БЦ Ferrum,
Санкт-Петербург,
архитектор Сергей Чобан
фасад из стали COR-TEN®
компании SSAB
ЖК «Зиларт», Москва, архитектор Сергей Скуратов,
фасад из стали COR-TEN® компании SSAB
Технологии в архитектуре
Благородный кортен
COR-TEN® — очень актуальный материал, любимый современными архитекторами. Теплый, бархатистый, надежный: нержавеющая ржавчина. Но его качество существенно зависит от исходных параметров материала.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

28 Октября 2021
Комплексные решения для современной архитектуры от компании SSAB: оригинальная погодоустойчивая сталь COR-TEN® и сталь с полимерным покрытием GreenCoat®
0
Кортен – относительно новый материал. Его изобрела и запатентовала под брендом COR-TEN® в 1933 году американская компания United States Steel Corporation, которой потребовалось провести около 30 тысяч исследований, чтобы добиться совершенных характеристик. Изначально кортен использовали для строительства мостов и производства железнодорожных вагонов, для которых предела прочности обычной стали было недостаточно, а до архитектуры материал дошел только через 30 лет после изобретения: в 1964 году Эро Сааринен одним из первых придумал сделать из него облицовку для штаб-квартиры John Deere в Молине, штат Иллинойс, которая, к слову, до сих пор стоит и, судя по всему, не нуждается в ремонте. С тех пор кортен использовался достаточно широко: как в больших проектах, так в частных домах, интерьерах, арт-объектах. В России пока что не так много зданий, которые украшает выразительный «рыжий» металл, но с каждым годом их становится больше. 
Штаб-квартира John Deere в Молин, Иллинойс, 2013
© Casey Renner, 2.0 Generic (CC BY 2.0), https://www.flickr.com/photos/rnnr/9716020456/in/album-72157635464296642/
Полезный яд
В названии материала отражаются его главные характеристики: CORrosion TENsile принято переводить как «устойчивый к коррозии», но слово tensile обозначает еще и более высокую по сравнению с обычной сталью прочность. Сущность кортена парадоксальна. Сначала сталь легируют, то есть добавляют к сплаву железа и углерода ряд элементов, обеспечивающих устойчивость к атмосферным воздействиям – фосфор, медь, хром, никель или кремний. Далее под естественным влиянием погодных условий поверхность стали покрывается слоем ржавчины, который за 10 лет «съедает» всего несколько десятых миллиметра от толщины листа, а после указанного срока процесс коррозии замедляется и постепенно останавливается. Но уже за первые два года формируется надежный слой, защищающий «голую» сталь от кислорода и воды.

Получается, что сталь надежно укрыта непроницаемой оболочкой, которая не нуждается в обработке, а кроме того имеет высокие эстетические характеристики – бархатистую фактуру и глубокий цвет. Оригинальный COR-TEN® не только надежен, но и красив, что позволяет архитекторам создавать запоминающиеся здания. Неправильная технология приводит к тому, что сталь начинает ржаветь насквозь и со временем рассыпается.
Оригинал и подделки
Аналогов у американской стали все еще нет – нельзя гарантированно утверждать, что погодоустойчивая сталь из Китая, например, не потеряет через какое-то время форму, цвет или прочность. Кроме того, рынок стали наполнять подделки.
© Casey Renner, 2.0 Generic (CC BY 2.0), https://www.flickr.com/photos/rnnr/4862484240/in/photostream/

Настоящий COR-TEN® в Россию поставляет только сталелитейный концерн SSAB, единственный лицензированный производитель оригинальной погодоустойчивой стали COR-TEN® в Европе, который, таким образом, может обещать долговечность конструкций и характерную бархатистую патину. 
 

Вадим Пикалов Директор по продажам в России и СНГ Подразделение SSAB Europe

С ростом популярности стали COR-TEN® растет и число подделок. Нередки случаи, когда за кортен выдают обычную сталь, что в корне неверно и искажает саму суть этого востребованного архитекторами материала. Мы с большим сочувствием относимся к тем строителям, дизайнерам и архитекторам, которые сталкиваются с последствиями использования некачественного кортена, когда кусками отваливается патина, образуются сквозные отверстия и объект приходится переделывать, еще даже не закончив его. Чтобы избежать этого, COR-TEN® необходимо покупать только у лицензированного ответственного производителя этой марки. Компания SSAB владеет лицензией с 1976 года и является единственным производителем оригинальной погодоустойчивой стали COR-TEN® в Европе.


 
Познакомимся с достоинствами оригинального материала на примере уже реализованных зданий и объектов.
Комета из прошлого: ЖК «Зиларт» 
Сергей Скуратов обратился к кортену одним из первых российских архитекторов, а кроме того не побоялся использовать его в больших масштабах и продемонстрировал сразу несколько способов использования материала – в его корпусах для квартала «Зиларт» кортен звучит контрапунктом к кирпичу, берет главную партию, либо служит акцентом. 

Я в принципе люблю материалы такого рода – живые. Взаимодействие металла с кислородом, с какой-то агрессивной для него средой – это ведь тоже естественное, природное, живое состояние материала. Своего рода «период полураспада», но в случае с COR-TEN®, образно говоря, застывший во времени, длящийся бесконечно долго. Это похоже на смену оттенков меди, но там оксидирование может длиться несколько десятилетий, а для стали этот процесс занимает всего лишь несколько месяцев и реализованный фасад сразу может быть, фактически, итоговой версией себя, даже без потеков, и постоянно сохранять тот внешний вид, который был задуман и реализован изначально – в этой предсказуемости тоже есть положительные моменты, мы, фактически, сразу получаем результат и можем рассчитывать на его устойчивость впоследствии.
 
«Ржавая» патина кортена, на мой взгляд, очень красива; мне этот оттенок очень нравится, на солнце он может быть ярко-оранжевым, в тени насыщенным и глубоким. В то же время сочетание с какими-то субтильными материалами, к примеру со стеклом или некоторыми видами камня, подчеркивает брутальность кортена и создает хороший контраст. Кроме того материал конструктивен сам по себе. Толщина листов – от 0,6 до 2 сантиметров, они устойчивые, к ним можно что-то приваривать, вырезать… Это один из любимых материалов современных художников, работающих с крупным масштабом, к примеру Ричард Сера делает из кортена свои гигантские скульптуры.
 
Кортеном как материалом я интересуюсь давно, первая моя постройка, в которой использован этот материал – Art House в Тессинском переулке: въезд в гараж, малые формы в вестибюлях, перила, пандусы... Кортена достаточно много в дизайне общественных зон ЖК «Садовые кварталы». Я предлагал использовать этот материал в моем конкурсном проекте для ГМИИ. И, наконец, самый объемный пример – лоты №1 и №2 в ЗИЛАРТе.
 
Если же говорить об эксплуатационных качествах материала или об отличии подлинных поставок от несертифицированных аналогов – здесь, я думаю, специалисты объяснят лучше меня. Я во всех своих проектах пользуюсь сертифицированным COR-TEN®, поскольку предпочитаю рассчитывать на лучшее качество реализации.
Фасады довольно массивной пластины корпуса «Е» облицованы решеткой из пестрого кирпича, сквозь которую проступает рыжина кортена. Архитектор стремился передать образ кометы, поэтому градиент растягивается от раскаленного белого «ядра» к огненному «хвосту» – восточному торцу, уже полностью закрытому сталью. Торцу вторит корпус «Д» – кортен здесь подчеркивает тяжесть складок эркеров, нависающих над хрупкой решеткой стилобата, но благодаря ритму масс и глубоким теням успешно избегает монотонности.
       
Кортен в этом проекте помогает подчеркнуть индустриальное прошлое территории – автомобилестроительный ЗИЛ был в том числе и сталелитейным предприятием. Из кортена же выполнены стилобаты других корпусов, что наводит на мысль – не впервые в постройках Сергея Скуратова – о культурном слое, который исследуют археологи: дома словно бы вырастают на остатках заводского металла. 
  • zooming
    1 / 5
    Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот 1, 2)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 5
    Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот 1, 2)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 5
    Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот 1, 2)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 5
    Жилой комплекс ЗИЛАРТ, лот №2. Сталь SSAB
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    5 / 5
    Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот 1, 2)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
 
Стиль и сообразность: БЦ Ferrum
В Петербурге к кортену пока что относятся с осторожностью – в основном из-за отчетливой современности материала. Однако именно здесь появилось одно из немногих в России зданий, фасад которого полностью выполнен из кортеновской стали. Речь идет о БЦ «Феррум», спроектированном бюро TCHOBAN VOSS Architekten. Здесь кортена по-настоящему много, и вкупе с формой он выступает главным выразительным средством. Как только патина наберет силу, зданию не будут страшны ни петербургские дожди, ни метели. 
Поскольку архитектура – это все-таки не макет в масштабе 1:1, а, в первую очередь, высказывание на тему материальности, кортен кажется мне одним из самых интересных и многообещающих материалов из всех, что применяются сегодня. Это связано с самой его структурой, способной обеспечить зданию идеальный прогноз старения. Тогда как все остальные материалы встраиваются в структуру объекта новыми, и прогноз их старения, по большому счету, остается открытым, для кортена любой сценарий старения является позитивным.

Сложную и живописную поверхность кортена можно сравнить с полотном абстрактной живописи, которое к тому же чрезвычайно тактильно. А изначально присущая ему патина по определению благородна и максимально благоприятно реагирует на воздействие климата и окружающей среды. Даже не всякий камень может похвастаться подобными характеристиками.
«Феррум» стал еще одним ярким объекта бизнес-парка в Полюстрово: ему предшествовали БЦ «Бенуа» и офисные здания с фасадами, отображающими времена года. За счет материала «Феррум» более брутален, что смягчается способом отделки фасада: листы спаяны в объемные модули, которые образуют плетение – а в этом уже есть что-то ручное и домашнее. В этом проекте на первый план выходит глубина цвета и бархатистая поверхность. 
  • zooming
    1 / 5
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    2 / 5
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    3 / 5
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    4 / 5
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    5 / 5
    Бизнес-центр Ferrum
    Фотография © Илья Иванов
Метаморфозы цвета: FEST Hotel
Следует помнить, что кортен приобретает характерный цвет постепенно. Листы поставляются в виде гладкой серебристой стали, но цвет и фактура начинают проявляться почти сразу, в условиях смены дождливой и сухой погоды. Патина стабилизируется, то есть перестает пачкаться и течь, ко второму году эксплуатации, а к седьмому году цвет кортена становится максимально глубоким и бархатистым. Таким образом фасад в первые годы жизни здания меняется: от серебристого, через оранжевый к бордово-шоколадному. Скорость насыщения и оттенок цвета зависят от атмосферных условий и наличия в воздухе загрязнений: сера, например, ускоряет процесс окисления и придает патине более темный цвет. Чем чаще сухая погода сменяется влажной, тем быстрее образуется патина. 



Очень показательны в этом отношении фасады отеля FEST Hotel, построенного во Львове по проекту архитектурного бюро TRDZ. Еще в процессе строительства можно было наблюдать первые потеки, к открытию здание приобрело теплый оттенок закатного солнца, после первого года эксплуатации более отчетливо проявилась рыжина. 

\
  
Ревитализация кортеном: БЦ Товарищество Рябовской Мануфактуры 
Брутальность и смыслоемкость кортена делает его незаменим при работе с промышленным наследием, кроме того металл, тем более рыжий, составляет хорошую пару кирпичу. Архитекторы Fnbureau, приспосабливая цеха бывшей красильно-набивной фабрики Товарищества Рябовской мануфактуры, использовали кортен, чтобы подчеркнуть более поздние пристройки, обозначить новые объемы, скрыть кондиционеры и коммуникации, приводя фасады к цельному виду. Простой рисунок, нанесенный с помощью лазерной резки, помог превратить листы стали в декоративные панно, напоминающие микросхемы. 

 
 
Долгая память: Ржевский мемориал
Кортеновская сталь без труда режется лазером – этим воспользовались авторы Ржевского мемориала, нанеся около 17 000 фамилий погибших на листы, которыми оформлена подводящая к 25-метровой скульптуре аллея. По задумке архитектора Константина Фомина кортен имитирует уступы зеленых холмов-курганов, напоминая одновременно об окопах и снарядах, которые извлекают из земли спустя десятилетия после окончания войны. Из кортена выполнены стилизованные палатки, за которыми спрятаны осветительные приборы, а также информационные стелы с паттерном из журавлей. Для этого относительно удаленного объекта важным становится неприхотливость и долговечность кортена, не требующего ухода.
  • zooming
    1 / 3
    Ржевский мемориал
    © фотография предоставлена SSAB
  • zooming
    2 / 3
    Ржевский мемориал
    © фотография предоставлена SSAB
  • zooming
    3 / 3
    Ржевский мемориал
    © фотография предоставлена SSAB

 
Продуманная деталь: ресторан ZOO Beer&Grill 
Кортен способен производить впечатление даже в тех случаях, когда его используют совсем немного. Яркий тому пример – ресторан рядом с московским зоопарком, оформление которого внутри и снаружи придумала Наталья Белоногова. Листы кортена дополняют кирпич, бетонные поверхности и металлические балки. Дизайнерам интерьеров следует помнить, что в помещениях кортен «ржавеет» и менять цвет медленнее, чем на улице, и не так равномерно. 
  • zooming
    1 / 4
    Ресторан ZOO Beer&Grill
    © фотография предоставлена SSAB
  • zooming
    2 / 4
    Ресторан ZOO Beer&Grill
    © фотография предоставлена SSAB
  • zooming
    3 / 4
    Ресторан ZOO Beer&Grill
    © фотография предоставлена SSAB
  • zooming
    4 / 4
    Ресторан ZOO Beer&Grill
    © фотография предоставлена SSAB


***

Все упомянутые объекты отличает запоминающийся образ, в создании которого COR-TEN® сыграл одну из главных ролей. Чтобы добиться похожего результата, важно использовать оригинальный материал. 

Как сообщает производитель, из-за тиражируемых подделок страдает качество работы подрядчика, затраченные усилия могут привести не только к финансовым потерям, но и нанести урон имиджу архитектурного бюро или строительной организации. Так, использование стали низкого качества с неподтвержденным химическим составом, так называемых «аналогов», может стать причиной низкой надежности и непрезентабельного вида конечного изделия. Важно отметить, что SSAB производит погодоустойчивую сталь COR-TEN® в полном соответствии с запатентованной технологией и тем самым может гарантировать определенные свойства этого материала своим заказчикам. 

Поставщики, технологии

SSAB

28 Октября 2021

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
SSAB: другие статьи и новости
Технологии и материалы
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Сейчас на главной
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.