English version

Отражая солнце

Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Михаил Серебряников
Проект:
Клубный дом «Тессинский, 1»
Россия, Москва, Тессинский переулок, 1

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, М. Серебряников – главный архитекор проекта, при участии: С. Морозов, Я. Акимов

2018 — 2020 / 2020 — 2023

Девелопер: INSIGMA
Проект Сергея Скуратова на пересечении Николоворобинского и Тессинского переулков, осенью рассмотренный и утвержденный архсоветом Москвы, расположен в динамично развивающемся контексте. К востоку от него, ближе к Садовому кольцу, больше 10 лет назад выстроен оранжево-стеклянный БЦ Silver Sity; к западу, со стороны Яузских ворот, строится ЖК Titul. Посередине между ними – настоящая «звезда», Art House Сергея Скуратова: комплекс из двух корпусов, построенный в 2012 году, собрал немало премий и журнальных публикаций. Два лаконичных темных здания покрыты темным кирпичом ручной работы как кожей, с ног до головы, от отмостки до кровель; глаз выхватывает их в пестром окружении безошибочно, как предмет искусства среди городской суеты. Так что название, «Дом искусства» – Art House – кажется вполне оправданным.
Жилой Комплекс «Арт хаус»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Искусство здесь присутствует и в виде галереи Гари Татинцяна, оформленной в 2013 Сергеем Чобаном, в первом этаже, в пространстве, дистанцированном от города «археологическим» склоном, который Сергей Скуратов устроил здесь намеренно – это помогло архитектору подать свой дом как «древний памятник». Затем Art House стал стартовой площадкой масштабного урбанистического проекта «Артквартал», инициированного Андреем Гриневым, владельцем построившей дом компании State Development. Для позиционирования идеи на верхнем этаже южного корпуса в 2014 открывали – временно, два раза по одному месяцу – клуб Door 19. В 2015 на соседнем участке, севернее и выше по склону Николоворобинского переулка – тоже временно, открылся клуб ЭМА, названный в честь завода электромедицинского оборудования, занимавшего территорию в советское время. Появление и исчезновение клуба предваряло строительство клубного дома NV/9 на его месте, в северной части завода. Авторы проекта – Ирина Римашевская и мастерская «Архквартал», корпуса занимают склон с перепадом порядка 8 метров, здание по переулку деликатно нависает над двухэтажным кирпичным фасадом – фантазией на тему «бумагокрутильного цеха» 1877 года. Дом NV/9 State Development построили совместно с другой девелоперской компанией, INSIGMA.
Клубный дом NV/9 ARTKVARTAL. Вид по Николоворобинскому переулку 3
© Проектная мастерская «АрхКвартал»

Девелопер дома, спроектированного Сергеем Скуратовым ниже по склону, в южной части территории того же завода ЭМА, – компания INSIGMA. Название нового дома – «Тессинский, 1», это клубный формат недвижимости в сегменте deluxe.

Участок вытянут вдоль Тессинского переулка и выходит на перекресток, который, в сущности, служит центром района, примыкающего к Серебрянической набережной. Его будет видно с многих точек. Кроме того, как видим, он оказался между двумя новыми зданиями: недавно завершенным NV/9 и Арт Хаусом – все это требовало внимания и отклика, и определяло сложность связанных с проектом градостроительных задач.

Другая сложность – вся сравнительно небольшая территория заполнена разновременными постройками. Во второй половине XIX века, до появления ЭМА, на территории развивалась «бумагоразмотальная» фабрика, уличные фасады двух ее корпусов в проекте планируется сохранить, хотя они не имеют охранного статуса: фасад двухэтажного конторского здания по Николоворобинскому (1883, архитектор Василий Барков) и три нижних этажа самого заметного корпуса, расположенного на перекрестке (1895, архитектор Сергей Калугин, впоследствии соавтор Бориса Фрейденберга в здании Петровского пассажа). Его углы поначалу были трактованы как романтические башни, чьи зубцы, впрочем, потерялись при последующих надстройках.
Фасад строения по Тессинскому переулку, 1890 г.
ЦАНТДМ, Яузская часть № 718н/357cm., ед. хр. 10, л. 6а

Сохраненные и очищенные от штукатурки кирпичные фасады призваны не только сохранить дух старого города и обогатить эмоциональный строй комплекса. Консервация исторических архитектурных элементов также отвечает маркетинговой концепции дома, согласно которой «Тессинский, 1» мыслится как дом, живущий в двух эпохах, и акцентирует уважение к истории предпринимательства в лице прежних владельцев участка нынешней застройки: Тессинов, Островских и Вогау.

Восточный корпус по Тессинскому переулку относится в основном к 1960-м, как и постройки во дворе. В последний раз их реконструировали в 2008-2012 для недавнего владельца, одного из подразделений госкомпании Россети; все поздние корпуса планируется снести.
Так выглядит Тессинский переулок сейчас: слева фасад Киселева, справа корпус 1960-х гг. в реконструкции 2008-2012, бывший офис Россети
Фотография: Архи.ру

На месте двух зданий по Тессинскому появится объем приблизительно того же масштаба, а разборка внутренних строений послужит расчистке пространства двора. Его покатую поверхность архитекторы выравнивают до уровня тротуара Тессинского переулка, устраивая безбарьерный вход во двор на стыке нового и старого фасада через арку-вестибюль.
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
© Sergei Skuratov Architects

Во дворе нас встретит небольшой искусственный водоем – воспоминание о Серебрянических прудах. Справа от «пруда» – дерево с широкой кроной, часть фирменного почерка Сергея Скуратова. Слева газон. Пешеходная дорожка вдоль жилых корпусов изнутри соединяет входы в секции.

Поскольку перепад высот между участками первой и второй очереди – около 5 м, южной границей двора становится подпорная стенка с лестницами и пандусами. Столь ярко выраженная террасность, в целом характерная для района Воронцова поля, не лишена пространственной интриги: двор оказывается почти полностью изолированным и совершенно приватным.
  • zooming
    1 / 5
    Генплан. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    2 / 5
    Ситуационный план. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    3 / 5
    План 1-го этажа. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    4 / 5
    План 2-го этажа. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    5 / 5
    Разрез 3-3. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects

Устройство собственно дома – тоже сложносочиненное. Вдоль Тессинского уместились 4 жилые секции. Между квартирами нижних этажей и парковкой – 1,5 м технического пространства, оно позволяет приподнять полы над тротуаром и погасить шум от парковки. В квартирах от 1 до 4 спален, гостиные обращены на солнечный южный фасад по Тессинскому, спальни – на север во двор. Маленькие квартиры смотрят только на юг.
  • zooming
    1 / 13
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    2 / 13
    Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    3 / 13
    План 3-го этажа. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    4 / 13
    План 4-го этажа. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    5 / 13
    План 5-го этажа. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    6 / 13
    План 6-го этажа. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    7 / 13
    План 7-го этажа. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    8 / 13
    План 8-го этажа. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    9 / 13
    План антресоли 8-го этажа. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    10 / 13
    План кровли. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    11 / 13
    Разрез 4-4. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    12 / 13
    Разрез 5-5. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    13 / 13
    Разрез 7-7. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects

Пентхаусы верхних этажей, седьмого и восьмого, высотой 7,1 м, архитекторы определяют как квартиры с антресолями. В этих двухъярусных квартирах предусмотрена возможность установки дровяного камина и собственная терраса-патио на кровле дома, с большим окном, обращенным в сторону двора. Самая роскошная квартира – на западном торце, с четырьмя спальнями и патио двойной площади. Двухъярусные квартиры также занимают полтора верхних этажа малого корпуса по Николоворобинскому.
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье / проект
© Sergei Skuratov Architects

Пластика домов выстроена на сочетании трех материалов: старого и нового кирпича, и бронзы.

Темно-красный «фабричный» кирпич классических пропорций – историческая данность сохраняемых и очищенных от штукатурки фасадов архитекторов Баркова и Калугина.
Дом Тессинский, 1
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Плинфообразный кирпич образует паттерн длинных тонких полосок «палатинского» римского вида, вызывая ассоциации с патрицианским дворцом (тут вспоминаем «пруд» во дворе – чем не камплювий; для элитного дома аналогия логична).
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
© Sergei Skuratov Architects

Кирпич, варьирующий оттенки от коричневато-серого до почти черного, призван выстроить диалог с Арт Хаусом, что будет особенно заметно при спуске по Николоворобинскому или при приближении по Тессинскому с востока, где дом NV/9 демонстрирует лаконичные поверхности, полностью покрытые кирпичом.
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
© Sergei Skuratov Architects

Вытянутый вдоль Тессинского переулка южный фасад складывается в нюансированную мизансцену. Новый объем получает внизу горизонтальный ризалит, продолжающий линию сохраняемого фасада архитектора Калугина. Перед местом встречи нового и старого и над нишей главного входа стена плавно прогибается, образуя «складку» в духе архитектурных занавесов Джулио Романо, акцентируя тем самым вход. Ризалит между тем остается на месте, он, негибкий и устойчивый, отмечен похожей на штрабу горизонтальной штриховкой выступающих кирпичных полос. Подобная же штриховка образует графичные тени пилястр во втором, тоже новом ярусе фасада западной части – не везде, а только там, где новые межоконные простенки совпадают со старыми в нижнем фасаде. Поскольку ритм верхнего этажа несколько шире, они совпадают не всегда. Пластика изгиба и кирпичная «штриховка» рассчитаны на восприятие в полуденном свете, который хорошо, особенно в солнечный день, прорисовывает любые выступы.
  • zooming
    1 / 5
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    2 / 5
    Схема развертки фасадов по Тессенскому переулку. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    3 / 5
    Схема развертки фасадов по Большому Николоворобинскому переулку. Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    4 / 5
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    5 / 5
    Дом Тессинский, 1
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Как видим, на южном фасаде рассказана многосоставная история на тему города, растущего вверх и состоящего из наслоений. Вместе с лаконичной «крепостной» стеной Арт Хауса напротив по переулку эффект получается сродни городским улицам Таллинна или даже Стамбула, – там, где они подходят к укреплениям. И хотя здесь крепостных стен отродясь не было, а были бани, сады и пруды, – это не важно: во-первых, должно же появляться что-то новое, во-вторых, эффект ненавязчив, это отнюдь не псевдоготический замок, которых, кстати, в Москве немало, и вовсе не стилизация – скорее некий рассказ, способный придать месту новую ауру и привкус, продолжив тему воображаемой истории, начатую Скуратовым в Арт Хаусе.
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
© Sergei Skuratov Architects
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
© Sergei Skuratov Architects

Третий материал – сплав меди и цинка, полированная архитектурная бронза блестящего золотистого оттенка, и если мы сравнили плинфообразный кирпич с руинами палатинских дворцов, то бронза может напомнить о патрицианском зеркале.
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
© Sergei Skuratov Architects

Бронзовая решетка обрамляет окна надстройки западного фасада, в бронзе решен восточный, обращенный во двор фасад малого корпуса и его кровля.
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
© Sergei Skuratov Architects
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
© Sergei Skuratov Architects

Смысл золотистого оттенка можно понять по-разному: от переклички с золотыми храмовыми главами – одна из них, глава церкви Троицы в Серебряниках, как раз маячит вдали – до премиального «золотого» статуса дорогого клубного дома.

Но, надо думать, бронза появилась в проекте Сергея по иной причине, – а именно, из-за солнца. Представим себе, как золотистый фасад малого корпуса будет отражать восходящее солнце, бросая блики во двор и насыщая его поутру светом. Затем – как откосы западного фасада будут ловить отблески закатного солнца на западе. Даже сейчас, если посмотреть вечером на перекресток с западной стороны, окна 16-этажной пластины бывшего института азотной промышленности показывают нам промо-версию, трейлер того эффекта, который будут производить окна дома и его бронзовые рамы на закате. В этот момент хочется вспомнить не только о римском бронзовом зеркале, но и о латунных рамах зданий 1970-х годов – с ними тоже возникают переклички.
Вид на бывшее здание Института азотной промышленности, ныне БЦ «Садко», построенное в 1976 г., от Серебрянического переулка в сторону Тессинского
Фотография: Архи.ру

Рамы не одинаковые и снабжены откосами; все откосы расположены с одной стороны, смотрят на юго-запад, ловят отблески летнего заката, и кроме того, ширина градуированно уменьшается слева направо, по мере уменьшения вероятности поймать свет. Так же, градуированно, бронзовые полосы встроены в «складку» фасада над входом.
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
© Sergei Skuratov Architects
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
© Sergei Skuratov Architects

Бронзой покрыт и стык откоса перед вестибюлем: у него есть шанс поймать утреннее солнце и «передать» его изгибу напротив, или наоборот, самому послужить «зеркалом» в вечернее время. Как видим, дом весь «настроен» на солнце – он ловит его со всем усердием жителя пасмурной Москвы, где каждый лучик на вес золота.
  • zooming
    1 / 3
    Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    2 / 3
    Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects
  • zooming
    3 / 3
    Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
    © Sergei Skuratov Architects

Кирпич также поддерживает тему рефлексов: на ризалите со стороны красного исторического фасада появляется градиент-растяжка терракотовых вставок, в общей «плинфяной» массе нет-нет, да и вспыхивают золотистые вставки.
Проект реконструкции здания на Большом Николоворобинском переулке с приспособлением под жилье
© Sergei Skuratov Architects

Словом, здесь, как на картине Ars Nova, много нюансов и ни одного лишнего. Дом намного «теплее» Арт Хауса, более «московский», что мотивировано и вставками сохраняемых фасадов и требовательным соседством – два жестких пластических высказывания не должны спорить между собой. У нового проекта другой смысл: он улавливает свойственный истории места эффект «лоскутного одеяла», – дом, ведя диалог с контектом на равных, впитывает эффект сложносочиненного города, города-истории; и спасибо ему за это.

Поставщики, технологии

Световые Технологии
Архитектор:
Сергей Скуратов
Михаил Серебряников
Проект:
Клубный дом «Тессинский, 1»
Россия, Москва, Тессинский переулок, 1

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, М. Серебряников – главный архитекор проекта, при участии: С. Морозов, Я. Акимов

2018 — 2020 / 2020 — 2023

Девелопер: INSIGMA

16 Июня 2020

Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Похожие статьи
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.