English version

Три измерения города

Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК Depo в Минске
Беларусь, Минск, пр. Независимости — пр. Машерова — ул. Красная — ул.Киселева

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: С. Скуратов.
Конкурс, ГАП: К. Маркус, архитекторы: Я. Акимов, И. Голубев, К. Голубева, И. Ляшенко, С. Морозов, И. Скибневский, А. Смирнов, С. Субботин, С. Чекмарев.
Концепция, ГАП: К. Маркус, А. Чалов, архитекторы: М. Арутюнян, Е. Гайдуков, И. Ляшенко, А. Незнамов, Ф. Торгашёв, В. Циндренко, Н. Шумейко, Р. Яценко.

2018 — 2021 / 2021

Заказчик – А-100 Девелпомент
Минск – город проспектов, и проспект Независимости среди них самый парадный. Чем-то похож на Тверскую: широкий, сначала очень помпезный, потом – просто послевоенный классицизм с национальными мотивами. За рекой Свислочь на линию проспекта нанизана площадь Победы, овальная в плане, до 1961 года она называлась Круглой. Сейчас это центр города с классической архитектурой вдоль проспекта и бонусом – с парками у реки. Очень хорошее место. К северу от площади за образующими ее домами проспекта с 1926 года, то есть еще с довоенного времени, существовало трамвайное депо. 

В 2006 году депо закрыли, а с 2017 года компания А-100 начала превращать его территорию в самый премиальный квартал Минска – Depo. Как сказано на презентационном сайте, «ничего даже близкого по задумке в Беларуси еще не делали». Проведенный в 2018 году конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию территории выиграл Сергей Скуратов. 

После победы в конкурсе Скуратов сделал, одну за другой, две архитектурные концепции всего комплекса, в 2019 и 2020 годах. Исходная версия была переработана, но основные идеи сохранились. Затем, в 2021–2023, SSA сделали рабочую документацию и реализовали три первых дома 1(6) очереди. Сейчас идет строительство двух домов 2(7) очереди.

Вот ролики трех итераций работы,
начиная с конкурсного проекта 2018 года: 



Промежуточный вариант концепции 2019 года
(для просмотра включите VPN)



Итоговая концепция 2020 года: 


Однако после 2022 года реализация продолжается, хотя и по уже утвержденной концепции Сергея Скуратова; бюро в работе над проектом, к сожалению, больше не участвует. По словам архитектора, расставание с заказчиком вызвано изменившейся политической и экономической ситуацией; авторы оставили девелоперу список важных для реализации вещей и обсудили вероятные изменения.

Иными словами, сейчас мы наблюдаем проект в начальной стадии реализации. Но слышали о нем довольно много хорошего, так что, наконец, съездили в Минск и разобрались, насколько возможно, в ситуации на сегодняшний момент.
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

И сразу скажу вот что: Сергей Скуратов начиная с «Садовых кварталов», набил руку – в общем-то, стал настоящим мастером проектирования крупных комплексов, объективно говоря, новых районов со сложной объемно-пространственной организацией. Включенных в город на уровне современных градостроительных предпочтений, нередко встроенных в контур исторических кварталов, фактурных, деликатных к памяти места и однако современных.

Все такие проекты – как правило большие, сложные и долгие; неудивительно, что в процессе развития на них воздействует историческая неизбежность разной степени неотвратимости. Некоторые не пошли в работу, другие – даже «Садовые кварталы» – были более или менее трансформированы, чтобы не сказать искажены. Так что и оценивать тут надо, во-первых, характер замысла, а во-вторых, объем его сохранности. 

Так вот, в Минске объем сохранности замысла, по-прежнему, довольно высокий. Согласно недавнему, февральскому рассказу представителей А-100, планируется реализовать и городскую площадь с искусственным прудом, посреди которого частично восстановят для кафе разобранную автомойку (sic!) депо, и пешеходную улицу, и многоуровневое устройство пространства, и высотность, и скошенные коньки кровель, установить арт-объект в память о депо и  сохранить другие, небольшие, но напоминающие об истории места элементы, такие как, к примеру, рельсы.
  • zooming
    Бетонная мостовая со старыми рельсами и новым, брендированным люком. ЖК Depo в Минске, 3 реализованных на начало 2024 года корпуса
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Фрагмент кирпичной кладки. ЖК Depo в Минске, 3 реализованных на начало 2024 года корпуса
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если будет реализован пруд, малая высотность и многоуровневая структура нового городского пространства внутри площади – это уже будет очень много. Но, поскольку изменения в проекте все же произошли, я бы рассмотрела его в две итерации: построенную часть и всю концепцию в целом. 
Первые дома
Начнем с осязаемого – с впечатлений, которые производят новые, уже реализованные дома. Их три, и они одинаковые, поставлены в ряд за «сталинским» фронтом во второй линии вдоль улицы Киселева.

Надо сказать, что «сталинская» застройка, которая образует в данном случае и контекст, и историческую рамку, во многих городах похожа: штукатурка, крупные классические детали, теплые, в основном бежевые оттенки – на фасадах домов, очерчивающих по контуру большие, подчас очень большие дворы. Внутри же как правило  – совершеннейшая деревня: неряшливые детские площадки, временные торговые точки, машины, мусорная растительность, сушатся ковры... Все это обычно и ждешь увидеть за уличным фасадом. 

А здесь все наоборот. За больше уютными, чем парадными штукатурными домами и столбиками ворот открывается стройный и пластичный ряд круглящихся углов, выстроенных в шахматном порядке окон, рельефной «штриховки» кирпича, блестящего моллированного стекла. Не говоря уже об аккуратных растениях. 
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Не удивляешься тому, что новые дома поставлены под углом 45° к старому контуру – как будто подчеркивая, что они – принципиально другие, несмотря на явное созвучие оттенка цвета и высотности и ритмические переклички с тыльными фасадами застройки 70-летней давности. 

Но это – другой мир. Заметно новее и дороже, хотя и прячется «за спиной» старого. 
ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Так что первое впечатление при входе во двор к первым реализованным корпусам можно описать как обнаружение некоей hidden gem. И оно парадоксальным образом родственно ощущению, которое может появиться у туриста в городе Минске, и даже совсем поблизости: так на другой стороне проспекта во дворе среди замшелых гаражей отыскиваешь чисто выбеленный костел Святой Троицы. Находишь один город среди другого, и это – принципиально важное впечатление.

Только если говорить о костеле, то там Минск XIX века прорастает, или выживает, внутри преобладающего «сталинского», а в случае с Depo – в контурах послевоенной застройки на наших глазах формируется зародыш нового современного города. 

При всей современности он подчинен высотным и прочим ограничениям,  контекстуально реагирует на историческое прошлое и на соседние здания. Так, кирпич как материал для фасадов Сергей Скуратов выбрал не только потому, что он как архитектор очень любит кирпич, хотя это тоже правда, но еще и как память о промышленном прошлом депо. Корпуса из красного кирпича поместил в центральную часть, потому что она ближе к середине территории бывшей промзоны, а светлый кирпич предложил использовать на зданиях, которые тяготеют к внешнему контуру – потому что они откликаются на соседство светло-бежевых «сталинских» домов, поддерживают их цветовую тональность. 

Таковы и первые построенные дома комплекса. При солнце оттенок их кирпича, слегка варьирующийся от серого до золотистого, «попадает» близко родственен цвету соседних старых домов. И в то же время этот кирпич – совершенно другой: и тонкий, и фактурный, и образует линейно-штриховой рельеф. Больше всего он напоминает текстуру скуратовского же дома Медный 3.14
ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Окна не очень-то утоплены в толщу стены, зато за стеклом лоджий – тот же кирпич, что делает фасад многослойным. 
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Тема раскрывается, когда мы видим северные фасады домов. Они целиком витражные и прикрыты сеткой чуть отстающих от стекла бетонных ламелей, белых вертикальных и черных горизонтальных. Мотивация понятна: с северной стороны надо ловить свет, так что квартиры получают стеклянные стены, а заодно виды в сторону центральной части комплекса. А с образной точки зрения получается, что стену как будто отсекли ножом, обнажив некую внутреннюю материю, проницаемую , тонкокостную, но устойчивую. 
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Идею «среза» подхватывают рамки входных порталов: они не монолитны, а рассечены тонкими щелями над головой входящего и желобками, которые им вторят, по сторонам, практически сложены из раздельных полос или, наоборот, рассечены чем-то тонким. Тоже своего рода штриховка, подчеркивающая эффект расслоения, нивелирующая массивность, она делает мотив чуть менее застывшим и чуть более легким, как будто «необязательным». Кроме того в створы между полосками удобно было встроить и технические приспособления.  
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Между тем если посмотреть на северные фасады в ракурсе – очевидно их происхождение от модернистских ламелей и ребер. 
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, 3 корпуса по улице Киселева, 6 очередь (1 очередь строительства)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Возвращаясь к «кирпичной коже» надо сказать, что южный фасад хотя и образует единый массив с боковыми и даже «перетекает» в них благодаря углам, – однако отличается. Он классически симметричен, масса кирпича преобладает, а шахматный ритм окон до брутального уверенен: все это перекликается со «сталинскими» соседями, но на ноте, опосредованной стримлайном, стилистикой оттепельных радиоприемников. Впрочем сейчас скругленные углы – это актуальный оттенок ретро.  

Боковые стены, плавно принимая эстафету, меняются: окна сразу за поворотом получают широкие ровные откосы-срезы, всегда с одной стороны, шахматная расстановка теряет жесткость, а к северному краю стена сгущается в преддверии сплошного стекла.

По словам архитекторов, решение боковых фасадов рассчитано на косой свет. 
 
  

 
Между тем Сергей Скуратов подчеркивает: реализованные дома ему симпатичны, но суть проекта – не в них. 
Каждый отдельный дом здесь – сравнительно «скромный», он часть целого. В проекте порядка 7 га, 21 жилой корпус, больше 30 секций. В таком большом комплексе отдельные дома не должны претендовать на яркое высказывание, – важнее общая композиция.

Суть проекта – в предложенных градостроительных решениях, организации пространства, ​принципах построения – в том, как все это должно работать вместе.

Так что важнее рассмотреть общий замысел. Он заключен в двух концепциях: конкурсной 2018 года и доработанной, 2019 года. 
Параллели и меридианы
Вместо того, чтобы выбирать между планировкой, которая вторит существующей и той, которая выстраивает себя вопреки сложившейся сетке, Сергей Скуратов объединяет два метода. Благо площадь территории – 7 га – это позволяет. 

Все очерчивающие участок улицы проходят разными не правильными углами, тяготеющими к 45°, – но SSA основную часть зданий ориентируют ровно по сторонам света, что удобно для инсоляции. Именно поэтому три дома, которые мы рассматривали выше, построенные в южной части рядом с проспектом Независимости, оказались под углом к «сталинской» застройке, вытянутой по красной линии – они подчиняются логике и морфологии новой городской ткани. 
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, промежуточная архитектурная концепция, 2019
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, промежуточная архитектурная концепция, 2019
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Но новые корпуса, которые соседствуют с улицами, выстроены, в основном, по красным линиям и формируют уличный фронт, которого в значительной части контура территории исторически не существовало – говоря точнее, его роль брал на себя забор трамвайного депо. 
  • zooming
    Ориентация застройки по сторонам света. ЖК Depo в Минске, промежуточная архитектурная концепция, 2019
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Ориентация застройки вдоль прилегающих улиц. ЖК Depo в Минске, промежуточная архитектурная концепция, 2019
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Так что формат застройки – смешанный.

Можно было расчертить все меридиональными строчками домов, вытянутых по оси север-юг, не обращая внимания на линии улиц, или играя с ними в ракурсы, как делали в 1970-е; можно было, наоборот, следовать исторической морфологии городской ткани, разметив все рамками кварталов, вторящих направлениям улиц и во внутреннем построении, так сказать, выстроить новую часть города, подчиняясь исходным данным и консервативному типу планировки, как было принято делать последние 15–20 лет. И как это, к слову, было нарисовано в Проекте детального планирования, белорусском аналоге российского ППТ. 

Скуратов действует смелее, но и более гибко. Не гонится только за инсоляцией и «строчками», а смешивает меридиональные дома с широтными. Так образуется крест, сведенный к центральной общественной площади с прудом. Почти как в «Садовых кварталах», только там к пруду сходятся именно что кварталы, а здесь кварталов нет, ни одной рамки, ни полной, ни половинки, ни угла. 
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов

Даже фронт улиц тут сформирован дисперсно, с разрывами. 

То есть крайностей тут нет, но планировка далеко не самая обычная. Тем не менее для принятых решений архитекторы находят «привязку» контексте: тип застройки «дисперсный с прозорами», который в Минске, в том числе и на проспекте Независимости, встречается достаточно часто. 
Морфотипы застройки, существующие в Минске. Жилой комплекс в Минске: конкурсная концепция, 2018
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Интерпретация «минского» морфотипа застройки – не единственное контекстуальное решение.

Не менее важно предложенное продолжение проспекта Машерова пешеходной улицей. Проспект часть внутреннего кольца Минска, его можно сравнить с московским Бульварным или Садовым. В этом месте трасса отклоняется к северу; исторически это, вероятнее всего было сделано для того, чтобы обогнуть территорию бывшего депо. Сейчас задача противоположная – создать внутри городское общественное пространство. 

Архитекторы подчеркивают: магазинов в первых этажах внешнего контура не достаточно, они не развивают пространство внутри района. И – «заводят» пешеходный поток с проспекта по прямой. Заодно обнаруживают в ближайшем окружении небольшую башенку – на здании бывшего радиозавода, тоже 1950-х годов постройки. Между домами площади Победы и этим акцентом, совсем небольшим, возникает визуальная и смысловая ось, – своего рода нить, которой авторы «семантически» связывают между собой здания 1950-х и на которую, в конечном счете, нанизывают весь новый квартал.  

Ось – пешеходная улица, – вполне логично приходит не только к башенке, но и к повороту улицы Красной. Заодно обнаруживается угол: пешеходная линия к меридиану подходит под ровно 45°, что добавляет проекту регулярности. 
  • zooming
    Визуальная и смысловая ось. ЖК Depo в Минске, промежуточная архитектурная концепция, 2019
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Ориентация застройки вдоль планировочной оси. ЖК Depo в Минске, промежуточная архитектурная концепция, 2019
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Однако башенка – цель артистичная, но не очень значительная. Есть другая. К северу от улицы Красной на территории бывшего радиозавода, а сейчас ПТО «Горизонт», согласно генплану Минска планируется реконструкция, строительство и создание большого общественно-культурного центра. Так что пешеходная улица ЖК Depo будет вести в его сторону. 

Но на этом драматургия не заканчивается. 

Перепад высот на участке – 13 метров от Красной до проспекта Незалежности. И Скуратов использует его своим любимым способом: зонирует пространство по вертикали. Приватные дворы для жителей выше, общественные ниже уровнем. Сам по себе этот подход для современной архитектуры скорее привычен, сейчас часто появляются приватные дворы на кровле стилобатов. Но отличие Depo в том, что прием встроен в городской ландшафт. Приватные дворы с холмами геопластики окажутся на уровне города, а улица с кафе и магазинами вдоль нее – спускается вниз. Начинается она с треугольного офисного здания справа, его скругленный «нос» образован тем самым углом 45°, а слева кирпичным зданием бывшей полицейской части 1911 года постройки. 
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Над улицей переброшены два пешеходных мостика, соединяющих приватные дворы вверху, а в стилобате правой, северной части – в отсеченном улицей остром треугольнике, – авторы предложили поместить фитнес, с двух сторон окруженный магазинами, так как этот треугольник – наиболее «тонкая» часть между двумя общественными улицами, проспектом и новой пешеходной. 
  • zooming
    1 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    5 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    6 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    7 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    8 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    9 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    10 / 10
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Заканчивается улица лестницей 5-метровой высоты, по которой можно подняться в город, и амфитеатром. Под землей здесь – многофункциональное пространство, прямоугольник которого уходит к северо-западу под улицу Красную.

А над лестницей Сергей Скуратов предлагал установить над лестницей арт-объект, в концепции это был заржавленный трамвай, но не «настоящий», а скульптура из кортена, который Скуратов любит не меньше, чем кирпич: трамвай должен был распадаться, деконструироваться «в полете», причем была идея предложить работу над трамваем Алексею Козырю. 
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Сейчас место арт-объекта девелопер планирует сохранить, над ним будут работать белорусские художники. 

Наконец, апофеозом общественного пространства должен стать пруд на расширении пешеходной улицы – общественной площади комплекса. Как уже говорилось, дома, ориентированные по странам света, сходятся к нему крестообразно, создавая обрамление в виде «любопытных лиц» – взглядов витражных торцов. 
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Над прудом планируется поставить здание бара / галереи / ресторана – маленький общественный центр. Его архитекторы предложили собрать из фрагментов автомойки депо, тоже для сохранения памяти места. Но интереснее даже то, что оно тонкое, длинное и совсем небольшое, двухэтажное – этакая «точка», стягивающая к себе все пространство, создающая вокруг себя паузу пруда и площади. Словом, это то самое «малое», которое оказывается значимо как «большое». А следовательно, хороший пространственный парадокс. 
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Внутри ресторана-«мойки» – два этажа соединяет винтовая лестница. 
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Любопытно, что работа с контекстом не заканчивается ни на обрисованном контуре места, ни на автомойке, ни на найденной оси. Кроме того, Сергей Скуратов предложил сохранить два фрагмента существующей зелени: в начале пешеходной улицы и между «сталинскими» домами улицы Киселева. 
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2019
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Плюс новые деревья в холмах геопластики, плюс палисадники перед квартирами первых этажей, этакие зеленые мини-балконы, приподнятые над землей на 60 сантиметров, с контуром из зеленой изгороди. 

Не менее любопытно, что в конкурсной концепции вертикальное зонирование пространства было другим. 

Там общественный променад был расположен не ниже, а выше приватных дворов,  то есть был приподнятой прогулочной эспланадой, соединял для города проспект Машерова и улицу Киселева без лестниц, на одном уровне. 
Жилой комплекс в Минске: конкурсная концепция, 2018
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Жилой комплекс в Минске: конкурсная концепция, 2018
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    Жилой комплекс в Минске: конкурсная концепция, 2018
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В нем и белорусских орнаментов было больше: в мощении и на фасаде. В итоговом проекте остались только в мощении – и «растворяются», градиентом теряя жесткость, как это любит Сергей Скуратов. 

Словом, минский проект из тех, в которые надо вдумываться и вглядываться, чтобы понять. Четыре года работы, четыре варианта с изменениями, уточнениями. В альбомах по 150–250 страниц, и постоянно открываются какие-то новые повороты замысла. Который соответствует авторскому почерку на разных уровнях: от планировки «в трех измерениях», с особенным вниманием к вертикальному зонированию, что всегда очень влияет на восприятие городского пространства, и заканчивая мелочами, такими как сохранение деревьев или фрагментов здания автомойки (!), асимметричными откосами окон и объемной решеткой фасадов, диагональными коньками кровель или фактурной кладкой кирпича.

Вот только кирпич, как мне сказали в Минске, теперь уже планируется заменить на керамогранит. Однако основные пространственно-планировочные идеи проекта сохраняются. Что же, будем наблюдать. 
 
 
ЖК Depo в Минске, архитектурная концепция, 2020
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс в Минске: конкурсная концепция, 2018
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК Depo в Минске
Беларусь, Минск, пр. Независимости — пр. Машерова — ул. Красная — ул.Киселева

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: С. Скуратов.
Конкурс, ГАП: К. Маркус, архитекторы: Я. Акимов, И. Голубев, К. Голубева, И. Ляшенко, С. Морозов, И. Скибневский, А. Смирнов, С. Субботин, С. Чекмарев.
Концепция, ГАП: К. Маркус, А. Чалов, архитекторы: М. Арутюнян, Е. Гайдуков, И. Ляшенко, А. Незнамов, Ф. Торгашёв, В. Циндренко, Н. Шумейко, Р. Яценко.

2018 — 2021 / 2021

Заказчик – А-100 Девелпомент

01 Апреля 2024

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.