Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Новый проект преемственен по отношению к первому; мы и сейчас занимаемся доработками, вносим поправки, проект меняется, хотя теперь уже речь скорее о детализации. Я думаю, что в обновленном проекте цветовая и материальная композиция объемов и фасадов организована более сложно и более тонко, чем это удалось нам в 2014 году.
В новом проекте заказчик отказался от первоначальной идеи использования предварительно изготовленных заводским способом панелей. Следовательно, мы получили больше свободы в проработке разного рода тонкостей. Ушла орнаментальность в том виде, в каком она предполагалась для наполнения заводских матриц при изготовлении белых панелей. Здание школы изменило свое место и конфигурацию – кроме того, к счастью, благодаря обоснованной мотивации наших доводов и, в значительной степени, поддержке главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллиной, за что мы очень благодарны, – удалось добиться того, что школа будет не типовой, а индивидуально спроектированной и займет подобающее ей место градостроительного акцента.
В проекте сохранилось задуманное первоначально сочетание материалов, белого камня и СФБ, клинкерного кирпича и кортена, в разных пропорциях, контрастно подчеркивающих особенности разных частей комплекса.
Самое главное – сохранилась искусственная река.
В новом проекте заказчик отказался от первоначальной идеи использования предварительно изготовленных заводским способом панелей. Следовательно, мы получили больше свободы в проработке разного рода тонкостей. Ушла орнаментальность в том виде, в каком она предполагалась для наполнения заводских матриц при изготовлении белых панелей. Здание школы изменило свое место и конфигурацию – кроме того, к счастью, благодаря обоснованной мотивации наших доводов и, в значительной степени, поддержке главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллиной, за что мы очень благодарны, – удалось добиться того, что школа будет не типовой, а индивидуально спроектированной и займет подобающее ей место градостроительного акцента.
В проекте сохранилось задуманное первоначально сочетание материалов, белого камня и СФБ, клинкерного кирпича и кортена, в разных пропорциях, контрастно подчеркивающих особенности разных частей комплекса.
Самое главное – сохранилась искусственная река.
Проект, сам по себе внушительный по масштабу – его будущая территория 27.6 га, размер «микрорайона», – входит в состав еще более крупного градостроительного образования в восточной части Казани, комплекса, который компания Ак Барс, один из основных казанских девелоперов, строит с 2007 года. Его общая площадь 445 га, что по СНиПам соответствует уже определению «жилого района»; комплекс так официально и называется: «жилой район «Седьмое небо». Его территория примыкает к проспекту Победы, который можно, вероятно, понять как «казанскую ТТК» – трассу, разделяющую центральную часть города от периферийной – с внутренней стороны.
Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани. Расположение объекта в городе
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
До Кремля, если мерить по прямой, 5.5 км, до окружной – 9 км; центр ближе, но все-таки достаточно удален, что во многом определяет и общую типологию здешней жилой застройки. С 2007 года в составе «Седьмого неба» появились как панельные дома, в том числе советских типовых серий, так и авторские здания, в частности, несколько жилых башен по проекту бюро ОСА или жилая башня «Лазурные небеса», примечательная тем, что с высотой 121 метр она пока что остается самой высокой в Казани. Тем не менее авторской архитектуры не очень много, новая жилая застройка достаточно высокая и плотная, в среднем от 10 до 20 этажей.
Западная часть в значительной степени уже заполнена, в восточной идет активное строительство.
Вся застройка разворачивается вокруг крупного «пустого» пятна, занимающего чуть ли не половину от всех 445 гектаров комплекса и расположенного посередине, между восточной и западной частями. Две трети – ипподром, спортивную функцию которого планируется сохранить как главную «фишку» района. Еще треть – территория старого аэродрома.
Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани. Фотофиксация
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Со взлетной полосой с юга на север и зданием аэровокзала, чей внушительный портик виден на одной из иллюстраций выше. «Сталинское» здание аэропорта будет сохранено; остальная территория бывшего аэродрома – отведена для проекта Сергея Скуратова.
Почему я называю его актуальным?
Например, потому, что главная задача, поставленная в проекте – внедрить в срединную часть жилой застройки «пограничного» типа городскую ткань принципиально иного рода: осмысленную и продуманную, с выверенной объемно-пространственной структурой и потенциальными местами притяжения. Где улицы разнообразны и перемежаются общественными пространствами. И куда, это важно, захочется прийти погулять и «посидеть в кафе», переходя от зеленых пространств к каменным площадям и наоборот. В сущности сформировать здесь, у проспекта Победы, между ипподромом и жилой застройкой, новый городской центр.
В чем разница? Здесь ведь тоже преобладает жилье, с большой школой, детскими садами внутри кварталов, хотя задуманы два общественных центра, один на базе ТРЦ в северной части, другой в стилобате башен в южной. Небольшой процент офисных площадей.
Разница, пожалуй, в градусе градостроительной продуманности.
Главная пространственная ось района М-8 – бульвар с искусственной рекой. Она стартует от прямоугольника искусственного водоема на площади при торгово-общественном центре, спускается, петляя, по пологому рельефу с севера на юг по линии бывшей взлетной полосы аэродрома.
Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани. Основные принципы парка
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
В плане центральный бульвар – Х-образный, похож на песочные часы, поскольку расходится вверху перед торговым центром и внизу перед вереницей жилых башен, в стилобате которых также размещен общественный центр; река протекает сквозь него, что должно стать неплохим пространственным аттракционом.
Центральный бульвар – главная пешеходная ось и «линейное», как говорят градостроители, общественное пространство или даже «линейный городской центр». Он связывает два общественных центра, на севере и на юге.
Предполагается, что здесь можно будет гулять, переходить с берега на берег, любоваться изгибами реки, сидеть на берегу или в кафе.
В противовес гибкой ленте реки застройка по обе стороны от главного бульвара получает равномерную ортогональную планировку. Уже вдоль западного берега реки идет прямая пешеходная улица, соединяя два общественных центра, на юге и на севере, непосредственно по прямой. Ближе к школе через «реку» переброшен один мостик побольше – он напоминает изогнутую металлическую пластину, типа рессоры; плюс несколько маленьких пешеходных мостов.
Меридиональные проезды между кварталами рассчитаны на сдержанное автомобильное движение с приоритетом велосипедов и пешеходов. На их пересечениях образуются площади с приподнятым мощением, а их направление архитекторы трактуют как необходимое для перемещения, прежде всего, между общественными «точками притяжения».
Поперечные улицы поменьше шириной и все ведут к «линейному центру».
Типология домов – смешанная. Если в предшествующем строительстве «Седьмого неба» она сменялась вместе с историческими периодами: сначала панельные пластины, чаще «с поворотом», затем башни, позднее 18-этажные кварталы, – то Скуратов использует все варианты, выстраивая их характерным для российских городов «блюдцем». В центре, вдоль реки, высотность поменьше и кварталы, 7–8 этажей, по краям – 16-этажные пластины вдоль ипподрома и 21-этажные, выше при имеющихся ограничениях нельзя, башни в южной части.
Подход позволяет выстроить разнообразие на простых приемах и элементах, тонких, а не плакатных, отличиях. Треугольные башни со скругленными углами? Но поставлены под разным углом одна относительно другой, что дает смену ракурсов.
Кварталы? Но разновысотные, стилобаты с парковками, дворами на их кровле, магазинным фронтом, а также продуманным проветриванием и видовыми раскрытиями; они больше похожи на разновидность строчной композиции. Объемов, которые поворачивали бы углом, образуя неудобные для квартирографии затененные места, здесь попросту нет.
Тут многое детально просчитано на уровне градостроительной концепции, до мелочей, до функциональных схем дворов.
Но для меня особенно примечателен тот факт, что помимо всего упомянутого выше градостроительного паззла продуманы ракурсы и виды на собственно здания, которые складываются в соотношение зданий заметных и фоновых. Расчет – градиентный: тут можно увидеть схемы, где дома подразделены на уникальные, характерные и рядовые, а пластика фасадов – на активную, умеренную, равнозначную, и еще плюс «акцентные северные фасады».
Расположение акцентов зависит от того, со скольких точек виден дом. Если с 4–5 – то уникальный, если с 2–3 – то характерный, если меньше рядовой.
Ограничив таким образом самих себя во имя цельности общего впечатления, архитекторы бюро Сергея Скуратова предложили сдержанно-отточенный модернистский микс, основанный на нюансах различия фасадов, равно как и на контрасте: материала, кирпича с белым камнем – и формы, прямых и острых углов, широких откосов со скругленными углами и дугами, как небольшого радиуса в жилых башнях и детских садах, так и размашистого поворота домов-пластин или фасада здания школы, обращенного к площади с амфитеатром.
Школа здесь, к тому же, один из самых лаконичных элементов – распластанная по поверхности, с просторным двором, который придает ей сходство с британскими колледжами, простой тонкой вертикальной решеткой фасадов и гигантскими широкими арками. Высказывание простое, но крупное. Широким мазком.
Определенно, лучше типового здания – одно такое уже построено в панельной части «Седьмого неба» ближе к южному торцу ипподрома.
Больше, чем отличия фасадов, в данном случае интересно задуманное разнообразие пространств: крупный, прямой до брутального, амфитеатр на скошенной ради него кровле торгового центра.
Прямые улицы и изгибающаяся речка. Открытые площади и бульвар, «ныряющий» в стилобат между башнями. Тут наблюдается какой-то почти математический подход к планированию творческих решений. Не зря говорят, что именно в бюро Скуратова градиентные фасады из разнотонового кирпича рисуют вручную, чтобы избежать повторяемости паттернов. В данном случае – та же последовательная тщательность, но на градостроительном уровне.
Надо сказать, проект органично вписывается в череду градостроительных решений портфолио Сергея Скуратова, начатых вскоре после основания бюро, в начале 2000-х, к 2005 году – уже точно. Сочетание в одном крупном проекте пространств и форм разной степени доступности, тишины и активности, пластических и эмоциональных характеристик архитекторы SSA режиссируют все тщательнее и тщательнее, учитывая многие факторы и «оттачивая» стыковки разных решений между собой. Можно вспомнить Минск, Самару или Северный речной порт. Много разного. Или проект для территории завода «Красный пролетарий», у Донского монастыря, 2006 года. Но больше всего, на мой взгляд, подходит история «Садовых кварталов». Не только потому, что там – реализованный, и вполне себе знаменитый, проект. Но ведь в 2006 году, в конкурсном предложении для территории завода «Каучук», фигурировала искусственная река, а не пруд; вдоль нее группировались дома более высокого класса и меньшей высоты. Может показаться, что архитектор не отказывается от той, первой идеи, уверен в ее продуктивности и стремится, вновь и вновь реализовать задуманное. Тут чувствуется сила упорства и уверенности, на мой взгляд она-то и определяет актуальность проекта. Не «модную сиюминутную», а настоящую, основанную на не лишенной некоторой утопичности – особенно для нашего места/времени, все еще проходящего стадии развития периода первоначального накопления со всеми его особенностями – но в корне верную силу принципа, согласно которому архитектор стремится работать над своим проектом целиком и полностью, продумывая с начала и до конца все, от общего абриса композиции до всяких мелочей.
Комплексное получается произведение, этакий архитектурно-градостроительный гезамткунстверк. Или – пример «тотального градостроительства» на отдельно взятом участке. Когда часть города складывается не хаотично в силу обстоятельств, а именно что проектируется от начала до конца. Пожалуй, Сергей Скуратов – самый яркий на данный момент представитель этого направления, он обладает нужной – очень, очень высокой – мерой перфекционизма, вовлеченности и упорства. Не все готовы оценить эти качества архитектора-демиурга по достоинству, а зря. Поскольку именно они позволяют рассматривать город как произведение, внести в него, вместо хаоса, нужную долю разумного структурирования и человеческого – нет, не фактора, а ratio, свойственного лучшим из известных примеров рукотворной среды.
Словом, интересно посмотреть, что получится в данном случае.
И еще одна особенность. Многим известно, что на протяжении 25 лет своего самостоятельного творчества Сергей Скуратов демонстрирует заметную склонность к построению контрастных сочетаний на основе фактур естественной природы. Прежде всего, сочетания кирпича и белого камня.
В проекте для казанского «Седьмого неба» оно, с самого начала, еще в версии 2015 года, было тематизировано: кирпичный берег – «европейский», тогда еще и весь ЖК назывался «Европейский берег», – а белокаменный «восточный». Кирпичный берег «высокий», притом что сам по себе участок совершенно ровный, белокаменный, «восточный» берег – пологий.
Красивая метафора – в голове сразу начинает звучать песня Высоцкого в исполнении Марины Влади «...берега отвесные, берега пологие...». Красивая, страшно романтическая песня буквально-таки внедряет в проект свою «литературу».
«Можно ли так делать, еще вопрос», не без некоторого самокритичного скепсиса комментирует Сергей Скуратов собственное, любимое и всячески выпестованное в проекте решение: от контраста мощения под ногами на разных берегах – до микса фасадов, где кирпич и белый цвет группируются ближе к берегам, а дальше смешиваются, рассеивая контраст.
Сомнения понять можно: «литературность», даже полученная экстрактом контекста – в данном случае соседства реки Волги, разделяющей Восток и Запад – как правило оказывается смыслом, внедренным «сверх необходимого», неким символическим излишеством. Нужно ли оно? Не знаю. Но могу с полной уверенностью сказать одно – в наше время такой подход крайне, просто-таки очень популярен. Авторы почти любого мастер-плана, да и отдельных зданий тоже – все ищут «местную идентичность». В этом смысле проект как раз-таки «на волне». Еще в 2015 году идея была ближе к интуиции, а сейчас яркий представитель. Тут надо сказать, что одна из, определенно, позитивных черт «архитектурной литературы» – в том, что будущие жители смогут что-то рассказывать гостям и друг другу, иметь некую «зацепку», что-то, уверенно отличающее их район от прочих на «теоретическом» уровне.
Понять авторские сомнения тоже можно. Не слишком ли прямолинейно это сопоставление Востока и Запада? Не «плакатно» ли?
Может быть, отсюда происходит и «рокировка»: «западный» кирпичный берег тут на востоке, а «восточный» белокаменный на западе. Тем не менее белокаменная часть – ближе к центру города, белому, хотя кирпичному, но крашеному, казанскому Кремлю, а «высокий берег» реки откликается на расположение самой Казани, именно здесь левый по течению берег высокий, и на нем построен город. Еще одна рокировка, она усложняет восприятие метафоры, подчеркивает ее сценографическое, дополнительное, не обязательное значение. Да и взаимопроникновение белых и красных домов, а они есть на каждом берегу, подталкивает нас к тому, чтобы не воспринимать идею слишком уж буквально.
Но песня-то, песня – в голове так и звучит.