива, автор проекта: С. А. Скуратов
ГАП: В. А. Замащикова. Архитекторы: М. В. Скобелев, Г. А. Щуров, при участии М. А. Носкова

2020

Заказчик: Фонд поддержки образовательных инициатив «Новый взгляд»
ЖК «Садовые кварталы» в Хамовниках
Россия, Москва, ул. Усачева, вл. 11, кварталы 1, 4

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – С. Скуратов
Главный архитектор проекта – А. Панёв
1 квартал: Н. Асадов, С. Безверхий, И. Голубев, И. Ильин, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, П. Шалимов, И. Щепетков
4 квартал: А. Алендеев, А. Горобец, Е. Гуськова, Я. Дегтярева, М. Кирьянова, Ю. Ковалева, А. Коньков, Н. Овсянникова, Е. Тирских

2014 – 2013

Заказчик: «М-Девелопмент», ЗАО «Интеко»
Генподрядчик: ООО «Дивидаг»
Смежники: «Метроспецстрой-Девелопер», «АМ Групп»

04 Июля 2020

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Пресса: К итогам конкурса на концепцию школы в ЖК «Садовые...
...И снова мы возвращаемся к разговору о праве архитектора увидеть свой проект реализованным именно в том виде, в котором он родился под его рукой, в тех линиях и пропорциях, что явились каркасом авторской идеи... Своё мнение о выбранной архитектурной концепции школы «Новый взгляд», которая должна появиться в ЖК «Садовые кварталы», предлагает Николай Шумаков,президент Союза архитекторов России, Союза московских архитекторов, главный архитектор АО «Метрогипротранс».
Пресса: С особым цинизмом. По итогам конкурса на концепцию...
Инструмент архитектурных конкурсов широко использовался в 90-х как способ передачи заказов от одного бюро к другому. С течение времени заказчики отточили мастерство и пользуются им с особым цинизмом. Предлагаем вашему вниманию очередной кейс: архитектурный конкурс на концепцию школы в ЖК «Садовые кварталы» в Хамовниках.
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.