English version

Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован в русле первоначальных идей»

Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Садовые кварталы» в Хамовниках
Россия, Москва, ул. Усачева, вл. 11, кварталы 1, 4

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель авторского коллектива, 
А. Панёв – главный архитектор проекта 
1 квартал: Н. Асадов, С. Безверхий, И. Голубев, И. Ильин, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, П. Шалимов, И. Щепетков 
2 квартал: А. Алендеев, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, Е. Тирских 
3 квартал: А. Алендеев, С. Безверхий, М. Кирьянова, Ю. Левина, Н. Овсянникова, Е. Тирских, А. Чурадаев, А.Чалов 
4 квартал: А. Алендеев,  А. Горобец, Е. Гуськова, Я. Дегтярева, М. Кирьянова, И. Маринин, Ю. Ковалева, А. Коньков, Н. Овсянникова, Е. Тирских 
общественное пространство: С. Скуратов, А. Панёв, Н. Овсянникова

2006 — 2014 / 2013 — 2024

Девелопер: «М-Девелопмент», ЗАО «Интеко», Sminex
Генподрядчик: ООО «Дивидаг»
Смежники: «Метроспецстрой-Девелопер», «АМ Групп»
Итак, вслед за нашими субъективными рассуждениями о месте проекта «Садовые кварталы», чья реализация завершилась в 2024 году, в истории московской архитектуры, беседуем с Сергеем Скуратовым. Не претендуем на «закрытие» всех вопросов: что-то забылось, что-то, напротив, сложно забыть, но кое-какие новые ракурсы известного проекта, как нам кажется, этот разговор раскрывает. 
Общественное пространство «Садовых кварталов», 2024. Вид на 3 квартал
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Sergey Skuratov Architects

Архи.ру:
Итак, проект завершен, пруд в центральной части наполнили водой, мы его видели. Осенью пруд спустили. Будет ли каток?
 
Сергей Скуратов:
Пруд по просьбе девелопера на конечной стадии развития проекта немного уменьшился. На мой взгляд, это неплохо: стало больше пространства вокруг и деревьев.

Относительно катка – он спроектирован, но пока не реализован.  Мы всё предусмотрели, все детали, в том числе ступеньки – глубина пруда порядка 60 см, для катка нужно всего 10 см, и к нему нужен спуск, мы его запроектировали.

В декабре я узнал, что каток делать не собираются. Если так, это большое разочарование. Буду надеяться, девелопер, сейчас это компания Sminex, изменит свое решение.

Пруд – это, на мой взгляд, инфоповод, чтобы перейти к самому проекту. Проект очень большой и очень известный. Что значит проект «Садовые кварталы» для вас лично?
 
Это самый длительный проект в моей жизни и в жизни мастерской, которой в этом году будет 23 года. Он продолжался 18 лет и до финиша дошел, скажем так, с некоторыми потерями. Четыре раза менялись владельцы, одни продавали, другие покупали, приходили со своими идеями, им было странно, что есть какой-то архитектор, который чего-то требует… Наверное это было предсказуемо, хотя я не был к этому готов. В какой-то момент потери казались невосполнимыми; с течением времени я успокоился и понял, что жизнь выстраивает все несколько иначе, нежели ты планируешь. Если обобщать, то можно сказать, что в значительной части проект реализован в русле первоначальных идей.
Общественное пространство «Садовых кварталов», 2024
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Sergey Skuratov Architects

То есть вы довольны результатом?
 
Я рад, что все наконец закончилось: завершена связующая центральная часть, и весь комплекс тоже. Мы можем наконец увидеть то пространство, которое задумывалось в 2006 году. Тогда, 18 лет назад, все еще только намечалось, конкретная архитектура домов и пространств появилась позже и сильно менялась в процессе проектирования. На всех стадиях.
 
Давайте вспомним вкратце историю проекта, начиная с конкурса 2006 года.
 
Я помню уже не все детали, но в конкурсе участвовало порядка 18 команд, в него пригласили все топовые на тот момент московские бюро и иностранцев. Лидерами жюри были Илья Лежава и Вячеслав Глазычев – два авторитетных интеллектуала. Лежава понимал нас как никто лучше, практически всем нам был учителем. Лежава и Глазычев выступали за сохранение построек завода, хотя должен сказать, интересной архитектуры к тому моменту на его территории сохранялось немного. Конкурсные концепции разделились: одни сохраняли остатки завода Каучук, другие работали «с чистого листа», поскольку на пустом месте больше простора для предложений и размышлений… Так и получилось два победителя: «по очкам» жюри победил Юрий Григорян в направлении с сохранением, а мой проект – с полным сносом, но с интересным пространственным решением, оказался его ближайшим конкурентом.
Застройка территории занимаемой «РТИ Каучук». Конкурсное предложение
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Дальнейший выбор заказчики взяли на себя: в течение полутора месяцев беседовали и с Юрой, и со мной. Вариант с сохранением был, с одной стороны, не очень выгоден экономически, и, с другой стороны, в итоге он давал не совсем то, что хотел видеть девелопер. В конце концов мастер-план предложили делать мне, оговорив сохранение ценных элементов. В конечном счете была сохранена фасадная стена заводоуправления Клейна, которая выходит на Усачевскую улицу, и параметры объема за ней.
 
В первой концепции уже был искусственный пруд?
 
Был, но растянутый, как фрагмент реки: там было два берега, «азиатский» и «европейский», как шахматная партия. В центре были сгруппированы дома поменьше, к краям – повыше, более городские. На начальном этапе, не очень долго, консультантом от девелопера был Евгений Асс; недавно я нашел старую фотографию, где мы сидим, что-то обсуждаем. Идея с прудом, с центральной зоной, кристаллизовалась в обсуждениях; мы перебирали какие-то знаковые общественные пространства Москвы, пытались оценивать, благодаря чему они становятся популярными. И пришли к единому мнению, что пруд – важный градообразующий элемент.

Но нужно было учесть и очередность строительства кварталов, то, что они будут появляться последовательно – так постепенно родилась идея крестообразной композиции. Должен сказать, заказчик поначалу сомневался относительно городского общественного пространства внутри комплекса: ой, как же я буду его эксплуатировать? Предлагал застроить центр тоже. Но я сказал – нет, в центре должна быть пустота.
  • zooming
    Квартал «Хамовники». Проект, 2007
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Квартал «Хамовники». Проект, 2007
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Александр Кузьмин [1996–2012 главный архитектор Москвы, – прим. ред] эту идею поддержал, и вообще активно поддержал весь проект: он пришел в мастерскую как раз тогда, когда там сидел главный заказчик, и сказал – ­отличная идея, не надо ничего перерисовывать, реализуйте прямо так.
 
Спустя некоторое время, когда концепция была уже практически готова, согласована с заказчиком и поддержана Кузьминым, был сделан дизайн-код и расчет строительства очередей по времени, появилось предложение пригласить на отдельные дома других авторов. Не на все, на несколько: заказчики прекрасно понимали, что, если они отдадут разным авторам много домов, мне будет тяжело отслеживать общее направление. Тогда пригласили Юрия Григоряна, Владимира Плоткина, Сергея Чобана, «Остоженку», «Арт-Бля», Алексея Куренного – он тогда был основным действующим лицом в Москомархитектуре.
 
С кем было просто, с кем сложно?
 
С Юрой Григоряном работать было легче всего. У нас достаточно близкие взгляды на то, как надо работать. Во-первых, вместе, слушая друг друга. А во вторых, Юре тоже нравился кирпич, нравились какие-то скульптурные формы. Надо сказать, что он сделал наиболее точно то, что мне хотелось видеть – и одновременно у него получилась абсолютно авторская вещь.
 
Шестнадцать домов, которые выходят на пруд, я с самого начала оставил за собой. Сразу сказал об этом заказчику – что важно сформировать здесь цельное городское пространство, в котором будут продуманы все самые важные моменты взаимодействия форм, деталей и материалов. Наша мастерская делала всю подземку, весь ландшафт кварталов, трансформаторные подстанции, общественный центр и школу. Школа всегда была моя, я ждал, что она упадет мне в протянутые руки. Но она так и не упала!
 
Все кварталы должна была связывать дорога в школу, над ней нависала консоль, лаконичный, лапидарный, цельный объем, решенный в такой же простой парадигме, как пруд. Все было построено на контрасте, на том, что жилые дома по архитектуре очень сложные, а объем школы – очень простой. Но такой, неожиданный.

Как вы решали вопросы с нормативами, у школы же должна быть закрытая территория, обнесенная забором?
 
Очень просто. У нас был вход с Шибаевского проезда, для тех, кто не живет в «Садовых кварталах», и была дорога в школу, кольцевой путь по навесным мостикам через все дворы. С этой дороги дети спускались бы ко второму КПП, по карточкам проходили внутрь. Там была лестница и лифт. Ко второму входу можно было бы выйти на перемене погулять, там была дополнительная рекреация. Да, непростое решение, два входа всегда сложнее, чем один, но мы решили все эти вопросы. Граница школы проходила по фасаду. Тогда, в 2007 или 2008 году это решение было возможно. Мы же с проектом школы  даже экспертизу прошли!
  • zooming
    Школа в проекте 2006 года. Концепция застройки квартала в районе Хамовники города Москвы, 2006
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Школа, конкурсный проект SSA 2020 года. Вид со стороны центральной зоны Садовых кварталов. Школа «Новый взгляд» в составе ЖК «Садовые кварталы», 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Напомните, почему изменили проект?
 
Выяснилось, что заказчик, уже второй по счету владелец «Садовых кварталов», компания Интеко, территорию под консолью, которая была согласована как сервитут между школой и общественным пространством, перевел в собственность 3 квартала, чтобы получить согласование на увеличение площадей жилья. И сделал это тихо и втайне от нас. Мы узнали об этом только тогда, когда появился новый заказчик на школу. Спустя несколько лет. Из-за этого пересогласования пространство под консолью школы перестало быть сервитутом, потеряло статус двойного использования ­– консоль стала невозможна. Тогда заказчик школы решила делать другой проект, менее затратный и более простой.
 
Реализованная школа, по моему убеждению, не вписалась в  задуманную парадигму пространства. Она была бы хороша и уместна в любом другом месте, но не здесь. И качество строительства мне кажется недостаточным, слишком торопились. Дорогу в школу пришлось обрезать, она теперь никуда не ведет, поскольку объем школы в новом проекте не предусматривал существования Дороги и уж тем более, взаимодействия с ней. Пространство между кварталами «просело», провалилось…, но не испортило центральную зону в целом.
 
Ну и пятый квартал – еще одна ложка дёгтя… Мы даже сделали свое предложение для него. Но тогдашний заказчик его не принял.
  • zooming
    Общественное пространство «Садовых кварталов», 2024
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Sergey Skuratov Architects
  • zooming
    Общественное пространство «Садовых кварталов», 2024. 2 квартал, башня авторства SSA
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Sergey Skuratov Architects

То, что в конечном счете было реализовано, на мой взгляд, ужасно. Самое неприятное – кто-то ведь считает, что это моя архитектура! Недавно звонили знакомые, говорят, купили квартиру в 5 квартале, там отличные виды из окон, а планировки не очень-то, почему, что-то не получилось? Ну да, конечно, виды там отличные, на площадь и на мои дома. А не получилось, потому что мы этот квартал вообще не контролировали.
  • zooming
    Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Многофункциональный жилой комплекс в Хамовниках (пятый квартал МФЖК «Садовые кварталы»)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Но первоначально на месте 5 квартала планировался общественный центр?
 
Да, и офисы, и торговый центр, и спорт – там должен был быть универсальный общественный центр с многозальным кинотеатром, большим супермаркетом, коворкингом, гостиницей. Он должен был бы стать частью площади перед Усачевским рынком, образовать с ним единое городское пространство. Причем жители могли туда приезжать или приходить прямо под землей.
 
Там было задумано цельное, общее для всех жителей, подземное пространство. Все три подземных уровня были связаны между собой, это был подземный город. Можно было сесть в машину, проехать под землей к торговому центру, спуститься с тележкой, загрузить продукты в машину и доехать до своего квартала. Или в гости сходить в соседний квартал, в тепле и комфорте в любую погоду. Там хорошая отделка. Но первоначально планировалось, что будет единая служба эксплуатации, а когда начали строить по очередям, в каждом квартале образовалось свое ТСЖ, и первое, что они начали делать – это делить территорию. Расценки у них теперь разные на уборку… Да, это вот не получилось.
 
Ресторанов около пруда, на нижнем уровне, должно было бы быть больше: 10–12. Как в хорошем курортном городе около воды. Но во 2 квартале разместился World Class с 50-метровым бассейном и занял много фронта, выходящего к пруду. Мы изменили проект для его размещения.

Вы упомянули сервитут. Как в «Садовых кварталах» устроена собственность на землю? Разделена ли земля между городской и частной, если да, то каким образом?
 
Вся территория в частной собственности, принадлежит жилому комплексу, общественное пространство – это результат наших договоренностей с заказчиком еще на старте проекта. Теоретически, если жители всех пяти кварталов соберутся и решат, то они могут закрыть всю территорию забором – хотя сделать это очень сложно, почти невозможно, из-за ее пространственных характеристик.
 
О сервитуте мы с заказчиком тоже думали, но очень боялись: если бы мы отдали общественное пространство городу, там не получилось бы такого качества архитектуры, город не стал бы тратить столько денег на благоустройство. Там дорогой немецкий клинкер, швейцарский камень, все эти скосы, отвесы.
 
Когда вы работали над «Садовыми кварталами», наверняка же были какие-то европейские прообразы-прототипы, хотя бы для убеждения заказчика?
 
Да, и много. Мы с заказчиками ездили по европейским городам, Роттердаму, Амстердаму, Копенгагену, в 2007–2008 году, изучали практику, смотрели, как все это работает в жизни. Заказчики были – очень продвинутые, им дико нравилось это всё. Примеров было очень много, хотя с такой высотностью и с такой плотностью, пожалуй, нет… Кстати, плотность в «Садовых кварталах» небольшая, 23.5 тысячи м2/га. Для нынешнего времени – очень небольшая плотность застройки.
 
Но тогда, 18 лет назад, мы не предполагали, что там будет так дорого. Мы рассчитывали на средний класс, а не на элитку. Тогда элитка была на Остоженке, а здесь был, ну, upper middle class. Предполагалось, что эти люди любят рестораны, тусовку. Мы создали абсолютно европейский квартал, где не отходя далеко от дома можно получить все виды активности. Ты же когда живешь в Лондоне, в Нью-Йорке, то живешь в городе, а не в какой-нибудь закрытой «резервации». Выходишь на площадь, на улицу, в город. Пруд, дети, песочницы, и туда же выходит кафе какое-нибудь, ты можешь войти во двор, на тебя никто не накричит, не выгонит. Вот мы и захотели, чтобы так же удобно и хорошо стало в Москве.

А здесь люди от общественной жизни как-то шарахаются, письма пишут о том, как бы эту общественную зону закрыть: понаехало, мол, всяких блогеров с камерами, снимают, моды рекламируют.
 
Словом, выходит, сейчас жители платят за поддержание пространства, которым пользуются все, и они не очень-то этим довольны?
 
Да, расходы на его поддержание ложатся на жителей и арендаторов – в том числе на меня, так как наш офис расположен в «Садовых кварталах».
  • zooming
    Офис архитектурного бюро Сергея Скуратова
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Офис архитектурного бюро Сергея Скуратова
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Но нам проще, если вдруг контур закроют, хотя это маловероятно, наш вход с внешней стороны. Арендаторам вокруг пруда сложнее. Сейчас там больше каких-то салонов красоты, косметических компаний… Я думаю с развитием комплекса состав изменится: сегодня косметика, завтра рестораны – и им нужны посетители, которые свободно приходят из города.
 
Можно ли отдать уже реализованное общественное пространство для поддержания городу?
 
Насколько я знаю, сейчас это обсуждается. Может быть, и можно. Но мы и раньше планировали отдать городу – тогда город не взял, там ведь надо не только убирать, но и поддерживать, подсаживать крупномеры, менять клинкер, и главное, эксплуатировать и поддерживать пруд? Думаю, что и сейчас не возьмет.
 
Выходит, мы сделали дорогую игрушку. Нельзя сказать, что мы не думали о том, как это будет функционировать – мы думали. Но рассчитывали на несколько иные экономические отношения, иной состав населения; на развитие градостроительных законов, допускающее какие-то сложные истории с симбиозом владений и функций. Вероятно, надо было лучше изучать европейский опыт с экономической стороны, смотреть законодательную базу. Да и должен признать, что районы с общественной жизнью, которые нас тогда восхищали в Голландии и Дании, все же устроены несколько проще.
 
В чем сложность «Садовых кварталов»?
 
В распределении функций и собственности в пространстве. Там, в условном Роттердаме, если есть подземная урбанистика, то она «чистая» в том смысле, что вверху город, внизу частная территория. Нет проходов, нет контактов. А у нас здесь, в «Садовых кварталах», все как-то пересекается. Ты из частного гаража на минус третьем уровне спокойно выходишь к пруду, где стоят столики ресторанов. Шестиметровая стена паркинга стеклянная абсолютно, раздвигается, отъезжает.
  • zooming
    Общественное пространство «Садовых кварталов», 2024
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Sergey Skuratov Architects
  • zooming
    Общественное пространство «Садовых кварталов», 2024
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Sergey Skuratov Architects

Все это в некотором роде мечта, романтическая мечта. Попались нам, мечтателям, заказчики-романтики.

Мы не стали «разрезать» границы по вертикали, у нас общественные пешеходные площадки служат крышами ресторанов и фитнес-центра. Вроде бы World Class мог бы сам заботиться о своей крыше, но ведь по верху ходят совершенно другие люди, не те, кто приходит в бассейн или на тренажеры. А внизу огромная трехъярусная парковка. Это позволило хорошо все связать, в фитнес можно прийти из парковки и потом выйти к пруду. Но «разрезать» эти трехмерные решения по границам, строго говоря, не получится. У нас вообще большая проблема с подземной урбанистикой, ее нормы не работают.

Чему вас научили «Садовые кварталы»? Помимо опыта отстаивания решения, опыта потерь части из них, опыта приятия трансформаций крупного проекта? Работе с «подземной урбанистикой» и обширными общественными пространствами на частной территории?  

Подземная урбанистика была в наших проектах всегда, и до, и после. Как и желание раскрыть пространства для города, сделать его проницаемым. Это есть в наших проектах и до, и после, есть в работах наших учителей. «Садовые кварталы» лишь этап экспериментов и с многоуровневыми, и с общественными пространствами в рамках жилых комплексов. Тема – довольно увлекательная, но я бы сказал, это повод для отдельного разговора. 
  • zooming
    Общественное пространство «Садовых кварталов», 2024
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Sergey Skuratov Architects
  • zooming
    Общественное пространство «Садовых кварталов», 2024
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Sergey Skuratov Architects
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Садовые кварталы» в Хамовниках
Россия, Москва, ул. Усачева, вл. 11, кварталы 1, 4

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель авторского коллектива, 
А. Панёв – главный архитектор проекта 
1 квартал: Н. Асадов, С. Безверхий, И. Голубев, И. Ильин, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, П. Шалимов, И. Щепетков 
2 квартал: А. Алендеев, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, Е. Тирских 
3 квартал: А. Алендеев, С. Безверхий, М. Кирьянова, Ю. Левина, Н. Овсянникова, Е. Тирских, А. Чурадаев, А.Чалов 
4 квартал: А. Алендеев,  А. Горобец, Е. Гуськова, Я. Дегтярева, М. Кирьянова, И. Маринин, Ю. Ковалева, А. Коньков, Н. Овсянникова, Е. Тирских 
общественное пространство: С. Скуратов, А. Панёв, Н. Овсянникова

2006 — 2014 / 2013 — 2024

Девелопер: «М-Девелопмент», ЗАО «Интеко», Sminex
Генподрядчик: ООО «Дивидаг»
Смежники: «Метроспецстрой-Девелопер», «АМ Групп»

21 Января 2025

Похожие статьи
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.