БЦ Ferrum,
Санкт-Петербург,
архитектор Сергей Чобан
фасад из стали COR-TEN®
компании SSAB
ЖК «Зиларт», Москва, архитектор Сергей Скуратов,
фасад из стали COR-TEN® компании SSAB
Технологии в архитектуре
Благородный кортен
COR-TEN® — очень актуальный материал, любимый современными архитекторами. Теплый, бархатистый, надежный: нержавеющая ржавчина. Но его качество существенно зависит от исходных параметров материала.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Комплексные решения для современной архитектуры от компании SSAB: оригинальная погодоустойчивая сталь COR-TEN® и сталь с полимерным покрытием GreenCoat®
Кортен – относительно новый материал. Его изобрела и запатентовала под брендом COR-TEN® в 1933 году американская компания United States Steel Corporation, которой потребовалось провести около 30 тысяч исследований, чтобы добиться совершенных характеристик. Изначально кортен использовали для строительства мостов и производства железнодорожных вагонов, для которых предела прочности обычной стали было недостаточно, а до архитектуры материал дошел только через 30 лет после изобретения: в 1964 году Эро Сааринен одним из первых придумал сделать из него облицовку для штаб-квартиры John Deere в Молине, штат Иллинойс, которая, к слову, до сих пор стоит и, судя по всему, не нуждается в ремонте. С тех пор кортен использовался достаточно широко: как в больших проектах, так в частных домах, интерьерах, арт-объектах. В России пока что не так много зданий, которые украшает выразительный «рыжий» металл, но с каждым годом их становится больше. 
Штаб-квартира John Deere в Молин, Иллинойс, 2013
© Casey Renner, 2.0 Generic (CC BY 2.0), https://www.flickr.com/photos/rnnr/9716020456/in/album-72157635464296642/
Полезный яд
В названии материала отражаются его главные характеристики: CORrosion TENsile принято переводить как «устойчивый к коррозии», но слово tensile обозначает еще и более высокую по сравнению с обычной сталью прочность. Сущность кортена парадоксальна. Сначала сталь легируют, то есть добавляют к сплаву железа и углерода ряд элементов, обеспечивающих устойчивость к атмосферным воздействиям – фосфор, медь, хром, никель или кремний. Далее под естественным влиянием погодных условий поверхность стали покрывается слоем ржавчины, который за 10 лет «съедает» всего несколько десятых миллиметра от толщины листа, а после указанного срока процесс коррозии замедляется и постепенно останавливается. Но уже за первые два года формируется надежный слой, защищающий «голую» сталь от кислорода и воды.

Получается, что сталь надежно укрыта непроницаемой оболочкой, которая не нуждается в обработке, а кроме того имеет высокие эстетические характеристики – бархатистую фактуру и глубокий цвет. Оригинальный COR-TEN® не только надежен, но и красив, что позволяет архитекторам создавать запоминающиеся здания. Неправильная технология приводит к тому, что сталь начинает ржаветь насквозь и со временем рассыпается.
Оригинал и подделки
Аналогов у американской стали все еще нет – нельзя гарантированно утверждать, что погодоустойчивая сталь из Китая, например, не потеряет через какое-то время форму, цвет или прочность. Кроме того, рынок стали наполнять подделки.
© Casey Renner, 2.0 Generic (CC BY 2.0), https://www.flickr.com/photos/rnnr/4862484240/in/photostream/

Настоящий COR-TEN® в Россию поставляет только сталелитейный концерн SSAB, единственный лицензированный производитель оригинальной погодоустойчивой стали COR-TEN® в Европе, который, таким образом, может обещать долговечность конструкций и характерную бархатистую патину. 
 

Вадим Пикалов Директор по продажам в России и СНГ Подразделение SSAB Europe

С ростом популярности стали COR-TEN® растет и число подделок. Нередки случаи, когда за кортен выдают обычную сталь, что в корне неверно и искажает саму суть этого востребованного архитекторами материала. Мы с большим сочувствием относимся к тем строителям, дизайнерам и архитекторам, которые сталкиваются с последствиями использования некачественного кортена, когда кусками отваливается патина, образуются сквозные отверстия и объект приходится переделывать, еще даже не закончив его. Чтобы избежать этого, COR-TEN® необходимо покупать только у лицензированного ответственного производителя этой марки. Компания SSAB владеет лицензией с 1976 года и является единственным производителем оригинальной погодоустойчивой стали COR-TEN® в Европе.


 
Познакомимся с достоинствами оригинального материала на примере уже реализованных зданий и объектов.
Комета из прошлого: ЖК «Зиларт» 
Сергей Скуратов обратился к кортену одним из первых российских архитекторов, а кроме того не побоялся использовать его в больших масштабах и продемонстрировал сразу несколько способов использования материала – в его корпусах для квартала «Зиларт» кортен звучит контрапунктом к кирпичу, берет главную партию, либо служит акцентом. 

Я в принципе люблю материалы такого рода – живые. Взаимодействие металла с кислородом, с какой-то агрессивной для него средой – это ведь тоже естественное, природное, живое состояние материала. Своего рода «период полураспада», но в случае с COR-TEN®, образно говоря, застывший во времени, длящийся бесконечно долго. Это похоже на смену оттенков меди, но там оксидирование может длиться несколько десятилетий, а для стали этот процесс занимает всего лишь несколько месяцев и реализованный фасад сразу может быть, фактически, итоговой версией себя, даже без потеков, и постоянно сохранять тот внешний вид, который был задуман и реализован изначально – в этой предсказуемости тоже есть положительные моменты, мы, фактически, сразу получаем результат и можем рассчитывать на его устойчивость впоследствии.
 
«Ржавая» патина кортена, на мой взгляд, очень красива; мне этот оттенок очень нравится, на солнце он может быть ярко-оранжевым, в тени насыщенным и глубоким. В то же время сочетание с какими-то субтильными материалами, к примеру со стеклом или некоторыми видами камня, подчеркивает брутальность кортена и создает хороший контраст. Кроме того материал конструктивен сам по себе. Толщина листов – от 0,6 до 2 сантиметров, они устойчивые, к ним можно что-то приваривать, вырезать… Это один из любимых материалов современных художников, работающих с крупным масштабом, к примеру Ричард Сера делает из кортена свои гигантские скульптуры.
 
Кортеном как материалом я интересуюсь давно, первая моя постройка, в которой использован этот материал – Art House в Тессинском переулке: въезд в гараж, малые формы в вестибюлях, перила, пандусы... Кортена достаточно много в дизайне общественных зон ЖК «Садовые кварталы». Я предлагал использовать этот материал в моем конкурсном проекте для ГМИИ. И, наконец, самый объемный пример – лоты №1 и №2 в ЗИЛАРТе.
 
Если же говорить об эксплуатационных качествах материала или об отличии подлинных поставок от несертифицированных аналогов – здесь, я думаю, специалисты объяснят лучше меня. Я во всех своих проектах пользуюсь сертифицированным COR-TEN®, поскольку предпочитаю рассчитывать на лучшее качество реализации.
Фасады довольно массивной пластины корпуса «Е» облицованы решеткой из пестрого кирпича, сквозь которую проступает рыжина кортена. Архитектор стремился передать образ кометы, поэтому градиент растягивается от раскаленного белого «ядра» к огненному «хвосту» – восточному торцу, уже полностью закрытому сталью. Торцу вторит корпус «Д» – кортен здесь подчеркивает тяжесть складок эркеров, нависающих над хрупкой решеткой стилобата, но благодаря ритму масс и глубоким теням успешно избегает монотонности.
       
Кортен в этом проекте помогает подчеркнуть индустриальное прошлое территории – автомобилестроительный ЗИЛ был в том числе и сталелитейным предприятием. Из кортена же выполнены стилобаты других корпусов, что наводит на мысль – не впервые в постройках Сергея Скуратова – о культурном слое, который исследуют археологи: дома словно бы вырастают на остатках заводского металла. 
  • zooming
    1 / 5
    Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот 1, 2)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 5
    Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот 1, 2)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 5
    Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот 1, 2)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 5
    Жилой комплекс ЗИЛАРТ, лот №2. Сталь SSAB
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    5 / 5
    Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот 1, 2)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
 
Стиль и сообразность: БЦ Ferrum
В Петербурге к кортену пока что относятся с осторожностью – в основном из-за отчетливой современности материала. Однако именно здесь появилось одно из немногих в России зданий, фасад которого полностью выполнен из кортеновской стали. Речь идет о БЦ «Феррум», спроектированном бюро TCHOBAN VOSS Architekten. Здесь кортена по-настоящему много, и вкупе с формой он выступает главным выразительным средством. Как только патина наберет силу, зданию не будут страшны ни петербургские дожди, ни метели. 
Поскольку архитектура – это все-таки не макет в масштабе 1:1, а, в первую очередь, высказывание на тему материальности, кортен кажется мне одним из самых интересных и многообещающих материалов из всех, что применяются сегодня. Это связано с самой его структурой, способной обеспечить зданию идеальный прогноз старения. Тогда как все остальные материалы встраиваются в структуру объекта новыми, и прогноз их старения, по большому счету, остается открытым, для кортена любой сценарий старения является позитивным.

Сложную и живописную поверхность кортена можно сравнить с полотном абстрактной живописи, которое к тому же чрезвычайно тактильно. А изначально присущая ему патина по определению благородна и максимально благоприятно реагирует на воздействие климата и окружающей среды. Даже не всякий камень может похвастаться подобными характеристиками.
«Феррум» стал еще одним ярким объекта бизнес-парка в Полюстрово: ему предшествовали БЦ «Бенуа» и офисные здания с фасадами, отображающими времена года. За счет материала «Феррум» более брутален, что смягчается способом отделки фасада: листы спаяны в объемные модули, которые образуют плетение – а в этом уже есть что-то ручное и домашнее. В этом проекте на первый план выходит глубина цвета и бархатистая поверхность. 
  • zooming
    1 / 5
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    2 / 5
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    3 / 5
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    4 / 5
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    5 / 5
    Бизнес-центр Ferrum
    Фотография © Илья Иванов
Метаморфозы цвета: FEST Hotel
Следует помнить, что кортен приобретает характерный цвет постепенно. Листы поставляются в виде гладкой серебристой стали, но цвет и фактура начинают проявляться почти сразу, в условиях смены дождливой и сухой погоды. Патина стабилизируется, то есть перестает пачкаться и течь, ко второму году эксплуатации, а к седьмому году цвет кортена становится максимально глубоким и бархатистым. Таким образом фасад в первые годы жизни здания меняется: от серебристого, через оранжевый к бордово-шоколадному. Скорость насыщения и оттенок цвета зависят от атмосферных условий и наличия в воздухе загрязнений: сера, например, ускоряет процесс окисления и придает патине более темный цвет. Чем чаще сухая погода сменяется влажной, тем быстрее образуется патина. 



Очень показательны в этом отношении фасады отеля FEST Hotel, построенного во Львове по проекту архитектурного бюро TRDZ. Еще в процессе строительства можно было наблюдать первые потеки, к открытию здание приобрело теплый оттенок закатного солнца, после первого года эксплуатации более отчетливо проявилась рыжина. 

\
  
Ревитализация кортеном: БЦ Товарищество Рябовской Мануфактуры 
Брутальность и смыслоемкость кортена делает его незаменим при работе с промышленным наследием, кроме того металл, тем более рыжий, составляет хорошую пару кирпичу. Архитекторы Fnbureau, приспосабливая цеха бывшей красильно-набивной фабрики Товарищества Рябовской мануфактуры, использовали кортен, чтобы подчеркнуть более поздние пристройки, обозначить новые объемы, скрыть кондиционеры и коммуникации, приводя фасады к цельному виду. Простой рисунок, нанесенный с помощью лазерной резки, помог превратить листы стали в декоративные панно, напоминающие микросхемы. 

 
 
Долгая память: Ржевский мемориал
Кортеновская сталь без труда режется лазером – этим воспользовались авторы Ржевского мемориала, нанеся около 17 000 фамилий погибших на листы, которыми оформлена подводящая к 25-метровой скульптуре аллея. По задумке архитектора Константина Фомина кортен имитирует уступы зеленых холмов-курганов, напоминая одновременно об окопах и снарядах, которые извлекают из земли спустя десятилетия после окончания войны. Из кортена выполнены стилизованные палатки, за которыми спрятаны осветительные приборы, а также информационные стелы с паттерном из журавлей. Для этого относительно удаленного объекта важным становится неприхотливость и долговечность кортена, не требующего ухода.
  • zooming
    1 / 3
    Ржевский мемориал
    © фотография предоставлена SSAB
  • zooming
    2 / 3
    Ржевский мемориал
    © фотография предоставлена SSAB
  • zooming
    3 / 3
    Ржевский мемориал
    © фотография предоставлена SSAB

 
Продуманная деталь: ресторан ZOO Beer&Grill 
Кортен способен производить впечатление даже в тех случаях, когда его используют совсем немного. Яркий тому пример – ресторан рядом с московским зоопарком, оформление которого внутри и снаружи придумала Наталья Белоногова. Листы кортена дополняют кирпич, бетонные поверхности и металлические балки. Дизайнерам интерьеров следует помнить, что в помещениях кортен «ржавеет» и менять цвет медленнее, чем на улице, и не так равномерно. 
  • zooming
    1 / 4
    Ресторан ZOO Beer&Grill
    © фотография предоставлена SSAB
  • zooming
    2 / 4
    Ресторан ZOO Beer&Grill
    © фотография предоставлена SSAB
  • zooming
    3 / 4
    Ресторан ZOO Beer&Grill
    © фотография предоставлена SSAB
  • zooming
    4 / 4
    Ресторан ZOO Beer&Grill
    © фотография предоставлена SSAB


***

Все упомянутые объекты отличает запоминающийся образ, в создании которого COR-TEN® сыграл одну из главных ролей. Чтобы добиться похожего результата, важно использовать оригинальный материал. 

Как сообщает производитель, из-за тиражируемых подделок страдает качество работы подрядчика, затраченные усилия могут привести не только к финансовым потерям, но и нанести урон имиджу архитектурного бюро или строительной организации. Так, использование стали низкого качества с неподтвержденным химическим составом, так называемых «аналогов», может стать причиной низкой надежности и непрезентабельного вида конечного изделия. Важно отметить, что SSAB производит погодоустойчивую сталь COR-TEN® в полном соответствии с запатентованной технологией и тем самым может гарантировать определенные свойства этого материала своим заказчикам. 

Поставщики, технологии

SSAB

28 Октября 2021

SSAB: другие статьи и новости
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.