English version

Пикник теоретиков-градостроителей на обочине

Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.

Архитектор:
Марина Егорова
Мастерская:
АБ Empate
Бюро Empate во главе с Мариной Егоровой запускает цикл дискуссий с профессиональными градостроителями. Первая встреча состоялась в рамках Арх Москвы 2025 и была посвящена обсуждению актуальности градостроительной теории.

Разговор получился обширный и охватил сразу много тем – вспоминали «отцов-основателей» градостроительной теории, подробно рассматривали работу моделей на примере Казанской агломерации, задавали неудобные вопросы девелоперу, рассуждали о «ничейных» землях. Мы собрали все тезисы, и для удобства разбили материал на блоки:На базе участников дискуссий в рамках цикла будет формироваться объединение «Клуб градостроителей». Следующее мероприятие планируется провести уже в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля «Архитектон»
Дискуссия «Актуальность градостроительной теории» на Арх Москве, 2025
Фотография © Екатерина Баталова специально для бюро Empate
Зачем собираться или пикник на обочине  
Марина Егорова
архитектор-градостроитель, основатель и руководитель бюро Empate


Архитектурное сообщество постоянно ищет новые смыслы, идеи, обсуждает город будущего. Проводятся конференции, выходит множество публикаций. Мы видим, как появляются все новые примеры стратегических программ развития городов, агломераций и даже целых стран. 

Однако всему перечисленному как будто не хватает научного подхода и фундаментальности. Сиюминутное вытеснило на периферию дискурса умное и сложное. Стратегии становятся все более похожими друг на друга, часто не учитывают местоположение и этнокультурную специфику региона. Тренды заменили собой глубокие смыслы и понимание того, как будет жить и работать главный бенефициар создания и развития городской среды – человек.

В том, как сейчас генерируются идеи и принимаются решения, есть некая червоточина. В советские времена мы четко понимали: вот, генплан, у него конкретный срок годности, а вот производственный план, реализация которого зависит от темпов строительства заводов и расселения. Но вместо того, чтобы развивать советское наследие, мы паразитируем на нем и наводим поверхностный марафет – в виде благоустройства, строительства «современных жилых комплексов», технопарков.  

Концепция устойчивого развития, про которую говорят на форумах последние десять лет, в России не работает. Я приветствую программы стратегического развития, которые сейчас внедряются на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Заполярье. Но они должны включать в себя другие компоненты, которые не нарушают целостность территориального развития России. 

Вместе с тем меняется мир, и та экономическая модель, к которой привыкли наши девелоперы и которая действительно хорошо работала, больше работать не будет – появится что-то новое. Логика развития городов станет другой, во всем происходящем точно будет элемент госуправления. Но в какой форме будет осуществляться это госуправление? Мне показалось важным начать говорить об этом уже сегодня со специалистами, которым есть что сказать.

К сожалению, сегодняшняя ситуация в России такова, что лишь горстка специалистов способна рассуждать на эту тему. Наша сегодняшняя сессия – это пикник на обочине. И моя мысль по поводу пользы наших встреч такая: мы создаем задел на будущее, формируем предпосылки для рождения новых градостроительных идей.
Дискуссия «Актуальность градостроительной теории» на Арх Москве, 2025
Фотография © Екатерина Баталова специально для бюро Empate


Кирилл Гладкий
архитектор, партнер и заместитель генерального директора архитектурного бюро GA, советник РААСН, член-корреспондент МААМ


Несколько лет назад появилось ощущение, что профессиональные дискуссии о градостроительных теориях поиссякли. Как профессиональное сообщество мы разобщены: каждый находится в своей специализированной нише, из нее мы выходим редко, проблемы и цели проектов развития не обсуждаем, общего знаменателя проектной практики, теоретических исследований не ищем. Но свои мастер-планы и маркетинговые исследования предлагают девелоперы. В их мире царят алгоритмы успеха коммерческих моделей, параметры экономической эффективности. И есть ощущение, что городские исследования, основанные на big data, начинают замещать фундаментальную теорию.

Идет много разговоров про будущее городов. На мой взгляд, это форма, которая пока ничем не наполнена: разрозненные прекраснодушные рассуждения, аналитические маркетинговые выкладки, визуальные или PR-провокации, произведения издательского искусства или бизнес-планы. А что с проектами происходит дальше, какой у них жизненный цикл, какая их ждет реализация, что будет после нее, мы не вполне себе представляем.

Размах тоже не тот: если в «нулевые» и 2010-е мы говорили о долгих сроках и стратегиях, то сейчас масштаб наших работ и концепций уменьшается. Теперь это проекты комплексного благоустройства, развития инфраструктур, выявления градпотенциала размещения тех или иных функций, в основном жилых, но не целостное понимание новой среды. Что-то происходит из-за внешних управленческих трансформаций, но не как результате движения изнутри территории – я имею в виду принцип партисипаторного планирования, который ввело в нашу жизнь КБ «Стрелка» с помощью Московских урбанистических форумов, а также Высшая школа урбанистики.
Дискуссия «Актуальность градостроительной теории» на Арх Москве, 2025
Фотография © Екатерина Баталова специально для бюро Empate
Атланты и жизнь теорий 
Олег Баевский
Заслуженный архитектор РФ, профессор, научный руководитель образовательной программы «Городское планирование» Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского НИУ ВШЭ


Нашей стране повезло: были гиганты. На средовом подходе Алексея Гутнова, Вячеслава Глазычева, Александра Высоковского, Григория Каганова основана вся теоретическая рамка представлений о развитии пространственной структуры.  

Каркасно-тканевая эволюционная модель Алексея Гутнова объяснила механизм самоорганизации пространственных систем любых масштабов. Существует фундаментальная связь между доступностью территории и интенсивностью ее использования – простая вещь, которая заслуживает названия «постоянной Гутнова». Это то, что определяет эволюцию развития градостроительной системы, и то, что удивительным образом формально связывает пространственную структуру с поведением человека. Триггером развития города – территориального роста, расширения, насыщения каркасом – является, как выяснил Гутнов, изменение поведения человека. 

Также Гутнов определил две суперхарактеристики. Первая – это связанность: как та или иная территория взаимодействует с остальными территориями и определяет ее роль в этой структуре. Вторая – насколько интенсивно территория используется. Сопоставляя эти характеристики, мы можем выявлять сложившиеся диспропорции в структуре города и подсказывать направления для их ликвидации. Это эволюционное развитие, политика мягкой силы. Вы не требуете от территории стать тем, чем она не может стать. 

Неравномерно-районированная модель Александра Высоковского детализирована модель Гутнова. Она позволила выявлять конкретные очаги системных центров, элементов каркаса. Параллельно развивались модели в Институте Генплана, например, модель полицентра Алексея Каверина. Дальше шла работа с территориально-коммуникационной моделью. Она, в отличие от предшествующих, была уже не имитационной, а оптимизационной, потому что создавалась для того, чтобы подсказывать решения. Мы масштабировали эту модель, применили к Казанской и Камской агломерациям, и она сработала: модель позволяет прогнозировать развитие и оптимизировать параметры развития.

Есть и другое направление. Анастасия Потапенко, молодая исследовательница из Владивостока, предложила применять уже комплекс моделей. И неравномерное районирование, и территориально-коммуникационную, и зарубежные модели Space Matrix и Space Syntax. А студенты бакалавриата Высшей школы экономики занимаются тем, что делают из открытых данных территориально-коммуникационную модель для любого города. Даже самый бедный муниципалитет может сегодня иметь эту оптимизационную модель, которая подсказывает направление развития.

Чтобы стало ясно, что за количественными характеристиками стоит еще и система ценностей, хочу привести один пример. У территориально-коммуникационной модели очень простая логика: чем лучше связана территория с населением, тем она привлекательнее для размещения мест приложения труда и объектов обслуживания. А чем лучше территория связана с местами приложения труда и объектами обслуживания, тем она эффективнее для размещения жилого фонда – и экономически, и социально.  

Из этой логики можно получить дифференциацию территории, сопоставляя характеристики доступности и связанности по нескольким типам политики. Первый тип политики – высокие характеристики насыщенности и связанности, образцовая среда, по сути, каркас. И это, конечно, политика сохранения. Второй тип политики – одна величина с хорошей транспортной доступностью и плохой насыщенностью, или наоборот. Это политика развития: есть неиспользованные ресурсы. Третий тип – низкие характеристики и того, и другого. Это политика протекции, надо обеспечить на территории социально-гарантированный минимум. И центральная ячейка этой простой матрицы – территории-середняки. У них все в порядке, они сбалансированы и могут стать кем хотят. Политика невмешательства.    

У этих политик есть очень прозрачная этическая интерпретация. Политика сохранения – уважение к старшим. Политика развития – требовательность к сильным. Политика протекции – участие к слабым. Политика невмешательства – терпимость к инакомыслящим.
Дискуссия «Актуальность градостроительной теории» на Арх Москве, 2025
Фотография © Екатерина Баталова специально для бюро Empate


Алексей Муратов
урбанист, публицист, партнер КБ «Стрелка», бывший главный редактор журнала «Проект Россия» 


База, на которой зиждется сегодняшнее градостроительство – это база «нового урбанизма»: от американского – Кристофер Александер, Андре Дуани, до европейского – братья Крие, Альдо Росси. И, конечно, советско-российское крыло – Гутнов с Глазычевым. Я не вижу, чтобы появлялись серьезные теоретики, которые поколебали бы эту линию, связанную с контекстуальным подходом, с идеей того, что надо учиться у исторического города: он жизнестоек во всех смыслах этого понятия и позволяет создавать преемственное эволюционное поле, обуславливает мягкое, щадящее развитие среды.

Город – сложное явление, и теорий города много. То, о чем говорил Олег Артемович – это скорее формальные теории, основанные на математических моделях. А есть теории критические, позитивистские, которые имеют своими приложениями самые разные области: городской социум, городская экономика, транспорт, планирование территорий и так далее.  

Связь теории и практики часто нелинейна. Теории, которые выходят на математические модели, обретают свой инструментарий и применяются специалистами, которые даже не знают, откуда эти теории произошли, кто их придумал. Те люди, которые сейчас с помощью ГИС-инструментов определяют угловые точки городского каркаса и дальше моделируют плотность и виды использования земельных участков, не знают, что эту тему теоретизировал в России Гутнов со своими коллегами, а в Великобритании – Билл Хиллер, который высчитал концепцию Space Syntax. Это просто необязательно, потому что ГИС-инструменты подсказывают все быстро без всяких теорий.

Помните, была «Команда десять» (Team Ten) – объединение поздних модернистов, в которое входили Жорж Кандилис, Джанкарло Де Карло и другие, кто боролся с ранними модернистами? Они провозглашали: «Делать, как Корбюзье пишет, но не как строит!». И обозначали тем самым фундаментальное противоречие между всем, что связано с ручным трудом, и рефлексивной деятельностью, направленной на осмысление абстрактных и общих явлений.

Поэтому мне кажется, что социальный, рыночный и властный контекст проектирования влияет на градостроительство больше всяких теорий.

А если мы говорим про теории, которые влияют на профессионалов, то любой проект является теорией. Когда мы с коллегами из «ДОМ.РФ» и Брусники разрабатывали стандарт комплексного развития территории, как раз руководствуясь принципами «нового урбанизма», получился теоретический труд. Но его практическое применение оказалось очень ограниченным в силу того, что направления устойчивого развития не являются сейчас приоритетными. Абсолютным приоритетом было строить по 100 миллионов квадратных метров жилья в год. Соответственно, нашей главной задачей было обеспечить темпы и объем жилищного строительства. В принципе, тоже достойная цель, но мы вступили с ней в диссонанс, и это осложнило нам жизнь: по факту мы не смогли работать с девелоперами. Когда мы делали мастер-планы по стандарту, который разработали, они говорили: «Нет, здесь низкая плотность, слишком много улиц и других общественных пространств. Этот вариант нас не устраивает, мы пойдем к кому-то другому».

Как видите, теория бывает архитектору, планировщику, урбанисту как в плюс, так и в минус. Она иногда довольно сильно ограничивает деятельность. И сейчас мы уже немного, грешным делом отходим от этого стандарта: жизнь заставляет быть более гибкими, адаптивными.
Дискуссия «Актуальность градостроительной теории» на Арх Москве, 2025
Фотография © Екатерина Баталова специально для бюро Empate
Аксиология Брусники 
Василий Большаков
руководитель отдела мастер-плана девелоперской компании Брусника, выпускник программы Архитекторы.рф У вас есть работа в рамках программы


Брусника методично внедряет в свои проекты решения, заложенные в стандартах комплексного развития: мы и участвовали в разработке этих стандартов, и постоянно их совершенствуем на практике. Для нас это безусловная ценность, которую мы воплощаем в городской среде. При этом мы открыты к эксперименту. В этом смысле Брусника – своего рода градостроительная лаборатория в масштабах страны: мы присутствуем уже в тринадцати регионах. 

Внутри Брусники есть ценностный документ под названием «Политика продукта», которым должны руководствоваться работающие в компании архитекторы. Градостроительным вопросам там посвящено пять пунктов.

Ключевой для нас пункт – это целостность пространства. Когда девелопер заходит на определенную площадку, он зачастую мыслит в границах этой площадки. В суете вокруг своего клочка земли он упускает из внимания контекст, забывает о том, как интегрировать застройку в окружение, сформировать целостную среду. Брусника в этом плане мыслит шире и никогда не сосредотачивает внимание только лишь на своей площадке.

Второе – сегрегация, разделение. Мы стараемся лишний раз не городить заборы или иные препятствия между землевладениями. Мы видим свою задачу в том, чтобы стимулировать интеграционные процессы в рамках осваиваемого пространства. Задействуем для этого в том числе топологию. Люди должны иметь возможность свободно перемещаться по территории, знакомиться, коммуницировать друг с другом.  

Третье – бесшовность, то есть создание безбарьерной среды. 

Четвертое – инфраструктура. Ее важно создавать заранее. Сегодня мы в первую очередь реализуем инфраструктурные объекты, и не только первой необходимости, вроде садиков и школ, но и такие, которые обеспечивают рекреацию, рабочие места. Все ради того, чтобы новый квартал, район зажил своей жизнью.

Наконец, пятое – плотность не любой ценой. Мы каждый раз ищем баланс между плотностью и эстетическими характеристиками застройки. Плотность не является качественной характеристикой, это экономический показатель.
Дискуссия «Актуальность градостроительной теории» на Арх Москве, 2025
Фотография © Екатерина Баталова специально для бюро Empate
Агломерации Республики Татарстан 
Олег Григорьев
архитектор-градостроитель, директор ГБУ «Институт пространственного планирования Республики Татарстан»


Несколько лет назад я начал организовывать Институт пространственного планирования Республики Татарстан. Он занимается мастер-планами всех агломераций региона – Казанской, Камской и Альметьевской.   

Было очевидно, что без опоры на нормальную теорию добиться искомого сбалансированного развития устойчивой территории будет невозможно. Поэтому мы собрали сильную команду: теоретики Олег Баевский и Алексей Каверин плюс группа математиков и программистов. Таким коллективом нам удалось довести до программного продукта ту теорию, которая восходит к Гутнову, которую развивал Олег Баевский, которую долго практиковали в Институте Генплана Москвы. Сейчас мы применяем ее и в Татарстане.  

На выходе мы получили три модели: территориально-коммуникационную, поликритериальную и полицентр. Территориально-коммуникационная модель – это общая оценка и политика развития районов. Поликритериальная модель – оценка территорий по развитию жилой и нежилой функции. Полицентр – это конкретные рекомендации по объемам застройки жилой и нежилой функции в каждом расчетном районе. Все это работает в связке с транспортной моделью, но это отдельное направление теории.     
  • zooming
    1 / 3
    Территориально-коммуникационная модель. Применение балансового моделирования в пространственном планировании Республики Татарстан
    Изображение © Олег Григорьев / ГБУ Институт пространственного планирования Республики Татарстан
  • zooming
    2 / 3
    Поликритериальная модель. Применение балансового моделирования в пространственном планировании Республики Татарстан
    Изображение © Олег Григорьев / ГБУ Институт пространственного планирования Республики Татарстан
  • zooming
    3 / 3
    Полицентр. Применение балансового моделирования в пространственном планировании Республики Татарстан
    Изображение © Олег Григорьев / ГБУ Институт пространственного планирования Республики Татарстан

Полицентр очень плотно работает с транспортной моделью и решает простой вопрос: как оптимизировать размещение мест приложения труда и мест проживания на больших территориях? Это задача нетривиальная: можно долго на транспортной модели считать и оптимизировать транспортную сеть, но нужно заходить и с обратной стороны. Как оптимальным образом разместить население на территории, чтобы и транспорт работал хорошо, и происходило устойчивое развитие?
Применение балансового моделирования в пространственном планировании Республики Татарстан
Изображение © Олег Григорьев / ГБУ Институт пространственного планирования Республики Татарстан

Полицентр работает на стандартной оценке четырех показателей: по связанности с населением, по доступности населения, связанности с рабочими местами и доступности рабочих мест. За четыре итерации, когда мы данные перекидываем из транспортной модели в балансовую, мы добиваемся некой оптимизационной модели. И на выходе получаем по каждому расчетному району рассматриваемой территории конкретные рекомендации: сколько здесь можно разместить людей, рабочих мест, а значит – предприятий.
Применение балансового моделирования в пространственном планировании Республики Татарстан
Изображение © Олег Григорьев / ГБУ Институт пространственного планирования Республики Татарстан

И это все напрямую, линейно влияет на конкретные цифры для каждого расчетного района. То есть каждый расчетный район – такое маленькое пятнышко – получает четкие рекомендации: здесь можно построить столько-то квадратных метров и не больше, здесь нужно разместить столько-то предприятий, которые сгенерируют столько-то рабочих мест. Абсолютное прямое действие теории. Но это работает только с растущим населением, с убывающим населением – бессмысленно.
  • zooming
    1 / 5
    Применение балансового моделирования в пространственном планировании Республики Татарстан
    Изображение © Олег Григорьев / ГБУ Институт пространственного планирования Республики Татарстан
  • zooming
    2 / 5
    Применение балансового моделирования в пространственном планировании Республики Татарстан
    Изображение © Олег Григорьев / ГБУ Институт пространственного планирования Республики Татарстан
  • zooming
    3 / 5
    Применение балансового моделирования в пространственном планировании Республики Татарстан
    Изображение © Олег Григорьев / ГБУ Институт пространственного планирования Республики Татарстан
  • zooming
    4 / 5
    Применение балансового моделирования в пространственном планировании Республики Татарстан
    Изображение © Олег Григорьев / ГБУ Институт пространственного планирования Республики Татарстан
  • zooming
    5 / 5
    Применение балансового моделирования в пространственном планировании Республики Татарстан
    Изображение © Олег Григорьев / ГБУ Институт пространственного планирования Республики Татарстан

Модель фиксируется в мастер-планах агломераций, цифры переходят в параметры функциональных зон генеральных планов и требования ПЗЗ (правила землепользования и застройки). Потом ниже, на уровень планировки проекта, и так далее, по ступенькам – вплоть до ГПЗУ (градостроительный план земельного участка). Параметры по каждой территории утверждаются на уровне республики. Чтобы изменить их, нужно обратиться в Кабинет министров республики – только он может внести изменения в этот документ. 
Применение балансового моделирования в пространственном планировании Республики Татарстан
Изображение © Олег Григорьев / ГБУ Институт пространственного планирования Республики Татарстан

Поскольку мастер-плана до сих пор не существует в правовом поле, Кабинет министров республики решил назвать это «Комплексная схема социально-экономического и пространственного развития Казанской агломерации». Это прикладной документ: не теория, а абсолютно четкие требования к развитию каждой площадки, направленные на сбалансированное развитие. С помощью «Комплексной схемы развития агломерации» мы в два с лишним раза снизили объемы стройки, которые намечались на периферии и порождали дисбаланс. 

Мало сказать, что мы придерживаемся определенной этики – нужно довести ее до конкретных цифр, акцептовать руководителю и потом жестко держать. В Татарстане подготовили отдельный закон о градостроительном мониторинге. Он позволяет институту запрашивать данные, мониторить ситуацию. И ежегодно на стол руководителю ложится отчет о том, куда мы идем, как соблюдается градостроительная политика. 

Нам пришлось централизовать весь функционал градостроительного проектирования на уровне субъекта. Для этого мы делали экспертизу абсолютно всей градостроительной документации, которая выпускается в республике. Да, это большая и серьезная работа, но ее нужно делать.
Дискуссия «Актуальность градостроительной теории» на Арх Москве, 2025
Фотография © Екатерина Баталова специально для бюро Empate
Цитоплазма неразмежеванной земли 
Андрей Гнездилов
архитектор, соучредитель и первый заместитель директора бюро «Остоженка»


Работа, начатая Институтом пространственного планирования Республики Татарстан, требуется всей нашей стране.

Но очень многие, в том числе градостроители-практики и градостроители-теоретики, не заметили одну существенную деталь: при капитализме есть частная собственность на землю. А в том, с чем мы привыкли работать и называем нашей градостроительной теорией, – никакой частной собственности на землю не было. Предстоит проделать огромную работу в этом космосе плавающей государственной собственности, во всей этой цитоплазме неразмежеванной российской земли с осколками чьих-то участков.  
Дискуссия «Актуальность градостроительной теории» на Арх Москве, 2025
Фотография © Екатерина Баталова специально для бюро Empate

Когда мы с Кириллом Гладким делали «Дизайн-код улиц» для Южно-Сахалинска, то столкнулись с тем, что красные линии – почему-то в бортах проезжей части. То же самое и в Новосибирске: есть красные линии шириной 10 метров. А за руслами этих красных линий расположена terra incognita: это реально ничья земля, абсолютно бесхозная. Мы ее обозначили как «Территория с неопределенными функциональным назначением и имущественной принадлежностью». 

Мало того, русло улиц, проезжая часть все еще находилась в частной собственности какого-то местного «автодора». Вот оно – чудо несоответствия наших теорий и правды земли! 

В Москве, казалось бы, вся территория должна быть покрыта ППТ (проектами планировки территории). Но ничего подобного. Слава Богу, сейчас появился механизм КРТ. Если участки так и будут окружены непонятной неразмежеванной землей, то мы никогда не наведем порядок.

Мы – бюро «Остоженка» – начали работу в городе с одноименного исторического района. И в этом историческом районе до революции все было понятно: парцелляция, домовладение, межа и так далее. Теперь нам удается это повторить только уникальным образом на уникальных территориях, которые называются реновацией, например. Потому что ни на один советский микрорайон никакая сетка межевания не напяливается. И нам просто суждено, скорее всего, продолжать жить в этом колхозе, потому что колхозное поле очень трудно разделить на частные участки.

Катастрофически не хватает плотности улиц – как мы знаем, плотность улиц даже в Москве примерно 2,6 на квадратный километр. Это прямо связано с межеванием, потому что каждая межа должна выходить на улицу. В любом организме есть скелет, каркас, и есть ткань. А если в ткани нет живой клетки, то и она будет неживой.

Почему я немножко повернут на этой теме? Потому что вижу, что ни одна из наших действующих градостроительных теорий не закрывает ее. Как нам переделать советские города? Как их адаптировать к капиталистической реальности? Никак! Но надо признать, что вообще наша страна с такой живой тканью – единственная в мире. Нет, возможно, еще Северная Корея. А больше нигде в мире такого чуда нет, когда была бы неизвестно чья земля. 
Дискуссия «Актуальность градостроительной теории» на Арх Москве, 2025
Фотография © Екатерина Баталова специально для бюро Empate
Архитектор:
Марина Егорова
Мастерская:
АБ Empate

14 Августа 2025

Похожие статьи
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.