English version

Город как сюжет

Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
Россия, Казань, ул. Патриса Лумумбы, ул. Альберта Камелеева

Авторский коллектив:
Руководитель творческого коллектива, автор проекта: С. Скуратов. ГАП: А. Алендеев. 
Архитекторы: Е.Орехова, А. Максимова, В. Колосова, И. Самойлов,  Ю. Парфенова, М. Ревенко, С. Пехтерева, М. Серебрянников, М. Сляднева, А. Мочалова, П. Стрельцова, А. Дьяченко. Визуализация: Я. Акимов, С. Морозов, Д. Горнов 

2024 — 2025

Девелопер: Ак Барс Дом
Десять лет назад мы рассказывали о проекте микрорайона М-8 в Казани, разработанном бюро Сергея Скуратова в 2015. Полежав какое-то время «под сукном», проект возродился и – так не всегда бывает, но в данном случае именно так – выглядит актуальным для своего места и для нашего времени. 
Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Новый проект преемственен по отношению к первому; мы и сейчас занимаемся доработками, вносим поправки, проект меняется, хотя теперь уже речь скорее о детализации. Я думаю, что в обновленном проекте цветовая и материальная композиция объемов и фасадов организована более сложно и более тонко, чем это удалось нам в 2014 году.
 
В новом проекте заказчик отказался от первоначальной идеи использования предварительно изготовленных заводским способом панелей. Следовательно, мы получили больше свободы в проработке разного рода тонкостей. Ушла орнаментальность в том виде, в каком она предполагалась для наполнения заводских матриц при изготовлении белых панелей. Здание школы изменило свое место и конфигурацию – кроме того, к счастью, благодаря обоснованной мотивации наших доводов и, в значительной степени, поддержке главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллиной, за что мы очень благодарны, – удалось добиться того, что школа будет не типовой, а индивидуально спроектированной и займет подобающее ей место градостроительного акцента.
 
В проекте сохранилось задуманное первоначально сочетание материалов, белого камня и СФБ, клинкерного кирпича и кортена, в разных пропорциях, контрастно подчеркивающих особенности разных частей комплекса.
 
Самое главное – сохранилась искусственная река.

  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Проект, сам по себе внушительный по масштабу – его будущая территория 27.6 га, размер «микрорайона», – входит в состав еще более крупного градостроительного образования в восточной части Казани, комплекса, который компания Ак Барс, один из основных казанских девелоперов, строит с 2007 года. Его общая площадь 445 га, что по СНиПам соответствует уже определению «жилого района»; комплекс так официально и называется: «жилой район «Седьмое небо». Его территория примыкает к проспекту Победы, который можно, вероятно, понять как «казанскую ТТК» – трассу, разделяющую центральную часть города от периферийной – с внутренней стороны.
Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани. Расположение объекта в городе
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

До Кремля, если мерить по прямой, 5.5 км, до окружной – 9 км; центр ближе, но все-таки достаточно удален, что во многом определяет и общую типологию здешней жилой застройки. С 2007 года в составе «Седьмого неба» появились как панельные дома, в том числе советских типовых серий, так и авторские здания, в частности, несколько жилых башен по проекту бюро ОСА или жилая башня «Лазурные небеса», примечательная тем, что с высотой 121 метр она пока что остается самой высокой в Казани. Тем не менее авторской архитектуры не очень много, новая жилая застройка достаточно высокая и плотная, в среднем от 10 до 20 этажей. 



Западная часть в значительной степени уже заполнена, в восточной идет активное строительство. 

Вся застройка разворачивается вокруг крупного «пустого» пятна, занимающего чуть ли не половину от всех 445 гектаров комплекса и расположенного посередине, между восточной и западной частями. Две трети – ипподром, спортивную функцию которого планируется сохранить как главную «фишку» района. Еще треть – территория старого аэродрома.
Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани. Фотофиксация
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Со взлетной полосой с юга на север и зданием аэровокзала, чей внушительный портик виден на одной из иллюстраций выше. «Сталинское» здание аэропорта будет сохранено; остальная территория бывшего аэродрома – отведена для проекта Сергея Скуратова.

Почему я называю его актуальным? 

Например, потому, что главная задача, поставленная в проекте – внедрить в срединную часть жилой застройки «пограничного» типа городскую ткань принципиально иного рода: осмысленную и продуманную, с выверенной объемно-пространственной структурой и потенциальными местами притяжения. Где улицы разнообразны и перемежаются общественными пространствами. И куда, это важно, захочется прийти погулять и «посидеть в кафе», переходя от зеленых пространств к каменным площадям и наоборот. В сущности сформировать здесь, у проспекта Победы, между ипподромом и жилой застройкой, новый городской центр.

В чем разница? Здесь ведь тоже преобладает жилье, с большой школой, детскими садами внутри кварталов, хотя задуманы два общественных центра, один на базе ТРЦ в северной части, другой в стилобате башен в южной. Небольшой процент офисных площадей. 

Разница, пожалуй, в градусе градостроительной продуманности. 

Главная пространственная ось района М-8 – бульвар с искусственной рекой. Она стартует от прямоугольника искусственного водоема на площади при торгово-общественном центре, спускается, петляя, по пологому рельефу с севера на юг по линии бывшей взлетной полосы аэродрома.
Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани. Основные принципы парка
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

В плане центральный бульвар – Х-образный, похож на песочные часы, поскольку расходится вверху перед торговым центром и внизу перед вереницей жилых башен, в стилобате которых также размещен общественный центр; река протекает сквозь него, что должно стать неплохим пространственным аттракционом. 
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани. Макроансамбли
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани. Организация общественных пространств
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Центральный бульвар – главная пешеходная ось и «линейное», как говорят градостроители, общественное пространство или даже «линейный городской центр». Он связывает два общественных центра, на севере и на юге. 

Предполагается, что здесь можно будет гулять, переходить с берега на берег, любоваться изгибами реки, сидеть на берегу или в кафе. 
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В противовес гибкой ленте реки застройка по обе стороны от главного бульвара получает равномерную ортогональную планировку. Уже вдоль западного берега реки идет прямая пешеходная улица, соединяя два общественных центра, на юге и на севере, непосредственно по прямой. Ближе к школе через «реку» переброшен один мостик побольше – он напоминает изогнутую металлическую пластину, типа рессоры; плюс несколько маленьких пешеходных мостов. 
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Меридиональные проезды между кварталами рассчитаны на сдержанное автомобильное движение с приоритетом велосипедов и пешеходов. На их пересечениях образуются площади с приподнятым мощением, а их направление архитекторы трактуют как необходимое для перемещения, прежде всего, между общественными «точками притяжения». 
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани. Проницаемость территории. Продольные связи
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани. Проницаемость территории. Поперечные связи
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Поперечные улицы поменьше шириной и все ведут к «линейному центру». 

Типология домов – смешанная. Если в предшествующем строительстве «Седьмого неба» она сменялась вместе с историческими периодами: сначала панельные пластины, чаще «с поворотом», затем башни, позднее 18-этажные кварталы, – то Скуратов использует все варианты, выстраивая их характерным для российских городов «блюдцем». В центре, вдоль реки, высотность поменьше и кварталы, 7–8 этажей, по краям – 16-этажные пластины вдоль ипподрома и 21-этажные, выше при имеющихся ограничениях нельзя, башни в южной части. 
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Подход позволяет выстроить разнообразие на простых приемах и элементах, тонких, а не плакатных, отличиях. Треугольные башни со скругленными углами? Но поставлены под разным углом одна относительно другой, что дает смену ракурсов.
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Кварталы? Но разновысотные, стилобаты с парковками, дворами на их кровле, магазинным фронтом, а также продуманным проветриванием и видовыми раскрытиями; они больше похожи на разновидность строчной композиции. Объемов, которые поворачивали бы углом, образуя неудобные для квартирографии затененные места, здесь попросту нет. 

Тут многое детально просчитано на уровне градостроительной концепции, до мелочей, до функциональных схем дворов. 
    
     
  

Но для меня особенно примечателен тот факт, что помимо всего упомянутого выше градостроительного паззла продуманы ракурсы и виды на собственно здания, которые складываются в соотношение зданий заметных и фоновых. Расчет – градиентный: тут можно увидеть схемы, где дома подразделены на уникальные, характерные и рядовые, а пластика фасадов – на активную, умеренную, равнозначную, и еще плюс «акцентные северные фасады».

Расположение акцентов зависит от того, со скольких точек виден дом. Если с 4–5 – то уникальный, если с 2–3 – то характерный, если меньше рядовой. 
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани. Пластика фасадов
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани. Пластика фасадов
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Ограничив таким образом самих себя во имя цельности общего впечатления, архитекторы бюро Сергея Скуратова предложили сдержанно-отточенный модернистский микс, основанный на нюансах различия фасадов, равно как и на контрасте: материала, кирпича с белым камнем – и формы, прямых и острых углов, широких откосов со скругленными углами и дугами, как небольшого радиуса в жилых башнях и детских садах, так и размашистого поворота домов-пластин или фасада здания школы, обращенного к площади с амфитеатром. 
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Школа здесь, к тому же, один из самых лаконичных элементов – распластанная по поверхности, с просторным двором, который придает ей сходство с британскими колледжами, простой тонкой вертикальной решеткой фасадов и гигантскими широкими арками. Высказывание простое, но крупное. Широким мазком. 
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Определенно, лучше типового здания – одно такое уже построено в панельной части «Седьмого неба» ближе к южному торцу ипподрома. 

Больше, чем отличия фасадов, в данном случае интересно задуманное разнообразие пространств: крупный, прямой до брутального, амфитеатр на скошенной ради него кровле торгового центра. 
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Прямые улицы и изгибающаяся речка. Открытые площади и бульвар, «ныряющий» в стилобат между башнями. Тут наблюдается какой-то почти математический подход к планированию творческих решений. Не зря говорят, что именно в бюро Скуратова градиентные фасады из разнотонового кирпича рисуют вручную, чтобы избежать повторяемости паттернов. В данном случае – та же последовательная тщательность, но на градостроительном уровне. 
    
    


Надо сказать, проект органично вписывается в череду градостроительных решений портфолио Сергея Скуратова, начатых вскоре после основания бюро, в начале 2000-х, к 2005 году – уже точно. Сочетание в одном крупном проекте пространств и форм разной степени доступности, тишины и активности, пластических и эмоциональных характеристик архитекторы SSA режиссируют все тщательнее и тщательнее, учитывая многие факторы и «оттачивая» стыковки разных решений между собой. Можно вспомнить МинскСамару или Северный речной порт. Много разного. Или проект для территории завода «Красный пролетарий», у Донского монастыря, 2006 года. Но больше всего, на мой взгляд, подходит история «Садовых кварталов». Не только потому, что там – реализованный, и вполне себе знаменитый, проект. Но ведь в 2006 году, в конкурсном предложении для территории завода «Каучук», фигурировала искусственная река, а не пруд; вдоль нее группировались дома более высокого класса и меньшей высоты. Может показаться, что архитектор не отказывается от той, первой идеи, уверен в ее продуктивности и стремится, вновь и вновь реализовать задуманное. Тут чувствуется сила упорства и уверенности, на мой взгляд она-то и определяет актуальность проекта. Не «модную сиюминутную», а настоящую, основанную на не лишенной некоторой утопичности – особенно для нашего места/времени, все еще проходящего стадии развития периода первоначального накопления со всеми его особенностями – но в корне верную силу принципа, согласно которому архитектор стремится работать над своим проектом целиком и полностью, продумывая с начала и до конца все, от общего абриса композиции до всяких мелочей.

Комплексное получается произведение, этакий архитектурно-градостроительный гезамткунстверк. Или – пример «тотального градостроительства» на отдельно взятом участке. Когда часть города складывается не хаотично в силу обстоятельств, а именно что проектируется от начала до конца. Пожалуй, Сергей Скуратов – самый яркий на данный момент представитель этого направления, он обладает нужной – очень, очень высокой – мерой перфекционизма, вовлеченности и упорства. Не все готовы оценить эти качества архитектора-демиурга по достоинству, а зря. Поскольку именно они позволяют рассматривать город как произведение, внести в него, вместо хаоса, нужную долю разумного структурирования и человеческого – нет, не фактора, а ratio, свойственного лучшим из известных примеров рукотворной среды. 

Словом, интересно посмотреть, что получится в данном случае. 

И еще одна особенность. Многим известно, что на протяжении 25 лет своего самостоятельного творчества Сергей Скуратов демонстрирует заметную склонность к построению контрастных сочетаний на основе фактур естественной природы. Прежде всего, сочетания кирпича и белого камня. 

В проекте для казанского «Седьмого неба» оно, с самого начала, еще в версии 2015 года, было тематизировано: кирпичный берег – «европейский», тогда еще и весь ЖК назывался «Европейский берег», – а белокаменный «восточный». Кирпичный берег «высокий», притом что сам по себе участок совершенно ровный, белокаменный, «восточный» берег – пологий. 
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани. Принципиальные сечения по парку
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани. Развертки по парку. Концепция двух берегов
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Красивая метафора – в голове сразу начинает звучать песня Высоцкого в исполнении Марины Влади «...берега отвесные, берега пологие...». Красивая, страшно романтическая песня буквально-таки внедряет в проект свою «литературу». 

«Можно ли так делать, еще вопрос», не без некоторого самокритичного скепсиса комментирует Сергей Скуратов собственное, любимое и всячески выпестованное в проекте решение: от контраста мощения под ногами на разных берегах – до микса фасадов, где кирпич и белый цвет группируются ближе к берегам, а дальше смешиваются, рассеивая контраст. 

Сомнения понять можно: «литературность», даже полученная экстрактом контекста – в данном случае соседства реки Волги, разделяющей Восток и Запад – как правило оказывается смыслом, внедренным «сверх необходимого», неким символическим излишеством. Нужно ли оно? Не знаю. Но могу с полной уверенностью сказать одно – в наше время такой подход крайне, просто-таки очень популярен. Авторы почти любого мастер-плана, да и отдельных зданий тоже – все ищут «местную идентичность». В этом смысле проект как раз-таки «на волне». Еще в 2015 году идея была ближе к интуиции, а сейчас яркий представитель. Тут надо сказать, что одна из, определенно, позитивных черт «архитектурной литературы» – в том, что будущие жители смогут что-то рассказывать гостям и друг другу, иметь некую «зацепку», что-то, уверенно отличающее их район от прочих на «теоретическом» уровне. 
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Понять авторские сомнения тоже можно. Не слишком ли прямолинейно это сопоставление Востока и Запада? Не «плакатно» ли? 

Может быть, отсюда происходит и «рокировка»: «западный» кирпичный берег тут на востоке, а «восточный» белокаменный на западе. Тем не менее белокаменная часть – ближе к центру города, белому, хотя кирпичному, но крашеному, казанскому Кремлю, а «высокий берег» реки откликается на расположение самой Казани, именно здесь левый по течению берег высокий, и на нем построен город. Еще одна рокировка, она усложняет восприятие метафоры, подчеркивает ее сценографическое, дополнительное, не обязательное значение. Да и взаимопроникновение белых и красных домов, а они есть на каждом берегу, подталкивает нас к тому, чтобы не воспринимать идею слишком уж буквально. 

Но песня-то, песня – в голове так и звучит. 
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
Россия, Казань, ул. Патриса Лумумбы, ул. Альберта Камелеева

Авторский коллектив:
Руководитель творческого коллектива, автор проекта: С. Скуратов. ГАП: А. Алендеев. 
Архитекторы: Е.Орехова, А. Максимова, В. Колосова, И. Самойлов,  Ю. Парфенова, М. Ревенко, С. Пехтерева, М. Серебрянников, М. Сляднева, А. Мочалова, П. Стрельцова, А. Дьяченко. Визуализация: Я. Акимов, С. Морозов, Д. Горнов 

2024 — 2025

Девелопер: Ак Барс Дом

22 Июля 2025

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Похожие статьи
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.