Презентация была построена по принципу круглого стола. Вопросы задавал Шумон Базар (Shumon Basar), архитектор, писатель и куратор из лондонской Архитектурной Ассоциации, а отвечали — президент Стрелки Илья Осколков-Ценципер, члены попечительского совета института Дмитрий Ликин, Александр Мамут и Олег Шапиро, представители АМО Рейнир де Граф (Reinier de Graaf) и Михаэль Шиндхельм (Michael Schindhelm), ну и конечно сам Рем Колхас.
Так как Стрелку впервые представляли международной публике, обсуждение начали с самой идеи института и с того профессионального и политического фона, на котором она возникла. Вспомнили, с одной стороны, коррупцию отечественных чиновников вкупе с формалистическим подходом российских архитекторов, а с другой — частные инициативы по созданию общественно значимых проектов и жадный интерес молодого поколения профессионалов ко всему новому. Особое внимание участники презентации заострили на медийной направленности Стрелки. Особенно много на эту тему говорил Илья Осколков-Ценципер, один из самых заметных российских представителей этой отрасли. По его словам, амбиции института лежат не только в сфере производства новых идей, но и в доведении их до широкой публики, и причем не только профессиональной. В идеале же Стрелка должна будет стать — ни много ни мало — платформой для общественного обсуждения и шагом к демократизации общества.
Рем Колхас кратко описал пять тем, по которым будут вестись исследования в школе: Сохранение (Preservation), Проектирование (Design), Общественное пространство (Public Space), Энергия (Energy) и Истончение (Thinning). Объясняя, почему выбор пал именно на эти проблемы, он отметил, что несмотря на их глобальный характер, все они чрезвычайно точно отвечают различным аспектам жизни в России и являются наиболее актуальными для нашей страны. Отвечая на один из вопросов Шумона Базара, Рейнир де Граф начал с утверждения, что Россия – демократическая страна, а завершил свой ответ тем же предложением с вопросительной интонацией. Эта неопределенность по отношению к России, загадочность процессов, происходящих в ней, по всей видимости и стала причиной того энтузиазма, с которым АМО взялось за написание программы.
Как мне показалось, у западных журналистов сложилось достаточно позитивное впечатление о Стрелке. В частности, Financial Times после презентации опубликовала прямо-таки восторженную статью о новой школе.
Присоседившись к этому проекту чуть больше месяца назад как сотрудник АМО, я сам наблюдаю энтузиазм всех тех, кто готовит программу для Стрелки и интерес к ней со стороны как голландской, так и международной архитектурной общественности. Я также вижу, какие люди привлекаются для работы в институте — в качестве инициаторов исследовательских тем, приглашенных лекторов или членов образовательного комитета. Как мне кажется, собрав в одном месте людей такого калибра, можно со всей смелостью предполагать, что на Стрелке образуется достаточно критической массы, чтобы произвести на свет все те новые идеи и подходы, о которых говорили выступавшие в Венеции. К тому же, как человек, совсем недавно уехавший из России и продолжающий активно общаться со своими старыми коллегами, я знаю, с каким горячим желанием наши студенты-архитекторы хотят интегрироваться в мировое архитектурное сообщество, «пробиться» в профессии и начать изменять свой город. Именно поэтому я верю, что все у Стрелки должно получиться.
Презентация института Стрелка в театре Пикколо Арсенале. Фото Нины Фроловой
Презентация института Стрелка в театре Пикколо Арсенале. Фото Нины Фроловой
Рем Колхас. Фото Нины Фроловой
Илья Осколков-Ценципер. Фото Нины Фроловой
Шумон Базар, Рем Колхас, Михаэль Шиндхельм, Рейнир де Граф. Фото Нины Фроловой
Рем Колхас и Михаэль Шиндхельм. Фото Нины Фроловой
Дмитрий Ликин, Олег Шапиро, Александр Мамут. Фото Нины Фроловой