Эффект в пространстве

Биеннале прошла, похваставшись 170 тысячами посетителей; воспоминания и фотографии остались. Предлагаем еще раз вспомнить про биеннале и посмотреть на картинки с выставки.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

03 Декабря 2010
mainImg
В этом году биеннале была посвящена освоению пространства и самые эффектные инсталляции были посвящены именно этому – пространственным эффектам. Лучше всех из них запомнился черный зал Олафура Элиассона, известного датско-исландского мастера инсталляций. Совершенно не новая идея (но куратор биеннале честно предупреждала, что нового не будет), но зал, действительно, завораживал.
Фотографии Юлии Тарабариной
Вторая главная инсталляция прошедшей биеннале - облако Тецио Кондо, исполненное компанией Транссолар. Тоже страшно не новая для современного искусства вещь, но на архитектурных выставках такие облака встречаются редко. Зал был выгорожен белыми стенками, из отверстий в которых, собственно, и накачивали пар. Очевидцы говорят, что пара было то больше, то меньше.
 
Вторая главная инсталляция прошедшей биеннале - облако Тецио Кондо, исполненное компанией Транссолар. Тоже страшно не новая для современного искусства вещь, но на архитектурных выставках такие облака встречаются редко. Зал был выгорожен белыми стенками, из отверстий в которых, собственно, и накачивали пар. Очевидцы говорят, что пара было то больше, то меньше.
Что-то похожее получилось в павильоне Польши: только вместо металлической лестницы - металлические решетчатые ящики, а вместо технологичного транссоларского пара - на вид очень вредные клубы пыли:

 Что-то похожее получилось в павильоне Польши: только вместо металлической лестницы - металлические решетчатые ящики, а вместо технологичного транссоларского пара - на вид очень вредные клубы пыли:
Призыв куратора подумать о пространстве с душой восприняли в венгерском павильоне. Он был завешан белыми синтетическими веревками с привязанными к концу каждой их них карандашами. Веревочные пространства, особенно если подсветить их проектором (на экране все время что-то рисовали карандашом), оказались довольно-таки интересны:

Призыв куратора подумать о пространстве с душой восприняли в венгерском павильоне. Он был завешан белыми синтетическими веревками с привязанными к концу каждой их них карандашами. Веревочные пространства, особенно если подсветить их проектором (на экране все время что-то рисовали карандашом), оказались довольно-таки интересны:
Франция же, напротив, показала очень содержательную выставку, посвязенную собственным градостроительным проблемам и проектам. Но и пространственными эффектами не пренебрегла: фильмы отражались - двоились в больших зеркалах, буквально-таки включая зрителей в себя...

Франция же, напротив, показала очень содержательную выставку, посвязенную собственным градостроительным проблемам и проектам. Но и пространственными эффектами не пренебрегла: фильмы отражались - двоились в больших зеркалах, буквально-таки включая зрителей в себя...
Зеркала вообще были крайне популярны на этой биеннале (раньше их столько не было). В павильоне Германии выгородили целый зеркальный зал, правда, поверхности зеркал там были как будто истертые и внутри безумная перспектива вложенных друг в друга отражений как-то не ощущалась. Зато на фотографиях она получается, как выяснилось, прилично(девушка в зале всего одна):
 
Зеркала вообще были крайне популярны на этой биеннале (раньше их столько не было). В павильоне Германии выгородили целый зеркальный зал, правда, поверхности зеркал там были как будто истертые и внутри безумная перспектива вложенных друг в друга отражений как-то не ощущалась. Зато на фотографиях она получается, как выяснилось, прилично(девушка в зале всего одна):

Главные последователи Элиассона по части темноты и эффектов обнаружились в павильоне Канады, где по проекту архитектора-скульптора Филиппа Бизли, которого выбрало для такого важного дела специальное всеканадское жюри, был устроен причудливый шипящий и шевелящийся пластиковый сад Hylosoic ground. У этого проекта есть собственный сайт http://www.hylozoicground.com.
Экспозиция Китая, как обычно, помимо мрачноватого зала цистерны осваивала прилегающие пространства:

Экспозиция Китая, как обычно, помимо мрачноватого зала цистерны осваивала прилегающие пространства:
Внутри китайского зала главным аттракционом были подвешенные к потолку прозрачные птицы. Забавно, что похожая игра светотени, что и у китайцев, наблюдалась и среди скульптурных заготовок Тойо Ито:
На светотени же был построен и павильон Египта. И был бы хорош, если бы его авторы не перестарались: надо было оставить только золотистые завитушки, но кураторам этого показалось мало, и они установили внутри такую же золотистую мумию, книги, картины и прочие отвлекающие от пространства вещи.

Внутри китайского зала главным аттракционом были подвешенные к потолку прозрачные птицы. Забавно, что похожая игра светотени, что и у китайцев, наблюдалась и среди скульптурных заготовок Тойо Ито:

На светотени же был построен и павильон Египта. И был бы хорош, если бы его авторы не перестарались: надо было оставить только золотистые завитушки, но кураторам этого показалось мало, и они установили внутри такую же золотистую мумию, книги, картины и прочие отвлекающие от пространства вещи.
Любимцем публики стал павильон Австралии, в котором показывали целых два 3D-фильма, снтых специально для биеннале, один про реальность, второй про будущее. Очков, правда, постоянно не хватало...
Зато прорастающие среди небоскребов змейки были замечательны, хотя фотографированию трехмерное кино поддается с трудом:

Любимцем публики стал павильон Австралии, в котором показывали целых два 3D-фильма, снтых специально для биеннале, один про реальность, второй про будущее. Очков, правда, постоянно не хватало...
Лаконизмом отличился павильон Бельгии. В прошлый раз он состоял из конфетти, разбросанных по полу совершенно пустых помещений, на этот раз - из фрагментов отделочных материалов, развешанных по стенам наподобие картин:

Зато прорастающие среди небоскребов змейки были замечательны, хотя фотографированию трехмерное кино поддается с трудом:

Лаконизмом отличился павильон Бельгии. В прошлый раз он состоял из конфетти, разбросанных по полу совершенно пустых помещений, на этот раз - из фрагментов отделочных материалов, развешанных по стенам наподобие картин:



03 Декабря 2010

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: XII Архитектурная биеннале в Венеции

Эффект в пространстве
Биеннале прошла, похваставшись 170 тысячами посетителей; воспоминания и фотографии остались. Предлагаем еще раз вспомнить про биеннале и посмотреть на картинки с выставки.
Сохранение изменений и изменение сохранения
Экспозицией венецианской биеннале, привлекшей особое внимание публики в этом году, стала выставка Cronocaos от обладателя «Золотого Льва» Рема Колхаса и его бюро ОМА. Ее тема — проблема сохранения наследия, которая, несмотря на свою актуальность, совершенно выпала из сферы интересов современных архитекторов и, как напоминают организаторы выставки, впервые поднимается на биеннале со времен «Присутствия прошлого» Портогези — первой венецианской архитектурной выставки, состоявшейся в 1980.
Метаморфозы больше не в моде
Вчера в Венеции состоялось выступление Курта Форстера, куратора биеннале 2004 года. Форстер, предложивший шесть лет назад для главной архитектурной выставки мира тему «Метаморфозы», каялся и убеждал собравшихся в том, что за метамофозами на самом деле ничего нет, никакой пользы. Он призывал архитекторов заняться проблемами более насущными, чем формообразование – рассказывает обозреватель Архи.ру Анна Мартовицкая.
Архитектурные параллели
В «параллельную программу» венецианской биеннале вошли как проекты, имеющие к архитектуре самое опосредованное отношение, так и выставки, которым самое место — среди ее ключевых событий.
Люди встречаются
В заключение обзора российских проектов на биеннале – несколько слов о выставке «Кабинет директора» и несколько фотографий, сделанных в день открытия превью биннале, 26 августа.
Разум и чувства на архитектурном поле
Президент Венецианской биеннале Паоло Баратта заявил на открывшей выставку пресс-конференции, что главная задача любой экспозиции – вызывать в зрителе эмоции. Если исходить из этого немного неожиданного для руководителя такого интеллектуального мероприятия постулата, можно взглянуть на главную архитектурную выставку с неожиданной стороны.
Погружение в архитектуру
Вчера, 26 августа, венецианская биеннале архитектуры открылась для журналистов в режиме так называемого превью. Еще два дня выставку будут показывать прессе, в субботу раздадут «Золотых львов», и начиная с воскресенья она будет доступна для всех желающих. Публикуем первый, беглый обзор главной части выставки. Кураторскую экспозицию Арсенала Кадзуйо Сэдзима превратила в одно большое архитектурное произведение, посвященное творческому осмыслению пространства бывшей Кордери; массивные интерьеры ответили на эти заигрывания взаимностью и стали выглядеть как будто лучше, чем обычно.
Мост в мир высокой моды
Архитектурная мастерская SPEECH разработала концепцию регенерации вышневолоцкой швейной фабрики «Аэлита». Поскольку это действующее производство, архитекторы решили его не перепрофилировать, а наоборот поддержать, создав рядом с фабрикой outlet-центр.
Утопия в павильоне
26 августа состоялось открытие экспозиции павильона России на XII венецианской биеннале архитектуры. Проект «Фабрика Россия», посвященный возрождению промышленной архитектуры и шире – общественной жизни города Вышнего Волочка, проект, интриговавший архитектурную общественность более полугода, наконец представлен зрителям.
Ажурные узоры будущего
Архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» в Вышнем Волочке досталась фабрика «Парижская коммуна». На ее территории архитекторы разместили конгресс-центр, отель, жилой дом и школу искусств.
В круге земном
ТПО «Резерв» было приглашено в проект для работы над образом одного из самых крупных и известных предприятий Вышнего Волочка – фабрикой Рябушинских. Бывшее текстильное производство архитекторы превратили в Музей познания мира и технико-развлекательный парк.
Обитаемый остров
Рассказом о концепции регенерации исторического центра Вышнего Волочка, разработанной бюро «Сергей Скуратов Architects», мы открываем серию публикаций о проектах участников экспозиции Российского павильона на XII Международной биеннале архитектуры в Венеции. Сергей Скуратов – единственный из участников «российской архитектурной сборной», кто в процессе работы над проектом переработал кураторское задание, поменяв и место расположения объекта, и его функциональное наполнение.
Лицом к большой воде
Архитектурная мастерская «Студия 44» в рамках проекта «Фабрика Россия» работала над концепцией регенерации хлопчатобумажного комбината «Пролетарский Авангард». Его территорию с водной системой Вышнего Волочка архитекторы связали с помощью нового канала, так что после реконструкции бывшее производство превратится в маленькую Венецию.

Технологии и материалы

Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.

Сейчас на главной

Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.