English version

Тень от гвоздя

ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Резиденции композиторов»
Россия, Москва, Павелецкая набережная, вл. 8

Авторский коллектив:

Руководитель – С.А. Скуратов
Главный инженер проекта – С.Р. Горин
Главный архитектор проекта – В.А. Обвинцев
Архитекторы – И.Ю. Ильин, К.У. Ухина, Е.В. Королев, Д.В. Маншилин



2014 — 2014 / 2016

Заказчик: ОАО «Московский картонажно-полиграфический комбинат» в лице ООО «АФИ РУС» // AFI Development (ОАО «МКПК»)
Москва-река, как известно, на карте похожа на женский профиль. Там, где у нее «нос и подбородок», сейчас идет активнейшее строительство – но большей частью на левом берегу, на Симоновской набережной. На правом берегу – Павелецкая промзона. Ее застраивают давно и интенсивно, но восточная часть у реки по-прежнему отделена широким полотном железной дороги, и здесь затишье. Набережная между Садовым кольцом и ТТК в основном состоит из бывших заводских корпусов, переоблицованных керамогранитом, и  жилых кирпичных девятиэтажек. По сравнению с мега-стройками на другой стороне этот берег кажется законсервированным.

Но есть два исключения: в начале пути заметен «Дом музыки» на Павелецкой. В конце, перед ТТК, в последние годы появился другой заметный объект – здесь на реку, как будто раздвигая собой постсоветские офисы, смотрят стеклянно-металлические торцы нескольких башен ЖК «Резиденции композиторов», построенного по проекту Сергея Скуратова. Его название, как несложно заметить, откликается на соседство Дома музыки. 

Стройные торцы башен, подчиненные рельефной металлической сетке вертикальных пропорций, привлекают внимание как не вполне «здешние», хотя сочетание кирпича и металла намекает на промышленное прошлое района. Дома стройные и подтянутые; не «кричат», но заявляют о прорастании нового типа городской ткани сквозь старую.  
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Корпуса отлично видны с противоположного берега, они «держат» изгиб реки, «смотрят» почти что прямо на юг, с легким поворотом к востоку – то есть на воду, на ТЭЦ, а дальше, мимо территории ЗИЛа, на Коломенское, чьи зеленые дали должны быть видны с верхних этажей.
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной, 2014. В будущем – Резиденции композиторов
© Сергей Скуратов architects, 2014

К слову сказать, это не единственные реализованные дома Сергея Скуратова,  которые выстраивают активное взаимодействие с рекой подобным образом. Два первых лота соседнего ЗИЛАРТа тоже обращены к воде торцами, только не на юг, а на запад. И там, и тут – не очень большие здания «городского» масштаба, 15-16 этажей, но объемно-планировочный прием заряжает их энергией, в которой, как кажется, просматривается авторский почерк общения с рекой.

Заметим, что композиция «Композиторов» во многом продиктована планировкой участка и картонажной фабрики, которая здесь находилась. Ее западная граница – прямая линия, ведущая к реке, и сама территория была вытянута перпендикулярно изгибу берега. Можно предположить, что ход поперечной постановки объемов был вычитан именно здесь из градостроительной ситуации (2011/2014), и годом позже на ЗИЛе (2015/2016) уже отточен – там корпуса расположились «на свободе», на Павелецкой же им еще пришлось «выглядывать» из-за фрагментов неряшливой застройки первого ряда.
ЗИЛАРТ, лоты 1 и 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной, 2014. В будущем – Резиденции композиторов
© Сергей Скуратов architects, 2014
Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной, 2014. В будущем – Резиденции композиторов
© Сергей Скуратов architects, 2014

Итак, проект «Резиденций композиторов» на Павелецкой набережной, единодушно одобренный архитектурным советом в конце 2014 года, реализовывался тремя очередями. Сейчас, в 2022 году, комплекс сдан и его можно рассматривать целостно. 

Начнем с того, что здесь присутствует практически полный набор принципов, которые последовательно внедрялись в градостроительной политике Москвы на протяжении последних 10-15 лет. Они окончательно вошли в обиход лет 5-7 назад, и «Резиденции» оказываются, таким образом, где-то в начале процесса. Дворы без машин, многофункциональность первых этажей, бульвар с городским ритейлом и площадь с качелями, разномасштабность объемов от «перемычек» до «башен», благоустройство с геопластикой, многоуровневость и разнообразие морфологии, амфитеатры, общественные зоны, открытые городские пространства.
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов», проект 2014 года
    © Сергей Скуратов architects, 2014
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Тем более любопытны нюансы, они прямо-таки отражают в себе историю развития темы. 

В пластическом решении домов можно увидеть достаточно много авторского, характерного для почерка Сергея Скуратова. Если говорить от противного, то здесь, к примеру, нет популярной в 2010-е «перевязи цветных сеток», равно как и избыточного сращивания окон по вертикали. Сетка объединяет по 2 этажа только на торцах, обращенных к городу. Распределение цветов – из любимых архитектором: часть домов краснокирпичные, у реки и бульвара, часть – почти-белые, в основном в глубине. 

Любопытный прием – зигзагообразные торцы внутренних корпусов, похожие на ширмы-гармошки. На входе со стороны бульвара они образуют своего рода асимметричные «пропилеи», впрочем, расступаются очень широко, пожалуй, только историк искусства увидит здесь намек на ворота. Но очевидно, что к городу обращены фасады построже, металлизированные кристалличные «решетки», а внутри мы видим более живые складчатые формы. 
  • zooming
    1 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    2 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    3 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    4 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    5 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    7 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Кирпичные фасады, хотя и сделаны из экономного кирпича ЛСР – разнотоновые и рельефные. Терраково-красный соседствует с коричневым, часто используется паттерн, в котором кирпичи равномерно-шахматно выступают из плоскости вперед. Рельеф поддерживает «баварскую» раскладку, общий тон становится темнее, поверхность оживает, особенно в косом свете. Зимой рельеф графично подчеркивают «шапочки» снега (такие же можно видеть в Тессинском переулке, но здесь они подчинены строгой дисциплине). 
  • zooming
    1 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    2 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    3 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    4 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    5 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    6 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рельефу вторят черные металлические рамки окон и балконы – не просто ящики для кондиционеров, а именно небольшие открытые балконы, на которые можно выйти человеку. В северо-восточном корпусе, занятом в основном студиями, они покрывают всю стену, в других домах выстаиваются в шахматные вертикали, но везде оживляют фасады. 
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Отдельного внимания заслуживает бульвар: он появился на месте улицы, отделявшей фабрику от жилых домов, и он очень широкий – западная сторона улицы обычная, а на восточной несколько тротуаров, поменьше ближе к улице и побольше – к магазинам. Много деревьев, и новых, подсаженных, и старых. Настоящий городской променад, здесь достаточно много людей, кто-то выгуливает собак, кто-то идет от автобусной остановки. 
ЖК «Резиденции композиторов»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

В перспективе бульвара – городская достопримечательность, хлебозавод №7, один из пяти круглых заводов, построенных в Москве по системе, изобретенной инженером Марсаковым. Его круглый бок, пусть пока и окруженный забором с колючей проволокой, делает место внезапно каким-то уютным. 
Бульвар и хлебозавод в перспективе. ЖК «Резиденции композиторов»
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

На противоположной, северной, границе – «внутреннее» общественное пространство с амфитеатрами на кровле въезда в подземную парковку под двускатной металлической перголой: «второй уровень» приватного двора.
  • zooming
    Игровая площадка и общественное пространство на кровле въезда в парковку. ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    Игровая площадка и общественное пространство на кровле въезда в парковку. ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Над въездом-входом пергола продолжается металлической кровлей, и получается протяженный поперечный козырек, чем-то напоминающий фабричные ворота – то есть, контекстуальный. 
Въезд с гараж и козырек. ЖК «Резиденции композиторов»
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, комплекс состоялся для своего места и времени. Он «правильный», в нем многое можно найти, и где поесть, и где пройтись. Он элегантен со своей рельефной раскладкой кирпича, ритмом, складчатыми торцами, но не слишком противоречит соседним, по-своему уютным кирпичным кварталам 1960-х; там все до одного дома выкрашены желтой краской, здесь контраст кирпича и светлого тона. Пройти мимо – приятно. Это один из качественных московских ЖК середины 2010-х с признаками авторского почерка. Без размаха «Садовых кварталов», который тут был невозможен, и даже без некоторого глянца ЗИЛАРТа с его тщеславными консолями. Но узнаваемый. 

Однако дело не в том.

А в том, что фабрику-то снесли. И снесли без ведома архитектора. А проект, между тем, был полностью выстроен на сохранении части фабричных зданий. Оно было его сутью и смыслом. И в общем что – этого смысла больше нет.
Мы работали над проектом несколько лет, я с самого начала настаивал на сохранении корпусов фабрики Шлихтермана, хотя они и не обладали статусом ОКН, а были только «ценным градообразующим объектом». В этом меня поддерживал и Департамент культурного наследия, и Москомархитектура. Сохранение фабричных построек было заложено в проекте, который победил в 2011 году в международном конкурсе. Проект, основанный на сохранении исторических корпусов, был единогласно одобрен Архсоветом в 2014 году.
 
Затем, после того как мы очень подробно, в деталях разработали стадию Проект, РД и авторский надзор нам уже не предложили; так часто бывает. Оставалось только наблюдать со стороны. Дома первой и второй очереди построили достаточно хорошо, хотя и с некоторым огрублением: у меня предполагался более светлый металл, более тонкие, легкие профили и крупный шаг импостов, особенно с остеклении первых этажей, выходящих на набережную. Их заметно удешевили. С другой стороны, консоли реализованы, раскладка кирпича в целом соответствует проекту, как и объемное построение.
 
Но моим главным разочарованием стало то, что все исторические здания, чья реконструкция была отнесена к третьей очереди, были снесены и превращены в новоделы, достаточно грубые новоделы. Их снесли где-то в 2019 году и выстроили из бетона на подземных парковках. Детали упрощенно повторяют исторические, и главное – бетонные объемы облицованы совершенно тем же простым современным кирпичом, что и наши жилые дома. Так что в конечном счете неясно, что здесь вообще делают все эти постройки, зачем они, откуда они, почему такие? Впрочем, даже если бы детали были нарисованы хорошо, – важно само по себе то, что это подделки.
 
Подделка лишила смысла весь проект, все наши приемы, контрастные сопоставления. Проект был рассчитан на работу с подлинной материей, он был выстроен исходя из того, что сохраняется поверхность старого кирпича XIX века, которую мы планировали очистить от краски. Все дополнения, витражи, металлические конструкции – все это должно было подчеркивать материю исторических стен, вступать с ней в диалог, формировать определенную логику, которая затем распространялась на весь квартал. Новые здания откликались на старые постройки, всё архитектурное решение было определено соседством с фабрикой. Теперь, когда ее нет, а исторические корпуса воспроизведены настолько приблизительно, что даже не особенно узнаваемы, – все выглядит, мягко говоря, странно и не очень мотивированно.

Если бы мы не планировали сохранение и не отталкивались бы от него как от основной идеи, проект был бы другим. 

Здесь начинается несколько иная история. 

Комплекс построен на территории промзоны, бывшего картонажно-полиграфического комбината, который был основан Егором Егоровичем Шлихтерманом в 1864 году как прядильно-красильная фабрика – ее в 1925 национализировали и превратили в картонажно-ящичную, а в 1968 уже в полиграфический комбинат (см. подробнее в статье Константина Михайлова, который и в 2014 году знал, что все может пойти не так). 

Планировалось сохранить два здания. Одно протяженное, вытянутое с запада на восток, с поперечными крыльями, арками прохода и двумя внутренними коридорами – основное здание фабрики. Его снесли в 2019 году.

Согласно проекту в нем размещались 0бщественные пространства, этакое «депо на Лесной», с кирпичными стенами, многоуровневым коридором-атриумом, стеклянно-металлическими потолками стенами в торцах крыльев. Перед ним со стороны набережной планировалась прозрачная металлическая «галерея», она оформляла городскую площадь со стороны реки, в которую была включена и фабричная труба. Это не было скрупулезное сохранение всего здания до последнего гвоздя на его фальцевой кровле – это было сочетание старых стен с остро-новыми, хай-тековскими формами и материалами. Которые, как, напомним, говорит архитектор, оттеняли и поддерживали друг друга. 
zooming
Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной
© Сергей Скуратов architects, 2014
Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной
© Сергей Скуратов architects, 2014
Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной
© Сергей Скуратов architects, 2014

Второе здание – дом управляющего, расположено во дворе. Его снесли в ноябре 2018 года.

В первом проекте с трех сторон от него планировался пруд, к 2014 году пруд переместили в сторону основного корпуса фабрики. В бывшем доме управляеющего планировалось разместить детский сад. Он там в итоге и размещен, но есть еще один нюанс: между заводскими зданиями должна была возникнуть общественная площадь, а прогулочные площадки ДОУ под прикрытием зелени архитекторы размещали в глубине двора. В итоге все сделано наоборот: детскую территорию перенесли к югу, общественную разместили по центру. Пруд ликвидирован как класс.
ЖК «Резиденции композиторов», конкурсный проект 2011 года
© Сергей Скуратов architects, 2011
ЖК «Резиденции композиторов», конкурсный проект 2011 года
© Сергей Скуратов architects, 2011
ЖК «Резиденции композиторов», проект 2014 года с сохранением фабричных корпусов. Пруд
© Сергей Скуратов architects, 2014

Витражи торцов, обращенных к реке, которые тоже относятся к главному фасаду, в проекте 2014 года и в реализации несложно сравнить визуально: расстекловка стала меньше, плоскость стекла, в проекте углубленная, передвинута вперед. Задуманный hi-tech лоск куда-то ушел. 
  • zooming
    Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной
    © Сергей Скуратов architects, 2014
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

С башней при основном корпусе... Тоже не все так однозначно. 

Подлинную башню снесли в 2019, как пишет МосквичМаг, под предлогом «крена в строительный котлован». Современный верх в реализации выглядит совсем не как в проекте, где стекло было прозрачным и с выраженной сеткой внешнего каркаса, а за ним – сетка металлических конструкций. И, кажется, стеклянная часть слегка подросла. 
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов», проект 2014 года с сохранением фабричных корпусов
    © Сергей Скуратов architects, 2014
  • zooming
    Въезд с гараж и козырек. ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще Сергей Скуратов рассказал любопытную историю про угол северо-восточной жилой башни, ее полезно знать практикующим архитекторам. Дом был задуман как близнец парной, западной башни; к реке выходят два крыла фабрики, их фланкируют два новых дома – неклассичная, но симметричная парная композиция. В целом все так и осталось, но восточный угол, как оказалось, немного нависал над городской землей, заходил за официальные границы территории комплекса. В Москве ужасно важно ни над чем не нависать: угол «вырезали» в процессе рабочего проектирования. Так у правого дома образовалось непредусмотренное проектом кирпичное «ухо». 
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
  • zooming
    ЖК «Резиденции композиторов»
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA

Тот факт, что корпуса-подделки облицованы ровно тем же кирпичом, что и новые дома, конечно, удивителен. Действительно, смотришь на них и думаешь: почему они такие? Почему такая планировка, такие закоулки, такие арки? Если бы кирпич был старым, многое встало бы не свои места: новый жилой комплекс окружал его как некую данность, объект, одновременно родственный и чужеродный. Старый кирпич отражался бы в новом стекле с новым кирпичом над ним, целая энциклопедия фактур, современных и исторических. 

Сейчас, конечно, убедить кого-либо, кто хоть пару раз видел здания XIX века, в том, что эта бодрая пестрота относится к фабрике, невозможно. Признаться, такой подход имеет много «родственников» в Москве 2000-х; но в «Резиденциях» их видеть, конечно, обидно. Как-то все, снивелировалось, что ли. 
ЖК «Резиденции композиторов»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена SSA
ЖК «Резиденции композиторов»
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Обратим внимание на слова Сергея Скуратова о том, что без идеи сохранения проект был бы другим. Он и был другим – в 2014 году по просьбе заказчика архитектор предложил альтернативную версию, со сносом. Там он, что вполне предсказуемо, смелее работает с пространством и уровнями. Фитнес в стилобате выдвигается на линию набережной асимметричной «каплей», на его кровлю из двора ведет пологий зеленый склон. Рядом, единственный сохраняемый элемент в этом варианте – фабричная труба, на ее верхушке установлена статуя Меркурия. 
ЖК «Резиденции композиторов», вариант проекта 2014 года без сохранения зданий завода
© Сергей Скуратов architects, 2014

И еще один нюанс, помимо сноса старых зданий, я бы его определила как ползучий рост статуса. Транспортная доступность территории не очень хороша, и комплекс поначалу планировался как экономный (см. здесь), рассчитанный на молодежь, – отсюда мелкая «нарезка» студий и развитые общественные пространства для «тусовки». В этом звучал какой-то даже, не очень проявленный, но все же заметный социальный пафос. Пафос, если он, конечно, был, к реализации ощутимо «сдулся». То есть мелкая нарезка в кирпичном корпусе 1 очереди осталась. Но с тусовкой малопонятно. В процессе строительства класс жилья вырос до «бизнес». Площади в первых этажах со стороны набережной ждут арендаторов, неясно, какими они будут и какое вообще пространство внутри. Видны круглые бетонные колонны, высокие потолки, но вот тип функции больше похож на обычную сервисную, какое-то особенное пространство общения тут, похоже, не возникнет. Да и не располагает обстановка: сложно сказать когда, но территорию полностью закрыли забором, на калитках пугающий знак: «не пропусти постороннего». Впервые такое вижу. Можно понять, что жителям нужны приватность и безопасность, но как-то очень уж эта напряженная символика плохо сочетается с идей городских общественных пространств. 
Охранный знак на заборе. ЖК «Резиденции композиторов»
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще один «остаток» от ранних проектов – микро-козырек на псевдоисторическом корпусе. Он очень отдаленно напоминает о масштабном замысле конкурсного проекта: там был предложен пешеходный мост через Москву-реку на сторону Симонова. Позднее выяснилось, что в генплане Москвы где-то есть планы такого моста, но очень отдаленные. Мост быстро отменили, еще в 2011 году. 
Сергей Скуратов. Проект реконструкции московского картонажно-полиграфического комбината. Первоначальный вариант
© Сергей Скуратов architects
Сергей Скуратов. Проект реконструкции московского картонажно-полиграфического комбината. Первоначальный вариант
© Сергей Скуратов architects

Как будто в память об идее моста в проекте 2014 года над главным заводским корпусом возник длинный металлический козырек, «взлетающий» над ступенчатым кирпичным объемом в сторону реки, салютуя ей по-своему, в направлении, поперечном к торцам башен, в сторону башни «Дуло» Симоновского монастыря. 
  • zooming
    Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной
    © Сергей Скуратов architects, 2014
  • zooming
    Проект многофункционального жилого комплекса на Павелецкой набережной
    © Сергей Скуратов architects, 2014

Так нет, ведь и козырек тоже обрезали. 
Сокращенный козырек над корпусом, имитирующим фабрику XIX века. ЖК «Резиденции композиторов»
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

И кирпичную трубу снесли. Спрашивается, ее то за что? Хороший был артефакт. Даже в проекте 2014 года «со сносом» трубу планировалось сохранить. Ответ, в общем-то, очевиден: чтобы случайно не упала – всё из соображений безопасности. 

Сергей Скуратов сравнивает произошедшее здесь стирание остатков старой фабрики с грустной песней Новеллы Матвеевой про гвоздь, если ее рассматривать не как историю несчастной любви, а как рассказ о постепенном уничтожении памяти и борьбе воспоминаний с реальностью. Если переводить на архитектурный, то, вероятно, можно было бы сказать, что в городе, действительно, сосуществует несколько тенденций: к сохранению, стиранию и воспроизведению. С сохранением все понятно, оно, на самом деле, очень модно, актуально и популярно, особенно сохранение зданий без статуса (поскольку здания со статусом снести в Москве не так уж просто, почти невозможно). Моде на сохранение промышленного XIX века – лет 50, если не больше, неловко даже вспоминать всем известную Фабрику и Тейт Модерн. В Москве она тоже получила развитие, от Армы до недавно открытого интерьера хлебозавода №5 с центром изучения конструктивизма «Зотов». Все больше проектов реконструкции с сохранением получает премии, из недавнего – Dezeen Awards отметили Музей современного искусства Argo Factory в Тегеране, устроенный в пивоварне 1920-х годов. Примеров множество, реконструкция с сохранением построек, которые когда-то по определению приговаривали к сносу, набирает силу мощнейшего движения. 

Другое дело, что в Москве реализация такого рода замыслов то и дело дает сбои. Один из классических, хотя и старых, примеров – БЦ «Красная роза», где сначала поселили арт-кластер в шедовых корпусах, а потом их снесли и построили копии. Вот и тут снесли. Не всегда архитектор может повлиять на решения заказчика, чаще – наблюдает за перипетиями окончательной реализации проекта. 

Могли ли в такой ситуации что-то сделать Москомархитектура и Москомнаследие, согласовавшие проект в 2014 году на условиях сохранения? Нам достоверно известно, что такие случаи – к примеру, когда ДКН потребовало сохранить дом без статуса ОКН, и он был сохранен: стены «вывешены» с использованием какого-то огромного количества металла для спасательных конструкций. Что-то подобное было нужно и здесь – укрепить кирпичные стены металлом, чтобы подвести под фабричные корпуса подземную парковку. Могли ли ведомства потребовать и проследить? Хотели ли? 

Впрочем, кажется, в этой истории дистанцировалась и общественность: если 2014 году Константин Михайлов сокрушался, что в принятом проекте сократилось количество корпусов, предназначенных к сохранению, то в 2018 Архнадзор включил в список утрат дом управляющего, а в 2019 – главный корпус. В начале 2019 Рустам Рахматуллин в своем интервью МК предупредил, что фабрике грозит снос. Но градозащитного шума в данном случае не было. Впрочем, кого винить? Основная работа ДКН это защита ОКН и принятие новых памятников в их ряды. Все остальное не то чтобы вне компетенции ведомства, но вопрос доброй воли и взаимной заинтересованности охранного ведомства и заказчика. Рассмотрение на архитектурном совете это тоже, строго говоря, лирика – официальный статус, как известно, имеет согласованный АГР. А Архнадзор, ну что Архнадзор: в его списке и за 2018, и за 2019 год по 21 снесенному зданию. Под каждое костьми не ляжешь. 

До 2015 года историческими зданиями без статуса ОКН занималась комиссия с длинным названием, созданная в 2011 году и среди градозащитников прозванная «сносной», хотя в последние годы своего существования она как защитила от сноса довольно много построек без присвоения им охранного статуса. Об устранении комиссии хорошо написано здесь. Не стоит ли ее восстановить?  

Так что история проектирования и строительства «Резиденций композиторов», растянувшаяся на 11 лет от международного конкурса до сноса исторических зданий фабрики, – показательна. Она почти как зеркало десятилетия. 

Но интересно посмотреть на нее одновременно с двух точек зрения. Во-первых, сформированный градозащитниками взгляд на вещи, согласно которому «по-настоящему красивы» только сносимые исторические здания, представляется несколько плоским. Надо как-то понимать, что и исторические, и современные здания прекрасны в совершенно разной степени, и степень эта зависит от художественного качества проекта. У нас почему-то принято любить либо современную, либо историческую архитектуру – то есть оставаться в какой-то одной нише или зоне комфорта, не замечая или даже презирая другую. На мой взгляд это совершенно ненормально, даже похоже на следствие какой-то коллективной этической травмы. 

Но бывают случаи, и их все больше, когда сохранение становится ключом к современной архитектуре, – так вот в этом случае, если в последний момент «ключ» вынуть, получается ужас как нехорошо. 

Поставщики, технологии

Cuuber
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Резиденции композиторов»
Россия, Москва, Павелецкая набережная, вл. 8

Авторский коллектив:

Руководитель – С.А. Скуратов
Главный инженер проекта – С.Р. Горин
Главный архитектор проекта – В.А. Обвинцев
Архитекторы – И.Ю. Ильин, К.У. Ухина, Е.В. Королев, Д.В. Маншилин



2014 — 2014 / 2016

Заказчик: ОАО «Московский картонажно-полиграфический комбинат» в лице ООО «АФИ РУС» // AFI Development (ОАО «МКПК»)

26 Декабря 2022

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.