Эффект в пространстве

Биеннале прошла, похваставшись 170 тысячами посетителей; воспоминания и фотографии остались. Предлагаем еще раз вспомнить про биеннале и посмотреть на картинки с выставки.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

03 Декабря 2010
mainImg
В этом году биеннале была посвящена освоению пространства и самые эффектные инсталляции были посвящены именно этому – пространственным эффектам. Лучше всех из них запомнился черный зал Олафура Элиассона, известного датско-исландского мастера инсталляций. Совершенно не новая идея (но куратор биеннале честно предупреждала, что нового не будет), но зал, действительно, завораживал.
Фотографии Юлии Тарабариной
Вторая главная инсталляция прошедшей биеннале - облако Тецио Кондо, исполненное компанией Транссолар. Тоже страшно не новая для современного искусства вещь, но на архитектурных выставках такие облака встречаются редко. Зал был выгорожен белыми стенками, из отверстий в которых, собственно, и накачивали пар. Очевидцы говорят, что пара было то больше, то меньше.
 
Вторая главная инсталляция прошедшей биеннале - облако Тецио Кондо, исполненное компанией Транссолар. Тоже страшно не новая для современного искусства вещь, но на архитектурных выставках такие облака встречаются редко. Зал был выгорожен белыми стенками, из отверстий в которых, собственно, и накачивали пар. Очевидцы говорят, что пара было то больше, то меньше.
Что-то похожее получилось в павильоне Польши: только вместо металлической лестницы - металлические решетчатые ящики, а вместо технологичного транссоларского пара - на вид очень вредные клубы пыли:

 Что-то похожее получилось в павильоне Польши: только вместо металлической лестницы - металлические решетчатые ящики, а вместо технологичного транссоларского пара - на вид очень вредные клубы пыли:
Призыв куратора подумать о пространстве с душой восприняли в венгерском павильоне. Он был завешан белыми синтетическими веревками с привязанными к концу каждой их них карандашами. Веревочные пространства, особенно если подсветить их проектором (на экране все время что-то рисовали карандашом), оказались довольно-таки интересны:

Призыв куратора подумать о пространстве с душой восприняли в венгерском павильоне. Он был завешан белыми синтетическими веревками с привязанными к концу каждой их них карандашами. Веревочные пространства, особенно если подсветить их проектором (на экране все время что-то рисовали карандашом), оказались довольно-таки интересны:
Франция же, напротив, показала очень содержательную выставку, посвязенную собственным градостроительным проблемам и проектам. Но и пространственными эффектами не пренебрегла: фильмы отражались - двоились в больших зеркалах, буквально-таки включая зрителей в себя...

Франция же, напротив, показала очень содержательную выставку, посвязенную собственным градостроительным проблемам и проектам. Но и пространственными эффектами не пренебрегла: фильмы отражались - двоились в больших зеркалах, буквально-таки включая зрителей в себя...
Зеркала вообще были крайне популярны на этой биеннале (раньше их столько не было). В павильоне Германии выгородили целый зеркальный зал, правда, поверхности зеркал там были как будто истертые и внутри безумная перспектива вложенных друг в друга отражений как-то не ощущалась. Зато на фотографиях она получается, как выяснилось, прилично(девушка в зале всего одна):
 
Зеркала вообще были крайне популярны на этой биеннале (раньше их столько не было). В павильоне Германии выгородили целый зеркальный зал, правда, поверхности зеркал там были как будто истертые и внутри безумная перспектива вложенных друг в друга отражений как-то не ощущалась. Зато на фотографиях она получается, как выяснилось, прилично(девушка в зале всего одна):

Главные последователи Элиассона по части темноты и эффектов обнаружились в павильоне Канады, где по проекту архитектора-скульптора Филиппа Бизли, которого выбрало для такого важного дела специальное всеканадское жюри, был устроен причудливый шипящий и шевелящийся пластиковый сад Hylosoic ground. У этого проекта есть собственный сайт http://www.hylozoicground.com.
Экспозиция Китая, как обычно, помимо мрачноватого зала цистерны осваивала прилегающие пространства:

Экспозиция Китая, как обычно, помимо мрачноватого зала цистерны осваивала прилегающие пространства:
Внутри китайского зала главным аттракционом были подвешенные к потолку прозрачные птицы. Забавно, что похожая игра светотени, что и у китайцев, наблюдалась и среди скульптурных заготовок Тойо Ито:
На светотени же был построен и павильон Египта. И был бы хорош, если бы его авторы не перестарались: надо было оставить только золотистые завитушки, но кураторам этого показалось мало, и они установили внутри такую же золотистую мумию, книги, картины и прочие отвлекающие от пространства вещи.

Внутри китайского зала главным аттракционом были подвешенные к потолку прозрачные птицы. Забавно, что похожая игра светотени, что и у китайцев, наблюдалась и среди скульптурных заготовок Тойо Ито:

На светотени же был построен и павильон Египта. И был бы хорош, если бы его авторы не перестарались: надо было оставить только золотистые завитушки, но кураторам этого показалось мало, и они установили внутри такую же золотистую мумию, книги, картины и прочие отвлекающие от пространства вещи.
Любимцем публики стал павильон Австралии, в котором показывали целых два 3D-фильма, снтых специально для биеннале, один про реальность, второй про будущее. Очков, правда, постоянно не хватало...
Зато прорастающие среди небоскребов змейки были замечательны, хотя фотографированию трехмерное кино поддается с трудом:

Любимцем публики стал павильон Австралии, в котором показывали целых два 3D-фильма, снтых специально для биеннале, один про реальность, второй про будущее. Очков, правда, постоянно не хватало...
Лаконизмом отличился павильон Бельгии. В прошлый раз он состоял из конфетти, разбросанных по полу совершенно пустых помещений, на этот раз - из фрагментов отделочных материалов, развешанных по стенам наподобие картин:

Зато прорастающие среди небоскребов змейки были замечательны, хотя фотографированию трехмерное кино поддается с трудом:

Лаконизмом отличился павильон Бельгии. В прошлый раз он состоял из конфетти, разбросанных по полу совершенно пустых помещений, на этот раз - из фрагментов отделочных материалов, развешанных по стенам наподобие картин:



03 Декабря 2010

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: XII Архитектурная биеннале в Венеции

Эффект в пространстве
Биеннале прошла, похваставшись 170 тысячами посетителей; воспоминания и фотографии остались. Предлагаем еще раз вспомнить про биеннале и посмотреть на картинки с выставки.
Сохранение изменений и изменение сохранения
Экспозицией венецианской биеннале, привлекшей особое внимание публики в этом году, стала выставка Cronocaos от обладателя «Золотого Льва» Рема Колхаса и его бюро ОМА. Ее тема — проблема сохранения наследия, которая, несмотря на свою актуальность, совершенно выпала из сферы интересов современных архитекторов и, как напоминают организаторы выставки, впервые поднимается на биеннале со времен «Присутствия прошлого» Портогези — первой венецианской архитектурной выставки, состоявшейся в 1980.
Метаморфозы больше не в моде
Вчера в Венеции состоялось выступление Курта Форстера, куратора биеннале 2004 года. Форстер, предложивший шесть лет назад для главной архитектурной выставки мира тему «Метаморфозы», каялся и убеждал собравшихся в том, что за метамофозами на самом деле ничего нет, никакой пользы. Он призывал архитекторов заняться проблемами более насущными, чем формообразование – рассказывает обозреватель Архи.ру Анна Мартовицкая.
Архитектурные параллели
В «параллельную программу» венецианской биеннале вошли как проекты, имеющие к архитектуре самое опосредованное отношение, так и выставки, которым самое место — среди ее ключевых событий.
Люди встречаются
В заключение обзора российских проектов на биеннале – несколько слов о выставке «Кабинет директора» и несколько фотографий, сделанных в день открытия превью биннале, 26 августа.
Разум и чувства на архитектурном поле
Президент Венецианской биеннале Паоло Баратта заявил на открывшей выставку пресс-конференции, что главная задача любой экспозиции – вызывать в зрителе эмоции. Если исходить из этого немного неожиданного для руководителя такого интеллектуального мероприятия постулата, можно взглянуть на главную архитектурную выставку с неожиданной стороны.
Погружение в архитектуру
Вчера, 26 августа, венецианская биеннале архитектуры открылась для журналистов в режиме так называемого превью. Еще два дня выставку будут показывать прессе, в субботу раздадут «Золотых львов», и начиная с воскресенья она будет доступна для всех желающих. Публикуем первый, беглый обзор главной части выставки. Кураторскую экспозицию Арсенала Кадзуйо Сэдзима превратила в одно большое архитектурное произведение, посвященное творческому осмыслению пространства бывшей Кордери; массивные интерьеры ответили на эти заигрывания взаимностью и стали выглядеть как будто лучше, чем обычно.
Мост в мир высокой моды
Архитектурная мастерская SPEECH разработала концепцию регенерации вышневолоцкой швейной фабрики «Аэлита». Поскольку это действующее производство, архитекторы решили его не перепрофилировать, а наоборот поддержать, создав рядом с фабрикой outlet-центр.
Утопия в павильоне
26 августа состоялось открытие экспозиции павильона России на XII венецианской биеннале архитектуры. Проект «Фабрика Россия», посвященный возрождению промышленной архитектуры и шире – общественной жизни города Вышнего Волочка, проект, интриговавший архитектурную общественность более полугода, наконец представлен зрителям.
Ажурные узоры будущего
Архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» в Вышнем Волочке досталась фабрика «Парижская коммуна». На ее территории архитекторы разместили конгресс-центр, отель, жилой дом и школу искусств.
В круге земном
ТПО «Резерв» было приглашено в проект для работы над образом одного из самых крупных и известных предприятий Вышнего Волочка – фабрикой Рябушинских. Бывшее текстильное производство архитекторы превратили в Музей познания мира и технико-развлекательный парк.
Обитаемый остров
Рассказом о концепции регенерации исторического центра Вышнего Волочка, разработанной бюро «Сергей Скуратов Architects», мы открываем серию публикаций о проектах участников экспозиции Российского павильона на XII Международной биеннале архитектуры в Венеции. Сергей Скуратов – единственный из участников «российской архитектурной сборной», кто в процессе работы над проектом переработал кураторское задание, поменяв и место расположения объекта, и его функциональное наполнение.
Лицом к большой воде
Архитектурная мастерская «Студия 44» в рамках проекта «Фабрика Россия» работала над концепцией регенерации хлопчатобумажного комбината «Пролетарский Авангард». Его территорию с водной системой Вышнего Волочка архитекторы связали с помощью нового канала, так что после реконструкции бывшее производство превратится в маленькую Венецию.

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.