Серьезный кирпичный разговор

В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.

25 Января 2021
Технологии Партнерский материал
mainImg
Компaния:
представительство компании АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE на Архи.ру
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Кирпичная дискуссия стала «восклицательным знаком» в финале программы мероприятий, сопровождавшей первый всероссийский Кирпичный конкурс для молодых архитекторов. Благодаря этой программе из лекций и семинаров конкурс стал не только интересным профессиональным упражнением для участников в возрасте 30 лет и моложе, но также сыграл образовательную роль и позволил знаменитым мастерам кирпичной архитектуры рассказать о своем творческом кредо, достижениях и замыслах, вновь задуматься о своей приверженности кирпичу и обсудить свою работу с коллегами. О победителях конкурса Архи.ру подробно рассказывал здесь.

«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

В Кирпичной дискуссии приняли участие архитекторы Сергей Скуратов (Sergey Skuratov Architects), Михаил Бейлин (Citizenstudio), главный архитектор города Казань Ильсияр Тухватуллина и члены жюри Кирпичного конкурса: Наталья Сидорова (Архитектурная группа ДНК) и Алексей Козырь (Архитектурная мастерская Алексея Козыря). Среди спикеров был также управляющий ООО «АРХИТАЙЛ Северо-Запад» Юрий Хитров, а модерировал дискуссию главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов.
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Кирпичная дискуссия прошла в пространстве коммуникаций ARTPLAY PORTAL, ее запись можно посмотреть в IGTV Инстаграм компании АРХИТАЙЛ и на YouTube-канале ARTPLAY TODAY.

Каждый из участников дискуссии посвятил свое выступление тем своим постройкам и проектам из кирпича, которые, на его взгляд, лучше всего отражают разнообразные качества этого материала. Но говорили в ARTPLAY PORTAL и о философии кирпичной архитектуры.
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Так, Сергей Скуратов рассказал о своих «отношениях» с кирпичом, которым почти 30 лет. Это его любимый материал, он строит из него много и часто, но в каждом новом проекте открывает его с новой стороны, потому что у кирпича множество свойств и качеств: каждый кирпич уникален и отличается от других. Важным компонентом этого материала для руководителя Sergey Skuratov Architects выступает его «человеческая сущность»: энергия, интеллект человека, тепло его рук, которые есть в каждом кирпиче.

«Кирпичная дискуссия»
© Ольга Челебаева, Даниил Анненков
zooming
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Среди описанных Сергеем Скуратовым проектов ключевое место занял комплекс «Art House» с фасадами из клинкерного кирпича, обожженного в кольцевой печи (поставляемого на данный момент компанией АРХИТАЙЛ). В нижней части здания использованы неровные, деформированные от очень высокой температуры обжига кирпичи, а с ростом высоты кладка становится всё более ровной, но в ней появляется больше кирпичей с характерным металлическим блеском, красиво играющем на солнце. Так органическая, «приземленная» часть сменяется гладкой, «технологичной». Автор проекта сравнивает свой дом с грибом, который только что вынули из земли. Внизу, вокруг ножки налипла земля, а выше он становится чистым и аккуратным.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Art House»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Art House»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Art House»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Art House»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Темой рассказа стал и дом на улице Бурденко, где на фасадах использованы пять видов микса из множества цветов кирпича – чтобы максимально уйти от «советского» однообразия кладки.

Жилой дом на улице Бурденко
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

«Садовые кварталы» – пример ансамблевого решения, где кирпич объединяет разные постройки воедино, это базовый элемент дизайн-кода, напоминающий при этом об индустриальном прошлом этой территории. Многофункциональность этого материала подчеркивает скалодром из фигурной кладки, созданный на фасаде подстанции.
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «Садовые кварталы»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «Садовые кварталы»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «Садовые кварталы»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «Садовые кварталы»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Жилой комплекс «Эгодом» на севере Москвы – история о градостроительной роли этого материала. Дом играет роль доминанты в этой исторической части города с памятниками кирпичного зодчества, и для его фасадов удалось подобрать эффектный органический микс из двух видов кирпича.
Жилой комплекс «Эгодом»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Эгодом»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Наталия Сидорова рассказала о палитре кирпичных зданий Архитектурной группы ДНК, от ранних до новейших примеров.
zooming
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Так, бизнес-центр на улице Вавилова в окружении разновременной застройки получил четкий регулярный фасад при асимметричном скульптурном объеме с миксом из трех тонов кирпича.

Офисное здание
© DNK ag

Ключевой проект для DNK ag – жилой комплекс «Рассвет» в окружении исторических кирпичных зданий на Красной Пресне. Здесь кирпич – тоже «контекстуальный» материал, вписывающий новое сооружение в окружение. На фасадах использованы разные типы текстурной кладки, слегка отличающиеся друг от друга и придающие комплексу разнообразие. Наталья Сидорова подчеркнула, что для корпуса 3.20 на заводе «Сафоновский клинкер» в Смоленской области был изготовлен кирпич специального формата несмотря на достаточную «бюджетность» проекта. По ее словам, это отражение важного современного тренда – растущей кастомизации кирпичного производства. В результате, как рассказала архитектор, получившиеся фасады выглядят очень привлекательно, и, глядя на фотографии, многие не верят, что это Москва, а не Западная Европа.
  • zooming
    1 / 3
    Реновация здания "Рассвет 3:20 Loftstudio"
    © DNK ag
  • zooming
    2 / 3
    Реновация здания "Рассвет 3:20 Loftstudio"
    © DNK ag
  • zooming
    3 / 3
    Реновация здания "Рассвет 3:20 Loftstudio"
    © DNK ag

Проект квартала DNK ag в массиве «Зиларт» – коллаж из разнообразных орнаментальных кладок и типов формирования кирпичного фасада, демонстрация безграничных возможностей этого материала.

ЖК «Зиларт»
© DNK ag

Отдельного упоминания заслужил легендарный ригельный кирпич ручной работы Kolumba датского производителя Petersen Tegl: его архитекторы использовали в частном строительстве. Наталья Сидорова и поддержавший ее Сергей Скуратов выразили свое восхищение этим уникальным заводом – существующим с XVIII века семейным предприятием – где преданные своему делу специалисты добиваются настоящей «одухотворенности» этого материала.
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Алексей Козырь рассказал о своих реализованных и пока не воплощенных кирпичных проектах.
zooming
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Частная вилла, точнее, палаццо в Сколково получила фасады из бельгийского кирпича, подобранного в тон коры растущих рядом сосен, с учетом соседства с металлом, спектральным стеклом и гранитом, которые тоже использованы в проекте. Также аудитории был показан проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде – одном из самых кирпичных городов России; соавтором здесь выступил Александр Пономарев. Сложная форма стеклянной кувшинки контрастирует с кирпичным орнаментальным объемом, где узоры напоминают об отечественных традициях зодчества. Козырь также напомнил о том, что не только лицевой кирпич важен и нужен: строительный, черновой – тоже ценный, высококачественный материал, о чем не стоит забывать.
  • zooming
    1 / 4
    Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде
    © Андрей Козырь, Александр Пономарев
  • zooming
    2 / 4
    Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде
    © Андрей Козырь, Александр Пономарев
  • zooming
    3 / 4
    Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде
    © Андрей Козырь, Александр Пономарев
  • zooming
    4 / 4
    Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде
    © Андрей Козырь, Александр Пономарев

Михаил Бейлин посвятил свое выступление в основном нереализованным проектам, включая конкурсное предложение по приспособлению в термы кирпичной водонапорной башни в подмосковной Щербинке.
  • zooming
    1 / 4
    Водонапорная башня
    © Citizenstudio
  • zooming
    2 / 4
    Водонапорная башня
    © Citizenstudio
  • zooming
    3 / 4
    Водонапорная башня
    © Citizenstudio
  • zooming
    4 / 4
    Водонапорная башня
    © Citizenstudio

Также был представлен жилой квартал из башен, секционных домов и таунхаусов, вдохновленный советской кирпичной и «керамической» архитектурой – так называемыми ЦКовскими домами в арбатских переулках модернистской застройкой на юго-западе Москвы.

ЦКовские дома
© Citizenstudio

В процессе реализации находится жилой комплекс в самом центре Москвы, где совместно с бюро “Меганом” Citizenstudio занимается реставрацией памятников архитектуры и воссозданием утраченных исторических зданий. В процессе сложных дискуссий там возникали разные варианты оформления фасадов, включая традиционный для Москвы крашеный кирпич и разнообразные типы объемной кладки.
zooming
«Кирпичная дискуссия»
© Ольга Челебаева, Даниил Анненков

Главный архитектор Казани Ильясар Тухватуллина посвятила свое выступление передаче молодой части аудитории своего опыта работы с кирпичом и поделилась своим опытом. Также она призвала всех молодых архитекторов бороться за свою идею и за материалы, которые они запроектировали, потому что «только архитектор знает, как объект будет выглядеть в итоге».
zooming
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Завершила дискуссию импровизированная церемония награждения тех лауреатов Кирпичного конкурса, которые не присутствовали на основной церемонии в Санкт-Петербурге. Им, помимо других призов, были вручены памятные знаки – кирпичи, оформленные специально для этой цели петербургским художником Андреем Шретером. Победителям были также вручены книги партнера конкурса – издательства DOM publishers – и выпуски журнала «Проект Балтия».
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Поставщики, технологии

25 Января 2021

comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.