Метаморфозы больше не в моде

Вчера в Венеции состоялось выступление Курта Форстера, куратора биеннале 2004 года. Форстер, предложивший шесть лет назад для главной архитектурной выставки мира тему «Метаморфозы», каялся и убеждал собравшихся в том, что за метамофозами на самом деле ничего нет, никакой пользы. Он призывал архитекторов заняться проблемами более насущными, чем формообразование – рассказывает обозреватель Архи.ру Анна Мартовицкая.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

17 Октября 2010
mainImg
Каждую субботу в рамках XII Международной биеннале архитектуры в Венеции проходят встречи с бывшими кураторами этого самого престижного профессионального смотра мира. 16 октября героем «архитектурной субботы» стал профессор Курт Форстер, предложивший для биеннале 2004 года тему «Метаморфозы». 

Вернувшись в Венецию шесть лет спустя, Форстер так и назвал свою лекцию «Жизнь после «Метаморфоз». Представив аудитории своих гостей – главного редактора мадридского журнала Arquitectura Viva Луиса Фернандеса Гальяно и датского архитектора Бьярке Ингельса (основателя BIG, одного из самых известных и востребованных в своей стране бюро), куратор 2004 года первым делом рассказал о том, почему тогда выбрал именно эту тему. По его словам, в начале первого десятилетия нового века ему казалось, что именно за метаморфозами будущее архитектуры – за глобальной трансформацией, какая, например, произошла в Берлине (а Форстер был одним из консультантов немецкого правительства по реконструкции города после объединения), за дигитальными формами, компьютерным проектированием и созданием принципиального нового языка архитектуры.

Шесть лет спустя профессор из Цюриха, как ни странно, смотрит на «метаморфозы» куда более скептически. Да, дигитальные формы, да, здания-иконы и здания-бренды, но что за ними? А за ними, по мнению Курта Форстера, практически ничего – по крайней мере, никакой пользы, никакого вклада в решение социальных, эстетических и экономических проблем, которые, как глубоко убежден профессор, настоящей качественной архитектуре должны быть совсем не чужды. И если в 2004-м он задумывал биеннале как площадку, на которой будет найден оптимальный баланс между старым и новым, метаморфозами и историческим наследием, традиционным эскизированием и 3D-проектированием, между воображением человека и компьютером, то сегодня признается: этот баланс не найден.

«Вопрос «Что делать с историей?» сегодня актуален практически для всех мегаполисов, однако архитекторы словно сговорились: все, что они могут предложить, – так это или мимикрия под старину, или нарочито вычурная форма, которую почему-то называют современной, – говорит Форстер. – По мне, так современными должны быть не формы, а материалы и, прежде всего, приемы». 

Историк, много лет изучающий классическую архитектуру, и куратор, сделавший ставку на архитектуру современную, сегодня не скрывает, что ищет третий путь, призывая проектировщиков не бросаться в крайности и не самовыражаться, а работать над решением простых бытовых вопросов: как сэкономить ресурсы, как обеспечить комфортным и красивым жильем всех, кто в этом нуждается, как сохранить историческое наследие, не испортив его подделками.

Еще более категорично оказался настроен Луис Фернандес Гальяно, главный редактор одного из самых влиятельных архитектурных журналов Испании Arquitectura Viva. Взяв слово, он заявил, что с архитектурой сегодня «происходят очень неправильные вещи». «Когда Курт Форстер в 2004 году заявил тему «Метаморфозы», я подумал: «Ок, посмотрим, что меняется в нашем мире и куда это нас приведет», – вспоминает он. – Думаю, Курт согласится со мной: его биеннале получилась очень поэтичной, мы увидели на ней не метаморфозы как таковые, но представления и мечты архитекторов о них. Самое же удивительное, что за шесть лет мало что изменилось: я хожу по национальным павильонам и экспозициям в Арсенале и вижу все те же мечты и фантазии. А где же реальные дела? Мне кажется, архитектуру последнего десятилетия очень подводит кем-то однажды придуманный звучный слоган «Design the dream». Пора уже перестать проектировать мечту и обустраивать виртуальное пространство!» Рассмотрев десятка два громких архитектурных премьер последних лет, Гальяно очень резко осудил тенденции «звездной» архитектуры и создания зданий-икон. По мнению критика, они хороши только для того, чтобы фотографироваться на память на их фоне, но совершенно неспособны, например, качественно улучшить среду обитания вокруг себя. «А как же Бильбао?!» – крикнули докладчику из зала. «Бильбао, о котором вы говорите, стал известен миру в 1996-м, с тех пор прошло в два раза больше времени, чем после «Метаморфоз»! Не многовато для одной тенденции?» – эмоционально парировал Гальяно и вывел на экран фотографию горящего Всемирного торгового центра. По его глубокому убеждению, после теракта 11 сентября архитектура просто не имеет права оставаться прежней, и свою амбициозность проектировщики и их заказчики обязаны вкладывать не в гламур, а в безопасность и практичность. Справедливости ради отметим, что это любимый конек Гальяно – он уже много лет считает своим долгом призывать архитекторов проявить сознательность и скромность.

По мнению обоих участников дискуссии, именно таким проектировщиком является Бьярке Ингельс, тогда, в 2004-м году, ставший самым молодым лауреатом Венецианской биеннале архитектуры (получил специальный приз за проект концертного зала Ставангер (Норвегия). Шесть лет спустя он заслуженно считается одним из самых известных современных архитекторов Дании, много строящим как в своей стране, так и за ее пределами. В частности, именно Ингельсу принадлежит проект датского павильона на «Экспо-2010» в Шанхае, решенный как гигантская лупа, от которой к земле спускается закрученный в тугую спираль пандус. Приехав в Венецию по специальному приглашению Курта Форстера, Бьярке Ингельс фактически публично отчитался о проделанной за шесть лет работе перед человеком, который зажег его звезду. Больше часа основатель BIG очень эмоционально и остроумно рассказывал о том, чем занимался все эти годы, показав с помощью слайд-шоу и свои нереализованные работы, и постройки, и самые новые проекты. И глядя на эти инновационные по использованным в них технологиям и очень эффектные внешне здания, понимаешь, что Курт Форстер все-таки скромничает: жизнь после «Метаморфоз» продолжается, а архитектура несомненно меняется в лучшую сторону. Правда, пока это происходит лишь в самой развитой и маленькой стране Европы.
Слева направо: Бьярке Ингельс (BIG), Курт Форстер, Луис Фернандес Гальяно. Фотографии Анны Мартовицкой


17 Октября 2010

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Статьи по теме: XII Архитектурная биеннале в Венеции

Эффект в пространстве
Биеннале прошла, похваставшись 170 тысячами посетителей; воспоминания и фотографии остались. Предлагаем еще раз вспомнить про биеннале и посмотреть на картинки с выставки.
Сохранение изменений и изменение сохранения
Экспозицией венецианской биеннале, привлекшей особое внимание публики в этом году, стала выставка Cronocaos от обладателя «Золотого Льва» Рема Колхаса и его бюро ОМА. Ее тема — проблема сохранения наследия, которая, несмотря на свою актуальность, совершенно выпала из сферы интересов современных архитекторов и, как напоминают организаторы выставки, впервые поднимается на биеннале со времен «Присутствия прошлого» Портогези — первой венецианской архитектурной выставки, состоявшейся в 1980.
Метаморфозы больше не в моде
Вчера в Венеции состоялось выступление Курта Форстера, куратора биеннале 2004 года. Форстер, предложивший шесть лет назад для главной архитектурной выставки мира тему «Метаморфозы», каялся и убеждал собравшихся в том, что за метамофозами на самом деле ничего нет, никакой пользы. Он призывал архитекторов заняться проблемами более насущными, чем формообразование – рассказывает обозреватель Архи.ру Анна Мартовицкая.
Архитектурные параллели
В «параллельную программу» венецианской биеннале вошли как проекты, имеющие к архитектуре самое опосредованное отношение, так и выставки, которым самое место — среди ее ключевых событий.
Люди встречаются
В заключение обзора российских проектов на биеннале – несколько слов о выставке «Кабинет директора» и несколько фотографий, сделанных в день открытия превью биннале, 26 августа.
Разум и чувства на архитектурном поле
Президент Венецианской биеннале Паоло Баратта заявил на открывшей выставку пресс-конференции, что главная задача любой экспозиции – вызывать в зрителе эмоции. Если исходить из этого немного неожиданного для руководителя такого интеллектуального мероприятия постулата, можно взглянуть на главную архитектурную выставку с неожиданной стороны.
Погружение в архитектуру
Вчера, 26 августа, венецианская биеннале архитектуры открылась для журналистов в режиме так называемого превью. Еще два дня выставку будут показывать прессе, в субботу раздадут «Золотых львов», и начиная с воскресенья она будет доступна для всех желающих. Публикуем первый, беглый обзор главной части выставки. Кураторскую экспозицию Арсенала Кадзуйо Сэдзима превратила в одно большое архитектурное произведение, посвященное творческому осмыслению пространства бывшей Кордери; массивные интерьеры ответили на эти заигрывания взаимностью и стали выглядеть как будто лучше, чем обычно.
Мост в мир высокой моды
Архитектурная мастерская SPEECH разработала концепцию регенерации вышневолоцкой швейной фабрики «Аэлита». Поскольку это действующее производство, архитекторы решили его не перепрофилировать, а наоборот поддержать, создав рядом с фабрикой outlet-центр.
Утопия в павильоне
26 августа состоялось открытие экспозиции павильона России на XII венецианской биеннале архитектуры. Проект «Фабрика Россия», посвященный возрождению промышленной архитектуры и шире – общественной жизни города Вышнего Волочка, проект, интриговавший архитектурную общественность более полугода, наконец представлен зрителям.
Ажурные узоры будущего
Архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» в Вышнем Волочке досталась фабрика «Парижская коммуна». На ее территории архитекторы разместили конгресс-центр, отель, жилой дом и школу искусств.
В круге земном
ТПО «Резерв» было приглашено в проект для работы над образом одного из самых крупных и известных предприятий Вышнего Волочка – фабрикой Рябушинских. Бывшее текстильное производство архитекторы превратили в Музей познания мира и технико-развлекательный парк.
Обитаемый остров
Рассказом о концепции регенерации исторического центра Вышнего Волочка, разработанной бюро «Сергей Скуратов Architects», мы открываем серию публикаций о проектах участников экспозиции Российского павильона на XII Международной биеннале архитектуры в Венеции. Сергей Скуратов – единственный из участников «российской архитектурной сборной», кто в процессе работы над проектом переработал кураторское задание, поменяв и место расположения объекта, и его функциональное наполнение.
Лицом к большой воде
Архитектурная мастерская «Студия 44» в рамках проекта «Фабрика Россия» работала над концепцией регенерации хлопчатобумажного комбината «Пролетарский Авангард». Его территорию с водной системой Вышнего Волочка архитекторы связали с помощью нового канала, так что после реконструкции бывшее производство превратится в маленькую Венецию.

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.