English version

Тень от гвоздя

ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Резиденции композиторов»
Россия, Москва, Павелецкая набережная, вл. 8

Авторский коллектив:

Руководитель – С.А. Скуратов
Главный инженер проекта – С.Р. Горин
Главный архитектор проекта – В.А. Обвинцев
Архитекторы – И.Ю. Ильин, К.У. Ухина, Е.В. Королев, Д.В. Маншилин



2014 — 2014 / 2016

Заказчик: ОАО «Московский картонажно-полиграфический комбинат» в лице ООО «АФИ РУС» // AFI Development (ОАО «МКПК»)
Москва-река, как известно, на карте похожа на женский профиль. Там, где у нее «нос и подбородок», сейчас идет активнейшее строительство – но большей частью на левом берегу, на Симоновской набережной. На правом берегу – Павелецкая промзона. Ее застраивают давно и интенсивно, но восточная часть у реки по-прежнему отделена широким полотном железной дороги, и здесь затишье. Набережная между Садовым кольцом и ТТК в основном состоит из бывших заводских корпусов, переоблицованных керамогранитом, и  жилых кирпичных девятиэтажек. По сравнению с мега-стройками на другой стороне этот берег кажется законсервированным.

Но есть два исключения: в начале пути заметен «Дом музыки» на Павелецкой. В конце, перед ТТК, в последние годы появился другой заметный объект – здесь на реку, как будто раздвигая собой постсоветские офисы, смотрят стеклянно-металлические торцы нескольких башен ЖК «Резиденции композиторов», построенного по проекту Сергея Скуратова. Его название, как несложно заметить, откликается на соседство Дома музыки. 

Стройные торцы башен, подчиненные рельефной металлической сетке вертикальных пропорций, привлекают внимание как не вполне «здешние», хотя сочетание кирпича и металла намекает на промышленное прошлое района. Дома стройные и подтянутые; не «кричат», но заявляют о прорастании нового типа городской ткани сквозь старую.  
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Корпуса отлично видны с противоположного берега, они «держат» изгиб реки, «смотрят» почти что прямо на юг, с легким поворотом к востоку – то есть на воду, на ТЭЦ, а дальше, мимо территории ЗИЛа, на Коломенское, чьи зеленые дали должны быть видны с верхних этажей.
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной, 2014. В будущем – Резиденции композиторов
© Сергей Скуратов architects, 2014

К слову сказать, это не единственные реализованные дома Сергея Скуратова,  которые выстраивают активное взаимодействие с рекой подобным образом. Два первых лота соседнего ЗИЛАРТа тоже обращены к воде торцами, только не на юг, а на запад. И там, и тут – не очень большие здания «городского» масштаба, 15-16 этажей, но объемно-планировочный прием заряжает их энергией, в которой, как кажется, просматривается авторский почерк общения с рекой.

Заметим, что композиция «Композиторов» во многом продиктована планировкой участка и картонажной фабрики, которая здесь находилась. Ее западная граница – прямая линия, ведущая к реке, и сама территория была вытянута перпендикулярно изгибу берега. Можно предположить, что ход поперечной постановки объемов был вычитан именно здесь из градостроительной ситуации (2011/2014), и годом позже на ЗИЛе (2015/2016) уже отточен – там корпуса расположились «на свободе», на Павелецкой же им еще пришлось «выглядывать» из-за фрагментов неряшливой застройки первого ряда.
ЗИЛАРТ, лоты 1 и 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной, 2014. В будущем – Резиденции композиторов
© Сергей Скуратов architects, 2014
Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной, 2014. В будущем – Резиденции композиторов
© Сергей Скуратов architects, 2014

Итак, проект «Резиденций композиторов» на Павелецкой набережной, единодушно одобренный архитектурным советом в конце 2014 года, реализовывался тремя очередями. Сейчас, в 2022 году, комплекс сдан и его можно рассматривать целостно. 

Начнем с того, что здесь присутствует практически полный набор принципов, которые последовательно внедрялись в градостроительной политике Москвы на протяжении последних 10-15 лет. Они окончательно вошли в обиход лет 5-7 назад, и «Резиденции» оказываются, таким образом, где-то в начале процесса. Дворы без машин, многофункциональность первых этажей, бульвар с городским ритейлом и площадь с качелями, разномасштабность объемов от «перемычек» до «башен», благоустройство с геопластикой, многоуровневость и разнообразие морфологии, амфитеатры, общественные зоны, открытые городские пространства.
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов», проект 2014 года
    © Сергей Скуратов architects, 2014
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Тем более любопытны нюансы, они прямо-таки отражают в себе историю развития темы. 

В пластическом решении домов можно увидеть достаточно много авторского, характерного для почерка Сергея Скуратова. Если говорить от противного, то здесь, к примеру, нет популярной в 2010-е «перевязи цветных сеток», равно как и избыточного сращивания окон по вертикали. Сетка объединяет по 2 этажа только на торцах, обращенных к городу. Распределение цветов – из любимых архитектором: часть домов краснокирпичные, у реки и бульвара, часть – почти-белые, в основном в глубине. 

Любопытный прием – зигзагообразные торцы внутренних корпусов, похожие на ширмы-гармошки. На входе со стороны бульвара они образуют своего рода асимметричные «пропилеи», впрочем, расступаются очень широко, пожалуй, только историк искусства увидит здесь намек на ворота. Но очевидно, что к городу обращены фасады построже, металлизированные кристалличные «решетки», а внутри мы видим более живые складчатые формы. 
  • zooming
    1 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    2 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    3 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    4 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    5 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    7 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Кирпичные фасады, хотя и сделаны из экономного кирпича ЛСР – разнотоновые и рельефные. Терраково-красный соседствует с коричневым, часто используется паттерн, в котором кирпичи равномерно-шахматно выступают из плоскости вперед. Рельеф поддерживает «баварскую» раскладку, общий тон становится темнее, поверхность оживает, особенно в косом свете. Зимой рельеф графично подчеркивают «шапочки» снега (такие же можно видеть в Тессинском переулке, но здесь они подчинены строгой дисциплине). 
  • zooming
    1 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    2 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    3 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    4 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    5 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    6 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рельефу вторят черные металлические рамки окон и балконы – не просто ящики для кондиционеров, а именно небольшие открытые балконы, на которые можно выйти человеку. В северо-восточном корпусе, занятом в основном студиями, они покрывают всю стену, в других домах выстаиваются в шахматные вертикали, но везде оживляют фасады. 
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Отдельного внимания заслуживает бульвар: он появился на месте улицы, отделявшей фабрику от жилых домов, и он очень широкий – западная сторона улицы обычная, а на восточной несколько тротуаров, поменьше ближе к улице и побольше – к магазинам. Много деревьев, и новых, подсаженных, и старых. Настоящий городской променад, здесь достаточно много людей, кто-то выгуливает собак, кто-то идет от автобусной остановки. 
ЖК «Резиденции композиторов»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

В перспективе бульвара – городская достопримечательность, хлебозавод №7, один из пяти круглых заводов, построенных в Москве по системе, изобретенной инженером Марсаковым. Его круглый бок, пусть пока и окруженный забором с колючей проволокой, делает место внезапно каким-то уютным. 
Бульвар и хлебозавод в перспективе. ЖК «Резиденции композиторов»
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

На противоположной, северной, границе – «внутреннее» общественное пространство с амфитеатрами на кровле въезда в подземную парковку под двускатной металлической перголой: «второй уровень» приватного двора.
  • zooming
    Игровая площадка и общественное пространство на кровле въезда в парковку. ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Игровая площадка и общественное пространство на кровле въезда в парковку. ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Над въездом-входом пергола продолжается металлической кровлей, и получается протяженный поперечный козырек, чем-то напоминающий фабричные ворота – то есть, контекстуальный. 
Въезд с гараж и козырек. ЖК «Резиденции композиторов»
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, комплекс состоялся для своего места и времени. Он «правильный», в нем многое можно найти, и где поесть, и где пройтись. Он элегантен со своей рельефной раскладкой кирпича, ритмом, складчатыми торцами, но не слишком противоречит соседним, по-своему уютным кирпичным кварталам 1960-х; там все до одного дома выкрашены желтой краской, здесь контраст кирпича и светлого тона. Пройти мимо – приятно. Это один из качественных московских ЖК середины 2010-х с признаками авторского почерка. Без размаха «Садовых кварталов», который тут был невозможен, и даже без некоторого глянца ЗИЛАРТа с его тщеславными консолями. Но узнаваемый. 

Однако дело не в том.

А в том, что фабрику-то снесли. И снесли без ведома архитектора. А проект, между тем, был полностью выстроен на сохранении части фабричных зданий. Оно было его сутью и смыслом. И в общем что – этого смысла больше нет.
Мы работали над проектом несколько лет, я с самого начала настаивал на сохранении корпусов фабрики Шлихтермана, хотя они и не обладали статусом ОКН, а были только «ценным градообразующим объектом». В этом меня поддерживал и Департамент культурного наследия, и Москомархитектура. Сохранение фабричных построек было заложено в проекте, который победил в 2011 году в международном конкурсе. Проект, основанный на сохранении исторических корпусов, был единогласно одобрен Архсоветом в 2014 году.
 
Затем, после того как мы очень подробно, в деталях разработали стадию Проект, РД и авторский надзор нам уже не предложили; так часто бывает. Оставалось только наблюдать со стороны. Дома первой и второй очереди построили достаточно хорошо, хотя и с некоторым огрублением: у меня предполагался более светлый металл, более тонкие, легкие профили и крупный шаг импостов, особенно с остеклении первых этажей, выходящих на набережную. Их заметно удешевили. С другой стороны, консоли реализованы, раскладка кирпича в целом соответствует проекту, как и объемное построение.
 
Но моим главным разочарованием стало то, что все исторические здания, чья реконструкция была отнесена к третьей очереди, были снесены и превращены в новоделы, достаточно грубые новоделы. Их снесли где-то в 2019 году и выстроили из бетона на подземных парковках. Детали упрощенно повторяют исторические, и главное – бетонные объемы облицованы совершенно тем же простым современным кирпичом, что и наши жилые дома. Так что в конечном счете неясно, что здесь вообще делают все эти постройки, зачем они, откуда они, почему такие? Впрочем, даже если бы детали были нарисованы хорошо, – важно само по себе то, что это подделки.
 
Подделка лишила смысла весь проект, все наши приемы, контрастные сопоставления. Проект был рассчитан на работу с подлинной материей, он был выстроен исходя из того, что сохраняется поверхность старого кирпича XIX века, которую мы планировали очистить от краски. Все дополнения, витражи, металлические конструкции – все это должно было подчеркивать материю исторических стен, вступать с ней в диалог, формировать определенную логику, которая затем распространялась на весь квартал. Новые здания откликались на старые постройки, всё архитектурное решение было определено соседством с фабрикой. Теперь, когда ее нет, а исторические корпуса воспроизведены настолько приблизительно, что даже не особенно узнаваемы, – все выглядит, мягко говоря, странно и не очень мотивированно.

Если бы мы не планировали сохранение и не отталкивались бы от него как от основной идеи, проект был бы другим. 

Здесь начинается несколько иная история. 

Комплекс построен на территории промзоны, бывшего картонажно-полиграфического комбината, который был основан Егором Егоровичем Шлихтерманом в 1864 году как прядильно-красильная фабрика – ее в 1925 национализировали и превратили в картонажно-ящичную, а в 1968 уже в полиграфический комбинат (см. подробнее в статье Константина Михайлова, который и в 2014 году знал, что все может пойти не так). 

Планировалось сохранить два здания. Одно протяженное, вытянутое с запада на восток, с поперечными крыльями, арками прохода и двумя внутренними коридорами – основное здание фабрики. Его снесли в 2019 году.

Согласно проекту в нем размещались 0бщественные пространства, этакое «депо на Лесной», с кирпичными стенами, многоуровневым коридором-атриумом, стеклянно-металлическими потолками стенами в торцах крыльев. Перед ним со стороны набережной планировалась прозрачная металлическая «галерея», она оформляла городскую площадь со стороны реки, в которую была включена и фабричная труба. Это не было скрупулезное сохранение всего здания до последнего гвоздя на его фальцевой кровле – это было сочетание старых стен с остро-новыми, хай-тековскими формами и материалами. Которые, как, напомним, говорит архитектор, оттеняли и поддерживали друг друга. 
zooming
Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной
© Сергей Скуратов architects, 2014
Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной
© Сергей Скуратов architects, 2014
Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной
© Сергей Скуратов architects, 2014

Второе здание – дом управляющего, расположено во дворе. Его снесли в ноябре 2018 года.

В первом проекте с трех сторон от него планировался пруд, к 2014 году пруд переместили в сторону основного корпуса фабрики. В бывшем доме управляеющего планировалось разместить детский сад. Он там в итоге и размещен, но есть еще один нюанс: между заводскими зданиями должна была возникнуть общественная площадь, а прогулочные площадки ДОУ под прикрытием зелени архитекторы размещали в глубине двора. В итоге все сделано наоборот: детскую территорию перенесли к югу, общественную разместили по центру. Пруд ликвидирован как класс.
ЖК «Резиденции композиторов», конкурсный проект 2011 года
© Сергей Скуратов architects, 2011
ЖК «Резиденции композиторов», конкурсный проект 2011 года
© Сергей Скуратов architects, 2011
ЖК «Резиденции композиторов», проект 2014 года с сохранением фабричных корпусов. Пруд
© Сергей Скуратов architects, 2014

Витражи торцов, обращенных к реке, которые тоже относятся к главному фасаду, в проекте 2014 года и в реализации несложно сравнить визуально: расстекловка стала меньше, плоскость стекла, в проекте углубленная, передвинута вперед. Задуманный hi-tech лоск куда-то ушел. 
  • zooming
    Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной
    © Сергей Скуратов architects, 2014
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

С башней при основном корпусе... Тоже не все так однозначно. 

Подлинную башню снесли в 2019, как пишет МосквичМаг, под предлогом «крена в строительный котлован». Современный верх в реализации выглядит совсем не как в проекте, где стекло было прозрачным и с выраженной сеткой внешнего каркаса, а за ним – сетка металлических конструкций. И, кажется, стеклянная часть слегка подросла. 
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов», проект 2014 года с сохранением фабричных корпусов
    © Сергей Скуратов architects, 2014
  • zooming
    Въезд с гараж и козырек. ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще Сергей Скуратов рассказал любопытную историю про угол северо-восточной жилой башни, ее полезно знать практикующим архитекторам. Дом был задуман как близнец парной, западной башни; к реке выходят два крыла фабрики, их фланкируют два новых дома – неклассичная, но симметричная парная композиция. В целом все так и осталось, но восточный угол, как оказалось, немного нависал над городской землей, заходил за официальные границы территории комплекса. В Москве ужасно важно ни над чем не нависать: угол «вырезали» в процессе рабочего проектирования. Так у правого дома образовалось непредусмотренное проектом кирпичное «ухо». 
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Тот факт, что корпуса-подделки облицованы ровно тем же кирпичом, что и новые дома, конечно, удивителен. Действительно, смотришь на них и думаешь: почему они такие? Почему такая планировка, такие закоулки, такие арки? Если бы кирпич был старым, многое встало бы не свои места: новый жилой комплекс окружал его как некую данность, объект, одновременно родственный и чужеродный. Старый кирпич отражался бы в новом стекле с новым кирпичом над ним, целая энциклопедия фактур, современных и исторических. 

Сейчас, конечно, убедить кого-либо, кто хоть пару раз видел здания XIX века, в том, что эта бодрая пестрота относится к фабрике, невозможно. Признаться, такой подход имеет много «родственников» в Москве 2000-х; но в «Резиденциях» их видеть, конечно, обидно. Как-то все, снивелировалось, что ли. 
ЖК «Резиденции композиторов»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
ЖК «Резиденции композиторов»
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Обратим внимание на слова Сергея Скуратова о том, что без идеи сохранения проект был бы другим. Он и был другим – в 2014 году по просьбе заказчика архитектор предложил альтернативную версию, со сносом. Там он, что вполне предсказуемо, смелее работает с пространством и уровнями. Фитнес в стилобате выдвигается на линию набережной асимметричной «каплей», на его кровлю из двора ведет пологий зеленый склон. Рядом, единственный сохраняемый элемент в этом варианте – фабричная труба, на ее верхушке установлена статуя Меркурия. 
ЖК «Резиденции композиторов», вариант проекта 2014 года без сохранения зданий завода
© Сергей Скуратов architects, 2014

И еще один нюанс, помимо сноса старых зданий, я бы его определила как ползучий рост статуса. Транспортная доступность территории не очень хороша, и комплекс поначалу планировался как экономный (см. здесь), рассчитанный на молодежь, – отсюда мелкая «нарезка» студий и развитые общественные пространства для «тусовки». В этом звучал какой-то даже, не очень проявленный, но все же заметный социальный пафос. Пафос, если он, конечно, был, к реализации ощутимо «сдулся». То есть мелкая нарезка в кирпичном корпусе 1 очереди осталась. Но с тусовкой малопонятно. В процессе строительства класс жилья вырос до «бизнес». Площади в первых этажах со стороны набережной ждут арендаторов, неясно, какими они будут и какое вообще пространство внутри. Видны круглые бетонные колонны, высокие потолки, но вот тип функции больше похож на обычную сервисную, какое-то особенное пространство общения тут, похоже, не возникнет. Да и не располагает обстановка: сложно сказать когда, но территорию полностью закрыли забором, на калитках пугающий знак: «не пропусти постороннего». Впервые такое вижу. Можно понять, что жителям нужны приватность и безопасность, но как-то очень уж эта напряженная символика плохо сочетается с идей городских общественных пространств. 
Охранный знак на заборе. ЖК «Резиденции композиторов»
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще один «остаток» от ранних проектов – микро-козырек на псевдоисторическом корпусе. Он очень отдаленно напоминает о масштабном замысле конкурсного проекта: там был предложен пешеходный мост через Москву-реку на сторону Симонова. Позднее выяснилось, что в генплане Москвы где-то есть планы такого моста, но очень отдаленные. Мост быстро отменили, еще в 2011 году. 
Сергей Скуратов. Проект реконструкции московского картонажно-полиграфического комбината. Первоначальный вариант
© Сергей Скуратов architects
Сергей Скуратов. Проект реконструкции московского картонажно-полиграфического комбината. Первоначальный вариант
© Сергей Скуратов architects

Как будто в память об идее моста в проекте 2014 года над главным заводским корпусом возник длинный металлический козырек, «взлетающий» над ступенчатым кирпичным объемом в сторону реки, салютуя ей по-своему, в направлении, поперечном к торцам башен, в сторону башни «Дуло» Симоновского монастыря. 
  • zooming
    Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной
    © Сергей Скуратов architects, 2014
  • zooming
    Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной
    © Сергей Скуратов architects, 2014

Так нет, ведь и козырек тоже обрезали. 
Сокращенный козырек над корпусом, имитирующим фабрику XIX века. ЖК «Резиденции композиторов»
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

И кирпичную трубу снесли. Спрашивается, ее то за что? Хороший был артефакт. Даже в проекте 2014 года «со сносом» трубу планировалось сохранить. Ответ, в общем-то, очевиден: чтобы случайно не упала – всё из соображений безопасности. 

Сергей Скуратов сравнивает произошедшее здесь стирание остатков старой фабрики с грустной песней Новеллы Матвеевой про гвоздь, если ее рассматривать не как историю несчастной любви, а как рассказ о постепенном уничтожении памяти и борьбе воспоминаний с реальностью. Если переводить на архитектурный, то, вероятно, можно было бы сказать, что в городе, действительно, сосуществует несколько тенденций: к сохранению, стиранию и воспроизведению. С сохранением все понятно, оно, на самом деле, очень модно, актуально и популярно, особенно сохранение зданий без статуса (поскольку здания со статусом снести в Москве не так уж просто, почти невозможно). Моде на сохранение промышленного XIX века – лет 50, если не больше, неловко даже вспоминать всем известную Фабрику и Тейт Модерн. В Москве она тоже получила развитие, от Армы до недавно открытого интерьера хлебозавода №5 с центром изучения конструктивизма «Зотов». Все больше проектов реконструкции с сохранением получает премии, из недавнего – Dezeen Awards отметили Музей современного искусства Argo Factory в Тегеране, устроенный в пивоварне 1920-х годов. Примеров множество, реконструкция с сохранением построек, которые когда-то по определению приговаривали к сносу, набирает силу мощнейшего движения. 

Другое дело, что в Москве реализация такого рода замыслов то и дело дает сбои. Один из классических, хотя и старых, примеров – БЦ «Красная роза», где сначала поселили арт-кластер в шедовых корпусах, а потом их снесли и построили копии. Вот и тут снесли. Не всегда архитектор может повлиять на решения заказчика, чаще – наблюдает за перипетиями окончательной реализации проекта. 

Могли ли в такой ситуации что-то сделать Москомархитектура и Москомнаследие, согласовавшие проект в 2014 году на условиях сохранения? Нам достоверно известно, что такие случаи – к примеру, когда ДКН потребовало сохранить дом без статуса ОКН, и он был сохранен: стены «вывешены» с использованием какого-то огромного количества металла для спасательных конструкций. Что-то подобное было нужно и здесь – укрепить кирпичные стены металлом, чтобы подвести под фабричные корпуса подземную парковку. Могли ли ведомства потребовать и проследить? Хотели ли? 

Впрочем, кажется, в этой истории дистанцировалась и общественность: если 2014 году Константин Михайлов сокрушался, что в принятом проекте сократилось количество корпусов, предназначенных к сохранению, то в 2018 Архнадзор включил в список утрат дом управляющего, а в 2019 – главный корпус. В начале 2019 Рустам Рахматуллин в своем интервью МК предупредил, что фабрике грозит снос. Но градозащитного шума в данном случае не было. Впрочем, кого винить? Основная работа ДКН это защита ОКН и принятие новых памятников в их ряды. Все остальное не то чтобы вне компетенции ведомства, но вопрос доброй воли и взаимной заинтересованности охранного ведомства и заказчика. Рассмотрение на архитектурном совете это тоже, строго говоря, лирика – официальный статус, как известно, имеет согласованный АГР. А Архнадзор, ну что Архнадзор: в его списке и за 2018, и за 2019 год по 21 снесенному зданию. Под каждое костьми не ляжешь. 

До 2015 года историческими зданиями без статуса ОКН занималась комиссия с длинным названием, созданная в 2011 году и среди градозащитников прозванная «сносной», хотя в последние годы своего существования она как защитила от сноса довольно много построек без присвоения им охранного статуса. Об устранении комиссии хорошо написано здесь. Не стоит ли ее восстановить?  

Так что история проектирования и строительства «Резиденций композиторов», растянувшаяся на 11 лет от международного конкурса до сноса исторических зданий фабрики, – показательна. Она почти как зеркало десятилетия. 

Но интересно посмотреть на нее одновременно с двух точек зрения. Во-первых, сформированный градозащитниками взгляд на вещи, согласно которому «по-настоящему красивы» только сносимые исторические здания, представляется несколько плоским. Надо как-то понимать, что и исторические, и современные здания прекрасны в совершенно разной степени, и степень эта зависит от художественного качества проекта. У нас почему-то принято любить либо современную, либо историческую архитектуру – то есть оставаться в какой-то одной нише или зоне комфорта, не замечая или даже презирая другую. На мой взгляд это совершенно ненормально, даже похоже на следствие какой-то коллективной этической травмы. 

Но бывают случаи, и их все больше, когда сохранение становится ключом к современной архитектуре, – так вот в этом случае, если в последний момент «ключ» вынуть, получается ужас как нехорошо. 

Поставщики, технологии

Cuuber
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Резиденции композиторов»
Россия, Москва, Павелецкая набережная, вл. 8

Авторский коллектив:

Руководитель – С.А. Скуратов
Главный инженер проекта – С.Р. Горин
Главный архитектор проекта – В.А. Обвинцев
Архитекторы – И.Ю. Ильин, К.У. Ухина, Е.В. Королев, Д.В. Маншилин



2014 — 2014 / 2016

Заказчик: ОАО «Московский картонажно-полиграфический комбинат» в лице ООО «АФИ РУС» // AFI Development (ОАО «МКПК»)

26 Декабря 2022

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Похожие статьи
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все его объемы под поросшими травой склонами.
Селадоновые фасады
Бюро Zaha Hadid Architects спроектировало культурный центр для Шаосина: в качестве отделочного материала планируется использовать керамические панели селадонового – серо-зеленого – оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.